Как возникла психология как наука? История психологии. Великие психологи

Психология как наука возникла в Древней Греции и до сих пор является актуальной отраслью. На основе трактатов и работ ученых были разработаны механизмы, модели и системы, позволяющие изучить поведение, восприятие, осознание и приспособляемость человека в социуме. Давайте узнаем краткую историю психологии, а также познакомимся с известными деятелями, которые внесли огромный вклад в развитие этой гуманитарной науки.

Краткая история психологии

С чего все началось? Как возникла психология как наука? На самом деле эта отрасль тесно связана и с философией, и с историей, и социологией. На сегодняшний день психология активно взаимодействует с биологией и нейропсихологией, несмотря на то что изначально ученые в этой отрасли пытались найти доказательства существование души в теле человека. Само название и произошло от двух производных: логос («учение») и психо («душа»). И только после 18 века ученые провели тончайшую связь между самим определением науки и человеческим характером. Так и появилось новое понятие психологии — исследователи стали строить психоанализ, изучать поведение каждого человека, выявлять категории и патологии, которые влияют на интересы, приспособляемость, настроение и жизненный выбор.

Многие великие психологи, такие как С. Рубинштейн и Р. Гоклениус, отмечали, что данная наука является важной в познании человека. Испокон веков исследователи изучают связь разума с религией, веры с духовностью, сознания с поведением.

Место психологии в системе наук[править | править вики-текст]

Положение психологии связано с двумя разноплановыми традициями. Первая представляет собой её стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая — стремление занять место житейской психологии. Как указывают В. В. Петухов и В. В. Столин, обе цели принципиально недостижимы. В сравнении с житейской психологией научная представляет собой специальную дисциплину со своим понятийным и методологическим аппаратом для изучения психической жизни. Вместе с этим психология имеет особенности, связанные с тем фактом, что объект её изучения способен к внутреннему отражению своих состояний. Научная и житейская психология сохраняют принципиальные различия, но при этом взаимосвязаны друг с другом[3].

Психология имеет связь как с естественными, так и с гуманитарными науками. Связь психологии с естественными науками имеет в своей основе биологическую природу человека. Однако особенностью человека является то, что он является социальным существом, психические явления которого во многом социально обусловлены. По этой причине психологию принято относить к гуманитарным наукам[4]. Отличительной особенностью психологии является совпадение объекта и субъекта познания, то есть необходимость применения в качестве инструмента исследования рефлексии.

Взаимосвязь психологии и современных наук[править | править вики-текст]

Философия[править | править вики-текст]

Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии. Только в середине XIX века психология стала самостоятельной наукой. Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое. Психология использует экспериментальные методы для проверки гипотез. Однако есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путём. В таких случаях психологи могут обращаться к философии. К числу философско-психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личность на общество[5].

А. Г. Маклаков указывает, что, хотя долгое время философия разделялась на материалистическую и идеалистическую, сейчас наметилось сближение этих течений философии, и можно говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Материалистическая философия является основной при рассмотрении проблем деятельности и происхождения высших психических функций. Идеалистическая философия, по мнению Маклакова, ставит такие проблемы как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Маклаков отмечает, что использование в психологии обоих направлений (материалистического и идеалистического) «наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу»[5].

По мнению А. Г. Маклакова, к числу проблем, которые можно решить только при сотрудничестве психологов и философов, относятся проблемы эпистемологии[5]. Некоторые теории психологии имеют психолого-философский характер, как, например, теоретические работы неофрейдистов. К примеру, работы Эриха Фромма используются в психологии, социологии и философии.

Социология[править | править вики-текст]

Психология тесно связана с общественными науками. Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как национальная психология, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно[6].

История[править | править вики-текст]

Важны для психологии также исторические науки. Примером синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических форм Л. С. Выготского. Использование в психологии исторического метода заключается в изучении фило- и онтогенетического развития психических явлений от элементарных к сложным формам. В основе сближения истории и психологии лежит концепция о том, что современный человек является продуктом развития человечества[7]. Вопросы исторического развития психологических явлений также изучает эволюционная психология.

Биологические науки[править | править вики-текст]

Психология тесно связана с биологическими науками, включая медицину. Использование в психологии достижений этих наук основано на том, что большинство психических явлений и психических процессов физиологически обусловлены. Известны факты взаимного влияния психического и соматического друг на друга. Психическое состояние оказывает влияние на физиологическое. Особенности психики могут способствовать развитию определённых заболеваний (например, психосоматических). Обратная связь состоит в том, что многие заболевания влияют на психическое состояние[8].

Особенно тесная связь у психологии существует с неврологией и психиатрией. Значительное число ученых, сделавших существенный вклад в психологию по основной своей профессии были неврологами и психиатрами. Именно изучение заболеваний нервной системы и расстройств психики позволило им выявить существенные особенности структуры и функционирования психики и ее связей со структурой и функционированием нервной системы, которые в нормальном состоянии остаются скрытыми или трудно обнаруживаемыми. Для изучения смежных вопросов с психиатрией в психологии выделены такие отрасли, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития ; с нейробиологией, анатомией и физиологиейцентральной нервной системы, отрасли — нейропсихология, психофизиология. Значительный прогресс в развитии генетики привел к созданию психогенетики, в рамках которой на основе секвенирования генома человека проводятся исследования, позволяющие выявить влияние генетических эффектов на особенности функционирования психики.

Нейропсихология[править | править вики-текст]

Подлинную революцию в психологии вызвало появление неинвазивных (неразрушающих) методик исследования, как пассивных (функциональная магнитно-резонансная томография, фМРТ), так и активных (транскраниальная магнитная стимуляция). С помощью этих методик психологи впервые получили возможность проведения воспроизводимых исследований таких прежде трудно поддававшихся объективному изучению феноменов, как сознание, сновидения, свобода воли и т. п.

Другие науки[править | править вики-текст]

Психология активно взаимодействует с большим числом других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; с педагогикой — педагогическая психология; с дефектологией — в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, патопсихология, психология расследования преступлений[источник не указан 397 дней

].

Дискуссии по поводу научного статуса психологии[править | править вики-текст]

Научный статус психологии на протяжении длительного времени является предметом обширных дискуссий. Как отметил в 2005 году член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН А. В. Юревич, психология занимает промежуточное положение между наукой и паранаукой[9].

Большинство специалистов сходится во мнении, что в настоящее время психология представляет собой скопление различных фактов, теорий, предположений, методологий и целей. Среди психологов нет консенсуса ни относительно того, насколько научна современная психология, ни относительно того, может ли она быть научной в принципе. Даже среди тех, кто считает возможным приведение психологии к научным стандартам, нет согласия по поводу того, к какому типу наук её следует отнести. Американский психолог Б. Р. Хегенхан в 2009 году указал, что учёные дают целый ряд ответов на вопрос, является ли психология наукой, и содержание этих ответов зависит от того, кто их даёт и какой аспект психологии при этом подразумевает:

· нет, она представляет собой допарадигмальную дисциплину;

· нет, её предмет слишком субъективен, чтобы поддаваться научному исследованию;

· нет, но она может и должна стать наукой;

· и да, и нет: она частично является наукой, а частично — нет;

· да, психология является научной дисциплиной, использующей научную методологию.

Научный статус психологии служит предметом полемики в современной дискуссии между модернизмом и постмодернизмом[10].

Многие психологические теории не соответствуют критерию Поппера, поскольку они не могут быть опровергнуты из-за размытости формулировок, а также из-за того, что на их основе невозможно делать научные прогнозы. Хотя таким теориям не хватает научной строгости, они часто оказываются полезными. Примерами могут служить теории Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера. Сам Поппер полагал, что доказательство ненаучности и метафизичности теории совсем необязательно делает такую теорию бесполезной и бессмысленной[11].

Т. В. Корнилова и С. Д. Смирнов отметили, что из-за параллельного существования в психологии множества парадигм и постоянного появления новых мини-парадигм создаётся эффект перманентного кризиса и перманентной революции в данной науке. Этот факт используется рядом исследователей как основание для заявлений, что психология не является развитой наукой или же вовсе не является наукой. В психологии до настоящего времени не произошло сколько-нибудь полного и чёткого размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным знанием. В отличие от астрономии и химии, которые полностью отмежевались от астрологии и алхимии, психология проявляет гораздо бо́льшую терпимость к парапсихологии и зачастую ассимилирует опыт житейской психологии[12].

Что это такое

Психология как самостоятельная наука изучает психические процессы, взаимодействие человека с окружающим миром и поведением в нем. Основным объектом в учении является психика, что в переводе с древнегреческого означает «душевный». Иными словами, психика — реализованные действия человека, которые базируются на первичных знаниях о реальности.

Краткие тезисы, определяющие психологию:

  • Это способ познания самого себя, своего внутреннего и, конечно же, окружающего мира.
  • Это «душевная» наука, ведь она заставляет нас постоянно развиваться, задавая извечные вопросы: кто я такой, зачем я в этом мире. Именно поэтому прослеживается тончайшая связь психологии с науками, такими как философия и социология.
  • Это наука, изучающая взаимодействие внешнего мира с психикой и ее влиянием на окружающих. Благодаря многочисленным исследованиям была создана новая отрасль — психиатрия, где ученые стали выявлять патологии и психологические расстройства, а также купировать их, лечить или полностью изничтожать.
  • Это начало духовного пути, где великие психологи вкупе с философами стремились изучить связь духовного и материального мира. Несмотря на то что сегодня осознание духовного единства — это лишь миф, пришедший из глубин времени, психология отражает некий смысл бытия — упорядоченный, окультуренный, организованный спустя тысячи лет.

Основные психологические концепции.

Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.

Психоанализ или фрейдизм.

Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.

Пройти тест Фрейда

Логотерапия.

Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.

Гештальтпсихология.

Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.

Гуманистическая психология.

Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.

Когнитивизм.

Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.

Бихевиоризм.

Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.

Трансперсональная (надличностная).

В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.

Пройти тест на интуицию

Интерактивная.

Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.

Что изучает психология

Давайте ответим на главный вопрос — что изучает наука психология? В первую очередь все психические процессы и их составляющие. Исследователи установили, что данные процессы можно разделить на три вида: воля, чувства, познание. К их числу относятся и мышление человека, и память, и эмоции, и цель, и принятие решений. Отсюда появляется второе явление, которое изучает наука — психические состояния. Что изучает психология:

  • Процессы. Внимание, речь, чувствительность, аффекты и стресс, чувства и мотивы, представление и любознательность.
  • Состояния. Усталость и эмоциональные всплески, удовлетворенность и апатия, депрессия и счастье.
  • Свойства. Способности, уникальные черты характера, типы темперамента.
  • Образование. Привычки, навыки, области знания, умения, приспособленность, персональные черты.

Давайте теперь начнем формулировать ответ на главный вопрос — как возникла психология как наука? Изначально исследователи обращали внимание на простые явления психики, за которыми и стали вести наблюдения. Было замечено, что любой психический процесс может длиться как всего несколько секунд, так и более, порой достигая 30-60 минут. Это вызвало неподдельный интерес, и впоследствии вся психическая деятельность людей была отнесена к сложным мозговым процессам.

Сегодня наука изучает каждого индивидуума по отдельности, выявляя все новые психические явления, хотя раньше все было разделено на несколько видов. Чувство подавленности, причины раздражения, рассеянность, перепады настроения, формирование характера и темперамента, саморазвитие и эволюция — это лишь малая часть того, что повлияло на развитие психологии как науки.

Виды психологии.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые разшифровки бесплатно.

Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:

  • Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
  • Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.

Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.

Основные разделы академической психологии.

Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:

  • Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
  • Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
  • Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
  • Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
  • Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
  • Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
  • Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
  • Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
  • Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
  • Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Основные разделы и направления прикладной психологии.

Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:

  • Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
  • Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
  • Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
  • Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.

Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:

  • Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
  • Планирует или строит свой бизнес.
  • Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
  • Переживает сложную жизненную ситуацию.
  • Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
  • Обеспокоен поведением детей-подростков.
  • Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
  • Страдает от панических атак, фобий, страхов.
  • Не может справиться со своими вредными привычками.
  • Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.

Главные задачи науки

Как возникла психология как наука? Все началось с того, что мыслители и философы начали обращать внимание на психические процессы. Это и стало основной задачей учения. Исследователи анализировали особенности всех процессов, связанных напрямую с психикой. Они считали, что данное направление отражает действительность, то есть все события влияют на психоэмоциональное состояние человека, что побуждает его на то или иное действие.

Анализ всех явлений, связанных с психикой, и их развитие — это вторая задача науки. Затем появилась и третья, важная ступень в психологии — изучение всех физиологических механизмов, которыми управляют психические явления.

Если говорить о задачах кратко, то можно разделить их на несколько пунктов:

  1. Психология должна научить понимать все психологические процессы.
  2. После этого мы учимся контролировать их, а затем и вовсе управлять ими.
  3. Все знания направляем в развитие психологии, которая тесно связана со многими гуманитарными и естественными науками.

Благодаря основным задачам фундаментальная психология (то есть наука ради науки) была разделена на несколько ветвей, к которым относится и изучение детских характеров, поведения в рабочей среде, темперамент и черты творческих, технических и спортивных личностей.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1940 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии».

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология, клиническая психология, юридическая психология, психология спорта и многие другие[2].

Методики, которые используются наукой

Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель — авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.

Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа — это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово «дуализм», что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.

Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы — это двойственное существо, в котором «обитает» и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.

Психология как самостоятельная наука

Становление психологии как науки

1.1. Понятие «психология»

Своим названием психология обя­зана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень краси­вую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожи­тель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тро­нула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обрет­шая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово «психология»

от греческих слов
«psyche»
(душа) и
«lo­gos»
(изучение, наука) появилось впервые только в ХVIII веке (Христиан Вольф).

Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. Однако первые попытки опи­сать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих пос­тупков коренятся в далеком прошлом. Так еще в древности врачи понима­ли, что для распознавания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

1. Психология как наука о душе.

До начала XVIII века наличие души признавалось всеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (например, душа, как прояв­ление божественного разума) так и материалистические (например, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения».

Психология как наука о душе возникла более двух тысяч лет назад, развивалась внутри философской науки, как ее составная часть.

2. Психология как наука о сознании.

В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за наблю­даемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем, сознанием назы­вали способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явле­ния, которые человек находит «в себе», оборачиваясь на свою «внутрен­нюю душевную деятельность». В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное.

С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая все стороны душевной жиз­ни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах).

Распространение естественнонаучного, хотя и механистического ми­ровоззрения на «область духа» привело к идее формирования всех психи­ческих способностей в индивидуальном опыте.

Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом челове­ческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что все наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассо­циации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприя­тия, которые лежат в основе еще более сложной идеи.

В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретические построения проверкой реальной действительностью. Он вошел в историю психологии как основатель научной психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

В отличие от ассоцианистского

он положил начало
структуролистскому
подходу к сознанию, поставив цель изучить «элементы» сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуролисты применяли
метод экспериментальной интроспек­ции
(прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в той или иной ситуации).

В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдох­новленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к раз­личным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным мето­дом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у ин­дивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как на­уки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания.

Начиная с 60-х годов XIX ве­ка предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологи­ческих методик при изучении ощущений. Однако точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственны­ми данными сознания, физиологические показатели лишались психологичес­кого значения.

Поэтому, возникнув в 70-е годы XIX ве­ка, психофизиоло­гические лаборатории,

а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии.

Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассмат­ривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые мож­но только путем их субъективного описания.

Таким образом, психология фактически разделилась на естественно-научную или физиологическую пси­хологию и описательную или субъективную психологию.

Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии.

3. Психология как наука о поведении.

Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии–
бихевиоризм
(наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

Предполагалось, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и поэтому предметом научного исследова­ния должно стать лишь внешнее поведение, которое по предположениям би­хевиористов является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов.

Таким образом, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения.Зависи­мость поведения и научения от разных условий можно было описывать объ­ективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека).

Однако с поведением, как предметом психологии, повторилось тоже, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направле­ниям.

Во-первых,

хотя поведение есть нечто объективное, однако его пси­хологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения необходимо истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отли­чить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. Если всякое движение и даже изменение есть поведе­ние, то последнее не является предметом психологии. Если же в поведе­нии, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изме­нения тела, то что?

Во-вторых,

изучая поведение без изучения явлений сознания, предс­тавители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм, только как соотношение стимулов и реакций.

Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных» (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиориз­ма в развитие психологической науки).

4. Психология как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Исторический смысл кризиса психологии состоял в том, что психоло­гия стала развиваться по двум направлениям: естественнонаучному и объяснительному.

Основная задача выхода из кризиса, как ее видел отечественный психолог Л.С. Выготский (1896-1934) состоит в следующем:

– сделать предметом исследования высшие специфические для челове­ка формы сознательной активности;

– подойти к ним с точки зрения научного анализа;

– причинно объяснять их происхождение;

– установить объективные законы, которым они подчиняются.

В многочисленных исследованиях было показано, что высшая психи­ческая активность

строится по образцу внешней деятельности, является производной от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее про­цессом. У человека она опосредована орудиями и общественно принятыми способами их применения.

Специфические для человека высшие психические функции происходят от внешней предметной деятельности из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками.

Интериоризация

– процесс превращения интерсубъектных форм челове­ческой деятельности в интрасубъектные, «субъективные» формы. Это путь «врастания извне внутрь» и дальнейшего существования психической ак­тивности внутри внешней в качестве ее собственно психологического ме­ханизма, который открывает возможность целенаправленного управления разными внешними предметными действиями.

Экстериоризация

– вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане.

Возникнув из внешней деятельности, внутренняя психическая активность автоматизируется, сокращается и часть ее выходит за пределы соз­нания. Отсюда подход к изучению психических функций через изучение внеш­ней деятельности, общения, а также через изучение процессов интериори­зациииэкстериоризации.

Таким образом, вопрос: «Как же субъективный мир человека изучать объективно?» – вопрос, ставший роковым для многих психологических кон­цепций и приводивший не раз к смене научной парадигмы анализа, получил новый вариант ответа.

С. Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн — это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.

Сергей Леонидович подробно описал свои теории в книгах, которые впоследствии поступили в тираж. К ним относится и «Принцип творческой самодеятельности», и «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса». Во второй работе Рубинштейн рассмотрел общество как единое целое, которое следует по единому пути. Для этого ученому пришлось провести глубокий анализ советского народа и сравнить с зарубежной психологией.

Сергей Леонидович также стал основоположником исследования личностей, но, ко всеобщему сожалению, не смог закончить работу. Однако его вклад заметно продвинул развитие отечественной психологии и укрепил ее статус как науки.

О. Касман

Оттон Касман в психологии сыграл значительную роль, несмотря на то что длительный период являлся главным пастором и богословом в немецком городе Штаде. Именно этот общественный религиозный деятель назвал все психические явления научными объектами. Об этом основоположнике практически нет информации, так как за четыре века произошло довольно много событий. Однако Оттон Касман оставил нам ценные труды, которые называются Psychologia anthropologica и Angelographia.

Богослов и деятель внес коррективы в термин «антропология» и объяснил, что биологическая природа человека напрямую связана с абстрактным миром. Несмотря на то что Касман внес неоценимый вклад в психологию, сам пастор тщательно изучал антропологию и пытался провести параллель между этим учением и философией.

Р. Гоклениус

Рудольф Гоклениус в психологии является важным звеном, несмотря на то что был доктором физических, математических и медицинских наук. Жил ученый в 16-17 веках и за свою длительную жизнь создал немало важных трудов. Как и Оттон Касман, Гоклениус стал использовать в обиходе слово «психология».

Интересный факт, но Гоклениус являлся персональным учителем Касмана. Получив докторскую степень, Рудольф стал подробно изучать философию и психологию. Именно поэтому сегодня мы знакомы с именем Гоклениуса, ведь он был представителем неосхоластики, которая совмещала в себе и религию, и философские учения. Ну а так как ученый жил и работал в Европе, он выступал от католической церкви, которая и создала новое направление схоластики — неосхоластику.

В. Вундт

Имя Вундта известно в психологии так же, как и Юнга, и Рубинштейна. Вильгельм Максимилиан жил в 19 веке и активно практиковал экспериментальную психологию. Данное течение включало в себя нестандартные и уникальные практики, которые позволяли изучить все психологические явления.

Как и Рубинштейн, Вундт изучал детерминизм, объективность и тонкую грань между деятельностью человека и его сознанием. Главная особенность ученого в том, что он являлся опытным физиологом, который понимал все физические процессы живых организмов. В какой-то мере Вильгельму Максимилиану было гораздо проще посвятить свою жизнь такой науке, как психология. За всю жизнь он обучил десятки деятелей, в числе которых Бехтерев и Серебреников.

Вундт стремился познать, как работает наш разум, поэтому нередко проводил эксперименты, позволяющие ему выяснить химические реакции в организме. Именно работы этого ученого и заложили фундамент в создании и продвижении такой науки, как нейропсихология. Вильгельм Максимилиан любил наблюдать за поведением людей в разных ситуациях, поэтому разработал уникальную методику — интроспекцию. Так как сам Вундт был еще и изобретателем, то многие эксперименты прорабатывались самим ученым. Однако интроспекция не включала в себя использование приборов или инструментов, а лишь только наблюдение, как правило, за собственными психическими явлениями и процессами.

Брентано: психология как изучение интенциональных актов

Одновременно с Вундтом философ Франц Брентано (1838-1917) предложил свою программу новой психологии. Она излагалась в его работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874). Предметом психологии, гак же как у Вундта, считалось сознание. Однако его природа мыслилась иной.

Согласно Брентано область психологии – это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым появляется содержание. Одно дело цвет или образ какого-либо предмета. Другое – акт видения цвета или суждения о предмете. Изучение актов и есть уникальная сфера, неведомая физиологии. Специфика же акта в его интенции, направленности на какой-либо объект, к которому этот акт прикован.

Концепция Брентано стала источником нескольких направлений западной психологии. Она придала импульс разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания, которое не сводилось ни к элементам, ни к процессам, но считалось изначально активным и предметным.

К. Юнг

Карл Густав Юнг, возможно, один из самых популярных и амбициозных ученых, который посвятил свою жизнь психологии и психиатрии. Причем деятель не просто пытался понять психологические явления, он еще и открыл новое направление — аналитическую психологию.

Юнг тщательно проработал архетипы или структуры (модели поведения), которые появляются на свет вместе с человеком. Ученый тщательно изучал каждый характер и темперамент, связывал их одним звеном и дополнял новой информацией, наблюдая за своими пациентами. Юнг также доказал, что несколько человек, находясь в едином коллективе, могут неосознанно совершать схожие действия. И именно благодаря этим работам ученый начал анализировать индивидуальность каждого человека, изучать, есть ли она вообще.

Именно этот деятель предположил, что все архетипы являются врожденными, но главная их особенность в том, что они развиваются сотни лет и передаются из поколения в поколение. Впоследствии все типы напрямую влияют на наш выбор, поступки, чувства и эмоции.

История[править | править вики-текст]

Основная статья: История психологии

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн на момент 1940 года охарактеризовал психологию с исторической точки зрения следующим образом[13]:

«Психология и очень старая, и совсем ещё молодая наука, — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем. Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает её философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».

Античность[править | править вики-текст]

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века[править | править вики-текст]

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля

. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

Новое время[править | править вики-текст]

Рудольф Гоклениус

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

Представители нового времени (например, Рене Декарт) считали, что тело и душа имеют разную природу — это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу», — писал Декарт.

XVIII век[править | править вики-текст]

3 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведённый другим астрономом — Фридрихом Беззелом, — положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry

), как критериев когнитивных процессов.

XIX век[править | править вики-текст]

Вильгельм Вундт

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

XX век[править | править вики-текст]

Первые десятилетия[править | править вики-текст]

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи психоанализа Зигмунда Фрейда подверглись критике, развитию и расширению в различных направлениях глубинной психологии, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер (индивидуальная психология) и Карл Густав Юнг (аналитическая психология), а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и др.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тестыинтеллекта (А. Бине, Р. Йеркс).

1930—1940-е годы[править | править вики-текст]

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацистской Германии. Юнг продолжает развивать своё учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное

».

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Продолжили развиваться различные направления глубинной психологии, формируются альтернативные психоанализу формы психотерапии (гештальттерапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы[править | править вики-текст]

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в религиозные культы: (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970—1980-е годы[править | править вики-текст]

Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Современность[править | править вики-текст]

В настоящее время важное значение в изучении психики приобрели методы, базирующиеся на различных видах томографии. Применение томографии позволяет определить структуру и исследовать функционирование нейронных сетей. Для изучения связей функционирования психики для различных видов психической деятельности при различных условиях со структурой и функционированием мозга применяется функциональная магнитно-резонансная томография, которая позволяет определить активацию областей головного мозга в ходе нормального его функционирования (см., например, [14]). Для изучения психических процессов на молекулярном уровне, в том числе метаболизм, транспорт веществ, лиганд-рецепторные взаимодействия, экспрессия генов и т. д. применяется позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ)(см., например, [15]). В частности ПЭТ применяется для исследований участия различных нейромедиаторов в нейрофизиологических и психических процессах.

Кто такой психолог сегодня

На сегодняшний день психолог, в отличие от философа, должен получить хотя бы степень бакалавра в университете, чтобы практиковать и исследовать. Он является представителем своей науки и призван не только оказывать психологическую помощь, но еще и вносить вклад в развитие своей деятельности. Чем занимается профессиональный психолог:

  • Выявляет архетипы и устанавливает характер, темперамент личности.
  • Анализирует поведение своего пациента, выявляет первопричину и искореняет ее при необходимости. Это позволяет изменить образ жизни, избавиться от негативных мыслей и помочь найти в себе мотивацию, цель.
  • Помогает выбраться из депрессивного состояния, избавиться от апатии, познать смысл жизни и начать искать его.
  • Борется с психологическими травмами, которые случались либо в детстве, либо на протяжении всей жизни.
  • Анализирует поведение пациента в социуме и также находит первопричину. Как правило, во многих случаях важную роль играет обстановка в семье, взаимоотношение со сверстниками, родными и просто незнакомыми.

Не стоит путать психолога с психиатром. Второй представляет собой ученого, который получил медицинскую степень и имеет право заниматься диагностикой, лечением. Он выявляет, анализирует и обследует психические расстройства от самых незначительных и незаметных до самых агрессивных. Задача психиатра в том, чтобы выявить, болен ли человек или нет. В случае обнаружения отклонения врачом разрабатывается уникальная методика, которая позволяет помочь пациенту, купировать его симптомы или полностью вылечить. Несмотря на всеобщие разногласия, было заключено, что психиатр не является медицинским специалистом, хотя работает напрямую с пациентами и различными лекарственными препаратами.

Психология актуальна и важна в жизни каждого из нас. Эта наука является ярким примером эволюции человека, когда, задавая себе бесчисленные вопросы, мы развивались и шагали каждый раз на новую ступень. Она изучает тип людей, феномены, когда в разных ситуациях они объединяются в коллективы, расходятся и ведут одинокий образ жизни, проявляют агрессию или, наоборот, испытывают эмоциональное перевозбуждение и счастье. Мотивация, цели, депрессия и апатия, ценности и переживания — это лишь малая толика, которую изучает такая уникальная наука, как психология.

Методы психологии.

Практически все методы психологии можно объединить в две группы:

  • Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
  • Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).

Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:

  1. Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
  2. Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
  3. Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
  4. Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
  5. Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
  6. Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
  7. Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.

Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]