Карл Густав Юнг, без сомнения, является важным именем, если мы хотим понять историю психологии. Его теории были источником как противоречий, так и вдохновения. Неудивительно, что он является основателем своей собственной школы мысли в психоаналитической области, школы аналитической психологии, также называемой психологией комплексов и глубокой психологии.
Долгое время Юнг был учеником Фрейда. Однако он дистанцировался от Фрейда главным образом потому, что не соглашался с его теорией сексуальности. Более того, Юнг постулировал существование «коллективного бессознательного», которое предшествует индивидуальному бессознательному.
«Я знаю, чего хочу: у меня есть цели и мнения. Позволь мне быть собой, этого более чем достаточно для меня».
— Анна Франк
Юнг был беспокойным интеллектуалом и собирал информацию из разных источников. Помимо неврологии и психоанализа, на теории Юнга оказали влияние мифология, религия и даже парапсихология. Одним из его великих увлечений была археология, и это, вероятно, была его теория архетипов. Теория универсальных символов, присутствующих в бессознательном человеческом разуме.
Теория типа личности Юнга
Для Карла Юнга есть четыре основные психологические функции: думать, полагать, чувствовать и воспринимать. В каждом человеке одна или несколько из этих функций имеют особый акцент. Например, когда кто-то импульсивен, согласно Юнгу, это связано с тем, что его функции «чувствовать и воспринимать» преобладают над функциями «думать и полагать».
Основываясь на этих четырех основных функциях, Юнг постулировал, что существует два основных типа персонажа: интроверт и экстраверт. У каждого есть свои особенности, которые отличают его от другого.
Критерии классификации
Типология Юнга подразумевает психологическую установку, согласно которой люди бывают двух типов — экстраверты, интроверты. По этому учению, преобладающими психическими функциями являются интуиция, мышление, ощущения, чувства.
Впервые эта типология была представлена в работе «Психологические типы», которую написал психиатр из Швейцарии Карл Гюстав Юнг в 1921 году. Цель разработанной им классификации была не в банальном разделении людей на отдельные группы по каким-либо психологическим признакам. Он хотел создать особый инструмент для практического психолога, с помощью которого он может упорядочить накапливающиеся психологические знания, изучать людей, сокращать количество ошибок при исследованиях.
Экстравертный тип
Их интересы сосредоточены на внешней реальности, а не на их внутреннем мире.
Они принимают решения, думая об их влиянии на внешнюю реальность, а не на собственное существование.
Их действия осуществляются в соответствии с тем, что о них могут подумать другие.
Их этика и мораль строятся в зависимости от того, что преобладает в мире.
Это люди, которые могут вписаться практически в любую среду, но им действительно трудно адаптироваться.
Они внушаемы, легко поддаются влиянию и имеют тенденцию подражать другим. Им нужно быть признанными другими.
Типология характеров по К.Юнгу.
Первым разработал теорию, что каждый человек обладает психологическим типом. Убеждён, что существуют 2 класса психологических «функций»: первые, через которые мы получаем информацию, и, вторые, на основании которых мы принимаем решения. Было определено 8 психологических типов. Мы получаем мотивацию изнутри себя (интровертный) или от внешних источников (экстравертный).
1. Экстравертный ощущающий тип. Свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. В действительности такие люди отнюдь не очень разумны.
2. Интровертный ощущающий тип. Характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу. Он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью или разумным самообладанием.
3. Экстравертный интуитивный тип. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Всегда находится в поисках за новыми возможностями. Охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. Чаще среди женщин, чем среди мужчин.
4. Интровертный интуитивный тип. Свойственны черты мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Фантазер довольствуется созерцанием, которому он предоставляет оформлять себя, то есть детерминировать себя. Если он художник, то его искусство создает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами, вещи, которые являются прекрасными и возвышенными. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением.5. Экстравертный мыслительный тип. Человек, который — имеет стремление ставить совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов. Мышление данного типа продуктивно. Его мышление не застаивается, и еще менее оно регрессирует.
6. Интровертный мыслительный тип. Данный тип мышления, как и параллельный ему экстравертный, находится под влиянием идей. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении — не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к миру. Работа у него идет с трудом. Он или молчалив, или наталкивается на людей, которые его не понимают.
7. Экстравертный чувствующий тип. Ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Чувству мешает мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможности подавляется.
8. Интровертный чувствующий тип. В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом.
Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации (экстраверсия и интроверсия)
И психологические функции (мышление и чувства – рациональные функции, ощущения и интуиция — иррациональные). Отсюда Юнг вывел 8 типов личности, комбинируя ориентацию и функцию.
Подробнее!!!
Экстравертный тип. «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тенденцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реакция на окружающую среду. Самым ранним признаком экстраверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереотипы поведения экстраверта реально определяются внешними объективными условиями, а внутренняя жизнь занимает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа — истерия — это постоянное стремление делать себя интересным и обращать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.
Интровертный тип. Отличительной чертой интроверсии является ориентация на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все основывается на собственных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обстоятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой. Если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистичным, неспособным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины. Ранними признаками интроверсии у ребенка являются задумчивость, застенчивость, страх перед незнакомыми объектами, ребенок все стремится делать по-своему, обесценивает вещи и других людей.
Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает человеку достичь самореализации (немногие достигают этого уровня).
Билет-8 Вопрос 2 (42)
Неофрейдизм и причины его возникновения.
Неофрейдизм – развитие соц-культ аспектов психоанализа. Представители: К. Хорни, Г. Стен Салливен, Э. Фромм. Они отвергают пансексуализм Фрейда, подчеркивают культ. и соц. обусловленность неврозов, рассм возможные пути выхода из них путем изменения отношения чел. к себе и др. людям.
К.Хорни пришла к выводу, что те яв., кот. Фрейд связывал с биологич., инстинктивными, а потому общечеловеч. проявлениями на самом деле хар-ны для определенной “культуры, эпохи, класса и пола”. Она так же в корне несогласна с фрейдовской теорией женской психологии. считает, что следует отказаться от структурного деления психики на “оно”, “я” и “сверх-я”и теорий, сформированных на их основе. Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инст. стремлений она выдвигает “стремление к безопасности” и “стремление к удовлетворению”, кот. яв. отчасти врожденными, отчасти приобретенными, не уточняя, от какой части. В некоторых местах она называет эти стремления “эмоциональными”.
Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования – обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физич. тела и лиц другого пола., т. е. осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеч. существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеч. существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”.
Гарри Стек(н)Салливен выработал свою собств.систему и терминолог. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформир.психоанализ Хорни и Фромма.
Вильгельм Райхпоставил поблему сексуальности в центр своего внимания и признал необходимость полного секс. раскрепощения чел-ка, выдвинув идею “секс. революции”. Это означало установление подлино человеч. (естественных) взаимоотношений в любви, труде и познании.
Неофрейдизм (от греч. пеоs — новый + фрейдизм) — одно из влиятельных направлений в современной психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ 3. Фрейда.
Неофрейдизм возник в 20 — 30-е гг. подвергая критике пансексуализм и представления об организации психической жизни, представленные в ортодоксальном психоанализе.
На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера, подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Неофрейдизм признает важное значение открытий антропологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значение социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Современные неофрейдисты придерживаются в своих исследованиях социальной направленности, подчеркивая значение социальных условий, интерперсональных и семейных отношений в формировании личности человека. Крупнейшими представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни (1885 — 1952), Г. С. Салливен (1892 — 1949), Э. Фромм (1900—1980).
Неофрейдизм во всех своих вариантах остается теорией бессознательного, его сторонники продолжают рассматривать бессознательное как основу психической деятельности человека. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу.
В целом для неофрейдизма характерны такие представления о человеке, его психических расстройствах и терапии, в соответствии с которыми лечение означает устранение препятствий, мешающих жить в полную силу и реализовывать внутренний творческий потенциал. С точки зрения неофрейдистов, конечная цель аналитической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, «дать ему мужество быть самим собой» и возможность работать
«в направлении своей самореализации» (Хорни), помочь ему стать продуктивным, «заинтересованным в мире и откликающимся на его запросы» (Фромм). Идеи неофрейдизма получили поддержку у части психоаналитиков и оказали влияние на распространение гуманистических умонастроений в некоторых странах, особенно в США. Вместе с тем неофрейдистская модификация классического психоанализа была подвергнута критике теми, кто усмотрел в ней стирание различий между теорией и практикой психоанализа.
Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограниченность своих психологических концепций, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впоследствии дали множества интересных ответвлений и концепций.
Билет-9 Вопрос 2 (43)
Интровертный персонаж
С другой стороны, тип интроверта имеет следующие черты:
Они заинтересованы в себе, своих чувствах и мыслях.
Они ориентируют свое поведение в соответствии с тем, что они чувствуют и думают, хотя это может идти вразрез с внешней реальностью.
Они не слишком беспокоятся о том, какое влияние их действия могут оказать на их окружение. Они беспокоятся обо всем, что удовлетворяет их внутренне.
Они изо всех сил пытаются приспособиться к окружающей среде и адаптироваться к ней. Однако, если им удастся адаптироваться, они сделают это творческим и полным способом.
Разделение функций
Чтобы конкретизировать описания человеческой психики, швейцарских психолог ввел два новых термина — дополнительная и вспомогательная функция. Он сделал разделение, по которому выделил две группы:
- рациональная — мышление, чувства;
- иррациональная — интуиция, ощущения.
Если какая-либо из функция начинает доминировать, она будет подавлять остальные. При дальнейшем развитии доминирующих функций, к ним присоединяются дополнительные, которые начинают их сопровождать, помогая основе укрепляться.
Интуитивный интроверт
Эти люди чрезвычайно чувствительны к самым тонким раздражителям. Интуитивные интроверты соответствуют типу людей, которые могут почти угадать, что другие думают, чувствуют или хотят сделать. Они творческие, мечтатели и идеалисты. Они борются с тем, чтобы «держать ноги на земле».
- 8 физических качеств, раскрывающих вашу личность
- 2 черты личности, которые указывают, что у вас высокий IQ
Определение темперамента
Для того, чтобы лучше понимать, кто такие экстраверты и кто такие интроверты, давайте обратим внимание на житейской определение темперамента и его отличие от научного. Бытует общее мнение, что экстраверты это такие активные общительные ребята, которые не думают, не переживают, и уж точно им не свойственно расстраиваться по всяким пустякам. Интроверсия была наделена другой житейской мудростью. Это чуткие, отзывчивые, застенчивые, робкие и, без сомнения, ранимые создания. Такие себе мыслители и философы своего времени, всегда погружены в себя, абстрагирующиеся от реальности и закрывающиеся от людей. Как это часто бывает, распространенное мнение об определении темперамента не вполне соответствует научному подходу.
Социальные типологии личности
Особенности формирования личности объясняются не только психологией, но и воздействием культуры, истории, социально-экономических условий жизни.
Эрих Фромм, немецко-американский психолог, изучал вопрос развития личности с конца Средневековья и пришел к выводу, что изоляция, одиночество, отчужденность являются неотъемлемой частью жизни человека, и что каждый исторический период, когда человечество боролось за свою свободу и развитие, по-своему оказывал влияние на формирование поведения и установок.
На основании своих наблюдений он выделил пять типов социального характера:
- Рецептивная ориентация: люди такого характера недооценивают свой потенциал и считают, что не могут быть источником чего-то хорошего. Они зависят от мнения окружающих, несамостоятельные и постоянно нуждаются в одобрении и похвале. Позиция такой личности – быть любимым, а не любить.
- Эксплуататорская ориентация: такие люди всегда и во всем ищут выгоду для себя. Они добиваются целей силой и сообразительностью и нередко готовы пойти на обман и заимствование чужих идей ради успеха.
- Стяжательская ориентация: эти личности очень зависимы от материальных благ, их еще называют «накопителями», ведь чем больше вещей у них есть, тем спокойнее они себя чувствуют. При этом они не любят тратить деньги, постоянно думают о прошлом, а что-то новое вызывает у них страх.
- Рыночная ориентация: а здесь речь идет о постоянном стремлении к финансовому успеху и поиске коммерческой выгоды. Именно для этого люди с подобным характером устанавливают какие-либо связи. Им важны престиж и власть, они ярко демонстрируют свои личностные черты, чтобы выглядеть «дороже» в глазах других.
- Плодотворная ориентация: данный тип характера, по мнению ученого, является конечной целью в развитии человека. Такие люди спокойны, честны, независимы, склонны к социально-полезным поступкам.
Эрих Фромм разделил данные типы характеров на плодотворные (рыночная и плодотворная ориентации) и неплодотворные (рецептивная, стяжательская и эксплуататорская ориентации). Как и другие типологии, эти типы не существуют в чистом виде, а представляют собой сочетание доминирующего и вспомогательных типов характера [Э, Фромм, 2006].
Эдуард Шпрангер, немецкий философ жизни, педагог, психолог, в своей книге «Жизненные формы» выделил шесть основных типов личности, каждый из которых отличается восприятием реальности, ценностями, мотивацией и т.д. Вот они:
- Теоретический человек: высшая форма деятельности для него – познание. Ему важно быть независимым от конкретных целей, остальные ценности отходят на второй план.
- Экономический человек: ему важно извлекать из всего пользу для достижения своих целей, поэтому он экономит ресурсы.
- Эстетический человек: высшая ценность личности – гармония и эстетика, внешний мир оценивается с точки зрения изящества и соответствия ситуации.
- Социальный человек: любовь – главный принцип его жизни, при этом она должна нести религиозный смысл.
- Властный человек: преобладание над другими – господствующая цель личности. Он сторонится всяких ограничений, а безграничная фантазия помогает реализовать глобальные проекты, которые приносят ему известность.
- Религиозный человек: ориентирован на поиски смысла жизни и высшей духовной силы [ИФ РАН, 2018].
Эдуард Шпрангер считал, что воспитание ребенка должно основываться на понимании, к какому типу ориентации он относится. Исходя из этого, педагог должен закладывать в воспитанников определенные жизненные ориентации.
Так о чем говорил Гиппократ?
Согласно учениям Гиппократа, темперамент – это определенное поведение человека, которое связано с преобладанием в его организме конкретной жидкости. Он считал, что наличие слизи (лимфы) в большом количестве определяет степень уравновешенности личности, т.е. чем больше лимфы, тем спокойнее человек.
Высокая концентрация желтой желчи делает человека импульсивным, черной желчи – грустным и меланхоличным, а крови – энергичным. Исходя из этих данных, Гиппократ выделил четыре типа темперамента, которые объясняют поведение человека:
- Сангвинистический темперамент: тот, кто обладает этим типом темперамента, отличается активностью и уравновешенностью. Это увлекающая личность, которая охотно принимает участие в различных событиях. Ей свойственны быстрая смена эмоций, яркая мимика и пантомимика, выразительный смех. Сангвиники обладают высоким порогом чувствительности, поэтому не реагируют на отвлекающие факторы (звук, свет). Люди такого типа темперамента отличаются работоспособностью и энергичностью, они легко приспосабливаются к новым условиям благодаря своей гибкости и быстро переключают внимание с одного дела на другое. Также они отличаются быстротой реакции, которая выражается в движениях, речи, и любят яркие впечатления. Это типичные экстраверты. Доминирующая жидкость – кровь.
- Холерический темперамент: холерики обладают высокой реактивностью, из-за чего часто бывают вспыльчивы, импульсивны, несдержанны. В отличие от сангвиника такие личности менее гибкие, поэтому стремятся быть стабильными во всем и с трудом переключают свое внимание. Доминирующая жидкость – желчь.
- Флегматический темперамент: люди такого типа темперамента отличаются активностью и уравновешенностью. Мало, что может вывести их из себя и заставить выразить свои переживания. Они неэмоциональны, рассмешить или заставить заплакать их будет очень трудно. У флегматиков мимика и жесты однообразны и практически ничего не выражают. Они с трудом адаптируются к новым обстоятельствам и переключают свое внимание. Такие люди живут «внутри себя», им трудно заводить знакомства, не любят быть в центре внимания, флегматики – интроверты. Доминирующая жидкость – слизь.
- Меланхолический темперамент: меланхолики отличаются малой реактивностью и высокой чувствительностью. Таких людей легко обидеть, они могут расплакаться даже по незначительному поводу. У них маловыразительная мимика, тихий голос, медленные движения. Меланхолики быстро утомляются. Такие люди неуверенны в себе, им крайне трудно адаптироваться в новой обстановке, хотя в привычных кругах могут быть очень общительными и тактичными. Как правило, это интроверты. Доминирующая жидкость – черная желчь [Ю. Александровский, 2021].
Наверняка, читая описания каждого типа темперамента, вы находили что-то схожее со своим характером. Встретить, например, сангвиника иди холерика в чистом виде практически невозможно, т.к. каждая личность – сочетание всех четырех типов темперамента.
При этом есть всегда один доминирующий тип, а все остальные дополняют его. Если в человеке присутствуют все четыре типа темперамента примерно в одинаковой пропорции, такую личность называют тетравертом. Для наиболее точного определения типа темперамента достаточно пройти личностный опросник Ганса Айзенка или Павловский опросник темперамента («Опросник Стреляу»).
Экстраверты или активные личности
Экстравертный тип личности относится к людям, которые любят активные действия, власть, всеобщее уважение, стараются показать себя. Они стараются занимать руководящие должности, чаще появляться на публике. Проблем с общением у экстравертов нет. Они любят новые знакомства, большие компании.
Существует несколько типичных черт характера, по которым можно определить экстраверта:
- адаптация к любому коллективу;
- желание получать похвалу за хорошие поступки;
- потребность в постоянном внимании окружающих;
- интенсивная жестикуляция при разговоре;
- отсутствие страха перед сложностями;
- постоянный поиск новых дел, занятий;
- неусидчивость.
Нельзя говорить о том, что экстраверты постоянно ведут себя неугомонно, неусидчиво, агрессивно. Они могут смущаться, проявлять жалость, быть спокойными, рассудительными.
Юнг утверждал, что не существует на 100% экстравертов или интровертов. Чаще люди сочетают разные черты от двух типов, комбинируя их воедино
Кто и зачем использует тест Карла Юнга?
Практикующие психологи используют эту методику для установления особенностей личности человека. Социальные педагоги проводят этот тест среди учеников старших классов, чтобы, опираясь на тип их темперамента, помочь им социализироваться, раскрыть свои способности и таланта и в дальнейшем найти своё место в социуме.
Подведем итог
Каждая личность сочетает в себе уникальные модели поведения, способы восприятия мира, определенную реакцию на события. Среди нас нет «чистых» представителей определенной типологии, мы сочетаем в себе различные черты характера, которые были даны нам с рождения или приобретены в процессе жизнедеятельности.
Удивительно, как бережно по сей день передаются древнейшие знания о типах личности человека из поколения в поколение, несмотря на постоянные изменения внешнего мира. Они помогают нам понять самих себя, свои сильные и слабые стороны, возможности и перспективы, а детальное изучение конкретного типа личности помогает разобраться в тонкостях общения, способах убеждения и даже методах решения конфликтов.
Знание типологий личности и способность правильно оценивать людей кардинально меняют картинку мира: теперь то, что раньше казалось странным, воспринимается не более чем свойство определенного психотипа человека. Сегодня не нужно быть прирожденным психологом и знать все характеристики типологий личности на зубок, достаточно пройти несколько онлайн-тестов на определение психотипа, и вы получите подробное описание своего «Я» и рекомендации.
Желаем удачи и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:
Ощущающие экстраверты
Такая личность воспринимают окружающий мир с помощью чувств. Эти люди имеют одну выделяющуюся особенность — они замечают каждую мелочь, но при общении с ними возникает ощущение, что это бездушный тип личности. Простая ситуация — разговор со столяром, который поглощён нюансами своей работы, говорит только о ней, с неохотой общается на другие темы.
Такие люди относятся подозрительно ко всему, что не возможно ощутить, потрогать, понюхать, увидеть. Иногда они становятся грубыми искателями удовольствия, которые не признают духовной составляющей человека.
Мыслительные экстраверты
Это правящие субъекты, которые часто принимают важные решения, затрагивающие окружающих. Они создают собственные схемы объективной реальности, которыми руководствуются при принятии решения. Одновременно с этим они требуют от окружающих принятия их мировоззрения. Когда такие люди начинают создавать схемы на основе глубокого анализа сознания, для других они становятся новаторами.
Особенности этого типа личностей:
- Лозунг — цель оправдывает средства.
- Постоянное служение идеалу.
- Дружба не представляет ценности.
Они редко интересуются искусством, не проявляют сочувствия.
Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга
Чем же взгляды Фрейда отличались от взглядов Юнга? Давайте выделим некоторые отличия.
1. Главные отличия аналитической психологии Карла Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга либидо — это жизненная энергия вообще, в которой сексуальная активность присутствует только как один из компонентов и проявляется в росте и размножении, а также в других наиболее важных для конкретного человека видах деятельности.
2. Так же, Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка, и способностью матери их удовлетворять.
По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладываются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике.
3. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.
По убеждению К. Юнга, самоактуализации можно достичь лишь в среднем возрасте, а потому этот возраст (35-40 лет) Юнг рассматривал как критический период для личностного развития — рубеж, на котором личность претерпевает глубокие и благотворные преобразования. Таким образом, для Юнга наиболее важным этапом личностного развития является отнюдь не детство, как у Фрейда, а, напротив, зрелые годы, время, когда он сам прошел через душевный кризис и смог преодолеть его.
4. Еще одно различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (т.е. коллективное бессознательное).
Архетипы
Архетипы — это врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, которые являются внутренними детерминантами психической жизни человека.
Они направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность.
Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга в его приверженности идее коллективного бессознательного.
Четыре таких архетипа встречаются чаще других — это Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.
1. Архетипы Аниме и Анимус — это две составляющие одного целого. Они отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола.
Анима отражает женские бессознательные (феминные) черты в мужском характере, а Анимус — мужские бессознательные (маскулинные) характеристики в женском.
Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов.
Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.
2. Архетип Персона (Маска)— это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения.
Персона представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Она может не совпадать с подлинной личностью индивида. Понятие Персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, по нашему мнению, люди ожидают, что мы поступим в тех или иных ситуациях.
Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений.
3. Архетип Тени – это центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; это некая обратная, темная сторона Я. Он наиболее глубоко укоренен в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни.
Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его Персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы.
Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она — источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.
4. Архетип Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.
Самость – это и подлинный субъект, и целостная личность, и цель жизни человека, к которой он постоянно стремится, но которую редко достигает. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.