Формирующаяся зрелость
Большинству сегодняшних молодых людей примерно 18–25 лет необычайно сложно ответить на вопрос, считают ли они себя взрослыми. Профессор психологии Дженсен Арнетт из Университета Кларка называет этот тревожный переходный период от юности ко взрослости «формирующейся зрелостью» (emerging adulthood). Он может продлиться и до 25, и до 29 лет. Подростковый период очевидно заканчивается лет в 18, когда дети оканчивают школу, признаются совершеннолетними и часто покидают родительский дом.
А вот период формирующейся зрелости может продлиться сколь угодно долго. Такой открытый срок окончания породил достаточно разногласий по поводу того, считать ли эту формирующуюся зрелость отдельным жизненным этапом.
Стейнберг, к примеру, склонен не относить этот период к отдельной стадии жизни, но предпочитает думать о нем как о продолжающейся юности. Юность для Стейнберга начинается с пубертатного периода и заканчивается после принятия на себя взрослой роли. Он отмечает, что в XIX веке от первой менструации до замужества проходило приблизительно 5 лет. В 2010 году этот период составлял уже 15 лет (благодаря тому, что первая менструация в среднем приходит к девочкам раньше, а замужество случается позже).
В общем, многие критики теории формирующейся зрелости не считают нужным выделять этот переходный период в отдельный возрастной период, более важным считая тот факт, что сам процесс перехода во взрослую жизнь стал занимать больше времени. Сегодня у большинства людей есть некоторый период, когда они уже независимы от родителей и учебы, но пока не состоят в браке и не завели детей.
Возможно, это происходит потому, что брак и дети уже не считаются необходимыми атрибутами взрослой жизни.
Кто такие кидалты?
Этот термин стал востребованным в последний десяток лет. Кидалт – ребенок в теле взрослого. Он соблюдает социальные приличия: ходит на работу, заводит отношения. Но спектр его увлечений родом из детства.
Еще одно название подобного состояния – «синдром Питера Пена». Кидалты обожают компьютерные игры, комиксы, мультфильмы, книги из серии «Янг Эдалт», бесполезные дорогие игрушки и девайсы.
Каждый может распоряжаться деньгами и временем как угодно. Вы еще докажите, что фильмы Марвел хуже рыбалки. Проблема кидалтов не в увлечениях.
Многие из них не хотят заводить семьи, детей, брать на себя взрослые обязательства. Столкновение с реальной жизнью заставляет их скорее бежать домой, чтобы отдохнуть в красочной виртуальности, где не нужно ничего решать.
Именно это доставляет немало проблем их близким. Или оставляет 30-летних Питеров Пенов в одиночестве.
100%-го способа профилактики не существует. Но давайте поразмыслим логически: всему свое время. Может, стоит дать ребенку перебеситься в 16? Купите уже ему этих глупых книг, смешных футболок и приставку.
На это тяжко смотреть, но пусть насладиться по полной. Сутками в интернете, чипсы на столе и все такое. Возможно, к 30 ему все-таки надоест.
Нельзя пройти этот этап вместо ребенка. Будьте рядом: на расстоянии вопроса, звонка, вытянутой руки. Любите вашего подростка вместе с его свободой. Тогда, шатаясь по Большому Миру, он всегда будет помнить дорогу домой.
Разобраться в том, что такое взросление – не сложно. А вот прожить этот процесс тяжело. Взросление идет через кризис. Помните, как это? Все бесит, все не так, а в голове – вопросы о смысле жизни.
Взросление как культурная практика
Ну что ж, развитие тела мало нам помогает в определении границ взросления. Может быть, нам поможет культура? Конфирмация, бар-мицва или вечеринка в честь пятнадцатилетия — это события, посвященные переходу в другой возраст. В теории. А на практике в современном обществе тринадцатилетняя девочка зависима от родителей и после своей бар-мицвы. Возможно, у нее появится чуть больше обязанностей в синагоге, но до взросления ей еще очень далеко.
Да и сама идея некой церемонии перехода из одного состояния в другое предполагает, что у нас внутри есть какой-то переключатель, который позволит нам быстро перейти в другой статус.
Другие события, связанные с идеей переключателя — это выпускные в школе или в институте. Их отличает от бар-мицвы только одно: одновременно переход совершает несколько сотен, а то и тысяч человек. Однако крайне редко кто-то из нас после выпуска сразу начинает взрослую жизнь, да и в целом среднее и высшее образование значительно продлевают период детства и юности.
Образовательная реформа, проводившаяся в течение XIX столетия в США, оставила позади разнородные частные школы и домашнее обучение и закрепила главенство государственных образовательных учреждений, в которых дети делились строго по возрасту. К 1918 году каждый штат страны обязывал детей посещать школу. Эти реформы были призваны создать лестницу взросления на институциональном уровне, предложить пошаговый путь для движения к зрелости.
Выживаем рядом со взрослеющим ребенком
Когда в семье обитает подросток (а лучше – несколько) жизнь слегка напоминает сидение на вулкане. Ты готов слушать прогноз погоды, звать всех шаманов, молиться… Да что угодно, лишь бы лавой пятую точку не обожгло.
смириться;
Дочь/сын выросли – сроднитесь с этой мыслью. Мы помним их сладкими пупсами, умиротворенно лежащими в памперс. А они уже – отдельные личности со своим неординарным взглядом на жизнь.
Дайте им новое место в семье – не наравне с родителями, но с правом принимать решения. Выбор куртки, университета, секции, репетитора, получение справки и оформление документов – со всем этим они уже справятся.
обсудить безопасность;
Mother Talking To Teenage Daughter About Contraception
В 15 начинать первый разговор о сексе поздновато. В этом возрасте дети уже не хотят беседовать с предками на острые темы. Если контакт не налажен, лучше оплатить лекцию секс-педагога или организовать ее в школе (совместно с администрацией).
Задача родителей – научить ребенка охранять собственные границы, говорить «нет» и предупредить насилие. «Принесешь в подоле – убью!» — плохое начало доверительной беседы.
Сексуальное воспитание – это не все. Придумайте семейный пароль, который можно непринужденно сказать по телефону при всех. Означает он только одно: «Приезжай срочно и забирай меня, дело плохо». Кодовая фраза может быть любой, но попросите ребенка выучить ее наизусть.
Подростки часто ищут себе приключений. Обсудите, как защитить себя в подворотне, куда бежать, кому звонить и что орать. Внушите ребенку мысль: «Возможно, я офигею от твоих фокусов, вероятно, я буду злиться. Но я ВСЕГДА на твоей стороне. Ты можешь прийти в любое время с любой проблемой».
разобраться со своими тараканами;
А вот грузить человека своими амбициями – излишне. Занимайтесь своей жизнью. Как раз кризис среднего возраста на подходе.
До трясучки хочется, чтобы сын стал врачом? Что в вашей жизни пошло не так, почему свои желания вы аккуратно сложили на плечи ребенка? Тянет в медицину – идите сами. Мед. Колледж быстро откроет вам двери в мир уколов, капельниц и родов.
много говорить;
Подросток согласен обсуждать с вами насущные проблемы? Возрадуйтесь, вам завидует полстраны. Пользуйтесь этим и говорите, говорите, говорите.
Без нотаций, пожалуйста. Делитесь опытом, рассуждайте вместе. Помните, как вы обсуждаете волнующие темы с друзьями? Нужно примерно так же: честно, но максимально корректно.
искать общие интересы.
Mother and son (13-15) playing with game controls, smiling
Подрастающие люди нуждаются в общении со своими взрослыми, хоть и тщательно скрывают этот факт. Предлагайте им совместный досуг: посмотреть кино, съездить к вам на работу, сходить на концерт.
Будьте готовы услышать отказ и примите его спокойно. А через время предложите что-то другое. Вы все еще глава семейной стаи и ответственность за отношения пока только на вас. Поэтому проявлять инициативу – это ваша рутинная задача.
Взросление сумасшедшими темпами стартует с переездом. Дочь вместо пятой палетки теней купила гречку по акции? Гордитесь, вы воспитали самодостаточного человека. Но если ребенок всю жизнь проведет под маминым крылышком, вы никогда об этом не узнаете.
Не обязательно съезжать навсегда, но попробовать самостоятельную жизнь на вкус – важный этап. В противном случае будет просто меняться место, где ребенок проводит день.
Сперва сад, потом школа, университет, затем офис. А ужин так и продолжит появляться сам, как и продукты в холодильнике. В таких условиях взрослеть можно до пенсии.
Куда уходит детство
Профессор Гриффин предлагает взглянуть на проблему детства и взросления с другой стороны и задать совсем иной вопрос: не «Когда можно считать меня взрослым?», а «Когда можно считать меня ребенком?».
Все так переживают за то, что молодежь слишком поздно взрослеет. Почему мы не волнуемся о тех, кто становится родителями в 15? Или за тех, кому приходится ухаживать за умирающими родителями еще ребенком? Порой случается так, что человеку приходится играть роль взрослого тогда, когда он еще к этому не готов. Интересно, такие люди переживают период формирующейся зрелости?
Выбирать, когда взрослеть, — это привилегия. Речь не столько о том, чтобы позволить себе дорогое обучение, сколько о том, чтобы иметь роскошь решать, когда брать на себя взрослую роль и иметь время подумать об этом.
Эта привилегия может сработать по-разному: кто-то проедет весь мир в погоне за работой своей мечты, а кто-то спокойно поживет в родительском доме, чтобы немного поразмышлять.
Взросление не всегда бывает желанным. Независимость может превратиться в одиночество. Ответственность может обернуться стрессом и тревогой.
Минтц пишет о том, что некоторым образом взросление несколько обесценилось в культуре:
«Мы часто слышим, что взрослая жизнь — это жизнь, полная тревог и тихого отчаяния. Послевоенная литература — это истории о разрушенных мечтах, нереализованных амбициях, пошатнувшихся браках, семейном отчуждении».
В сравнении с романами XIX столетия, полных томительного ожидания взросления, романы второй половины XX века полны разочарования. В них сквозит вопрос: а хотим ли мы становиться взрослыми?
Легкое взросление как историческая аномалия
Исследователь образования Роберт Хевигхерст утверждал, что существуют некоторые вполне конкретные «задачи развития», которые необходимо решить: найти партнера, научиться с ним / с ней жить, завести семью, воспитать детей, получить профессию, обзавестись домом. Это традиционные взрослые роли, которые можно увидеть в любом семейном ситкоме и которые, как считается, современная молодежь не разделяет и не ценит.
Хевигхерст разрабатывал свою теорию развития в 40–50-е годы, поэтому она ожидаемо была продуктом своего времени. Экономический послевоенный бум приблизил взросление, сделал его доступным: молодым мужчинам хватало работы, а образования для многих должностей не требовалось, и на эти деньги вполне можно было прокормить семью. А общественные взгляды того времени давали приоритет необходимым признакам благополучия: работа, жена, дом, детишки.
Однако этот период был лишь исторической аномалией. Минтц пишет:
«За исключением краткого периода после Второй мировой войны крайне редко бывало так, что молодые люди умудрялись добиться всех маркеров взрослости до 25—30-летия».
Вопреки нашим представлением, наши предки не были суперответственными зрелыми людьми, взирающими на жизнь с хладнокровием и достоинством, пока всю эту идиллию не разрушила современная ленивая молодежь. Как и сейчас, в те времена молодые люди пытали счастья где придется, ошибались, возвращались домой и продолжали скитаться.
А чтобы жениться, многим молодым мужчинам приходилось ждать смерти отца, чтобы получить наследство. По крайней мере, сегодня свадьба не требует летального исхода одного из родственников.
Золотой век простого взросления долго не продлился. Уже с 1960-х возраст вступления в брак стал увеличиваться, а законченное среднее образование стало необходимостью. Общество до сих пор ценит старые маркеры, но для их достижения уже нужно стараться гораздо больше.
Дженсен Арнетт подмечает удивительную вещь:
«Когда люди 50–70 лет смотрят на сегодняшних взрослеющих, они сравнивают их со своей молодостью и считают, что те с жиру бесятся. Но ведь со стороны старшего поколения это не что иное, как нарциссизм: иронично, что именно за это качество они и обвиняют сегодняшнюю молодежь».
По его мнению, современные молодые люди желают того же, что и их родители: построить карьеру, создать семью, завести детей (может быть, не всё из этого списка, но хотя бы часть). Они просто не считают эти критерии тем, что определяет зрелость.
К сожалению, общество этого не понимает, и более старшее поколение не воспринимает молодых людей как взрослых, пока они не соответствуют всем этим критериям. А ведь огромную роль для взросления играет именно то, воспринимают ли тебя взрослым другие люди и можешь ли ты играть роль, которая убедит других (и тебя самого) в том, что ты способен нести ответственность.
Взросление как зрелость мозга
Ситуация, когда молодые люди учатся до 21–22 лет, вполне соотносится с современными научными представлениями о развитии мозга.
В возрасте 22–23 лет наш мозг уже практически полностью сформирован, по утверждению Стейнберга, исследователя развития мозга и подросткового периода. Это не означает, что после достижения этого возраста мы уже не можем обучаться. Еще как можем! Нейропластичность остается с нами на протяжении всей жизни. Однако нейропластичность взрослого отличается от таковой у подростка, у которого идут мощные процессы образования новых и отмирания старых связей. Во взрослом возрасте всё еще возможны некоторые изменения, но нейронная структура уже не меняется.
«Разница примерно такая же, как между капитальным и косметическим ремонтом. Однако основные функции мозга созревают до наступления 16-летия — логическое мышление, планирование, способность к высокоуровневому абстрагированию», — утверждает Стейнберг.
16-летний молодой человек с тестами на интеллект справится не хуже, чем взрослый. А вот элементы высшей нервной системы, такие как префронтальная кора (отвечающая за процесс мышления) и лимбическая система (отвечающая за эмоциональную сферу, мотивацию и поведенческие реакции), созревают значительно дольше.
До момента полного созревания этих систем мы менее способны контролировать свои импульсы. Именно по этой причине приговоры для несовершеннолетних отличаются от приговоров взрослым людям за те же деяния.
Тем не менее, как мы видим, мозг может быть достаточно зрелым для одних задач и незрелым для иных. К примеру, по мнению Стейнберга, нет никаких причин не позволять голосовать 16-летним молодым людям, учитывая зрелость логических функций их мозга.
Трансформирующий опыт
Во взрослой жизни люди часто начинают акцентировать внимание на том, чего им не хватает. Уильямс Браун, автор книги Adulting, в 20 лет была сосредоточена на своей карьере. Несмотря на это, она ловила себя на том, что она с сожалением наблюдает за своими ровесниками, которые завели семью и детей:
«Было трудно смотреть на то, чего ты хотела и до сих пор хочешь, а это есть у других людей. При этом я прекрасно осознавала, что моя жизнь — это последствия моих собственных решений».
Сейчас Уильямс Браун 31 год, и она недавно вышла замуж. Я спросила ее, чувствует ли она себя сейчас более взрослой, достигшей своих целей.
«Мы с мужем встречались почти четыре года до свадьбы и долго жили вместе, поэтому я не думала, что свадьба что-то изменит. В эмоциональном плане я чувствую себя более крепко и надежно.
На днях мой муж сказал, что он чувствует себя и старым, и молодым одновременно. Молодым — потому что открылась новая глава в жизни. Старым — потому что найден ответ на вопрос, с кем ты хочешь провести свою жизнь, а это большая веха.
Но… В моей раковине по-прежнему полно грязной посуды».
Пожалуй, самым трансформирующим опытом для перехода ко взрослой жизни считается родительство. Это не означает, что бездетные люди не могут считаться взрослыми. Но вот для тех людей, у кого дети есть, словно срабатывает тот самый переключатель. Дженсен Арнетт в своем интервью 1998 года сказал:
«Наиболее часто в качестве собственного маркера перехода от юности ко взрослости люди называют рождение своего ребенка».
Если взрослением считать (по Берроу) комбинацию внутреннего чувства ответственности с убежденностью окружающих людей в том, что у тебя эта ответственность есть, рождение детей — это идеальная ситуация. Именно в этом случае ты чувствуешь себя взрослым, а другие люди уверены в этом.
Крайне важной валютой сегодня является чувство идентичности и цели, а дети дают и то и другое.
Помимо рождения детей часто упоминается и обратная ситуация — уход за престарелыми родителями. Эти две ситуации при удачном стечении обстоятельств позволяют достигнуть взросления в короткий период. Но взрослеть не обязательно быстро — этот процесс может быть медленным и постепенным. Взросление — это не какое-то событие, о котором можно написать в Facebook и ждать поздравлений. Взросление происходит тихо.
Особенности возраста
К основным особенностям периода взрослости относится:
- изменение мотивов, усиление влияния общечеловеческих ценностей, рост общей мотивации;
- рост умения планировать и осуществлять поступки согласно этим ценностям;
- рост способности к мобилизации собственных ресурсов при жизненных трудностях;
- объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, готовности к новым и более сложным поступкам, преодолению трудностей, достижению новых вершин.
Названные особенности – новообразования взрослости. Они не обязательно возникают одновременно, чаще одни служат спусковым механизмом для других изменений или обуславливают более высокий уровень развития в других элементах. Если в предшествующих периодах развитие идет равномерно сразу по всем сферам и направлениям личности, то расцвет зрелости имеет весьма хаотичный или иерархический характер.
Взросление как социальный конструкт
Взросление — это социальный конструкт, как и детство, со своими последствиями для реальной жизни. Именно социальные конструкты определяют уровень ответственности за свои действия, принимаемые в обществе роли, взгляд людей друг на друга и на себя самих. Однако взросление сложно определить даже в самых, казалось бы, однозначных аспектах, таких как физическое развитие или обязанности перед законом.
В США нельзя употреблять алкоголь до 21 года, а голосовать и служить в армии можно уже в 18. Фильмы для взрослых можно смотреть с 17 лет, а устраиваться на работу — с 14.
Лоуренс Стейнберг, ведущий профессор психологии в Университете Темпл, утверждает, что хронологический возраст не всегда можно считать хорошим признаком зрелости, но он необходим для практических целей. «Нам всем знакомы и вполне зрелые и мудрые люди 21–22 лет от роду, и беспомощные и незрелые того же возраста. Но нельзя же заставлять людей проходить тесты на зрелость, чтобы решить, можно им уже покупать алкоголь или нет».