Слово — это очень мощный инструмент, с помощью которого можно донести до окружающих свою точку зрения и даже склонить их на свою сторону. Но чтобы он работал на тебя, а не против, важно уметь не только правильно подбирать слова, но и произносить их.
Как улучшить речь и дикцию в домашних условиях, если у тебя нет времени или желания работать вместе со специалистом или посещать курсы ораторского искусства? Ниже мы даем несколько советов, которые помогут добиться заметных результатов.
Как научиться говорить уверенно и убедительно. Говорить красиво и убедительно, насколько это важно.
Научиться говорить красиво в наше время, действительно, важно. Ко мне часто обращаются с такими вопросами: как влиять на человека речью?; «Как быть: меня никто не слышит, никто не любит?»; «Меня никто не слушает, что делать?»; «Люди меня не слышат и в компании меня не замечают, как исправить ситуацию?» В общем-то все эти вопросы можно свести к одной теме: как говорить красиво, чтобы заинтересовать!
Заинтриговать фразой
Практически каждому человеку хочется говорить так, чтобы заинтриговать и увлечь любую аудиторию и чтобы люди слушали внимательно и даже с восторгом; хочется заинтриговывать слушателей буквально с первых слов — одной фразой! И это нормальное желание. Хорошие навыки речи помогут найти работу и, главное не потерять ее и быть ценным сотрудником.
Умеющий красиво и убедительно говорить юноша обязательно привлечет внимание девушки и сможет договориться с начальством о повышении зарплаты . А тому, кто не может блеснуть интеллектом и умением вести диалог вряд ли удастся договориться хоть с девушкой , хоть с начальством, хоть с соседом.
Что же для этого нужно? Частично подобная тема уже рассматривалась в статье «Как стать хорошим собеседником» , ведь оратор, учитель, да и вообще любой рассказчик, должен стать для слушателей именно собеседником. В продолжение темы сейчас разберемся, чего НЕЛЬЗЯ допускать в разговоре, чтобы слушатели не потеряли к вам интерес и что, наоборот, нужно делать, чтобы этот интерес у слушателей вызывать.
П равильно и красиво говорить означает — развивать речь.
ИНТОНАЦИЯ Ничего удивительного нет, если не слушают человека что-то бормочущего, бурчащего себе под нос и запинающегося. Вы обращали когда-нибудь внимание на то, КАК вы говорите? Как вы рассказываете? Можно ли вашу интонацию назвать восторженной, самозабвенной, романтичной, выразительной, удивительной, таинственной, завораживающей, пугающей или настораживающей? Прислушайтесь с какой эмоциональной силой вы что-либо рассказываете другим. Если вам трудно оценить, есть несколько способов сделать это: спросить у других, записать на диктофон, прослушать себя и сравнить с другими (интересными рассказчиками).
ТРЕНИРОВКИ . Чтобы научиться говорить проникновенно, эмоционально и впечатляюще необходимо тренироваться. Как же развить речь? Одна из несложных и эффективных тренировок, это повторение за актером или диктором его интонации. Повторяйте, «передразнивайте», записывайте на диктофон, слушайте себя со стороны и снова повторяйте, записывайте, слушайте… . Добивайтесь тренировками максимальной схожести.
Правильная речь школьников
Формирование четкого произношения звуков имеет свой срок. Первые 5-6 лет жизни этот процесс происходит легко (если нет логопедических и неврологических проблем). После 6 лет поставить звуки гораздо сложнее.
Внятное произношение правильных звуков тренируется и гораздо позже − в 6 лет. Школьникам иногда сложно высказывать свои мысли, отвечать перед всеми, громко произносить речь, так как нет навыков риторики и не сформирована дикция. Как можно помочь ребенку?
Тренировка дикции скороговорками
В младшем и среднем школьном возрасте дети хорошо запоминают стишки и скороговорки. Это нужно использовать для работы. Правила занятий со скороговорками:
- Учить их нужно не более трех, чтобы они были направлены на отработку определенных звуков.
- Текст произносится четко и медленно, разъясняются непонятные слова.
- Ребенку лучше заниматься, видя себя в зеркале – он лучше понимает, как работает его артикуляция.
- Следует стимулировать ребенка проговаривать скороговорку нараспев, с эмоциями. Особенно это эффективно для школьников с заиканием.
После таких занятий с правильно подобранными скороговорками дети общаются ясно, их можно понять.
Факторы, мешающие красиво говорить
Дети сегодня часто допускают стилистические и другие ошибки в общении. Это косвенно сказывается и на их успеваемости.
Врагами красивой детско-юношеской речи являются:
- Слова-паразиты – это речевой мусор, засоряющий общение. При этом сложно слушать и воспринимать информацию. Причиной слов-паразитов является неумение формировать мысли, маленький словарный запас. Для решения проблемы требуется максимум общения на разные темы, акцентирование внимания на исключении таких слов из речи, чтобы грамотно изъясняться.
- Нецензурные слова – школьники особенно часто их используют. Причина: копирование родителей, значимых взрослых и одногодок. Профилактика: следует исключить подобные слова из семейного общения, при использовании важно объяснить ребенку их ненужность в разговоре воспитанных людей.
- Сленг – слова, не несущие для школьников пользы. В этом возрасте от них сложно избавиться, так как они подчеркивают статус подростка. Но здесь также необходимо доверительное общение с родителями для их полного искоренения.
Как научиться говорить громко и четко. Как овладеть ораторским искусством. Учимся говорить громко.
Среди нас есть категория людей, которые не умеют говорить достаточно громко и выразительно. Причиной скольких недоразумений или неловких ситуаций становился робкий тихий голос! Обладатели такого голоса чувствуют себя неуверенно, иногда сквозь землю готовы провалиться. И купить билет в кассе, и попросить сдачу, и отвечать на экзамене, вести урок, и много еще для чего нужно использовать свой голос. Фраза произнесенная громко и четко, всегда будет выглядеть уверенней, чем промямлить что-то тихо. Ораторство – это целое искусство! Этому нужно учиться, а для начала научимся говорить громко.
Инструкция
Уровень сложности: Непросто
1 шаг
Делайте дыхательную гимнастику . Первое упражнение. Учитесь дышать на счет, при вдохе сосчитайте до 3, задержите дыхание – 1, выдыхайте – 3, задержите дыхание – 2. Второе упражнение. Интенсивно и глубоко вдохните носом и ртом, и медленно выдохните, сложив губы трубочкой. Третье упражнение. Медленно равномерно вдохните на весь объем легких через нос, когда кажется, что больше воздуха поместить нельзя, попробуйте вдохнуть еще чуть-чуть, интенсивно выдохните сложив губы трубочкой.
2 шаг
Тренируемся говорить. Перед тем, как начать говорить сделайте долгий глубокий вдох, как тренировались в дыхательной гимнастике. При этом объем легких наполняется, и звук получается сильнее. Начните с гласных звуков или слогов (ми-ма-мо-му). Подобные упражнения делают при распевке участники хора.
3 шаг
Подготовьте несколько фраз, которые содержат не сложные слова. Можно взять стихотворные или песенные фразы. Например: “Мальчик хочет в Тамбов!..”. Произносите их делая усиление голосом. Можно петь, не стесняйтесь! Кстати, в ванной комнате, петь нравиться многим. Ведь там голос разогрет, да акустика делает голос сильнее.
4 шаг
И еще учтите, в разговоре, произнося свою речь, говорите диафрагмой, а не горлом или легкими. Диафрагма — это центр регуляции воздуха в нашем организме. Она расположена прямо под легкими. Так вот представьте себе, что ваши звуки появляются из живота. При этом тембр голоса станет ниже, и легче для восприятия. Научившись при этом, регулировать силу голоса, вы добьетесь положительного результата!
5 шаг
При этих занятиях нужно не только развивать дыхание и связки, но и преодолеть некоторый психологический барьер. Чтобы проверить результаты, записывайте себя на диктофон во время голосовых занятий. Затем сравните, что было в начале занятий и что получилось в результате. Должно сработать!
Расправь плечи
Первое над чем нужно поработать для придания себе большей уверенности – это осанка. Все серьезные и уверенные в себе люди ходят с прямой спиной, вспомните военных. Еще с давних времен известно, что все великие полководцы, генералы армии выглядят гордо и держат осанку. Это еще называют военной выправкой. Этого нам и нужно добиться. Вот ряд преимуществ, которые получает человек с ровной спиной:
- уходят многие проблемы со здоровьем, вызванные искривлением позвоночника;
- человек становится более спокойным и уравновешенным, уходит нервность;
- появляется чувство уверенности и силы;
- расправляются легкие и речь становится громкой и внятной.
Постоянно следи за тем, чтобы спина была прямой в любом положении тела.
Соблазн расслабиться велик, но эта слабина обязательно аукнется в будущем.
Примеры красноречия.
Ярким представителем такого речевого красноречия в древности был знаменитый оратор из Греции. Звали его Демосфен. От рождения он обладал слабым голосом, был косноязычным, но благодаря своему фанатичному усердию в тренировках, сделался в те времена самым известным публичным оратором. Ряд упражнений, таких как: громкое чтение вслух, небольшие камешки за щеками, упорная работа перед зеркалом над своей мимикой – сделали свое дело. Интересно будет узнать, какой телеведущий говорит быстрее всех?
Безусловно, красавица Тина Канделаки – самая быстроговорящая ведущая на российском телевидении. Это выяснилось в ходе опроса телезрителей. Помогли Тине в деле как быстро говорить, только упорные занятия над своей речью. По ее словам, справиться с речевыми недостатками ей помогли различные упражнения, которые она проделывала ежедневно. Теперь даже трудно представить интеллектуальные программы, имеющие в своем распоряжении ограниченное время на ответы, без этой телеведущей.
Дикция у взрослых
Как взрослым научиться говорить четко и внятно? Во взрослом возрасте тренировка дикции также эффективна. Есть профессии, где без грамотной и четкой речи не обойтись: радиоведущий, диктор, политик, учитель, менеджер и другие. Учиться красиво говорить никогда не поздно.
Укрепление мышц и речевое дыхание
Полезны следующие упражнения:
- Посчитать на выдохе до 5, 10.
- Читать скороговорки на одном дыхании.
- Быстро вдохнуть через нос, задержать дыхание на 5 с, долго выдохнуть через рот.
- На звуке «р» нужно менять интонацию, громкость.
Разработка артикуляции
Все занятия лучше проводить перед зеркалом. Некоторые из них будут забавными, но они эффективны в выработке дикции.
- Перед зеркалом высовывать язык как можно ниже, затем прятать и смыкать губы.
- При сомкнутых губах почистить зубы языком по часовой стрелке и против нее. Повторить «чистку» 15 раз в одну сторону, затем столько же в другую.
- Накачать мышцы лица поможет надувание щек. Затем нужно погонять воздух по ротовой полости, можно использовать воду.
Основные скороговорки
Уверенно выступать на публике помогут вышеописанные упражнения, но также важно научиться не «глотать» окончания. Достичь этого можно, отрабатывая быстрый темп произношения скороговорок:
- Я – вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, а могу вывертикультяпнуться.
- Во дворе – трава, на траве – дрова.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Выдра в ведро от выдры нырнула, выдра в ведре с водой утонула.
- Чешуя у щучки, а щетинка у чушки.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Тренировка дикции важна для грамотного и понятного выражения мыслей. Четкая речь – это труд родителей с самого детства. Если есть проблемы с речью, их лучше решать до 6 лет, в этом возрасте они относительно легко корректируются.
Работа над высотой голоса
Высота голоса может произвести сильное впечатление на тех, кто вас слушает. Если ваш голос звучит высоко или прерывисто, то может создаться впечатление, что вы нервничаете. Умеренный тембр звучит более убедительно и располагает слушателей. Низкий голос склонен к убеждению и доминированию.
Не меняйте высоту своего голоса специально, чтобы избежать неестественности, но тем не менее, контролировать ее всё же стоит, чтобы добиться более сбалансированной и мягкой речи.
Повысить высоту своего голоса без страха выглядеть глупо можно в том случае, если вы хотите выделить какую-то мысль или сфокусировать внимание слушателя на чем-то конкретном.
Что может предложить современный логопед для развития речи ребенка и взрослого?
«Чем дольше я работаю логопедом, тем больше я узнаю нового и интересного, — говорит Вита Белуха. — Дети меняются, родители меняются, и мы, специалисты, должны идти в ногу со временем. На сегодняшний день логопед может использовать в своей работе самые разнообразные методики: логоритмику, музыкотерапию, телесно-ориентированные техники. Музыка улучшает тонус коры головного мозга, а также вызывает положительные эмоции у ребенка. Двигательная система напрямую связана с развитием его психических функций и так далее».
Речь — это один из самых сложных видов движения, и эти движения всегда имеют какое-то предназначение. Ведь мы обычно говорим с какой-либо конкретной целью, а не просто двигаем языком, шевелим губами и напрягаем гортань. Поэтому, если задуматься и проанализировать нашу привычную жизнь, то невозможно представить ни одно ощущение, которое мы могли бы получить без использования движения.
«В своей работе я формирую какой-либо навык сначала отдельно — например, произнесение звуков в слогах «ра-ро-ру», а затем сочетаю это с простыми движениями: например, руки вниз — «ра», руки вверх — «ро», руки в стороны — «ру». И уже потом «включаю» более сложную активность. В итоге деятельность ребенка усложняется, но полученный навык он все равно не теряет», — делится наш эксперт секретами своей методики.
Через двигательную активность детям гораздо интереснее работать, а необходимые знания, умения и навыки даются им легче и лучше закрепляются. Особенно это касается детей с тяжелыми нарушения речи (ТНР). Используя различные технологии на логопедических занятиях, удается добиться существенного улучшения в коррекции этих проблем.
Переигрывайте
Этот совет применим к артистизму, но, хоть мы и не тренируем сценическую речь, ее основы необходимы. Знаете, можно не доигрывать (мямлить без интонации), а можно переигрывать (читать чересчур эмоционально). Нам необходимо именно второе. Необходимо хотя бы на начальных этапах тренировать этот навык в одиночку — иначе окружающие могут не понять.
Необходимо отбросить стеснение и начать играть, будто вы театральный актер, а на сцене происходит трагическая кульминация. Размахивайте руками, изображайте на лице эмоции от страдания до восторга, читайте разными голосами, кричите. Станьте на время народным артистом страны. Вы можете иметь плохую дикцию, не занимаясь скороговорками, но выразительная эмоциональная речь компенсирует этот недостаток.
Как научиться внятно выражать свои мысли. Что поможет научиться формулировать мысли
- Научиться формулировать мысли поможет чтение. Польза чтения очевидна. Читайте хорошую, разнообразную литературу. Читайте и перечитывайте русскую классику – Достоевский, Толстой, Пушкин, Тургенев, Булгаков, Чехов, Пастернак и др. Читать надо вдумчиво, анализируя прочитанное, что бы не получилось как писал Александр Сергеевич: «Отрядом книг уставил полку, читал-читал, и всё без толку».
- Богатый словарный запас, хороший помощник в умении красиво формулировать свои мысли (читайте — « Как повысить словарный запас »), пополняйте его.
- Одно дело когда, пытаясь выразить свои мысли, вы ищете подходящее слово и скудный словарный запас не позволяет вам его найти, другое дело, когда вы просто не можете быстро вспомнить, найти подходящее слово. Уделите внимание развитию памяти и реакции.
- Научиться излагать свои мысли вам поможет ведение дневника или блога. Пишите красноречиво, ярко, о том что происходит в вашей жизни, о том что вас волнует, о своем настроении, своих эмоциях.
- Принимайте участие в обсуждениях на различных форумах, высказывайтесь. Учитесь дискутировать и развивайте умение отстаивать свою точку зрения .
- Английский философ 19 века Джон Милль писал — «Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не понимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных, как логика». Изучайте логику, она научит смотреть на происходящее глубже и понимать его, а это пригодится в умении излагать мысли .
- Немаловажным фактом в умении формулировать свои мысли является окружение человека , круг его общения. Понятно, что те, кто два слова между собой связать не может, ни чему вас в этом плане не научат, а если таких людей в вашем окружении большинство, это только усугубит ситуацию. Смотря на то, как правильно излагают мысли люди из вашего окружения, мотайте на ус.
- Общительному человеку всегда проще найти слова, чтобы выразить свою мысль. Если вы не относите себя к таковым развивайте коммуникативные навыки общения .
Игры-упражнения для формирования внятной, четкой речи дошкольников
Играть с малышами можно уже с года, когда приходит время подражания. Для обучения используют разные методы, самые распространенные из них представлены ниже.
Упражнения для раннего детства
С года – двух лет начинается изучение имеющихся в речи звуков:
- «с-с-сс» – давай повторим за водичкой, как она поет;
- «ж-ж-жж» – жук жужжит, давай пожужжим вместе с ним;
- «ш-ш-шш» – скажи, как ветер шумит;
- «р-р-рр» – так разговаривает папина машинка, поговори как она.
Здесь можно повторять за звуками животных, природы, музыкальных инструментов и предметов, которые издают шум.
Гимнастика для артикуляции
Малыши еще не могут выполнять сложные задания, поэтому для гимнастики используют самые легкие движения:
- Лопатка. Малыш открывает рот, язычок отдыхает на нижней губе, удержать до 10 с.
- Часики. Ребенок в улыбке открывает рот, язычком нужно дотронуться до одного уголка, затем до второго.
- Слоник. Имитация хобота слона: нужно сомкнуть губки в трубочку и вытянуть, держать вытянутыми до 10 с.
- Усики. Нужно зафиксировать палочку (соломинку, карандаш) между носом и верхней губкой. Удерживать до 10 с.
После проведения упражнений стоит уделить внимание тому, как ребенок выговаривает основные звуки.
Тренировка дикции в старшем дошкольном возрасте
Этот период характеризуется тем, что дошкольник быстро усваивает новый материал, активно пополняет словарный запас, перестает шепелявить и начинает правильно проговаривать звуки. Чтобы не было «каши во рту», нужно постоянно разговаривать с ребенком и тренировать дикцию.
Нарушение дикции происходит из-за того, что нужно быстро изменять положение языка. А если его мускулатура слабая, это будет выражаться «кашей во рту» во время разговора.
- Разминка губ. При широко раскрытом рте произнести звук «А», при вытянутых губах «У». При максимально растянутых губах сказать «О».
- Разминка языка. Поцокать: дотянуться языком до верхнего неба, резко опустить язык. При закрытом рте упереться языком в щеки поочередно. Дотянуться язычком до верхнего неба, уздечка должна быть натянута.
- Тренировка тембра. Нужно глубоко вдохнуть, на выдохе медленно произносить «бом», «бим», «бон». Слоги тянуть на последнюю согласную.
- Тренировка мышц лица. Игра с родителями в пантомиму: ребенок должен в игровой форме при помощи мимики показать разные эмоции.