В период становления личности очень хочется видеть перед собой пример для подражания. Это абсолютно логично — любому человеку хочется иметь авторитетный образ до тех пор пока, не станешь целостным и полностью сформированным. Как быть, если подросток выбирает для себя совсем не хороший пример? Что делать, когда взрослый человек нуждается в таком кумире? Чем хорошо и плохо подражание? Это все и другие вопросы мы рассмотрим в данном посте.
Подражание в детском возрасте
Если у вас есть дети, или вы могли наблюдать за детьми близких или знакомых, то вы наверняка замечали, что частенько малыш желает «быть как все».
Такое подражание — это нормальная детская реакция на мир в период взросления, когда образцом внешности и поведения выступают ровесники. Не стоит ограничивать ребенка в его желании быть похожим на других ребят, напротив, любые запреты вызовут непонимание.
Посмотри, а затем повтори
Механизму подражания мы учимся с самого детства. Всем нам говорили: посмотри, а затем повтори. Во многом мы учимся именно благодаря подражанию. И учимся мы не только читать, писать или танцевать. Благодаря подражанию мы усваиваем большинство социальных норм.
Я хочу быть тобой! Подражание.
Как есть, как вести себя за столом, на концерте, на детской площадке. А еще подражание формирует наши духовные ценности. Большинство моральных норм, принципов и ценностей мы усваиваем именно с помощью механизма подражания.
Подражание в подростковом периоде
Наиболее остро вопрос примера для подражания встает в пубертатном периоде. Это время, когда мальчики и девочки уже себя идентифицируют, но как личности остаются еще незрелыми. Замечательно, если авторитетом становятся старшие братья или сестры, родители. Но нужно понимать, что ребенок постоянно находится в социальной среде, и в школе обязательно будут те, кто выглядит и ведет себя «круто». Для мальчишек это ребята, которые пренебрежительно относятся к учителям и урокам, употребляют алкоголь и курят. Для девочек пример для подражания — это чаще всего девушки с яркой внешностью не без помощи косметики, одевающиеся в открытые и сексуальные наряды и пользующиеся успехом у парней. Если ваша примерная дочь вдруг полностью сменила гардероб на неподобающий, по вашему мнению, у нее появились новые, старше ее, ухажеры — не стоит паниковать. Но и отходить в сторону также не стоит.
Подражание – естественный процесс
Фото автора Maria Orlova: Pexels
Бывало ли такое, что ты оказываешься в неизвестной обстановке? На каком-нибудь мероприятии, где ты никого не знаешь и не понимаешь, как себя вести. Ты испытываешь чувство неловкости, даже тревоги, но не хочешь стоять как вкопанная и молчать, боясь показаться странной.
В такой ситуации, велика вероятность, что ты, даже не зная, как быть, начнешь делать то, что делают все окружающие. Все смеются, и ты рассмеешься. Все пошли на веранду – и ты пошла. Все держатся по-деловому строго – и ты выпрямишь спину, сделаешь серьезное лицо.
Сама того не замечая, ты «вольешься» в коллектив, и окружающие примут тебя за свою. Начнут с тобой разговаривать, охотно отвечать на вопросы, оценят твое остроумное замечание. Ученые долго изучали этот феномен и в рамках психологии толпы, и с эволюционной точки зрения, и даже поднимали эту тему, говоря о конформизме и силе воле. На деле все сводиться к одному – посредством подражания человек быстрее адаптируется к новой ситуации.
Как объяснить, что такое хорошо и что такое плохо
Дети чутки к советам тех, кого они уважают. Если вы сами курите и нецензурно выражаетесь, но запрещаете делать то же самое вашему ребенку, то не ждите беспрекословного подчинения. Более того, будьте уверены, что вас не послушают. Если же вы считаете себя хорошим примером для своего чада, то можете время от времени проводить доверительные беседы. Но ни в коем случае не читайте нотаций и не будьте тем, кого ребенок сочтет нудным брюзгой. Ваши нравоучения должны быть изящно замаскированы. Например, это могут быть истории из личного опыта или опыта ваших знакомых.
Примерно так: «Была в нашем классе девочка, очень похожая на вашу Таню. Такая же яркая, с ребятами постарше дружила. И вот, в десятом классе забеременела невесть от кого, ребенка родила, но образования не получила. Видела недавно ее, работает у нас на рынке продавщицей, выглядит ужасно». Не делайте дальше выводов, вроде «вот видишь, будешь и дальше на нее равняться, еще неизвестно, что с тобой станет», иначе ребенок вмиг вас раскусит. Напротив, оставьте историю незавершенной, пусть ваше чадо само резюмирует ваш «доклад» и выносит для себя, что есть хорошо и что не очень.
Возрастные категории
В зависимости от возраста человека существуют разные периоды подражания. К примеру, в младенчестве ребенок попросту копирует внешние действия, звуковые реакции родителей и взрослых, а вот в более позднем детстве осуществляется уже более полная обработка получаемых извне образов.
В начальных классах школы начинается подражание личностным характеристикам взрослых; в средней школе субъектом копирования поведенческих факторов становятся сверстники. По мере взросления возникает такой феномен, как взаимное подражание, – когда группа людей берет необходимые признаки друг у друга, так сказать, групповое подражание. В юношеском возрасте главную роль в поведенческом подражании играют личные качества субъекта подражания, его жизненные ценности, характер.
Рекомендуем: Коллективизм и индивидуализм
Исходя из этого можно проследить, как меняется содержание, и сделать вывод, что в младшем возрасте человек берет пример со взрослых и приспосабливается к существованию в материальном мире, наполненном физически доступными вещами, а в более взрослом – перенимает социальные модели и поведенческие клише. Главную роль здесь начинает играть не внешнее копирование действий, движений и так далее, а социально значимые факторы, привычки человека, которого молодой человек избрал себе в качестве примера для подражания.
Подражание и его социальную значимость трудно переоценить в свете усвоения индивидуумом конкретного общинного опыта, который мы можем разделить на несколько этапов личностного развития человека. Как ни посмотри, влияние копирования как фактора общественного развития находит множество подтверждений. К примеру, когда на индивидуума воздействуют некие общественные каноны и границы, которые соблюдаются всеми другими членами социального окружения, человеку будет трудно не соблюдать их или действовать наперекор.
Такое поведение можно охарактеризовать как некий вид группового человеческого сознания. Человеку необходимо чувствовать и понимать, что он делает все правильно, в пределах социальной нормы. Копируя поведение большинства, их мышление, действия, даже кулинарные вкусы, человек начинает соответствовать своему окружению, чувствовать себя «своим среди своих». Ведь большинство делает именно так, значит, это правильно, – думает человек.
В психологии выделяют тот факт, что подражание вызывает страх быть изолированным от всех остальных. Каждый человек хочет быть как все, не выделяться разительно чем-то особенным, не принятым в данном конкретном социальном круге.
Вспомните, хотели вы быть в роли «белой вороны» в детском саду, в школе, в университете? Именно из-за страха оказаться «за бортом» человек перенимает все основные социально значимые поведенческие факторы – чтобы быть «как все» в своей социальной группе.
Когда подражают взрослые
Многие считают, что намеренное подражание — это прерогатива детей или подростков. Как бы не так! Самые больше подражатели — это»взрослые», то есть те, кому за двадцать и до.. Дело в том, что неопределившийся ребенок — это нормально. Но человек, прошедший половое созревание, уж точно должен понять, кем он является! Не все так просто. В процессе развития каждому из нас в любом случае нужен пример. Если он был неудачным, мы со временем осознаем это, так как жизнь будет складываться не по нашему представлению, и самым простым способом изменить ее будет измениться самому. Опять встает вопрос поиска примера, и тогда подражание другим становится ответом. Мы выбираем неосознанно кого-то из знакомых, кто нам кажется успешным, привлекательным, целостным, и так же неосознанно начинаем копировать его стиль и образ жизни, начиная от незначительных привычек и походки и заканчивая внешностью.
Устойчивость имитирования
Как ни странно, подражание кому-либо – относительно неустойчивое явление. Человек с легкостью может изменить свое поведение так же быстро, как и принял предыдущую информацию.
Так, к примеру, при смене работы, переезде, при любой резкой смене окружения человеку свойственно приспосабливаться, и в итоге, исходя из окружающих факторов, он снова начинает подражать уже новым людям, пришедшим в его жизнь на смену прежним. А все для того, чтобы влиться в общество. И это происходит как осознанно, так и на подсознательном уровне.
По механизму осуществления подражание разделяют на:
- Разумное.
- Машинальное.
- Неполное.
- Абсолютное.
- Всецелое.
- Созидательное.
- Произвольное.
- Невольное подражание.
Отдельно стоит упомянуть, что особенностью подражания является снижение персонального осознания человеком себя самого. Необходимость быть «как все» не добавляет рациональности в действиях конкретно взятого человека, повышает уровень его эмоций и так далее. И именно это увеличение эмоциональной составляющей вызывает непреодолимое желание поделиться этими эмоциями с окружающими людьми.
При появлении благоприятных ситуативных предпосылок возможности для подражания становятся более актуальными. Одним из таких положительных факторов, которые могут актуализировать способность индивидуума к подражанию, может выступать наличие у него некоего ощущения близости с окружающими, которые готовы разделить с ним его радости и беды. Таким образом, подражание может стать главным механизмом поведения человека, ведь теперь оно становится конкретной способностью.
Рекомендуем: Конформность: что значит явление?
Копируя социальное поведение окружения, близкого к нему по эмоциональному состоянию, человек стремится к соблюдению предлагаемых ему образцов для регулирования своего собственного эмоционального состояния. В результате появляется огромная масса людей, которые подражают друг другу, создавая общество подражания.
Психология человека такова, что при длительном взаимодействии такой массы людей испытываемое ими состояние постепенно усиливается, закономерным является то, что такие ситуации достигают своего пика и на следующих этапах постепенно сходят на нет. Такие циклы повторяются регулярно.
Возможность подражать другому человеку или категории людей не бесконечна. Постепенно она исчерпывает себя, истощая эмоциональные ресурсы индивидуума, а затем его психика, перенасытившись, возвращается к способности регулировать подражание.
Все остальные роли заняты
Подражание — это возможность чувствовать себя уверенно в мире, где нет никаких правил жизни. То, что нам рассказывали родители в детстве, учителя, опровергается нашим же опытом жизни. Мы слушаем советы других, без этого не обойтись, но все же наша жизнь не похожа ни на чью еще. Все наши удачи, провалы, счастливые дни и самые темные из них — это результат нашего поведения, и ничьего более. Пока вы смотрите на других и ищете достойный пример для подражания, ваша, а не другого человека жизнь проходит мимо. Единственно верное что остается — это быть собой. Однако насколько это верно, настолько это и сложно.
Подражание – это один из механизмов интеграции группы
В процессе взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения и эталоны. Подражание определяет принадлежность к этой группе, укрепляет человека в его статусе в этой группе.
На внешнем уровне это проявляется крайне ярко, особенно в одежде. Униформа военных, белый халат врача, деловой костюм бизнесмена – это внешние проявления принадлежности к группе. С помощью одежды мы показываем к какой группе принадлежим, какой доход имеем, какие разделяем установки и убеждения.
Подражание в одежде помогает нам определить кто «свой», а кто «чужой». Мы больше склонны доверять «своим» людям, считаем их мнение более авторитетным и правильным.
В свое время был проведен интересный социальный эксперимент. К людям, которые шли с работы и были одеты в деловые костюмы, подходил человек, одетый как байкер и просил у них помощи. Большинство из них отказались ему помогать. Когда к ним подошел человек, одетый в деловой костюм, почти 100% испытуемых ему помогли.
Тогда провели обратный эксперимент. К байкерам подошел человек, одетый в деловой костюм и просил помощи. Ему почти никто не помог. А когда к ним подошел человек, одетый как байкер – почти все откликнулись на призыв.
Мы охотнее вступаем в контакт с людьми, которые ближе к нашему социальному статусу.
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Подражание – это во многом бегство от одиночества. Желание быть частью определенной группы. Это не хорошо, и не плохо. Это нормально. Все мы боимся чувства изоляции. Мы хотим быть понятыми и принятыми, у каждого из нас есть потребность в признании.
Самое сложное и самое простое — быть собой
Почему собой быть сложно? Дело в том, что тогда придется полностью нести ответственность за все свои поступки. Когда вы подражаете другим, намеренно или нет, вы перекладываете часть ответственности на эти авторитеты. Если что-то пойдет в жизни не так, вы всегда сможете сказать себе в утешение: «Это все потому, что я брал пример не с того человека». Между тем считаться личностью сформированной можно только в том случае, если вы готовы отвечать за все свои действия. Выходит, во взрослом возрасте подражание — это способ уйти от ответственности, и не более того.
Виды подражания
- осознанное или бессознательное;
- полное или частичное;
- добровольное или принудительное;
- творческое или буквальное.
Подражание бывает осознанным, когда мы сознательно копируем поведение или внешность другого человека. А бывает неосознанным, когда на нас оказывает влияние группа. Тогда подражание выступает как часть мышления толпы. Мы невольно начинаем подчиняться правилам той или иной группы, начинаем разделять их мировоззрение, их образ жизни.
Фото автора Ivan Samkov: Pexels
Даже если у тебя нет определенного кумира, в той или иной степени ты постоянно подражаешь кому-то. Людям своей профессии. Авторитетным деятелями. Близким, которых ты ценишь и уважаешь. Друзьям и знакомым, чьи идеи и взгляды ты разделяешь. Полное или абсолютное подражание, как правило, зацикливается на определенном человеке, кумире.
Чем ниже индивидуальное сознание, тем сильнее выражается процесс подражания. Потребность находиться в группе, среди своих, снижает рациональное критическое мышление, зато повышает наше эмоциональное состояние, которое мы желаем разделить с единомышленниками.
В такой момент процесс подражания проявляется как никогда ярко. Мы начинаем неосознанно копировать паттерны поведения окружающих, которые находятся в похожем эмоциональном состоянии. Такое явление можно наблюдать, например, на концертах известных музыкантов или на спортивных соревнованиях.
В такие моменты происходит эмоциональное заражение, что усиливает эффект подражания, который доходит до пика. Затем следует спад. Подражание не может продолжаться бесконечно, энергия исчерпывается, а потребность признания и принадлежности удовлетворяется на какое-то время. Человек восстанавливает контроль над своим поведением.
Фото автора Galvão Menacho: Pexels
Как избавиться от подражания. Подражание, как следствие заражения
Если говорить о принципиальных различиях между подражанием и заражением, то они вполне очевидны на уровне здравого смысла. Если один субъект (индивид, масса) заражает, то другой субъект (индивид) заражается и в результате начинает подражать тому, кто его заражал. Таким образом, заражение и подражание соотносятся как активная причина и пассивное следствие.
Подчеркнем исключительно пассивную, в данной трактовке, сущность феномена подражания. По своей сути подражание в целом всегда является подражанием действию, поступку, мимике и пантомимике, одежде, и лишь в качестве частного подражательного акта выступает речеподражание — будь то подражание совсем непроизвольное (типа эхолалии) или же осуществляемое под контролем сознания. Из всего сказанного выше Б. Ф. Поршнев и делал свой основной вывод о том, что массовое подражание восходит к физиологическому явлению, общему для всех стадных и особенно высших животных, хотя иногда, конечно, оно может принимать и специфически человеческую форму (социальное подражание).
Теория социального подражания г. Тарда
Теория возникла в конце XIX в. на стыке двух наук ‑ социологии и социальной психологии. По мнению Габриеля Тарда, основоположника теории, в основе всех отношений людей лежит неодолимое психическое стремление к подражанию. Отношения между людьми всегда строятся по типу «учитель – ученик». В более поздних социологических работах выделены три типа подражания: 1) подражание людей друг другу; 2) подражание обычаям и образцам; 3) подражание идеалу. Все общественные процессы можно объяснить с помощью явления подражания. Способность к подражанию является источником прогрессивных изменений в обществе. Люди, наделённые творческой инициативой и оригинальностью, показывают новые образцы поведения (изобретения), вызывая у окружающих желание им подражать. Феномен подражания является причиной социальных конфликтов. Конфликты в обществе возникают в результате того, что люди следуют различным образцам подражания, конкурирующим изобретениям, и это ставит их в оппозицию друг другу.
Когда лучше применять подстройку, а когда – имитацию?
Если вы приняли ответственное решение осваивать искусство раппорта, то нужно уметь использовать оба вида отзеркаливания. И применять тот, что подходит больше к какой-то конкретной ситуации. Например, использовать любую возможность для совместной деятельности, где можно совершать идентичные движения открыто.
Если такой возможности нет, остаётся вариант подражания. Он же может стать начальными ступенями к созданию, развитию и укреплению отношений до тех пор, пока нужное вам лицо не приблизит вас к себе. Вот здесь-то нужно не растеряться и начать «помогать» или иным образом, но очень корректно вписываться в контекст интересующего вас человека.
Ниже рассмотрим примеры такого «ступенчатого» создания раппорта на примере рассказов участниц тренингов, длительное время занимающихся в группах изучения НЛП.
Рита (домохозяйка)
Я уже довольно давно живу со своим мужем. Родила троих детей, обвисла немного с живота и боков, да и следить за собой времени нет. Кроме этого, уже семь лет не работаю: из одного декрета в другой. Про таких, как я, говорят: «Яжемать». Да и то правда, кроме деток, ничем не интересуюсь. Исключение – муж. А вот он у меня красавчик, да и пост занимает приличный. Мне давно уже пророчат, что загуляет, но как бы не так… Я реагирую при малейшем признаке охлаждения чувств. Собственно, и на курсы эти пошла, чтобы удержать его.
Поделюсь опытом. Иногда он подолгу сидит за компом. Видно, что не до меня ему – озабочен чем-то. Я захожу в комнату, хмурю лицо как он, сжимаю губы. Подхожу к окну и пристально смотрю, а кончиками пальцев по подоконнику постукиваю. То есть я стараюсь по максимуму скопировать себя у окна наподобие его у компа, даже коленки иногда пригибаю – типа сижу. Через 1-2 минуты чувствую, как пошло тепло, значит, сконтактировала. Ещё немного выжидаю и перехватываю инициативу. Например, предлагаю выпить по чашечке кофе или вспоминаю, что испекла обалденный пирог к чаю.
Если он отказался, значит, сильно озабочен чем-то. Я продолжаю подстраиваться, затем повторяю предложение. После второго отказа вызываю на прямой разговор, но это бывает редко. Обычно мы сразу идём на кухню. А здесь уже стараюсь повторять каждое его движение до тех пор, пока он не начнёт делиться переживаниями. За много лет тепло наших отношений не угасло, значит, я поступаю правильно.
Юлия (руководитель отдела)
У меня в отделе в основном молодёжь, все чьи-то детки или племяшки. Естественно, амбиций хоть отбавляй. Мне 36, но я уже чувствую разницу. Вначале на меня смотрели свысока – как на второсортный товар. После своего назначения в отдел я взгрустнула, но ненадолго. Теперь мне всё равно. Главное в этом деле – дисциплина. Я держу её так, что все завидуют и превозносят мои деловые качества. Но помогают мне в этом не они, а маленькие хитрости.
Я ввела в отделе униформу, хотя непосредственно с клиентами мы не работаем. Вначале это показалось странным, но все привыкли. Только я могу ходить в чём хочу – это мои ответные шаги, которые я сделала, когда услышала, что за спиной надо мной подтрунивают. Девочкам запрещена бижутерия и крупные изделия из золота и серебра. Никаких распущенных волос – только короткая стрижка, хвост или пучок. Яркий макияж запрещён. Но и этого мало. Раз в день я устраиваю пятиминутки с зарядкой. Прихожу в отдел в одно и то же время – делаю элементарные упражнения, а они за мной повторяют. В этот момент я остро чувствую, как доминирую над ними. Конечно, не будь я экспертом в своей области, эти трюки оказались бы бесполезными
Но и без них мои компетенции навряд ли бы приняли во внимание
Психологическое воздействие на человека. Подражание
Важным социально-психологическим феноменом является подражание — воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:
- наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к объекту подражания;
- меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
- ясность, выразительность, привлекательность образца;
- доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
- сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).
Психологическое воздействие информации на человека предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:
- вербальная информация, слово — но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);
- невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия);
- вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности, могут изменить человека, его состояние и поведение);
- регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).
Социальная психология. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.
Социальная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений1, которые выступают результатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.
Предмет – социально – психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
Объект – конкретные социальные общности(группы) или отдельные их представители(люди).
Задачи социальной психологии как науки. Социальная психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:
изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей; б) соотношения между его компонентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества;
всестороннее осмысление и обобщение данных об: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов: б) воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;
исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;
выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных условиях;
социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятельность;
всеобъемлющее изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях;
осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;
исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей людей, являющихся их членами;
выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;
всестороннее изучение социально-психологических особенностей политической жизни и политической деятельности людей, своеобразия трансформации психики человека и групп людей, оказавшихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;
исследование массовидных социально-психологических явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях;
прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических законов и механизмов.
Как подстроиться к собеседнику через подражание?
Наверняка вы уже знакомы с этим методом, так как он очень популярен и сведения о нём даются в различных источниках. Но применить его решается далеко не каждый. При желании использовать его в беседе обычно возникают следующие мысли:
- это будет выглядеть вульгарно и грубо;
- собеседник сразу заметит ваши трюки;
- вас разоблачат, осмеют и унизят.
Такой подход к вопросу совершенно адекватен. Просматривая популярные статьи, я нередко замечала, как автор метода учит читателя закидывать ногу на ногу через короткий промежуток времени после того, как это сделает его собеседник, сидящий напротив. Или подпереть рукой голову, почесать затылок вместе с ним. Нормально? Если учесть, что человек при этом испытывает крайнее нервное напряжение и даже стыд, такие предложения действительно ненормальны. Но если говорить о прожжённых и циничных индивидах, которым не свойственно смущение в принципе – им подходит и открытое отзеркаливание жертвы. Ведь если подражание будет раскрыто, смущение появится далеко не у подражающего.
Чтобы избавиться от смущения, нам потребуется чётко уяснить: мы не передразниваем собеседника, а включаемся в диалог на более тонком уровне. То есть начинаем говорить с ним на языке тела. Если он нам ответит на этом же языке, мы испытаем удивительное чувство. Оно возникает как проявление необычной симпатии к человеку.
Но наша задача – не увлекаться этим чувством. Испытав его, нужно дать себе команду: «Есть». После этого сосредоточиться на укреплении контакта.
Начинающие могут использовать аналогии. Например:
- Придать своему лицу приблизительное выражение: характерно поджать губы или прищурить глаза, посмотреть в ту сторону, куда смотрит собеседник.
- Если собеседник взял в руки ручку и начал писать, можно соединить три пальца щепотью. На втором шаге начать мерно постукивать по поверхности стола.
- Если он закинул ногу на ногу, вам достаточно выставить одну ногу чуть вперёд. На втором шаге – характерно перекрестить ступни.
Если проявить фантазию, можно придумать множество интереснейших способов дать понять собеседнику интерес к нему. Поверьте, он будет эмоционально удовлетворён, а вы получите ценный опыт.
На этом этапе не нужно применять специальных методик для прекращения контакта, он может рассогласоваться любым удобным и естественным образом.
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
подража́ть, подража́ю, подража́ем, подража́ешь, подража́ете, подража́ет, подража́ют, подража́я, подража́л, подража́ла, подража́ло, подража́ли, подража́й, подража́йте, подража́ющий, подража́ющая, подража́ющее, подража́ющие, подража́ющего, подража́ющей, подража́ющего, подража́ющих, подража́ющему, подража́ющей, подража́ющему, подража́ющим, подража́ющий, подража́ющую, подража́ющее, подража́ющие, подража́ющего, подража́ющую, подража́ющее, подража́ющих, подража́ющим, подража́ющей, подража́ющею, подража́ющим, подража́ющими, подража́ющем, подража́ющей, подража́ющем, подража́ющих, подража́вший, подража́вшая, подража́вшее, подража́вшие, подража́вшего, подража́вшей, подража́вшего, подража́вших, подража́вшему, подража́вшей, подража́вшему, подража́вшим, подража́вший, подража́вшую, подража́вшее, подража́вшие, подража́вшего, подража́вшую, подража́вшее, подража́вших, подража́вшим, подража́вшей, подража́вшею, подража́вшим, подража́вшими, подража́вшем, подража́вшей, подража́вшем, подража́вших
Поделиться значением слова:
Подражание кому либо. Значение слова «подражание»
ПОДРАЖА́НИЕ , -я, ср.
1. Действие по знач. глаг. подражать . Подражание взрослым. Склонность к подражанию. □ — Нет на свете человека менее оригинального, чем ваш покорнейший слуга. Я, должно быть, и родился-то в подражание другому. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда. Он никогда не пытался высмеивать юного Бакланова за подражание. В его годы Левинсон тоже подражал людям, учившим его. Фадеев, Разгром.
2. Произведение, следующее какому-л. образцу, воспроизводящее какой-л. образец. До Пушкина было довольно переводов из греческих поэтов, равно как и подражаний греческим поэтам. Белинский, Сочинения А. Пушкина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):
Подража́ние — механизм социализации, следование образцу. У животных — подражательное (имитационное) научение, копирование поведения.