Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека

В статье мы расскажем:

  1. Понятие ценностей человека
  2. 3 вида жизненных ценностей
  3. Алгоритм генерации системы ценностей человека
  4. Факторы, влияющие на формирование личностных ценностей
  5. Значение системы ценностей
  6. Простая методика определения собственной иерархии ценностей

Полностью сформировавшиеся ценности человека оказывают сильное влияние на всю его жизнь. Причем люди отличаются друг от друга, а значит, и ценности у них разные. Одни ставят во главу угла деньги, другие – любовь, третьи – здоровье. Перечислять можно до бесконечности.

Но одно понятно совершенно точно: наибольшие шансы добиться успеха имеет только тот, кто четко определяет свои цели и правильно выбирает приоритеты. А сделать и то, и другое без ясного понимания своих жизненных ценностей весьма затруднительно. Или даже вообще невозможно.

Понятие ценностей человека

Этим термином принято называть все вещи и явления, которые полезны и важны. Ценным предмет не является сам по себе, а становится в результате внутреннего выбора личности и присвоения ему этого свойства. С развитием социума появлялись новые ценности человека, и список понятий и объектов, в которых есть потребность, расширялся.

Все то, что помогает социуму решать жизненные проблемы, можно отнести к ценностям. Они могут быть материальными и вмещать в себя все разнообразие объектов, созданных руками человека. Бывают ценные смыслы и убеждения, без которых невозможно становление личности, а также общества в целом. Все цивилизации, когда-либо существовавшие на земле, имели свой набор ценностей.

Развиваясь в обществе взрослых людей, маленькие дети принимают ту систему ценностей, которая действует в данном социуме. Она формирует черты характера, устанавливает нормы поведения и взаимоотношений с другими людьми, наделяет жизнь смыслом.

Ценности человека так же изменчивы, как и общество, в котором они существуют. Со временем какие-то явления и объекты теряют свою значимость, на их место приходят другие. Люди из разных поколений, как правило, имеют различные ценностные установки и, являясь их носителями, существуют рядом друг с другом. Это можно увидеть на примере взрослых родителей и подрастающих детей.

Таким образом, система ценностей представляет собой набор жизненно важных понятий и ориентиров, необходимых каждой личности. Хотя список этих явлений со временем видоизменяется и дополняется, есть некоторые значимые вещи, которые стали неотъемлемой частью человеческого индивида. К таким ценностям можно отнести свободу, наличие собственных границ и выбора, любовь, веру, здоровье и другие.

Значение жизненных ориентиров нельзя переоценить. Они определяют смысл существования всего человечества и выбор сферы деятельности отдельного индивида, личное и общественное мировоззрение, являются внутренним стержнем каждого человека.

Классификация

Помимо материальных и духовных, профессор психологии и педагогики, Филипп Лерш, выделил три основных вида:

Жизненные

Это наши увлечения, хобби, желания и чувства. Если сказать проще – образ и стиль жизни. Для кого-то наиболее значимым является качественный отдых, отчего он пытается как можно чаще получать удовольствие и удовлетворение от путешествий. А кому-то важнее вкладываться в материальные вещи, радуясь пополнению коллекции марок или фигурок.

Собственной значимости

Эта категория больше характерна для личностей, которые стремятся реализовать себя, достигнуть высот и успеха, получив признание и уважение окружающих. Отчего все ресурсы и свободное время направляют в трудовую деятельность. Примером служат заядлые карьеристы, стремящиеся, во что бы то ни стало прийти к власти и прочее.

Смысловые

Исходя из названия, можно понять, что они придают смысл и значение действиям, желаниям, мечтам. Это стремление к творчеству, поиск чего-то идеального и совершенного. Искренние порывы служить на благо общества и помогать тем, кто нуждается в помощи.

Алгоритм генерации системы ценностей человека

Личность человека начинает свое развитие с самого рождения. Постепенно она формирует собственную систему ценностей, которая становится стабильной во взрослом осознанном возрасте. Хотя и позднее ценности в жизни человека могут поменяться. Ученые вывели некую формулу, по которой происходит становление принципов.

Схематично весь процесс можно представить так:

  • Стремление > Идеал.
  • Стремление > Цель > Идеал.
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал.
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал.

Позднее добавляется еще один пункт в череде понятий – этика. Схема приобретает завершенный вид:

Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал.

Сначала в мыслях человека возникает идеал и желание его достигнуть. Стремление говорит о серьезном отношении индивида к выбранному идеалу. Если такого стремления нет, значит, выбранный образ не является настоящим идеалом.

Прежде всего в голове человека просто возникает чувственный мысленный образ, который пока еще недостаточно ясно выражен. Он вызывает желание двигаться в сторону мечты. Человек еще не задумывается, соответствует ли его идеал принятым в обществе нормам и правилам.

Спустя некоторое время идеал становится не просто мечтой, а превращается в цель, обретает значимость в глазах личности. Чтобы предпринимать конкретные шаги в нужном направлении, следует осознать определенные условия и правила, ведущие к достижению желаемого. Ценности и нормы человек принимает из внешней среды, предварительно пропустив сквозь внутренний фильтр своего сознания. Завершающим этапом будет проверка собственных способностей и сил, то есть наличия средств для достижения поставленных целей.

Личность не полностью свободна от моральных норм и принципов, принятых в обществе, частью которого она является. Выбор идеалов, целей и средств их достижения постоянно подвергается мониторингу с учетом этических критериев.

Моральные нормы и правила часто бывают результатом опытного познания мира и действительности. Они закрепляются в сознании общества и воспринимаются как непреложные истины. Некоторые этические установки подвергаются форматированию и заменяются на более современные, соответствующие новым идеалам.

Большое значение для жизни человека имеют внутренние ценности, которые формируются с самого детства по заданному алгоритму. Они определяют предпочтения и выбор целей, личных отношений, профессиональной деятельности и много другого. Наличие собственных идеалов помогает личности развиваться и держаться своего пути в этом мире.

Что такое развитие личности

Альтернативный взгляд на технологии личностного роста

Но прежде чем говорить о развитии какого-то объекта было бы совсем неплохо получить некоторое представление, что именно он собой представляет. То же самое распространяется и на вопрос о личностном росте. Поэтому прежде всего нужно выяснить что может собой представлять личность человека.

Во многих источниках понятие личности используют для описания социальной природы человека, которая возникает только в тот момент, когда он будет признан субъектом социальных отношений и получит возможность развития в течение всей своей жизни. Как-то все слишком сложно и практически непонятно.

Но раз уж у нас речь коснулась строительства и его документации, то мне, например, намного проще представить и понять, что паспорт или проект строящегося объекта и представляет ту самую личность, а процесс строительства можно уже назвать развитием личности.

Даже если этот объект еще не представлен в физическом мире, сам факт утвержденного или находящегося в процессе разработки проекта говорит о том, что объект уже существует, а значит обладает потенциальными свойствами и качествами предусмотренными в нем.

Но если пойти еще дальше в своих рассуждениях, то легко установить, что существование данного строительного объекта начинается в момент возникновения его образа в голове архитектора на уровне его мыслей и рассуждений.


Мандала — матрица жизни человека

А если эту аналогию перенести на представителей живой природы, то получается еще более интересный вывод. Фактически, как семя любого растения, так и человек в момент своего рождения (а возможно и еще раньше) уже обладает всей полнотой информации о том, кем и для чего он должен стать на этой земле.

Другими словами, человек владеет неким образом или матрицей того состояния, которого он должен достичь в процессе всей своей жизни. Форма этого образа передается из поколения в поколение и постепенно наполняется конкретным содержанием.

Чем больше данная форма заполняется приобретенным опытом (конкретным содержанием), тем более явными становятся проявления личности. Ведь если, к примеру, сказать “пшеница”, то какие ассоциации могут возникнуть в данный момент?

Это вполне может быть как само растение в целом, так и отдельные его части, как то: пшеничный колос или единичное зерно. Но о чем бы мы не подумали, это всегда будет иметь отношение к образу пшеницы, который сформирован внутри нас.


Колосок спелой пшеницы

На уровне отдельного зернышка образ пшеничной личности представлен в своем потенциальном или зачаточном состоянии не имеющем формы колоса, но обладающем всей информацией о том, что им нужно стать.

В случае с пшеничным колосом, мы сталкиваемся с явлением одновременного существования проявленной формы образа и его конкретного внутреннего содержимого, позволяющего судить о степени зрелости зерна в этом колосе.

В итоге от степени взаимодействия формы и содержимого в существующем образе и зависит скорость проявления в нем запрограммированных характеристик. Другими словами, внутренний объем пустой формы постепенно наполняется (подобно тому, как накапливается мед в пчелиных сотах) и приводит к появлению новых свойств и качеств.

Причины и движущие силы личностного роста

Весь процесс вызревания зерна в пшеничном колосе сопровождается постоянным обменом информацией и энергией с окружающими (такими же) колосьями, которая постоянно накапливается и передается по наследству от поколения к поколению.

Поэтому получается, что главной причиной возникновения человеческой личности выступает сам факт рождения человека в физическом мире, а основной движущей силой в его развитии оказываются внутренние установки, полученные по наследству от родителей.

Любой из нас в течение своей жизни в той или иной степени подвержен воздействию подобных установок-программ, которые охватывают все сферы нашей жизни и чаще всего распространяются на вопросы обеспечения материального благополучия, продолжения рода, достижения определенного уровня в личном саморазвитии и совершенствовании.

Хотим мы того или нет, но потребность в постоянном развитии человеческой личности заложена в нас самой природой и постоянно передается от дедов к отцам, а отцов к сыновьям. При этом человек сам определяет следовать этим внутренним установкам или выбрать позицию противостояния им.

Благодаря своему первому, а потом и последующему опыту эти установки из разряда предустановленных программ переходят в личные жизненные убеждения, которые, по сути, и движут желаниями и помыслами конкретного человека.

Направления для личностного развития

А если учесть что каждый человек обладает абсолютным правом свободы выбора пути, то от его способности пользоваться этим правом в своих личных интересах и будет зависеть направленность его личностного роста.

Во многом направление движения в развитии личности зависит от возраста, в котором находится человек, начавший свое движение по маршруту саморазвития и совершенствования. Ведь если в младенчестве человеку преимущественно требуется молочная пища, то в зрелом возрасте необходимо употреблять твердую пищу.

Поэтому на ранних стадиях своего развития, включающих младенчество, отрочество и юность человек только приближается к осознанию необходимости своего совершенствования, которое происходит в пассивном, можно сказать фоновом, режиме.


Спящий младенец с бутылочкой молока

Фокус внимания человека в этот период направлен на сбор и впитывание любой информации о себе и окружающем мире, что позволяет самоидентифицироваться, найти свое место в обществе и сделать все возможное для формирования своего статуса в нем.

Вторая часть жизни человека, к которой можно отнести зрелость и старость, характеризуется анализом накопленного жизненного опыта, подведением соответствующих итогов и устремлением, так сказать, в высшие сферы бытия.

Промежуточное положение занимает этап в жизни человека, который принято называть молодостью. Это как раз то время, когда уже знаешь что и как делать и, главное, для этого есть все необходимые компоненты, такие например, как финансовые средства, здоровье и энергетические ресурсы, положение в обществе, а также время жизни для реализации поставленных целей.

Именно в этом возрасте, когда в основном (в том или ином виде) решены практически все вопросы материального характера, человек начинает задумываться о более утонченных и одухотворенных вещах, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Но в каждом правиле есть свои исключения, поэтому на практике чаще всего подобные временные рамки не соблюдаются. Поэтому и называют одного человека развитым не по годам, а о другом судят, как о застрявшем в своем развитии.


Мужчина поднимается по лестнице перед зданием

Так что на каком бы этапе своего жизненного пути не оказался человек, никогда не рано и никогда не поздно заняться вопросами своего личностного роста и развития. Лично я в подобных случаях всегда говорю самому себе, что “каждому овощу свой срок”.

Казалось бы, что понятия “личностный рост” и “развитие личности” означают одно и то же. Но на самом деле существует некоторая и весьма существенная разница. Чтобы почувствовать ее достаточно представить в своем воображении горную дорогу, ведущую на ее вершину.

Как правило, горный серпантин представляет собой витки спирали, которые постепенно закручиваются и сужаются по мере продвижения к вершине. Во время перемещения по отдельному витку происходит горизонтальный процесс развития личности. А когда между такими витками появляется определенное расстояние (высота подъема), то говорят о вертикальном явлении личностного роста.

В этом случае чем длиннее общая протяженность маршрута, тем больше возможностей для развития личности. А чем значительнее количество повторяющихся витков, тем большего личностного роста можно достичь.

Чаще всего постичь весь пройденный путь и осознать его значение можно только достигнув заветной вершины, так как именно из этой точки лучше всего будет видно и сам маршрут и количество колец в восходящей спирали.

Условия для личностного роста


Длинная дорога в горах

Любая дорога, и в особенности горная, таит в себе достаточно много неожиданных и совершенно непредсказуемых опасностей, о которых лучше всего иметь некоторое представление еще в самом начале пути. Не зря ведь говорят, что если предупрежден, значит вооружен.

Самым важным и надежным оружием сегодня выступает любого рода информация, которую можно использовать для решения своих нужд и потребностей. Если, к примеру, в моем распоряжении окажется нечто, позволяющее за единицу времени добиться лучших результатов для себя, то моя жизнь от этого только выиграет.

В самом деле, если такая информация позволяет мне зарабатывать больше, а при этом работать меньше, то фактически свободное время моей жизни значительно увеличивается. А высвободившийся ресурс вполне можно использовать на развитие своих личностных качеств, а не на решение материальных вопросов.

Однажды встретил сообщение о том, что еще в 1952 году товарищ Сталин в своей статье об экономических проблемах социализма в Советском Союзе поднимал вопрос о повсеместном переходе на пятичасовой рабочий день, чтобы граждане могли остальное время использовать для личного образования, развития и отдыха.


Мужчина в гамаке с ноутбуком

Прошло уже почти семьдесят лет, но решению этого вопроса никто так и не уделил должного внимания. А ведь все сейчас могло быть совершенно по-другому. Могло быть и обязательно будет по-другому, так как уже есть люди, которые открыто говорят о возможности решения этой проблемы в самом ближайшем будущем, как необходимом условии для всестороннего развития личности.

Если задаться целью, то можно найти еще не один десяток таких факторов и условий, от реализации которых будет зависеть личностный рост любого человека. Но не буду на этом останавливаться, чтобы не злоупотреблять временем и вниманием своих читателей.

Только попрошу представить (в качестве пищи для дальнейших размышлений), как может измениться жизнь каждого из нас, если возможность образования в любой точке мира станет бесплатной и доступной для любого человека.

Ведь в этом случае каждый человек на земле получит ничем и никем не ограниченное право ваять образы (буквальное значение слова “образование”) своего светлого будущего, наполнять их своей энергией, пользоваться полученными результатами и получать от этого несравненное удовольствие.

Факторы, влияющие на формирование личностных ценностей

Развитие личности человека начинается еще в детстве, когда ребенок, наблюдая за родителями, повторяет их поведение, слова, усваивает их ценности, нормы и правила. Формирование мышления, речи и самосознания невозможно в отрыве от социума. Только взаимодействуя с другими людьми, личность создает собственную систему ценностей и самосознания. Взрослому человеку очень сложно изменить устоявшиеся убеждения и привычки. Для этого требуется серьезная работа со своим внутренним миром. Важно еще в юношеском возрасте заложить правильные идеалы и стремления, которые помогут стать счастливым.

Ценности человека формируются в результате воздействия нескольких факторов.

  1. Семейное воспитание. Для развития ребенка крайне важны отношения с родителями. Именно в семье ребенок понимает, как нужно себя вести в обществе, узнает много нового, учится говорить, мыслить, усваивает традиции и ценности. Интересы, поведение, наклонности и привычки – все это формируется в семье.

  2. Учебные заведения. Формирование ценностей и норм поведения происходит также при общении со сверстниками и другими взрослыми в школах, детских садах и в учреждениях дополнительного образования.
  3. Социальные правила. Существующие в обществе нормы и правила поведения побуждают человека им следовать, чтобы не вызывать негативного отношения к себе.
  4. Самоанализ. Методы современной психотерапии и изучение собственных мыслей, эмоций и поведения позволяют человеку лучше узнать себя, а также установить собственные границы и не допустить влияния чужеродных ценностей и установок на собственный разум.

Значение системы ценностей

Основу личности составляют жизненные ценности. От того, какие вещи человек ставит на первое место, зависит его характер и жизнь. При этом личность сама отвечает за свой выбор и его последствия. Из одной семьи могут происходить люди с совершенно разными жизненными принципами, что можно увидеть на примере детей Адама и Евы.

Внутренние установки человека определяют выбор друзей, профессии, спутника жизни. Люди с разными жизненными ценностями вряд ли смогут найти общий язык и сосуществовать мирно. Всегда будут происходить споры и столкновения мнений. Например, женщина, у которой на первом месте отношения, не сможет понять мужчину, который думает только о деньгах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]