20.1. Межличностное восприятие и понимание
В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.
Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.
Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, руки и др. Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Функциональные особенности включают осанку, позу и походку. Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее (рис. 20-2).
Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.
Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).
Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).
В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. favor
— благосклонность).
Межличностное понимание и взаимопонимание: определение понятий
Понимание является необходимым компонентом познания человека человеком. В современной психологической литературе встречается два основных термина для обозначения обсуждаемого феномена: «межличностное понимание» и «взаимопонимание». Как считает Г.М. Андреева, взаи-мопонимание людей в общении может быть истолковано двояко: или как понимание целей, мотивов, личностных черт партнеров, или как не только понимание, но и принятие их, влекущее установ-ление отношений близости, дружбы и т.п. Исследование взаимопонимания в первом значении осуществляется в плане анализа взаимодействий участников совместной деятельности, а взаимо-понимания во втором значении – в плане так называемой аттракции. Аттракция (лат.) – притяжение.
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как субъекту, у которого есть свой собственный внутренний мир. Необходимость психологического анализа этого аспекта общения подчеркивает Г.М. Кучинский: «Взаимодействие человека с человеком в процессе общения – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влия-ние на цели и потребности, воздействие на оценки другого человека, его эмоциональные состояния. Чем сложнее субъект-субъектное взаимодействие, тем глубже должно быть проникновение во внутренний мир партнера (в том числе и с его помощью) и тем более совершенным является отражение его внутреннего мира».
Однако в процессе общения возникают не только субъект-субъектные взаимодействия, но и субъект-объект-субъектные. Общаясь, люди обычно что-то обсуждают. Тема общения (или предмет совместной деятельности) оказывается тем объектом, который опосредствует понимание партнерами личностных качеств и устремлений друг друга. Общение редко бывает беспредметным: даже в тех случаях, когда отсутствует его явная тематическая направленность, вербальным или невербальным объектом взаимодействия партнеров становятся психологические особенности их личности и мировоззрения.
Наш интерес к личности другого человека обычно проявляется не в одной какой-то конкретной ситуации. Мотивация интереса носит более устойчивый характер: она реализуется в различных жизненных ситуациях, и потому можно сказать, что подобная мотивация ситуативно независима. Именно применительно к таким случаям уместно применять термин «межличностное понимание». Последнее формируется в разных ситуациях в течение продолжительного отрезка времени. Например, о межличностном понимании, а не о взаимопонимании идет речь в исследованиях понимания учителем ученика и учеником учителя. Далее мы будем придерживаться такого определения межличностного понимания: «Понимание другого должно означать, хотя и всегда частичное, представление о его мыслях и мире чувств, прослеживание мотивов поступков и объяснение ценностных представлений».
В отличие от межличностного понимания, взаимопонимание предметно обусловлено и имеет выраженный ситуативный характер. В межличностном понимании наиболее явно представлены субъект-субъектные компоненты взаимодействия, а объектная составляющая общения оказывается как бы отодвинутой на задний план, невидимой при поверхностном анализе. О взаимопонимании уместно говорить применительно к ситуациям явно выраженного субъект-объект-субъектного взаимодействия. Взаимное понимание или непонимание людей в общении обычно возникает по конкретным вопросам. Так, президент одной ядерной державы может сказать о президенте другой, что у них полное взаимопонимание по вопросам разоружения.
Взаимопонимание в тематически направленном общении или совместной деятельности включает в себя две тесно переплетающиеся и взаимообусловленные его формы: взаимопонимание как согласование индивидуальных пониманий объекта труда (предмета общения) и как понимание личностных особенностей партнеров. Для того чтобы ясно осознавать психологический состав обеих форм понимания, исследователь должен проанализировать интеллектуальные компоненты психической деятельности субъекта, направленные на извлечение объективного содержания из взаимодействия с объектом, а также на согласование знаний о нем со знаниями других участников общения. Вместе с тем психологу необходимо изучить эмпатийные и оценочные компоненты, связанные с формированием отношения к объекту и отношения к партнерам. Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
Мы будем употреблять понятие «взаимопонимание» для обозначения результата общения людей, обсуждающих конкретные вопросы. Иначе говоря, для случаев, когда «невооруженным глазом» видно, как понимание личностных качеств партнеров опосредствовано их пониманием предмета общения. Термином «межличностное понимание» у нас будут характеризоваться результаты более длительного ситуативно обобщенного взаимодействия людей (такие, как понимание родителями своего ребенка, ученым – коллеги, начальником – подчиненного и т.п.).
Историю развития научных представлений о межличностном понимании можно проследить в психологических исследованиях познания человека человеком.
<< Предыдущая — Следующая >>
Научные направления изучения понимания |
Понимание как интерпретация |
Понимание как включение новых знаний в прошлый опыт субъекта |
Понимание как способность к умозаключениям |
Семантические аспекты понимания |
Понимание естественного языка |
Взаимопонимание – необходимое условие общения |
Проблема понимания в экспериментальной психологии |
Проблема понимания в классической философии и современной теории познания |
Понятие долженствования |
Две линии изучения проблемы понимания |
Место понимания в диалектике отношений познания и мышления |
Понимание в методологии науки |
Понимание – один из факторов регуляции научного поиска |
Понимание в познании и общении |
Компьютерное моделирование форм понимания и применение «понимающих систем» в научных исследованиях |
Понимание-узнавание |
Понимание-воспоминание |
Понимание-гипотеза |
Понимание-объединение |
Понимание-объяснение |
Знание и понимание в мыслительной деятельности |
Мыслить, знать и понимать |
Знание как предпосылка и психологическое основание понимания |
Понимание как проблема психологии мышления |
Сходство и различия в понятиях «мышление» и «понимание» |
Формы понимания объекта познания |
Понимание-узнавание |
Понимание-гипотеза |
Основные выводы о месте и роли понимания в психологии мышления |
Понимание как процесс постановки и решения мыслительной задачи |
Межличностное понимание и взаимопонимание: определение понятий |
Проблема межличностного понимания в исследованиях познания человека человеком |
Психологические стереотипы понимания личности |
Когнитивные и личностные компоненты стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане |
Изучение представлений граждан России о личности типичного участника войны в Афганистане |
Личностные детерминанты формирования стереотипов понимания «афганцев» |
Влияние общения на стереотипы понимания «афганцев» |
Уровень образования и оценка личности участников войны |
Возрастные различия в оценивании |
Все страницы |
Социальная перцепция: эффекты, феномены и виды
Стоит разобрать более узкую область этого понятия. Социальная перцепция – это процесс познания, который достигается путем создания представления о себе, о других членах общества. Говоря кратко, это способ познания себя индивидом. Понятие социальной перцепции было предложено в 1947 году Дж. Брунером.
Принято различать следующие эффекты социальной перцепции:
- стереотипизация – сформированный образ, штамп.
- ореол – общее мнение о индивиде переносится и на скрытые черты его характера. Если человек обладает уникальными природными данными, общество будет считать его хорошим.
- новизна – формирование мнения о незнакомце происходит на основе первого впечатления. Часто это мнение бывает ошибочно, потому что первое впечатление складывается исходя из множества факторов, которые не отражают внутренние качества.
- первичность – при создании образа упор идет на информацию, которую узнали самой первой. Весь последующий опыт формируется исходя из нее.
- роль – восприятие ролевых функций как черты характера. Например, всех учителей принято воспринимать строгими.
- присутствие – в присутствии других людей личности свойственно проявлять тот навык, которым она владеет лучше всего.
- авансирование – приписывание личности черт, которые ей не свойственны и дальнейшее разочарование в ней. Это связано с так называемой верой в людей, хочется думать, что все они хорошие.
- снисходительность – преувеличение роли положительных качества при отрицании негативных черт характера.
- гипервзыскательность – личность видит только негативные качества и закрывает глаза на позитивные.
- физиогномическая редукция – суждение о качествах по внешности.
- красота – привлекательным людям приписывается больше положительных качеств.
- ожидание – провоцирование на человека той реакции, которую хотим получить от него.
- внутригрупповой фаворитизм – свое всегда лучше.
- презумпция взаимности – индивид думает, что оппонент относится к нему так же, как он к нему.
- проекции – заключается в приписывании личностью своих положительных качеств человеку, который ей приятен и симпатичен.
Феномены социальной перцепции:
- предположения о сходстве – личность считает, что «свои» люди должны относиться ко всему так же, как и она. Глубоко в нас заложена потребность в общности, мы хотим, чтобы близкие люди были похожи на нас, думали, как мы.
- игнорирование информационной ценности не случившегося – принято игнорировать информацию о том, что могло случиться, но в реальности не произошло. Именно поэтому так трудно учиться на чужих ошибках.
Различают следующие виды социального восприятия:
- Индивидом самого себя, своей или другой группы.
- Участниками группы друг друга или участников другой группы.
- Группой своих людей и участников другой группы.
- Группой другой группы.
Чтобы понять сущность социальной перцепции, сначала ознакомимся с ее составными частями. Механизмы социальной перцепции представлены следующим:
- Социальная стереотипизация – это формирование мнения о человеке, которое основано на его принадлежности к какой-то группе. Приведем в пример известный стереотип: все украинцы пьют горелку. Таким образом, когда личность встречает украинца, у нее появляется штамп по поводу его качеств.
- Идентификация – распознавание объекта посредством анализа некоторых известных признаков. Например, встретив человека в школьном кабинете по математике, можно сделать о нем такие выводы: он учитель математики или изучает этот предмет.
- Эмпатия – способность понять человека, его внутреннее состояние. Мы охотнее сочувствуем тому, чьи эмоции и переживания близки нам.
- Аттракция – познание другого за счет формирования к нему положительного чувства.В процессе влюбленности можно узнать партнера и при этом видеть в нем только положительные качества.
- Рефлексия – процесс самопознания путем переосмысления своих качеств.
- Каузальная атрибуция – составление образа посредством поступков и эмоций другого человека. С детства родители учат нас, что, если человек делает плохие поступки, он злой.
Педагогическая социальная перцепция
Перцепция в педагогике – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это важный аспект познания, потому что в детстве закладываются моральные нормы. В школе ребенок находится в обществе, учится общаться, анализировать поведение сверстников. Одним из аспектов педагогического восприятия являются установки.
Социальная педагогическая установка – это оценка и реакция учителя определенным образом на учеников или учебные ситуации, которые сформировались на основе прошлого опыта. Они могут быть положительными или отрицательными.
Положительные педагогические установки способны благотворно влиять на процесс обучения. Ученики видят, что учитель доверяет им и верит в них. Это стимулирует их учиться лучше, развивать творческие способности и быть дисциплинированными.
В данном случае применим «эффект Пигмалиона». Это древнегреческий скульптор, который создал прекрасную статую девушки. Она была столь красива, что он влюбился в нее. Его любовь была такой сильной, что смогла оживить статую. Так же и учитель может вдохнуть в учеников желание развиваться и становиться лучше.
Общение как социальная перцепция
Перцепция в общении – это обмен информацией во время взаимодействия с другими членами общества. Чаще всего это происходит в форме диалога, целью которого выступает достижение полного взаимопонимания.
Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении понимать внутренний мир собеседника. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:
- создание почвы, которая позволит лучше понимать других людей;
- развитие предпосылок к хорошему взаимопониманию с оппонентом;
- наблюдение за тем, чтобы влияние собеседников друг на друга было положительны. .