Мир состоит из и гуманитариев и технарей. Найдется немного людей, в которых бы в равной мере сочетались и гуманитарные и технические способности. Какой-то тип мышления обычно преобладает.
Кто вы, физики и лирики?
В школах, еще задолго до поступления в вузы, ученики проходят курсы профориентации, на которых им помогают с выбором будущей профессии. Многие подростки и взрослые самостоятельно ищут в интернете информацию о типах личности, чтобы лучше узнать себя. Как же все-таки определить, в чем разница между гуманитарным и техническим стилями мышления? А каким из них вы обладаете? В статье будут раскрыты эти и другие вопросы.
В чем разница между «гуманитарием» и «технарем»
На ранних этапах развития общества большое значение имели люди, продвигающие технические науки, способствующие научно-техническому прогрессу. Их роль становилась все важнее по мере индустриализации общества и достигла пика в 20 веке.
Но сейчас мы переходим на принципиально новый этап развития — постиндустриальное общество. Возрастает значение частной жизни, индивидуальности, гуманистических идеалов. Еще в 19 в. передовые философы говорили о том, что нельзя считать науками только математические и естественные направления; следует выделять и гуманитарные виды наук.
Уже нет сомнений, что науки бывают не только точные и естественные, но и гуманитарные. Для этих сфер требуются принципиально разные типы мышления.
Какие предметы входят в гуманитарный профиль
Школьная программа гуманитарного профиля делает упор на следующие предметы:
- русский язык;
- иностранный язык;
- литература;
- история;
- обществознание.
К гуманитарным дисциплинам также относятся юриспруденция, культурология, педагогика и сфера искусств. При этом в современном мире область применения знаний гуманитарного профиля выходит далеко за рамки этих сфер. О том, какие специальности гуманитарного профиля востребованы в наше время, мы поговорим ниже.
<<�Форма демодоступа>>
«Гуманитарий» и «технарь»: разница в стиле мышления
Мышлением называется процесс познавательной деятельности человека; люди с техническим и гуманитарным складом ума осуществляют этот процесс по-разному.
Справка!
Нельзя выбрать тип мышления; он определен от природы и связан с тем, какое полушарие мозга развито лучше.
Научное мышление, к которому относятся математический и естественнонаучные стили, функционирует определенным образом:
- Задает образцы и принципы деятельности.
- Анализирует и оценивает результат.
Все мыслительные процессы объединяются в единый поток с четкой структурой; все лишнее, не умещающееся в «шаблон», отсекается, что позволяет достигать высокой продуктивности.
Гуманитарный стиль мышления предполагает высокую эмоциональную вовлеченность, мышление образами, а не категориями, погружение в объект изучения, а не абстрагирование от него. В каком-то смысле гуманитарное мышление более широкое и комплексное, но именно поэтому далеко не всегда для него характерно стремление получить конкретный результат.
Подытожим!
Различие между «гуманитарием» и «технарем» в том, что для «лирика» важны полнота, целостность и непротиворечивость мышления, внимание к оттенкам смысла и субъективность целей, что снимает проблему логических противоречий; «физик» мыслит категориями, его мыслительные процессы имеют конкретную цель и подчиняются логике.
Творцы
Творческий образ мыслей предполагает применение алгоритмов для поиска решения, на этом основан принцип творческого мышления. При этом человек опирается на внутренние ощущения, использует нестандартные подходы, что позволяет ему придумывать новое, генерировать идеи, проявлять креативность. Чаще всего творцы проявляют свои таланты в искусстве — музыке, живописи, рукоделии. Но если изучить основы творческого поиска решений, то такой склад ума можно применять для любых, даже бытовых задач.
Плюсы и минусы «гуманитариев»
Каждый тип мышления имеет собственные преимущества и недостатки, поэтому соперничество между «технарями» и «гуманитариями», по сути, бессмысленно. «Физики» должны проанализировать ситуацию и понять, а «лирики» — почувствовать, что они — две половины единого целого, и не соперники друг другу, а союзники.
К сильным качествам «лириков» относятся:
- развитое образное мышление;
- хорошо поставленная, богатая устная и письменная речь;
- как правило, способность поддержать беседу, выступить публично, презентовать новую идею широкой аудитории;
- развитая эмпатия, которая позволяет оценивать эмоциональное состояние собеседника и реагировать адекватно;
- богатая фантазия;
- отсутствие шаблонов;
- гибкость;
- мультизадачность.
В профессиональном плане эти качества указывают на профессии, связанные с людьми и художественными образами.
Вам также может быть интересно:
- Уровень Зарплат Выпускников Вузов России >>
- Топ 5 самых высокооплачиваемых профессий в Германии >>
- Профориентация: топ 5 причин ее пройти пока еще не поздно >>
Некоторые особенности гуманитарного стиля мышления могут быть расценены как недостатки:
- плохая переносимость рутинной работы;
- склонность к неточностям и логическим нестыковкам, которая является обратной стороной широты мышления;
- отсутствие стремления обязательно получить результат.
Важно понимать, что эти особенности не являются недостатками как таковыми; они просто указывают, какие сферы деятельности не подходят человеку с гуманитарным стилем мышления.
Математики
Их противопоставляют гуманитариям, хотя это не совсем корректно. Благодаря гибкости ума можно по-разному подходить к различным вопросам. Математики — это обладатели аналитического ума, который позволяет очень точно разложить все по полочкам. Они оперируют цифрами, математическим расчетами, опираются на холодную логику и не позволяют чувствам брать верх. Однако это не говорит о низком уровне эмоционального интеллекта — скорее наоборот, они умеют управлять эмоциями настолько, чтобы это не мешало решению задач.
Плюсы и минусы «технарей»
Преимущества «технарей» как будто созданы, чтобы компенсировать слабые места гуманитариев:
- высокий уровень организации;
- сильная логика;
- абстрактное мышление;
- способность структурировать информацию;
- стремление получить результат.
Слабыми сторонами «технарей» являются:
- низкая эмоциональность;
- зачастую неумение работать в коллективе;
- слабые способности презентовать свои идеи;
- нежелание идти на компромисс.
Однако, при правильно выбранной сфере деятельности, эти «минусы» превращаются в сильные и нужные черты. «Технарям» следует выбирать профессии, связанные с техникой, знаковой системой, а иногда и с природой.
Физиологическая основа интеллектуальных способностей
В рамках исследования Origins of the brain networks for advanced mathematics in expert mathematicians учёные фиксировали мозговую активность математиков и других людей во время выполнения различных заданий. В результате они пришли к следующему выводу.
При выполнении математических операций у человека активизируются особые зоны мозга, которые не связаны с языковыми способностями.
Выходит, разница между математическим и гуманитарным познанием лежит на физиологическом уровне. Есть зоны, ответственные за математическое мышление, есть — за языковое. Нельзя сказать, что какое-то из них более совершенно.
Как определить, «гуманитарий» ты или «технарь»
Вообще склонность к определенному стилю мышления и разница между «гуманитариями» и «технарями» видна уже в школьном возрасте и даже раньше.
Маленькие «технари» не особенно рвутся быть заводилами в компании, зато охотно что-то мастерят и изобретают. В школе они обычно не выделяются демонстративным поведением, не имеют склонности к излишним комментариям и получают хорошие отметки по математике, физике, географии; часто им хорошо даются иностранные языки.
«Гуманитарии» с детства отличаются буйной фантазией и желанием общаться с людьми. В школе они с лету пишут сочинения и всегда объяснят мотивы действий Дубровского и Чичикова. Хорошо идут у них и иностранные языки, а вот с математикой, физикой и информатикой могут быть проблемы.
Но иногда тип мышления не так очевиден.
В ход идут всевозможные тесты типа «Как узнать, «гуманитарий» ты или «технарь» за 5 минут», но их точность близка к точности гадания на кофейной гуще, в то время как правильность определения стиля мышления имеет основополагающее значение при выборе профессии.
Но не менее важно выбрать вуз, который сформирует вас, как специалиста. На сегодняшний день лучшее в мире высшее образование дают вузы трех стран:
- США;
- Великобритании;
- Германии.
Но, если в двух первых учеба в вузе стоит немалых денег, немецкие вузы учат студентов бесплатно.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Резюме
Нередко приходится слышать пренебрежительные высказывания о гуманитарных специальностях. Чаще всего они сводятся к тому, что из-за большой конкуренции работу по гуманитарному профилю трудно найти, гуманитарные профессии не престижны и низко оплачиваются.
Однако престиж должности и уровень зарплаты определяются не профессией, а компетенцией работника. По-настоящему классный специалист с отличными знаниями гуманитарных наук всегда сможет получить хорошо оплачиваемую должность в респектабельной компании.
Чтобы стать таким специалистом, нужно, чтобы работа была интересна и приносила удовлетворение. Поэтому важно как можно раньше определить склонности ребёнка и помочь ему выбрать направление для развития.
В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса.
В рамках гуманитарного профиля существуют сразу два направления: гуманитарно-лингвистический маршрут, позволяющий лучше овладеть языками, и социально-гуманитарный маршрут с углублённым изучением истории и правоведения.
Индивидуальные образовательные маршруты помогают детям получить больше знаний по интересующим предметам, подготовиться к олимпиадам и хорошо сдать экзамены, чтобы поступить в престижный вуз с углублённым изучением гуманитарных наук.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
88% учеников Тетрики поступили на бюджет. У вас тоже получится!
Основные черты
Распознать синтетика можно по следующим чертам:
- Развитая интуиция. Синтетики зачастую не могут пояснить, почему они уверены в том или ином развитии событий, но их предчувствия обманывают их крайне редко.
- Упущение деталей из виду, невнимание к ним. Синтетикам трудно идти от частного к общему, конкретика интересует их только если она помогает лучше понять некоторые черты общего.
- Умение «схватывать» информацию «на лету», быстро понимать суть. Синтетики тонко чувствуют собеседника, часто производят впечатление людей, которые словно читают мысли.
- Способность видеть закономерности внутри целого. Врач с аналитическим складом лечит конкретную болезнь и избавляет от ее симптомов, а врач-синтетик пытается понять причину возникновения заболевания и его влияние на работу других органов.
- Преобладание правого полушария, отвечающего за интуитивное, образное, визуальное восприятие. Проверить, какое полушарие преобладает именно у вас, можно по простому тесту, который описан в видео ниже.
Стоит ли навязывать шаблоны?
Несмотря на довольно четкую интерпретацию образов мышления технарей и гуманитариев, с научной точки зрения нет оснований для такой классификации. Более того, ученые настаивают, что способность к техническим специальностям есть у любого интеллектуально развитого человека. Просто некоторые люди решают задачи (анализируют, обобщают, обрабатывают информацию) быстрее остальных. Это и предопределяет их способность к техническим наукам. Однако есть ли разница, с какой скоростью решена задача, если решение правильное? Поэтому разделение детей на два лагеря носит условный характер.
Лучше рассматривать не склонность ребенка к определенным наукам, а то, к чему он стремится и что делает с меньшими усилиями. Именно этот вид занятий и будет получаться у него лучше, да еще и приносить удовольствие, удерживать стойкий интерес.