Доклад на тему : «Развитие речи, формирования речевых умений и навыков у детей»


Речь и речевая деятельность. Виды и функции речи.

21

Соотношение понятий речь-язык

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

В современной психологической науке язык

понимается как система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Исторической основой языка служит труд и совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Слова в языке являются носителями понятий, благодаря чему возможно осмысленное отражение действительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все стороны психики человека и является условием формирования его сознания.

Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Причём одним из феноменов языка является то, что каждый человек застаёт уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.

Всякий язык имеет прежде всего определённую систему значащих слов, которая называется лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определённую систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определённый звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.

В психологии выделяются следующие основные функции языка

:

1) средство существования, передачи и усвоения общественно-историческою опыта;

2) средство общения (коммуникации);

3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое или косвенное. Последняя функция языка связана с сознательным планированием свои действия и решением мыслительных задач.

Если язык представляет собой систему знаков и символов, то речь — это процесс пользования языком.

Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка. Само речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действие ряда факторов она изменяет и совершенствует язык (например, под воздействием общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и т.д.). Без речи становится немыслимым овладение человеком знаниями и формирование его сознания.

Если основными структурными единицами языка считаются слова и предложения, то в речевом общении это — высказывания как единицы смысла. Основной особенностью таких высказываний является их обращённость, адресность.

Модели порождения речи

  1. Теория научения.

Порождение и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека.

Данная теория не в состоянии объяснить ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения. С этой позиции трудно объяснить детское словотворчество.

  1. теория Хомского

    . В организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к 1 году и открывают возможности для ускоренного развития речи с 1 до 3 лет. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни от 1 до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течении этого периода развитие речи происходит без осложнений, но вне его язык усвоить трудно или вообще невозможно

  2. когнитивная теория

    . Развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим объясняется спонтанное детское словотворчество. Предполагают, что речевое развитие зависит от развития мозга, а не наоборот (Пиаже). Установлено, что 1-е высказвания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотвация ребенка

  3. психолингвистическая позиция

    . Становление все более совершенной структуры речи: переход от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанным и содержательно богатыми.

Функции речи

  1. коммуникативная функция речи

    – включает в себя ее функции как средства выражения и как средства воздействия. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:

  • информационная (передаче знаний),
  • выразительная (помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения)
  • волеизлиятельная (направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего).
  1. познавательная

    (другое ее название – аккумулятивная). Большая часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком.

  2. номинативная,

    или назывная. Называние составляет неотъемлемую часть познания. Человек, обобщая массу конкретных явлений, выделяя существенные, испытывает потребность закрепить полученное знание в слове. Так появляется название. Если бы не оно, понятие так и осталось бы бесплотной, умозрительной абстракцией. Номинативная функция языка служит для ориентации человека в пространстве и времени, а так же она идет рука об руку с функцией познавательной, она участвует в процессе познания мира.

  3. регулятивнуя

    функция. Эта функция отмечается во внешней и во внутренней речи. И та, и другая выполняют роль плана поведения, поступков субъекта: это текстовый или мысленный проект его предстоящих действий; проекты нравственных отношений и быта, устройства социальной структуры общества, это планы работ, мысленная подготовка к тем или иным поступкам, включая и высказывания.

Внешняя и внутренняя речь

В современной психологической науке принята дифференциация речи на несколько видов

:

Внешняя речь

— вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь — вербальное общение при помощи языковых средств, которые воспринимаются на слух. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного планирования, речевой реализации и контроля. Устная речь делится на:
монологическую и диалогическую
.

Письменная речь — вербальное общение при помощи письменных текстов. От устной речи этот вид отличается не только тем, что использует графику, но и в грамматическом и стилистическом отношении. Письменной речи свойственна сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладеть.

Внутренняя речь

— беззвучный речевой процесс. Это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. Существует несколько типов внутренней речи:

  1. внутреннее проговаривание, т.е. «речь про себя», такой тип сохраняет структуру внешней речи, но лишён фонации;
  2. внутренняя речь как средство мышления, в этом случае она пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру;
  3. внутреннее программирование — формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.

Кинетическая речь.

Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жес­тами,
что
придает ей дополнительную выразительность.

Эгоцентрическая речь по Выготскому и Пиаже.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь Ж.Пиаже назвал эгоцентрической. Эгоцентрическая речь, по Пиаже:

1) не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций; эта речь для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее;

2) будучи речью для себя, речь идет со своей точки зрения, не учитывающая точки зрения;

3) она по преимуществу и есть речь ребенка о себе.

Монологическую речь как речь эгоцентрическую Пиаже противопоставляет речи социализированной. Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения. К ней относится сообщение мыслей, критика, вопросы и ответы, просьбы, приказания и т.д.

Пиаже считает, что эгоцентрическая речь является генетически первичной; социальная речь развивается из нее или по крайней мере путем ее вытеснения. Эгоцентрическая речь представляется Пиаже лишь аккомпанементом к действию, по существу не выполняющим никакой функции.

Уделивший значительное внимание проблеме эгоцентрической речи Л.С.Выготский считал, что эгоцентрическая речь лежит на пути развития, идущем от внешней речи к внутренней. Она выполняет, по мнению Выготского, у ребенка интеллектуальную функцию осмысливания и планирования действия. Интеллектуализируя внутреннюю речь, которая является не только речью-мышлением и планированием, она насыщена часто напряженной эмоциональностью.

Вопреки Пиаже, нужно признать, что эгоцентрическая речь по природе своей социальна. Эгоцентрическая речь формируется на социальной основе и представляет самое разительное доказательство того, как глубоко, в самых корнях своих, социальна природа человека. Вопреки Выготскому, можно утверждать, что эгоцентрическая речь отличается от внутренней речи и по психологической природе: она во всяком случае не является только речью-мышлением.

Развитие монолога и диалога

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной,

или
диалогической(диалоговой).
Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, используя про­стейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологи­ческом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует разверну­того выражения речи, В подобных случаях одно слово может заменять собой це­лую фразу.

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической,

или
монологом.
Монологиче­ской речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Моноло­гическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им инфор­мация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за ауди­торией. А так же монолог — это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

Характеризуя эти два вида устной речи — речь диалогическую и монологиче­скую, — надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. По своей внешней форме эти два вида речи могут быть похожи друг на друга. Так, напри­мер, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалогическая речь, т. е. говорящий обращается периодически или к слушателям, или к вообра­жаемому оппоненту.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной

или
пас­сивной.
Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говоря­щего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего че­ловека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновре­менно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает го­ворить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени раз­вития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хо­рошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Основные свойства внутренней речи, ее связь с мышлением

Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда можно вывести свойства внутренней речи

:

  1. свернутость,
  2. сжатость,
  3. фрагментарность

и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.

Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мыш­лению до уровня абстрактного мышления. Однако слово — это также средство об­щения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, оно сразу же становится органи­ческой частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства — речевое мышление.

Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация, а сама речь вероятно, возникла из-за необходимости организовать со­вместную деятельность людей. В свою очередь, есть виды мышления, которые в общем-то не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практиче­ское. Но дальнейшее развитие мышления и речи протекало в тесной взаимосвязи. Так, на ранних ступенях развития, когда мышление людей протекало в форме практической интеллекту­альной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить чело­веческие потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в ви­де наименований.

На этих ранних этапах исторического развития речь состояла из еще не диффе­ренцированных отдельных речевых единиц, обладающих весьма общими значениями. Поэто­му речевое общение могло проходить только в конкретной ситуации, где прак­тическое действие являлось тем процессом, в котором слова приобретали кон­кретные значения. Поэтому на данных этапах развития речь всегда была включе­на в практическую деятельность. Такая речь называется симпраксической.

В дальнейшем, с усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действием и все более приобретает характер внутренней, «идеальной» деятельности. В результате наступает период, когда мышление полностью начинает протекать в форме внут­реннего процесса отражения действительности, используя для этого словесные понятия. Такой уровень развития мышления потребовал более развитой речи, соответствующей уровню развития мышления. Этот вид речи получил на­звание внутренней речи.

Таким образом, речь и мышление составляют друг с дру­гом сложное единство.

Начало развития речи

Речь как науку углубленно начали изучать в 20-м веке. При этом начиная с древности существовали науки, которые были также направлены на постижение речи, такие как языкознание, логика, поэтика, теория словесности, риторика и теория сценической речи. Что касается 20-го века, то он принес новые направления в изучении речи, такие как психолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка, теория билингвизма, социолингвистика. Толчок в развитии получила функциональная стилистика, исследования разговорной речи, возникла фонология, функциональный и коммуникативный подходы в грамматике, статистика языка и речи, семиотика, фонология и компьютерные языки. Тогда же стали активно изучаться функции и формы речи. Психология изучает процесс обмена информацией в тесной взаимосвязи с мышлением и сознанием.

Внутренняя речь

Внутренняя речь служит для поддержания мышления индивида, она не включает в себя звукового сопровождения. Из-за того что она лишена первостепенной функции речи — передачи сообщения, внутренняя речь становится формой работы мысли. В этом случае в мышлении человека происходит процесс внутреннего диалога, или воображаемого диалога, с каким-либо объектом, с которым нет возможности пообщаться лично.

Она часто лишена ряда элементов, типичных для коммуникативной функции речи, а также значительно сжата.

Теории возникновения речи у людей


С момента развития психологии как науки не ослабевает и интерес к исследованию феномена речи. Благодаря этой популярности возник ряд теорий ее возникновения, большинство из них абсурдны и не имеют права на существование, т. к. не решают проблемы генезиса языка и не подтверждают того, какие функции выполняет речь. Вот несколько наиболее популярных в разное время теорий:

  • Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
  • Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
  • Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
  • Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
  • Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.

Особенности речи ребенка

Как говорилось ранее, речь ребенка сначала носит автономный характер. Вслед за автономным этапом развития речи у детей начинает проявляться эгоцентрический вид речи. Помимо общения с окружающими, ребенок сопровождает свои действия звуковой речью, это длится до семилетнего возраста, в это время также увеличивается словарный запас ребенка приблизительно до 4500 слов. Постепенно эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю, тогда же и меняются функции речи ребенка.
На первых этапах дети усваивают существительные и глаголы, а уже позднее прибавляются прилагательные. Также доказан тот факт, что именно в дошкольном возрасте, в процессе становления у ребенка речи, он осваивает полностью как звучание родного языка, так и цепочку построения грамматически правильного предложения, то есть ребенок учится изначально выстраивать полноценные предложения, это происходит практически подсознательно.

Функции речи в психологии, как и сама наука, до сих пор продолжают активно изучаться. Изучению особенностей детской речи уделяют много внимания, поскольку считается, что именно в этом возрасте начинается формирование мышления и сознания взрослого человека.

Функции звукового общения


Любой ребенок, постепенно развиваясь, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.
Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи:

  1. Вложение в произносимое эмоциональной окраски, что позволяет влиять на восприятие оппонента и в некоторых случаях повышает возможность получения выгоды от контакта.
  2. Имитация звуков — благодаря звукоимитации некоторые предметы, существа и явления получили свои названия, поскольку это явление призвано отображать издаваемый ими звук.
  3. Выражение мыслей ассоциативно. Некоторые предметы получили свои названия за счет подобия другим предметам. Так, например, лист дерева называется так благодаря издаваемому звуку, от него свое название перенял бумажный лист — звуки сворачивания были аналогичными шелесту деревьев. А вот лист проката внешне ассоциируется с бумагой и назван так же. Таким образом ряд ассоциаций и дал трем совершенно разным предметам одинаковое название.

Внешняя речь

Внешняя речь используется в основном для передачи информации другим индивидам, являясь преобразованием мысли в нечто осязаемое. Виды и функции речи в данном случае более обширны.
Виды внешней речи:

  • Монолог — вид речи, в котором присутствует лишь один субъект, служит для передачи знаний и информации большого объема, считается очень сложным процессом и предполагает высокую речевую развитость субъекта.
  • Диалог — взаимный, попеременный обмен двух и более индивидов информацией.
  • Реплика — эмоциональный ответ на высказывание или действие оппонента.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]