Прикладная психология — Основные понятия и отрасли прикладной психологии

Прикладную психологию часто путают с практической, но это отдельные отрасли науки. Определяя, что такое прикладная психология, психологи разграничивают понятия применения методик и внедрения методик. Прикладная психология занимается внедрением и популяризацией достижений науки, экспериментальным подходом к социальным сферам, преимущественно работая с теоретическими данными. Практическая использует комплекс бытовых и научных подходов и направлена на работу с клиентами любых социальных групп.

Особенности прикладной психологии

В прикладной психологии 21 века выделяют три отрасли:

  1. Тестовая диагностика. Диагностирование, как метод исследования, зародилось в 1884 г. Ф. Гальтон, создатель метода, организовал измерение физиологических параметров добровольцев с помощью прохождения ряда измерений — тестов.
  2. Психология труда. Изучения условий труда начались в 20 веке, на фабриках легкой промышленности. Передовыми исследователями стали Э. Клапаред, Г. Холл, Г. Мюнстенберг.
  3. Клиническая психология. Зародилась в начале 20 века. Научное обоснование для новой отрасли вывели Л. Витмер и Э. Крепелин.

Применение этого раздела социальных наук многообразно: решение разноплановых задач, совершенствование подходов к развитию отдельных сфер человеческой деятельности. К типовым задачам относятся:

  • диагностика с помощью тестов;
  • изучение потребностей социальных групп;
  • консультирование, терапия;
  • прогнозирование вариантов развития социума;
  • разработка реформ и социальных проектов.

К формам применения отрасли относят интерпретацию и вмешательство. Первая занимается анализом и характеристикой факторов, вторая — раскрывает особенности психологического поведения, от просвещения до непосредственного оказания помощи.

Метод внушения

Суть этого метода заключается в том, что исследуемый человек получает определенные формулы, установки, позиции, взгляды, которые находятся вне его сознательного контроля. Внушение может быть словесным или эмоциональным, в ходе которого формируется требуемое состояние или точка зрения. Средство внушения какой-то особой роли не играет, главное в том, чтобы его осуществить.

При внушении широко применяются запутывания, отвлечение внимания, интонации, эмоциональные запечатления. В процессе внушения все происходит само собой и воздействие на каждого человека идет в разной степени. Существует несколько видов внушений:

  • Прямое. Воздействие идет с помощью слов – приказы, команды;
  • Скрытое или косвенное – осуждение, одобрение, намек;
  • Намеренное;
  • Ненамеренное;
  • Положительное;
  • Отрицательное.

Огромную роль внушение играет в психотерапии и гипнотерапии, особенно когда человек находится в состоянии транса. С самого детства внушения являются частью человеческой жизни, т.к. используются в процессе воспитания.

Разделы науки

Определение научной сферы включает три смежных области:

  1. Клиническая. Занимается изучением расстройств: историей развития, формами и видами заболеваний, методиками диагностики и терапии, мерами профилактики.
  2. Организационная. Исследует профессиональные особенности отдельных сфер: медицинской, военной, инженерной, производственной.
  3. Социальная. Изучает сферу рекламы, средства массовой информации. Затрагивает экономику, досуг, экологию, культуру.

Разделы тесно переплетены и используют одну информационную базу, но их развитие происходит неравномерно.

Метод опроса

Достаточно распространенным приемом в психологических исследованиях является метод опроса. Именно он вызывает наибольшее число нареканий. Критика выражается в том, что нельзя получить достоверную информацию непосредственно из ответов испытуемых. Но все подобные обвинения связаны с абсолютной некомпетентностью в области их проведения.

При использовании этого метода методологическая проблема заключается в конструировании вопросника

Важно, чтобы вопросник доставлял ту информацию, которая необходима по гипотезе и чтобы она была максимально надежной

Для построения каждого вопроса существуют многочисленные правила, расположение их в определенном порядке, группировка в отдельные блоки и др. Делается это для того, чтобы вопросник не требовал ответов в «лоб», а содержание было понятно автору при условии проведения определенного замысла, заложенного в программе исследования.

Конструирование вопросника является очень сложной и трудной работой, которая должна выполняться без какой-либо спешки. Важным является вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.

Надо иметь в виду то, что после проведения массового опроса личностей в какой-то группе все проблемы группы или личности будут ясными, является иллюзией и наиболее распространенной ошибкой.

Опросы в психологии могут применяться как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Носят они локальный характер, т.к. касаются преимущественно одного раздела психологии – проблемы личности. Опросников для диагностики группы немного, а наиболее широкое распространение получил социометрический опросник.

Прикладная организация

Организационное проектирование трудовых комплексов выражено в положениях:

  1. Проектирование — основа управления. Залогом существования и развития компании является проект — объединение способов достижения цели, методов решения управленческих задач, средств оптимизации труда.
  2. Проект включает цель. Под целью понимают заданный общий вид развитой компании либо ряд действий, которые должны привести к его достижению.
  3. Проектирование реализуется совместно. Для правильной реализации проекта необходимо включение всех сегментов управления на разных уровнях. Чем эффективнее работают субъекты на нижележащих уровнях, тем выше общая результативность.
  4. Среди проектов выделяются типовые. К ним относятся проекты, которые реализуются в разных сферах деятельности. В первую очередь, это проекты, направленные на улучшение социальных условий труда, реализации возможностей персонала, удовлетворение потребностей. В 20 веке приоритетом проектирования были технические возможности, современная наука занимается адаптацией технической системы к социальной.

В основе схемы управления проектами лежит тип подчиненного. Д. Макгрегори выделяет два ведущих типа: Х и У.

Подчиненный типа Х нуждается в постоянном внешнем наблюдении руководителя. Он не проявляет инициативу, лишен амбиций и честолюбия. Он работает не потому, что стремится к самореализации, а для того, чтобы избежать санкций (штрафов и увольнения) и получить награду (премию). Поэтому задача руководителя — направлять и контролировать рабочий процесс.

Подчиненный типа У в работе видит возможность для творческой и личностной реализации. Он готов работать самостоятельно, проявлять креативность, стремится к решению сложных задач. Заинтересованность в результатах труда не позволяет ему работать безответственно. Основная задача руководителя — создать для подчиненного возможность реализовать творческий потенциал.

В Японии, ориентированной на корпоративный труд, выделяют третий тип подчиненного — Ъ. Она основана на высокой лояльности сотрудников к компании. Работники этого типа склонны воспринимать работу как единственную и необходимую возможность самореализации. Работа на благо общества становится для них высшей ценностью, а принадлежность к числу сотрудников определенной компании — предметом гордости.

Метод подкрепления

Подкрепление есть не что иное, как мгновенная реакция исследователя, которая может быть позитивной и негативной, на действия исследуемого. Реакция действительно должна быть мгновенной потому, что испытуемый сразу должен связать её со своим действием. Позитивная реакция является знаком того, что в дальнейшем следует поступать или действовать подобным же образом. При негативной реакции все наоборот.

Выделяются следующие виды подкрепления:

  • Положительное. Идет закрепление правильного поведения;
  • Негативное. Идет предотвращение неправильного поведения;
  • Осознанное;
  • Неосознанное;
  • Стихийное, происходящее случайно – удар током, ожог;
  • Намеренное, т.е. сознательное действие;
  • Разовое;
  • Систематическое;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Базовое;
  • Вторичное;
  • Полное;
  • Частичное.

Подкрепление, как и внушение, тоже является огромной частью жизни человека и в процессе воспитания и приобретения человеческого опыта, присутствует с самого раннего возраста.

Развитие науки

Исследование путей развития науки показывает, что среди форм прикладной психологии наибольшее развитие получает клиническая. В 21 веке по данным исследований США и Европы более 40% специалистов занимаются клинической отраслью. Вторая по популярности сфера деятельности — частное консультирование. Его темпы развития позволяют говорить о скорой смене лидерских позиций, внедрению частной психологии в повседневную практику.

Такие показатели связаны с актуальностью запросов — психологическая сфера деятельности стала востребованной под влиянием социальных изменений. Отчасти это связано с политическим курсом, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества, но в большей мере — с распространением информации, и последующим возрастанием самозапросов.

Психологическая консультация

Это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, который оказался в сложной жизненной ситуации. Работа специалиста начинается сразу, потому что особая подготовка не требуется, разобраться в сложившейся ситуации и наметить шаги по достижению желаемого результата можно быстро.

Психологическая консультация имеет несколько этапов:

  • Контакт;
  • Запрос;
  • План;
  • Настройка на работу;
  • Реализация;
  • Домашние задания;
  • Завершение.

Проблемы, по поводу которых люди обращаются за консультацией к психологу, в основном следующие:

  • Отношения – ревность, трудность в общении, воспитание детей;
  • Индивидуальные проблемы – самоорганизация, здоровье;
  • Работа – увольнение, низкая заработная плата, нетерпимость к критике.

Помощь психолога в подобных жизненных ситуациях может стать решением многих проблем, надо только во время обратиться за помощью к специалисту.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Работая над предисловиями к первому и второму изданию этой книги, я каждый раз вспоминала, как сильно рассердился мой отец, узнав о моем решении защищать докторскую диссертацию в Гарварде. Он ударил кулаком по кухонному столу и заявил: «Вирджиния, ты доучишься до того, что потеряешь человеческий облик, с тобой невозможно будет разговаривать!» Он боялся, что я похороню себя под грудой учебников и потеряю связь с реальностью. Надеюсь, что первые два издания этой книги служат доказательством того, что даже после столь длительной учебы я все-таки могу беседовать почти с любым человеком и остаюсь активным членом человеческого общества.

Надеюсь также, что этот учебник является примером книги, тесно связанной с жизнью и даже приносящей пользу. Хороший учебник не должен быть адресован только тем, кто уже знаком с предметом. Этот учебник предназначен для начинающих, которые знают о психологии очень мало или вообще ничего не слышали об этой науке. Книга написана в разговорном стиле и читается так же легко, как газетная или журнальная статья

Студенты могут получать удовольствие от чтения и концентрировать внимание на содержании без всякого напряжения, которое обычно возникает при изучении малопонятного материала

В книге излагаются основные сведения из области психологии и приводятся многочисленные примеры широкого использования психологических знаний в повседневной жизни. Примеры относятся к таким областям жизни, как работа, учеба, защита прав потребителей, общественная деятельность, защита окружающей среды, спорт, поддержание психического здоровья, человеческие отношения, судебная медицина, разнообразная профессиональная деятельность и многое другое. Для того, чтобы вызвать у читателя интерес к психологии и подчеркнуть ее связь с жизнью и значение, в книгу включены забавные картинки и выдержки из газетных и журнальных публикаций. В этом учебнике я хотела не только полностью изложить традиционный курс психологии и рассмотреть основные методы исследований, но и подчеркнуть практическую пользу, приносимую психологией, чтобы увлечь студентов этим предметом и подтолкнуть их к его дальнейшему изучению.

Уже в течение многих десятилетий психологам известно, что при активном чтении учащиеся понимают и запоминают больше, чем при пассивном. Психологи также уверены в том, что решающую роль в успешной учебе играют упражнения и обратная связь. В учебнике «Прикладная психология» эти психологические принципы проведены в жизнь. В результате получилась книга, которая не похожа на обычный учебник, так как ее невозможно читать пассивно. Она построена таким образом, чтобы студенты могли ею по-настоящему пользоваться писать на полях и делать свои собственные заметки. Для этого в каждой главе есть следующие специальные разделы.

• Приложения. Чтобы продемонстрировать актуальность психологических знаний и проиллюстрировать их практическое применение, в каждую главу включены статьи из газет и журналов, а также другая дополнительная информация.

Метод опроса

Достаточно распространенным приемом в психологических исследованиях является метод опроса. Именно он вызывает наибольшее число нареканий. Критика выражается в том, что нельзя получить достоверную информацию непосредственно из ответов испытуемых. Но все подобные обвинения связаны с абсолютной некомпетентностью в области их проведения.

При использовании этого метода методологическая проблема заключается в конструировании вопросника

Важно, чтобы вопросник доставлял ту информацию, которая необходима по гипотезе и чтобы она была максимально надежной

Для построения каждого вопроса существуют многочисленные правила, расположение их в определенном порядке, группировка в отдельные блоки и др. Делается это для того, чтобы вопросник не требовал ответов в «лоб», а содержание было понятно автору при условии проведения определенного замысла, заложенного в программе исследования.

Конструирование вопросника является очень сложной и трудной работой, которая должна выполняться без какой-либо спешки. Важным является вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.

Надо иметь в виду то, что после проведения массового опроса личностей в какой-то группе все проблемы группы или личности будут ясными, является иллюзией и наиболее распространенной ошибкой.

Опросы в психологии могут применяться как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Носят они локальный характер, т.к. касаются преимущественно одного раздела психологии – проблемы личности. Опросников для диагностики группы немного, а наиболее широкое распространение получил социометрический опросник.

Социальные перемены

Психологи были использованы для продвижения «зеленого» поведения, т.е. устойчивого развития . В этом случае, их целью является изменение поведения , с помощью таких стратегий, как социальный маркетинг . Тактика включает образование, распространение информации, организацию общественных движений, принятие законов, и изменения налогов , чтобы влиять на решения.

Психология была применена в мировом масштабе с целью контроля численности населения . Например, одна стратегия в отношении телевизионных программ сочетает в себе социальные модели в мыльной опере с информационными сообщениями во время рекламы. Эта стратегия успешно увеличила охват женщин в клиниках планирования семьи в Мексике. Программирования, которая была развернута по всему миру в области народонаселения связи Интернационал и население Media Center комбинируют сообщения планирования семьи с представлениями женского образования и грамотности.

Человеческие факторы и эргономика

Человеческий фактор и эргономика (HF & E) является изучение того , как когнитивные и психологические процессы влияют на наше взаимодействие с инструментами, машинами и объектами в окружающей среде. Многие отрасли психологии попытки создать модели и понять поведение человека. Эти модели, как правило , основаны на данных , собранных из экспериментов. Психологи человеческого фактора , однако, принимать те же данные , и использовать его для разработки или адаптации процессов и объектов , которые дополняют человеческую составляющую уравнения. Вместо того , чтобы люди научиться использовать и манипулировать часть технологии, человеческий фактор стремится разрабатывать технологии , чтобы быть рядными с моделями человеческого поведения , разработанных общей психологией. Это может быть учет физических ограничений человека, как в эргономике, или разработке систем, особенно компьютерных систем, которые работают интуитивно с людьми, как и инженерной психологии.

Эргономика применяется в основном за счет работы в офисе и в транспортной отрасли

Психологи здесь принимают во внимание физические ограничения человеческого тела и попытаться уменьшить усталость и стресс путем разработки продуктов и систем, которые работают в рамках естественных ограничений человеческого тела. От простых вещей, таких как размер кнопок и дизайн офисных стульев в компоновке кабинах самолетов, психологов человеческого фактора, специализирующихся в области эргономики, попытка снять стресс нашей повседневной жизни, а иногда даже спасти их.

Человеческие психологи фактора , специализирующиеся в инженерной психологии , как правило, берут на несколько различные проекты , чем их эргономических центрируются коллеги. Эти психологи смотрят на то, как человек , и процесс взаимодействия. Часто инженерная психология может быть сосредоточена на компьютерах. Однако на базовом уровне, процесс является просто ряд входов и выходов между человеком и машиной. Человек должен иметь четкий метод для ввода данных и иметь возможность легко получить доступ к информации на выходе. Неспособность быстрых и точных поправок иногда может привести к тяжелым последствиям, поскольку суммируется много историй в Set фазер на оглушения. Инженерные психологи хотят сделать процесс входов и выходов, интуитивным , насколько это возможно для пользователя.

Цель исследований в области человеческого фактора, чтобы понять ограничения и перекосы человеческих психических процессов и поведения, а также элементы дизайна и систем, которые будут взаимодействовать в соответствии с ограничениями. Некоторые могут видеть человеческие факторы, как интуитивные или список табу и правил поведения, но на самом деле, исследование человеческого фактора стремится иметь смысл больших куч данных, чтобы принести точные приложения для конструкций и систем продукции, чтобы помочь людям работать более естественным образом, интуитивно с деталями из их окружения.

Здоровье и медицина

Психологии здоровья касаются себя с пониманием того, как биология, поведение и социальный контекст влияет на здоровье и болезни. Психологи здоровья обычно работают наряду с другими медицинскими специалистами в клинических условиях, хотя многие из них также обучать и проводить исследования. Хотя его ранние начала можно отнести к родственной области клинической психологии , были определены четыре различных подхода к психологии здоровья: клинический, общественное здравоохранение, общество и критической психологии здоровья.

Психологи здоровья направлены на изменение поведения здоровья для двойной цели помочь людям оставаться здоровыми и помогать пациентам соблюдать схемы лечения заболевания. В центре внимания психологов здоровья , как правило, сосредоточены на кризис здравоохранения , обращенной к западному миру , особенно в США. Когнитивная поведенческая терапия и модификация поведения являются методы часто используемые психологами здоровья. Психологи также изучают пациент соответствие с их врачами заказами.

Психологи здоровья смотреть психическое состояние человека в значительной степени связано с их физическим состоянием. Важным понятием в этой области является стресс , психическое явление с известными последствиями для физического здоровья.

медицинская

Медицинская психология включает в себя применение ряда психологических принципов, теорий и выводов , применяемых для эффективного управления физическими и психическими расстройствами , для улучшения психологического и физического состояния здоровья пациента. Американская психологическая ассоциация (APA) определяет медицинскую психологию как отрасль психологии , которая объединяет соматические и психотерапевтические модальности, в управление психических заболеваний, восстановления здоровья и эмоциональных, когнитивного, поведенческих и токсикомании расстройств. По Muse и Мур (2012), вклад медицинского психолога в области психофармакологии , которая отличает его от других психотерапии и psychotherpists.

Профессиональная психология здоровья

Психология гигиены (ОНР) является относительно новой дисциплиной , которая возникла из слияния психологии здоровья, промышленной и организационной психологии и гигиены труда . ОНР имеет свои собственные журналы и профессиональные организации. Поле касается определения психологических характеристик рабочих мест , которые приводят к проблемам , связанным со здоровьем у людей , которые работают. Эти проблемы могут включать в себя физическое здоровье (например, сердечно — сосудистые заболевания) или психического здоровья (например, депрессии). Примеры психологических характеристик рабочих мест , которые ОНР исследовались включают в себя количество решений широты работник может осуществлять и меры в области надзора. OHP также занимается разработкой и осуществлением мер , которые могут предотвратить или смягчить связанные с работой проблемы со здоровьем

Кроме того, OHP исследование имеет важное значение для экономического успеха организаций. Другие направления исследований , представляющих интерес для ОНР включают рабочее место бескультурье и насилие , работа-дом унос, безработица и сокращение штатов, а также безопасность на рабочем месте и предотвращению несчастных случаев

Два важных ОНР журналов являются журналом психологии профессионального здоровья и труда и стресса . Три важных организация тесно связан с ОНР являются Международная комиссия по гигиене Научного Комитета о рабочей организации и психосоциальных факторах (ICOH-П), в Обществе психологии профессионального здоровья , и Европейской академии психологии профессионального здоровья .

ОБ АВТОРЕ

Вирджиния Николс Квинн более двадцати лет преподает психологию в колледжеNorthern Virginia Community College. Она получила степень бакалавра вHunter College, где специализировалась в области психологии, а также изучала математику и педагогику. Затем она продолжила свое образование в Гарвардском университете, где получила диплом магистра и защитила докторскую диссертацию по психометрии. У нее большой опыт профессиональной деятельности в области прикладной психологии: она работала преподавателем в школе для «трудных» детей» консультантом Министерства обороны США по вопросам, связанным с принятием решений и решением проблем, и главным психологом детского реабилитационного центра. Кроме того, знания в области психологии помогают ей в повседневной жизни она успешно руководила избирательной кампанией по выборам мэра города Раунд Хилл в штате Вирджиния и является членом нескольких школьных советов и комиссий по планированию учебных программ. Она считает одной из главных своих задач преподавать психологию так, чтобы эта наука стала понятной и приносила практическую пользу студентам. Вирджиния Николс Квинн является автором большого количества учебных пособий и сборников контрольных заданий к учебникам по психологии.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1996.
  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов-на-Дону, 1999.
  3. Климов Е.А. Основы психологии. – М.,1997.
  4. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.,2000.
  5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1. – М., 2001.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.,2001.
  7. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.,2000.
  8. Психология / Под ред. А.А.Крылова. – М.,1999.
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.

6

Примеры похожих учебных работ

Проблема общения в психологии

… с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных …

Понятие общения в психологии

… способом реализации взаимосвязи людей в их социальной жизнедеятельности. Понятие общения в психологии Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя …

1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему …

Деловое общение в рабочей группе

… к наживе. Психология рабочей группы — это … особая подготовка персонала и руко … группе). С другими социальными группами рабочую группу сближает по­стоянное общение … систе­ме «человек — компьютер». Ценностно-мировоззренческая … на уровне эмоций и поверхностных …

трудности и дефекты общения в психологии.Виды трудностей и способы их преодоления

… людям общение не доставляет удовольствие, они всегда стараются избежать каких-либо взаимоотношений…….. Библиографический список: 1.Бодалев А.А. Психология … А.П. Межкультурные барьеры и пути их … человек скрывает свои истинные чувства и эмоции …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]