Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?

«Речь – одежда мыслей, а красноречие – ее элегантный наряд».


Ежедневно мы убеждаем кого-то в правоте своих слов и, возможно, применяем ораторское искусство, если есть навыки.

Мы можем участвовать в переговорах, продавать, публично выступать, полемизировать и спорить. Мы постоянно пытаемся доказать и отстоять свои права или точку зрения.

Ежедневно и нас пытаются убедить в том или ином дикторы телевидения, журналисты печатной прессы, продавцы и рекламодатели, начальство и товарищи.

Факты, доводы, аргументы, причины витают вокруг нас. Мы хотим аргументировано выстраивать свои позиции перед любой аудиторией и убедительно говорить для того, чтобы оппонент был заинтригован и заинтересован нашей речью. Какие нужны для этого навыки, и что это такое − ораторское искусство?

Правила поведения оратора


В чем заключаются основы ораторского искусства? Нужно научиться произносить такие речи, которые смогут производить изменения в людях.

Говорить так, чтобы люди могли не только констатировать, что хорошо провели время, а стремились после вашего выступления к определенным действиям, к которым вы старались их побудить, к тому, к чему вы их склоняли.

В публичных выступлениях нет бесконечных правил, которые нужно полжизни заучивать, нужно всего лишь освоить простой алгоритм действий. На базе освоенных знаний, путем вырабатывания практикой и опытом, можно в ораторском искусстве достичь немалых результатов.

  • Основы ораторского искусства легко перенимать у хороших ораторов. Наблюдая за их действиями, изучая их поведение, вы сможете перенять у них тактику ораторства.
  • В коре головного мозга человека есть зеркальные нейроны, позволяющие обучаться путем наблюдения за действиями другого человека. Так маленькие дети повторяют все за родителями, едят то, что едят родители, разговаривают так же, даже с той же интонацией. Это один из важнейших условий прироста навыка оратора.
  • Публичное выступление требует знаний и умения и в обязательном порядке требует практики. От чтения правильных книг и обучающей литературы, в которой четко расписано, что это такое, и как овладеть мастерством, навыки не смогут нарастать с нужной для вас скоростью.
  • Знания не имеют ценностей без практики. Также любые знания могут наскучить, если их не применять. Нет аудитории – вам поможет ораторское искусство, упражнения которого можно проводить в гордом одиночестве перед зеркалом. В книгах по ораторскому искусству можно ознакомиться с такими упражнениями.
  • Настоящего оратора не должны беспокоить негативные мысли, а особенно страх провала. Это непременно будет мешать выступлению перед публикой. На время выступления все посторонние мысли необходимо удалить из своего сознания. Полное увлечение выступлением не оставит места для волнения и переживаний.
  • Ораторское искусство включает в себя правила поведения оратора. Хороший оратор не испугается посторонней фразы со стороны или неуместного вопроса. Он владеет ситуацией, и на время выступления только он хозяин положения. Для этого нет необходимости хамить и спорить, нужно найти контакт с аудиторией и быть немного выше нее. Добиться такого результата можно только зная свое дело, и с уверенностью аргументировать и убеждать слушателей.
  • Четкая и ясная речь, правильно поставленные фразы не позволят аудитории уснуть во время вашего выступления. Даже скучный доклад можно разбавить интересными фактами, особенно, если привлечены фамилии известных людей.
  • А более эффективным выступление будет, если аудитория будет вовлечена в дискуссию. Ораторское искусство заключается в применении приема вовлечения, но в допустимой норме, так как ваше ораторское место может занять более активный слушатель.
  • На бумаге, которая будет лежать перед оратором, не должно быть текста, плох тот оратор, который читает свою речь. Кроме плана своей речи ничего не должно быть перед лицом выступающего. Глядя каждому слушателю в глаза по несколько секунд, вы добьетесь большего успеха. Ораторское искусство гласит, что перед выступлением оратор должен много раз отрепетировать свою речь.
  • На помощь человеку, произносящему речь, всегда придут умеренная жестикуляция и энтузиазм в лице. Легкая приветливая улыбка, подтвержденная спокойным темпом речи – первый шаг к победе. Именно такая тактика привлекает внимание и запоминается быстрее, чем монотонный скучный рассказ безликого существа.

Умение нравиться

Мы всегда стремимся произвести впечатление на окружающих и оставить его в головах людей. Для этого необходимо уметь понравиться, что довольно сложно.

Производить впечатление необходимо сразу при появлении в обществе. Для этого важно понимать психотип своего оппонента или группы людей, знать с кем и как можно разговаривать.

Все эти знания можно получить, изучая ораторское мастерство, которое объединяет в себе две составляющие, изучающие вопросы о том, что говорить и как – это ораторское искусство и риторика.

Полезными для вас могут быть книги Р. Гандапаса «Харизма лидера» и «101 совет оратору», «Арсенал оратора. Полный боекомплект» А. Ковалева, Б. Морева и Убеждай и побеждай. «Секреты эффективной аргументации» Н. Непряхина.

Понять людей нетрудно, нужно всего лишь внимательно на них посмотреть. Нам проще общаться с подобными себе людьми – это абсолютно подсознательные действия.

Поэтому талантливые переговорщики владеют мимикрией. Это важное качество ораторского искусства. Они умеют услышать, узреть желания той стороны, с которой необходимы переговоры, и выстроить такую систему мотиваций и внешний облик таким образом, чтобы не вызвать раздражения.

Причины раздражения собеседника

Для облегчения ориентации в малознакомом обществе, и для того чтобы у оппонента не возникло раздражение еще до начала беседы, важно знать некоторые правила:

  1. Ораторское искусство для чайников берет начало с внешнего вида человека. Встречают ведь по одежке. Конечно, неряшливый внешний вид является серьезным раздражителем, но и изысканная роскошь в стиле одежды способна вызвать такую же реакцию. Вы можете безумно любить свои дорогие часы, но они будут раздражать человека, общаться с которым вам предстоит. Изысканная бедность внушить доверия тоже не сможет. Вывод: одежда должна быть сдержанной и адекватной.
  2. Все отлично понимают, что немаловажную роль в общении играют запахи. И лучше не пользоваться никакой косметикой, чем какой-нибудь. На чистоплотности останавливаться не будем, так как этот факт даже малышам известен. Но часто с запахами переусердствуют женщины. Не всегда шлейф духов завораживает оппонента так, что им можно манипулировать, иногда и наоборот. И даже первоклассное ораторское мастерство не сможет притянуть внимание оппонента.
  3. Мы, глядя на человека, пытаемся понять кто этот человек. Мужчины оценивают по физической форме, так как уровень соревнований заложен в них с рождения. Женщины всегда оценивают с позиции соперниц. Но нужно четко понимать, какие области необходимо убрать из сознания, а какие правильно преподнести. Если мы не смотрим человеку в глаза, у него складывается впечатление, что мы что-то скрываем. Если голова слегка посажена назад, то это говорит о нашем высокомерии. Наша задача – знать, какими мы должны предстать перед собеседником. Сканируя человека, нам следует сделать выводы, что можно делать, а что нельзя, и как себя вести. Этот аспект крайне важен в ораторском искусстве.
  4. Если наш собеседник разговаривает с акцентом, то для того чтобы найти с ним общий язык не следует пытаться говорить с ним так же, с акцентом, уловить темп его речи – вот главная задача. Нужно суметь попасть в комфортный нашему собеседнику темп речи. Только слушая его можно понять, как и что он сможет воспринимать.
  5. Если мы хотим убедить собеседника в своей правоте, то логика в этом помочь не сможет. Человек принимает решения всегда на двух уровнях: рациональном и эмоциональном. Когда мы апеллируем к его «рацио», но эмоции оппонента не полностью перетянуты на нашу сторону, он найдет себе обоснования ложности нашей логики и ухода от нее. Ситуация убеждения равна нулю, если мы на сто процентов не уверены в своей правоте.

Ораторское искусство для чайников не подлежит восприятию без всех вышеупомянутых правил и без специальной литературы по ораторскому мастерству, разработанных методик для начинающих.

Важные советы

  1. Ораторское мастерство заключается в том, что владельца знаний не испугает количество слушателей или статус многих из них. Он всегда найдет тему интересную любому собеседнику, он с первых минут определит, чем можно завлечь даже незнакомого собеседника, но не будет при этом назойливым.
  2. Любое выступление, даже самое хорошее, можно сделать немного лучше. У всех процессов есть определенная структура, построенная на мировом законе композиций. Он не придуман человеком, а лишь зафиксирован им. Это закон природы. Все протяженные процессы начинаются с наращивания, развития, подготовительного действия, а лишь потом происходит основное действие, и только после него происходит некое затухание. Например, в ресторане подают холодные закуски или аперитив для того, чтобы подготовить посетителя к основному блюду, после подносят основное блюдо, а в окончании подают десерт. Прием у доктора тоже имеет свою композицию. Поэтому и выступление должно быть подготовлено по тому же принципу.
  3. Современные ораторы допускают типовую ошибку. К сожалению, они вступление либо вовсе исключают либо произносят предсказуемые банальные фразы. А как раз вступление играет важнейшую роль, и его нужно тщательно подготавливать, не менее чем саму речь. От него зависит дальнейшее восприятие всей речи аудиторией – это же подогрев, подготовка.
  4. Если человек не смог за несколько минут утвердить свое право удерживать внимание аудитории в течение нескольких часов, то вряд ли она будет склонна кредитовать такого оратора на большее время. Заинтриговать, заинтересовать современную публику можно только нетрадиционным и тщательно продуманным вступлением.

Основные свойства

Монолог оратора призван убедить аудиторию и настроить ее на нужный лад. Ораторские способности включают умение подобрать нужный стиль, языковые и мимические средства общения со слушателем, выстроить композицию своего монолога. Какую специфику имеет ораторский стиль в сравнении с другими стилями:

  • публичный характер, обращение к многочисленной аудитории слушателей;
  • наличие четкой структуры и формообразующих частей, последовательно связанных между собой;
  • агитационный характер;
  • наличие цели, которую необходимо донести до публики, убедить в своей правоте и побудить на дальнейшие действия;
  • внутренняя энергетика слова, авторитет, увлеченность оратора преподносимой темой.

Говорящий стремится передать публике свой психологический настрой и задать нужный посыл, и для этого он сам должен быть уверен в своих словах. Сумев напрячь волю, он сможет повлиять и на слушателей.

Ораторство в жизни


Навык публичной речи – это применение инструментария на фоне психологической нагрузки. И какие бы мы ни читали книги, как бы ни старались применять свои знания, без психологического понимания человека не обойтись.

В публичном выступлении вероятность того, что что-то пойдет не так, высока. Как бы человек ни управлял ситуацией, успех его выступления зависит от количества слушателей, у которых есть свои привычки и своя мотивация. Уровень напряжения во время выступления крайне высокий, поэтому навыки выступающего имеют свойства блокироваться.

Искусство ораторства не имеет прописанных законов для качественного выступления, но точно ясно, что это такой инструмент влияния на окружающих, равных которому нет. Ни одна система мотиваций не сможет дать такого эффекта, как заряжающая мотивирующая речь. Никакие попытки снять напряжения и вселить уверенность в кризисной ситуации не дадут такого стимула, как одна вдохновляющая речь.

Человек, который применяет и усовершенствует ораторское искусство, параллельно формирует более высокую степень уверенности в себе, раскрепощенности, свободы.

Выступая публично, мы оттачиваем мастерство аргументации, красноречия, убеждения. В индивидуальном общении эти навыки работают таким же образом, но несколько проще.

Грамотная речь

Можно ли научиться ораторскому мастерству: психология воздействия на слушателя и ораторские способности еще не все. Только правильная и красивая речь способна вызвать у слушателя серьезное отношение к ситуации и заставить поверить говорящему.

Проверяйте правильность произношения по словарю. Грамотно стройте предложения: неполных должно быть немного, хотя в живой речи их не избежать. Уделяйте внимание склонениям и грамматическим формам. Больше читайте, узнавайте новые интересные слова и расширяйте свой лексикон, но не забывайте об уместности употребления. Если вы неуверены в точном значении слова, лучше заменить его другим.

Исключите слова-паразитов, не изобилуйте архаизмами и неологизмами, терминами. Произносите слова четко. Делайте паузы в предложениях, избегайте двусмысленностей. Пересказывайте тексты. Записывайте свою речь на диктофон и прослушивайте, затем проводите работу над ошибками. Без контроля над речью нельзя развить свои ораторские способности.

Разновидности выступлений

Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий.

Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории. Исходя из этого, существует четыре формата выступлений.

Побуждающие выступления

Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара.

Вы проводите презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор с вами или проголосовать за вашу кандидатуру. Эти выступления требуют серьезного подхода и ораторского мастерства.

Ритуальные выступления

Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, также к ритуальным выступлениям относятся тосты.

Целью ритуальных выступлений является изменение отношения аудитории. Если речь идет об имениннике, то слушатели должны обратить на него внимание. Если представляется оратор, то аудитория должна относиться к нему лучше. Ораторское искусство в таком выступлении необходимо, так как нужно уметь завлечь публику и подготовить ее к дальнейшим действиям.

Информирующие речи

Речи, к которым предъявляются самые низкие требования по форме – лекции. Они не обязывают оратора быть интересным, красноречивым, чопорным и интригующим, так как аудитория зависима от оратора, а не наоборот.

Сессию нужно сдать всем, право каждого слушать или не слушать оратора. К сожалению, не все современные лекторы владеют ораторским искусством.

Основные типы

В зависимости от аудитории и преследуемой цели различаются несколько видов ораторской речи. Современная классификация насчитывает 6 разновидностей.

  1. Общественно-политическое. Выступления на социальные и политические темы, агитации и митинги.
  2. Академическое. Искусство оратора подразумевает использование строгого стиля, научных фактов и специальной терминологии.
  3. Судебное. Характеризуется аргументированностью, объективностью, точностью.
  4. Социально-бытовое. Юбилейные поздравления, тосты, поминальные слова тоже требуют соблюдения определенной стилистики.
  5. Богословское. Это церковные проповеди и молитвы. Их специфика отличается отсутствием аргументов и логики. Тяготеет к возвышенному и пафосному стилю.
  6. К отдельным видам ораторской речи, предполагающих наличие собеседника, относят полемику, дискуссию, диалог. Особенности построения ораторского искусства здесь связаны с необходимостью воздействовать на собеседника.

История ораторского искусства

Летописи ораторского искусства переносят в Древнюю Грецию. Именно здесь великому мастерству уделялось пристальное внимание. Отсюда идут корни стилистических образцов и развитие речи, ведь до появления письменности мысли излагались устно.

Греческие ораторы умело воздействовали на публику, поскольку они владели законами логики и правилами устной речи. Они смогли добиться того, что красноречие служило им главным оружием с политической точки зрения. Ораторское искусство, являясь царицей искусств, весьма эффективно могло влиять на решения государственных дел.

Именно в Древней Греции зародилась первая школа ораторского искусства. Её выдающимися мастерами стали Демосфен, Филократ, Гиперид, Эсхин и другие общественные деятели. Среди них Демосфен смог добиться наивысших достижений. Без его вклада сложно представить ораторскую практику и азы теории риторики, где слову придавалось огромное значение. На его речах учились не только в древности, сохранившиеся теории актуальны и сегодня. Они входят в золотой фонд риторики как отдельной науки.

Ораторское искусство при других видах речевой коммуникации

Многогранное искусство ораторского мастерства включает не только выступления перед большой аудиторией, но и ведение диалога с собеседником, дебаты, дискуссии, а также другие виды речевой коммуникации. При этом речь оратора должна всегда поражать железной логикой, но вместе с этим быть искренней и чувственной. Только в этом случае можно рассчитывать на заинтересованность слушателя и его расположение.

При любых речевых коммуникациях можно проявить ораторское мастерство и оставить неизгладимый отпечаток, хорошее мнение и заслужить уважение, поразив интересной беседой. При этом важное значение уделяется не только грамотности и начитанности говорящего, но и его эмоциональности, заинтересованности и умении выслушать собеседника. Безусловно, в этом помогают и природные данные, но полученный опыт, культура речи и интеллект не являются второстепенными.

Повтор

В одном из уроков по развитию памяти на нашем сайте, есть целый раздел, посвященный повторению, потому что повторение – это важнейший принцип запоминания информации. В ораторском мастерстве используется повтор, который глубже закрепляет в сознании аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи оратора, вызывает у слушателей воспоминание, помогает правильно организовать речь, представить новую информацию как уже знакомую. Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите нужный эффект.

Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах, в большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в речи. Можно выделить следующие виды повторов:

  • Дословный повтор. Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании. Например, Мартин Лютер Кинг практически в каждом предложении своей знаменитой речи восклицал: “I have а dream!”. Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей.
  • Варьируемый повтор. Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами. Смысловое содержание повтора в этом случае будет преподноситься слушателям с разными оттенками, что сделает идею более яркой и выразительной.
  • Расширенный повтор (разъяснение или рекурсия) – повтор уже произнесенной мысли с включением в нее новых слов для развития основных идей и образов вашего выступления. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить. Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными (вспомните знаменитое шутливое стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов). Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями.
  • Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Данный прием особенно подходит для обучающих выступлений (лекций), когда лектору необходимо периодически подытоживать полученные ранее выводы.

Софизмы

Софизмы

(от греч. «хитрая выдумка, уловка») — это ложные высказывания, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными («мнимые доказательства» по Аристотелю). Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики оратором для введения в заблуждение слушателей. Софизмы бывают логические, терминологические, психологические и другие. Подробнее софизмы как один из приемов ораторского искусства описаны отдельно в специальной статье в разделе «статьи», однако мы не рекомендуем использовать софизмы в своей речи, поскольку прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.

Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком кучно, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас

Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала. Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями

Обучение ораторскому мастерству

Ораторскому мастерству может обучаться каждый. Главное, чтобы было желание и нацеленность на результат. Нужно не бояться трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения. Только терпение и старание принесут ожидаемые результаты. Даже многие известные люди, которые смогли добиться успехов в ораторстве, первоначально сталкивались со сложностями. К примеру, Маргарет Тэтчер сумела изменить свой визгливый голос, который от природы был таковым. Её усердная работа по изучению актерского мастерства дала свои плоды. Политический деятель Франции Мирабо так научился преподносить заученные тексты, что они стали казаться настоящей импровизацией.

Обучение ораторскому искусству можно проводить самостоятельно, но в специализированных школах и центрах занятия будут более эффективными. Разработанные программы и психологические тренинги — популярные способы избавления боязни выступать перед публикой, развития мышления и памяти, пополнения разговорного запаса и приобретения уверенности в себе. Здесь можно научиться правильно формулировать мысли, быстро заинтересовывать слушателя, получить артистические навыки и красиво говорить на любые темы, в том числе и экспромтом. Специалисты научат правильно подбирать интонацию и умело пользоваться разными речевыми приемами. Они расскажут о том, как извлекать пользу из общения, познакомят с непродуктивными моделями беседы и раскроют способы уклонения от «неудобных» вопросов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]