Основные этические нормы и принципы общения
Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных потребностей, что приведет к разрушению взаимосвязей между людьми.
Задачей всех этических норм и правил поведения является сплочение и объединение всех членов общества.
… важнейшее правило общения с сильными людьми: нельзя прилюдно сомневаться в их непогрешимости. Дженнифер Иган. Цитадель
У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?
Фундамент для построения гармоничного общества
Моральные нормы и принципы обеспечивают достижение гармонии и целостности, когда люди заводят между собой отношения. Кроме этого, появляется больший простор для создания благоприятной среды в собственной душе. Если добру отведена созидательная роль, то злу — разрушительная. Злонамеренные замыслы вредят межличностным связям, они занимаются разложением внутреннего мира индивида.
Моральные нормы человека еще и потому важны, что целью их является целостность доброты в человеке и ограничение его негативных проявлений. Нужно осознать тот факт, что душе необходимо поддержание доброго внутреннего климата, поставить себе задачу стать благонравным.
Моральные нормы подчеркивают долг каждого человека отказаться от греховного поведения как в отношении себя, так и окружающих людей. Следует принять на себя обязательство перед обществом, которое, однако, не усложнит нашу жизнь, а, наоборот, улучшит ее. То, насколько человек чтит морально-этические нормы, контролируется внешним миром. Идет корректировка с помощью общественного мнения. Изнутри проявляется совесть, которая тоже заставляет нас действовать верным образом. Поддаваясь ей, каждый человек осознает свой долг.
Этика
Этические принципы общения можно определить культурой речи. По предписаниям данного понятия выдвигаются нравственные нормы, правилами оцениваются поведенческие манеры в конкретных ситуациях и различные формулы учтивости и вежливости. Человек, соблюдающий основные принципы общения, но нарушающий его этические нормы, зачастую обманчив и лицемерен. Высокоморальное поведение личности, которая не пользуется в своей жизни базовыми правилами приличия, никогда не вызовет доверия у окружающих.
Можно сделать вывод, что такие понятия, как этика общения и соблюдение хорошего тона, стоит изучать в совокупности. Самые распространенные принципы этикета и нормы морали зачастую идут бок о бок с конкретными алгоритмами ведения диалога: приветствием и прощанием, просьбой и благодарностью и т.д. В отличие от речевого этикета, используемого повсеместно (поздравление, благодарность, приветствие, сочувствие), о принципах и нормах приличия мы вспоминаем гораздо реже.
Свободный характер принятия решений
Моральные нормы не приносят за собой материальных наказаний. Человек сам решает, следовать им или нет. Ведь и осознание долга — это тоже дело индивидуальное. Чтобы придерживаться верного пути с открытой душой, нужно обеспечить отсутствие довлеющих факторов.
Люди должны осознавать, что поступают правильно не из-за возможного наказания, а из-за награды, что появится в результате в виде гармонии и всеобщего достатка.
Речь идет о наличии личного выбора. Если в обществе уже выработаны некоторые правовые и моральные нормы, часто именно ими диктуется подобное решение. В одиночку его принять непросто, ведь вещи и явления имеют ровно ту ценность, которой мы их наделяем. Не всякий готов пожертвовать личными интересами ради того, что считают правильным в общем смысле.
Для чего нужна деловая этика?
Если говорить о деловой этике и об этике в целом, нельзя не обратить внимание и не раскрыть тему культуры речи.
Знание психологии и правил коммуникабельности играет существенную роль при построении деловых отношений, а также при взаимодействии коллег и партнеров по работе. Если вы имеете понятие о том, как вести себя в данной среде, то, скорее всего, избежите многих ошибок, которые свойственны предпринимателям. Для того чтобы ваше дело было успешным, необходимо хорошо изучить характеристику личных качеств, которые необходимы для управленческой деятельности. Закономерности поведения людей, возможности для развития предпринимательского потенциала, психологию рабочих отношений, а также технологию выживания делового человека в конкурентной среде.
Предметом изучения этики являются мотивы поступков, характера и действий человека. В деловой сфере — это отношения партнеров, а также причины успеха или его отсутствия в личной деятельности.
Обезопасить себя и окружающих
Иногда в душе личности царствует эгоизм, который потом ее же и пожирает. В том забавная особенность этого неприятного явления, что человек ждет слишком многого от окружающих и, не получая этого, считает себя никому не нужным, никчемным. То есть не так далека дорога от самолюбования к самобичеванию и страданию на этой почве.
А ведь все весьма легко — научиться дарить радость другим, и они начнут делиться благами с тобой. Вырабатывая морально-этические нормы, общество может обезопасить себя от ловушек, в которые само же и угодит.
У разных групп людей может и свод негласных правил отличаться. Иногда индивид может оказаться зажатым между двух позиций, из которых нужно выбирать. Например, молодой человек получил просьбу о помощи одновременно от матери и жены. Чтобы всем угодить, ему придется разорваться, в итоге кто-то по-любому скажет, что он поступил не по-человечески и что слово «нравственность» ему, видимо, неизвестно.
Так что моральные нормы — это весьма тонкая материя, в которой нужно хорошенько разобраться, чтобы не запутаться. Имея кое-какие шаблоны поведения, проще строить на их основе собственные поступки. Ведь за действия нужно нести ответственность.
Принципы этики в общении
Существует так называемое золотое правило, знакомое каждому с детства: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Оно применимо к абсолютно любым жизненным ситуациям. Можно сказать, что на этом правиле основаны многие этические принципы общения: альтруистические, нормы добродетели, требовательность к себе и окружающим, закон равенства и справедливости и т.д.
Благодаря принципам открытого и искреннего общения возникает высокая степень доверия, без которой контакт не представляется возможным. Доверительные близкие отношения не построятся без честности, правдивости, доброты и уважения к окружающим людям. Сюда же можно включить заботу, вежливость, воспитанность и т.д. Принципы правильного общения неразрывно связаны и с качеством самой речи. В ней должна присутствовать логика, целесообразность, грамотность, а также лаконичность и содержательность одновременно. Что же касается краткости, то тут все зависит от личных желаний и предпочтений. Кому-то слишком растянутые дифирамбы покажутся скучными, а кто-то не поймет мысль, которую старались донести в более сжатой форме.
Для чего нужны данные нормы?
Моральные нормы поведения имеют такие функции:
- оценка того или иного параметра в сравнении с представлениями о добре и зле;
- регулировка поведения в обществе, установка того или иного принципа, законы, правила, по которым будут действовать люди;
- ведение контроля над тем, как выполняются нормы. Этот процесс основан на общественном осуждении, или базисом его является совесть индивида;
- интеграция, целью которой является поддержать единство людей и целостность нематериального пространства в человеческой душе;
- воспитание, в ходе которого должны быть сформированы добродетели и способность верно и обоснованно делать личностный выбор.
Определение, которое получает мораль и ее функции, говорит о том, что этика разительно отличается от других областей научного знания, которые нацелены на реальный мир. В разрезе этой отрасли познания говорится о том, что должно быть создано, вылеплено из «глины» человеческих душ. Многими научными рассуждениями большая часть внимания оказана описанию фактов. Этикой же предписываются нормы и оцениваются поступки.
Этикет, как свод правил
Правила этикета также диктуют нам рамки поведения. Помните, совсем недавно мы говорили с вами о шаблонах. Этикет – ни что иное как тот самый необходимый шаблон, регулирующий наше общение друг с другом.
Если вы случайно наступите кому-то на ногу, вы извинитесь, вежливый мужчина откроет дверь перед женщиной, а получив сдачу в магазине, все мы говорим «Спасибо». То, как мы следуем нормам поведения, и в том числе именно этикету, может охарактеризовать нас как культурного или некультурного человека.
Какую специфику носят моральные нормы
Есть определенные их отличия на фоне таких явлений, как обычай или правовая норма. Нередки случаи, когда мораль не идет вразрез с законом, а, напротив, поддерживает и укрепляет его.
Кража не только наказуема, но еще и осуждается обществом. Порой заплатить штраф даже не так сложно, как навеки лишиться доверия окружающих. Бывают и такие случаи, когда право с моралью расстаются на их общем пути. Например, то же воровство человек может совершить, если на кону жизнь родных людей, тогда индивид считает, что цель оправдывает средства.
Основные качества делового человека
Также можно выделить основные принципы эффективного общения, которыми должен обладать каждый деловой человек. К ним относятся:
- трудовая деятельность – творчество, инициативность, любовь к труду, усердие, умение принимать ответственность;
- общительность, доброжелательность, чуткость и вежливость по отношению к людям;
- по отношению к себе — скромность, самодисциплина и способность к самокритике.
К психологическим свойствам, важным для делового общения, можно отнести следующее:
- высокая, но адекватная самооценка;
- творческий потенциал;
- умение быстро принимать адекватные и действенные решения;
- способность говорить с людьми на их языке, проницательность;
- умение заводить и поддерживать полезные деловые знакомства;
- полезная привычка держать данное слово;
- умение доводить до конца начатое дело;
- способность находить общий язык с людьми, трудолюбие и жизнестойкость.
Для выживания в деловом мире необходимы также следующие социальные умения:
- проницательность, которая поможет чувствовать ситуацию и, исходя из нее, налаживать контакт;
- стимулировать речевую активность партнера;
- умение психологически точно определить точку завершения общения;
- верно составить прогноз на реакцию партнера;
- держать инициативу разговора в своих руках, но при этом настраиваться на эмоциональный тон собеседника;
- провоцировать у партнера нужные вам эмоциональные реакции;
- уметь преодолевать психологические барьеры;
- соответствовать эмоциональному состоянию собеседника или делового партнера;
- ставить цели и достигать их с помощью мобилизации.
Мораль и религия: что общего?
Когда был силен институт религии, она тоже играла важную роль в формировании моральных устоев. Тогда они подавались под видом высшей воли, ниспосланной на землю. Те, кто не выполнит божье веление, творили грех и не только осуждались, но и считались обреченными на вечные муки в аду.
Религия преподносит мораль в виде заповедей и притч. Все верующие должны исполнять их, если претендуют на чистоту души и жизнь в раю после смерти. Как правило, в разных религиозных концепциях заповеди схожи. Осуждается убийство, кражи, ложь. Грешниками считаются прелюбодеи.
Какую роль играет мораль в жизни общества и индивида
Люди подвергают свои действия и поступки окружающих оценке с точки зрения морали. Это применимо к экономике, политике и, разумеется, духовенству. Подбирают моральный подтекст для обоснования тех или иных решений, принимаемых в каждой из этих сфер.
Нужно придерживаться норм и правил поведения, служить общему благу людей. Присутствует объективная нужда в коллективном ведении жизни общества. Поскольку люди нуждаются друг в друге, именно моральные нормы обеспечивают их гармоничное сосуществование. Ведь человек не может существовать в одиночестве, и вполне объяснимо его стремление к созданию честного, доброго и правдивого мира как вокруг себя, так и в собственной душе.
Откуда взялась новая этика и чем она отличается от старой
Идеи новой этики часто воспринимают как что‑то свежее и новаторское. Кто‑то относится к ним с восторгом: хорошо, что мир изменился и люди стали относиться друг к другу тактичнее. Кто‑то, наоборот, возмущается, что это непонятно кем придуманные и навязанные правила, которые сложно соблюдать. Шагу не ступи, уже кого‑нибудь обидишь.
Но на самом деле новую этику никто специально не создавал. И многие её правила вполне существовали и раньше. Оскорблять людей, без разрешения трогать их за разные части тела или отказывать им в работе только из‑за «неправильного» цвета кожи уже довольно давно считается, мягко скажем, некорректным. Просто возможностей предать происшествие огласке у пострадавшей стороны было не так много, а значит, обидчик часто оставался безнаказанным.
Теперь ситуация изменилась: благодаря интернету те, кто вёл себя не слишком вежливо, поняли, что у этих действий могут быть последствия.
Правда, есть момент, который действительно делает новую этику принципиально новой в некоторых аспектах. Это идея социальной справедливости — точнее, та форма, которую она приняла в современном мире. В 1989 году американский юрист Кимберли Крэншоу сформулировала название и основные тезисы интерсекциональности The intersectionality wars — концепции, которая предполагает, что в обществе одни люди угнетены больше других из‑за своего пола, расы, классовой принадлежности, состояния здоровья, вероисповедания и так далее. И раз человек по факту рождения страдает от дискриминации, общество должно стараться это компенсировать и предоставить ему больше возможностей, чем тому, кто менее угнетён. Именно отсюда вытекают идеи разнообразия на рабочих местах и гендерных квот.
Интерсекциональность — или «теорию пересечений», как она называется на русском, — некоторым может быть сложно понять и принять, и она закономерно вызывает много критики.