Эмоционально зрелый человек чувствует радость жизни и умеет создавать ее в соответствии со своими устремлениями и идеалами, раскрывать и реализовывать потенциал на всю мощь. Эмоциональная зрелость – это взрослая позиция, из которой человек перестает обвинять внешние обстоятельства или других людей в собственных неудачах. Как же достичь эмоциональной зрелости?
Эмоционально зрелый человек полностью принимает ответственность за всё, что с ним происходит, тем самым получая возможность управлять собой и своей жизнью.
Знание себя, своих реакций на внешние события, умение описать свои чувства и эмоции, а также осознание почему они возникают и что за ними стоит – также качества эмоционально зрелого человека. Он может осознанно и свободно вместо разрушительных негативных эмоций и автоматических неосознанных реакций выбирать красивые, позитивные и созидательные состояния. Умеет чувствовать и понимать других людей и выстраивать с окружающими гармоничные взаимоотношения.
Кажется, что этого невозможно достичь. Да, это не так уж просто, но под силу каждому, кто этого захочет.
Интегративная человеческая способность
Наблюдая динамику развития тела, эмоциональных и когнитивных способностей мы не можем уйти от вопроса о природе движущей силы этих трансформаций?
Единственный очевидный и приемлемый ответ, хотя и может быть доказан философской и математической логикой [6], выглядит не вполне научным и провоцирует бурю идеологических эмоций. Ответ этот: Дух. Однако, во избежание теософских споров, в мы используем термин «спонтанность». Это понятие, предложенное Я.Л. Морено [3], в должной степени, хотя и с понятными оговорками, описывает интересующий нас феномен
Мы рассматриваем спонтанность, как естественную внутреннюю способность генерировать энергию для экспансивной адаптации при столкновении с «другим» (ещё не интегрированным в матрицу реальности) объектом (материальным или не материальным) во внешнем или внутреннем мире. Будучи осознанной и структурированной спонтанность преобразуется в осмысленную креативность.
Напротив, не осознанная спонтанность проявляется как взрывчатость, импульсивность, истеричность и тревога.
Энергия спонтанности может быть описана как:
- приобретенный эволюционно, генетически фиксированный механизм адаптации1, активируемый изначально самим физическим существованием, а позже потерей «рая физического единства (с матерью)»;
- реакция на фрустрацию перехода от первичной (универсальной) к вторичной (дифференцировано универсальной) идентичности и страстное стремление вернуться в утраченный «рай эмоционального единства (с матерью/миром)»;
- реакция на осознание потери контроля при разделении реальности и фантазии, деятеля и наблюдателя и стремление к пониманию/контролю «рая единства желаний, мыслей и действий» самости;
- реакция на осознание потребности в смысле и реализации целесообразности, ведущих к осознанию источника «рая духовного единства (с Ним)».
Соответствие этих гипотез предложенным четырём потребностям и способностям позволяет гоорить об их взаимодополняемости. Таким образом, спонтанность предстаёт перед нами интегрирующей функцией.
Выстраивают и отстаивают границы
Личные границы — воображаемая линия, отделяющая нас от окружающих физически и эмоционально; она показывает, где заканчиваемся мы и начинается другой, как с нами можно, а как нельзя обращаться. Правильно выстроенные границы помогают снизить уровень стресса и защитить себя, психическую и физическую целостность.
Но устанавливать и тем более поддерживать границы очень нелегко, особенно когда дело касается отношений с близкими. Если вы привыкли всем угождать, то понимать, что отказ их обидит или разочарует, особенно больно. Но оно того стоит, ведь границы возвращают нам чувство безопасности, благодаря им мы остаемся собой.
Уровни эмоциональной зрелости
Всякая эмоция являет собой последствие удовлетворения либо неудовлетворения какой-нибудь потребности, ценности, желания. При удовлетворении желаемого возникают позитивные эмоциональные ответные реакции, при отсутствии удовлетворения – негативные. Поскольку большинство желаний, потребностей, ценностей удовлетворяются исключительно посредством чего-то извне, то можно заключить, что человеческие эмоции играют значимую роль в их бытие. Ведь именно при помощи эмоциональной сферы возникает «связывание» душевной системы ценностей, потребностей с внешней средой.
Эмоции сообщают об удовлетворении потребности (оценочно-сигнальная функция эмоций). Они дают «психологическую силу» для деятельности (мобилизационно-регулирующая функция). С их помощью происходит фиксирование отрицательного и закрепление положительного опыта (следообразующая и адаптивная функция). Именно эмоции дарят людям ощущение бытия, его наполненности.
Следовательно, эмоциональное созревание не менее значимо в существовании человека, чем умственное развитие. Именно поэтому степень эмоциональной зрелости человека является важнейшей характеристикой его умения полноценно существовать.
Ниже приведены уровни эмоциональной зрелости.
Самый низкий уровень именуется эмоциональным блоком. То есть сами эмоции есть, но индивидом они не ощущаются. Их наличие определяется по сопротивлению одним поступкам и возникновению побуждения к другим. Эмоции могут вынуждать совершать действия либо блокировать их. При этом индивид не ощущает непосредственно эмоциональный посыл. Просто он не в состоянии прекратить какое-либо действие, происходящее наперекор сознательному решению, или наоборот совершить какую-нибудь операцию. Также подобное состояние можно описать как вакуум, оцепенение, пустота или замороженность. Нередко случается, что описываемые «неуловимые» эмоции бесконтрольно откладываются, приводя к аффективным вспышкам, сменяющимся опять «бесчувственным» состоянием до следующего подобного всплеска.
На следующем уровне эмоции ощущаются как телесные проявления. Так, например, страх обнаруживается в потливости и учащённом сердцебиении, депрессия – в стеснении груди, гнев – в дискомфортных спазмах в эпигастрии. При этом эмоция как сама эмоция не ощущается.
Низкая эмоциональная зрелость обнаруживается в хаотических переживаниях. Сами эмоции ощущаются как определённый уровень расплывчатой эмоциональной энергии, однако какая именно эмоция переживается определить невозможно. То есть человек не различает собственные ощущения, он ощущает вместо определённых эмоций «кашу» (мешанину) из них и напряжение.
Четвёртый уровень – это различение эмоций. Здесь наблюдается различение и опознание эмоций, определение возбудивших их ситуаций, сопровождающих мыслительную деятельность и желания. Человек одновременно может испытывать несколько неодинаковых эмоций, опознавая и различая их. При этом интенсивные переживания искажают здравую оценку.
На пятом уровне возникает ответственность за собственные эмоции. Внутренний субъективный контроль над переживаниями, заключающийся в понимании, что не события вынуждают человека чувствовать, а его чувства являются откликом на ситуацию. Эмоции не воздействуют на здравое оценивание ситуации либо производимые действия. Сегодня данный уровень считается достаточно высокой степенью сформированности.
На следующем уровне возникает не только умение управлять индивидуальным эмоциональным реагированием, но и эмпатия – понимание и прочувствование переживаемого другими субъектами. При этом индивид чётко разделяет «свои» от «сторонних» эмоций. Он не переживает чужие ощущения, а чувствует, что переживает другой. Данный уровень считается очень высокой степенью развитости. Дабы достичь следующего уровня, необходимо учиться производить «обмен» эмоциями с иными субъектами.
Эмоциональное взаимодействие возникает на последнем уровне. Человек может не только прочувствовать эмоции окружающих лиц, но и полноценно сознательно на уровне эмоций взаимодействовать с окружением.
Эмоциональная зрелость ребенка включает эмоциональную устойчивость, низкую степень импульсивного реагирования, выработку учебной мотивации. Эмоционально сформированный малыш способен контролировать проявление собственных переживаний, настроение его устойчиво, а также он способен сдерживать недовольство, огорчение, обиду.
Как правило, у детей выделяют три компонента школьной зрелости: социальный, эмоциональный и интеллектуальный. Эмоциональный компонент школьной зрелости очень важен, поскольку может стать базисом неготовности к школьной среде ребёнка, а следовательно, и причиной целого комплекса школьных проблем, включая и социальную адаптацию его среди сверстников.
Именно поэтому так важно развивать способность контролировать проявление индивидуальных эмоциональных реакций.
Принимают себя со всеми своим недостатками и провалами
А они случаются со всеми, даже с лучшими из нас. Вредные привычки и зависимости, ошибки и неудачи, скверные черты характера и постыдные поступки. Отличие зрелых людей в том, что они не винят других (семью и школу, социум) за это и полностью берут ответственность на себя.
Они не занимаются самобичеванием, но стараются исправиться, если это возможно — извиниться, загладить вину, учесть ошибки. Они учатся на собственных провалах, а принятие своих недостатков делает их более цельными.
Список литературы:
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг в воспитании партнёрства и самопомощи: пер. с нем. – М.: Медицина, 1995. – 336 с.
- Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии. – Архангельск: Издательство АГМИ, 1993. — 116 с.
- Морено Я.Л. Психодрама: Пер. с англ. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 522 с.
- Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии/ под ред. Кеннет С. Робинсон: пер. с англ. – М.: Медицина, 1999 – 488 с.
- Фролов П. Некоторые аспекты эмоциональной компетентности психотерапевта//Позитум . – 2002. — №3. – С. 26-40
- Хетчер Вильям. Научное доказательство существования Бога: пер. с англ. – Киев, 1992.
- Adam Blatner, Role Dynamics: an Integrative Approach to Psychology and User-Friendly Language – https://www.blatner.com/adam/level2/roletheory.htm, 2004
- Cary Cherniss and Daniel Goleman “An EI-Based Theory of Performance” From the book “The Emotionally Intelligent Workplace” – https://www.eiconsortium.org/research/ei_theory_performance.htm
- Boyartzis, R.E. Goleman, D., & Rhee, K. (1999). Clustering Competence in Emotional Intelli- gence: Insights from the Emotional Competence Invenotry (ECI) – https://www.eiconsortium.org/research/eci_clsters.htm
- Remmers A. Five Capacities of the Psychotherapist// The First World Conference of Posi- tive Psychotherapy. – Wiesbaden, Germany, 1997. – P. 211-214.
Открытость
В наше время многое говорят о своей открытости и готовы ко всему. Однако эта черта, которой на самом деле обладают немногие. Потому что настоящая непредвзятость сводится к одному: готовности признать свою неправоту.
Зрелость разрушает ментальные барьеры и открывает в человеке чувство либерализма. Вы больше не делите вещи на черно-белые, правильные и неправильные. Ваш разум открыт для многих идей и мнений. Вы не осуждаете тех, кто думает иначе или предпочитает жить не так как вы.
Вы также позволяете своим убеждениям смягчаться, чтобы допускать возможность того, что временами вы можете ошибаться. Вы не так высоко цените факты, но вместо этого понимаете, что в мире существует множество неизвестного.