В статье мы расскажем:
- Понятие ценностей человека
- 3 вида жизненных ценностей
- Алгоритм генерации системы ценностей человека
- Факторы, влияющие на формирование личностных ценностей
- Значение системы ценностей
- Простая методика определения собственной иерархии ценностей
Полностью сформировавшиеся ценности человека оказывают сильное влияние на всю его жизнь. Причем люди отличаются друг от друга, а значит, и ценности у них разные. Одни ставят во главу угла деньги, другие – любовь, третьи – здоровье. Перечислять можно до бесконечности.
Но одно понятно совершенно точно: наибольшие шансы добиться успеха имеет только тот, кто четко определяет свои цели и правильно выбирает приоритеты. А сделать и то, и другое без ясного понимания своих жизненных ценностей весьма затруднительно. Или даже вообще невозможно.
Понятие ценностей человека
Этим термином принято называть все вещи и явления, которые полезны и важны. Ценным предмет не является сам по себе, а становится в результате внутреннего выбора личности и присвоения ему этого свойства. С развитием социума появлялись новые ценности человека, и список понятий и объектов, в которых есть потребность, расширялся.
Все то, что помогает социуму решать жизненные проблемы, можно отнести к ценностям. Они могут быть материальными и вмещать в себя все разнообразие объектов, созданных руками человека. Бывают ценные смыслы и убеждения, без которых невозможно становление личности, а также общества в целом. Все цивилизации, когда-либо существовавшие на земле, имели свой набор ценностей.
Развиваясь в обществе взрослых людей, маленькие дети принимают ту систему ценностей, которая действует в данном социуме. Она формирует черты характера, устанавливает нормы поведения и взаимоотношений с другими людьми, наделяет жизнь смыслом.
Ценности человека так же изменчивы, как и общество, в котором они существуют. Со временем какие-то явления и объекты теряют свою значимость, на их место приходят другие. Люди из разных поколений, как правило, имеют различные ценностные установки и, являясь их носителями, существуют рядом друг с другом. Это можно увидеть на примере взрослых родителей и подрастающих детей.
Таким образом, система ценностей представляет собой набор жизненно важных понятий и ориентиров, необходимых каждой личности. Хотя список этих явлений со временем видоизменяется и дополняется, есть некоторые значимые вещи, которые стали неотъемлемой частью человеческого индивида. К таким ценностям можно отнести свободу, наличие собственных границ и выбора, любовь, веру, здоровье и другие.
Значение жизненных ориентиров нельзя переоценить. Они определяют смысл существования всего человечества и выбор сферы деятельности отдельного индивида, личное и общественное мировоззрение, являются внутренним стержнем каждого человека.
Классификация
Помимо материальных и духовных, профессор психологии и педагогики, Филипп Лерш, выделил три основных вида:
Жизненные
Это наши увлечения, хобби, желания и чувства. Если сказать проще – образ и стиль жизни. Для кого-то наиболее значимым является качественный отдых, отчего он пытается как можно чаще получать удовольствие и удовлетворение от путешествий. А кому-то важнее вкладываться в материальные вещи, радуясь пополнению коллекции марок или фигурок.
Собственной значимости
Эта категория больше характерна для личностей, которые стремятся реализовать себя, достигнуть высот и успеха, получив признание и уважение окружающих. Отчего все ресурсы и свободное время направляют в трудовую деятельность. Примером служат заядлые карьеристы, стремящиеся, во что бы то ни стало прийти к власти и прочее.
Смысловые
Исходя из названия, можно понять, что они придают смысл и значение действиям, желаниям, мечтам. Это стремление к творчеству, поиск чего-то идеального и совершенного. Искренние порывы служить на благо общества и помогать тем, кто нуждается в помощи.
Алгоритм генерации системы ценностей человека
Личность человека начинает свое развитие с самого рождения. Постепенно она формирует собственную систему ценностей, которая становится стабильной во взрослом осознанном возрасте. Хотя и позднее ценности в жизни человека могут поменяться. Ученые вывели некую формулу, по которой происходит становление принципов.
Схематично весь процесс можно представить так:
- Стремление > Идеал.
- Стремление > Цель > Идеал.
- Стремление > Ценности > Цель > Идеал.
- Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал.
Позднее добавляется еще один пункт в череде понятий – этика. Схема приобретает завершенный вид:
Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал.
Сначала в мыслях человека возникает идеал и желание его достигнуть. Стремление говорит о серьезном отношении индивида к выбранному идеалу. Если такого стремления нет, значит, выбранный образ не является настоящим идеалом.
Прежде всего в голове человека просто возникает чувственный мысленный образ, который пока еще недостаточно ясно выражен. Он вызывает желание двигаться в сторону мечты. Человек еще не задумывается, соответствует ли его идеал принятым в обществе нормам и правилам.
Спустя некоторое время идеал становится не просто мечтой, а превращается в цель, обретает значимость в глазах личности. Чтобы предпринимать конкретные шаги в нужном направлении, следует осознать определенные условия и правила, ведущие к достижению желаемого. Ценности и нормы человек принимает из внешней среды, предварительно пропустив сквозь внутренний фильтр своего сознания. Завершающим этапом будет проверка собственных способностей и сил, то есть наличия средств для достижения поставленных целей.
Личность не полностью свободна от моральных норм и принципов, принятых в обществе, частью которого она является. Выбор идеалов, целей и средств их достижения постоянно подвергается мониторингу с учетом этических критериев.
Моральные нормы и правила часто бывают результатом опытного познания мира и действительности. Они закрепляются в сознании общества и воспринимаются как непреложные истины. Некоторые этические установки подвергаются форматированию и заменяются на более современные, соответствующие новым идеалам.
Большое значение для жизни человека имеют внутренние ценности, которые формируются с самого детства по заданному алгоритму. Они определяют предпочтения и выбор целей, личных отношений, профессиональной деятельности и много другого. Наличие собственных идеалов помогает личности развиваться и держаться своего пути в этом мире.
Что такое развитие личности
Альтернативный взгляд на технологии личностного роста
Но прежде чем говорить о развитии какого-то объекта было бы совсем неплохо получить некоторое представление, что именно он собой представляет. То же самое распространяется и на вопрос о личностном росте. Поэтому прежде всего нужно выяснить что может собой представлять личность человека.
Во многих источниках понятие личности используют для описания социальной природы человека, которая возникает только в тот момент, когда он будет признан субъектом социальных отношений и получит возможность развития в течение всей своей жизни. Как-то все слишком сложно и практически непонятно.
Но раз уж у нас речь коснулась строительства и его документации, то мне, например, намного проще представить и понять, что паспорт или проект строящегося объекта и представляет ту самую личность, а процесс строительства можно уже назвать развитием личности.
Даже если этот объект еще не представлен в физическом мире, сам факт утвержденного или находящегося в процессе разработки проекта говорит о том, что объект уже существует, а значит обладает потенциальными свойствами и качествами предусмотренными в нем.
Но если пойти еще дальше в своих рассуждениях, то легко установить, что существование данного строительного объекта начинается в момент возникновения его образа в голове архитектора на уровне его мыслей и рассуждений.
Мандала — матрица жизни человека
А если эту аналогию перенести на представителей живой природы, то получается еще более интересный вывод. Фактически, как семя любого растения, так и человек в момент своего рождения (а возможно и еще раньше) уже обладает всей полнотой информации о том, кем и для чего он должен стать на этой земле.
Другими словами, человек владеет неким образом или матрицей того состояния, которого он должен достичь в процессе всей своей жизни. Форма этого образа передается из поколения в поколение и постепенно наполняется конкретным содержанием.
Чем больше данная форма заполняется приобретенным опытом (конкретным содержанием), тем более явными становятся проявления личности. Ведь если, к примеру, сказать “пшеница”, то какие ассоциации могут возникнуть в данный момент?
Это вполне может быть как само растение в целом, так и отдельные его части, как то: пшеничный колос или единичное зерно. Но о чем бы мы не подумали, это всегда будет иметь отношение к образу пшеницы, который сформирован внутри нас.
Колосок спелой пшеницы
На уровне отдельного зернышка образ пшеничной личности представлен в своем потенциальном или зачаточном состоянии не имеющем формы колоса, но обладающем всей информацией о том, что им нужно стать.
В случае с пшеничным колосом, мы сталкиваемся с явлением одновременного существования проявленной формы образа и его конкретного внутреннего содержимого, позволяющего судить о степени зрелости зерна в этом колосе.
В итоге от степени взаимодействия формы и содержимого в существующем образе и зависит скорость проявления в нем запрограммированных характеристик. Другими словами, внутренний объем пустой формы постепенно наполняется (подобно тому, как накапливается мед в пчелиных сотах) и приводит к появлению новых свойств и качеств.
Причины и движущие силы личностного роста
Весь процесс вызревания зерна в пшеничном колосе сопровождается постоянным обменом информацией и энергией с окружающими (такими же) колосьями, которая постоянно накапливается и передается по наследству от поколения к поколению.
Поэтому получается, что главной причиной возникновения человеческой личности выступает сам факт рождения человека в физическом мире, а основной движущей силой в его развитии оказываются внутренние установки, полученные по наследству от родителей.
Любой из нас в течение своей жизни в той или иной степени подвержен воздействию подобных установок-программ, которые охватывают все сферы нашей жизни и чаще всего распространяются на вопросы обеспечения материального благополучия, продолжения рода, достижения определенного уровня в личном саморазвитии и совершенствовании.
Хотим мы того или нет, но потребность в постоянном развитии человеческой личности заложена в нас самой природой и постоянно передается от дедов к отцам, а отцов к сыновьям. При этом человек сам определяет следовать этим внутренним установкам или выбрать позицию противостояния им.
Благодаря своему первому, а потом и последующему опыту эти установки из разряда предустановленных программ переходят в личные жизненные убеждения, которые, по сути, и движут желаниями и помыслами конкретного человека.
Направления для личностного развития
А если учесть что каждый человек обладает абсолютным правом свободы выбора пути, то от его способности пользоваться этим правом в своих личных интересах и будет зависеть направленность его личностного роста.
Во многом направление движения в развитии личности зависит от возраста, в котором находится человек, начавший свое движение по маршруту саморазвития и совершенствования. Ведь если в младенчестве человеку преимущественно требуется молочная пища, то в зрелом возрасте необходимо употреблять твердую пищу.
Поэтому на ранних стадиях своего развития, включающих младенчество, отрочество и юность человек только приближается к осознанию необходимости своего совершенствования, которое происходит в пассивном, можно сказать фоновом, режиме.
Спящий младенец с бутылочкой молока
Фокус внимания человека в этот период направлен на сбор и впитывание любой информации о себе и окружающем мире, что позволяет самоидентифицироваться, найти свое место в обществе и сделать все возможное для формирования своего статуса в нем.
Вторая часть жизни человека, к которой можно отнести зрелость и старость, характеризуется анализом накопленного жизненного опыта, подведением соответствующих итогов и устремлением, так сказать, в высшие сферы бытия.
Промежуточное положение занимает этап в жизни человека, который принято называть молодостью. Это как раз то время, когда уже знаешь что и как делать и, главное, для этого есть все необходимые компоненты, такие например, как финансовые средства, здоровье и энергетические ресурсы, положение в обществе, а также время жизни для реализации поставленных целей.
Именно в этом возрасте, когда в основном (в том или ином виде) решены практически все вопросы материального характера, человек начинает задумываться о более утонченных и одухотворенных вещах, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.
Но в каждом правиле есть свои исключения, поэтому на практике чаще всего подобные временные рамки не соблюдаются. Поэтому и называют одного человека развитым не по годам, а о другом судят, как о застрявшем в своем развитии.
Мужчина поднимается по лестнице перед зданием
Так что на каком бы этапе своего жизненного пути не оказался человек, никогда не рано и никогда не поздно заняться вопросами своего личностного роста и развития. Лично я в подобных случаях всегда говорю самому себе, что “каждому овощу свой срок”.
Казалось бы, что понятия “личностный рост” и “развитие личности” означают одно и то же. Но на самом деле существует некоторая и весьма существенная разница. Чтобы почувствовать ее достаточно представить в своем воображении горную дорогу, ведущую на ее вершину.
Как правило, горный серпантин представляет собой витки спирали, которые постепенно закручиваются и сужаются по мере продвижения к вершине. Во время перемещения по отдельному витку происходит горизонтальный процесс развития личности. А когда между такими витками появляется определенное расстояние (высота подъема), то говорят о вертикальном явлении личностного роста.
В этом случае чем длиннее общая протяженность маршрута, тем больше возможностей для развития личности. А чем значительнее количество повторяющихся витков, тем большего личностного роста можно достичь.
Чаще всего постичь весь пройденный путь и осознать его значение можно только достигнув заветной вершины, так как именно из этой точки лучше всего будет видно и сам маршрут и количество колец в восходящей спирали.
Условия для личностного роста
Длинная дорога в горах
Любая дорога, и в особенности горная, таит в себе достаточно много неожиданных и совершенно непредсказуемых опасностей, о которых лучше всего иметь некоторое представление еще в самом начале пути. Не зря ведь говорят, что если предупрежден, значит вооружен.
Самым важным и надежным оружием сегодня выступает любого рода информация, которую можно использовать для решения своих нужд и потребностей. Если, к примеру, в моем распоряжении окажется нечто, позволяющее за единицу времени добиться лучших результатов для себя, то моя жизнь от этого только выиграет.
В самом деле, если такая информация позволяет мне зарабатывать больше, а при этом работать меньше, то фактически свободное время моей жизни значительно увеличивается. А высвободившийся ресурс вполне можно использовать на развитие своих личностных качеств, а не на решение материальных вопросов.
Однажды встретил сообщение о том, что еще в 1952 году товарищ Сталин в своей статье об экономических проблемах социализма в Советском Союзе поднимал вопрос о повсеместном переходе на пятичасовой рабочий день, чтобы граждане могли остальное время использовать для личного образования, развития и отдыха.
Мужчина в гамаке с ноутбуком
Прошло уже почти семьдесят лет, но решению этого вопроса никто так и не уделил должного внимания. А ведь все сейчас могло быть совершенно по-другому. Могло быть и обязательно будет по-другому, так как уже есть люди, которые открыто говорят о возможности решения этой проблемы в самом ближайшем будущем, как необходимом условии для всестороннего развития личности.
Если задаться целью, то можно найти еще не один десяток таких факторов и условий, от реализации которых будет зависеть личностный рост любого человека. Но не буду на этом останавливаться, чтобы не злоупотреблять временем и вниманием своих читателей.
Только попрошу представить (в качестве пищи для дальнейших размышлений), как может измениться жизнь каждого из нас, если возможность образования в любой точке мира станет бесплатной и доступной для любого человека.
Ведь в этом случае каждый человек на земле получит ничем и никем не ограниченное право ваять образы (буквальное значение слова “образование”) своего светлого будущего, наполнять их своей энергией, пользоваться полученными результатами и получать от этого несравненное удовольствие.
Факторы, влияющие на формирование личностных ценностей
Развитие личности человека начинается еще в детстве, когда ребенок, наблюдая за родителями, повторяет их поведение, слова, усваивает их ценности, нормы и правила. Формирование мышления, речи и самосознания невозможно в отрыве от социума. Только взаимодействуя с другими людьми, личность создает собственную систему ценностей и самосознания. Взрослому человеку очень сложно изменить устоявшиеся убеждения и привычки. Для этого требуется серьезная работа со своим внутренним миром. Важно еще в юношеском возрасте заложить правильные идеалы и стремления, которые помогут стать счастливым.
Ценности человека формируются в результате воздействия нескольких факторов.
- Семейное воспитание. Для развития ребенка крайне важны отношения с родителями. Именно в семье ребенок понимает, как нужно себя вести в обществе, узнает много нового, учится говорить, мыслить, усваивает традиции и ценности. Интересы, поведение, наклонности и привычки – все это формируется в семье.
- Учебные заведения. Формирование ценностей и норм поведения происходит также при общении со сверстниками и другими взрослыми в школах, детских садах и в учреждениях дополнительного образования.
- Социальные правила. Существующие в обществе нормы и правила поведения побуждают человека им следовать, чтобы не вызывать негативного отношения к себе.
- Самоанализ. Методы современной психотерапии и изучение собственных мыслей, эмоций и поведения позволяют человеку лучше узнать себя, а также установить собственные границы и не допустить влияния чужеродных ценностей и установок на собственный разум.
Значение системы ценностей
Основу личности составляют жизненные ценности. От того, какие вещи человек ставит на первое место, зависит его характер и жизнь. При этом личность сама отвечает за свой выбор и его последствия. Из одной семьи могут происходить люди с совершенно разными жизненными принципами, что можно увидеть на примере детей Адама и Евы.
Внутренние установки человека определяют выбор друзей, профессии, спутника жизни. Люди с разными жизненными ценностями вряд ли смогут найти общий язык и сосуществовать мирно. Всегда будут происходить споры и столкновения мнений. Например, женщина, у которой на первом месте отношения, не сможет понять мужчину, который думает только о деньгах.