Показатель зрелости личности: нравственные качества человека

Писатели зачастую употребляют понятие нравственности в качестве синонима моральных устоев, этических норм. Узкое значение термина означает внутренние ориентиры личности, согласно которым индивид действует, опираясь на совесть и свободную волю. Мораль – аналог закона, но она не регулируется государственными кодексами. Это внешние требования, предъявляемые к человеку, его поведению, отношению к людям.

Личностный нравственный прогресс – процесс изменения духовных ценностей, в ходе которого личность приобретает независимость, свободу, гармонию с собой. Ключевым регулятором являются ответственность, чувство долга. Для достижения прогресса индивиду необходимо овладеть культурными основами, изучить и принять нормы, бытующие в обществе.

Нравственное совершенствование – это изменение внутреннего мира человека, его взглядов на жизнь под влиянием ряда событий, явлений. Оно основано на выводах, сделанных личностью после определенного события.

Ориентир, позиция, принципы

Нравственный ориентир , это цели и запреты (существующие в сознании) которые человек использует как образец для построения линии поведения.

Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.

Нравственная позиция , это оценка норм общественного поведения и их соблюдения. Эту оценку человек пропускает через внутренний «,фильтр»,, осознавая ее и принимая в качестве ориентира для собственных поступков. Нравственная позиция включает в себя:

  • поведенческие мотивы,
  • саморегуляцию и контроль собственных действий,
  • совестливость,
  • чувство человеческого достоинства (с позиции человека, избравшего для себя определенную нравственную позицию).

Нравственные принципы , это каркас, на котором строятся социальные и межличностные отношения.

При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.

Описание понятия

Моральный облик представляет собой такое явление, которое присутствует в каждом обществе. Это совокупность определенных характеристик, присущих конкретному социуму. Чтобы в нем благополучно существовать, нужно обязательно подстраиваться под мнение большинства. Вне всяких сомнений, людей могут судить только за то, что они хотят иметь собственное мнение, стремятся каким-то образом его отстаивать. Вместе с тем моральный облик всегда остается чем-то незыблемым, нужным и духовно значимым. Рассмотрим основные характеристики понятия.

Качества человека: список

Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

  • любовь к людям,
  • уважение к окружающим,
  • преданность (верность),
  • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой),
  • духовность (соединение нравственности и религиозности).

И моральный блок:

  • чувство долга,
  • ответственность,
  • честь,
  • совесть,
  • стремление к справедливости,
  • достоинство.

Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.

Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

Высокие нравственные качества , это те качества, которые находятся в «,положительном», полюсе в данном обществе/культуре.

Но в некоторых случаях «,высокими», нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.

Ответственность перед собой

Духовное развитие предполагает, что индивид понимает, к чему движется, ставит себе конкретную задачу. Бесцельно в этом мире ничего не происходит. Для любого действия, даже самого элементарного, нужно затрачивать определенные внутренние ресурсы. Ответственность перед собой — это то, от чего многие убегают, хотят освободиться всеми доступными способами. Наверняка придется много работать над собой, стремиться к тому, чтобы преодолевать в себе лень, растерянность, уныние и плохое настроение. Принимать на себя ответственность — значит по возможности отказаться от критики и обвинений. Если человек в какой-то момент времени хочет оставаться довольным собой, то ему приходится проходить через множество препятствий. Не всегда это становится приятно делать, поскольку необходимо стремиться проявлять сильные стороны характера.

Поведение

Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.

Ключевой элемент нравственного поведения , поступок.

Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.

Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.

Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «,фильтр-факторы»,:

  • мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится),
  • результат поступка,
  • объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок),
  • средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «,запрещенные приемы», на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).

Нравственное поведение , это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).

Ответственность перед людьми

Высоконравственный человек обязательно стремится помогать другим. То есть он не замыкается исключительно на своем индивидуальном мире. Когда мы постоянно вращаемся среди людей, у нас возникают определенные обязательства перед ними. Если вы кому-то помогаете, то в результате будете ответственны за того, кто в данный момент получает поддержку.

Взявшись за какую-то общественную работу, нельзя от нее в одночасье отказаться. Обычно люди осознают, что тем самым подведут своих коллег, приятелей или просто знакомых.

Какие бывают нормы?

Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами, на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.

Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о добре и зле).

Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.

Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).

Вежливость

Это то, без чего в принципе невозможно комфортно существовать ни в одном сложившемся коллективе. Вежливый человек вызывает уважение, признание и похвалу. Его поступки автоматически одобряются, даже если являются новыми и непонятными для большинства. Тот, кто умеет вести себя адекватно сложившейся ситуации, в итоге всегда оказывается в лучшем положении.

Вежливость как личностная характеристика подразумевает под собой наличие скромности. Если человек не выставляет себя на всеобщее обозрение, не пытается как-то ущемлять других, то ему нередко приписывают высокий моральный облик.

Релятивизм , что это такое?

Нравственный релятивизм , это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.

Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.

Этичность поведения , лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).

Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:

  • понятия «,добро», и «,зло», условны сами по себе,
  • общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.

Стремление быть полезным

Морально-нравственный облик предполагает, что мы делаем что-то, что принесет нечто приятное окружающим. Индивид не может жить только для себя, руководствуясь во всем исключительно личными мотивами. В противном случае начинают утрачиваться какие-то духовные стремления, исчезает вообще потребность действовать бескорыстно. Стремление быть полезным можно назвать крайне значительной характеристикой, помогающей занять достойное место в этом мире. Если человек хочет радовать окружающих и делает это искренне, то вскоре обнаруживает, что сам процесс доставляет ему радость. Если мы приносим пользу тем, кто находится рядом, то и сами, безусловно, становимся намного счастливее.

Кратко о теории развития нравственности

Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.

Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.

В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.

Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:

  1. Возраст от 4 до 10 лет. Этот уровень был назван «,доморальным»,. В период от четырех до десяти лет ребенок во главу угла ставит собственную выгоду и безопасность. На первой стадии развития он стремится получить одобрения для того, чтобы уйти от наказания. А правильную тактику поведения легко выстроить с помощью подсказок (общественных норм). На второй стадии ребенок уже ориентирован на потенциальное вознаграждение за хорошее поведение. Малыш думает не о наказании, а о выгоде.
  2. Возраст от 10 до 13 лет. Уровень назван конвенциональным. В этот период ребенок уже начинает осознавать принятые обществом правила и ценности. На первой стадии мерилом нравственного успеха выступают люди из близкого окружения. Стыд и нежелание разочаровать авторитетных людей подталкивает к соблюдению правил. На второй стадии ребенок уже понимает причины, по которым были введены ограничения. Он также видит в них способ отстоять и защитить собственные права.
  3. Возраст после 13-ти лет. Подросток создает свою систему нравственных ценностей, корректируя принятый обществом шаблон. На первой стадии большое количество внимания уделяется тем нормам, которые помогают выживать и сохранять спокойствие в социуме. На второй стадии человек уже имеет устойчивые нравственные принципы, которых придерживается вопреки внешнему влиянию и обстоятельствам.
    При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» затронуто множество проблем, актуальных и в наше время. Одной из ключевых тем произведения является тема воспитания в семье.

Главный герой романа Андрей Болконский является сыном князя Николая Болконского. Он предстаёт перед нами молодым, образованным, воспитанным, честным, открытым, достойным человеком. На вечере в салоне Анны Шерер Болконский чувствует себя неуютно, он презрительно относится к светским интригам и лицемерию. Он не принимает фальшивого лоска, напыщенности и наигранности в поведении представителей данного общества. Однако молодой князь очень сдержан, поэтому не ведёт себя высокомерно и не выказывает открыто своего неуважения к окружающим. Он не навязывает другим личные нравственные ориентиры, просто живёт в соответствии со своими жизненными принципами.

Такой же была и сестра Андрея Болконского княжна Марья. Её внешность не отличалась особой привлекательностью, зато девушка обладала чистой и прекрасной душой. Марья не любила светское общество, тем не менее, могла найти общий язык с каждым. Девушке свойственно милосердие и сострадание. Она пытается помочь всем, кто нуждается в этом, поэтому втайне от отца принимает в доме «божьих людей». Она никогда не обманывает окружающих и не способна на предательство. Семья и вера являются главными приоритетами в жизни Марьи, и этому она научилась у своего отца. Лишь благодаря строгому воспитанию Николая Болконского его дети смогли вырасти достойными людьми, заслуживающими уважения.

  1. Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Тема воспитания и формирования нравственных ориентиров является основной в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Слово «недоросль» после публикации книги стало нарицательным для ленивых, нежелающих развиваться людей. Однако на самом деле проблема главного героя не в нём самом, а в его семье и воспитании.

Дети берут пример со своих родителей, перенимают у них жизненные ценности. А госпожа Простакова представляла собой не лучший пример для подражания. Она негативно относилась к грамоте, считала чтение скучным, сплошь и рядом практиковала насилие, применяя физические наказания к слугам. Она была грубой, жадной и жестокой женщиной, которая пренебрежительно относилась ко всем окружающим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофанушка не только не хочет учиться, но и не уважает своих родителей. Он перенял от своей матери все пороки, стал невежественным человеком, презрительно относящимся ко всем людям.

Госпожа и господин Простаковы искренне любили своего сына, старались обеспечить ему достойное будущее, но из-за неправильных нравственных ориентиров сами не могли понять, как это сделать. Все последствие плохого воспитания проявились в финальном эпизоде, где Митрофан бессердечно отворачивается от собственной матери. Стародум точно подвёл итог: «Вот злонравия достойные плоды!».

  1. И.А. Гончаров «Обломов».

Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» родился в семье сельских помещиков, владеющих усадьбой Обломовка. В поместье царила атмосфера лености и бездействия. Главными ценностями для всех обитателей Обломовки были сон и спокойствие.

Илья был единственным ребёнком в семье, родители в нём души не чаяли. Мальчик рос в окружении любови и заботы. Чрезмерной заботы, потому что ему ничего не давали делать самостоятельно, любое желание сразу же исполнялось. Илюша был активным и любознательным мальчиком, но любящие родители подавляли в нём любое желание действовать, воспитывая его собственным примером. Со временем главный герой привык к безделью, он просто не знал, что можно жить по-другому. Единственной отрадой в его жизни были нянины сказки, героем которых он себя представлял. Илья настолько предавался мечтаниям, что в последствие ему стало трудно отличать реальность от вымышленного мира.

Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что его родители не привили ему в детстве любовь к труду, терпение и усердие. Они очень хотели, чтобы их сын стал высокопоставленным чиновником, но не прикладывал никаких для этого усилий. Им было невдомёк, что без стараний успеха не достигнуть. Их своеобразная система воспитания, погубила жизнь Ильи Ильича. Он боялся реальности, избегал трудностей и не умел принимать необходимые решения. Он закрылся в своём собственном мирке и потерял смысл в жизни. Да и это жалкое существование уже трудно было назвать жизнью, ведь у Обломова не было ни целей, ни стремлений. Он просто плыл по течению, занимая позицию наблюдателя.

  1. Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

У главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» не было счастливого детства. Чичиков воспитывался в строгости, у него не было настоящих друзей, все его мысли были заняты тем, как можно заработать копейку. Глубоко в душу ему запали слова отца о том, что друзья могут предать, а заработанные деньги всегда принесут пользу в жизни. Именно этим Павел Иванович и руководствовался в дальнейшем, на первом месте для него всегда были материальные блага.

Главный герой в жизни следовал отцовским наказам: «Больше всего угождай учителям и начальникам» и «береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой». Именно в этом он видел путь к достижению успеха и признания. Еще со времен учёбы в училище Чичиков начал водиться с теми «кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными». По совету отца он ни на кого не тратил деньги, но умел вести себя так, чтобы их тратили на него. Кроме того, он умудрялся заниматься торговлей во время занятий.

В будущем наличие денег и преумножение собственного капитала стало смыслом всей жизни Павла Ивановича. Следуя отцовскому завету беречь копейку, он переступил через свою совесть и нормы морали. Благодаря своей сообразительности и изобретательности Чичиков мог извлечь выгоду из всего. Он стал циником и лицемером, настоящим артистом и мошенником.

Наставление отца главного героя – доказательство того, какое влияние могут оказать родительские слова на ребёнка, каким он станет, и какой путь в жизни выберет, руководствуясь нравственными ориентирами своих родителей.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Родители главного героя романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в воспитании своего сына руководствовались высокими нравственными принципами. В мальчике соединились доброта и отзывчивость его матери с честностью, прямотой и смелостью его отца. Андрей Петрович Гринёв был против беззаботной распутной жизни, поэтому отказался посылать своего сына на легкую службу в Петербург. Он хотел, чтобы Петруша «понюхал пороха», стал настоящим солдатом, поэтому отправил его в Белогорскую крепость.

Перед отъездом сына, отец дал ему наставление: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно эти слова стали главным ориентиром в жизни Петра Гринёва и помогли ему в дальнейшем не сбиться с правильного пути. Это стало своеобразной клятвой сохранить честь своей семьи, которую главный герой никогда не предаст.

Пётр Андреевич хорошо усвоил урок своего отца. В первый раз он поступил по чести, вернув проигранные деньги, несмотря на то, что его верный слуга уговаривал своего хозяина увильнуть от расчёта. Затем главный герой отблагодарил бродягу, указавшего им дорогу, даровав ему заячий тулуп. В дальнейшем это благородство спасло жизнь не только Петру Гринёву, но и недовольному подобным неразумным поведением своего барина Савельичу.

Следующим событием, где главный герой романа проявил свою честь и достоинство, стала дуэль со Швабриным. Он поступил как настоящий мужчина, вызвав на поединок того, кто порочил имя невинной девушки. К тому же, в отличие от обидчика, Петр Андреевич действовал честно, не нарушая никаких правил.

В полной мере нерушимость своих принципов и преданность Родине молодой офицер доказал во время захвата Белогорской крепости. Находясь в шаге от смерти, он отказался присягнуть лжецарю. И этим поступком он вызвал уважение даже у такого злодея как Пугачёв, получив его помилование.

Таким образом, отец Петра Гринёва смог воспитать своего сына как настоящего дворянина, который считал невозможным изменить данной присяге и нарушить её даже ради спасения собственной жизни. Главный герой ни разу не отступил от наказа своего отца. С начала и до конца романа мы видим мужественного, постепенно взрослеющего юношу, который свято соблюдает данное слово.

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» был воспитан надлежащим образом, но не последовал родительскому примеру, а выбрал собственные нравственные ориентиры в жизни. Евгений Базаров говорил, что: «Всякий человек сам воспитать себя должен – ну, хоть как я, например…». Он считал, что ничто не властно над человеком, каждый волен устроить свою жизнь так, как хочет. И он осознанно стал нигилистом, отрицающим всё и вся.

Базаров сильно отличался от своих родителей, но профессия его отца всё же повлияла на выбор жизненного пути главного героя. Его отец был лекарем, и Евгений тоже стал интересоваться медицинской наукой. Василий Иванович был по происхождению простым человеком, но довольно образованным и разносторонне развитым. Он всегда был готов помочь нуждающимся, оказывая крестьянам медицинскую помощь. Таким был и его сын, который хотел быть полезным для окружающих не словами, а делом. Однако люди не могли понять человека, отрицающего всё, к чему они так привыкли.

Базаров воспитал себя сам как человека нового времени, сделал себя нигилистом. Его отрицание прослеживалось во всём: в образовании, в речи, в манерах, в отношении к природе, искусству, к традициям. Но в итоге главный герой романа сам стал жертвой своего воспитания. Любовь заставила его понять, что все теории, которыми он руководствовался в жизни, были ошибочными. А сам он – обыкновенный человек, над которым имеют власть чувства.

Это прозрение нанесло сильный удар Базарову – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опираться. В поисках ответов, он решил уехать к родителям. И именно там, в родительском доме, по воле случая, он заразился смертельной болезнью во время вскрытия тела человека, умершего от тифа. Лишь перед смертью, главный герой понял, что в жизни действительно важно, а что не имеет значения

Умение признавать свои ошибки

Если человек проявляет эмоциональную гибкость, то, безусловно, заслуживает уважения. Уметь признавать совершенные ошибки — это определенно удел сильных людей, которые хотят постоянно двигаться вперед. Слабый обычно настаивает на собственной правоте до последнего, так как боится обнаружить имеющиеся недостатки.

Лишь тот, кто прошел через процесс собственного индивидуального становления, ясно представляет, как на самом деле устроен мир. Если не бояться своевременно обращаться к своим промахам, то можно значительно вырасти в личном и профессиональном плане.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]