Психология цвета: как он влияет на психическое состояние человека

Каждый день цвет повсеместно окружает любого человека, вызывая уникальные чувства и эмоции. Выбор предметов интерьера и быта, аксессуаров, подручных средств, одежды, а также всего остального согласно оттенкам цветовой палитры свидетельствует о личных предпочтениях, внутренних ощущениях и душевном состоянии индивида. Так же личные предпочтения цветовой гаммы характеризуют настрой предстоящего события или темперамент.

Выбор цветового тона кардинально воздействует на психоинтеллектуальное состояние личности. Психологи определили, что сдержанная в цветовой гамме среда привлекает, успокаивает, благоприятствует творческой атмосфере, улучшает коммуникацию людей. Цветовой тон способен влиять на чувства, а не на логику. Исследования доказали, что 80% цвета «поглощается» нервной системой, а 20% – зрением. Между цветом и восприятием имеется определенная зависимость. Подлинно установлено, что каждый цветовой тон имеет подсознательные ассоциации. Цвет, как и форма, воздействует эмоционально на любую личность. Он способен вселять ощущения комфорта и умиротворения, привлекать или отталкивать, тревожить или возбуждать. Это отчетливо можно наблюдать, когда листаешь буклеты, просматриваешь хорошие рекламные фильмы или разглядываешь плакаты, кидая взор на выразительные пространственные и цветовые решения.

Значение цвета в психологии

Учёные сделали вывод, что 80 % цветового потока воспринимается нервной системой, и лишь 20 % приходится на органы зрения. Что это означает на практике? Если у вас с детства сформировалась привычка реагировать на красный с тревогой, реакцией на этот цвет будет чувство опасности. Если красный преобладал как атрибут праздника, реагировать на него вы будете с радостью.

Зелёный позволит расслабиться и уверенно двигаться вперёд. Каждый цвет несёт с собой подсознательные ассоциации и вызывает определённые эмоции:

приносит ощущение комфорта и умиротворения вызывает грусть или радость наполняет состоянием тревоги или возбуждения отталкивает или привлекает

Восприятие цвета изменяется в зависимости от психофизиологического состояния человека. При сильной усталости вы даже не заметите, какого цвета одежда у коллеги. В случае опасности цвета будут восприниматься резче и отчётливее, врезаться в память. И, наоборот, на ваше психическое и физическое самочувствие оказывает цветопоток. В больничной палате, стены которой окрашены в чёрный цвет, вы вряд ли быстро пойдёте на поправку. Не зря в медицинских учреждениях используется белый — символ чистоты и здоровья.

Желтый

Желтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует быстрому принятию решений. Помогает понять новые идеи. Желтый — цвет солнца, энергичный, но без агрессии, цвет оптимизма, свободы, открытости, подвижности, общительности. Настраивает на коммуникабельность. Этот цвет открытости и общительности. Помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, усмирить душевное волнение.

Люди, предпочитающие этот цвет, не любят глупцов, любят, чтобы ими восхищались, не любят быть загнанными в угол. Им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Желтый цвет может «наделять» предмет интеллектом. Данный цвет будет удачен в рекламе хай-тек продукции, товаров для детей, турфирм, рекламных агентств. Его часто используют в упаковке продуктов питания, в частности хлеба, мучных изделий, круп. Вызывает положительные ассоциации в рекламе.

Возможные негативные ассоциации: На уровне стереотипов существует мнение, что Желтый является цветов разлуки. Также Желтый может вызывать ассоциации, связанные с ревностью, завистью, осуждению других, «Цвет сплетен» (желтая пресса).

Взаимосвязь цвета и характера человека

В зависимости от того, где используются цвета, человек делает выбор в пользу одного, в крайнем случае двух-трёх. В течение жизни предпочтения могут меняться. Это происходит, если вы попали в непривычное для вас окружение, в другой эмоциональный фон. Другими словами, любимый цвет будет отражать ваш характер и коммуникативные способности.

Вы не обращали внимание на то, что собственники жёлтых и красных автомобилей по природе своей жизнелюбы и склонны считать себя счастливчиками? К синим машинам тянутся уравновешенные по характеру люди. Владельцы белых авто наделены консервативным взглядом на мир, а чёрные машины предпочитают целеустремлённые и деловые люди. Вы можете не согласиться, но психологи утверждают, что на серебристые и серые автомобили особенно обращают внимание самолюбивые люди.

Не обязательно проводить психологический тест, чтобы понять индивидуальные особенности характера. Достаточно проанализировать цветовую гамму одежды, вещей и предметов, которые окружают человека.

Красный

Противоречивый цвет с неоднозначным значением. Прежде всего, это символ величия и власти. Замечено, что даже спортивные судьи склонны отдавать лидерство спортсменам в красной одежде. В Византии обувь красного цвета, украшенную драгоценными камнями, дозволялось носить только патрицианкам. Простой люд ходил в обуви из чёрной кожи.

Победоносный цвет психологически воспринимается как агрессивный и будоражит мысли. В рекламе или в дорожных знаках играет роль «повелителя», побуждая совершить то или иное действие.

Синий

Синий — это концентрический цвет, он посвящает все только себе. У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, затягивая в себя. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Он имеет очень сильную психологическую ценность, являясь цветом убеждения, но не таким эмоционально давящим, как красный. Символизирует вечные ценности, высоту и глубину, мудрость и строгость. Темно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным – недаром его так любят бизнесмены. Помогает сконцентрироваться на самом необходимом. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание, но в отличие от красной, практически никогда не вызовет отрицательных эмоций.

Возможные негативные ассоциации: Синий не только цвет неба, но и цвет ночи, может ассоциироваться с магией, непонятными вещами, колдовством, угнетением, фанатизмом.

Золотистый

Золотистый цвет символизирует роскошь, сияние, солнце, безупречность. Олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства. Золотой — цвет работы, карьерного роста и богатства, как правило его используют в сочетании с другими цветами, для придания им большей значимости, блеска. Золотой — один из самых опасных цветов, используя его в больших количествах есть шанс превратить елегантную роскошь в безвкусицу. Его любят использовать на упаковках кофе, чая, сигарет, психологически это делает вкус «богатым».

Возможные негативные ассоциации: Золотой может восприниматься совершенно по-разному, вызывать ассоциации расточительности, излишней праздности, плохого вкуса.

Черный

Черный всегда скрывает в себе все, что несет, являясь самым “загадочным” цветом. Уравновешивает белый цвет (без тьмы нет света, инь и янь). Соотносится с бесконечностью, помогает сосредоточиться и отгородиться от всех посторонних цветов. В чистом виде, он используется довольно редко, т.к. вызывает неготивные эмоции. Обычно его сочетают с более теплыми и яркими цветами для придания большей контрастности. Черный цвет является классическим, черные костюмы на мужчнинах — неотъемлемая часть делового стиля. Незаменим при создании четких форм и линий.

Возможные негативные ассоциации: Вызывает чувство горечи, тяжести, уныния. Зачастую ассоциируется с трауром. Помочь в таком случае может сочетание его с красным цветом, он добавит черному динамики, стремления.

Жизненная активность

Представитель сильного пола, предпочитающий темно-красные оттенки, сегодня не является редкостью. Давно уже прошли те времена, когда мужчинам было свойственно выбирать темные цвета. Теперь каждый волен поступать согласно своему индивидуальному вкусу. Как правило, неординарные личности склонны ярко одеваться, искать в себе дополнительные перспективы, которые позволили бы наиболее полно выразить свои личностные качества. Жизненная активность заставляет человека много двигаться, испытывать потребность в том, чтобы пытаться строить жизнь по своему сценарию, а не подстраиваться под окружающих. Такой индивид не боится экспериментировать и часто принимает совершенно необдуманные решения. Если в какой-то момент что-то идет не так, то он может признать ошибку, хотя подобное решение никому легко не дается.

Целеустремленность

Бордовый цвет в психологии обозначает стремление во что бы то ни стало достичь значимого результата. Такая личность не остановится ни перед какими препятствиями. Даже если дело не будет получаться с первого раза, в дальнейшем последуют твердые попытки изменить неудовлетворительные обстоятельства. Это на самом деле весьма похвально, тем более, если индивид не пасует перед трудностями, а старается максимально быстро их преодолевать. Целеустремленность — значимая черта сильного человека. Уверенность в себе необходимо накапливать, она не образуется за один день.

Если индивид четко понимает, чего хочет достичь в результате, то он станет действовать осмысленно, без долгих раздумий и колебаний. Иногда можно заметить интересную тенденцию: с изменением гардероба происходит ощутимый личностный рост. Человек начинает мыслить, чувствовать по-другому и это заставляет его дальше развиваться в выбранном направлении, заниматься самосовершенствованием. Если бы каждый верил в себя настолько, чтобы перестать зацикливаться на мелочах, в результате мир действительно изменился бы.

Бордовый

Цвет образован при смешении красного и коричневого. Он имеет глубокий насыщенный оттенок, по воздействию более спокойный, чем ярко-красный. Не вызывает сильного напряжения нервной системы.

Бордовый , цвет элиты, его выбирают люди, наделенные консервативными качествами, представители деловой сферы.

Говорит об уверенности и солидности. Это хорошие организаторы, но при этом скупые на эмоции.

Бордовый применяется в одежде. Хорошо он смотрится и в интерьере, создавая ощущение солидности и богатства.

Оттенки бордового цвета в интерьере

Пока никому не удалось до конца разгадать тайну загадочного бордо. Зато у дизайнеров получилось выделить несколько оттенков цвета. В таблице вы найдете основные вариации.

Название оттенкаХарактеристика
МарсалаГранатовый оттенок с явным коричневым подтоном
БургундиГлубокий красно-бордовый
КарминНасыщенный темно-красный с коричневыми нотами
МерлоТон, максимально близкий к коричневому
БурыйПриглушенный оттенок с преобладанием коричневого
СангрияЯрко-бордовый с выраженными красными нотами
КардиналОттенок с лидирующими ярко-красными тонами
ТерракотаМягкий тон с выраженной рыжинкой

Однако на выборе оттенка дело не заканчивается. Следующий этап на пути к созданию стильного дизайн-проекта — рассмотрение вариаций из спектра светлых и темных тонов.

Совет! Не стоит сочетать в интерьере одной комнаты более двух оттенков цвета. Важно, чтобы тона соотносились между собой, создавали игру, дополняли друг друга.

Кому подходит?

Бордовый, как и все варианты красного спектра, может нервировать и раздражать, если его будет слишком много. Психика человека автоматически воспринимает его как сигнал опасности, поэтому его нужно «тушить» другими оттенками. Подбирая одежду для образа, стилисты ориентируется на тип фигуры и индивидуальный стиль. Психологи рекомендуют к этим критериям добавить ощущение личного комфорта: выбранные цвета не должны вызывать неприятных эмоций. Главное обозначение бордового — жизненная сила и активная жизненная позиция. Если такой наряд выберет пассивный человек, он будет чувствовать себя не в своей тарелке.

Лучше всего красный спектр выглядит на девушках со смуглой кожей: он не образует резкого контраста и мягко подчеркивает тон кожи. Девушкам со светлой кожей, склонной к покраснениям, нужно использовать его аккуратно: на его фоне кожа становится розоватой и выглядит нездорово. Чтобы избежать этого, нужно уменьшать количество бордового в ансамбле, отведя ему роль цвета для аксессуаров.

Серый

Серый цвет соединяет белый и черный, образуя собой гармонию двух противоположных цветов. Сам по себе нейтральный, обладает утонченной красотой, особенно при сочетании с яркими цветами. Серый — цвет интелекта, он расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно. Он универсален и консервативен, может использоваться практически в любых сферах деятельности для создания лаконичности, утонченности.

Возможные негативные ассоциации: Серый может ассоциироваться с плохой погодой, болезнями, чувством ненужности, тоски, усталости. Его способность к умиротворению может смениться чувством бесконечной меланхолии и печали. Его редко используют при создании упаковки для моющих средств, шампуней, а также средств гигиены ,т.к. в психологическом восприятии людей, серый — цвет города, соверменных офисов, асфальта, пыли, но никак не шампуней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]