«Речь – одежда мыслей, а красноречие – ее элегантный наряд».
Ежедневно мы убеждаем кого-то в правоте своих слов и, возможно, применяем ораторское искусство, если есть навыки.
Мы можем участвовать в переговорах, продавать, публично выступать, полемизировать и спорить. Мы постоянно пытаемся доказать и отстоять свои права или точку зрения.
Ежедневно и нас пытаются убедить в том или ином дикторы телевидения, журналисты печатной прессы, продавцы и рекламодатели, начальство и товарищи.
Факты, доводы, аргументы, причины витают вокруг нас. Мы хотим аргументировано выстраивать свои позиции перед любой аудиторией и убедительно говорить для того, чтобы оппонент был заинтригован и заинтересован нашей речью. Какие нужны для этого навыки, и что это такое − ораторское искусство?
Кто такой оратор
Оратор — это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.
Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.
С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:
- особое содержание речи — языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
- целенаправленность — получение обратной связи от аудитории;
- эффективность — как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.
А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:
- Выступление должно быть структурированным для лучшего усвоения и доступным для понимания.
- Речь правильная, выразительная и без слов-паразитов способна надолго завладеть вниманием публики.
- Подаваемая информация обязана быть полезной и правдивой.
- Эмоциональная наполненность выступления и сухой язык цифр создадут баланс и не дадут улетучиться интересу слушателя.
- Не следует злоупотреблять и его вниманием, лаконичность и информационная емкость речи приветствуются.
- Начало выступления и его заключительная часть оказывают на публику больший эффект, чем содержание, — это следует учесть в композиционной структуре речи.
- С аудиторией нужно разговаривать на понятном ей языке, учитывая ее интеллектуальный уровень, возрастную категорию, социальную принадлежность.
И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:
Образ талантливого оратора харизматичен и тесно связан с такими особенностями и чертами, как уверенность в себе, воодушевленность, эрудированность, способность к импровизации, живость мысли, сильный голос, выразительная жестикуляция.
Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.
Из риторических трактатов
В эту часть книги включены фрагменты из двух важных трактатов – «О наилучшем виде ораторов» (пер. В. А. Алексеева, Ф. Ф. Зелинского
) и «Оратор» (
пер. М. Л. Гаспарова
). Мы порой воспринимаем риторику исключительно как практический навык говорить ярко и убедительно. Но для Цицерона риторика – не просто увлекательные выступления, это театр, где встречаются все граждане и вместе вырабатывают серьезную государственную позицию. Для Цицерона плох ритор, который просто воздействует на толпу, и хорош ритор, который толпу учит ответственному суждению. Цель Цицерона – доказать, что ритор-философ всегда победит просто ритора: последний не защищен ни от безвкусицы, ни от напыщенности, ни от следования готовым образцам, тогда как ритор-философ критически относится к ним, скромен и осторожен, и поэтому его «актерство» гораздо привлекательнее даже для публики, поначалу ему не доверявшей.В трактате «О наилучшем виде ораторов» Цицерон формулирует, как ритор может раскрыть собственные таланты, с опорой на разные жанры литературы и разные привычки восприятия. Цель трактата – показать, что хороший оратор может работать в любом жанре, употреблять любые честные аргументы и тем самым способствовать процветанию всех сторон жизни государства.
Трактат «Оратор» дает ряд практических советов, касающихся подбора слов и аргументов, выбора стиля и стратегии убеждения. В отличие от греческих предшественников, Цицерон много внимания уделяет самому представлению, ходу выступления, говорит об импровизации и амплуа оратора как актера. Для него важно, чтобы оратор не просто выбирал между сухостью и строгостью аттической школы и пышностью и эффектностью азианской школы, этих двух соперничающих риторических школ, зародившихся, соответственно, в Афинах и на греческом Ближнем Востоке, но понимал недостатки обеих школ и то, что простое следование ученическим рецептам, даже самым прекрасным, идеального оратора не создаст. Цицерон бывает очень ироничен, споря и с аттикистами, и с азианистами; но при всем политическом консерватизме он призывает оратора к обновлению своего инструментария и неожиданным импровизациям.
Виды красноречия
В зависимости от состава аудитории и тематики красноречие подразделяется на виды:
Ораторская речь может иметь разные цели воздействия на слушателя и бывает:
- информационная, знакомит с новыми фактами, сведениями, знаниями;
- развлекательная, имеет увеселительный характер;
- убеждающая, в которой оратор добивается согласия слушателя со своей точкой зрения;
- воодушевляющая, эмоционально вдохновляет;
- призывающая к действию, агитирует совершить действие.
Факты о профессии
Умение мастерски общаться и привлекать своей речью внимание окружающих, дано не каждому человеку. Однако стоит понимать, что именно обладание ораторским мастерством является одной из самых важных составляющих успеха.
Логическое выстраивание мыслей, объединение слов в правильные информационные предложения дают оратору преимущества, которые помогают расположить к себе людей.
В настоящее время существуют курсы, где желающие могут пройти обучение и приобрести навыки ораторского языка.
Структура ораторской речи
Для того, чтобы публичное выступление достигло своей цели и никого не оставило равнодушным, оно выстраивается согласно замыслу и содержанию в определенном порядке, который называется композицией.
Вступление должно привлечь внимание, заинтересовать, наладить контакт с аудиторией, дать представление о теме предстоящего сообщения с кратким описанием проблематики.
Основная часть ораторского выступления — это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств.
Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.
К работе над композицией желательно подходить творчески. Соблюдая четкую последовательность и согласованность ее элементов, важно не потерять индивидуальный стиль.
История развития
Как было отмечено ранее, ораторы с древних времен пользовались большим успехом. Как отдельная специализация это мастерство появилось еще в Древней Греции, где публичные выступления были основой государственного влияния. Так же к ораторам можно отнести пророков, учителей в Буддизме и других лидеров прошлых эпох.
В современности к обучению ораторскому мастерству прибегают не только политические деятели и крупные бизнесмены, но и коучи, обучающие людей различным навыкам.
Особенности ораторской речи
Ораторскую речь характеризуют такие особенности:
Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.
Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.
Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.
Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.
Ораторские приемы
Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.
Например:
- наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
- повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
- аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
- антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
- гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
- риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
- вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
- неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.
Подведем итоги
Данная статья является информационным источником, как для детей, так и для взрослых. Ведь стать оратором можно в любом возрасте, главное найти свою тему и людей, которым это будет интересно. Так же эти навыки будут нелишними в бизнесе и управлении персоналом.
Мы рассказали, что за профессия оратор, обсудили все плюсы и минусы этого рода деятельности и дали описание профессиональных качеств, которыми должен обладать такой специалист.
Теперь перед вами не стоит вопрос: «Оратор кто это такой?»
Как развивать ораторские способности
Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.
Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.
Техника произнесения речи
Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:
- Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют специальные упражнения. Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.
- Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая громкость голоса.
- Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат.
- Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их. Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом.
- Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.
Подготовка к выступлению
На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.
Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.
Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.
Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.
Ораторское искусство для детей
Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.
Задачами преподавания риторики являются:
Заниматься с детьми можно и дома:
- работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
- учиться вежливому общению;
- много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
- организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
- разучивать и читать стихи с выражением;
- тренироваться выступать перед близкими и друзьями.
Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.