Логическое мышление помогает нам не только в решении сложных головоломок и во время выполнения задач на работе, но и в повседневных делах, которые нас постоянно беспокоят.
Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, большинство из которых являются обычной рутиной: выбор детской одежды, покупки в магазине, встреча со стоматологом или другим врачом и т. д.
Эти проблемы нельзя назвать сложными, однако неправильный подход к ним может вызвать на нас чрезмерное давление, из-за которого мы можем разнервничаться, что впоследствии навредит нашему здоровью. Итак, восемь советов, которые помогут в легком решении любой жизненной проблемы.
Сосредоточьтесь на решении, а не на проблеме
Ученые, которые занимаются изучением процессов, происходящих в головном мозге, рекомендуют нам решать все проблемы от начала и до конца. Т. е. нам не нужно обмусоливать проблему и думать как могло бы быть, нужно сосредоточиться на непосредственном ее решении. Все это происходит из-за того, что мозг с трудом начинает искать решение, когда сконцентрирован непосредственно на самой проблеме.
В проблемных ситуациях мозг также воображает экстремальные ситуации, которые могут возникнуть. Таким образом, правильный подход к решению проблемы заключается в том, чтобы признать наличие проблемы и продумать всевозможные варианты ее решений.
Как озеленить пространство домашнего офиса: сделать это можно в разных стилях
Начните общаться вне офиса: как наладить работу с трудными коллегами
Запрет на быстрые ответы: как бороться со страхом пропущенного уведомления
Методы и техники поиска эффективных решений
Методов и техник поиска правильных решений существует немало. Каждый из них в отдельности и все они в совокупности способствуют эффективной творческой деятельности и являются надежными инструментами в жизни, работе и обучении. И если вы относите себя к людям, способным грамотно решать проблемы (или стремитесь стать таким человеком), знать об этих инструментах нужно в обязательном порядке.
К самым действенным методам и техникам поиска решений относятся:
- Мозговой штурм (включая разновидности)
- Синектика (включая разновидности)
- Метод Дельфи
- Конференция идей (включая разновидности)
- Идейная инженерия
- Метод созидательного сотрудничества
- Метод коллективного блокнота
- Карточный опрос
- Метод фокальных объектов
- Системный анализ
- SWOT-анализ
Также мы представим небольшую подборку дополнительных методов, т.к. описать их все в рамках одного урока просто невозможно. Плюс к этому отметим, что для освоения большинства методов вам придется воспользоваться вспомогательными материалами, например, отдельными статьями нашего сайта, а также сторонними ресурсами, к примеру, Википедией.
1
Мозговой штурм
Вообще у нас уже есть несколько материалов о мозговом штурме («Метод мозгового штурма», «Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения»), но все же мы решили включить его в этот курс.
Мозговой штурм является особым методом работы, направленной на поиск альтернативных вариантов решения разного рода проблем. Более всего он подходит к ситуациям, когда решение проблемы акцентировано на получении конкретного результата.
Метод проводится на основе нескольких этапов:
- Представляется проблема
- Выдвигается максимальное число вариантов решения проблемы
- Из массива идей выбирается несколько наиболее реалистичных и эффективных
- Выбранные идеи развиваются и прорабатываются
- На основе полученных результатов разрабатываются варианты решения проблемы
В большинстве случаев мозговой штурм проводится в течение 2-3 часов. Основная часть времени отводится именно на последнюю стадию.
Существует также и обратный мозговой штурм. Вкратце он выглядит так:
- Определяется проблема
- Проблема переворачивается: нужно установить, как может быть вызвана проблема и как ее можно усугубить
- Проводится обычный мозговой штурм, цель которого – найти максимум вариантов усугубления проблемы
- Полученные варианты переворачиваются: нужно понять, как сделать наоборот – чтобы ситуация улучшилась
- Определяются и разрабатываются лучшие варианты
Эта вариация брейнсторминга несколько необычна, но не менее эффективна, чем классическая. Более подробно читайте о ней в статье «Обратный мозговой штурм».
2
Синектика
Синектика по праву признана одним из лучших методов стимулирования творческой деятельности. За основу она берет принцип того же мозгового штурма, но здесь его проводят профессионалы или полупрофессионалы. Причем штурмов проводится несколько, а полученный опыт накапливается для принятия лучшего решения.
Если в мозговом штурме предлагаемые идеи критике изначально не подлежат, то синектика допускает ее элементы. Однако очень важно использовать четыре приема, основанных на аналогиях:
- Прямая аналогия (как решаются подобные задачи?)
- Личная аналогия (как ведет себя объект проблемной ситуации?)
- Символическая аналогия (как можно образно сформулировать суть проблемы?)
- Фантастическая аналогия (как могли бы решить проблему сказочные персонажи?)
Если идти по классическому синектическому пути, то для реализации метода нужно собрать небольшую группу из 5-7 человек. Также нужно установить правила проведения дискуссии, состав группы (социальный, профессиональный и т.д.).
Далее нужно пройти три этапа:
- Обозначается проблема, определяется ее содержание (здесь же определяется и наличие взаимосвязей, а также вероятность появления новых проблем)
- При помощи аналогий содержание проблемы отчуждается (участники осознанно отходят от сути вопроса)
- Формируются варианты решения проблемы (после применения аналогий, полученные данные сопоставляются с проблемой, на основе чего и появляются идеи для решения проблемы)
При необходимости процесс может быть повторен – это позволяет отсечь бесполезные варианты и найти в оставшихся скрытые при первоначальном ознакомлении аспекты. Организатор и руководитель синектической сессии должен держать ее ход под контролем, постоянно участвуя в обсуждениях. По этой причине синектика доступна в большей степени подготовленным людям. Однако применять ее можно и не обладая соответствующими знаниями – нужно лишь провести несколько сессий, чтобы набраться опыта.
Говоря о синектике, важно сказать и о синектической конференции. Она включает в себя множество важных элементов традиционной синектики, но отличается меньшей строгостью. Примечательно, что в процессе обсуждения решения опять же находятся посредством аналогий. Они формируются в произвольном порядке, а после на их основе разрабатываются идеи. Фаза отчуждения, присутствующая в классическом варианте метода, отсутствует. Чтобы синектическая конференция была эффективной, ее должны проводить люди, в совершенстве владеющие классической синектикой.
Помимо прочего, есть еще и визуальная синектика, где идеи находятся через наблюдение рассматриваемых изображений. Эта вариация метода включает в себя несколько иные этапы:
- Участники вместе рассматривают диапозитивы
- Участники описывают изображение
- Участники анализируют ситуацию
- Участники, основываясь на элементах или отношениях рассмотренного изображения, предлагают свои идеи
- Если идеи оказываются неэффективными, участники рассматривают следующее изображение
Визуальная синектика является непростым методом, для реализации которого необходимо привлекать профессионального специалиста. Кстати, более подробно почитать о синектике вы можете на этой странице.
3
Метод Дельфи
Метод Дельфи, о котором мы уже подробно писали здесь, применяется как прогнозирующий инструмент для поиска верных решений. Реализация метода происходит по следующей схеме:
- Набирается группа экспертов (от 5 до 20 человек)
- Эксперты просят, чтобы им предоставили в письменной форме варианты решения проблемы (варианты должны быть независимыми)
- Устанавливается срок разработки и отправки потенциальных решений (чаще всего он ограничивается 14 днями)
- Полученные по истечении срока варианты суммируются (повторяющиеся – отсеиваются)
- Составленный список результатов рассылается всем участникам метода для очередного просмотра имеющихся предложений, разработки новых и дополнения готовых идей (эта стадия также должна быть ограничена во времени; при необходимости ее можно повторить)
- Все полученные и доработанные варианты оцениваются экспертной группой на основе оценочного ключа и установленных критериев, что позволяет получить предварительную выборку вариантов решения проблемы
- Эксперты проводят заключительное обсуждение подходящих вариантов и выбирают наиболее приемлемый
Метод Дельфи вполне может использоваться и неспециалистами, но если вопрос касается профессиональных сфер деятельности, необходимо привлекать экспертов.
4
Конференция идей
Конференция идей в определенной степени является еще одной интерпретация мозгового штурма. Но отличие состоит в темпе обсуждения решений, присутствии доброжелательной критики в форме комментариев и реплик. Критические оценки в конференции идей повышают ценность предложений.
В организациях популярна конференция идей Гильде. К обсуждению привлекаются руководители и рядовые сотрудники, вовлеченные в проблему, а также новички – их сознание еще не обременено стереотипами, по причине чего они нередко выдвигают интересные предложения. Нужно иметь в виду, что в конференции идей исключено присутствие скептически настроенных лиц и тех, кто «и так все знает». Руководитель конференции в процессе обсуждения ведет себя наравне с остальными, но контролирует ход дискуссии, поддерживает непринужденную атмосферу и способствует выдвижению идей.
Конференция идей тоже имеет несколько разновидностей. Первая – это «Дискуссия-66». Она представляет собой большое собрание, участники которого разбиваются на группы по шесть человек. Независимо друг от друга, группы ищут варианты решений. В каждой группе должен быть назначен спикер, протоколист и ведущий. На обсуждение вопроса дается 6 минут. После этого все группы собираются вместе, а их спикеры озвучивают то, что смогли выработать команды. Цель окончательного собрания – выработать новое решение, руководствуясь сведениями, полученными от групп. Достоинством «Дискусии-66» можно назвать то, что благодаря делению множества людей на небольшие группы в решении проблемы принимает участие каждый человек.
Вторая разновидность – это «Метод 635». В нем группа из шести человек изначально четко формулирует проблему и анализирует ее. У каждого участника на руках должен быть бланк для записи идей. В течение 5 минут все участники фиксируют в бланках по три предложения, а затем передают свой бланк соседу. Он в свою очередь записывает три новых варианта, учитывая предложения, написанные до него. В итоге за полчаса участники заполняют по шесть бланков, включающих в себя в совокупности до 108 вариантов решения проблемы.
5
Идейная инженерия
Идейная инженерия – метод, предназначенный для учета и обработки идей. Реализация метода базируется на пяти этапах:
- Определяется целеустановка. Организатор выдвигает проблему и цель, к которой приведет принятие решения.
- Подбираются участники. Отбор осуществляется примерно так же, как в мозговом штурме: привлекается каждый, кто уже имеет свое видение сложившейся ситуации (могут участвовать и непосвященные в проблему люди).
- Анализируются трудности и причины появления проблемы. Лучше всего для анализа собирать команду людей. Все доводы, гипотезы и аргументы записываются на карточках.
- Собираются варианты решения проблемы. Вся информация, собранная на предыдущем этапе, интерпретируется в форме вопросов и предлагается для решения команде. Предложения снова фиксируются на карточках.
- Составляется программа мероприятий по устранению проблемы. Идеи должны проанализировать и оценить специалисты или другие компетентные лица. Полученные результаты приводятся к согласованной программе действий.
Заметим, что обсуждать проблему и записывать варианты решений нужно поочередно. Например, 10 минут обсуждения и 10 минут записи, 5 минут обсуждения и 5 минут записи, снова 10 минут обсуждения и 10 минут записи и т.д.
6
Метод созидательного сотрудничества
Метод созидательного сотрудничества интересен тем, что в нем попеременно присутствует индивидуальная и групповая работа. Изначально проводится небольшой (15-20 минут) мозговой штурм, после которого участники расходятся для самостоятельного обдумывания проблемы еще в течение 10-15 минут. В это время можно дополнять идеи, расширять их и модифицировать, а также придумывать новые.
7
Метод коллективного блокнота
Метод коллективного блокнота сродни методу идейной инженерии. Собирается группа людей, обсуждающих проблему, и каждому из участников выдаются блокноты для идей, в которых подробно описывается проблема. Каждый участник должен на протяжении определенного периода времени заносить в свой блокнот возникающие варианты решений. Время на генерацию идей может составлять от нескольких дней до месяца.
По истечении установленного срока участники сдают свои записи координатору. Его задача – систематизировать материал, привести к общему знаменателю и найти потенциальные решения проблемы. Результаты труда координатора изучаются и обсуждаются всеми участниками. Отличительной особенностью метода коллективного блокнота является то, что участников не нужно ограничивать ни по месту, ни по времени проведения обсуждений.
8
Карточный опрос
Если для принятия решения применятся карточный опрос, участники метода собираются в спокойной обстановке, где ничего не помешает. Уже на месте они знакомятся с проблемой, записанной на доске или на карточке. Для прояснения непонятных моментов участники должны задавать встречные вопросы и озвучивать свои доводы.
После этого команде дается немного времени (от 10 до 45 минут) на запись своих идей или замечаний. Записи каждый участник производит на отдельных карточках, причем авторство не указывается, что заранее предупреждает критику в ту или иную сторону. После того как опрос проведен, карточки группируются по предметному содержанию или систематическому принципу.
Систематизированная информация рассматривается заинтересованными в решении проблемы сторонами. После проводится ее анализ, и уже не основе аналитических данных выстраивается наиболее приоритетное решение.
9
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов активизирует ассоциативное мышление. Его суть состоит в том, что признаки случайно выбранных объектов переносятся на объект, который нужно усовершенствовать. Этот объект находится в фокусе переноса, а потому и называется фокальным. Детально ознакомиться с методом вы можете, перейдя по этой ссылке, а мы лишь укажем на основные этапы его реализации:
- Выбирается фокальный объект (то, что нуждается в усовершенствовании)
- Выбираются случайные объекты (это могут быть понятия из какого либо источника, например, газеты или книги, в обязательном порядке – существительные, относящиеся к разным темам и разнящиеся с фокальным объектом)
- Записываются свойства случайных объектов
- Установленные свойства присоединяются к фокальному объекту
- Полученные варианты развиваются посредством создания ассоциаций
- Полученные варианты оцениваются с позиции осуществляемости, оригинальности и эффективности
Результатом прохождения всех этих этапов могут стать очень интересные варианты решений. Самые лучшие результаты метод показал применительно к поиску модификаций уже существующих планов действий и решений, а также механизмов и устройств.
10
Системный анализ
Системный анализ относится к научным методам познания и представляет собой комплекс действий, направленных на установление структурных связей между элементами конкретной системы. Его основу составляют математические, статистические, естественнонаучные, экспериментальные и общенаучные методы.
Главное достоинство системного анализа заключается в том, что он формирует основу для последовательного и логического принятия решения. Возможно это благодаря многообразию используемых методом процедур, многие из которых уже вам знакомы: конкретизация, анализ, структурирование, алгоритмизация, моделирование, экспертное оценивание, тестирование и другие.
Процедура принятия решения в рамках системного анализа выстраивается так:
- Формулируется проблема
- Определяются цели
- Определяются критерии достижения целей
- Строятся модели для обоснования решений
- Находится оптимальное решение
- Решение согласовывается
- Осуществляется подготовка к реализации решения
- Решение утверждается
- Решение реализуется
- Проверяется эффективность решения
Но этот алгоритм может дополняться и другими этапами в зависимости от того, сколько факторов следует проанализировать.
11
SWOT-анализ
SWOT-анализ относится к методам стратегического планирования. Он помогает выявить внутренние и внешние факторы посредством разделения их на четыре категории:
- Сильные стороны (Strengths)
- Слабые стороны (Weaknesses)
- Возможности (Opportunities)
- Угрозы (Threats)
Метод эффективен, когда требуется дать ситуации начальную оценку, но заменить собой разработку стратегии или анализ динамики он не может. Его задача – структурированно описать ситуацию. Полученные выводы всегда будут носить описательный характер, не давая никаких рекомендаций и не указывая на приоритеты. Чтобы получить от метода максимальную отдачу, совместно с ним рекомендуется выстраивать варианты действий. В итоге можно получить информацию о сильных сторонах, которые могут быть использованы, понять, как преодолеть слабости, что нужно применять, чтобы устранить угрозы и от чего нужно отказаться, чтобы избежать негативных последствий. Дополнительно о методе SWOT-анализа читайте здесь.
Таковы самые распространенные методы и техники поиска эффективных решений. Как вы заметили, все они отличаются по сложности – если простые можно применить без специальных знаний, то более серьезные требуют либо изучения специализированной литературы, либо привлечения опытного специалиста. В качестве дополнения к предложенным инструментам мы предлагаем вам небольшую подборку других методов, которые вы также можете взять на заметку.
Убедитесь, что вы решили правильную проблему
Это может показаться очевидным, но вы должны убедиться в том, что вы действительно сконцентрировались на решении беспокоящей вас проблемы. Часто случается такое, что мы ищем решение не к той проблеме.
Например, вы можете чувствовать себя истощенным и ошибочно предполагать, что вам необходимо больше сна и отдыха, а на самом деле плохое состояние связано не с количеством сна, а с проблемами здоровья или стрессом.
Детский язык или «Попробуй объяснить ребенку»
Другой способ ослабления инерции мышления — детский язык. Не тот, который сю-сю-му-сю, а на которым вы бы говорили с человеком, далеким от вашей профессии. Когда вы описываете проблему профессиональными терминами, эти термины навязывают соответствующее им содержание. Нужно уметь представить вопрос так, чтобы его понял даже ребёнок, то есть раскрыть суть.
Смысл — описать проблему не профессиональными терминами, а бытовыми (чаша, верёвка, палка, ведро), функциональными (держалка, копалка, след оставлялка), универсальными (штуковина, фиговина, вот эта вот хрень, которая делает так…). Примеров, когда профессиональные термины заменяются функциональными, много: в шиномонтаже, на строительной площадке, и даже дома мы часто называем вещи по их функциональным признакам.
Как использовать детский язык?
- Кратко и четко, заменив термины простыми «детскими», функциональными понятиями, изложить содержание трудной, длительно неразрешаемой, актуальной управленческой или технической проблемы.
- Кратко описать общую обстановку, акцентировать внимание на нежелательном эффекте.
- Нарисовать условную схему.
Пример:
на сталелитейном заводе пытались сэкономить газ для подогрева плавильного чана. Когда металл из него убирали, приходилось подогревать даже пустой чан, иначе при дальнейшем использовании на холодных стенках образовывалась накипь.
Если данную проблему пытаться объяснить ребёнку, выйдет следующее: висит пустой котелок, его нужно подогревать, но часть тепла уходит вверх, не коснувшись самого котелка, да и сам котелок быстро остывает, потому что сверху большое отверстие, через которое это тепло уходит. И если тепло уходит вверх, то что можно сделать, чтобы тепло сохранялись в пустом котелке? Перевернуть! Теперь тепло не уйдёт дальше, чем дно котелка. Задача решена.
Замедли свой темп
Проблемы заставляют нас чувствовать дискомфорт, поэтому мы стараемся решить их как можно быстрее. Однако важно притормозить и не торопиться в процессе обдумывания решений. Не нужно сразу цепляться за вариант, который только пришел в голову.
Как только мы перестаем думать о проблеме, а затем возвращаемся к ней через некоторое время, решение становится куда более ясным и логичным. Когда вы даете себе передохнуть, то ваше подсознание не забывает о проблеме, а потихоньку занимается ее решением, и после того как вы приложите мысленное усилие, правильный ответ будет на поверхности.
Могут просто уволить и другие последствия непрофессионализма на рабочем месте
Карьерные советы лидера Meta: как правильно вести себя на собеседовании
Спрос и прибыль: стоит ли открывать бизнес по разведению аквариумных креветок
Эмпатическое слушание
Помимо выражения собственных чувств, потребностей и запросов, можно применять техники ННО, чтобы лучше понять окружающих. Нашей эмпатии часто мешает желание из самых лучших побуждений что-то посоветовать человеку или подбодрить его, но в чьих-либо подсказках и рекомендациях он в настоящий момент не нуждается, а слова поддержки нередко звучат как обесценивание. Рассказ о собственном опыте (особенно с зачином «Это еще что, вот у меня…») тоже отдаляет вас от собеседника.
В ситуациях, когда кто-то из близких или не очень людей переживает, можно поинтересоваться, что он чувствует и какие его потребности не удовлетворены. Вопросительная форма позволяет собеседнику правильно интерпретировать наши слова: мы не навязываем ему мнение о его же состоянии, а уточняем, верно ли поняли человека. Часто это помогает людям почувствовать, что их услышали.
«На моей работе все козлы и уроды»
Вариант попытки эмпатии без ННО: «Да ладно тебе! Нормальные они».
Вариант эмпатии с ННО: «Ты злишься, потому что тебе не нравится, как ведут себя твои коллеги?»
«Я бездарность!»
Вариант попытки эмпатии без ННО: «Просто тебе надо больше учиться и работать».
Вариант эмпатии с ННО: «Тебе грустно, потому что ты хотел бы получать больше признания?»
«Я поссорился с мамой»
Вариант попытки эмпатии без ННО: «Я вообще из-за конфликтов с родителями из дома ушел и теперь должен подрабатывать после университета».
Вариант эмпатии с ННО: «Ты грустишь, потому что тебе хотелось бы больше взаимопонимания с родителями?»
Не напрягайтесь
Можно легко нарваться на стресс после столкновения с проблемой, которая оказывает прямое влияние на нашу жизнь или же нарушает какие-то планы. Это давление начинает плохо влиять на ясность наших мыслей. Адреналин, который начинает вырабатываться, отвлекает вас от всего и не позволяет расслабиться или мыслить творчески.
Поэтому есть необходимость в том, чтобы сбросить напряжение. Сядьте, сделайте несколько вдохов, выйдете на улицу и прогуляйтесь.
Метод маленьких человечков (моделирование маленькими человечками)
Следующий способ уйти от стереотипности мышления и мыслить через ассоциации – это использовать маленьких человечков (почувствовать себя фараоном с армией рабов).
Суть — во-первых, выявить место проблемы и изобразить его в виде маленьких человечков, отображающих то, что там происходит. Во-вторых, изобразить то, что требуется сделать.
Как использовать?
- Определяем то, что надо изменить (улучшить, исправить, устранить ошибку, доделать).
- Пишем, что будет Идеальным конечным результатом (ИКР).
- Рисуем зону и маленьких человечков, которые выполняют задачу.
- Видим, что они делают, и решаем проблему без них.
Человечки умеют выполнять всё (бегать, прыгать, держаться друг за друга, отпускать руки, вообще всё), и не надо задумываться, как они это сделают. Важно выяснить только то, что они должны делать, остальное несущественно.
Пример:
решение задачи скопившегося снега в водосточных трубах. Многократно оттаивая и замерзая, снег превращается в ледяную пробку, а потом при потеплении падает вниз, ломая трубу. Получается, что ледяная пробка не должна падать вниз. ИКР — пробка сама не падает вниз, пока не растает.
Рисуем человечков в трубе (много человечков), которые держат пробку. На что похоже? На цепь! Пока пробка висит на цепи, она не упадёт бомбой вниз и не сломает трубу, а будет стекать постепенно.
Методом маленьких человечков пользуются в разных областях, не только технических. В логистике, медицине, школьном образовании. С его помощью можно объяснять сложные процессы, его используют в корпоративных обучениях, где в качестве маленьких человечков выступают сами сотрудники.
Например, как представить ортодонтическое лечение методом маленьких человечков? Вот зубы, они немного неровные. На каждый зуб прямо по центру крепится маленький человечек, который будет тянуть зуб к дуге, чтобы все человечки выстроились вдоль этой дуги. Но человечки могут тянуться не только к дуге, они могут тянуться вообще куда захотят, надо только придумать, куда. Если нужно быстрее совместить верхний и нижний зубной ряд, то свободные человечки потянутся от одних к другим (натянули эластики). Если нам нужно внедрить в кость какие-то зубы или наоборот немного вытащить, то представляем, что бы делали человечки в таком случае. Нашли бы опору, относительно чего это сделать. Мини-винт, вкрученный в кость, подойдет. Теперь человечки могут продолжать свою работу.
Если зашли в тупик в решение вопроса, применяйте этот метод, заставьте работать много маленьких человечков.
Продолжайте спрашивать «почему?»
Для того чтобы глубже понять свои собственные мысли, есть небольшой трюк. Когда деткам что-то не понятно, они спрашивают «что это?» или же «а почему?». Итак, как же это работает? Например, вы питаетесь нездоровой пищей, постоянно что-то заказываете на дом, потому что вам не хватает времени на приготовление здоровой домашней еды. Закройте глаза и спросите себя, «а почему мне не хватает времени?». В результате размышлений вы можете придти к тому, что не готовы к каким-то переменам, поэтому бессознательно стараетесь сохранить все так, как есть.
Также может быть и другое развитие событий, что, если вам действительно не хватает времени на приготовление пищи, потому что вы всегда чем-то заняты? В таком случае у вас проблемы с тайм-менеджментом. Подумайте о решении. Измените свой распорядок таким образом, чтобы у вас находилось пару часов в неделю для приготовления вкусной и здоровой пищи.
Сколько придётся отдать денег россиянам за икру на Новый год: мнение специалиста
Главное — время: как правильно инвестировать перед новогодними праздниками
Узнайте о возможности для карьерного роста: как осмысленно найти первую работу
Инерция мышления с точки зрения работы мозга
Физиолог Иван Павлов ввел понятие «динамического стереотипа». Грубо говоря, это значит, что произошло действие, которое повлекло за собой череду реакций в мозгу: одни центры возбудились, другие были подавлены, и все это в определенной последовательности и взаимодействии сформировало стойкую привычку или стереотип. С точки зрения выживания или инстинкта самосохранения, то, что уже когда-то сработало, лучше, чем то, что только может сработать. Поэтому мозг будет воспроизводить стереотипные действия, лишь бы не оказаться в пугающей неизвестности и потенциальной опасности — даже если эти действия уже не приводят к изначальному положительному эффекту.
Нарушение привычного образа действия приводит к сильному стрессу. Есть даже таблицы стрессовых событий и относительных баллов, которыми они измеряются. К ним относятся, например: смена досуга (34 балла), и развлекательная поездка (33), и изменение условий труда (43) или смена профессии (50). Поэтому сложно просто так взять и начать что-то делать по-другому — мозг избегает лишнего стресса.
Так что же можно сделать, чтобы ослабить инерцию мышления? Генрих Альтшуллер (советский писатель-фантаст, изобретатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности еще в середине прошлого века заметил, что инженеры, увлеченные научной фантастикой, изобретают смелее, не боятся дерзких и необычных идей при решении задач с помощью ТРИЗ. То есть преодолеть инерцию мышления им помогают фантазия и воображение. Позже были выделены специальные операторы гашения инерции мышления, которые, среди прочего, помогают развивать творческое воображение. Рассмотрим некоторые из них.
Упростите себе задачу
Большинство проблем, которые выбивают нас из колеи, на самом деле сложные или, по-крайней мере, нам так кажется. Например, ваша проблема связана с деньгами, вы можете подумать о ней с разных ракурсов: у вас слишком маленькая зарплата, а может вы просто легкомысленно и регулярно их растрачиваете? Если проблема в первом, то смените вид деятельности или найдите вторую работу. После того как вы поймете, что вам не хватает финансов, мозг начнет подкидывать вам варианты: как получить повышение, или же вы начнете думать об открытии собственного бизнеса.
Помогите себе и упростите проблему, если вы считаете ее действительно сложной, то вы не сможете быстро от нее избавиться.
После того как разделите проблему на несколько составляющих, начните работать над каждой из них по отдельности. В конечном итоге вы решите большую проблему. Не пытайтесь сделать все и сразу, медленно прорабатывайте каждую составляющую.
Метод фокальных объектов (МФО)
Один из инструментов – это метод фокальных объектов (МФО). Представьте себя с волшебной палочкой в руках, которая позволяет переносить свойства одного предмета на другой. Используйте свойства или признаки случайно выбранных объектов для совершенствования своего объекта путем переноса на него выбранных характеристик.
Как использовать такой метод:
- Ставим цель (для чего?).
- Выбираем объект, который будем «совершенствовать».
- Выбираем любые другие слова (можно взять словарь, ткнуть пальцем в любое слово — это будет идеальным словом, и лучше таких слов выбрать несколько).
- Определяем и выбираем их свойства.
- Применяем свойства к фокальному объекту.
Пример:
нам нужно изменить стул, придумать с ним что-то новое. Выбираем несколько произвольных слов (у меня это – холодильник, окно, игрушка). Определяем свойства выбранных слов: холодильник (большой, холодит, высокий, серый, на нем магнитики, двухкамерный), окно (прозрачное, пластиковое, открывается в разных вариациях, с москитной сеткой), игрушка (мягкая, приятная на ощупь, имеет части тела, легкая). Теперь применяем выписанные свойства к нашему изначальному объекту. Большой стул, стул с охлаждением, стул с высокими ножками, стул с высокой спинкой, металлический стул, магнитный стул, двухместный стул, прозрачный стул, пластиковый стул, стул-трансформер, стул с вентиляцией, стул с куполом из москитной сетки, мягкий стул, стул, покрытый материалом, который приятно трогать, стул, который можно обнять, стул из суперлегкого материала. Есть из чего выбрать, правда?
Что можно сделать при помощи МФО?
- Преодолеть инерцию мышления;
- Развить творческое мышление, фантазию и воображение (соединяйте несоединимое);
- Получить в результате применения метода направление совершенствования (оригинальные модификации, неожиданные потенциальные свойства объекта — например, книги стали водонепроницаемыми, чтобы дети смогли с ними купаться);
- Выявить новые сферы применения объекта (например, винную бутылку сплющили, и она стала тарелкой в ресторане);
- Создать необычные заголовки статей, сюжеты произведений, цепляющую и эффективную рекламу;
- Развить речь, воображение у детей дошкольного возраста («А давай представим, что ложка была бы не прочная, а как тарелка — хрупкая? Такие ложки есть? А если она была бы прозрачной, как стакан? А если бы она была большой или маленькой? Или пушистой?»).
Научитесь перспективному мышлению
Если вы будете упорствовать при решении определенной проблемы, но не будете оперировать нужными инструментами, то вряд ли у вас получится все разрешить. К тому же это оставит отпечаток на вашем внутреннем состоянии. Многие из нас хотят привести себя в форму к лету. Мы составляем график и даем обещание, что будем его строго придерживаться, но многие люди этого не делают. Если вы не отречетесь от вашего стандартного подхода, то вряд ли лишние килограммы куда-то денутся. К тому же из-за того что вы не смогли начать, вас будет преследовать постоянное чувство вины. Поэтому постарайтесь открыть свой разум и принять новые решения проблемы.
Иногда абсолютно противоположный вашему метод способен принести отличные результаты. Например, вы хотите начать заниматься на спортивной площадке, пару раз попробовали и вам не понравилось, тогда попробуйте свои силы в тренажерном зале, наймите инструктора, который бы вам все объяснил, и тогда начинайте работать. И кстати, для того чтобы привести себя в хорошую форму, достаточно заниматься в какой-нибудь спортивной секции, так что найдите то, что вам по-душе, и вперед!
Возможные решения
Что бы вас ни беспокоило: выбор нового гаджета, отношения с партнёром или завышенные требования нового начальника — у вас есть четыре способа избавиться от этого чувства:
- изменить себя и своё поведение;
- изменить ситуацию;
- выйти из ситуации;
- изменить своё отношение к ситуации.
Несомненно, есть ещё вариант оставить всё как есть, но это точно не про разрешение проблемы.
Всё, перечень закончился. Больше, как ни старайся, ничего не придумать. И если вы хотите поразмышлять над тем, как поступить, то предлагаю проделать следующие шаги.
Распространенные ошибки начинающего энэношника
Трудности перевода
Модель ННО разработали англоговорящие психологи. В буквальном, дословном русском переводе фразы, построенные по четырехступенчатой модели, часто звучат коряво. В английском «I feel joy» — обычный речевой оборот, тогда как «я чувствую радость» режет слух. Некоторые считают, что такая форма добавляет говорящему субъектности, разделяя человека и его чувства, но многие сходятся во мнении, что это звучит чересчур механистично. Лучше использовать привычный способ выражения эмоций на русском: «мне грустно», «мне страшно», «я злюсь». То же самое с потребностями.
Ненасильственное насилие
Нередко у неофитов ННО появляется соблазн догнать какого-нибудь обидевшего их негодяя и объяснить ему с использованием четырехступенчатой модели, в чем именно он не прав. Важно понимать, что использование методов ненасильственного общения по отношению к человеку, который не хочет оставаться в контакте и продолжать диалог, будет насилием.
Объяснить свои мотивы и компенсировать ущерб — это не одно и то же.
Есть ряд
на тему использования техник общения в ситуациях, где от собеседника хотят, чтобы тот соблюдал договоренности, а он вместо этого ведет себя очень ненасильственно. Или когда человек всё усложняет, привлекая искусственные модели, хотя его просят сделать что-то элементарное. Если вы говорите о своих чувствах и нуждах, когда собеседнику они совершенно неинтересны, риск нарваться на агрессивный ответ возрастает.
«Ты пролил кофе на мой новый макбук, и он больше не включается!»
Вариант попытки эмпатии с плохим ННО: «Ты злишься, потому что тебе важна безопасность?»
Вариант эмпатии с ННО здорового человека: «Ты хотела бы, чтобы я отнес его в ремонт или компенсировал стоимость починки?»
Ответ на агрессию
Часто агрессия работает по принципу снежного кома. Научившись ННО, можно свести к минимуму ее уровень в своей речи — и тем самым повлиять на окружающих. Полностью избавиться от агрессии с их стороны вряд ли получится, но почему бы не облегчить себе жизнь хоть немного — например, надевая
?
Розенберг в своих видео использует образы жирафа — животного с самым большим сердцем — и шакала. Первый символизирует язык ННО, второй, соответственно, — насильственное общение.
Розенберг считает, что люди всегда говорят только «спасибо» и «пожалуйста», просто иногда это неочевидно из-за формы сообщения.
«Жирафьи уши» — способ, позволяющий разглядеть за маминым «Какая же ты безалаберная!» скрытое «Я за тебя волнуюсь и хотела бы, чтобы тебе было проще справляться с жизненными трудностями»; за «Он тебя не стоит» подруги — «Я беспокоюсь о тебе, мне страшно, что этот человек может плохо с тобой обойтись»; за «Надо было стараться!» от начальника или преподавателя — «Я волнуюсь за успехи нашего дела».
Метод предполагает внутреннюю эмпатию к человеку, агрессивно выражающему свою позицию. Спросите себя, какие чувства и потребности есть у собеседника в этой ситуации? Можете также мысленно поискать ННО-формулировку, которую вы использовали бы на его месте.
Кто сумел преодолеть проблему
Известный американский исследователь силы мозга Джон Кехо приводит в своих книгах образец того, как обращают во благо трудные ситуации разные люди:
- Президент США Франклин Д.Рузвельт, не имея возможности обходиться без инвалидного кресла, вывел страну из «великой депрессии». Он даже не мог сидеть самостоятельно, так как страдал параплегией.
- Премьер-министр Австралии Боб Хоук, пробывший на своем посту четыре срока, был до этого вынужден бороться с алкогольной зависимостью.
- Чемпионка Олимпийских игр Вилма Рудольф, мало того, что родилась в очень бедной негритянской семье, так еще и в 10 лет пострадала от полиомиелита. Вилме казалось, что она сходит с ума, настолько действительность оказалась к ней несправедлива. Вера в лучшее и оптимизм взяли свое, и девушка завоевала три золотые олимпийские медали.
- • Знаменитая бегунья девяностых Гейл Деверс за несколько недель до своего выступления на Олимпиаде в Барселоне вдруг покрылась ужасными язвами с головы до ног. После долгих поисков причины оказалось, что это редкая болезнь, грозившая девушке ампутацией ступней.
Гейл решила бороться до конца, и за пару дней до назначенной операции болезнь внезапно отступила. Девушка выиграла стометровый забег на играх в Испании, а через четыре года стала олимпийской чемпионкой в Атланте.
Во всех этих примерах того, как решают проблемы сильные люди, есть одно общее. Все они считали, что эти неприятности сделали их только сильнее и где-то даже лучше, чем они могли бы быть.
Если хорошо подумать, то каждый сможет найти немало таких примеров в своей семье или в ближайшем окружении, среди коллег и знакомых.