Супер-Эго — это составная часть личности. Что оно собой представляет? Как формируется и проявляется? Методика «Супер-Эго»

Представления о том, что внутренний мир человека имеет сложную структуру, существуют давно. Еще философы эпохи Античности и раннего христианства выделяли три сферы: дух, душу и ум или разум. В настоящее время самой популярной и одновременно самой разработанной структурой психики является модель З. Фрейда. Она включает в себя три уровня – сознание, бессознательное и сверхсознание – и является основой теории и практики психоанализа.

Общая терминология

Итак, разберемся сначала, что это такое — Супер-Эго.

В структуре личности отец психоанализа Фрейд выделил три составные части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Супер-Эго («Сверх-Я»).

  • Ид.

Ид – это первородная, основная составная часть личности. Это первичные инстинкты и воспоминания, которые были вытеснены из сознания.

Ид – это компонент личности, который у нее имеется с рождения, он бессознательный, включает в себя инстинкты и примитивное поведение.

Этот компонент личности функционирует в соответствии с удовольствием. Если эти потребности не удовлетворить своевременно, у человека возникает состояние напряженности и тревоги.

Ид играет важную роль в младенческие годы, так как именно этот компонент личности гарантирует, что все потребности малыша будут удовлетворены.

  • Эго.

Эго – это та составная часть личности, которая непосредственно взаимодействует с реальностью. Эго помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и формирует его характер. Эта часть личности подчиняется требованиям и нормативам реальности.

  • Супер-Эго.

Супер-Эго — это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика. Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества. Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе.

Супер-Эго — это последний компонент, который формируется в личности. Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы — мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет.

В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.

См. Также [ править ]

  • Аханкара
  • Альтер эго
  • Цензура (психоанализ)
  • Коллективное бессознательное
  • Отсутствие эго
  • Восьмиконтурная модель сознания
  • Экзистенциализм
  • Высшее Я
  • Хо`опонопоно
  • Id сопротивление
  • Инстинкт
  • Взаимопассивность
  • Логика
  • Нафс
  • Личность
  • Трехчастная теория души Платона
  • Психодинамика
  • Психология себя
  • Причина
  • Редукционизм
  • Критерии области исследования
  • Плечо ангела
  • Сопротивление Суперэго
  • Транзакционный анализ
  • Триединый мозг

Взаимодействие трех элементов

Иногда между этими тремя компонентами личности может возникнуть конфликт. В психоанализе существует специальный термин «сила Эго», согласно которому человек с сильным Эго способен успешно справляться со стрессом, возникшими проблемами и трудными ситуациями. Те, у кого оно развито чрезмерно, могут быть слишком неуступчивыми, у кого слабо развито – слабовольными.

По мнению Фрейда, у здоровой личности присутствует баланс между тремя компонентами личности.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Фрейд, Зигмунд (апрель 1910 г.). «Происхождение и развитие психоанализа». Американский журнал психологии
    .
    21
    (2): 181–218. DOI : 10.2307 / 1413001 . JSTOR 1413001 .
  • Фрейд, Зигмунд (1920), за пределами принципа удовольствия
    .
  • Фрейд, Зигмунд (1923), Das Ich und das Es
    , Internationaler Psycho-analytischer Verlag, Лейпциг, Вена и Цюрих. Английский перевод,
    Эго и Ид
    , Джоан Ривьер (пер.), Hogarth Press и Институт психоанализа, Лондон, Великобритания, 1927. Отредактировано для
    стандартного издания полных психологических работ Зигмунда Фрейда
    , Джеймса Стрейчи (изд. ), WW Norton and Company, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1961.
  • Фрейд, Зигмунд (1923), «Невроз и психоз». Стандартное издание полных психологических работ Зигмунда Фрейда, том XIX (1923–1925): «Эго и ид» и другие работы, 147–154
  • Гей, Питер (изд., 1989), Читатель Фрейда
    . WW Нортон.
  • Рангджунг Дордже (корневой текст): Достопочтенный Кхенчен Трангу Ринпоче (комментарий), Питер Робертс (переводчик) (2001) Превосходя эго: отличая сознание от мудрости, (Вайли: rnam shes ye shes ‘byed pa)
  • Курт Р. Эйсслер: Влияние структуры эго на психоаналитическую технику (1953) / переиздано Psychomedia

Формирование

Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.

Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.

Управление своей жизнью

Для того чтобы достичь баланса в проявлении влияния эго в нашей жизни, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • определить собственные критерии успеха и методично двигаться ему навстречу;
  • не быть полным аутсайдером, стараясь плыть против течения только ради того, чтобы сделать что-то наперекор;
  • следует понять, что большинства не существует, есть только конкретный человек, с которым и следует взаимодействовать;
  • гнев и негатив должны быть преобразованы в творчество;
  • энергия должна быть израсходована не на разочарование, а на творческий акт.

Как обнаружить влияние

Эгоистичные люди горды, тщеславны, жаждут власти и корысти, агрессивного соперничества. Их верные спутники — обиды, ревность и зависть. Пассивные эгоисты трусливы, ленивы, лживы и ненавидят окружающих.

Избавление от эгоизма

Он бывает двух видов: рациональный (здравый) эгоизм и гедонизм. Рациональный эгоизм не подразумевает нанесения ущерба другим людям. Чтобы проявить собственную индивидуальность, здесь не требуется ущемлять в чем-то других людей. В то же время гедонизм — это эгоизм, приносящий вред окружающим. Он бесцельный, лишенный эффективности. Именно гедонизм и требует своей ликвидации либо поиска баланса между ним и здоровым эгоизмом.

Важно! Главный совет, помогающий избавиться от гедонизма: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой!»

Узнайте как избавиться от постоянного чувства страха и тревог.

Проявление

Итак, Супер-Эго – это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык – Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

Мнение

Вначале, как положено, о хорошем. Безусловно, заслуги З. Фрейда в области психотерапии и психологии велики. Он первым создал развёрнутую теорию развития личности, создал оригинальный метод лечения невротических расстройств, на основе самоанализа разработал систему клинических наблюдений, обосновал и ввёл в практику свою методику исследования психических процессов, которые невозможно было изучить в то время другими способами. Открыл то, что находится за пределами нашего сознания. Но!

Не все исследования Фрейда получили научное признание, хотя его идеи нашли своё воплощение в практике и привлекли внимание многих учёных. Но как отнестись к стадиям развития личности (оральная, анальная, фаллическая и др.)? Как отнестись к Эдипову комплексу и Электры? Так и хочется Великому Сигизмунду Шломо Фрейду: «Вы это серьёзно?» Получается, что без сексуального влечения, даже у детей, никакого личностного развития? Ой ли? Может поэтому лечение ребёнка не дало результата и врач работал только со взрослыми? А может во всём виновато биполярное расстройство учёного?

Методика «Супер-Эго»

Не так давно разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:

  • Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
  • Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.

Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.

Ссылки [ править ]

  1. Фрейд, Зигмунд. Стандартное издание полных психологических работ Зигмунда Фрейда.
    Vol. XIX (1999) Джеймс Стрейчи, генерал. Ред. ISBN 0-09-929622-5
  2. ^ a b Фрейд, Зигмунд (1978). Стандартное издание полных психологических работ Зигмунда Фрейда.Том XIX (1923–26)
    «Эго и Ид» и другие произведения. Стрейчи, Джеймс., Фрейд, Анна, 1895–1982, Ротгеб, Кэрри Ли, Ричардс, Анджела., Корпорация научной литературы. Лондон: Hogarth Press. п. 19. ISBN 0701200677. OCLC 965512 .
  3. Педерсон, Тревор (2015). Экономика либидо: психическая бисексуальность, Суперэго и центральная роль Эдипова комплекса
    . Карнак.
  4. Хоммель, Бернхард (2019-10-01). «Воздействие и контроль: концептуальное уточнение» . Международный журнал психофизиологии
    .
    144
    : 1–6. DOI : 10.1016 / j.ijpsycho.2019.07.006 . ISSN 0167-8760 . PMID 31362029 .
  5. Новый словарь современной мысли фонтана
    , третье издание (1999) Аллан Баллок и Стивен Тромбли, ред. С. 256–257.

  6. Cherry, Kendra (6 ноября 2021 г.). «Фрейд и Ид, Эго и Суперэго» .
    VeryWellMind.com
    . Проверено 11 ноября 2021 года .
  7. ^ a b Карлсон, Н.Р. (1999–2000) «Личность», Психология: наука о поведении (канадский редактор), стр. 453. Скарборо, Онтарио: Аллин и Бэкон Канада.
  8. ^ a b Шактер, Дэниел (2009). Психология второе издание . Нью-Йорк: Издательство Стоит. п. 481 . ISBN 978-1-4292-3719-2.
  9. Rycroft, Чарльз (1968). Критический словарь психоанализа
    . Основные книги .
  10. Зигмунд Фрейд (1933), Новые вводные лекции по психоанализу
    . С. 105–6.
  11. Зигмунд Фрейд (1933). п. 106.
  12. Лэпсли, Дэниел К .; Пол С., Стей (2012). «Ид, Эго и Суперэго» (PDF) . Энциклопедия человеческого поведения
    . С. 393–399. DOI : 10.1016 / B978-0-12-375000-6.00199-3 . ISBN 9780080961804.Глава Рамачандрана, Вилаянур С. , изд. (2012). Энциклопедия человеческого поведения (2-е, переработанное изд.). Кембридж, Массачусетс: Academic Press. С. 393-399 . ISBN 978-0-080-96180-4.
  13. Фрейд, Очерк психоанализа
    (1940)
  14. Зигмунд Фрейд (1933). п. 107.
  15. Зигмунд Фрейд, Эго и Ид
    ,
    О метапсихологии
    (Библиотека Пингвина Фрейда 11) стр. 369.
  16. Фрейд, О метапсихологии
    с. 380.
  17. Фрейд, О метапсихологии
    с. 381.
  18. Зигмунд Фрейд (1933). п. 138.
  19. «Эго» . Британская энциклопедия
    . 22 февраля 2021 . Проверено 27 февраля 2021 года .
  20. ^ a b Лапланш, Жан; Понталис, Жан-Бертран (2018) [1973]. « Эго ».
  21. ^ а б Ноам, Гил Джи; Хаузер, Стюарт Т .; Сантостефано, Себастьяно; Гаррисон, Уильям; Jacobson, Alan M .; Пауэрс, Салли I .; Мид, Меррилл (февраль 1984 г.). «Развитие эго и психопатология: исследование госпитализированных подростков». Развитие ребенка
    . Издательство Blackwell Publishing от имени Общества исследований в области развития детей .
    55
    (1): 189–194. DOI : 10.1111 / j.1467-8624.1984.tb00283.x . PMID 6705621 .
  22. ^ a b Зигмунд Фрейд (1933). п. 110
  23. Шактер, Гилберт, Вегнер, Daniel (2011). Психология
    (1. изд., 3. печат. Изд.). Кембридж: WorthPublishers. ISBN 978-1-429-24107-6 .
  24. ^ a b c Сноуден, Рут (2006). Научитесь Фрейду
    . Макгроу-Хилл . С. 105–107. ISBN 978-0-07-147274-6.
  25. Фрейд, Эго и Ид
    ,
    О метапсихологии,
    стр. 363–4.
  26. Зигмунд Фрейд (1933). С. 110–11.
  27. ^ a b c Мейерс, Дэвид Г. (2007). «Модуль 44 Психоаналитическая перспектива». Психология восьмое издание в модулях
    . Стоит издателям. ISBN 978-0-7167-7927-8.
  28. https://www.worldtransformation.com/ego/ «Эго». В Книге настоящих ответов на все!
    , Гриффит Дж . 2011. ISBN 9781741290073 .
  29. «Суперэго» . Британская энциклопедия
    . 22 февраля 2021 . Проверено 27 февраля 2021 года .
  30. ^ a b Лапланш, Жан; Понталис, Жан-Бертран (2018) [1973]. « Супер-Эго ».
  31. Фрейд, О метапсихологии,
    стр. 89-90.
  32. Зигмунд Фрейд (1933). С. 95-6.
  33. Перейти
    ↑ Arthur S. Reber,
    The Penguin Dictionary of Psychology
    (1985)
  34. Шварц, Ричард (1997). Системная терапия внутренней семьи
    . Гилфорд Пресс.
  35. Калиан, Флориан (2012). Платон «Психология действия и происхождение свободы воли»
    . L’Harmattan. С. 17–19. ISBN 978-963-236-587-9.
  36. SEDAT Жак (2000). «Фрейд». Коллекция Synthèse
    . Арман Колин .
    109
    . ISBN 978-2-200-21997-0.
  37. Фрейд, Эго и Ид
    .
  38. Зигмунд Фрейд, О сексуальности
    (Библиотека Пингвина Фрейда 7) стр. 342.
  39. Фрейд, О сексуальности
    с. 342.
  40. Карлсон, Нил Р. (2010). Психология, наука о поведении: психодинамический подход . Торонто: Пирсон Канада. п. 453 . ISBN 978-0-205-64524-4.
  41. Джеймс С. Гротстайн, Невилл Симингтон, Нарциссизм: Новая теория
    (Лондон, 2003), стр. Икс
  42. Зигмунд Фрейд (1933). п. 101.
  43. Зигмунд Фрейд (1933). п. 104.
  44. Анджела Ричардс «Введение редактора» Фрейд, О метапсихологии,
    стр. 344–5.
  45. Фрейд, невроз и психоз

  46. Анджела Ричардс, «Введение редактора» в «
    Метапсихологии»
    с. 345.
  47. Зигмунд Фрейд (1933). С. 104–5.
  48. Лапланш, Жан ; Понталис, Жан-Бертран (2018) [ 1973 ]. «Ид» . Язык психоанализа . Абингдон-он-Темз : Рутледж . ISBN 978-0-429-92124-7.
  49. Groddeck, Георг (1923). Das Buch vom Es. Psychoanalytische Briefe an eine Freundin [ Книга о нем
    ] (на немецком языке). Вена : Internationaler Psychoanalytischer Verlag.
  50. Цитируется по Невиллу Симингтону, Нарциссизм: Новая Теория
    (Лондон, 1996), стр. 10.

Бессознательное, или оно

З. Фрейд назвал этот уровень id, что с латыни можно перевести и как «это», и как «что-то», а в отечественной психологии чаще употребляется понятие «оно». Основатель психоанализа считал бессознательное важнейшей сферой психики. Оно имеет врожденный характер и подчиняется биологическим, а не социальным законам, потому что значительную роль в этой сфере играют инстинкты и естественные, главным образом сексуальные потребности.

Во многом содержание «оно» определяется наследственными факторами. Кстати, один из последователей Фрейда К. Юнг считал, что уровень бессознательного также связан с родовой памятью этноса, и там хранятся архетипы коллективного бессознательного – древнейшие первообразы, которые достались нам от наших далеких предков.

Содержание бессознательного довольно разнообразно, и на этом уровне находятся не только архетипы, но и многие другие психические образования:

  • инстинкты;
  • естественные, в первую очередь сексуальные потребности;
  • вытесненные с уровня сознания асоциальные (запретные) желания;
  • агрессивные побуждения и стремления доминировать;
  • психологические комплексы, являющиеся следствием нереализованной энергии запретных желаний.

С точки зрения психоанализа, именно «оно» во многом управляет поведением человека. Во всяком случае, большинство поведенческих проблем и затруднений в общении, которые мы испытываем, связаны с этим уровнем. Все дело в том, что бессознательное как бы ориентировано на получение удовольствия любой ценой, а социум вносит в этот процесс свои, часто довольно жесткие ограничения.

Ид

Является врожденным, так как помогает младенцу выжить, то есть обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей. По факту, это наши инстинкты, примитивные, зато действенные и жизненно необходимые. Замечали, что выполняете какую-то работу автоматически, думая при этом совершенно об отдалённых вещах, которые в данный момент более актуальны? Вот это и есть проявление ид. Оно управляет нами, да так, что порой мы не в силах с ним справиться, либо же не всегда отслеживаем эти проявления.

Когда человек голоден, он не способен концентрироваться на поставленных задачах. Он не сможет о чём-то думать, так как мысли будут посвящены еде. Бывает, что на пустой желудок вы фантазируете или мечтаете о том, что бы съели, будь у вас выбор? Кстати, именно по этой причине не рекомендуется посещать супермаркеты и продуктовые магазины, если есть хоть малейшее чувство голода. Критически мыслить и объективно рассматривать ситуацию, оценивать её человек не сможет. А это грозит непреднамеренными тратами. Да и продукты могут быть выбраны совершенно не то что планировались ранее.

По факту, ид отличный маркер, он позволяет вовремя заметить, что организм находится в состоянии фрустрации на фоне неудовлетворённых потребностей. То есть, что человек хочет есть, спать, пить, отдыхать, размножаться и прочее. Но есть и минусы. Если бы человек жил, руководствуясь только инстинктами, он бы ничем не отличался от обычного животного, и утратил бы статус высшего существа.

Только представьте, вы увидели красивую вещь на ком-то, и мгновенно принялись бы её снимать, потому что понравилась. Вырывали бы еду, чуть ли не со рта жующего, ложились бы спать при первых же признаках усталости, независимо от того, где находимся в данный момент, и есть ли условия для отдыха. В общем, превратились бы в дикарей. И тогда ни о каком цивилизованном обществе не могло бы быть и речи.

Нарушения

Психоз, кстати, развивается как раз в силу проблем с этой необузданной примитивной энергией. Индивид утрачивает связь с реальностью и другими компонентами личности, отчего ведёт себя непринуждённо и примитивно. Творчески приспосабливаться к различным ситуациям уже не может, и выдаёт одинаковые реакции на любой раздражитель. Он не в состоянии понять, что требуется его организму в данный момент, а также чего от него хотят, ожидают окружающие.

В силу этих обстоятельств возникает масса напряжения, которое удержать не так-то просто. Поэтому нередки случаи возникновения неконтролируемой разрушительной агрессии. Она может быть направлена как на себя, так и на тех, кто рядом.

Те, у кого сложности с этим элементом, могут потерять чувствительность к себе. Существует даже заболевание, которое называется алекситимия. Человек, у которого она диагностирована, не в состоянии распознать чувства, как свои, так и окружающих. Порой ему кажется, что он совершенно не умеет испытывать эмоции. И действительно порой выглядит немного отстранённым. Он не знает, чего хочет, ему всё равно, что происходит в окружающем мире. Что-то делает по инерции, опираясь лишь на знания, что так надо и правильно. А вот хочется или нет, не понятно.

Информация о статье

Соавтором этой статьи является . Труди Гриффин — лицензированный психотерапевт из Висконсина. Получила магистерскую степень по клинической психотерапии в Университете Маркетта в 2011 году.

Категории: Здоровье

На других языках:

English: Understand the Male Ego, Español: entender el ego masculino, Português: Entender o Ego Masculino, Italiano: Capire l’Ego Maschile, Deutsch: Das männliche Ego verstehen, Français: comprendre l’égo masculin, Bahasa Indonesia: Memahami Ego Pria, Tiếng Việt: Hiểu cái tôi của đàn ông, ไทย: เข้าใจอีโก้แบบผู้ชาย, العربية: فهم الأنا الذكورية, Nederlands: Het mannelijk ego begrijpen

Эту страницу просматривали 19 989 раз.

Была ли эта статья полезной?

Да Нет

Мы не уникальны..

Давайте сначала выясним, что же подразумевают под «эго». Значение слова вроде бы простое: с латинского оно переводится как «Я» и, по теории ряда психоаналитиков, является одним из компонентов структуры личности. Проще говоря, это набор наших мыслей, убеждений, наши ежедневные привычки. Мы всегда обращаемся к собственной «коллекции» мыслей, чтобы принять то или иное решение, дать оценку чему-либо, сделать выбор, тем самым повернув жизнь в определённое русло. Часто мы утверждаем, и сами свято в это верим, что все мысли – наши собственные, тогда как на самом деле большая их часть перешла к нам от друзей, членов семьи, коллег, знакомых и даже посторонних людей. Чтобы в голове возникла на самом деле оригинальная идея, нужно заниматься глубоким самосозерцанием на протяжении очень долгого времени. Но в повседневной жизни нам трудно это сделать, поэтому мы просто принимаем то, что нам дано. Согласитесь, мы вынуждены идти в ногу с популярными нынче модой, религией, идеалами. На тех, кто как бы отбивается от общей массы, смотрят как на изгоев или чудаков. Обычно мы подкрепляем свои позиции такими заявлениями, как: «Но все другие думают…» или «Что подумают люди…». По сути, это возвращает нас к позиции, которая в психологии называется «стадным чувством».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]