Эффекты и проблемы точности межличностного восприятия


Лекция №1. Психология общения

Человек немыслим без людей.
Гете

Цель:

Изучить тему «Общение». Раскрыть значение понятия «общение»; рассмотреть виды и уровни общения. Познакомить учащихся с различными средствами общения, раскрыть приемы невербального общения. Уделить особое внимание механизмам межличностного восприятия и понимания людей в процессе общения. Дать представление об основных феноменах межличностного общения; проанализировать причины, ведущие к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга. Сформировать навыки интерпретации невербальных средств в общении. Развивать способность более глубокого восприятия и понимания других людей в процессе общения.

План:

1. Понятие общения.

2. Виды и уровни общения.

3. Средства общения.

4. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Механизмы межличностного восприятия

Принято выделять две группы механизмов восприятия людьми друг друга:

  • межличностные;
  • групповые.

Базовыми или самыми распространенными механизмами межличностного восприятия считают:

  1. Идентификацию. Речь идет о способности человека воспринимать другого, при этом проводя аналогии с самим собой.
    Это наиболее доступный способ понимания, не требующий от индивида приложения усилий, так как зачастую подобная оценка происходит на уровне бессознательного.
  2. Эмпатию. Способность войти в положение другого человека и прочувствовать его эмоциональное состояние, а также переживания.
  3. Децентрацию. Способность отстраниться от происходящего, чтобы оценить ситуации со стороны, вживаясь при этом в роль постороннего зрителя, для которого чужда каждая сторона и нет момента предвзятости. Именно этот механизм считается наиболее предпочтительным для познания другого человека, так как не подразумевает предвзятости.
  4. Социальную рефлексию. Способность человека представить и осмыслить то, какое впечатление он оставляет о себе в процессе межличностного взаимодействия.
    При этом «глубина» рефлексии зависит от того, насколько значимым в глазах человека предстает собеседник.
  5. Аттракцию. Форма восприятия, в основе которой лежит явная симпатия в адрес другого человека. Симпатия может проявляться на трех уровнях: непосредственно симпатия, дружба и любовь. В числе факторов, стимулирующих аттракцию, можно назвать географическое соседство, сходство взглядов, внешняя привлекательность.
  6. Казуальную атрибуцию. Свойство человека искать причины собственного поведения, а также поведения собеседника. Механизм атрибуции включается в тот момент, когда один из собеседников не обладает достаточным количеством фактов для того, чтобы составить портрет партнера по взаимодействию.

Понятие общения.

С момента своего рождения и до конца жизни, человек находится в процессе постоянного общения и взаимодействия с другими людьми. Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем, друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. Однако на службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны. В этой ситуации очень важно уметь научиться устанавливать контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая связь, т.е. практически все зависит от умения контактировать с людьми

5 стр., 2482 слов

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

… т. е. то, каким вас видит партнер по общению. Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания …

— Как вы думаете, ваша будущая профессиональная деятельность в качестве медицинской сестры (фельдшера) как-то зависит от вашего умения общаться, добиваться взаимопонимания?

Еще Авиценна, великий врач и мыслитель Средневековья, говорил о трех средствах помощи больному человеку – о « ноже, траве и слове», тем самым, подчеркивая важность человеческого слова, а по сути – психологии общения в исцелении от недуга. Любая деятельность возможна только при условии установления психологического контакта и взаимопонимания между людьми. Однако помнить надо о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Основой общения является искреннее, доброжелательное отношение к человеку.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа. В литературе встречается немало определений общения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие, сопереживание и взаимное понимание друг друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в развитии и становлении разумного культурного поведения. Через общение человек приобретает высшие познавательные способности и качества, через общение человек превращается в личность (примеры — дети-маугли)

Общение всегда двусторонний процесс, в который вовлечены все его участники, приводящий к взаимной связи людей друг с другом.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Общение осуществляется в единстве трех его функций:

1) Коммуникативная функция —

проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) Интерактивная функция —

заключается в организации межличностного общения. Когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями, опытом, поступками;

3) Перцептивная функция —

проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Чтобы лучше понять, что представляет собой общение, надо подробно рассмотреть его виды, уровни, особенности и препятствия.

Общение. Как мы воспринимаем друг друга

Поскольку человек всегда вступает в общение как личность, он и воспринимается другим как личность. На основе внешнего поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. При этом впечатления играют важную регулирующую роль. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем самосознания. С одной стороны, богатство представлений о себе определяет богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения.

Сопоставление себя с другим происходит с двух сторон, каждый из партнеров уподобляет себя другому. Следовательно, анализ себя через другого включает в себя две стороны – идентификацию и рефлексию. Кроме того, в этот же процесс включается и казуальная атрибуция.

Механизмы межличностного восприятия:

1.Идентификация

Мы можем познать другого человека, отождествляясь с ним. Это понятие ввел Фрейд для описания отношений между ребенком и родителями, говоря, что эта идентификация есть феномен эмоциональный: отождествляя себя с другим, мы начинаем действовать так, как он.

Часто идентификацию сопоставляют с подражанием. Но подражание — это повторение внешнего рисунка поведения, возможно, даже не осознаваемое: иногда ловишь себя на том, что начинаешь копировать манеру поведения, фразы, жесты… Идентификация же предполагает именно присвоение основ поведения, его регуляторов. Поэтому появилась понятие ценностной идентификации, когда я понимаю и принимаю систему ценностей другого человека и поэтому начинаю вести себя так, как он. При этом, внешне деятельность может строиться по-своему. Отождествляя себя с другим, мы познаем его; для того, чтобы идентифицироваться, необходимо понять этого человека. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.

2. Эмпатия

— сопереживание, сочувствие; она предполагает понимание состояния, чувств другого человека.

3. Рефлексия

Это умение понять, каким тебя видит партнер по общению. Это взаимный процесс, как бесконечная система зеркал: я воспринимаю, как вы воспринимаете то, как я воспринимаю… Это очень важный процесс в любом близком общении: чем эта цепь лучше проработана, тем эффективнее можно взаимодействовать. Если спросить мнение о человеке у его коллег, у домашних и у него самого, полученные картинки будут слабо пересекаться.

А почему же эти картины такие субъективные? Потому, что это всегда — результат интерпретации, и способы объяснения есть разные.

Один их способов — категоризация

: отнесение услышанного или увиденного к уже сложившейся категории. Так бывает, когда мы составляем впечатление о еще незнакомом человеке — по каким-то признакам, которые, с нашей точки зрения, характеризуют человека так или по-другому (понимание категории — тоже весьма субъективно). Например, категория наше — не наше, постепенно трансформируется, и появляется категория — он не наш, и надо понять, как с ним строить отношения. Набор этих категорий — результат нашего жизненного пути. Для того, чтобы строить взаимодействие, нужна целостная картина о человеке; с другой стороны, мы всегда находимся в дефиците информации.

4. Казуальная атрибуция

.

Атрибуция — это приписывание объекту восприятию определенных характеристик, черт, особенностей поведения и причин поведения (приписывание причин — каузальная атрибуция). Приписываем мы ему все это исходя, прежде всего, из его внешнего облика, а узнавая его лучше, мы уже соответственным образом меняем о нем представление.

Классический пример атрибуции – влюбленность. Бывает важно понять, что в созданном мной образе — результат атрибуции, а что — анализа реального взаимодействия.

Есть некоторые закономерности в процессе атрибуции. Например, мы увязываем иногда причины и факты (опоздал, потому что не любит — эгоцентрическая тенденеция приписывания причин поведения).

Есть даже такое понятие, как фундаментальные ошибки атрибуции: это некоторые закономерности, которые мы всегда воспроизводим. Например, игнорирование несостоявшегося варианта: Хожу без зонтика, и дождя не бывает». Еще вариант фундаментальной ошибки — увязывание признаков: Все толстые — добрые. Такие корреляции есть на уровне социальных стереотипов, а есть такие, которые складываются на основе личного опыта.

Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект сам участником какого-либо события или его наблюдателем (личностная атрибуция – причина приписывается лично совершаемому поступок; обстоятельная – причина приписывается обстоятельствам). Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, участник – обстоятельную. Локус контроля личности — это характеристика человека с точки зрения того, чему он приписывает причины происходящих в его жизни событий: другие люди, обстоятельства, судьба — внешний, или экстернальный,локус контроля; столкнулись самолеты? — моя вина… — внутренний, интернальный, локус контроля. Он может быть разным в разных сферах жизни: в сфере отношений (межличностные, дружеские, семейные, межполовые), профессиональная сфера, здоровье, успех и неуспех. Построение атрибуции тоже тесно связано с локусом контроля.

Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга

:

1). Эффект установки

. Влияние установки на восприятие (классический эксперимент Бодалева с фотографией — то ли бандита, то ли писателя, то ли героя или «учительница» и «актриса» с женской фотографией; другой эксперимент — заходил в аудиторию мужик, представлялся по разному: выводы аудитории «администратор» на 10-15 сантиметров выше дворника).

2) Эффект ореола

(«галоэффект») – формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты. Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и наоборот. В экспериментальных исследованиях было показано, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также, когда суждения касаются моральных качеств. (Эксперимент из оценки групп «любимых» и «нелюбимых» детей. «Любимые» намеренно делали ошибки, а «нелюбимые» выполняли задания корректно. Воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым»).

3) Эффект «первичности и новизны»

также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления о нем представления. Ранее представленная информация рассматривается как «первичная», а позднее предъявленная как «новая». Эксперимент: сначала говорили испытуемым, что тот кто войдет – экстраверт (первой группе), потом – интроверт (второй группе); третьей группе – сначала, что он экстраверт, потом, что он интроверт; четвертой группе то же, но в обратном порядке. В итоге потом так и оценивали, т.е. при восприятии незнакомого человека информация, предъявленная ранее, кажется более значимой. В первых двух группах проблем не возникло. В 3, 4 группе впечатление о незнакомце точно соответствовало порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала (эффект первичности) – если воспринимался незнакомый человек. В ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны – последняя, т.е. более обновленная информация оказывается более значимой.

4) Стереотипизация

. Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении возникают на основе достаточно ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека (профессиональные, этнические). Стереотипизация может привести к двум разным последствиям – упрощению познания другого человека – констатация определенных закрепленных черт и во втором случае, как только констатация заменяется оценкой – возникает предубеждение. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Персональный сайт Липкиной Арины

Виды и уровни общения.

Выделяют следующие виды общения:

А) Внутриличностное общение

. Это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построение планов и т.п.

Б) Межличностное общение

. Это общение двух и более людей между собой. Включает в себя все разнообразие форм и стилей общения.

В) Социальное общение

. Это общение человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

— Вы не раз наблюдали, что в различных жизненных ситуациях перед вами стоят разные цели, раскрываются разные ваши личностные качества. В зависимости от ситуации, вы выбираете тот или иной стиль (уровень) общения.

Различают следующие уровни (стили) общения:

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

… доказательств того, что по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная асимметрия мозга — … положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи». [6] Отсюда …

А) Примитивный уровень

На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности. При «нужности», «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» — не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек используется фактически, как вещь, так как после получения желаемого результата к нему, как правило, быстро исчезает интерес (при общении с пациентом данный вариант общения недопустим).

Б) Манипулятивный уровень.

Данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой — либо выгоды от собеседника. При этом истинная цель всячески скрывается от человека. В таком общении активно используются самые разнообразные способы психологического воздействия на человека и управления им. Например: лесть, запугивание, проявление расположения, обман, «пускание пыли в глаза» и т.д.

Данный вариант общения также недопустим в процессе взаимодействия с пациентом.

В) Формально-ролевой уровень.

На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества, внутренний мир человека, его проблемы ит. п. Этот стиль общения допустим лишь в редких экстремальных условиях, когда пациенту необходимо оказать срочную помощь и нет возможности изучать его личность.

Г) Деловой (профессиональный) уровень.

Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной совместной деятельности и имеет целью достижение общего результата. Поэтому на данном уровне общения, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела преобладают, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный стиль общения встречается довольно часто между людьми.

Д) Дружеский уровень.

Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием; эмоциональным переживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Данный уровень общения приемлим в общении с коллегами, с близкими друзьями.

Е) Общение на уровне «контакта масок».

Это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека, когда используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участливости, почтительности, строгости и т.п. В этом случае под «маской» подразумевается определенный набор жестов, мимики, слов, интонаций. Все это позволяет человеку, во-первых, скрыть истинное отношение к собеседнику; во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, и в-третьих, при необходимости «сгладить острые углы» в отношениях между людьми.

Ж) Светский уровень

Для этого уровня характерна поверхностность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правила

Эффекты восприятия и взаимопонимания

Существует несколько эффектов или закономерностей, актуальных при межличностной взаимодействии:

  1. Эффект порядка. Первичная информация воспринимается как наиболее точная и правдивая. Т.е. если повторных встреч с человеком появляются конфликтующие характеристика (взаимоисключающие), человек будут ориентироваться на тот портрет собеседника, который был составлен в первую очередь.
    Эффект распространяется на ситуации, когда взаимодействие происходит с незнакомым человеком.
  2. Эффект крайнего. Объекты, расположенные на крайних границах, воспринимаются лучше и четче чем те, что были расположены в середине.
  3. Эффект новизны. Актуальная (т.е. последняя и новая) информация о человеке (при общении со знакомым) воспринимается как наиболее значимая.
  4. Эффект ореола. Эффект, при котором наличие стартовых сведений о собеседнике мешает воспринимать его объективно. Т.е. человек, еще до знакомства, получает некую информацию, характеризующую собеседника как личность. Затем при межличностном взаимодействии он не формирует образ собеседника, а лишь слегка корректирует его на основе данных, которыми он располагает. При этом в случае выявления взаимоисключающих характеристик человек, человек опирается на ту информацию, которой владеет, доверяя первичным данным.
  5. Эффект первого впечатления. Формирование устойчивого образа под влиянием первого впечатления о человеке.
  6. Эффект проекции. Эффект, при котором человек на симпатичного ему собеседника проецирует свои позитивные качества, а на неприятного — отрицательные качества.
  7. Эффект усредненной ошибки. Склонность к тому, чтобы приуменьшать интенсивность каких-то особенных качеств собеседника, приравнивая их к среднему показателю.
  8. Эффект Барнума. Слепая вера в информацию, касающуюся собственной личности (описание характера, личностная оценка и т.д.), если она изложена в контексте науки, магии или ритуальных действий.
  9. Эффект бумеранга. Если оратор преподносит информацию целой группе людей, то при условии наличия некоторых факторов возникает результат, обратный ожидаемому.
    Если оратор неприятен слушателям, если информация является ложью, если источник информации не вызывает доверия.
  10. Эффект стереотипа. Склонность формировать некий образ-клише, ориентируясь на принадлежность к какой-то конкретной группе (по признаку пола, возраста, рода деятельности и т.д.).

Примеры

На самом деле эффекты межличностного восприятия присутствуют повсеместно и их можно легко выявить, наблюдая за процессом общения между людьми.

  1. Например, молодой человек, склонный к оценке личности через призму эффекта стереотипа, приписывает любым представительницам женского пола излишнюю сентиментальность, основываясь на распространенном клише.
  2. Эффект Барнума ярко проявляется при общении двух знакомых, один из которых практикующий психолог. Когда психолог дает характеристику своему собеседнику, ссылаясь на научные источники, собеседник принимает каждое слово на веру.
    По принципу этого эффекта клиенты гадалок зачастую верят в ложные характеристики, информация о которых якобы была получена в ходе магического сеанса.
  3. Эффект проекции можно отследить, когда человек, обладающий высокой степенью искренности, испытывает к собеседнику симпатию. При этом он не ищет подвоха даже в тем словах собеседника, которые выглядят неправдоподобно (т.к. приписывает ему свое лучшее качество — искренность).
  4. Эффект первого впечатления очень часто формируется с привязкой к внешнему виду. Например, стильно одетая и ярко накрашенная девушка, которая держится в обществе легко и свободно, производит впечатление «железной леди». При дальнейшем и более близком знакомстве с людьми, которые ее заметили, этот образ будет сложно разрушить или опровергнуть.
  5. Эффект бумеранга актуален например в том случае, когда оратор вызывает отрицательные эмоции. Так слишком самовлюбленный и склонный к позерству учитель, убеждающий учеников в необходимости изучать его предмет, в ответ получает насмешки, пренебрежительное отношение и игнорирование школьниками его заданий.
  6. Эффект ореола часто возникает в случае «заочного знакомства». Когда друзья, имеющие тесный контакт с определенным человеком, представляют его третьему лицу как обладателя определенного набора качеств. Например, они могут сделать акцент на его удивительных интеллектуальных способностях и склонности ко лжи.
    Тогда при личной встрече с «заочным знакомым» проинформированный человек будет держать в голове определенный портрет и обращать внимание именно на те характеристики и моменты, которые могут подтвердить правдивость портрета.

Средства общения

В общении выделяют вербальные и невербальные средства

общения.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, …

… эмоции и чувства. 2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами … отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не рудиментарные явления его …

К вербальным относятся речевые (словесные) средства общения. К невербальным – позы, жесты, мимика.

— Как вы думаете, какую роль играют те и другие средства общения?

По данным А. Мейрабиана, в процессе общения только 7% информации передается вербальными средствами общения (словами), 38% информации передается за счет интонации, тембра голоса и 55% информации передается за счет невербальных средств (жестов, мимики, пантомимики).

Научиться понимать язык невербального общения очень важно.

— Как вы думаете почему?

Любой из невербальных компонентов общения может помочь убедиться в истинности сказанного словами, понять, что думают люди в действительности.

Однако для правильной трактовки невербального общения специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

— «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность;

— жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди», при общении этот жест выражает недоверие, закрытость; при холодной погоде человек попросту замерз);

— необходимо учитывать национальные особенности (так, по данным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180 раз)

— при «прочтении» жестов не следует приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку

— Итак, рассмотрим некоторые виды невербального общения.

Важнейшим средством невербального общения является мимика

. Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Это могут быть:
страдание, гнев, радость, страх и т.д.
Причем легче распознать положительные эмоции. Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы (согласно другим исследователям это губы и подбородок).

Так, сдвинутые к переносице брови выражают злость. Поднятые вверх брови могут передавать удивление, недоумение или восхищение. Опущенные уголки губ говорят о печали, горе или грусти. Крепко сжатые губы свидетельствуют об обиде.

Что объединяет эти рисунки?

Универсальным средством невербального общения является улыбка.

Как вы думаете, медсестре нужна улыбка? Почему?

Лицо медсестры должно быть доброжелательным и открытым, выражать искреннюю симпатию. Именно улыбка позволяет установить с пациентом доверительный контакт, помогает справиться с негативными эмоциями, которые испытывает больной. Подробнее мы поговорим об этом в курсе медицинской психологии. Улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Улыбка означает доброжелательность, потребность в одобрении. Улыбка помогает чувствовать себя увереннее и быть счастливее. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой. (Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако необходимо помнить, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна раздражать собеседника.)

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст… Сон – малая смерть Как утончить … с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. …

Первый шаг к собеседнику – это взгляд

. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, блуждающим, застывшим т.д. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Замечено, если человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), его глаза встречаются с глазами партнера менее одной трети времени разговора. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем, когда он его слушает. Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения. (Статистики подсчитали, что в произведениях Л. Н. Толстого описано 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.)

Мимические выражения лица можно сознательно контролировать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его движениями. Следующее средство невербального общения – жесты

. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Так, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука, поданная вертикально, — партнерское рукопожатие. (Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и с движением чувств.)

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:

А) жесты оценки

, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание

Б) жесты самоконтроля

: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники

В) жесты доминирования

: жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз

Г) жесты расположения

: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику

Большое значение имеет положение тела в процессе общения. От умения держаться и двигаться в значительной степени зависит и наш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации.

Например, когда собеседник сидит, слегка наклонившись вперед, то но выражает внимание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и положил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора.

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

А) открытую

, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; ноги не скрещены; расстегнутый пиджак

Б) закрытую

, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

… (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон. Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь … того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение. Субъект общения — человек, являющийся инициатором общения, а также тот, …

В) поза готовности

, характеризующая желание активных действий: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство

– то, как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг другу:

Выделяют четыре пространственные зоны или дистанции в общении:

1) интимная зона

(от 0 до 45 см).

Это расстояние соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, влюбленных и друзей. Эта зона является самой важной и охраняемой человеком;

2) личная зона

(от 45 см до 120 см).

Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей (соответствует неформальным социальным и деловым отношениям);

3) социальная зона

(от 120 см до 400 см) Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, которых мы не очень хорошо знаем (соответствует формальным и официальным отношениям);

4) общественная или публичная зона

(от 400 см до 750 см) Это общение с большим количеством людей, с группой, с аудиторией (например, лектору, удобнее передавать информацию, а слушателям – воспринимать).

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении.

Механизмы и эффекты межличностного восприятия

– С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.

Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:

1) Идентификация

– это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения.

(Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он).

Примеры.

Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия .

Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

5 стр., 2041 слов

Механизмы восприятия человека человеком

… Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения людей. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) разворачивается следующим образом. В наблюдаемом наблюдателю … в наличии одна причина. Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, которая совпадает с ним во времени, (естественно, что …

2) Рефлексия

– это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.

3) Стереотипизация

– это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов. При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.

Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты – спекулянты, а все чиновники – бюрократы.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.

«Эффект ореола

». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы. Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект проекции».

Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект «первичности и новизны»

(Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.

— Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но в наших силах разобраться в особенностях восприятия и, зная о возможных искажениях, научиться корректировать свои ошибки.

Примеры похожих учебных работ

Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2

… проблему алфавита признаков, которыми пользуется человек при опознании знаковых объектов и вообще предметов. Декодирование — заключительная фаза процесса опознания (и восприятия) — в основном заключается в …

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования …

… Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные … не симпатичен, то и общение будет сталкиваться с … человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне …

Биологическое и социальное в человеке, уровни проявления

… в человеке, уровни проявления. В цепи человек … процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементовобщественной жизни называется социализацией человека. …

Лекция 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

… указывается, что на любом уровне сложности поведения личности существует взаимозависимость между информацией о людях в межличностных отношениях, коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения. Теоретические позиции, выраженные в …

Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

… Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитатель­ной работе с трудными детьми. М., 1997. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, …

Эффекты впечатления и их влияние на общение

Существует несколько основных алгоритмов, по которым строится межличностное восприятие.

  • Одним из самых ярких и решающих, является эффект первого впечатления.

Наверняка в жизни ты замечала, что первое впечатление о человеке решает всё, оно словно ярлык, который сложно снять или поменять. Сделать это возможно, но эффект первого впечатления настолько велик, что оставляет след, даже после того, как мы узнаем человека уже с другой, противоположной стороны.

Это самый сложный процесс восприятия незнакомца, так как в нем задействованы чувствительная, эмоциональная, логическая сферы. При первом впечатлении создается образ, которому приписывается ряд психологических характеристик, они делаются осознанно, но под влиянием разных факторов.


Ошибки восприятия: Гало-эффект и Эффект красоты

Эффект впечатления первой встречи, может быть ошибочным, а может и очень точно передать характеристики незнакомца. Есть люди, которые доверяют своему первому впечатлению, так как оно их не подводит, но так далеко не у всех.

  • Вторым алгоритмом впечатления и восприятия другого человека, считается эффект ореола.

Иными словами, мы принимаем и создаем оценку о другом человеке на основе имеющейся заранее о нем информации. Получить мы её можем от третьих лиц, но такой подход к общению всегда будет проблематичным.

Информация может быть неправдивой и не точной, а суждение будет сформировано заранее об этом человеке. Психологи проводили неоднократно эксперименты, где двум группам людей показывали фотографии незнакомцев. Первой группе давали позитивную установку, а второй негативную. В результате их мнение об этом человеке полностью совпадало с полученной информацией.

В жизни всё порой сложнее, мы доверяем мнению людей, которые могут ошибаться и делиться непроверенными слухами. К примеру, сейчас все эти эффекты восприятия активно живут и действуют во всех социальных сетях. Можно сказать, что там царствуют «эффект ореола» и «первого впечатления». Яркие картинки, постановочные фото и видеоролики, все они направлены на то, чтобы сформировать в людях определенное отношение к той или иной персоне.

  • В зависимости от порядка получения информации у человека создается первое впечатление. Иными словами, получая сначала одну информацию о человеке, а через время другую, то эффект первичности будет преобладать.

Наш разум словно фиксирует на карту памяти все полученные данные об субъекте и если приходят новые противоречивые данные, то удалить изначальные достаточно сложно. Совершенно противоположный эффект дает новизна полученной информации. Она может прийти через время, когда эффект первой уже забыт и мозг готов принимать новые данные.

  • Существует еще эффект снисходительности, который чаще всего присущ именно женщинам.

Эмпатия, чувство сострадания и принятия чаще проявляют именно представительницы слабого пола. Если перед ними будет стоять уставший, закомплексованный, нерешительный и всеми забитый человек, то они, скорее всего, примут его с положительной стороны. Он вызывает в них чувство жалости, заботы, сопереживания, всё это относится к эффекту снисходительности.

  • На межличностное восприятие влияет эффект логической ошибки.

Он базируется на неких установках, которые бытуют в обществе. Например: люди с пухлыми губами добрые и романтичные, полненькие люди – добродушные, а маленькие и худые – злые. Конечно, это ошибка, и ничего общего с истинными психологическими характеристиками незнакомца не имеет.

Если проанализировать, то, скорее всего, каждый из нас сможет узнать себя и свой наиболее доминирующий алгоритм восприятия другого человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]