10 простых упражнений для развития скорости мышления


Всем привет! Сегодня мы поговорим о том, как развить скорость мышления. Так как именно от неё зависит то, насколько вы быстро принимаете решения, причём эффективные. Находите выход из сложных жизненных обстоятельств и вообще, являетесь умной и достаточно эрудированной личностью.

Бывают ситуации, когда дорога каждая секунда, отчего от того, насколько быстро вы сможете что-то придумать, может зависеть жизнь другого человека. Либо победа, успех и будущее.

В общем, думаю, вы сами понимаете, что это умение необходимо абсолютно каждому человеку, независимо от его профессии и рода деятельности.

Даже ребёнку порой приходится мгновенно обрабатывать большие объемы информации, иначе он рискует значительно отстать от сверстников. Утратить их расположение или вообще, получить нагоняй от родителей или учителей за то, что «тормозит».

Что способствует увеличению скорости мыслей

__________

Скорость мышления у всех разная, и не всегда реалистично достичь того, что вам так хочется, когда вы видите, как быстро и легко кто-то справляется с задачей, на которую у вас уходит много времени. Но увеличить скорость своего мышления вполне реально. Этому способствует:

1) Лицевая гимнастика. Когда лицо не размято, лицо «холодное», мысли сбиваются, слова находятся с трудом. Если лицо размято, голова работает гораздо лучше, быстрее. Это — эффективно!

2) Скорость движения глаз и легкость, скорость мимических движений. Отучайте себя ходить с кислым, вялым, невыразительным лицом и сонными глазами, это не только вас не красит, но и вырубает мозги. Если вы приучили свое лицо к живости, более живым становится и ваше мышление.

3) Подбор шаблонов, коллекция алгоритмов. Ищите решения, запоминайте, собирайте коллекцию решений и алгоритмов.

4) Высокий внутренний темпоритм. Внутренний темпоритм — это ваша общая внутренняя скорость. Раскрутите в себе внутренний моторчик — и скорость всех внутренних процессов у вас повысится.

5) Массаж головы. Во время душа, когда струи воды энергично массируют кожу головы, мгновенно улучшается работа сосудов головного мозга и в голову сразу приходят куча отличных идей. А если вы завершаете душ обливанием холодной водой, бодрым и живым становится все тело, голова становится свежей и ближайшие часы будет отлично соображать.

6) Осваивайте аутотренинг и снимайте страхи. В частности, практикуйте «Нестандартные поступки», тренируйте смелость и развивайте позитив: это реально полезно не только для скорости мышления, но и в целом по жизни.

Вас может заинтересовать статья о развитии логического мышления.

_________

Рекомендации

Новизна

Когда в мозг поступает новая информация, он активно включается в работу. Вот почему специалисты рекомендуют периодически менять маршрут на работу, пробовать чистить зубы другой рукой и отправляться в путешествия, чтобы сменить обстановку. Да, в конце концов, почитать книгу вверх тормашками и понять, о чём в ней идёт речь.

Когда нет умственной нагрузки – наши полушария словно впадают в спячку. Поэтому реакция становится замедленной, забывается то, что раньше хорошо знали и прочее.

Так что возьмите за правило, каждый день устраивать для себя тренировки, пусть это будет просто другая дорога – но ни в коем случае не переходите в автоматический режим, когда сами не замечаете, как выполняете свои обязанности.

Онлайн тренажеры

Обязательно посмотрите, вот эти электронные упражнения. На этом сайте, вы найдете отличные тренажеры, которые помогут Вам развить умственные способности и скорость мышления.

Питание

Есть продукты, которые жизненно необходимы мозгу. Без них он не в силах качественно и быстро обрабатывать полученную информацию. Поэтому включайте в свой рацион красную рыбу, орехи, фрукты, овощи, зелень и даже кофе с зелёным чаем.

Подробнее о том, что ещё полезно и обязательно следует употреблять в пищу, вы узнаете из этой статьи. Помогите своему организму не только заботиться о вас, но и развиваться, становиться умнее и продуктивнее.

Красивая речь

Избавляйтесь от слов-паразитов, они только ограничивают наши способности. Так как нет необходимости думать над подходящим ситуации прилагательным, если можно просто сказать «ну, такое», «как бы это сказать», «эээ» и прочее.

Расширяйте свой словарный запас путём ознакомления со словарями. Так и память станет крепче, и вы прослывёте интересным собеседником.

А в качестве тренировки можно акцентировать внимание на количество слов-паразитов в речи собеседника. Таким образом, вы потренируете ещё и свою наблюдательность.

Юмор

Юмор – наше всё. Он не только помогает проживать сложности и превратности судьбы, сохраняя при этом жизнерадостность и оптимизм, но и является одним из основных признаков развитого, эрудированного человека.

Так что читайте как можно больше весёлых рассказов, историй, анекдотов и прочее. Если вы будете понимать шутки, причём моментально и без разъяснений окружающих, что они имели в виду. То считайте, что смогли достичь ощутимых результатов в развитии реакции и скорости мышления.

Артикуляция

Когда лицо «неживое», слова произносятся не чётко – человек сбивается, отвлекается. Соответственно, ни о каком молниеносном мышлении не может быть и речи. Позаботьтесь об артикуляции своей речи, проведите гимнастику для лицевых мышц, так они напрямую связаны со скоростью и качеством обработки информации.

Если не знаете, с чего начать – переходите по этой ссылке.

Массаж

Массаж головы улучшает кровоток, что благоприятно сказывается на работе сосудов головного мозга. Соответственно, сразу же появляется масса идей, решений. Порой для озарения достаточно просто принять душ, эффект усилится, если он ещё и окажется контрастным.

Хобби

Уделяйте внимание и мелкой моторике. Если вы будете вязать, плести что-то из бисера, рисовать пальцами и тому подобное – то это благоприятно скажется на ваших когнитивных способностях.

В свободное время намного полезнее заняться рукоделием, чем смотреть телевизор на диване. Который только отбирает время и не дарит тех ощущений, эмоций, что человек получает, создавая и творя, любуясь результатом собственного труда.

Дух скорости

Для улучшения и большего удобства при беге существуют такие рекомендации:

выберете более одушевляющее место для тренировок. Пусть оно будет интереснее предыдущего, таким образом новые упражнения будут выполняться легче, как на привычном месте

Из-за смены обстановки легче настроить себя на лучший результат;

пробежки с другом. Не важно, вместе вы бежите или нет, главное то, что вы ощущаете присутствие напарника, и поэтому сможете оценить себя со стороны, что даст вам шанс подумать над тем, к чему следует стремиться;

бегайте с соперником. Это не значит, что вы обязательно должны бежать с настоящим человеком, придумайте образ бегуна, который будет тренироваться на какой-то определенной дистанции с заданной вами скоростью.. Когда обстановка располагает, и вы психологически готовы для скоростного бега и развития скоростных качеств, то успех гарантирован, ведь вера в себя играет немаловажную роль

Когда обстановка располагает, и вы психологически готовы для скоростного бега и развития скоростных качеств, то успех гарантирован, ведь вера в себя

играет немаловажную роль.

Увеличиваем скорость принятия решений в одиночку

Видение поля и скорость принятия решений взаимосвязаны. Видение поля — это хорошее понимание игры и нестандартное решение начала атаки, а скорость принятия решения — это правильное действие на футбольном поле в рамках ограниченного времени. Научиться обоим навыкам в одиночку возможно. Главное, при выполнении одного упражнения добавить 2-3 задачи. Например, взять теннисный мяч в руки, подбрасывать с одной руки на другую и в это же время двумя ногами контролировать или вести мяч.

Развить скорость принятия решений лучше всего с помощью упражнений, где присутствует не одно действие. Старайтесь обозначать лимит времени на их выполнение, добавляйте предметы, ускорение, работу с фишками и пытайтесь задействовать всё тело.


Фото: istockphoto.com

Упражнения на улучшение видения поля и развитие быстроты реакции нужно обязательно добавлять к базовым навыкам работы с мячом. Вполне достаточно, если вы будете 2-3 раза в неделю работать над скоростью мышления. Всего лишь 15-30 минут к основной тренировке — уже отличное дополнение.

Лайфхак:

улучшать качество мышления можно и вне тренировок. Для этого засеките время и прочтите главу любой книги как можно быстрее. Теперь снова засеките время и быстро перескажите основную информацию, которую вы только что прочли. Выполняйте это упражнение регулярно, каждый раз стараясь уменьшить и время прочтения, и время пересказа. Так вы развиваете одновременно быстроту восприятия и быстроту воспроизведения информации.

Что еще сделать для развития скорости мышления

  • Каждый день пробуйте что-то новое. Пусть это будет аромат или вкус, способ действия или изменение привычного маршрута. Когда мозг работает, знакомясь с новой для него средой, это положительно сказывается на скорости мышления.
  • Масло, которое содержится в орехах, положительно влияет на мозг. В процессе поедания грецких орехов, в клетках вырабатывается больше кислорода, они лучше питаются и улучшаются их функции.
  • Питайтесь сбалансировано и соответственно вашим нуждам. Не перегружайте желудок и печень, отдавайте предпочтение растительной пище.

  • Разгадывайте загадки, кроссворды, это отлично тренирует мышление.
  • Слушайте классическую музыку. Доказано, что вибрации классических произведений положительно сказываются на интеллектуальных способностях человека. Этим пользуются заботливые родители, которые вместо колыбельных включают своим детям Моцарта или Баха. Музыка является определенным стимулятором для генов, которые передают сигналы в мозг.
  • Старайтесь не злоупотреблять алкоголем. Доказано негативное влияние крепких напитков на мозговую активность.
  • Ведите дневник (пишите вручную или выберите онлайн ресурс для этого). Анализ собственных мыслей помогает сконцентрироваться и думать быстрее, эффективнее.
  • Используйте ароматы для стимуляции мозговой активности. Попробуйте окружить свое рабочее место мятой, лимоном или кипарисом – это самые известные бодрящие ароматы. В конце дня примите ванну с ароматическим розовым маслом.

Не важно, сколько вам лет, тренировки для мозга полезны всегда. Посетите раздел «Задачи» на нашем сайте, отгадайте интересные задачи, поиграйте в игры, и ваше мышление всегда будет быстрым и эффективным

Что замедляет мышление

В повседневной жизни мы часто делаем то, что негативно сказывается на быстроте мышления:

  • выполняем монотонную работу
  • тратим время на просмотр примитивных сериалов, бесполезных видеороликов с низкой интеллектуальной нагрузкой
  • занимаемся непродуктивным чтением

Все это желательно сократить или совсем устранить. Если ваша работа предполагает монотонные действия, хорошо в свободное время заниматься разнообразными делами, придумывать интересный досуг. Необходимо почаще смотреть фильмы, которые дают полезные знания, читать не легкие романы, а книги, заставляющие размышлять.

На скорость мышления также негативно влияют:

  • постоянная чрезмерная усталость
  • бессонница и недосып
  • употребление алкоголя, курение
  • низкая самооценка

Здесь все просто: если вы хотите быстрее перерабатывать и усваивать информацию, откажитесь от вредных привычек, разработайте распорядок дня и соблюдайте его, обязательно высыпайтесь и достаточно отдыхайте, а также развивайте уверенность в собственных силах. Благодаря усиленной работе над собой вы сможете сократить факторы, отрицательно влияющие на скорость мышления.

Эффективные онлайн упражнения для развития скорости мышления

Постоянно тренируйте серое вещество. Мозг очень похож на мышечную массу, если его не тренировать, а забросить, то он не будет работать в полную силу, атрофируется. Постоянные тренировки с Brain Apps помогут вашему мышлению быть быстрым и эффективным.

  • Игра «Копилка» поможет сделать мышление более быстрым, при этом полученные умения вам всегда пригодятся при совершении покупок.
  • Игра «Буквы и цифры» способствует развитию скорости реакции и логического мышления.
  • Математическая игра «Операции» полезна для школьников и для взрослых людей. Помогает развивать скорость мышления вместе с логикой.
  • «Сложные геометрические переключения» подойдут даже для маленьких детей, которые еще не умеют считать, так как в игре присутствуют элементарные фигурные образы.

Наш сервис приготовил для вас и другие упражнения, с которыми вы можете познакомиться в процессе регулярных тренировок. В личном кабинете вы найдете информацию и рекомендации по играм, а также все свои результаты.

Реакция: что это и что на нее влияет?

Что влияет на скорость реакции?

На снижении:

  • Утомленность
  • Алкоголь и наркотические средства
  • Негативные эмоции
  • Зрительный вид раздражителя

На увеличение:

  • Положительные эмоции
  • Тактильные и звуковые раздражители

Люди с максимальной скоростью реакции:

  • Японская секретарша Миит за одну минут ставит 100 печатей.
  • Самый быстрый стрелок в мире Дж.Микулек за полсекунды делает 5 выстрелов из револьвера.
  • Японец Максимум собирает кубик Рубика за 12.5 секунд.

Что такое мышление

Что такое мышление? Существует множество теорий, но к окончательному выводу ученые так и не пришли. Я не буду сейчас углубляться в сложные и непонятные термины и попробую объяснить все на пальцах. Мышление — это мыслительный процесс, который предлагает разные нейронные связи (пути) для решения различных вопросов, ситуаций, обстоятельств, размышлений.

От того, как развито мышление, зависит то, насколько эти пути будут качественными и быстрыми. Если вы довольно давно не развивали свой мозг, не читали книги, не решали задачи, то ваше мышление на простую задачку сможет предоставить всего 2-3 пути и они будут посредственными.

Чем больше вы занимаетесь развитием мозга, воображения, памяти, расширением кругозора, улучшаете логическое и творческое мышление, тем качественнее будут нейронные связи (мысли).

Чтобы развивать мышление, необходимо подойти к развитию каждой особенности мозга.

Дисклеймер: тренировки переходят на новый уровень

Прежде всего стоит сказать, что к подобным тренировкам лучше приступать после выполнения базовых упражнений игры в футбол. Задача нашего занятия — научить игрока видеть поле и быстро ориентироваться в игре. Надо помнить, что без этих навыков спортсмен никогда не сможет достичь высот мастерства. И всё же физической нагрузки здесь минимум, тренинг больше развивает мышление футболиста.

Конечно, самое главное в спорте — это желание и трудолюбие. Но на этом этапе занятий нам нужен инвентарь: коврик, фишки или конусы, беговая лестница, барьер, мячи разного размера, чистый лист бумаги и ручка — все эти предметы понадобятся при выполнении домашних тренировок. Некоторые вещи можно заменить подручными средствами, но лучше приобрести всё необходимое в интернет-магазине.

Логическое мышление: что это

Понятие «логическое мышление» легче объяснить, если разбить словосочетание на «логику» и «мышление». Попробуем разобраться вместе, выделив главное.

Логика

Понятие произошло от греческого «рассуждение», «мысль», «искусство рассуждать правильно», «наука о мышлении». Давайте разберём понятие, взяв за основу науку о правильном мышлении. Она состоит из нескольких аспектов, таких как законы, методы и формы интеллекта человека, а именно его мысли.

Логика нужна для того, чтобы добиться истины в процессе рассуждений. Благодаря активной мозговой деятельности запускается определённая схема, которая приводит человека к конечной точке. Результат берётся не по интуиции, а из ранее полученных знаний.

По этой причине логику часто именуют наукой, которая позволяет добиться умозаключений путём множества выводов и их соединения. Главной задачей логики считается обобщение имеющихся фрагментов воедино. В результате человек получает истинные знания касаемо предмета размышления.

Мышление

Мышление позволяет найти связь между аспектами действительности. Однако чтобы процесс происходил на «правильном» уровне, мыслить нужно объективно

То есть перед основными задачами важно ставить себя в центр текущего процесса, а не наблюдать за всем со стороны. Объективное, или логическое мышление должно подчиняться основным законам логики

Логическое мышление

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что же такое «логическое мышление». В результате мыслительного процесса человек применяет знания, полученные ранее. Затем путём умозаключений происходит их обработка. Все конструкции связываются в логическую цепочку по порядку. Выводы основаны не на предположениях, а на чётких доказательствах, фактах, рассудительности, объективности, общих законах логики. В конечном итоге на основе имеющихся предпосылок получается истина.

Скорость и эффективность мышления

У каждого человека есть мышление, что конечно естественно, но мышление у всех разное, если касаться такой части как качество мышления, его эффективность, и конечная цель, что тоже вполне естественно. И как же можно дать определение мышлению человека, как части психического процесса, в виде реакции на окружающую среду, если брать в расчет такую важную его составляющую как эффективность? Эффективность мышления мы можем проверить только двумя способами: первый способ – это конечный результат, а второй – это время, за которое этот самый результат достигнут. Есть конечно еще один показатель – это смысл того результата, который был достигнут, но мы его касаться не будем, ибо я все-таки приверженец демократичности в стремлениях каждого человека. Потому, кому какую цель преследовать, выбирает каждый индивидуально, у каждого своя разумность в выборе, важно для нас сейчас другое, понять способ достижения этой цели, и тем самым определить эффективность мышления.

Вообще эта самая эффективность начинает проявляться еще на стадии определения цели, скажем можно поставить цель жить хорошо, а можно поставить более конкретную цель, то есть сделать определенные действия, для того, чтобы жить хорошо и даже еще лучше. Помимо целей, есть такая вещь как реакция человека на окружающую его действительность, любые внешние проявления, вызывают у нас реакцию, все наши органы чувств передают в наш мозг информацию, которую он обрабатывает. Скорость обработки у всех у нас разная, одни думают и принимают решения быстро, другие что называется тормозят. Но можно ли считать скорость мышления, показателем его качества, а также эффективности? Касательно качества безусловно да, ведь мышление сравни процессору компьютера, чем быстрее обрабатываются данные, тем больше данных можно обработать, быстрее придя к правильному результату и миновать ненужные ошибки.

Секундочку, а собственно как мы можем их миновать, когда просчитав все в считанные секунду, мы собственно не пришли к результату, ведь только наша деятельность может показать, насколько эффективным был наш расчет? Да, человеческий мозг может работать с разной скоростью, но вот приход к результату, намного более длинный путь, чем просто ряд химических процессов в голове. Получается скорость определяет качество мышления, а вот уже это качество, показывает, насколько оно эффективно, и результат является подтверждением этой эффективности. Скорость мышления не может являться показателем эффективности, по той простой причине, что обрабатывать быстро можно изначально неверную информацию, о достоверности которой, знать, мы в большинстве случаев не можем.

Если мы с вами только задумаемся над тем, сколько всего в нашей жизни мы не можем проверить лично, и вынуждены доверять в результате этого другим людям, вы просто ужаснетесь тому, насколько вы наивный человек. Я не утруждал себя в подсчете процента того, что строится в нашей жизни на постулатах и устоявшемся мнении общественности, но уверяю вас, он очень большой. Можете ли вы точно знать о том, что на Антарктиде холодно, а в Африке жарко, что в космосе нет кислорода, а Римская империя вообще имела место быть, если вы сами лично это не проверяли? Вы верите историкам, астрономам, ученым, географам и бог еще знает кому, ибо это считается нормальным. И может быть в большинстве случаев наша вера все-таки не является пустой, но тем не менее, думаю вы поняли о чем я пытаюсь вам сказать, все что мы не проверяли, точным на сто процентов не является.

Так вот из всей этой информации, и выстраивается наше с вами мышление, и неважно как проходит процесс такого мышления, куда важнее то, что мы получаем на выходе. Если результат отличен от задуманного, то по логике вещей, следует проверять всю цепочку процесса, и лучше делать это в обратном порядке, поскольку так вы гораздо быстрее пройдете все этапы своего планирования и остановитесь в итоге на исходных данных. Вот почему у людей бывает начисто отсутствует логика, да потому что логика, не стыкуется с теми данными, которые они заложили себе в голову, и на которых базируют все свои мысли. Начните копаться в деталях любого дела, и вы найдете массу нестыковок. О каком тогда результате, может идти речь? Как пример могу взять коммунизм, который рухнул по вполне объяснимым причинам, люди перестали просто верить, они начали проверять, так как не видели результата, того результата, который ожидали.

И любой утопист спасует перед вами, если вы начнете доставать его конкретикой и деталями, которые он не сможет объяснить логически, ибо логики в этом нет. Мышление человека базируется всегда на определенных исходных данных и собственно его желании, в результате которого он и планирует все свои действия. Хочет человек заработать денег и жить хорошо, а в базе данных у него только информация о том, что труд приводит к получению денег, чем больше работаешь, тем больше денег, причем еще работаешь не на себя, а на другого человека. Понятно, какими будут его действия, и как долго и упорно этот человек будет идти к результату, просчитывая массу различных ходов, основываясь на том, что он знает.

Скорость мышления здесь не имеет совершенно никакого значения, она не влияет на эффективность и на конечный результат, ведь эффективно будет только то, что человек обработает неверную информацию, и получит другой результат, который в своем так сказать роде, будет уникальным. А мы потом говорим об умных и глупых людях, и гениях и идиотах, об успешных людях и неудачниках. Надо понимать, что даже откровенный идиот, руководствовался определенными расчетами в своей голове, прежде чем сделать свой идиотский поступок, без этого понимания, нам будет сложно понять и свое собственное мышление, которое тоже небезупречно. Опыт, накопленный благодаря знаниям, подтвержденным собственным видением, слушанием, ощущением и прочим анализом, в значительной степени повышает качество мышления, если конечно наша память достаточно развита для того, чтобы помнить как о положительных, так и об отрицательных результатах.

Люди всегда будут ошибаться, по той простой причине, что наш мозг не накапливает информацию таким образом, чтобы мы в итоге могли знать абсолютно все. Мы рождены всю жизнь учиться и только благодаря тому, что мы это делаем в большей или меньшей степени, мы можем мыслить отлично друг от друга, отличаясь прежде всего эффективностью нашего результата, подтвержденной конечным результатом, ну и его объективностью и разумностью конечно. А скорость мышления натренировать можно, в человеке нет таких составных частей, которые бы не поддавались тренировке.

Как понять, что вам нужно развить скорость мышления

Прежде чем что-то делать, нужно убедиться в необходимости этого лично для вас. Итак, предлагаю ответить на ряд вопросов:

  1. Вы с трудом просыпаетесь по утрам. Без кофе не можете взбодриться. Мыслительная активность достигает пика ближе к обеду, после чего снова падает.
  2. Вы чувствуете хроническую усталость.
  3. Решить задачу по геометрии за 7 класс – непреодолимое препятствие.
  4. Необходимость разобраться в работе новой программы вызывает раздражение.
  5. Вам не хватает времени, но при этом фактически ничего не делаете.

Если вы ответили утвердительно на 3 и более вопросов – вам определенно нужно увеличивать скорость мышления.

Упражнения

А что, если…

Моделируйте абсолютно разные ситуации в своей голове и набрасывайте наиболее вероятные варианты развития событий. Далеко ходить не надо, берите за основу какие-то свои сложности, которые на данный момент являются ограничением, что не позволяет достигать успеха и реализовывать потребности.

Допустим, вы давно не брали отпуск, руководствуясь идеей, что без вас всё пропадёт. Так как коллеги обязательно не справятся с тем объёмом работы, который обычно на себе тянете вы. Вот и пофантазируйте, что именно произойдёт, если вы действительно уедете аж на целый месяц.

Или у ребенка не выйдет сдать выпускные экзамены так, чтобы поступить в желаемое высшее учебное заведение. Что страшного случится?

Между прочим, помимо тренировки скорости своего мышления, вы станете более осознанным и стрессоустойчивым. Так как заранее будете понимать обо всех «подводных камнях», которые могут возникнуть в любой момент. Соответственно, будете готовы к ним.

Иностранный язык

Если вы хоть немного знаете какой-либо иностранный язык – пробуйте размышлять на нём. Вот про себя думайте мысли, допустим, на английском. Если не выходит вспомнить какое-то слово – обращайтесь к словарям, переводчикам.

Тогда поверьте, перейдя на свой родной – вы с удивлением обнаружите, насколько быстро стали мыслить.

Если это упражнение даётся вам достаточно легко ввиду хорошего уровня знаний, то выполняйте его в процессе активной физической работы.

Таймер

У взрослых, в принципе, нет особых проблем с чтением. Они выполняют эту задачу достаточно быстро, не напрягаясь. А что, если взять не прочитанную ранее книгу и включить таймер? Выберите любой абзац и отметьте, за сколько секунд вы с ним справитесь. Только обязательно потом следует его пересказать.

Так как необходимо не просто бездумно как автомат протараторить написанное, а ещё и понять смысл, который хотел передать автор.

Игра в слова

Вам опять понадобится секундомер. Задумайте одну букву и выпишите как можно больше слов, что начинаются с неё.

Сравнивайте результаты, чем чаще будете играть, тем проще станет подбирать слова. Можно даже устроить соревнования с друзьями. Кто больше за минуту придумает, тот и победил.

Краткость – сестра таланта

Представьте, что вам необходимо передать близким людям очень важную информацию. Но возможности ограничены – вы имеете право только на 50 символов. Каждый раз продумывайте свои сообщения так, чтобы они были ёмкими, но при этом понятными.

В таком случае вы научитесь не только быть ясными для окружающих, но быстро принимать решения, понимать завуалированные смыслы и так далее.

Улучшение приобретенных навыков

Конечно же, в нашей жизни полно привычных и обыденных занятий. Среди них можно найти и шитье, и рисование, и кулинарию. Но я посоветую вам разнообразить досуг усложнением домашних дел и приобретенных навыков.

Это поможет простимулировать нейронные связи к дополнительной нагрузке. Начните читать литературу, которая помимо теории несет в себе практическое воплощение. Ознакомьтесь с неведомыми вам стилями рисования, освойте другой вид кроя или шитья. Откройте для себя мир сыроедческой кулинарии и внедряйте изученное в реальности!

Такой подход обязывает вас достигать более высоких показателей, а мозг — быть здоровым и продуктивным.

Список упражнений

Итак, вот список примерных занятий в свободное время, которые позволят за довольно короткий срок увеличить быстроту мышления. Правда, делать их придется постоянно.

1) Существуют специальные упражнения на быстроту мышления. Как правило, это всевозможные задания на подборку слов, арифметические вычисления, задания с фигурами в пространстве. Если вы только начинаете заниматься, можно выбрать начальный уровень с легкими заданиями, однако имейте в виду, что постепенно задачи будут усложняться. Все они выполняются на время.

2) Разгадывание кроссвордов. Не стоит думать, что это занятие для пожилых людей и тех, кто не умеет обращаться с компьютером. На самом деле разгадывание кроссвордов, особенно сложных, позволяет узнать много новой информации. Конечно, напрямую быстроту мышления широкий кругозор не развивает, однако сильно активизирует работу нейронов в мозгу.

3) Решение шарад и головоломок. Этот метод развития быстроты мышления подойдет скорее для творческих личностей. Они, как известно, не особенно сильны в точных науках, а быстрота мышления неотделима от правильных логических умозаключений.

4) Изучение иностранных языков. Этот метод больше подойдет тем, кому не даются гуманитарные науки, то есть «физикам». Доказано, что знание двух и более иностранных языков резко повышает работу нейронных связей в мозгу и даже замедляет процесс старения.

5) Развитие функций левой руки. Как правило, большинство из нас правши. Если же человек начинает намеренно тренировать левую руку на выполнение простых ежедневных движений (письмо, рисование, чистка зубов), то через какое-то время у него улучшается и быстрота мышления. Вспомните, ведь большинство творческих людей являются «левшами».

6) Развитие сенсорики. Для более быстрого мышления не последнюю роль играет и способность ориентироваться в пространстве, интуиция. Развить ее очень просто: когда никого нет дома передвигайтесь по квартире с завязанными глазами, изучайте предметы на ощупь, пытайтесь собрать разбитую чашку, поместив ее, например, в мешок.

Если вы будете следовать этим рекомендациям или найдете в Интернете специальные задания или даже целые сайты, посвященные развитию эрудиции и мышления, будете выполнять все задания, то очень скоро обнаружите, что стали гораздо умнее, продуктивнее на рабочем месте, интереснее в общении.

Проверить то, насколько вы преуспели в деле развития быстроты мышления можно будет по специальной психологической методике исследования быстроты мышления, которая чем-то напоминает тест на интеллект (IQ).

Ускорение мышления характерно для маниакальных и гипоманиакальных состояний различного генеза и наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, а также при маниоформных состояниях экзогенного происхождения, иногда при шизофрении, главным образом в дебюте и при циркулярной ее форме. На первый план при ускорении мышления выступают нарушения его динамики, проявляющиеся в лабильности суждений.

Характерны быстрое, облегченное возникновение и смена мыслей. Суждения больных при ускоренном мышлении отличаются поверхностностью. Этим, а также расстройствами внимания, присущими состояниям с ускоренным мышлением, объясняется малая умственная продуктивность больных в маниакальном состоянии. Еще ниже умственная продуктивность при симптоматических маниях интоксикационного или инфекционного происхождения, так как в этих случаях большое значение приобретают явления повышенной истощаемости психических процессов (такие состояния квалифицируют как астено-маниакальные). Относительно хорошей может быть работоспособность больных при легких гипоманиакальных состояниях, при циклотимии. Чем больше выражено ускорение мышления, тем менее результативна деятельность больного.

Нарушения внимания при маниакальных состояниях в первую очередь характеризуются его неустойчивостью. Сочетание неустойчивого внимания, облегченного образования ассоциаций, ускоренного течения мыслей приводит к своеобразным изменениям речи больного — отдельные высказывания не связаны какой-либо общей идеей, характерны случайные ассоциации, нередко по созвучию. Объектом мышления становится любой предмет, на который больной обратил внимание. При значительном ускорении мышления говорят о скачке идей — мысли так быстро сменяют друг друга, что со стороны это воспринимается как непрерывный словесный поток. В то же время при скачке идей в отличие от шизофренической разорванности нетрудно все же уловить последовательность мыслей и их, хотя и весьма поверхностную, взаимосвязь. Лишь в случаях крайне резкого ускорения мышления наблюдатель утрачивает способность улавливать переходы между отдельными мыслями. В этих случаях говорят о маниакальной (вихревой) спутанности. Ускоренное мышление в силу своей неустойчивости характеризуется легкой утратой объекта рассуждения.

Речь при скачке идей отражает хаотичность и повышенную изменчивость целенаправленности мыслительных процессов, высокую отвлекаемость больного. При ускоренном мышлении больные не останавливаются на отдельных идеях, их суждения поспешны, непродуманны, односторонни, поверхностны. Ускоренное мышление в целом поверхностное, непоследовательное.

При психологическом исследовании такие непродуманные, поспешные суждения больных легко корригируются при указании обследуемому на допущенную ошибку. Исключение составляют случаи гневливой мании, когда больной резко отрицательно воспринимает любую попытку вмешательства в его рассуждения.

Впечатление об ускорении течения психических процессов при объективном обследовании больных в маниакальном состоянии оказывается внешним. Так, скорость сенсомоторных реакций и латентный период между произнесением слова-раздражителя и ответной реакцией в словесном эксперименте у них часто не ускорены. Наоборот, эпизодически наблюдается увеличение этих показателей а связи с неустойчивостью внимания. Ускорение мышления определяется легкостью возникновения ассоциаций и лабильностью суждений, быстрой сменой мыслей.

Обычно ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения, эйфории. При этом отмечается кажущееся на первый взгляд парадоксальным явление — при явной поверхностности суждений и малой продуктивности мыслительной деятельности больные в маниакальном состоянии поражают иногда собеседника меткими замечаниями, своей наблюдательностью. Дело в том, что интеллектуальный уровень у них не снижен, не страдают и способность к остроте суждения, остроумие, нередко злое, наблюдательность. Эту особенность таких больных А. А. Перельман (1957) рассматривал как признак сохранности потенциальных возможностей их интеллектуальной деятельности, детерминирующих целевых установок в мышлении. В то же время у них отмечается некоторая бесконтрольность суждений, слабость тормозных установок, что проявляется в известном снижении чувства такта, недостаточной способности смущаться. Этим объясняется то, что больной в маниакальном состоянии может сказать другому человеку в лицо то, что здоровый предпочтет утаить.

W. Jahrreiss (1928) различал следующие варианты скачки идей.

1. Мысленная скачка идей — богатая и бедная образами. Картина богатой образами скачки идей соответствует ее описаниям при типичной циркулярной мании. Бедная образами скачка идей отличается малым количеством возникающих в мышлении больного представлений при вихревом его ускорении. Клинически бедная образами скачка идей проявляется главным образом в ускорении речи и многословности при нешироком круге представлений и образов. Переходы от одной мысли к другой происходят не столько в силу лабильности мышления, легкости возникновения смысловых ассоциаций, сколько по созвучию или под влиянием внешних впечатлений. Значительно меньше в мыслительной продукции больных при бедной образами скачке идей можно проследить роль внутренних побудительных механизмов. Речевой натиск не соответствует поражающему своей бедностью объему возникающих в содержании представлений и образов. Мышление при этом малосодержательно, несмотря на внешнее его ускорение. В таких случаях говорят о малопродуктивной мании, что всегда должно настораживать психиатра в плане возможной диагностики шизофренического процесса.

2. Речевая скачка идей также главным образом основана на ассоциациях по созвучию и нередко наблюдается при маниоформных состояниях у больных шизофренией. Нередко она наблюдается при кататоническом возбуждении.

3. «Немая», бедная речью скачка идей называется еще вихревым наплывом мыслей — ментизмом (P. H. Shaslin, 1914). Под ментизмом понимают наплыв мыслей, воспоминаний, образов. Симптом этот отличается непроизвольным возникновением и неподчиняемостью воле больного. Субъективно больной крайне тягостно переживает наплыв мыслей, их направленность совершенно не зависит от его сознания, никаким волевым усилием наплыв мыслей нельзя ни прекратить, ни направить в обычное русло рассуждений. Нередко эти мысли даже не приобретают четкого речевого оформления и возникают в сознании в виде лишенных конкретного содержания образов, представлений, понятий. Многие психиатры ментизм рассматривают как вид ассоциативного автоматизма (малый автоматизм). Ментизм наблюдается при шизофрении (особенно в дебюте и при вялом течении процесса, когда нет еще выраженного психического дефекта), иногда при экзогенно-органических психозах, в их начальной стадии, в случаях нерезких расстройств сознания при маниакальном ступоре’. В ментизме К. А. Скворцов (1938) видел начальный этап автоматизма, начало наступающего отчуждения мыслей. Характерная особенность ментизма при шизофрении — его затяжное течение, наплыв мыслей лишь на короткое время оставляет больного.

4. Вихревая спутанность рассматривается как высшая степень выраженности скачки идей. Вихревую (маниакальную) спутанность трудно отличить от спутанности при экзогенно-органических психозах, от аментивного состояния. Их дифференцирование возможно лишь при анализе движения психопатологической симптоматики и при учете соматического состояния больного. В. П. Осипов (1923) считал, что в основе вихревой спутанности лежит слабость ассоциативного процесса в связи с соматогенной астенией.

С клинической точки зрения ускорение мышления не однозначный в диагностическом отношении симптомокомплекс. Разнообразие его проявлений отражает как специфическую сущность патологического процесса, так и присущие той или иной стадии болезни особенности патогенеза и нередко остроту течения заболевания, интенсивность его выраженности.

Следует отметить, что наличие ускоренного мышления значительно затрудняет патопсихологическое обследование больного. Это в первую очередь относится к маниоформным состояниям у больных шизофренией. Ускорение мышления нередко в таких случаях маскирует типичные для шизофрении расстройства мышления. Лишь когда сходят на нет маниакальноподобные проявления, отчетливо выступают расстройства мышления шизофренического характера. Об этом надо помнить и не спешить с диагностическим суждением в случаях, когда в клинической картине одновременно отмечаются признаки ускорения мышления и шизофренические симптомы.

Структурирование аргументов

Какие навыки тренирует: умение проверять информацию, мыслить логично и аргументировано.

Есть два вида контента: информационный и убеждающий. Первый просто констатирует факты. Например, статья говорит, что вода – мокрая, а солнце – горячее. Второй вид пытается убедить, что мокрая вода полезна для здоровья или что вы должны купить солнцезащитный крем.

Убеждающий контент глобально состоит из трёх частей: тезиса, посылок и выводов. Тезис – это некое утверждение, например: «Пейте воду – она полезна для здоровья» Посылки – это различные аргументы в пользу тезиса, а выводы – это логичное заключение из аргументов, подтверждающее первоначальное утверждение.

Ваша задача – научиться выявлять в любом контенте эти убеждающие компоненты и проверять их достоверность.

Прочитайте статью или посмотрите видео. Найдите в них тезис, посылки и выводы. Проверьте истинность посылок и логичность выводов. Если в тексте утверждается, что вода полезна для здоровья, то в качестве посылок в ней должны быть ссылки на исследования, а вывод должен указывать, чем именно она полезна, основываясь на работах ученых.

4

Хитрости для быстрого мышления

Двумя полушариями мыслить легче

Первая хитрость – развиваем параллельно оба полушария мозга. Нам необходимо нагрузить логическое мышление и развить творческие способности. В домашних условиях можно решать математические задачи (начните с простых арифметических упражнений или алгебры), а затем некоторое время слушать классическую музыку или рисовать.

Также можно записаться одновременно на курсы изучения работы с компьютером и игры на гитаре (актерского мастерства, вокала). Чередование логических и творческих занятий значительно расшевелит ваш мозг.

Развиваем скорость реакции

Быстрота реакции отражает скорость мышления. Возьмите теннисный мяч и кидайте его в стену одной рукой, ловите другой. Несколько минут в день – и вашей реакции можно будет позавидовать! Также можно использовать различные тесты для проверки объема внимания, такие как корректурная проба.

Используйте карту разума

В течение дня у человека появляется огромное количество идей, развитие которых могло бы дать значительные результаты. Но, как говорится, что не записано – то забыто.

Ведите так называемую карту разума, в которую вы будете включать все свои идеи. Это позволяет структурировать мышление, создать ассоциации и быстрее в них ориентироваться.

Улучшаем кровоток

Чтобы развить скорость мышление, также важно уделить внимание коже головы, мышцам лица и глазам. Массаж кожи головы улучшает кровообращение, насыщает кровь кислородом и улучшает питание мозга

Выполнение круговых движений глазами несколько раз в день расширяет фокус внимания – это позволит охватить больше информации. Гимнастика лица убирает застойные процессы, связанные с мышлением, поскольку мимические мышцы напрямую связаны с эмоциями.

Используйте технологии

Существует множество приложений для смартфона, позволяющих развить скорость мышления. Находясь в пробке или очереди, используйте их для улучшения своих мыслительных способностей

Например, игра под названием «Балда» отлично тренирует внимание и скорость реакции

Запаситесь терпением, и уже через месяц выполнения этих нехитрых рекомендаций вы заметите значительный прогресс. Вы станете легче воспринимать новое, с удовольствием заниматься обучением.

Вы будете быстрее принимать взвешенное решение, генерировать новые идеи. Возможно, вы самостоятельно придумаете способы, как развить скорость мышления, подходящие именно вам.

Основные качества мышления человека

Индивидуальные особенности мышления в психологии, как правило, определяются следующими качествами:

  • Логичность – это умение следовать при рассмотрении вопроса определенной последовательности, т.е. порядку, обусловленному логикой. Это умение размышлять, доказывать правильность или ошибочность умозаключения, проверять ход рассуждения.
  • Глубина мышления (вдумчивость) – это способность находить суть, главное, самое существенное, нередко скрытое. Это способность понимать не видимость, а сущность; составлять представление, исходя из самых разных фактов, понимать в целом, замечать закономерности, понимать причины и предвидеть последствия.
  • Широта мышления – это умение рассматривать проблемы со всех сторон, взаимосвязанно с другими явлениями и в достаточной степени критично, охватывая разные области знаний.
  • Гибкость (пластичность) – умение менять способы решения проблем в условиях меняющихся обстоятельств. Гибкость мышления позволяет рассматривать явления и предметы, отношения и свойства в разных аспектах. Если условия изменяются – гибкое мышление позволяет переструктурировать исходные данные, использовать их относительность. При получении новых вводных планы меняются с их учётом, в результате чего план решения задачи тоже успешно меняется. Это свойство связано с подвижностью мыслительных процессов.
  • Инертность мышления – свойство, противоположное гибкости. Инертное мышление не ищет новых путей, предпочитая воспроизводить то, что уже усвоено и известно, то есть это склонность мыслить шаблонно, когда человек испытывает трудности при необходимости переключиться на другую систему действий.
  • Оригинальность мышления – это умение человека ставить новые вопросы; использовать известный опыт, и одновременно проявлять независимость суждений и находить самостоятельное решение. Самостоятельностью оригинальность мышления предполагает самокритичность (знание своих сильных и слабых сторон). В самостоятельности проявляется и творческий характер мышления.
  • Критичность мышления – это стремление объективно оценивать, применять только проверенные суждения, тщательно проверять возражения перед тем, как их отбросить. Она предполагает умение выявлять достоинства и недостатки рассуждений и доказывать истинность выдвигаемых положений.
  • Быстрота мышления – это скорость, с которой протекают мыслительные процессы. Она проявляется в количестве времени, необходимого для решения задач и в лёгкости при реализации идей. Быстрота мышления особенно важна в критических ситуациях, когда необходимо очень быстро принять решение и начать действовать.
  • Ясность мышления – это простота, искренность, незапутанность при выражении мыслей.
  • Пытливость – это потребность найти наиболее подходящее решение задачи.
  • Остроумие – это способность быстро ориентироваться в материале, находить правильные решения задач.
  • Инициативность – это стремление к поиску и нахождению решения задачи самостоятельно, самыми разнообразными путями и средствами.
  • Оригинальность – это способность генерировать новые идеи, отличающиеся от уже знакомых.

Как индивидуальные особенности мышления, в психологии выделяют также:

  • Темп развития мыслительных процессов, под которым понимают наименьшее количество упражнений, которое требуется для того, чтобы понять и обобщить принцип решения.
  • Экономичность мышления – количество последовательных рассуждений, позволяющее усвоить новую закономерность.
  • Устойчивость – это сохранение ориентира на прежде выделенные важные признаки и общепризнанные закономерности.
  • Осознанность – умение словесно выразить и результат проделанной работы, и приёмы, которые при этом применялись.

Все индивидуальные особенности мышления человека важны для правильной оценки его способностей и знаний. Но основополагающий признак мышления – умение выявлять главное, самое существенное, чтобы затем, самостоятельно мысля, двигаться к новым обобщениям. Мышление гораздо больше, чем констатация события или факта. Его путь – углубление в суть явления и открытие общего закона развития всех сколько-нибудь однородных явлений, каково бы ни было их внешнее различие.

Познавательные качества мышления носят индивидуальный характер, претерпевают изменения с возрастом, но главное – они поддаются коррекции, их показатели можно и нужно улучшать. Благодаря такому свойству мозга как пластичность, его познавательные функции можно развивать в любом возрасте. Мышление и внимание, память, восприятие можно тренировать ежедневно, с удовольствием и с пользой используя упражнения для развития мышления у взрослых.

Тип мышления и темперамент

Как хорошо известно, существуют два основных типа мышления: рациональное (аналитическое) и иррациональное (образное). Считается, что первым обладают мужчины, а вторым ? женщины. В народе это еще называется «мужская» и «женская» логика.

Невозможно сказать, какой из них лучше, ибо, как доказано последними исследованиями, образный тип мышления в отдельных ситуациях имеет преимущества перед логическим (например, если нужно найти творческое решение проблемы). Кроме того, следует помнить, что быстрота мышления тесно связана с реакцией человека на происходящие события, а реакция — это прежде всего темперамент.

Замечено, что холерики и сангвиники быстрее реагируют на внешние раздражители, чем флегматики и меланхолики. Это значит, что и быстрота мышления у первых будет лучше, чем у вторых.

Как развить скорость мышления с помощью наблюдательности и использования шаблонов

Не всегда быстрота решений, которую вы наблюдаете у коллег и которой завидуете, связана с их умением развить небывалую скорость мышления. Если человек долгое время занимается какой-то деятельностью — у него набирается опыт и складывается целая копилка алгоритмов и шаблонов. То, до чего вам нужно додумываться, «изобретая велосипед», для него, возможно, уже давно пройденный урок, и если вам нужно проявить творчество и нешаблонность, то ему — просто использовать алгоритм. Поверьте, через некоторое время у вас накопится свой «сундук» с наработками, алгоритмами и шаблонами, нужно только озаботиться тем, чтобы запоминать найденные решения и складывать их в коллекцию, в свою копилку.

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу .

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Далее придумывайте сами.

Индивидуальные особенности мышления

 Познание достигается не только путем ощущений и восприятий или воспроизведения того, что воспринималось ранее. На многие вопросы человек не может получить ответы путем непосредственного восприятия тех или иных объектов или воспроизведения того, что известно о них. В этих случаях приходится искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Поиски опыта, который не может быть получен прямо из восприятия или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляют собой мыслительную деятельность или процесс мышления.

Мышление неразрывно связано с ощущением, восприятием, представлениями как основными источниками знаний о мире. Основная функция мышления — познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности. Человек создает новые предметы, позволяющие удовлетворять развивающиеся потребности, как личности, так и общества. Прежде чем сделать что-либо, человек представляет, что надо сделать и как он будет делать. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто ими, составляет из характерных особенностей труда как специфически человеческой деятельности. Создание нового сначала в форме лишь «идеального» (образа, представления или идеи), есть процесс воображения, в нем осуществляется преобразование прошлого опыта. Таким образом, мышление и воображение — два взаимосвязанных психических познавательных процесса, в которых опосредствованно достигнутыми знаниями отражается действительность. Это позволяет не только проникать в сущность предметов и явлений, но и осуществлять творческую деятельность.

Человек познает окружающий мир (вещи, явления, других людей) и самого себя для того, чтобы, выполняя различные виды деятельности (игровую, учебную, трудовую, общественную и т. д.) и воздействуя на эти объекты, добиваться каких-то определенных общественно и личностно значимых целей. Ощущения, восприятия и представления совместно с непроизвольным вниманием и наглядно-образной памятью дают человеку сведения о конкретных объектах и их непосредственно познаваемых свойствах. Эти формы психического отражения представляют собой чувственные основы познания человеком объективной действительности. Но такого знания отдельных предметов и явлений реального мира недостаточно для того, чтобы ответить на три кардинальных вопроса, возникающих при решении любой практической задачи: «Что и как делать в сложившейся ситуации и что должно получиться в результате действия?» Знание единичного не дает основания для предвидения.

Мысля, человек исходит из познания единичного, полученного в ощущениях и восприятиях. Обобщая, мы скрываем общее в единичных предметах и явлениях действительности. Вне восприятия единичного не может быть и обобщения.

Мышление тесно связано с речью. Выделяя признаки предметов и явлений. Человек обозначает их словом. Обозначая каждый воспринимаемый предмет. Его признаки или действие. Состояние или отношение. Человек отражает их обобщенно! Каждый частный случай человек подводит под общее правило. Обобщенность — первый важнейший признак мышления. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта одного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. Этот опят закреплен с помощью языка в устной и письменной речи (в лекции, которую читает преподаватель; в инструктаже, который дает мастер при выдаче задания; в содержание учебников по данному предмету). Поэту мышление обобщает познание многих людей.

Вторым важным признаком мышления является опосредованность отражения действительности в нем, позволяющая выявить и понять то, что непосредственно не действует на анализаторы, а становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам, часто получаемым при посредстве приборов. Вообще к опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: 1) Когда непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки) или отсутствия соответствующих анализаторов (у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей, проникающей радиации); 2) Когда непосредственно познание было бы принципиально возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено, поскольку излучаемые процессы либо уже произошли когда-то, либо еще должны произойти (при изучение истории, палеонтологии, археологии и т. п.); 3) Когда непосредственное познание возможно, но нерационально. Опосредованное познание основано на наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явления и отражении их в сознании. Связи эти обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы выяснить их, человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.

Таким образом, мышление, как уже отмечалось, есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей. Источником мыслительной деятельности является практика. Труд, учение, игра, любые виды деятельности людей требуют решения мыслительных задач. Так же, как для ощущений, восприятия, для мышления практика является критерием истины. Обобщения и выводы, которые делает человек исходя из общих положений, проверяются практикой, которая вносит поправки в мыслительную деятельность, играет корригирующую роль. Практика есть также область применения результатов мыслительной деятельности.

В свою очередь практическая деятельность человека вне мышления невозможна. Оно необходимо как для планирования деятельности, так и для ее выполнения и контролирования. Действуя, человек осмысливает свои действия, намечает, что надо сделать, какие изменения внести в деятельность, как преодолеть имеющиеся затруднения, улучшить качество работы.

Мышление можно определить как психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением деятельности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи.

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение деятельности является высшим психическим процессом, свойственным только человеку. У животных имеются только зачатки мышления в виде конкретного практического мышления в процессе ориентировочного манипулирования.

Физиологической основой мышления являются рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в корне больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием вторых сигналов (речь), отражающих реальную действительность, но возникают они обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, предусловий). В отличие от первосигнальных, второсигнальные (речевые) связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями.

В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система, будучи высокоорганизованным инструментом для обмена информацией, дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и высшее приспособление человека — наука. При этом вторая сигнальная система опирается на первую. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обуславливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

Следует, однако, отметить, что ведущую роль в мышлении играет вторая сигнальная система, поскольку мышление есть обобщенное при помощи слова отражение действительности.

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности, различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, важнейшим из которых являются широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума (рис. 1).

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос в целом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Это качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Широта мышления проявляется в кругозоре человека и в способности рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, умении видеть вопрос, проблему. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Формирование этого качества являются одним из важнейших условий развития творчества и инициативы у каждого сотрудника предприятия.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от складывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действии при изменении обстановки. Косность, шаблонность, стереотипность мышления — качества, противоположные гибкости мысли, которые развиваются при малой вариабельности задач в процессе обучения и отсутствии обсуждения при вырабатывании решений. Для предупреждения косности, шаблонности мышления необходимо не только разнообразить задачи, но и добиться от учащихся решения их разнообразными способами с последующим анализом преимуществ и недостатков каждого из них.

Быстрота ума — это способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди — это люди с быстрым умом. Быстрота ума зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуально темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит обычно большая подвижность нервных процессов в корне головного мозга.

Рис. 1. Составляющие продуктивности ума

Нужно, однако, отличать быстроту ума от торопливости ума. Последняя есть проявление несформированности привычки к длительной и упорной работе, к основательному анализу ситуации. Часто люди с такой характерной особенностью ума, не продумав всесторонне вопроса, выхватывают какую-то одну сторону и спешат дать решение. В работе с ними следует проявлять терпеливость и сдерживать их от недостаточно продуманных ответов.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может иногда обуславливаться типом нервной системы — малой ее подвижностью. В этом случае нужно способствовать вырабатыванию индивидуального стиля мыслительной деятельности.

Критичность ума — это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. Если окажется, что его суждения не соответствуют действительности, он, проанализировав ситуацию, отбросив их и, будет искать новые пути решения. Критичность к продуктам собственного мышления может распространяться и на продукты деятельности других лиц. Однако для этого необходимо развитие у личности таких качеств, высокая требовательность к себе и другим.

К индивидуальным особенностям мышления относится и отмеченная ранее предпочтительность использования наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Литература:

  1. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий//П. Я. Гальперин. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.
  2. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках//Р. Декарт. Соч. В 2 т. М., 1989. Т.1.-с. 296
  3. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  4. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления. — М., 1975, с. 268
  5. Теплов, Б. М. Практическое мышление//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.-147 с.

Развитие мышления у детей

Мыслительная деятельность ребенка обладает особенной структурой познания. Появляясь на свет, малыш начинает изучать все вокруг, проводить параллели, искать связи между своими открытиями. Постепенно развиваясь, ребенок начинает рассуждать, представлять, появляется мир фантазий, а речь не только появляется, но и становится более грамотной со временем.

Развития дошкольного мышления

У детей дошкольного возраста мышление основано на их представлениях. А деятельность мысли выходит за рамки настоящих событий, что говорит о стремительно расширяющихся пределах познания из-за навыка осуществлять операции, используя свои представления.

Такому изменению в мышлении поспособствовало изменение речи и соответственно установлением наиболее сложных связей между операциями или открытиями ребенка.

Игры на развитие мышления

Игры на развитие мышления, что может быть лучше? Играя, вы развиваете свое мышление. Сами не заметите, как вам станет проще решать повседневные дела, приходить к хорошему и быстрому ответу, находить рациональный путь решения. Вам нравится такой подход? Тогда давайте попробуем!

Анаграммы

Анаграммы помогут развить такие качества как: мышление, внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова

В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.

Таблицы Горбова-Шульте

Таблица Горбова-Шульте — еще одна прекрасная игра для тренировки мышления, которая делает упор на такие качества как: внимательность, реакция, память, визуальный поиск. Требуется отмечать представленные числа в циклической последовательности: минимальное черное, максимальное красное.

Также версия таблицы Горбова-Шульте с сохранением статистики:

Игра «матрицы цвета»

Прекрасным тренажером для вашего мышления станет игра «матрицы цвета». Перед Вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов.

Ваша цель: определить какого цвета больше. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться при правильных ответах или сужаться, если ответы неправильные.

Игра «Быстрый счет»

Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление. Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.

Игра «Упрощение»

Игра «Упрощение» — замечательный тренажер, не только устного счета, но и логики. Вам встретятся примеры и простые и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно догадаться, как упростить или найти ответ из предложенных ответов. Для этого вам и придется рассуждать логически!

Игра «Числовой охват: Революция»

Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память. Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?

Игра «Матрицы памяти»

«Матрицы памяти» — отличная игра для тренировки и развития памяти. В представленной игре Вам потребуется запомнить размещение закрашенных клеток, а затем воспроизвести их по памяти. Сколько уровней вы сумеете пройти? Помните, время ограничено!

Игра «2 назад»

Также для развития памяти и мышления советую такое упражнение как игра «2 назад». На экран будет выведена последовательность цифр, которые потребуется запомнить, а затем сравнить цифру последней карты с предыдущей. Это мощная тренировка памяти и внимания, это упражнение, которое доступно после регистрации, вы готовы? Тогда вперед!

Еще одна игра, которую можно отнести к упражнениям для памяти – «Сравнение по памяти». Хорошее упражнение для развития памяти и быстроты мысли. В начале дается цифра которую следует запомнить, затем же дается вторая, а Вам нужно будет ответить на вопрос, не меняющийся в течение игры. Замечательная игра для тренировки мозга. Давайте пробовать улучшать свою память вместе с нами!

Как ускорить мышление: 4 эффективных метода

Мышление человека может замедляться ввиду различных причин. Это может происходить из-за усталости, отсутствия мотивации и так далее. Пришло время узнать о том, как можно быстро ускорить свое мышление.

Довольно часто мы не в состоянии мыслить продуктивно. Описанные ниже советы помогут повысить так называемую нейропластику мозга и силу мысли, благодаря чему ваша жизнь будет меняться только в лучшую сторону.

Свежий воздух и дыхательные практики

Иногда достаточно просто проветрить помещение. Можно открыть окно и получить заряд силы и бодрости. Кислород помогает нашему мозгу лучше работать. Прогулка на свежем воздухе также будет очень хорошим вариантом. Эксперты в области биоэнергетики говорят, что в проветренном помещении открываются верхние чакры, что помогает в принятии решений и в творческой, интеллектуальной деятельности.

Можно воспользоваться дыхательными упражнениями, чтобы усилить энергетику и тем самым еще больше ускорить мышление, сделать мозг активным. В этом вам поможет специальная техника «Кислородный всплеск», описанная в другой нашей статье. Она поможет насытить кровь и мозг кислородом, создав идеальные условия для работы.

Физические нагрузки

Это отличный способ увеличить эффективность мозговой деятельности, причем как в долгосрочной перспективе, так и прямо сейчас, в данный момент.

Упражнения могут быть разными. Каждый день нужно больше двигаться — можно ходить пешком, бегать, посещать бассейн. В перерывах между работой можно делать простейшую зарядку. Не стоит забывать и про упражнения на растяжку. Физические нагрузки увеличивают количество синапсов в мозге человека.

Эксперты утверждают, что некоторые виды интеллектуальной деятельности полезно и вовсе выполнять во время тренировок. Например, репетировать речь или выступление.

Отдохните

Интеллектуальная работа требует отдыха и передышки. Наш мозг не может работать бесконечно и безостановочно, да еще и при этом на сто процентов эффективно.

Мозгу нужен отдых, поэтому если вы чувствуете, что работа начинает стопориться и замедляться, а мысли — путаться, возьмите передышку. Как уже было сказано выше — можно прогуляться, сделать упражнения. Попробуйте перекусить, съесть немного сладкого, чтобы мозг получил свое главное «топливо» — глюкозу.

Один из лучших способов отдохнуть от тяжелой интеллектуальной работы — медитации. Научиться медитировать не сложно. Со временем у вас будет получаться все лучше и лучше. Мозг благодаря медитациям будет перезагружаться быстрее, а его «оперативная память» будет очищаться более эффективно.

Включите музыку

Музыкальная пауза — еще один хороший способ улучшить работу мозга. Более того, многие виды интеллектуальной работы выполнять гораздо легче под музыку. Многие люди запрещают своим детям делать уроки под музыку, но это действительно способно повысить продуктивность мозга.

Самым благоприятным эффектом обладает не любимая музыка, а максимально спокойная, ритмичная, но без слов. Кто-то хорошо работает под классику, а кому-то подойдет музыка в жанре ambient.

Пользуйтесь всем описанными выше советами, чтобы ваш рабочий день протекал более эффективно. Эксперты сайта dailyhoro.ru отмечают, что человеческий мозг в разное время работает с разной скоростью. Ознакомьтесь с тем, в какое время большинство людей наиболее продуктивны, чтобы вы смогли правильно планировать свой день.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей

Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

Научиться очень быстро читать Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Как развить скорость мышления с помощью метода Виктора Котка. Повышение внутреннего темпоритма

  1. Для использования этой методики, тренирующей скорость восприятия и скорость мышления, нужны тренер-помощник, таймер и содержательная книга, лучше научно-популярная, на интересную для вас тему. Вам отводят время на чтение страницы, например 3 мин. потом дают задание уложиться в 2,5 мин. Становится сложнее, но вы справляетесь. Тогда вам дают 2 мин. вам уже приходится «ускориться», но вы справляетесь. Тогда вам дают 3 мин., и вы чувствуете, как это много. Следующее задание — 2 мин. — даётся, но с трудом. Полторы мин. — вам очень сложно. Потом 2,5 — после полутора вам несложно, потом 2 мин., но уже в секундах: 120 сек., потом 100 сек. и т. д. Через несколько месяцев таких тренировок (слишком форсировать не нужно) вы научитесь «схватывать» содержание текста страницы за короткое время (несколько секунд). Проверка усвоения прочитанного текста осуществляется путём пересказа.

Пусть вам не мешают неуверенность в себе и страх, что у вас ничего не получится: дорогу осилит идущий. Просто делайте, пробуйте и верьте в себя.

(Справка. Виктор Коток – автор оригинальной методики обучения динамическому чтению. Будучи его сокурсником по факультету психологии МГУ, популяризатор практической психологии Н. И. Козлов (доктор психологических наук, профессор и основатель Тренинг-) обучался по этой методике и отзывается о ней как об очень эффективной.)

  1. Повысить внутренний темпоритм, то есть увеличить собственную внутреннюю скорость, можно таким способом: приготовьте таймер и постарайтесь за 1 минуту придумать и произнести как больше слов-существительных. Пусть кто-нибудь поможет вам посчитать, сколько слов удалось вспомнить. Пробуйте, тренируйтесь почаще, постарайтесь «ускоряться» и называть все больше слов за единицу времени.
  2. Ускорьте темп своей ходьбы, речи, принятия решения (пусть даже оно будет ошибочным). Пробуйте менять темпоритм, то ускоряя, то замедляя его. Почувствуйте его, это поможет его контролировать. Вообще осознанное замедление и ускорение темпа, в котором вы выполняете какое-либо действие (например — говорите, идёте, рисуете и так далее) способствует тому, что мозг учится работать в различных темпоритмах и при необходимости ускоряться.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]