Содержание
- Как работать со скороговорками Порядок работы
- Скорость произношения
- Интонация произношения
- Сложные скороговорки для дикции взрослых
Ни для кого не секрет, что для тренировки дикции и произношения используются скороговорки. Это самый быстрый и несложный способ повысить качество своей речи. Если систематически выделять время на проговаривание скороговорок, то можно достичь хороших результатов. Регулярные занятия скороговорками практикуют дикторы, актеры, вокалисты, ораторы. А вообще, посвящать время специальным упражнениям полезно всем, кто хочет добиться внятной и выразительной речи.
Как развить дикцию с помощью упражнений?
- Разминка. Зажимаем в зубах карандаш. Произносим короткую фразу примерно на 10 слов (не скороговорку). Вынимаем карандаш и произносим эти же слова без него. Мозг среагирует на значительное облегчение процесса, язык станет более гибким, звуки – более четкими.
- Тренировка скороговорками. Выбирайте разные скороговорки, которые будут тренировать звуки: р, б, п, г, к, х, л, м. Каждый день отрабатывайте новый звук.
- Пользуйтесь диктофоном во время тренировок. Прослушивание записи позволит понять, какие аспекты речи стоит улучшить, т.к. во время упражнений вы можете не заметить дефектов.
- Тренируйте дыхание. Вбираете полную грудь воздуха, а на медленном выдохе произносите одну гласную или сонорную букву.
Виды скороговорок
Скороговорки можно группировать по разным критериям. Но чаще всего их классифицируют следующим образом.
Сложные скороговорки для дикции взрослых
Это фразы со сложным буквенным сочетанием. В них отрабатываются по три и более звуков. Или по два, но в очень непростой комбинации.
- Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу;
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя;
- У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?;
- Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки;
- Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух.
- Мама, нас ты не ищи, Щиплем щавель мы на щи.
- Кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал.
- Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Самая длинная и самая сложная скороговорка на русском языке называется «Лигурия». Эта скороговорка широко используется дикторами, актерами и людьми тех профессий, для которых важна четкая разборчивая речь. Лигурия – это комбинация из более чем 40 скороговорок в одной. Логопеды советуют сначала научиться читать этот стих в быстром темпе. И только потом приступать к разучиванию его наизусть.
Полный текст Лигурии с ударениями:
***
В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавИровали, лавИровали, да так и не вЫлавировали.
***
И потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовАл, да не дорапортовАл, дорапортОвывал, да так зарапортовался про размокропогОдившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:
***
Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардИр из БрАндебурга — бомбами забомбардирУет за то, что некто чернорЫлый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!
***
Но на самом деле турка не был в деле.
***
Да и Клара-краля в то время крАлась к лАрю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех — не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до дЁготниковой вдовы, и не до дЁготниковых детей.
***
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосЕка, два дровокОла-дроворУба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
***
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб.
***
Затем по шоссе Саша пошёл, сашЕ на шоссе Саша нашёл. Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономарЯ перепономарИт, перевЫпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится.
***
Была у Фрола — Фролу на Лавра навралА, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что — вАхмистр с вАхмистершей, рОтмистр с рОтмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверикА чечевицы без червотОчины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм из сыворотки из-под простокваши.
***
О всём о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:
***
Как все колокола не переколоколовАть, не перевЫколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.
Скороговорки для развития речи детей
Скороговорки стоит учить с самого детства. Их заучивание формирует правильное произношение и развивает красивую речь у ребенка. Многие детские скороговорки передают забавные и веселые истории, а значит учить их можно играючи. Большое внимание следует уделять репликам, направленным на отработку «проблемных» звуков.
- Мышонку шепчет мышь:«Ты все шуршишь, не спишь».Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»;
- У осы не усы, не усищи, а усики;
- Шесть мышат в камышах шуршат;
- Раз дрова, два дрова, три дрова;
- Белые бараны били в барабаны;
- От топота копыт пыль по полю летит;
- Ловит рыбку рыболов, в речку весь уплыл улов.
- Добры бобры идут в боры.
- С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши – и во ржи не души.
- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони. Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони. Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони. Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
- Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
- Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры.
- Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
- Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
- У бабы бобы, у деда дубы.
- Водовоз вёз воду из-под водопровода.
- Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
- Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.
Скороговорки для дикторов
Один из основных навыков, которым должен обладать диктор или радиоведущий, — хорошая дикция. С помощью скороговорок можно значительно улучшить качество произношения, и сделать речь четче. Нередко дикторы перед эфиром занимаются чтением скороговорок, разминая свой артикуляционный аппарат. Многие теле- и радиоведущие для занятий используют «Лигурию». В качестве разогрева перед трансляцией подойдут совершенно любые известные всем скороговорки.
- Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — выдру в тундру, ядра в вёдра!
- Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.
- Скороговорки скороговорю скоровыговариваю, скороговорить скороговорилками не заскороговаривать.
Короткие скороговорки
Как говорилось ранее, заниматься развитием дикции с помощью скороговорок лучше начинать с коротких несложных фраз. На начальном этапе они могут состоять из одного слова, например, «бесперспективняк», «переколпаковать». Реплики из нескольких слов нужно произносить на одном дыхании.
- Гонец с галер сгорел;
- Сел сокол на гол ствол;
- У елки иголки колки;
- Шёл спуск пушек с сопок и со скал;
- Перепелка перепелят прятала от ребят;
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
Длинные скороговорки
После того, как короткие реплики начнут получаться легко и непринуждённо, стоит приступать к более длинным скороговоркам. Большие фразы также произносятся на одном дыхании. Допускается делать паузы для забора воздуха между четверостишиями.
- У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла — кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
Смешные скороговорки
Это вариация сложных скороговорок с комичным смыслом. Постарайтесь это передать интонацией.
Для веселого застолья:
«Водка в стакане играет, искрится. Радует душу и греет утробу. Если же водка мешает учиться, Брось ее нафиг, такую учебу!»
Для конкурсов корпоратива
«Прирабатываясь к работке,
работник нарабатывает наработки,
заработок зарабатывает от работки,
а приработок — от переработки».
***
«Наши поезда — самые поездатые поезда в мире, и никакие поездатые поезда не перепоездят наши поездатые поезда по поездатости!»
Для поднятия настроения
«Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов».
***
«Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!»
***
«Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!»
Для шумных вечеринок
«Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей».
***
«Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне».
***
«Ухитрился проспать возможность переспать».
Пошлые скороговорки
«Шура Семашко щупал Наташку, А санитар Негошин бубен укокошил».
***
«Сняли с Надежды цветные одежды, Без одежд Надежда не манит как прежде».
***
«По прилёте на Таити не таите, тёти, тити. Нету повода таить на Таити тётям тить. Там у тёть в почёте стати, так что тити тётям кстати. Чтоб своей в Таити стать, не скрывайте, тётя, стать. Всё срывайте, не томите, для соитий на Таити».
Тренировка дыхания
Дыхание также требует выполнения несложных упражнений, чтобы речь была грамотно поставленной.
- Медленно вдыхаем через маленькое отверстие в губах, мысленно произносим подготовленное четверостишие. Повторяем упражнение с ходьбой/бегом/прыжками/любой другой деятельностью.
- Стоя прямо с наклоном корпуса вперед, возвращаемся в исходное положение протягивая сонорные звуки.
- Стоя прямо, поднимать одну ногу в колене на глубоком вдохе, опускать – на выдохе. Повторять попеременно разными ногами.
- Втягиваем живот, набирая полные легкие воздуха. Медленно выталкиваем живот с воздухом, протягивая согласный звук.
Иностранные скороговорки
Польза скороговорок на иностранном языке очевидна. С их помощью совершенствуется произношение. Слова в английских скороговорках подобраны таким образом, чтобы говорить не только быстро и четко, но еще и с правильным акцентом. Это отличное дополнение для изучения языка. Работа над такими скороговорками необходима не только людям, осваивающим иностранный язык, но и тем, кто владеет им на хорошем уровне и выступает перед публикой на международных конференциях, симпозиумах. Скороговорки существуют на разных иностранных языках.
- Английские скороговорки:
«Betty Botta bought some butter, “But, she said, this butter’s bitter, But a bit of better butter will make my batter better”. So, she bought a bit of butter better than the bitter butter, And it made her batter better. So, it was batter Betty Botta’s bought a bit of better butter».
***
«How many cans can a cannibal nibble if a cannibal can nibble cans? As many cans as a cannibal can nibble if a cannibal can nibble cans».
- Испанские скороговорки:
Pancha plancha con cuatro planchas. Con cuantas planchas Pancha plancha? (Панчо гладит четырьмя утюгами. Сколькими утюгами гладит Панчо?)
***
Del pelo al codo y del codo al pelo, del codo al pelo y del pelo al codo. (От волос до локтя и от локтя до волос, от локтя до волос и от волос до локтя).
Тренировка артикуляционного аппарата
Артикуляционным аппаратом называется наш физиологический речевой комплекс: губы, язык, зубы, небо – все, что отвечает за создание звуков. Часто под развитием артикуляции подразумевают произнесение скороговорок, но это совсем неправильный подход. Мы развиваем физиологию, поэтому упор будем делать на следующие аспекты.
- Челюсть. Ставим руки локтями на стол, ладони сжимаем в кулаки. Кладем подбородок на кулаки, подпирая голову руками. Начинаем медленно вдавливать голову в руки, делая незначительные круговые движения. Челюсть должна испытывать давление. Затем мы, стоя или сидя, двигаем челюсть в разные стороны.
- Щеки. Втягиваем и раздуваем щеки попеременно; гоняем воздух от одной щеки к другой, надуваем их; как бы выталкиваем воздух из губ, но при этом держим губы замкнутыми – они должны надуться.
- Нёбо. Активно и широко зеваем; водим языком по небу от зубов до мягкого неба; имитируем горловое полоскание.
- Губы. Широкая улыбка попеременно с сведением губ в плотную трубку; жевание губ (мягкое); двигаем плотно сомкнутые губы в разные стороны; попеременно обнажаем верхние и нижние зубы; делаем «лошадиное» фырканье.
- Язык. Вращаем его во рту, обводя зубы и щеки; жуем язык; тянем язык до подбородка и носа; складываем трубочкой и тянем через него воздух.
Артикуляционная гимнастика
Она включает себя упражнения по улучшению функционирования артикуляционного аппарата и задания на развитие тех или иных звуков.
Разминку можно использовать приведенную выше. Дополнительно можно сделать упражнения:
- Лопата. Слегка улыбнуться, вытянуть язык вперед, положить его кончик на нижнюю губу. Стенки языка упираются в уголки рта.
- Качели. Вытянув язык, касаться им верхней и нижней губы попеременно.
- Произносить заднеязычные звуки с гласными: га-га-га, ко-ко-ко, ха-ха-ха.
Артикуляция звуков ш, ж
Эти звуки называются шипящими, и у них есть особенности произношения. Чтобы развить эти звуки, нужно гиперболизировать их произношение:
- Ш. Губы вытягиваем вперед, округляем, создаем маленькую щель между зубов. Приподнимаем кончик языка, опускаем его спинку, но совсем немного – язык образует чашечку. Боковые части языка вжаты в коренные зубы. Выталкиваем воздух.
- Ж. Создаем то же положение, что и в первом пункте. но плотнее смыкаем зубы и прижимаем щеки.
Артикуляция звуков к, г, х
Это заднеязычные звуки.
- К. Опускаем кончик языка, отодвигаем его от зубов. Спинка языка плотно выгнута и образует щель между небом. Происходит выталкивание воздуха.
- Г. Аналогичным образом, но кончик языка упирается в нижние зубы.
- Х. Аналогично, но задняя часть языка образует более широкую щель.
Отзывы и комментарии
Оставить комментарий или отзыв, а также поделиться скороговорками вы можете ниже.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Дисграфия: определение, причины, симптомы и лечение
- 20 любопытных фактов о русском языке
- Развитие культуры речи
- Медитация с мантрами
- 5 правил Джорджа Оруэлла для тех, кто хочет научиться писать
- Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
- Ораторское искусство: упражнения
- Как актерские навыки помогают в обычной жизни
- Топ-5 важнейших soft skills для каждого ребенка
- Сложные слова в русском языке: преодолеваем сложности вместе
Ключевые слова:1Риторика