Кратко о теории развития нравственности
Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.
Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.
В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.
Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:
- Возраст от 4 до 10 лет. Этот уровень был назван «,доморальным»,. В период от четырех до десяти лет ребенок во главу угла ставит собственную выгоду и безопасность. На первой стадии развития он стремится получить одобрения для того, чтобы уйти от наказания. А правильную тактику поведения легко выстроить с помощью подсказок (общественных норм). На второй стадии ребенок уже ориентирован на потенциальное вознаграждение за хорошее поведение. Малыш думает не о наказании, а о выгоде.
- Возраст от 10 до 13 лет. Уровень назван конвенциональным. В этот период ребенок уже начинает осознавать принятые обществом правила и ценности. На первой стадии мерилом нравственного успеха выступают люди из близкого окружения. Стыд и нежелание разочаровать авторитетных людей подталкивает к соблюдению правил. На второй стадии ребенок уже понимает причины, по которым были введены ограничения. Он также видит в них способ отстоять и защитить собственные права.
- Возраст после 13-ти лет. Подросток создает свою систему нравственных ценностей, корректируя принятый обществом шаблон. На первой стадии большое количество внимания уделяется тем нормам, которые помогают выживать и сохранять спокойствие в социуме. На второй стадии человек уже имеет устойчивые нравственные принципы, которых придерживается вопреки внешнему влиянию и обстоятельствам.
При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.
Особенности
Конечно, на заре зарождения мотивов, определяющих поведение индивида, являлись все же приземленные жизненные и материальные выгоды. Однако сообщество, а вслед за ним и нравы быстро прогрессировали, подталкивая любого из участников к полной адаптации в коллективе, построению долгосрочных гуманистических отношений.
Моральные нормы поведения закрепляются в сознании людей настолько, что являются уже не вынужденной тактикой выживания, а общепризнанными мотивами человеческого поведения, эмоциональной потребностью. Нормой становится:
- морально-эмоциональное сочувствие к ближнему;
- сострадание;
- готовность всегда прийти на помощь попавшему в беду.
Человек, духовно и физически поддерживающий участников своего сообщества, и сам мог рассчитывать на такое же отношение, благодаря чему крепли общинные узы, а также повышалась устойчивость группы к различным негативным воздействиям.
Особенности воспитания нравственности
Воспитание нравственности предполагает прохождение первых двух этапов формирования нравственного поведения до достижения ребенком семи лет. Конечно, не исключена возможность развития нравственных чувств и эмоций в более позднем возрасте, но в таком случае процесс воспитания нравственности будет проходить намного тяжелее.
Следующей особенностью, и даже сложностью, процесса воспитания нравственности есть возможное различие в моральных принципах воспитателей. Нравственное воспитание происходит комплексно: в семье, в учебном учреждении и в обществе. Очень хорошо, если моральные принципы в данных сферах воспитания будут одинаковыми, тогда не сложно будет достичь хорошей эффективности в воспитании ребенка, иначе он попросту попадает в ситуацию раздвоения морали.
Определение
Воспитание нравственности — это особый вид воспитания в общем процессе воспитания личности. Этот процесс предполагает полное и непрерывное погружение воспитателя в жизнь ребенка, его поддержку в нужную минуту. Этот процесс является континуальным и длится всю сознательную жизнь от самого рождения.
Содержание и методика нравственного воспитания детей раннего дошкольного возраста
Успех в воспитании свободной личности, а именно такую личность мы и хотим получить, зависит от исходной методологической позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Если спросить любого человека (будь то мать, отец, воспитатель или др., хочет ли он, чтобы мы воспитывали счастливого ребенка, вероятно, он сначала удивится, а потом ответит утвердительно. Никогда в нашей отечественной дошкольной педагогике не ставилась задача воспитания счастливого ребенка. А может быть, молодому воспитателю над этим стоит задуматься? Поразмышлять, как изменить взгляд на ребенка и на свою роль в его развитии. В американской педагогике есть такой принцип — «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть потому, что он родился, что живет.Отечественная концепция: воспитывая ребенка,мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т. д. — станешь счастливым человеком. А американцы все «перевернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получится, тебе все по плечу. Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? И можно ли на самом деле посредством педагогических воздействий способствовать формированию счастливой личности? Можно выделить много качеств, которые составят образ счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми — взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т. д. Но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитателипроникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.
Содержание нравственного воспитания дошкольниковвключает следующие смысловые блоки:
— воспитание гуманности как качества личности;
— воспитание коллективизма;
— формирование начал гражданственности и патриотизма;
— формирование отношения к труду и трудолюбия.
Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются.
Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Главная и единственная функция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.
Кто такой – нравственный человек?
Чем же является нравственное поведение в современном высококонкурентном обществе? Вряд ли нужно рассматривать это понятие как полный отказ от себя и собственных интересов. Но можно утверждать наверняка, что грубого эгоизма, высокомерия и жадности высоконравственный человек точно лишен. Такой индивидуум ищет пользы другим, думает о благе для всего общества. Проявляя альтруизм, этот человек лишает манипуляторов возможности управлять собой.
Добрые поступки, человечное отношение спасают жизни в буквальном смысле. Горячая совесть и высокие идеалы не позволяют злу затушить веру в светлое будущее человечества, присутствующую у каждого из людей с рождения.
Глядя на высокоморального «хорошего» человека, многим может показаться, что это некий дар свыше. Однако имеется множество примеров, когда целенаправленная работа над собой, своим мировоззрением и ошибками приводила к выдающимся результатам.
Совесть и мораль нужно развивать. Отказ от низменных побуждений, следование высоким идеалам неизменно трансформируют человека.
Релятивизм , что это такое?
Нравственный релятивизм , это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.
Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.
Этичность поведения , лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).
Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:
- понятия «,добро», и «,зло», условны сами по себе,
- общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.
Сущность и цели нравственного воспитания
Определение 1
Нравственная культура – это определенный уровень усвоения и соблюдения членами общества свойственных ему моральных норм и правил. Нравственная культура выражается обычаями, нормами поведения, нравами, ценностными ориентациями, оценками добра и зла, пониманием счастья, героизма, любви и дружбы.
Цель нравственного воспитания реализуется во всем содержании воспитательной деятельности, представляющей собой двусторонний процесс отношений между субъектом и объектом воспитания.
Нравственное воспитание в качестве определенного процесса состоит из сообщения воспитанникам определенной информации, касающейся должного поведения. Ответственность за поведение вырабатывается на базе знаний о том, как должен человек поступить в определенных условиях. Моральные нормы усваиваются стихийно в повседневном общении людей. Нравственным воспитанием этому процессу придается некоторая целевая направленность и систематичность благодаря этическому просвещению.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Определение 2
Нравственность – это характеристика личности, которая объединяет такие качества и свойства, как доброта, дисциплинированность, порядочность и коллективизм.
Результат целостного процесса нравственного воспитания – формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, воли, навыков, привычек и общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание состоит из:
- формирования сознания связи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами общества;
- ознакомления с идеалами нравственности, требованиями общества, а также доказательства их разумности и правомерности;
- превращения нравственных знаний в нравственные убеждения, создания системы этих убеждений;
- формирования устойчивых нравственных чувств, высокой поведенческой культуры в качестве одной из главных проявлений уважения человека к окружающим людям;
- формирования нравственных привычек.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Формирование нравственной культуры личности 460 ₽ Реферат Формирование нравственной культуры личности 250 ₽ Контрольная работа Формирование нравственной культуры личности 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Нравственное воспитание личности является сложным и многогранным процессом, включающим педагогические и социальные аспекты. При этом нравственное воспитание — процесс автономный.