Виды деятельности. Классификация видов деятельности человека

Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.

Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.

Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.

Что такое деятельность

Под деятельностью
принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.

Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.

Вопросы для самопроверки

  1. Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
  2. Кто может быть субъектом деятельности?

    Кот Васька.

  3. Учитель химии.
  4. Ученики 5А класса средней школы №151.
  5. Население КНДР.
  • В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
  • В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
  • Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
  • Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
  • Формы деятельности

    1.Труд

    Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

    Характерные черты труда как вида деятельности

    • Целесообразность ( нужность, необходимость)
    • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
    • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
    • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
    • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
    • Нацеленность на результат и получение его.
    • Преобразование мира, общества и самого человека.

    Виды труда

    • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

    Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

    • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
    • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
    1. Игра

    Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

    Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

    Читайте также: Как сделать костную муку в Майнкрафте

    Характерные черты игры как вида деятельности

    • Условная ситуация
    • Наличие определённых правил для той или иной игры
    • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
    • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
    • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
    1. Учение (учёба)

    Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

    Виды учения

    • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
    • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
    • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

    Характерные черты учения как вида деятельности

    • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
    • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
    • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
    • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

    Человеческая деятельность имеет особенности:

    Читайте также: Как сделать в Террарии лесопилку?

    • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
    • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
    • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
    • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
    • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
    • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

    Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

    Уровни потребностей


    (


    )
    Потребность человека – это определенная нужда, которую индивид удовлетворяет в ходе сознательной деятельности. Все необходимости можно подразделить на те, которые продиктованы физиологическими и психологическими целями, а также формируемые социумом.

    Иерархия уровней потребностей по А. Маслоу:

    1. Физиологические – основаны на желаниях, необходимых для выживания человека. К ним относятся: жажда, голод, воспроизводство. Иначе их называют естественные потребности, то есть основанные на природе человека.
    2. Экзистенциальные – необходимость в безопасности, комфортных условиях проживания, стабильности и порядке.
    3. Социальные потребности человека – продиктованы обществом и базируются на желании иметь привязанность, общаться, участвовать в совместной деятельности с другими.
    4. Престижные – основаны на потребности в признании, уважении со стороны других и самоуважении.
    5. Духовные потребности человека – желание самореализации, раскрытии потенциала.

    Указанные уровни потребностей по Маслоу универсальны.

    В основе естественных потребностей человека лежит интерес, он представляет собой состояние мотивации, которое стимулирует начало активной деятельности. Интересы принято подразделять на индивидуальные и групповые. Уточняя, все ли потребности нам нужны, отметим, что они реализуются последовательно. Говоря о том, что такое социальные потребности – это вторичный интерес личности, если удовлетворены физиологические желания.

    Отличительные признаки деятельности

    Для деятельности характерны такие отличительные черты:

    1. Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
    2. Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
    3. Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
    4. Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

    Основные сферы жизнедеятельности общества

    Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

    Таких сфер традиционно принято выделять четыре

    :

    • Социальную
      – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
    • Экономическую
      – производственные отношения, производительные силы.
    • Политическую
      – государство, партии, общественно-политические организации.
    • Духовную
      – религия, мораль, образование, искусство, наука.

    При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

    Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.

    Виды деятельности людей

    Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.

    1. Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на: Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
    2. Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.
  • Духовная направлена на изменение (формирование) человеческого сознания (того, чего нельзя потрогать). Сюда относятся такие сферы деятельности, как: кино, художественное искусство, театр, музыка, танцы, религия (что это?) и т.д.
    К ее подвидам относятся:
    1. Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.
    2. Ценностно-ориентировочная, в результате которой формируется мировоззрение человека.

  • Прогностическая — это планирование или предвидение возможных изменений действительности.
  • Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).

    Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).

    Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.

    1. Игровая – ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре, через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определенные правила и нормы.


      Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.

    2. Учебная – приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учеба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, интернета). Ученик не создает новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
    3. Трудовая – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание общественно-полезного продукта (материальных и духовных), способствующих повышению уровня жизни социума. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство.
      Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.
    4. Деятельность общения – направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнер (равноправный субъект общения) и использование речи (языка).
      Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).
    5. Творческая – любой вид деятельности, который приводит к уникальному результату (создание нечто качественно нового). Отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью идей.
      Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.

    Уровни способностей

    Каждый человек обладает набором индивидуальных способностей. Но, у каждого они развиты на разном уровне. К ним относятся: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Рассмотрим их детальнее:

    1. Задатки – предпосылки в развитии способностей, основанные на природной предрасположенности. Например, у девушки хороший голос, который можно развить до оперного уровня, но она не раскрыла свой потенциал;
    2. Способности – соответствие навыков и знаний требованиям выполняемой деятельности. Например, бухгалтер безошибочно ведет учет доходов и расходов;
    3. Одаренность – возможность достижения высоких результатов в конкретном деле. Например, торговый представитель заключает более пятидесяти процентов сделок компании;
    4. Талант – возможность стать выдающимся в определенной области. Например, картины молодого художника отличаются высоким качеством и пользуются спросом;
    5. Гениальность – высшая степень развития таланта. Например, Моцарт обладал исключительными навыками с раннего детства и смог их максимально раскрыть.

    Уровни способностей определяются вкладом человека в их развитие.

    Гении оказывают влияние на общество в целом и оставляют след в истории. Их работа меняет курс исторического развития человечества. Данная высшая степень человеческих способностей характерна для единиц.

    Цель

    Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, социальный статус, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.

    Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.

    Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.

    Может, в этом и есть наше счастье – мы можем выбирать и корректировать свои цели.

    Классификация деятельности

    В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

    В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

    Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

    Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

    • познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
    • ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
    • прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

    Педагогический терминологический словарь

    деятельность
    активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Осн. видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой Д. (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая общественно необходимая теоретическая Д. Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает следующие осн. элементы, составляющие её содержание: мотивы, побуждающие к Д.; цели — результаты, на достижение которых Д. направлена; средства, с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определённым образом мотивированная Д. в целом, входящие в её состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции. Как показали исследования рос. психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от её мотивов, целей и средств осуществления. Вместе с тем проведённые исследования (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путём их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребёнка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять всё более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определённая Д. (например, игра в дошкольном возрасте, учение — в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 68-69)

    Читайте также: Характеристика климата Санкт-Петербурга

    Действия человека

    В зависимости от мотивов, которые побуждают человека проявлять активность, М. Вебер делил действия на 4 категории:

    • аффективные, которые совершаются под влиянием эмоций и разумом не контролируются;
    • целенаправленные (действия, которые гарантированно приведут к достижению положительного результата);
    • традиционные – действия, которые совершаются по привычке, в силу их многолетнего повторения;
    • ценностно-рациональные (вызваны уверенностью человека в значимости и важности поставленной им цели).

    Выбор конкретных действий, которые необходимы для достижения результата, человек осуществляет самостоятельно, на стадии планирования своей деятельности. В ряде случаев для того, чтобы добиться цели, достаточно использовать всего одно средство, в других ситуациях необходим комплекс мер и последовательных действий.

    Выводы

    Научно-технический прогресс быстро меняет привычную многим картину действительности, затрагивая все области человеческой деятельности — одни ее разновидности уходят в историю, другие сменяют их. В наши дни все больший вес в мире набирает информационная деятельность, в которую ежегодно вкладываются очень солидные средства, в то время как финансирование ряда других профессий стабильно снижается. При этом полезность и значимость различных направлений информационной деятельности неодинакова. Так, деятельность, направленная на обнародование и распространение новых знаний приносит огромную пользу обществу, в то время как рекламная деятельность ставит перед собой сугубо коммерческие цели, призванные повысить продажи определенного товара и увеличить прибыль его производителей. Следовательно, любая реально полезная обществу деятельность соседствует с другой, выгодной лишь определенным людям или компаниям, активностью.

    Деятельность и общение

    Единого мнения о том, является ли общение самостоятельной формой деятельности человека, в научной и учебной литературе не существует.

    Под общением принято понимать процесс взаимодействия людей, в рамках которого они знакомятся, устанавливают первичный контакт и развивают его, обмениваются эмоциями и знаниями.

    Общение, безусловно, облегчает осуществление любой формы деятельности, будь то труд или учеба. Кроме того, оно благотворно влияет на личность, делая ее более социализированной и развитой. Все средства общения принято делить на две большие категории:

    1. Вербальные, к которым относится письменная и устная речь;
    2. Невербальные, к числу которых относят жесты, позы, мимику.

    Важно, что для общения не всегда необходим реальный и осязаемый субъект. Так, человек может общаться с животным, вести внутренний воображаемый диалог с другом, живущим далеко, мысленно воспроизводить общение двух или более книжных героев.

    Общение в жизни человека выполняет ряд важнейших функций. Среди них принято выделять:

    1. Эмоциональную. Общение помогает понять переживания другого человека и транслировать свои собственные мысли и эмоции в мир;
    2. Интегративную, выражающуюся в объединении людей;
    3. Социализирующую. Общение позволяет сформировать личность и, следовательно, быть более успешным в обществе и взаимодействии с другими людьми;
    4. Трансляционную, которая выражается в способности общения передавать свой опыт и знания другим поколениям, а не только своим реальным собеседникам и современникам;
    5. Идентификационную. В рамках общения человек тем или иным образом проявляет себя, что позволяет причислить его к той или иной социальной группе и исключить сообщества, чуждые ему.

    Нередко к виду общения причисляют и коммуникацию. Однако с точки зрения обществознания, эти два понятия не являются однородными. Безусловно, коммуникация тоже связана с передачей информации. Но передается эта информация в одностороннем порядке – например, через СМИ. При общении, напротив, человек имеет возможность получить обратную связь или сам отреагировать на информацию от своего собеседника.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]