Что такое тренинг – что это за форма обучения, какие бывают тренинги, какие у них есть плюсы и минусы

Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.

Определение понятия

Посмотрим, что значит слово “тренинг” по данным Википедии.

Тренинг (от англ. training или train – тренировка, обучение, воспитание) – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения.

Если говорить простыми словами, это групповое занятие в аудитории, на котором люди получают именно практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы.

Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции. И тогда вместо выполнения практических упражнений человек смотрит слайды на экране и слушает выступление тренера. Это тоже может быть полезно, но на тренинг приходят именно за практикой. Ведь нельзя научиться плавать или ездить на велосипеде, наблюдая за тем, как это делают люди на мониторе.

Стоимость

Стоимость участия зависит от нескольких факторов:

  • тематики тренинга;
  • продолжительности курса,
  • количества участников (если тренинг корпоративный);
  • места проведения;
  • имени ведущего.

Но в любом случае она должна быть адекватной. Стоит понимать, что хороший тренинг вряд ли будет стоить 100 рублей, ведь тогда и ценность его для участников будет очень низкой. Но не стоит и поддаваться на провокации вроде «А сколько вы готовы заплатить за ваш успех?» или «После тренинга вы будете зарабатывать в сто раз больше» – особенно, если стоимость разового занятия равна вашему месячному доходу. В среднем стоимость одного дня тренинга общения или личностного роста в Москве составляет 5 -8 тыс. руб.; навыковые (бизнес-тренинги) несколько дороже – от 12,5 тыс. руб.

История появления термина

Одним из первых, кто начал использовать понятие “тренинг”, стал Дейл Карнеги – американский педагог, писатель и мотиватор. В 1912 году он основал тренинговый центр Dale Carnegie Training, в котором и по сей день проходят занятия по развитию навыков публичного выступления и уверенности в себе.

Существенный вклад в тренинговую форму обучения внес и Курт Левин – немецкий психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию. В 1946 году совместно со своими коллегами он основал Т-группы для развития коммуникабельности участников, поняв, что наибольшую ценность имеет анализ собственных переживаний в коллективе.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Успешные результаты обучения в группах Левина послужили основанием для создания Национальной лаборатории тренинга в США, где начали проводить обучение для менеджеров, управленческого персонала и даже политических лидеров.

В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга – философа и специалиста в области развивающей психологии – был разработан метод, получивший название социально-психологического тренинга. Суть его состояла в применении ролевых игр для развития коммуникативных навыков.

Зачем он нужен

Почему тренинги так популярны и зачем вообще нужно на них ходить? Видов таких групповых занятий много, и чуть позже мы рассмотрим их особенности и пользу. Пока попробуем обобщить достоинства тренингов и понять, что нового вы можете на них приобрести:

  1. Знания. Как я уже отметила, до 20 % общего времени отведено на теоретическую информацию. Вы получаете выжимку из общепринятых сведений и жизненного опыта самого тренера, который чаще всего является экспертом в своей области.
  2. Навыки. В первую очередь на тренинги люди идут именно за тем, чтобы получить какие-то практические умения. В игровой форме участники примеряют на себя различные роли, прорабатывают сценарии, которые могут случиться с ними в обычной жизни, и учатся благополучно преодолевать их.
  3. Решение внутренних задач. Как правило, каждый участник приходит на занятия со своими целями, вопросами и проблемами. Грамотный тренер обучает полезным техникам, помогает взглянуть на ситуацию под другим углом и найти выход.
  4. Мотивация. В группе гораздо легче вдохновиться на активные действия и изменения в жизни. Когда человек видит перед собой единомышленников, открывается второе дыхание, появляются свежие идеи и решимость.
  5. Новые знакомства. Тренинги позволяют вырваться из привычного круга общения, состоящего из коллег, родственников и друзей. Появляется шанс увидеть много интересных, разных, непохожих людей со своим опытом, историями. Работа в группе сближает и помогает развивать навыки коммуникации.
  6. Взгляд со стороны. Тренер дает оценку действиям каждого участника, что бывает весьма полезно для определения новых зон роста и совершенствования.
  7. Расширение кругозора. Если ваша жизнь схожа со схемой “работа – диван – работа”, то тренинг будет отличным поводом вырваться из рутины серых будней и попробовать что-то новенькое.
  8. Выход из зоны комфорта. Здесь вас ставят в совершенно непривычные условия, а это способно дать мощный толчок для дальнейшего развития и роста.
  9. Подтверждение компетенции, самореализации. По завершении обучения все участники получают сертификаты. Их можно прикладывать к резюме или просто использовать как инструмент для повышения самооценки в те моменты, когда все валится из рук.

Что можно получить на тренинге

Разберем, зачем люди ходят на тренинги и что эти тренинги им дают.

Хорошие теоретические знания

Целью тренинга может быть получение теоретических знаний о чем-либо. Но эта «теория» не должна быть такой же, как в книгах или учебниках. Она должна быть, например, объяснена на таких примерах, которые навсегда останутся в памяти, или «опробована» на чем-то практическом, что позволит применять эту теорию в реальной жизни.

Практические навыки

Как правило, люди все-таки приходят на тренинги не за теорией, а за практическими навыками. Допустим, они хотят научиться оказывать первую помощь, научиться ремонтировать автомобили. Или использовать Яндекс-Метрику для анализа веб-сайтов.

Тренинги должны формировать именно навыки, а не умения. То есть помогать доводить какое-то умение до автоматизма, чтобы человек мог легко его применять на работе или в жизни.

Мотивация

Мне доводилось посещать несколько тренингов по сетевому маркетингу, потому что мои родители работают в сетевом бизнесе. Я всегда буду помнить тот заряд мотивации, который получаешь на этих тренингах.

Преподаватели там – всегда целеустремленные и замотивированные люди. Они общаются с участниками тренинга так, что коренным образом «меняют» их сознание, заряжают желанием действовать, менять свою жизнь.

Знакомства

На тренингах всегда можно найти единомышленников. Можно встретить там людей, у которых такая же система ценностей, как у вас, такие же мечты и планы.

Для бизнесменов подобные знакомства особенно выгодны. Тренинги позволяют бизнесменам и предпринимателям находить себе партнеров по бизнесу, находить тех, с кем можно будет впоследствии обсудить какие-то проблемы, у кого можно будет спросить совета.

Критика

На тренинге вы выслушаете то, что скажет вам преподаватель или другие участники. Сможете посмотреть на себя, свои идеи и планы со стороны.

Критика на тренингах – конструктивная. Преподаватель не захочет унизить вас или как-то оскорбить. Ему платят за то, чтобы он обеспечивал личностный рост каждого из участников.

Поэтому для любого участника тренинга послушать критику в свой адрес в рамках обучения будет очень полезно.

Сертификаты

Это «бумажное» подтверждение того, что вы прошли тренинг. Сертификаты нужны для вашего портфолио. Они продемонстрируют вашим будущим работодателям, что вы стремитесь к саморазвитию, готовы уделять время посещению тренингов и постоянно обучаться чему-то новому.

Как проходят тренинги

По форме проведения классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Продолжительность, как правило, составляет от 3 до 5 дней по 6–8 часов с перерывами.

Если говорить о структуре занятия, то выглядит она примерно следующим образом:

  1. Мини-лекция, на которой участников знакомят с новой информацией.
  2. Наглядная демонстрация того, что было озвучено в теоретической части.
  3. Практика, на которой участники разбиваются на группы и выполняют задания и упражнения тренера. Иногда мини-группы соревнуются между собой. Тогда происходит еще большее вовлечение участников в процесс.
  4. Обратная связь. Здесь участники делятся впечатлениями и говорят, что было легко, а в чем возникали сложности. Действия каждого участника оцениваются тренером и самим коллективом. Задаются дополнительные вопросы.

В интернете можно найти много онлайн-тренингов. Их принцип примерно тот же, что и у обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Достоинствами можно считать:

  • экономию средств как со стороны самого тренера, так и участников;
  • расширение потенциальной аудитории;
  • комфортные условия.

Благодаря современным интернет-площадкам онлайн-тренинги также позволяют нарабатывать практические навыки, общаясь со всеми участниками. Вместе с тем главным преимуществом тренинга как формы обучения является прямое физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя добиться дистанционным форматом.

Какие тренинги посмотреть прямо сейчас

Есть интересные бесплатные тренинги от Нетологии. Они все почти проходят в групповом формате, ученики принимают в них участие.

Вот перечень бесплатных материалов от Нетологии – просмотрите их и отберите нужное. В перечне кроме онлайн-тренингов есть еще вебинары, я не могу их «отфильтровать», потому что они все на одной странице.

А вот ссылка на бесплатные материалы от Скиллбокса. Там тоже есть тренинги, которые проводятся в групповом формате. Мне особенно интересными кажутся психологические тренинги.

Еще есть проект ВсеТренинги, где размещается информация о самых разных оффлайн-тренингах в любом городе России. Зайдите туда, введите свой город и выберите тот тренинг, который вам по душе.

Очень много digital-тренингов можно найти на сайте Training Space. Все тренинги там рассортированы на группы, есть материалы для руководителей, специалистов отдела продаж, HR и так далее.

Посмотрите еще мою подборку с курсами по психологии. Там есть много психологических курсов и тренингов, в том числе полностью бесплатных.

Виды тренингов

Общепринятой классификации не существует. Разделение на типы можно провести по нескольким основаниям. К примеру, по степени открытости выделяют:

  1. Корпоративные.
  2. Открытые.

Первые организовываются внутри компании, вторые доступны всем желающим по интересам.

Какими бывают тренинги в зависимости от их направленности:

  1. Навыковые.
  2. Психотерапевтические.
  3. Коммуникативные.
  4. Бизнес-тренинги.

Навыковые

Такие занятия направлены на получение конкретных умений. Тематика может быть самая разная:

  • ораторское искусство;
  • выпечка тортов;
  • художественная роспись пряников;
  • навык скорочтения, запоминания;
  • макияж и т. п.

В организациях могут проводиться тренинги по следующим направлениям:

  • техника ведения переговоров;
  • искусство продаж;
  • проведение презентаций;
  • обслуживание персонала и т. п.

Психотерапевтические

К этой категории относятся так называемые тренинги личностного роста. Они также разделяются на несколько типов:

  1. Развитие личности. Такие занятия направлены на повышение самооценки, работу с самоконтролем, управление эмоциями, выработку уверенности в себе, мотивацию и др.
  2. Психотерапия. На подобные тренинги ходят люди, попавшие в затруднительную ситуацию. Здесь учат, как грамотно реагировать на обстоятельства и проживать их с минимальными эмоциональными потрясениями.
  3. Работа с состояниями. Например, преодоление страхов, фобий, нерешительности и прочих внутренних барьеров, создающих проблемы для счастливой и гармоничной жизни.
  4. Исследовательские. Они направлены на познание и поиск себя.

Коммуникативные

Такие тренинги еще называют социально-психологическими. Их целью является развитие навыка общения. Есть много разновидностей занятий:

  • чтобы чувствовать себя увереннее в диалогах;
  • навык знакомства с новыми людьми;
  • работа со стеснением в общении;
  • навыки деловых коммуникаций;
  • искусство флирта и обольщения;
  • занятия для учителей;
  • социальная адаптация школьников, подростков;
  • как сказать “нет” и т. п.

Бизнес-тренинги

Они могут проводиться как собственными штатными специалистами, так и приглашенными тренерами. Такие занятия могут быть разной направленности в зависимости от поставленных задач:

  • личная эффективность;
  • менеджмент;
  • продажи;
  • ведение переговоров;
  • управление эмоциями;
  • тайм-менеджмент;
  • постановка и достижение целей;
  • маркетинг и т. п.

Тренинг в стиле коучинг

Данный вид обучения выделю отдельно от остальных. Это более прогрессивная модель обучения, так она дает наиболее ощутимые результаты за счет того, что перед обучением проводится глубокий анализ текущей ситуации.

Кроме того, активно используется модель SMART. Это один из современных методов постановки целей. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и ограниченной во времени.

Yourselfbranding

Разберем основные этапы коучинг-тренинга

Вводная сессия

На начальном этапе тренер помогает выявить достоинства и слабые места всех участников группы. Участники устанавливают общие приоритеты в обучении. Например, если проводить тренинг в стиле коучинг в продажах, то группа сама выделяет самые необходимые навыки для себя и работает над их усовершенствованием.

На данном этапе проделывается работа над исследованием текущей ситуации. Участники обучения должны дать ответ на вопрос: что происходит сейчас? Кроме этого выявляются мотивы и потребность в обучении. Если у группы нет истинной мотивации для обучения, то результаты тренинга будут не высокие.

Тренинговая сессия

На этом этапе проходит тренинг по классической формуле, которую мы рассмотрели чуть выше: теория – демонстрация – практика – обсуждение. Тренер подбирает упражнения и игры для достижения выявленных на первом этапе запросов.

В зависимости от того, как будет развиваться общая динамика группы, могут вноситься корректировки в план обучения. Например, если группа не очень активна, то добавляются упражнения для повышения интенсивности процесса обучения.

Завершающая сессия

Третий этап отведен для анализа полученных результатов. Проще говоря, достигнуты ли поставленные цели? Также в этой сессии выявляются препятствия и возможные проблемы, которые мешают обучению.

Отдельным блоком рассматривается перенос полученных навыков в рабочую среду. Ведь не секрет, что в тех же тренингах по продажам, участники получают новые навыки, но не используют их на практике.

Yourselfbranding

Кроме этого, составляется список того, что можно сделать в качестве дополнительной прокачки навыков и того, что будет обязательно к выполнению. Этот этап помогает задействовать внутренний потенциал участника через создание нового видения и возможностей.

Когда эффективен коучинг-тренинг

  1. Если нужно быстро изменить текущую ситуацию
  2. Когда отрыв от привычного ритма жизни и работы недопустим
  3. Если нужно согласованное решение поставленной перед командой задачи.
  4. В тех ситуациях, когда нужно повысить личную заинтересованность каждого участника обучения
  5. Уменьшить уровень сопротивления со стороны сотрудников к новым изменениям

Самое важное: коучинг-тренинг не позволяет тренеру работать “для галочки” по заготовленным шаблонам. Ведь нельзя заранее знать, какие цели поставит для себя обучающая группа. Это означает, что тренер должен иметь действительно высокую квалификацию.

И если вы спросите мое мнение, то коучинг-тренинг самый лучший вариант для прокачки своих способностей. Но о том, как нужно выбирать обучение, в следующем разделе.

Методы

Техники, методы и приемы, которые чаще всего используются на тренингах:

  1. Групповая дискуссия. Представляет собой коллективное обсуждение какого-либо вопроса, ситуации или задачи.
  2. Игра. Может быть ролевой, дидактической, творческой, деловой, имитационной, организационной и т. д.
  3. Мозговой штурм. Сначала участникам предлагается высказать все имеющиеся идеи, включая самые фантастические, после чего выбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
  4. Проективное рисование. В ходе него участники могут выплескивать на бумагу свои переживания или выполнять конкретные задания, рисовать индивидуальные картинки или работать на общем листе.
  5. Медитативные практики. Как правило, используются техники визуализации, направленные на замену внутренних негативных установок позитивными.

Каким должен быть хороший тренер

Тренер — это мозговой центр мероприятия, имеющий множество задач. Именно от него зависит, насколько хорошо тот или иной ученик усвоит материал.

В числе основных задач тренера — умение:

  1. «тормошить» пассивных участников, тактично одергивать слишком активных;
  2. способствовать поднятию духа учеников;
  3. уделять достаточно внимания всем участникам тренинга;
  4. объяснять материал доступным и легким языком, при необходимости помогать ученикам.

Отличия от других форм обучения

Кратко мы с вами уже коснулись особенностей тренингов и выяснили, что главной их задачей является получение полезных навыков и умений. Давайте узнаем, чем отличается эта форма обучения от других похожих. Ведь их часто путают, оплачивая одно, а по факту получая совсем другое.

Особенности форм обучения:

  1. Лекции. Они на все 100 % состоят из теории. Вы сидите в аудитории за партой либо в зрительном зале и смотрите на монитор или экран для проектора, слушаете лектора и следите за визуальным сопровождением.
  2. Семинары. Здесь вы также получаете теоретическую информацию, которая потом подкрепляется оживленной дискуссией и обменом опыта между участниками встречи.
  3. Курсы. Очень схожая с тренингами форма обучения, но растянутая по времени. Если на тренинге вы можете овладеть ораторским искусством за 3 дня, проводя в аудитории по 7 часов в день, то курс может растянуться на 3 месяца, а занятия будут проходить пару раз в неделю. Объем информации и практики тот же, но на тренинге вы получаете все сразу, а на курсе постепенно.
  4. Коучинги. Это персональный тренинг для 1-2 участников, где каждый получает индивидуальные рекомендации и постоянную обратную связь от тренера. Если коучинг организуется для большего числа участников, он перестает быть коучингом и становится тренингом.
  5. Мастер-классы. Облегченная версия тренинга. Длятся всего 1–2 часа. На них участники тоже получают полезные практические навыки. Ведущий показывает, а участники повторяют.

Более подробно о том, что такое мастер-класс, можно почитать в нашей отдельной статье.

Помимо перечисленных отличий тренинг отличается еще и тем, что каждый участник непременно должен быть вовлечен в процесс. Вы можете слушать лекцию или проходить семинар, но оставаться незамеченным в группе. Тренинг же предполагает обязательное участие каждого во всех заданиях. Поэтому и число учеников, как правило, не превышает 15 человек.

На курсе может быть хоть 200 человек. Его программа тоже подразумевает практику, но ее выполнение – это уже сфера ответственности каждого. Выполнять задания или нет – ваше личное дело.

Если вам нравится постоянно получать новые знания и умения, думаю, вам придется по душе набирающая популярность тенденция обучения длиною в жизнь. Более подробно о том, как создать систему постоянного обучения, вы можете узнать на нашем блоге.

Подбор места и оборудования для тренинга

Тренинги занимают много времени, поэтому проводиться он должен в комфортных условиях. При выборе площадки нужно следовать этим правилам:

  • Размер помещения должен соответствовать количеству участников. Если их число не превышает 15 человек вполне подойдёт небольшая комната. Важно чтобы у каждого было свое удобное место, никто никому не мешал. Зал не должен быть и слишком большим: это осложняет контакт тренера с аудиторией.
  • Освещение должно быть хорошим. Темнота противоречит уюту и делает обстановку некомфортной. Но и сильно яркий свет не подойдёт: он утомляет глаза. Освещение должно быть достаточным.
  • Вентиляция и температура тоже важны. Не должно быть ни жарко, ни холодно, тоже сквозняки исключены.
  • Отсутствие шума. Для этого в помещении должна быть предусмотрена звукоизоляция.

Помимо этого, в организации тренинга нужно обратить внимание на используемое оборудование. Потребуется звук, свет, компьютеры, экраны для презентации, магнитные доски и т.д. все должно работать четко, без накладок — лучше убедиться в этом перед началом тренинга, проведя своего рода репетицию.

Важно позаботиться о том, чтобы все оснащение было расположено правильно и хорошо настроено. Если собственного оборудования нет, можно взять его в аренду, но только у проверенной компании. Помните, от этого зависит качество тренинга и ваша репутация.

Как выбрать подходящий тренинг

Чтобы занятия действительно приносили пользу, необходимо сначала определиться с целями. Что вы хотите? Какую задачу вы планируете решить с помощью тренинга? Просмотрите описание или презентацию программы. Она должна описывать конкретные решения, которые получит каждый участник, и эти решения должны совпадать с вашими запросами.

Приведу небольшой чек-лист, который поможет определиться с выбором:

  1. Обратите внимание на личность тренера. Чаще всего аудитория идет именно на выдающееся имя организатора. Но громкое раскрученное имя – это еще не все. Тренер должен обладать реальными заслугами и опытом в своей области. Вместе с тем он должен импонировать вам энергетически. Бывает, что специалист хороший, но совершенно не подходит по темпераменту.
  2. Берите программу, оплату которой вы реально можете потянуть. Равный по стоимости вашей полугодовой зарплате тренинг вряд ли окупится, а использовать кредит – решение не самое разумное. Бесплатный тренинг тоже не принесет пользы. Во-первых, помним про сыр в мышеловке, а во-вторых, человек никогда не ценит то, что досталось ему даром. Знания и умения не являются исключением.
  3. Не стоит сильно полагаться на рекомендации знакомых и отзывы в интернете. Каждый тренинг, как и каждый его участник, – это уникальный опыт. Вы можете получить совсем другие результаты, нежели те, кто уже принимал участие в занятиях.

Тренеры и организаторы также заинтересованы в повышении качества своих обучающих программ. Если вам интересно, рекомендую прочесть о методах и моделях оценки эффективности тренингов.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

  • (инструктор, режиссер);
  • психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
  • руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
  • руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
  • один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).

Ведущий выбирает , который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

  • ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
  • гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
  • открытость к другим мнениям;
  • способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
  • способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
  • энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
  • сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
  • уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое (знание потребностей и , сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
  • развитое и интуиция;
  • высокий , образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]