Психическое и психологическое здоровье человека и личности

  • Что такое кризис?
  • Что может стать причиной кризисных состояний?
  • Виды кризисных состояний
  • Реакция человеческой психики на стрессовую ситуацию
  • Цели и задачи психологии кризисных состояний

Наука кризисная психология (психология кризисных состояний) своим возникновением обязана громадному количеству бедствий, которые возникают в нашей действительности. Это эпидемии, террористические акты, техногенные катастрофы, военные действия, аварии и другие сложные ситуации. Человек, так или иначе, вовлечен во все эти происшествия как инициатор, пострадавший или свидетель, и справляться с опасными эмоциональными последствиями его учит психология кризисных состояний. Давайте подробнее поговорим об этом направлении, его целях и задачах.

Что такое кризис?

Кризисная психология изучает личные и социальные кризисы, возникающие из-за внешних или внутренних потрясений.

Кризис – это нарушение стабильного психического равновесия, он наступает тогда, когда обычные выходы из этого состояния не помогают, и человек вынужден искать новый способ справиться с ситуацией или адаптироваться к ней. Кризис – это следствие сильного эмоционального потрясения, он меняет мысли и поведение, что может или ухудшить психологические показатели человека, или, напротив, позволить ему выйти на более высокий уровень развития.

Если говорить простыми словами, то кризисное состояние – это такой период, при котором разрушены старые жизненные основы, а новые еще не найдены. Именно поэтому очень важно оказать человеку, переживающему кризис, квалифицированную помощь.

Что может стать причиной кризисных состояний?

Возникают кризисные состояния по разным обстоятельствам и причинам. Это могут быть социальные и ситуативные факторы, индивидуальные и психологические особенности индивида.

К кризисному состоянию предрасположены дети, подростки и пожилые люди, эти возрастные фазы характеризуются биологической уязвимостью и любая сложная ситуация в жизни в этот период способна нарушить эмоциональное состояние человека.

Группой риска также будут соматические больные, люди с диагностированным физическим истощением или имеющие психотравмы.

Причинами стрессового расстройства могут стать:

  • насилие и жестокость;
  • участие в военных действиях;
  • террор;
  • криминал;
  • стихийное бедствие;
  • смерть или болезнь близких людей;
  • потеря работы и/или социального статуса (средств к существованию);
  • значительное снижение уровня жизни;
  • социальный конфликт (в семье или на работе).

Психологическое состояние так же важно, как и физическое. Это основа удовлетворенности жизнью и собой.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

  • адекватность понимания общества;
  • осознание поступков;
  • работоспособность и активность;
  • стремление к новым целям;
  • умение находить контакты;
  • нормальная семейная жизнь;
  • чувство привязанности к родным;
  • ответственность;
  • умение составлять план жизни и следовать ему;
  • ориентированность на развитие личности;
  • целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

  • алкоголизм;
  • агрессия;
  • депрессивные состояния;
  • больные привязанности;
  • позиция жертвы;
  • страхи, психотравмы.

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий дискомфорт, апатичность, враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Психическое и психологическое здоровье два не пересекающихся состояния. Важно разграничивать их и осознавать отличия.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Стремление к абсолютному здоровью души и тела – нормальное явление для гармоничной личности. Специальные методики окажут помощь в достижении этой цели.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, занимаемся спортом, следим за диетой и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

Виды кризисных состояний

В зависимости от выраженности пережитого события и характера протекания стресса можно говорить о том, что существуют три уровня кризисного состояния:

  1. рутинный – с таким приступом, как правило, человек справляется сам;
  2. острый – предполагает безотлагательную психотерапевтическую помощь;
  3. значительный (личностный) – характеризующийся потерей основных жизненных ориентиров и ценностей.

Вызвано состояние личностного кризиса может быть внутренними аспектами жизни

(естественным развитием личности, возрастным периодом, неадекватной самооценкой и т.д.) или
внешними событиями
(трудовой деятельностью, сменой общественного статуса или семейного положения, экстремальными ситуациями, связанными с угрозой жизни и/или здоровью).

Если говорить подробнее, то виды кризиса, которые встречаются у людей чаще всего, следующие:

  • возрастной кризис – возникает в процессе созревания личности и ее перехода от одного возрастного этапа к другому и связан с соответствующими психологическими изменениями;
  • кризис утраты – картина переживания острого горя, которая возникает при потере близкого человека и воспринимается как частичная утрата самого себя;
  • экзистенциальный кризис – как последствие потери смысла жизни, важнейших ценностей, задач и целей; выход из такого состояния предполагает пересмотреть систему психологических убеждений и стабилизировать представление о своей личности и окружающем мире;
  • невротический кризис – может развиться вне зависимости от внешних событий, но при этом создать иллюзорное субъективное ощущение безысходности ситуации и мировосприятия;
  • травматический кризис – как ответная реакция на травмирующее событие, сила переживаний при этом будет зависеть от индивидуальной оценки и значимости произошедшего для конкретной личности.

Лекция № 6. Психические состояния

Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Н. Д. Левитова, написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу — монография «О психических состояниях человека», изданная в 1964 г.

Согласно определению Левитова, психическое состояние

— это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности.

Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.

Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность — долговременность» и «изменчивость — постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.

На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний: психическое состояние — это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.

На основе приведенных выше определений можно выделить свойства

психических состояний.

Целостность

. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.

Подвижность

. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.

Относительная устойчивость

. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

Полярность

. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес — безразличие, бодрость — вялость, фрустрация — толерантность и т. д.

В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.

1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

К гностическим

психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные

психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

Волевые

психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

2. Схожа с предыдущей, но имеет некоторые отличия классификация состояний на основе системного подхода. Согласно этой классификации психические состояния разделяются на волевые (разрешение — напряжение), аффективные (удовольствие — неудовольствие) и состояния сознания (сон — активация). Волевые состояния делятся на праксические и мотивационные; а аффективные — на гуманитарные и эмоциональные.

3. Классификация по признаку отнесенности к личностным подструктурам — разделение состояний на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности.

4. По времени протекания выделяют кратковременные, затяжные, длительные состояния.

5. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность) и астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность), а также положительными и отрицательными.

6. По степени осознанности — состояния более осознанные и менее осознанные.

7. В зависимости от преобладающего воздействия личности или ситуации на возникновение психических состояний выделяют личностные и ситуативные состояния.

8. По степени глубины состояния могут быть глубокими, менее глубокими и поверхностными.

Исследование структуры психических состояний позволило выделить пять факторов формирования состояний: настроение, оценка вероятности успеха, уровень мотивации, уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к деятельности. Эти пять факторов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям:

1) мотивационно-побудительная (настроение и мотивация);

2) эмоционально-оценочная;

3) активационно-энергетическая (уровень бодрствования).

Наиболее важной и осмысленной является мотивационно-побудительная группа состояний. В их функции входят осознанное стимулирование субъектом своей деятельности, включение волевых усилий для ее исполнения. К таким состояниям можно отнести интерес, ответственность, сосредоточенность и др. Функцией состояний второй группы является начальная, неосознанная стадия формирования мотивации к деятельности на основе эмоционального переживания потребностей, оценка отношения к этой деятельности, а по ее завершении — оценка результата, а также прогнозирование возможного успеха или неуспеха деятельности. Функцией состояний третьей группы, предшествующих всем другим состояниям, является пробуждение — угасание активности как психики, так и организма в целом. Пробуждение активности связано с возникновением потребности, требующей удовлетворения, угасание активности — с удовлетворением потребности либо с утомлением.

Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.

Типичные положительные

психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).

Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др. Состояние заинтересованности создает мотивацию к успешному осуществлению деятельности, которая, в свою очередь, приводит к работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно усиливает сосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта, обостряет восприятие, усиливает воображение, стимулирует продуктивное (творческое) мышление. Решительность в данном контексте понимается как состояние готовности к принятию решения и приведению его в исполнение. Но это ни в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность, готовность к мобилизации высших психических функций, актуализации жизненного и профессионального опыта.

К типично отрицательным

психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.

Понятие стресса было подробно рассмотрено в лекции об эмоциональной сфере психики. Но если там акцент делался на эмоциональный стресс, то в данном контексте под стрессом понимается реакция на любое экстремальное негативное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными — состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Например, состояние матери, узнавшей, что ее сын, считавшийся погибшим на войне, в действительности жив, – это положительный стресс. Психолог Г. Селье, исследователь стрессовых состояний, предлагал положительные стрессы называть евстрессами, а отрицательные — дистрессами. Однако в современной психологической литературе термин «стресс» без уточнения его модальности употребляется для обозначения отрицательного стресса.

Фрустрация — состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация — это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принять прохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз — вода отключена на ближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом, поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью. Но очень сильная потребность осталась неудовлетворенной. Это и есть состояние фрустрации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.

Психическая напряженность — еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов.

1. Человек не обладает достаточным количеством информации, чтобы выработать оптимальную модель поведения, принять решение (например, юноша любит девушку, но слишком мало знаком с нею, чтобы спрогнозировать ее реакцию на его попытки ухаживания или объяснения, поэтому при встрече с ней он будет испытывать состояние напряженности).

2. Человек выполняет сложную деятельность на пределе концентрации и максимально актуализируя свои способности (например, одновременно требуются состояние бдительности, решение интеллектуальной задачи, сложные моторно-двигательные действия — ситуация выполнения боевого задания).

3. Человек находится в ситуации, вызывающей противоречивые эмоции (например, стремление помочь пострадавшему, страх навредить ему и нежелание принимать на себя ответственность за чужую жизнь — этот сложный комплекс эмоций вызывает состояние напряженности).

Персеверация и ригидность — два сходных отрицательных психических состояния. Сущность обоих состояний — склонность к стереотипному поведению, пониженная адаптация к изменениям ситуации. Отличия заключаются в том, что персеверация — пассивное состояние, близкое к привычке, податливое, стереотипное, а ригидность — более активное состояние, близкое к упрямству, неуступчивое, сопротивляющееся. Ригидность в большей степени характеризует личностную позицию, чем персеверация, она показывает непродуктивное отношение человека к любым изменениям.

Третья группа — специфические психические состояния

. К ним относятся состояния сна — бодрствования, измененные состояния сознания и др.

Бодрствование — это состояние активного взаимодействия человека с окружающим миром. Выделяют три уровня бодрствования: спокойное бодрствование, активное бодрствование, крайний уровень напряжения. Сон — естественное состояние полного покоя, когда сознание человека отрезано от физического и социального окружения и его реакции на внешние раздражители сведены к минимуму.

Суггестивные состояния относятся к измененным состояниям сознания. Они могут быть как вредными, так и полезными для жизнедеятельности и поведения человека, в зависимости от содержания внушаемого материала. Суггестивные состояния подразделяют на гетеросуггестивные (гипноз и внушение) и аутосуггестивные (самовнушение).

Гетеросуггестия — это внушение одной личностью (или социальной общностью) некоторой информации, состояний, моделей поведения и иного другой личности (общности) в условиях пониженной осознанности у субъекта внушения. Воздействие телевизионной рекламы на людей является внушением, исходящим от одной общности и воздействующим на другую общность людей. Состояние пониженной осознанности достигается самой структурой рекламных роликов, а также «вклиниванием» рекламы в такие моменты телефильмов или передач, когда у зрителей обострен интерес и снижена критичность восприятия. Направленное внушение от одной личности к другой происходит при гипнозе, когда субъект внушения погружен в гипнотический сон — особый, искусственно вызванный вид сна, при котором сохраняется один очаг возбуждения, реагирующий только на голос суггестора.

Самовнушение может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное — осознанное внушение человеком самому себе некоторых установок или состояний. На основе самовнушения построены методики саморегуляции и управления состояниями, такие как аутотренинг Г. Шульца, методика аффирмации (в основном связана с именем Луизы Хей — наиболее известного популяризатора этой методики), оригинальной методикой настроев, разработанной Г. Н. Сытиным. Непроизвольное самовнушение возникает в результате фиксации повторяющихся реакций на определенный раздражитель — предмет, ситуацию и т. п.

К измененным состояниям сознания относятся также транс и медитация.

Эйфория и дисфория — еще два специфических состояния. Они являются антиподами друг друга.

Эйфория — не обоснованное объективными причинами состояние повышенной веселости, радости, благодушия, беспечности. Она может быть как результатом воздействия психотропных препаратов или наркотических веществ, так и естественной реакцией организма на какие-либо внутренние психические факторы.

Например, длительное пребывание в состоянии крайнего напряжения может вызвать парадоксальную реакцию в виде эйфории. Дисфория, напротив, проявляется в необоснованно пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Дисфория наиболее характерна для органических заболеваний головного мозга, эпилепсии и для некоторых форм психопатий.

Подводя итог, можно сказать, что по своей структуре психические состояния являются сложными образованиями, различающимися по знаку (положительные — отрицательные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной и волевой сферах психики.

Диагностика

психических состояний проводится на двух уровнях: психофизиологическом и собственно психологическом Психофизиологические исследования выявляют структуру, схему протекания, интенсивность состояний и некоторые другие факторы, позволяющие раскрыть их природу. Исследование динамики содержания психических состояний, т. е. то, что дает впоследствии возможность управлять состояниями и корректировать их, осуществляется психологическими методами. Одним из наиболее распространенных психодиагностических методов являются опрос-ники. Среди наиболее популярных, например, опросник САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения. Он построен по принципу шкалы Ликерта и содержит 30 пар высказываний, касающихся психических состояний (по 10 на каждую шкалу). Часто используется также методика, разработанная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная Ю. Л. Ханиным. С ее помощью проводят диагностику тревожности личностной и тревожности реактивной. Последняя выступает в качестве психического состояния. Можно указать также «Опросник нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина.

Из проективных методик для диагностики психических состояний часто используют цветовой тест Люшера: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность — враждебность), предпочтение зеленого — мотив самоутверждения (доминирование — подчинение), предпочтение красного — поиск ощущений (возбуждение — скука), желтого — мотив конструктивного самовыражения (реактивность — заторможенность).

Среди других методов диагностики психических состояний можно выделить методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица, автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа, диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи и др.

Реакция человеческой психики на стрессовую ситуацию

Нужно понимать, что негативные ощущения и переживания в период стресса – это естественные реакции человеческого организма. Они должны проявляться, чтобы человек мог в последствии избежать осложнений здоровья.

Нормально, если в состоянии стресса человек:

  • находится в возбужденном состоянии, испытывает хаос в мыслях и может демонстрировать нетипичное для себя поведение;
  • паникует, боится, ощущает непреодолимое желание убежать;
  • агрессивен, яростен, напряжен;
  • тревожен, беспокоен;
  • плачет;
  • испытывает зависть, ревность;
  • ощущает неконтролируемую нервную дрожь (тремор).

Уровень стресса не зависит от причины. Перелом ноги или внезапная измена супруга дадут одинаковую реакцию организма, но интенсивность этих реакций будет связана с тем, насколько значительно произошедшее событие для конкретной личности.

Если стрессовые проявления длятся долго, то приходит чувство безразличия, человек может ощутить нехватку сил, утратить интерес к произошедшему и в результате впасть в апатию.

Психическое и психологическое здоровье человека и личности

Нехведович Оксана Олеговна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

Как выглядит здоровый человек? Румяное лицо, ясный взгляд, уверенная походка и энергичные движения, «отсутствие различного рода заболеваний», «высокую адаптивность организма», «возможность продолжительное время находится в трудоспособном состоянии». Однако рассуждая о здоровье человека, говорить лишь о физической составляющей будет не совсем правильно, так как в таком случае картина получится неполной и ограниченной. Человеком, здоровым психологически, может считаться только тот, кто поступает разумно, охотно идёт на контакт, готов к сотрудничеству, умеет на уровне эмоций защититься от жизненных ударов и владеет необходимыми психологическими инструментами, позволяющими справляться с жизненными проблемами и неудачами.

Одной из главных функций здоровья в психологической сфере принято считать баланс между личностью человека, и средой в которой он существует. Причём, баланс динамический и активный. Не следует считать, что чем здоровее человек психологически, тем в большей степени он находится в состоянии постоянного безудержного оптимизма. Готовность контактировать в случае необходимости, присущая психологическому здоровью личности, вовсе не идентична врождённой способности поддерживать многочисленные контакты, в том числе и необязательные.

Считается, что психическое и психологическое здоровье — это оптимальная работа всех психических структур, используемых человеком в повседневной жизни.

Как же можно описать человека, здорового психологически?

  • Одним из критериев психологического здоровья является чувство привязанности к близким людям и ответственности за них;
  • В семье такой человек получает большое количество положительных эмоций, умеет гасить конфликты, не допуская их разрастания;
  • Жизненные проблемы он решает без излишних эмоций, не скандаля и не проявляя агрессию;
  • Трезво оценивает ситуации и делает из них разумные и взвешенные выводы;
  • Он хорошо ориентируется в реальности, адекватно её принимает и пользуется ей. Совершает поступки, соответствующие тем условиям и обстоятельствам, в которых их следовало совершить;
  • Ещё одним критерием психологического здоровья человека является жизненная активность, умение не просто определять для себя значимые цели, но и претворять их в реальность. Здоровый человек ориентирован на саморазвитие, самореализацию и воплощению в жизнь своих планов.

Образ здорового человека

  • Он жизнерадостен и дружелюбен;
  • открыт в той степени, в какой позволяет врождённый психологический тип;
  • способен к креативу;
  • с удовольствием познаёт новое и готов к познанию, как действительности, так и своего внутреннего мира. Всё новое его живо интересует;
  • он не склонен к зависти, чужим победам и успехам он радуется ничуть не меньше, чем собственным. Более того, успехи окружающих стимулируют его на достижение своих успехов.
  • Нерешаемых проблем для такого человека нет. Он видит перед собой интересные задачи, которые можно и нужно решить, и препятствия, дающие возможность преодолеть их, или обойти. Неудача, которая с ним происходит, оценивается лишь как новая возможность попробовать ещё раз.
  • Он полностью уверен, что ответственность за свою жизнь, свои успехи и промахи несёт только он сам. Его жизнь наполнена гармонией: в ней всего в меру, нет ни перекосов, ни зияющих провалов.

Психологическое здоровье личности: как расставить границы?

Границы ставятся весьма условно, а по большей части, и субъективно.

У человека, обычно ведущего себя вполне нормально, вдруг в определённых условиях могут проявиться черты, или поступки, которые свойственны нездоровым психологически личностям. Позже, после того, как обстоятельства изменятся, и у человека вновь наступит психологическое равновесие, такие черты станут менее выраженными, или вообще не будут заметны. Так что, не стоит, заметив признаки психологического нездоровья, отныне считать такого человека больным. Если бы это было так, психологи давно бы уже записали в нездоровые личности всё человечество.

Теперь нам проще представить себе и человека, который явно психологически нездоров. Достаточно лишь поменять «знак» у признаков психологического здоровья человека, и вписать вместо них противоположные утверждения. Жизненную активность, например, заменить пассивностью, способность к саморазвитию заменить неспособностью, а уверенность в том, что человек сам отвечает за свою жизнь, убрать совсем, или перенести на кого-то другого.

Несложно представить, как отсутствие или недостаток психологического здоровья повлияет на жизнь. Мы получаем безответственного человека, постоянно пытающегося найти тех, кто виноват в череде неудач и ошибок, и затем обвинить их в этом;

  • семейные скандалы и ссоры;
  • угрюмость и замкнутость;
  • неспособность составить внятный план даже на непродолжительный период.
  • чувство зависти к окружающим, жизнь которых складывается более успешно;
  • агрессия;
  • импульсивные и неадекватные поступки.

Всё это действует на любые сферы человеческой жизни весьма негативно. Результат неутешительный: разрушенная семья, неудачи в профессиональной сфере, частые депрессии, возникновение и усугубление вредных привычек. О чём свидетельствует всё вышесказанное? О том, что у человека наверняка имеются неврозы, и он нуждается в срочной медицинской и психологической помощи.

Радует то, что неврозы в большинстве случаев излечимы при строгом соблюдении рекомендаций врачей.

Стоит задуматься и о том, что психологическое здоровые личности – не какие-то особенные, а такие же обычные люди, как и мы с вами. Это знание способно дать нам новую веру в человеческие возможности, а заодно и надежду на построение иного общества, в которым главным станет братская любовь и сострадание ближнему.

Что же заложено в нас нашими генами?

Да, наследственная предрасположенность существует, и вполне доказана. Но её роль не настолько значима, насколько значима среда, в которой мы существуем сейчас. И особенно та, в которой мы существовали и воспитывались, пока были ещё детьми.

Таким образом, психологическое здоровье неотъемлемая составная полноценной жизни человека. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами в изменяющемся мире, способен формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие полноценную жизнь.

Поэтому, если все перечисленные психологические механизмы присутствуют у вас и ваших близких, вам не о чем всерьез беспокоиться. С другой стороны, если какие-то пункты вызвали у вас несогласие или сомнение в отношении себя, рекомендую обратиться к специалисту.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]