Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти.
В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.
Мозг — не место для памяти?
Представители нейронаук не первый год заняты локализацией различных когнитивных процессов: они ищут конкретные отделы человеческого мозга, отвечающие за те или иные высшие психические функции. Если верить отчетам, ученые уже обнаружили области, связанные с аппетитом, страхом, азартом и даже способностью распознавать ложь, не говоря уже о восприятии собственной личности. Но место, где могла бы «храниться» наша память, до сих пор не найдено.
«Первый, кто откроет эту зону, наверняка будет удостоен не только Нобелевской премии, но и войдет в когорту самых выдающихся деятелей науки», — считает советский и российский биолог, специалист в области клеточных механизмов памяти и обучения Павел Балабан.
Считается, что память состоит из:
— сенсорного регистра, куда поступает информация от органов чувств: визуальная — в иконическую память (где хранится ~ 0,5 секунды), слуховая — в эхоическую (3–8 секунд);
— рабочей — кратковременной — памяти (~ 18–30 секунд);
— долговременной памяти.
Вспоминая что-то, мы не извлекаем информацию из некоего хранилища. Воспоминания всякий раз создаются заново.
Российский нейробиолог Константин Анохин считает, что информация «путешествует», формируясь в одних структурах мозга и «извлекаясь» из других. Всякий раз, когда мы что-то «вспоминаем», мы «забываем» это, заменяя новым, — можно сказать, что мозг «перезаписывает» воспоминания, хотя это определение и некорректно, поскольку носитель памяти, повторимся, пока не обнаружен.
Американский психиатр, нейробиолог и профессор биохимии Эрик Кандел сравнивает мозг с монтажной схемой из невообразимого количества точек контактов нейронов. Возьмем подопытную собаку: если при включении света ударить ее легким разрядом тока, загоревшаяся лампочка всякий раз будет вызывать стресс, страх и в целом неприятные ощущения. Если давать мясо при каждом «световом сигнале», собака «забудет» страх и «полюбит» свет — включенная лампа станет для нее предвестником радостных событий. Упрощенно говоря, так происходит потому, что в каждом случае информация о свете попадает в разные зоны мозга. В первом — в отвечающие за оборону, во втором — за пищеварение.
Кандел утверждает, что так происходит из-за прионоподобных белков, выступающих «маршрутизаторами» в точках контактов нейронов.
Старея, прионы передают информацию новой поросли — это процесс так называемой белковой наследственности, протекающий между белками без участия ДНК.
Эту гипотезу в качестве объяснения механизма памяти предлагает Кандел.
Если есть нарушения
Нарушения, что памяти, что внимания, встречаются довольно часто. Мозг перестает правильно ориентироваться, связь с другими процессами теряется, и возникают проблемы. Эксперты предлагают ряд решений по восстановлению памяти и корректировки концентрации.
Одним из вариантов коррекции называют заучивание стихов. Мышление улавливает связь между повторением одного и того же, и происходит запоминание. Естественно, для этого нужно тщательно сконцентрироваться. Достаточно учить в день по стиху, чтобы восстановить связь.
Как вариант, используйте гибкое мышление – запоминайте телефоны из своей мобильной записной книжки наизусть. Это позволит в трудной ситуации не остаться без связи, а также потренирует память.
Образное мышление – еще один вариант восстановить внимание и развить память. Достаточно составить много ассоциаций по тому или иному поводу, чтобы потом по ним вспомнить необходимую информацию и сконцентрироваться на ней.
Отличным вариантом работы с познавательными процессами станет игра «в детектива». Нужно просто периодически вспоминать, что вы делали вчера в это время, а позавчера? Мышление быстро и услужливо подскажет правильный ответ.
Заниматься своим психическим развитием нужно постоянно. С возрастом возможности памяти и концентрация внимания снижаются. Поэтому стоит заранее перестраховаться и начать тренировки еще с молодости.
Тем более, что сделать это не так и сложно, так как есть огромное количество методик, а также большое число врачей специализируется на нарушениях в области познавательных процессов и на их укреплении. Если рекомендации выполнять регулярно и по инструкции, вы будете обладать ярким и острым разумом. Что позволит быстрее и проще справляться с различными задачами, решая их мгновенно.
Дополнительно помогайте себе, принимая витамины и микроэлементы. Это укрепит сосуды, улучшит способности запоминания и концентрации внимания и так далее. Также не забывайте и о рациональном режиме дня, чтобы прогулки на свежем воздухе питали мозг достаточным количеством кислорода и способствовали его лучшей работе. Заботьтесь о себе, и тогда всегда будете здоровы — что физически, что психически.
Полная картография нашего мозга невозможна?
Проект картографирования всех точек соединения нейронов называется коннекто́м (англ. connectome). Пока удалось описать только коннектом червя-нематоды размером около 1 мм, чья нервная система состоит из немногим более 300 нейронов.
Что же касается описания коннектома человеческого мозга, в котором ~ 86 млрд нервных клеток, — до сих пор нет даже общего представления о масштабах этого проекта.
Ясно лишь, что он куда сложнее, чем расшифровка человеческого генома или даже протеома (совокупности белков).
Ученые, например, предпринимают попытки описать таким образом мозг крысы. «Закартрировали участок размером со спичечную головку — это заняло терабайты памяти. И непонятно, что с таким объемом информации делать», — говорит российский антрополог и популяризатор науки Станислав Дробышевский. Он подчеркивает, что проблема еще и в том, что осмыслить результаты этих исследований мы пытаемся «всё тем же мозгом, который уже не вмещает информацию о нем самом — получается замкнутый круг». Для понимания работы нашего мозга нужен «больший, чем наш, мозг».
Что помогает и что мешает запоминать?
Мотивация является важной составляющей в процессе запоминания любого объема информации. Для того чтобы сосредоточить внимание, всегда прибегайте к самомотивации.
К примеру, поставлена задача – запомнить данный материал. Это принесет огромную пользу в будущем для вашего саморазвития, карьеры, семьи. Проговаривайте все преимущества изучения и применения данной информации. Чем больше вы прочувствуете необходимость в этих действиях, тем эффективнее будет процесс запоминания.
Всё о мотивации, вы найдете в статье: «Что такое положительная мотивация и как она для вас свернет горы».
Внешние шумы. Вы способны сконцентрироваться на работе, когда кругом суматоха? Чаще всего это приобретаемый навык, привычка.
Если человек живет в маленькой квартире или студенческом общежитии, его мозг вынужден адаптироваться к тяжелым условиям и делать свою работу, не обращая внимание на внешние раздражители.
Сложности делают нас сильнее. Чтобы повысить свой порог «непробиваемости», рекомендую искусственно создавать себе сложности. Например, сконцентрируйтесь на чтении, когда в наушниках играет музыка, пишите отчет о проделанной работе, сидя в МакДональдсе, где кругом ходят и шумят люди. Это будет утомлять вас быстрее, но результат не заставит себя ждать.
Жаль, нет награды «мистер и миссис непробиваемость». Уверен, вы бы смогли претендовать на первое место после таких тренировок.
Все люди — киборги?
Философ и ученый Энди Кларк как раз считает, что человеческий разум — всегда нечто большее, чем то, что «происходит внутри древней крепости из кожи и черепа».
Кларк размывает границы между «внутренним разумом» и «внешним миром» и утверждает, что человеческий ум всегда был экстернализован — расширен вовне.
Разум по Кларку — это то, что рассеяно в окружающих нас вещах, экстернальных средствах сохранения и удержания информации, будь то бумажный блокнот, дорожный знак, магазинная вывеска или компьютер.
В этом смысле все мы — ни много ни мало — киборги. И всегда были таковыми.
Кларк отвергает идею обособленного «я», но считает перспективным не только «расширение вовне», но и вглубь, поскольку «сознание есть <�…> огромная, тихая пещера подземных ментальных механизмов, с ее трубами, синапсами и электрическими импульсами, которые образуют пульсирующий субстрат самости. <�…> Когда вы думаете обо всех этих фундаментальных механизмах — древних и общих с другими млекопитающими и далекими предками <�…> сознание может показаться просто поверхностным феноменом, пользовательским интерфейсом, затемняющим реальные работы на нижних уровнях».
Система развития интеллекта Рюты Кавашима
Япония известна прогрессом практически во всех областях. Здесь же и была разработана японская система развития интеллекта.
Согласно авторскому методу Рюты Кавашима, решение простых арифметических задач на время и чтение вслух задействуют все полушария мозга. Таким образом тренируется и развивается память, стираются негативные последствия. Чтение способствует замедлению старения мозга.
Автор провел эксперимент среди душевно больных, страдающих деменцией, болезнью Альцгеймера. По истечении 30 дней тренировок по системе Кавашимы у пациентов фиксировалось замедление развития болезни. Работа мозга значительно улучшалась. Отсрочить угнетение когнитивных функций при этой болезни ранее было практически невозможно. Сама книга автора состоит из ряда простых арифметических заданий, наглядных иллюстраций и комментариев.
Внимание — это фикция?
Первую теоретическую модель внимания — теорию фильтра — создал английский экспериментальный психолог Дональд Бродбент.
Согласно этой теории, нервная система осуществляет селекцию, работая как одиночный коммуникационный канал (при этом входов множество). Выбор той или иной информации может зависеть от состояния организма, внешних физических условий (громкость звука, например) или психологических установок (настрой на принятие той или иной информации). Остальные каналы фильтр блокирует, но «невостребованное какое-то время хранится в блоке кратковременного хранения, и затем может пройти через коммуникационный канал — если произошел сдвиг селективного процесса с одного класса сенсорных событий на другой».
В дальнейшем эту модель расширила исследовательница психологии внимания Энн Трисман. Согласно ее выводам, весь поток информации поступает через множество параллельных каналов. Одни сигналы фильтр «пропускает», другие — ослабляет. И первые, и вторые проходят через «логический анализатор», функционирующий на базе условного «словаря индивида».
А датский психолог, философ и педагог Эдгар Рубин в своем докладе с говорящим названием «Несуществование внимания» сделал более радикальные выводы:
«Термин „внимание“ не обозначает ничего определенного и конкретного <�…> чтобы поставить ему в соответствие некую реальность.
Когда, например, некто Майер смотрит в свою тетрадь, то псевдонаучно это можно выразить так: „Майер направил свое внимание на тетрадь“.
По-видимому, говорят так не только ради изысканности выражения, но также и для того, чтобы открыть дорогу опасному недоразумению, будто в нашей познавательной жизни имеется некий прожектор, который перемещается то туда, то сюда по воспринимаемому предмету.
Мышление
Замечание 2
Под мышлением понимается процесс мыслительной деятельности человека, высшая форма его творческой активности.
К отличительным чертам мышления относится творческая переработка имеющихся представлений и создание новых, способность отражать как отдельные предметы, явления, свойства, так и связи, существующие между ними, опосредованное отражение окружающего мира.
Классификация мышления идет по разным основаниям. Чаще всего используется деление на теоретическое и практическое мышление по характеру решаемых задач.
По степени развернутости оно может быть дискурсивным и интуитивным, а по оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.
Классифицируется мышление и по форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление довольно часто применяется в повседневной жизни и направлено на решение практических действий, например, надо научиться нажимать кнопки на магнитофоне. Эта наиболее элементарная форма мышления является основой для формирования более сложных его видов. Основу наглядно-образного мышления составляют восприятия или представления, потому что задачи решаются посредством образов.
Надо сказать, что образы мышления и образы восприятия отличаются друг от друга своей обобщенностью и отвлеченностью – в образах мышления отражаются только важные и наиболее существенные свойства.
Словесно-логическое мышление относится к понятийному мышлению, решение задач происходит при помощи рассуждений. Понятие – это существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, которые подразделяются на общие и конкретные. Если, например, сажают яблоню или березу, а не просто дерево, то это конкретное понятие.
Человеку свойственно рассуждать в процессе мышления. Суждения бывают общие, частные, единичные.
Что касается общих суждений, то они содержат информацию обо всех предметах и явлениях, причем, как утвердительную, так и отрицательную. Частные суждения включают только часть предметов и явлений, которые включаются в понятие. При единичном суждении речь идет об индивидуальном понятии, например, Таня отлично рисует. В ходе каких-либо рассуждений делаются выводы, которые создают новые суждения. Новое суждение получило название умозаключение.
Если умозаключение делается от частного к общему, то это будет индукция, а обратный процесс получил название дедукция.
В реальности существует огромное количество видов мышления, связанных между собой. Люди отличаются друг от друга качеством мышления – широтой и глубиной ума, самостоятельностью мышления, его гибкостью, быстротой и критичностью.
Развитие мышления происходит в процессе овладения знаниями, источниками которых являются школа, книги, СМИ, радио и телевидение и др.