Словесно-логическое мышление и его развитие у ребенка


Словесно-логическое мышление и его развитие у ребенка. Игры для стимуляции развития словесно-логического мышления.

Мышление – это самая высокая ступень в освоении познания внешнего мира человеком. А мышление человека — это речевое мышление. Его образование происходит вследствие общения людей друг с другом, в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Один из важнейших этапов развития мышления ребенка — овладение речью. В словах, обозначающих общее в предметах и явлениях действительности, которыми овладевают дети, решающая роль отводится обобщению ребенком личного опыта, усвоению обобщенного опыта других людей.

Направляющим звеном в развитии всех психических процессов ребенка, и в первую очередь его познавательной деятельности является речь. Ребенок в процессе овладения речью сначала усваивает значения слов, слышимых от взрослых и пополняет пассивный словарный запас. Позднее формируется активный словарь из используемых самим ребенком слов.

Словесно-логическое мышление является одним из самых сложных типов мышления. Оно действует со сложными отвлеченными понятиями, а не с конкретными образами и выражается в словах. Такое мышление действует на основе лингвистических средств и является наиболее высоким этапом развития мышления. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Одним из важных разделов логопедии и психологии является проблема взаимосвязи мышления и речи, роли мышления в обучении, общении и развития и становления сознания.

В последнее время число дошкольников, которые имеют нарушения общего и речевого развития, растет. Большая группа среди них – это дети с общим недоразвитием речи.

Развитие словесно-логического мышления

Формирование словесно-логического мышления происходит постепенно. Овладение приёмами мыслительной деятельности приобретается во время обучения. Вместе с этим появляется возможность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация формируются в ходе решения учебных задач.

Ребенок достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития в игровой деятельности. Таким образом игра является важнейшим компонентом развития словесно – логического мышления.

Благодаря игре у ребенка возникает тяга к изучению окружающего мира, стремление воздействовать на него, потребность к наблюдению, рассуждению, анализу, делать выводы. Это становится возможным, когда ребенок начинает прилагать усилия и, через ситуацию творческого общения, которую создал взрослый, решать различные задачи.

В процессе развития словесно-логического мышления через игру кроме развития исполнительских способностей: памяти, внимания, умения воспроизводить действия других, повторять увиденное или услышанное — развиваются и творческие способности: умение наблюдать, анализировать и сопоставлять, умение найти связи, зависимости и закономерности, а также комбинировать.

Развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии. Они все направлены на то, чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать задачи, находить верные решения. Помимо этого, у детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание, формируются навыки активной самостоятельной деятельности.

Особенности мышления в дошкольном возрасте

Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период.

Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.

Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:

  • Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
  • Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли.
  • Формирование аналитического мировосприятия. Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
  • Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь.
  • Становление личностных качеств. Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
  • Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
  • Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками.

Игрушки для развития словесно-логического мышления

Развивающие игры скрывают в себе возможность находить ответы на многие вопросы самостоятельно. Каждая развивающая игра представляет собой определенную модель действительности.

Качественные изменения в личности (развитие самостоятельности, инициативности, креативности и др.) и в умениях (например, комбиниро­вать, предполагать, видоизменять и др.), которые были приобретены в иг­рах, могут применяться в любой учебной и жизненной ситуации.

Результатом освоения развивающих игр у детей дошкольного возраста является совершенствование логи­ческого мышления. Существенными показателями этого являются:

  • быстрое освоение детьми этало­нов мер,
  • сенсорных эталонов (формы, цвета, размера),
  • умений в создании образов, знаков и символов, речи,
  • качественное овладение способами познания: самонаблюдения, начальных навыков логического мышления и умения об­следовать предметы, экспериментирования, классификации, счета и измерения, сравнения и сопоставления.

Есть множество игр и игрушек, направленных на развитие словесно-логического мышления детей. Вот самые удачные из них на взгляд автора.

Простые кубики и конструкторы типа Лего

При использовании блоков в играх с дошкольниками мы получаем возможность формировать важные понятия как математики, так и информатики.

Это и алгоритмы, и кодирование информации, и логические операции. А также умение строить высказывания, применяя союзы «и», «или», частицы «не» и др. Такие игры катализируют процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений у дошкольников.

Блоки Дьенеша

Это многофункциональный дидактический материал, направленный на интеллектуально-речевое развитие детей.

Блоки Дьенеша используются в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания детского сада, в развивающих кружках для дошколят и дома.

«Логические блоки» венгерского психолога и математика И.Дьенеша решают такие задачи как:

  • ознакомление детей с геометрическими фигурами, способами их сочетания, формой, размером;
  • развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодировка и декодировка информации;
  • усвоение элементарных навыков алгоритмов мышления;
  • развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения.

Пазлы

Это универсальная игрушка, и для каждого возраста есть свои наборы. Одно условие – дайте ребенку пазл по его способностям, и пусть он сам соберет его без вашего участия. Самостоятельное собирание пазла повышает самооценку ребенка и уверенность в своих силах.

Здесь можно распечатать пазлы для малышей.

Орбо

Шарик Орбо — простая версия Кубика Рубика или своеобразные объемные пятнашки. Очень простая, увлекательная, даже «затягивающая» и полезная игрушка для детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]