Стратегии экстериоризации — Структура деятельности

Интериоризация – это процесс формирования структур психики человека благодаря приобретению жизненного опыта. Понятие происходит от французского «intériorisation», что в переводе означает переход снаружи вовнутрь, и от латинского «interior», которое означает внутренний. Сам термин интериоризация и синонимы к нему встречаются очень редко. Это специфический термин, применяющийся зачастую только в соответственном контексте. Поэтому синонимы к слову интериоризация, как таковые отсутствуют и только в редких случаях его используют вместе со словом «переход», что означает, соответственно, переход из внешнего во внутреннее.

Перед тем как определенное сложное действие усваивается человеческим разумом, оно реализуется извне. Благодаря интериоризации люди могут говорить о себе, представлять себя и что очень важно думать про себя, не мешая другим.

Социальная интериоризация означает заимствование базовых категорий индивидуального сознания из общественного опыта и представлений. Данное состояние выражается в способности человеческой психики оперировать образами каких-либо предметов, которые отсутствуют в поле зрения в настоящий момент. Это могут быть предметы, объекты, явления, события, с какими когда-либо человек имел взаимодействие, или же он может воображать себе что-то, что он даже никогда не видел, конструировать события, которые могут произойти, или когда-то происходили. Человек может выходить за границы данного момента, события могут передвигаться в прошлом и будущем, во времени и пространстве.

Понятие интериоризации характерно только по отношению к людям, животные не обладают такой способностью, их мозг не имеет возможности выйти за рамки имеющийся ситуации. Инструментом интериоризации является слово, а средством перехода от ситуации к ситуации является речевое действие. Слово выделяет и фиксирует важнейшие свойства вещей и способы, выработанные человеческой практикой, которыми оперируется информация. Поведение человека выходит из-под действия внешней ситуации, которая до этого определяла поведение животного. Правильное употребление слов способствует усвоению значимых свойств вещей, явлений и способов управления информацией. Благодаря процессу интериоризации, человек с помощью слов способен перенимать опыт всего человечества, а также предыдущих поколений, или опыт людей неизвестных, отдаленных на сотни и даже тысячи километров. В отечественной науке этот термин Выготский ввел первым. Он считал, что все функции человеческой психики формируются, как внешние, социальные формы коммуникации людей в виде трудовой или иной деятельности.

Понятие интериоризации Выготский понимал, как преобразование внешних действий на внутренний осознанный план человека. Развитие психики начинается извне под влиянием социальных факторов, имеющихся в обществе. Коллективные формы деятельности встраиваются путем интериоризации в человеческое сознание и становятся индивидуальными. После Выготского Гальперин занялся изучением этого явления и положил его в основу планомерного поэтапного образования. Ницше понимал это понятие по-своему. Он говорил, что инстинкты, которые не выходят наружу, все равно проявляются, но изнутри – это он и называл интериоризацией.

Структура деятельности

Человеческая деятельность имеет свою структуру: мотив, способы и приемы деятельности, цель и результат; также в структуре деятельности необходимо выделять субъект и объект деятельности.

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность; объект — это то, на что она направлена. Роль субъекта в психологической деятельности является ключевой в субъективно-деятельностной теории С.Л. Рубинштейна и в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Субъект в широком смысле понимания — это все человечество. В более узком смысле — конкретный человек и особенности его психики. Деятельность — это всегда деятельность субъекта (точнее — совместная деятельность субъектов), поскольку в процессе овладения средствами общения (речью, письмом) и самой деятельностью человек всегда использует опыт поколений…

Мотивы — это внутренние побуждения человека, которые заставляют его выполнять ту или иную деятельность. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в плане выбора путей и средств достижения цели. Мотивами могут быть различные потребности, интересы, установки, привычки и эмоциональные состояния. Разнообразие деятельности порождает разнообразие мотивов. Люди относятся к своей деятельности по-разному, в зависимости от своих мотивов. В психологической теории деятельности объект является ее реальным мотивом. Не существует такого понятия, как деятельность без мотива. Так называемая «немотивированная» деятельность — это не деятельность без мотива, а деятельность с объективно или субъективно скрытым мотивом.

Методы и приемы — это действия, которые человек предпринимает для достижения целей деятельности. Методы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели — это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют суть его деятельности. …Человеческая деятельность …сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели. Цель — это результат деятельности. Цели могут быть ближними и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какое значение придает им человек и какую роль его деятельность играет в общественной жизни.

Результат — это то, чего человек достигает в процессе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.

Феномен каталитической экстериоризации

Эта теория принадлежит Карлу Густаву Юнгу, долго, глубоко, с серьезным научным подходом исследовавшему феномен случайных совпадений. В результате было описано множество случаев «совпадений», «предвидений», проявлений интуиции. К примеру, это может быть способность предчувствовать звонок близкого человека. В этом случае появившаяся мысль об общении с конкретным человеком вскоре «материализуется» в настоящий звонок от него. Этому явлению Юнг дал название «синхроничность». О происхождении таких явлений говорят, что эмоциональные циклы близких людей зачастую бывают хорошо синхронизированы. Тем же феноменом ученый-психолог поясняет возникновение одних и тех же изобретений (например, радио) в разных точках земного шара практически одновременно. Этот пример объясняется большим количеством накопленных знаний, в равной степени доступных ученым в разных странах и позволяющих сделать конкретное открытие. Без мистического подхода синхроничность объясняют:

  • определенной долей внимания и внимательности, способностью замечать новые веяния и закономерности за простыми совпадениями (для этого нужно обладать системным мышлением), умением слушать, слышать, анализировать и запоминать;
  • умелым использованием внешних случайных стимулов для решения собственных творческих задач;
  • высоким развитием эмпатии;
  • развитым навыком проективной визуализации, которая приводит к самомотивации и активным действиям по воплощению в жизнь желаемого результата.

Интересно! Понятие экстериоризации чувствительности относится к теориям, в большей степени рассказывающим о магии, чем о психологии. Под этим термином понимается перенесение чувствительности организма вовне, в окружающее его биополе или на какие-либо посторонние предметы. Этим явлением объясняют «околдование на любовь», «наведение порчи», причинение вреда с помощью каких-либо предметов (фотографий, восковых кукол и др.), «насыщенных чувствительностью объекта» и др.

Процессы экстериоризации и интериоризации пронизывают всю жизнь, повседневную деятельность каждого человека. В учебе, работе, творчестве, в быту неизбежно присутствуют оба эти процесса. Без экстериоризации невозможно обучение и творчество, создание материальных предметов и решение всевозможных задач, невозможно развитие человека и полноценное существование его в социуме.

Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь

Все мероприятия включают в себя как внутренний, так и внешний компонент.

В настоящее время внешняя и внутренняя деятельность все больше переплетаются и взаимосвязаны: Физический труд, осуществляющий практическое преобразование материальных объектов, становится все более «интеллектуализированным», включая выполнение сложных умственных действий; в то же время труд современного исследователя, специфически когнитивная, умственная деятельность, все более наполняется процессами, внешними по своей форме действия.

В деятельностном подходе действует «принцип единства внешней и внутренней деятельности».

Внутренняя деятельность, возникающая из внешней практической деятельности, не отделена от нее и не стоит над ней, а сохраняет с ней фундаментальную, двустороннюю связь. Внутренняя (умственная, психическая) деятельность по своему происхождению является производной от внешней (предметной) деятельности. Вначале совершаются предметные действия, и только позже, с ростом опыта, человек приобретает способность совершать в уме действия, направленные вовне, чтобы преобразовать объективную реальность путем обратной трансформации (экстериоризации). Процесс преобразования внешних, объектно-ориентированных действий во внутренние, ментальные действия называется интернализацией. Переход от внутреннего, мысленного плана действий к внешнему плану действий, реализуемому в виде техник и действий с объектами, называется экстериоризацией. Неразрывная связь между интериоризацией и экстериоризацией расширяет когнитивные способности человека; человек приобретает способность оперировать образами объектов, находящихся вне поля его зрения.

Сферы применения

Наиболее часто интериоризация используется в образовательном процессе, когда педагогу необходимо научить ребенка выполнять различные умственные действия. Также она используется в процессе воспитания: у ребенка формируются умственные действия относительно правильного поведения в обществе.

Во взрослой жизни интериоризация также может быть использована в отношениях между начальником и подчиненным или между наставником и стажером.

Интериоризация и экстериоризация

Деятельностный подход рассматривает интериоризацию и экстериоризацию как механизмы усвоения общественно-исторического опыта. Идея возникновения внутренней (интернализации) психической деятельности, деятельности человеческого сознания из внешней, практической деятельности возникла благодаря изучению общественно-исторического опыта. Человеческая деятельность — труд, обучение, игра — связана с сотрудничеством в работе, с использованием орудий труда, с созданием социально значимых продуктов. Передача социального опыта невозможна без его выражения во внешней форме: в речи, демонстрации. Благодаря этому человек «впитывает» опыт поколений. И это не просто копирование, перевод внешней деятельности во внутреннюю, это процесс формирования сознания, сознания как со-знания — знания общего, совместного с другими, отдельного от них, знания, воспринимаемого одним человеком как известного другим.

Превращение внешней, практической деятельности во внутреннюю, умственную деятельность, в деятельность сознания, называется интернализацией. Интернализация — это переход, при котором процессы, внешние по форме, с внешними, материальными объектами, трансформируются в процессы, происходящие в ментальном плане, в плане сознания; здесь они претерпевают специфическую трансформацию — обобщаются, вербализуются, редуцируются, а главное, становятся способными к дальнейшему развитию, выходящему за пределы возможной внешней активности.

Ж. Ж.Ж. Пиаже кратко изложил концепцию интернализации — «переход, который ведет от сенсомоторного плана к мышлению».

Процесс преобразования внутренней, психической деятельности во внешнюю, практическую, субъективную деятельность называется экстериоризацией. Экстериоризация — это процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования набора внутренних структур, сформированных на основе интериоризации внешней социальной активности человека.

Принцип единства внешней и внутренней структуры деятельности, принцип интернализации — экстернализации рассматривается в деятельностном подходе, как уже отмечалось, как механизм усвоения общественно-исторического опыта.

Шпаргалка по общей психологии | Страница 1 | Онлайн-библиотека

Юлия Михайловна Войтина

Шпаргалка по общей психологии

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.

Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.

Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.

Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.

Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.

Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.

Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП

Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. В этом вопросе мы рассмотрим первый этап развития психологии.

Первый этап характеризуется как этап науки о душе.

В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Деятельность и психические процессы

В деятельности … все психические качества личности не только проявляются, но и формируются. Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность формируется, проявляется и совершенствуется в деятельности. Здесь же формируется сознание.

Психические процессы: Восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — основные составляющие человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна: человек должен представлять, что делать, вспоминать, думать, выносить суждения. Психические процессы не просто вовлечены в деятельность, они развиваются в ней, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои основные человеческие характеристики. Его основные виды формируются в процессе деятельности: Восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Манипулирование ребенком трехмерными, ближними и дальними объектами дает восприятие размеров объекта: ширины, высоты, глубины. Это учит воспринимать и оценивать формы.

Воображение также связано с деятельностью. Только благодаря опыту, практической деятельности, человек способен воображать или мыслить. Воображение — это отражение опыта практической деятельности.

Память и два ее основных процесса — запоминание и воспроизведение — непосредственно связаны с практической деятельностью. Запоминание осуществляется в деятельности и представляет собой собственно деятельность, которая включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к запоминанию — это структурирование, понимание, ассоциация материала с известными фактами и так далее. Запоминание также подразумевает выполнение определенных действий, направленных на своевременное и точное извлечение материала, хранящегося в памяти. А воспроизведение деятельности облегчает процесс поиска.

Мысль, в ряде своих форм, тождественна практической деятельности (так называемое «ручное» или практическое мышление). В своих более развитых формах — образной и логической — активный момент представлен в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особый вид деятельности.

Пример интериоризации в психологии

Процесс интериоризации в психологии можно ярко увидеть на примере малыша, который собирает сортер. Сначала взрослый ему показывает и говорит: «Круглую фигурку — в круглую дырочку, звездочку – в звездочку». Дальше малыш проговаривает сам для себя вслух то же самое и выполняет действие. На следующем этапе он проговаривает необходимые действия только мысленно. На последнем этапе он быстро соотносит фигурки с отверстиями и успешно выполняет действия с высокой скоростью, не раздумывая, и без ошибок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]