Восприятие внешнего мира чувствами. Способы восприятия


Реальность — это проекция нашего ума. Об этом говорили многие философы древности, это частично подтверждает и квантовая физика. В своих несравненных стихах, подобных сладкому мёду изначальной мудрости, эту истину отразил и Омар Хайям: «Ад и рай — не круги во дворце мирозданья. Ад и рай — это две половины души».

Ад и рай существуют не где-то в параллельных мирах. Ад и рай — это два состояния сознания. То же самое говорил и Будда Шакьямуни о нирване и сансаре.

Нирвана — это просветлённое состояние сознания. А сансара — это омрачённое состояние сознания. И каждый из нас видит этот мир лишь через призму своего сознания. И лишь в силу собственных омрачений мы видим мир несовершенным.

Наверняка каждый замечал такую интересную особенность: два человека могут жить в одном городе, в одном дворе, да даже в одной квартире, но, объективно говоря, существовать при этом в разных реальностях. Часто бывает такое, что люди находятся в одних и тех же условиях, только один видит исключительно позитив, а другой — исключительно негатив. Иногда можно видеть людей, которые во всём видят только плохое. И они настолько своим негативным мировоззрением воздействуют на окружающих, что, и правда, создаётся иллюзия того, что этот человек — самый несчастный человек на свете, и вот если бы хотя бы что-то в его жизни поменялось, то он сразу бы стал счастлив. Но парадокс подобных ситуаций в том, что даже если у человека случается что-то объективно позитивное, он тут же сам себе находит причины для собственных страданий даже в ситуации, которая по всей логике должна принести человеку счастье.

Однако кому-то из нас повезло встретить и других людей — у них всегда всё хорошо. И даже в часы самых тяжёлых испытаний улыбка не сходит с их лица. У таких людей иная логика, отличная от логики большинства, которое, к сожалению, сегодня ориентировано на негативный взгляд на мир. Тут, однако, тоже не стоит впадать в крайность, становясь последователями философии в стиле Адвайта-веданты — дескать, «всё недвойственно», поэтому вообще нет смысла о чём-либо беспокоиться и переживать. Такая позиция, как показывает опыт, тоже, к сожалению, нежизнеспособна. Такие люди просто закрывают глаза на проблемы и перестают действовать вообще. Очень хорошо об этом сказано в «Бхагавад-гите»: «К плодам не стремись — не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье — земные тревоги — забудь, пребывай в равновесии — в йоге». Как же научиться «пребывать в равновесии» и не впадать в крайности?

Что такое ощущение

Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.

Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:

  1. Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
  2. Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
  3. Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).

Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.

Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.

Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:

  1. Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
  2. Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
  3. Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.

Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.

Теория обнаружения сигналов

Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.

Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.

Сенсорная адаптация

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?

LiveInternetLiveInternet

Суббота, 13 Июля 2013 г. 01:08 + в цитатник
Тема 4-5. Ощущение и восприятиеНет ничего в сознании, чего бы раньше не было в ощущении.
Эрнст Хайне Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль посчитать весь запас знаний о предметах, явлениях, т.е. обо всем, что вас окружает? Даже если бы нашелся такой желающий и сделал подсчет, то удивился бы, что запас знаний такой огромный. 
Как мы получаем знания об окружающем мире?
Самые первые знания об окружающем нас мире человек получает с помощью особых психических процессов – ощущения и восприятия. Ощущения и восприятия – это основной поставщик знаний. Благодаря им человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, температуре, гладкости, величине, объему и другим признакам. Ощущения и восприятия лежат в основе более сложных психических процессов – мышления, памяти, воображения. Благодаря накопленным представлениям, полученным через ощущения и восприятия, мы учимся приспо­сабливаться и ориентироваться в окружающем мире. Возьмем один из самых простых примеров. Если мы легко одеты и без зонта попали под дождь, то возвращаемся домой в промокшей одежде, грязные, замерзшие. Урок не проходит да­ром — мы помним свои неприятные ощущения. В следующий раз, собираясь выходить из дома, мы слушаем прогноз погоды и не только берем зонтик, но и надеваем плащ или куртку, соот­ветствующую обувь. Ощущения и восприятия схожи, но между ними есть существенные различия.
^ Что такое ощущения?
Ощущения возникают при непосредственном контакте с пред­метом. Так, например, о вкусе яблока, которым нас угостили, мы узнаем тогда, когда попробуем его. На вид оно красное, красивое, а когда откусишь — может оказаться кислым. Как появился у нас любимый сорт яблок? Мы пробовали разные сорта, наши ощущения суммировались — вот это яблоко — для одних сладкое, для других кисло-сладкое, для третьих кислое — мне нравится. Впрочем, есть люди, которые любят все яблоки.
^ Ощущение – это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается в отражении (познании) отдельных свойств этих предметов и явлений.
Слово «отдельных» подчеркните. Все окружающие предметы обладают множеством свойств. Дотроньтесь до парты. Что вы чувствуете? Дотронувшись мы получаем знания не о всей парте, а только о ее отдельных свойствах – она твердая, сухая, шероховатая. А теперь посмотрите на парту. Какая она? Через зрение мы можем сказать, что парта определенного цвета, формы (серая, грязная, исписанная, прямоугольная и т.д.). Постучите по парте. Что чувствуете? Через слух определяем, что парта деревянная и издает глухой звук. Всё это примеры отдельных ощущений, через которые мы познаем окружающий мир. Запомните:
через ощущения мы получаем информацию не обо всем предмете, а только об его отдельных свойствах.^ Механизмы возникновения ощущений.
Чтобы было еще понятнее, что такое ощущения, рассмотрим, как же происходит этот процесс. Слышали такое понятие «
анализаторы
»? Это
сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет его отдельные элементы и свойства.
Каждый анализатор приспособлен для выделения и анализа определенной информации. Самые известные анализаторы у человека: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный – по пяти основным чувствам. Каждый анализатор имеет определенное строение: 1)
рецепторы
– органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа, мышцы); 2)
проводник
– нервные волокна от рецепторов к головному мозгу; 3)
центральные отделы
в коре головного мозга. Как происходит ощущение? Например, мы прикоснулись к парте. Рецепторы на коже пальцев получили сигнал, они передают его по проводникам в кору головного мозга, где идет сложная обработка полученной информации (собственно и происходит ощущение) и человек получает знание, что стол холодный, шероховатый и т.д. Или горячий утюг… В коре головного мозга происходит обработка информации и мгновенный вывод: горячо и больно. Тут же идет обратный сигнал: отдернуть руку. Все отделы анализаторов работают как единое целое. Если поврежден один отдел – ощущение не возникает. Например, слепорожденные никогда не узнают цветового ощущения. Мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи, языка. Через эти органы в мозг поступает информация, и мы знаем, где нахо­димся, что происходит вокруг нас и т.д. Задумайтесь, как человек слышит звуки? «Я слышу ушами!» — скажете вы, но это неполный ответ. Человек слы­шит с помощью органа слуха, который устроен сложно. Ухо лишь его часть. Ушная раковина, или наружное ухо, — это во­ронка, с помощью которой человек улавливает колебания возду­ха. Пройдя по слуховому каналу, они воздействуют на барабан­ную перепонку. Колебания перепонки передаются слухо­вым косточкам и доходят до внутреннего уха. Далее по нервам импульсы достигают слухового центра, находящегося в коре головного мозга. Только с его помощью мы можем распознавать звуковые сигналы. Именно так возникают ощущения. Недаром в определении отмечено, что ощущения возникают при воздействии окружающих предметов и явлений на анализаторы (органы чувств).
^ Виды ощущений.
Ощущения, как вы уже поняли, бывают разные. Выделяют основные ощущения, связанные с пятью чувствами человека.
1. Зрительные ощущения
.
Через них здоровый человек получает около 80% информации об окружающем мире – ощущения цвета и света
.
Что, благодаря зрительным ощущениям, мы можем сказать об окружающем мире?
Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве. Цвета по-разному воздействуют на человека.
^ Красный
– возбуждает, активизирует;
Оранжевый
– веселый и жизнерадостный, общительный;
Желтый
– теплый, бодрящий, кокетливый, лукавый;
^ Зеленый
– спокойный, уютное настроение;
Синий
– спокойный, серьезный, печальный, настраивает на умственную работу, если его много – вызывает холод;
Фиолетовый
– таинственный, соединение красного и синего: притягивает и отталкивает, возбуждает и грустит.
2. Слуховые ощущения.
Занимают второе место по значимости у здорового человека. Главное назначение у человека –
распознание речи и других звуковых сигналов
. Выделяют речевые, музыкальные и шумовые ощущения. Сильный шум негативно сказывается на человеке (на умственной деятельности и сердечнососудистой системе). Зачем нам два уха? Может хватило бы одного? Два уха позволяют определить направление источника звука. Если закрыть одно ухо, то чтобы определить, откуда исходит звук, придется поворачивать голову во всех направления. Значение слуха в жизни человека очень велико. С помощью слуха люди получают информацию и общаются между собой. Ребенок слышит речь взрослых, и вначале просто распознает звуки, а затем начинает подражать им. Понемногу он учится произносить отдельные звуки, слова, а потом овладевает речью.
Задние 1.
С помощью простого опыта проверьте, у кого лучше слух. Для этого надо сесть боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закрыть глаза. Ведущий приближа­ет к вам по очереди свои часы и отдаляет. Услышав тиканье, вы говорите: «Слышу». Перестав слышать, — «Не слышу».
3. Вкусовые ощущения.
У человека на языке есть вкусовые сосочки, которые отвечают за
четыре вкусовых ощущения
. Кончик языка – распознает сладкие ощущения, задняя поверхность языка – горькие, боковины языка – соленые и кислые. По мере насыщения человека роль вкусовых ощущений возрастает, голодный же человек съест и менее вкусную еду. Пища состоит из разных компонентов и вызыва­ет сложные вкусовые ощущения. Когда мы едим, мы ощущаем тепло, холод, иногда головную боль из-за изменения атмосфер­ного давления, все это влияет на вкус пищи. Кроме того, вкусо­вые ощущения не воспринимаются в чистом виде, они связаны с обонятельными. Час­то то, что мы считаем «вкусом», на самом деле является запа­хом. Например, кофе, чай, табак, лимоны стимулирует орган обоняния больше, чем орган вкуса.
4. Обонятельные ощущения.
Отвечают за
распознавание запахов.
У современного человека они играют незначительную роль в познании мира, но оказывают влияние на эмоциональный фон и самочувствие человека. При поражении зрения и слуха обонятельные ощущения приобретают важное значение. Многие животные, например, собака, живут исключительно за счет нюха. В нашем носу мембрана из чувствительных клеток, ответственная за обоняние, занимает с обеих сторон площадь с ноготь. У собаки, если ее расправить – закроет больше половины ее тела. Слабое обоняние человека компенсируется более высоким раз­витием других органов чувств. Кстати, когда мы просто дышим, струя воздуха минует мембрану, и поэтому нам прихо­дится принюхиваться — пропускать воздух над мембраной, что­бы почувствовать запах. Существует пять основных типов запаха, которые мы можем уловить: 1. цветочный; 2. пряный (лимон, яблоко), 3. гнилостный (тухлые яйца, сыр), 4. жженый (кофе, какао), 5. эфирный (алкоголь, камфара). 
Зачем человеку вкусовые и обонятельные ощущения?5. Осязательные ощущения – комбинация кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.
С их помощью маленький ребенок познает мир. У людей, лишенных зрений, это одно из важных средств ориентирования и познания. Например, при чтении используется шрифт Брайля. Глухие, чтобы понять, что говорит им собеседник, могут распознавать речь по движению голосовых связок (прикладывая руку тыльной стороной кисти к шее говорящего). Слепоглухонемая Елена Келлер через осязательно-двигательную систему обучения смогла полноценно существовать в обществе. Она получила образование, окончила институт, защитила диссертацию, в правительстве занимала должность по трудоустройству инвалидов. С осязанием связаны ощущения температуры, боли, давления, влажности и т.д. Это основные виды ощущений. ^ Выделяют и другие.
6. Органические – ощущения голода, жажды, сытости, удушья, боли в животе и т.д.
Рецепторы данных ощущений находятся в соответствующих стенках внутренних органов: пищевод, желудок, кишечник. Всем известно ощущение голода. Но как мы узнаем, что чув­ствуем голод? Голод не имеет ничего общего с пустым желудком, как дума­ют многие. Ведь больные часто, несмотря на отсутствие пищи в желудке, не хотят есть. Голод ощущается, когда в крови не хватает определенных питательных веществ. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника акти­визируется. Вот почему голодный человек часто слышит урча­ние своего желудка. Как долго можно обойтись без пищи? Это зависит от индиви­дуума. Очень спокойный человек может не есть дольше, так как запасы белка в его организме расходуются медленнее, чем у легковозбудимого. На мировой рекорд продолжительности голо­дания претендовала женщина в Южной Африке, которая, по ее утверждению, прожила только на воде це­лых 102 дня!
^ 7. Кинестетические (двигательные) ощущения – ощущения движения и положения частей тела
. Проведите небольшой опыт. Закройте глаза и встаньте в ка­кую-нибудь позу: выполните команду «смирно», а потом опять примите ту же позу. Подумайте, благодаря какому из пяти орга­нов чувств вы повторили движение? Это было двигательное ощущение
,
вы­званное раздражением рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах. При ходьбе, танцах, езде на велосипеде мы чувствуем изме­нение скорости или направления нашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. 8
^ . Вибрационные ощущения – возникают при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущими или колеблющимися телам��.
Важную роль играют у глухих и слепых. Слепоглухие с помощью этих ощущений узнают о приближении транспорта, человека, прикасаясь к губам говорящего человека и ощущая их вибрацию, могут изучать алфавит и в дальнейшем говорить. Отдельно выделяют
субсенсорные (допороговые) ощущения.
Существуют данные, что человек с помощью обычных органов чувств может воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности, т.е. человек реагирует не только на те сигналы, которые осознает, но и на те, которые не осознает. На этом построены предчувствие, предвидение. ^ Примеры из жизни: 1. Пшоник в 1952 году проводил опыт с дочерью. На кухне во время завтрака дочь держала палец на кнопке, к которой был подведен ток. Когда загоралась лампочка, ток поступал, нужно было успеть оторвать палец от кнопки. Со временем девочка уже без лампочки отдергивала палец, реагируя на допороговые ощущения. Вместе с лампочкой Пшоник включал генератор звуков высокой частоты, не слышимые ухом, девочка реагировала на эти звуки. 2. «25 кадр». Человеческий глаз осознанно воспринимает 24 кадра в секунду, на этом построено видео. Проводился эксперимент: во время просмотра фильма в кинотеатре включали 25-й кадр с рекламой: «Купите подтяжки». Осознанно человеческий глаз не может прочитать эту надпись, но картинка кадра оставляет образ на сетчатке. Никто из зрителей не скажет, что видел эту надпись, но 15-20% зрителей шли покупать подтяжки. Этот прием запрещен.
^ Важность развития ощущений.

Что будет, если человека с рождения лишить многих ощущений?
Этот человек будет медленнее и хуже развиваться. Недаром, слепые дети позже начинают ходить, говорить. Ощущения формируются и развиваются в результате практических действий и упражнений. Поэтому
необходимо, чтобы ребенок получал максимальное количество разнообразных ощущений
(через игры, игрушки, общение). Примерами важности раннего развития ребенка служат дети-маугли. Так, в 1825 году в германском городе был найден юноша примерно двадцати двух лет. Он сторонился людей, натыкался на предметы, не реагировал на речь. Постепенно он научился говорить и рассказал, что жил в погребе и помнил руки, которые иногда появлялись и давали хлеб и воду. Раз в неделю просыпался с чувством помытости и в новом белье. Потом его вывезли на окраину и оставили. Есть люди, которые видят только два цвета или видят 40 цветов. Отчего зависит такое различие? От опыта человека. Например, 5 тыс. л.н. египтяне видели только 6 цветов. Объяснялось это особенностью расцветки ландшафта, где они жили.
^ Ощущения зависят от упражнений.
Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. В течение жизни ощущения преобразуются, становятся многообразнее. Но для этого их необходимо развивать. Чтобы ощущения стали совершеннее, необходимо специально упражнять органы чувств. Многие профессии требуют тонких ощущений и, в свою оче­редь, способствуют их развитию. Например, у художников, музыкантов, танцоров, преподавателей иностранного языка, на­стройщиков музыкальных инструментов ощущения значительно выше, чем у других людей. У слепых прекрасно развит слух, у глухих – зрение. Немцы часто своих охотничьих собак ослепляли на один глаз и одно ухо, что увеличивало их нюх и зрение. Значит, ощущения можно и нужно совершенствовать.

Задание 2.
Можно проверить у вас тактильный порог различия ощущений, т.е. минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее заметное различие ощущений. Работа проводится в парах. Возьмите скрепку, распрямите ее. Один из вас закрывает глаза и протягивает руку, второй прикладывает две острые ножки скрепки к тыльной стороне руки. Сначала расстояние между ножками около 6 см, постепенно это расстояние уменьшайте до тех пор, пока у участника не появится ощущение одного прикосновения (хотя по прежнему прикасаются двумя концами скрепки). Измерьте расстояние между концами скрепки. Это ваш порог тактильной чувствительности. Чем ниже этот показатель, тем выше тактильная чувствительность.
^ Что такое восприятие?
Второй психический процесс, который отвечает за первичное познание нами окружающего мира и тесно связанный с ощущением, — это восприятие.
^ Восприятие – это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается вцелостном отражении (познании) этих предметов и явлений.
Слово «целостном» подчеркните. Как вы уже поняли, ощущения позволяют отражать и познавать только отдельные свойства предметов: цвета, форму, размер, гладкость, звуки, температуру и т.д. Но через ощущения полного образа предметы мы не получим. Так, если через ощущения описать лимон, то это будет что-то желтое, кислое, продолговатое, шероховатое и только. «Увидеть» целостные образ предмета нам позволяет восприятие. В ходе восприятия происходит объединение отдельных свойств предметов в единый образ. Мы видим предметы не только глазами, но и умом. В мозгу постепенно накапливается информа­ция об окружающем мире — у нас появляется опыт, которые участвует в процессе восприятия.
^ В основе восприятия лежат ощущения и прошлый опыт человека.
Посмотрите на тетрадь и опишите ее. Из чего у вас сложится ее образ? Из ощущений цвета, формы, объема, шероховатости. Почему вы уверены, что это именно тетрадь, а не мяч, рубашка? Только благодаря прошлому опыту. При восприятии знакомых предметов узнавание их происходит сразу, человеку достаточно объединить 2-3 признака. Например, у вас дома есть герань, вы знаете, как она выглядит. Придя к кому-то в гости и увидев такую же герань, вы узна­ете ее мгновенно. А рядом стоящее растение вы видите впервые и интересуетесь, как оно называется.
^ Виды восприятий.
По действию преобладающего анализатора существуют зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное восприятие. Выделяют и более сложные виды восприятия, возникающие в результате работы нескольких анализаторов.
1. Восприятие предметов.
В восприятии предметов действуют все виды ощущений. При виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусо­вые, обонятельные и осязательные впечатления. Восприятие отдельных предметов очень сложный процесс. Мы выделяем ос­новные признаки предмета, отбрасываем несущест­венные, а затем наступает узнавание предмета. При восприятии знакомых предметов узнавание происходит быстро. Каждый раз при восприятии у нас формируется наглядный образ предмета. Этот предмет мы называем словом. Поэтому восприятие тесно связанно с речью. Воспринимая незнакомый предмет, мы пытаемся установить его сходство со знакомым. Например, воспринимая часы и мысленно называя их этим словом, мы отвлекается от таких несущественных признаков, как материал, из которого сделан корпус, размер, форма и выде­ляем главный признак — указание времени. 
Все ли, что окружает человека попадает в поле его восприятия? Как происходит выбор объекта восприятия?2. Восприятие пространства,
т.е.
удаленности предметов от нас и друг от друга, их формы и величины
. Эти восприятия строятся на основе соединения зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущений. Только накопленный опыт дает нам правильное представление о размере предме­тов. Человек, стоящий в лодке, удаленной от берега, кажется намного меньше человека, стоящего на берегу. Но никто не ска­жет, что один человек большой, а другой маленький. Мы говорим: один человек близко, а другой далеко от нас. По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания с закрытыми глазами можем определить форму предмета. Благодаря опыту восприятий у нас формируется представле­ние о перспективе. Когда мы смотрим на уходящие вдаль рельсы, то видим, что они сходятся на линии горизонта. Это видят наши глаза, а мозг, следовательно, наш опыт подсказывает, что нигде они не сходят­ся. У детей опыта еще нет, они думают, что рельсы сходятся, поэтому спрашивают: что там?
3. Восприятие времени.
Происходит
отражение длительности и последовательности событий,
происходящих в мире. Это очень субъективный процесс. Восприятие длительности времени зависит от того, чем заполнено это время. Отрезки времени, заполненные чем-то приятным, воспринимаются как более короткие. Так по ощущениям перемена всегда пролетает мгновенно, а скучный урок длиться очень долго. Зависит от возраста: дети воспринимают время как долго тянущееся, у взрослых дни и месяца пролетают очень быстро. 
Почему, когда нам хорошо, время воспринимается как быстро пролетающее, а когда плохо или скучно – как медленно тянущееся?
Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливающегося опыта.
Задание 3
. Проверьте, у кого хорошо развито чувство времени. Периодически, не смотря на часы, проговаривайте, которой сейчас час, тот, кто чаще правильно угадывал (или был ближе к правильному времени), обладает прекрасным чувством времени.
4. Восприятие движения.
Происходит
отражение изменения пространственных отношений среды и самого наблюдателя
. В нем участвуют зрительные, слуховые, мышечные и другие ощущения. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит их поля наилучшего видения и заставляет передвигать глаза или голову. Если объекты двигаются к нам и мы пытаемся сфокусировать на них взгляд, наши глаза сходятся в одну точку и глазные мышцы напрягаются. Благодаря этому на­пряжению у нас формируется представление о расстоянии. По внутренним ощущениям мы воспринимаем движения собственного тела. Воспринимая мир, человек что-то в нем выделяет, а что-то совершенно не замечает. Например, на уроке вы можете с увлечением наблюдать за происходящем за окном и абсолютно не замечать, что же там говорит преподаватель. То, что человек выделяет – это
предмет
восприятия, а все остальное – это
фон
. Иногда они могут меняться местами.
Задание 4
. Взгляните на изображение полуотвернувшейся молодой женщины. А можете заметить тут же старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник? Индивидуальное своеобразие восприятия зависит от психического состояния человека в данный момент. Если он бод­рый, веселый, радостно возбужденный, то одно восприятие, ес­ли испуганный, грустный, разгневанный, то совсем другое. Поэ­тому восприятие одного и того же человека, события, явления разными людьми так сильно отличается. Таким образом, в каждое восприятие входят не только ощу­щения, но и прошлый опыт человека, его мысли, эмоции, т.е. на любое восприятие накладывает отпечаток личность человека.
^ Иллюзии восприятия.
Иногда наши органы чувств и наше восприятие подводят нас, как бы обманывают. Такие
«обманы» органов чувств называют – иллюзиями.

^ Какой квадрат больше?

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Недаром говорят: «не верь глазам своим», «обман зрения».  Светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров. Тем­ный предмет кажется меньше светлого той же величины. Эти иллюзии объясняются тем, что каждый светлый контур предме­та окружается на сетчатке глаза светлой каймой. Она и увеличива­ет размеры изображения. Вообще, все светлые предметы кажутся нам крупнее, чем темные.
В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом.

^ Какой из горизонтальных отрезков длиннее?
^ Какие из линий длиннее?

 Сравнивая две фигуры, из которых одна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой — большими. Это хорошо видно на рисунке: верхний отрезок на нем кажется больше длиннее нижнего, хотя на самом деле они равны.  Посмотрите на рисунок, где изображены ли­нии — горизонтальные и вертикальные. Какие из них длиннее? Вы скажете, что вертикальные длиннее. Это ошибка зрения. Линии одинаковой длины. Горизонтальные де­лятся вертикальными пополам и поэтому кажется, что они короче.  О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски были горизонтальными, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом. А если «проложить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще.  Перевёртыш — вид оптической иллюзии, когда от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

^ Сколько брусков?
Можно создать такую фигуру?

 Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций: Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу – за зверя.)

^ Что видите на рисунке?

 Существует иллюзия несуществующих предметов, чаще всего основанная на ложной перспективе, неоднозначных соединениях.  Есть иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др. Порой нас обманывают и другие органы чувств.  Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.  Интересный феномен испытывают космонавты. При наступлении невесомости они переживают иллюзию переворачивания. То есть им кажется, они перевернуты головой вниз и ногами вверх, хотя на самом деле их тело располагается правильно.  Существуют целые иллюзорные произведения искусства. Они — триумф изобразительного искусства над действительностью. Пример: рисунок «Водопад» Мориса Эшера. Вода здесь циркулирует бесконечно, после вращения колеса она течет дальше и попадает обратно в исходную точку. Если бы такую конструкцию можно было бы построить, то был бы вечный двигатель! Но при более внимательном рассмотрении картины видим, что художник обманывает нас, и любая попытка построить эту конструкцию обречена на неудачу. Задание 5.
Иллюзии восприятия бывают у всех людей. Попросите друзей посмотреть на эти рисунки, и у них они вызовут те же иллюзии, что и у вас.

Какой из центральных кругов больше?Какой из вертикальныхотрезков длиннее?
^ Параллельны ли линии?Сколько ног у слона?

Новые понятия
:
восприятие, ощущение, кинестетические, органические, вибрационные ощущения, иллюзии восприятия. Проверочные вопросы.

  1. Что такое ощущение и восприятие?
  2. В чем сходство и различие этих процессов?
  3. Каковы физиологические механизмы возникновения ощущений?
  4. Какие виды ощущений и восприятия вы знаете? Что они означают?
  1. Какую роль играют ощущения и восприятия в нашей жизни?
  2. Что представляют собой иллюзии восприятия? Приведите примеры иллюзий.
  3. Опишите, из каких ощущений складывается образ восприятия сосны.
  4. Почему мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо?
  5. Выберите верный ответ.

9.1. При тренировке чувствительность органов чувств:
а) не изменяется; б) улучшается до определенного предела; в) улучшается без предела; г) ухудшается.
9.2. Восприятие предметов больше всего зависит:
а) от качества ощущений и опыта человека; б) от темперамента и характера человека; в) от движения или покоя этих предметов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Перейдите по ссылке и выполните проверочные задания. Проверочные задания.Литература
1. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Владос, 2001. 2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 1999. 3. Яновская Л.В. Основы психологии. – М.: Мир книги, 2007. 4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М.: Просвещение, 1995. 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ощущение 6. https://www.effecton.ru/185.html 7. https://www.e-psy.ru/html/publish/st6.html 8. https://works.tarefer.ru/70/100071/index.html 9. https://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=colier&page=showid&id=8872 10. https://psi.webzone.ru/tema/tema8.htm 11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Восприятие 12. https://net22.ru/category/vospriyatie/ 13. https://azps.ru/articles/proc/indexvo.html
Иллюзии восприятия
1. https://www.psy.msu.ru/illusion/ 2. https://vadim-andreev.narod.ru/ufo/iluzia.htm 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптические_иллюзии 4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзия
Развитие ощущений и восприятия
1. https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_13b.shtml 2. https://psyvision.ru/help/psy-psy-psy/5-psyhology/263-popsnsferalich
Диагностика ощущения и восприятия
1. https://pro-psixology.ru/psixologiya-metodicheskie-…perceptivnyx-sposobnostej.html Это интересно знать
^ Можно ли совершенствовать свое восприятие?
Свое восприятие вы можете улучшить. Чтобы стать наблюдательным, сделайте следующее.

  1. Внимательно послушайте, как отвечает на уроке ваш товарищ, который учится лучше вас и всегда получает отличные оценки. Постарайтесь подражать ему и только после этого выработайте свою манеру ответов на вопросы учителя.
  2. При подготовке к урокам учитесь выделять в материале главное и акцентируйте на нем свое внимание.
  3. Подбирайте свои примеры для иллюстрации правил и законов, которые вы изучаете.
  4. Научитесь анализировать свою активность на уроке и в общественных мероприятиях и отмечать особенности своего восприятия, сравнивая его с восприятием своих одноклассников.

5. Для тренировки наблюдательности предлагаем вам простое упражнение. а) вспомните, кто отвечал на уроке сегодня? А вчера? б) на какие вопросы отвечали ученики? в) какие действия совершал учитель? г) какую они имели цель? д) знаете ли вы, сколько в вашем классе блондинов и брюнетов? Старайтесь систематически тренировать и развивать свою на­блюдательность, уделяя этому хотя бы несколько минут каждый день.[/td]

Рубрики:Психология. Тренинг воображения, головоломки, шахматы Познание мира и себя

Метки:
восприятие

Процитировано 1 раз Понравилось: 1 пользователю

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 1
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось1
0

Зачем и как тренировать ощущения?

Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.

Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:

  • Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
  • Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их. Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
  • Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
  • Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
  • Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.

Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно. Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей».

Куда стекается вся информация от органов чувств

Как мы ранее выяснили человек воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств и разобрали процесс восприятия каждого органа. Давайте рассмотрим данное действо комплексно.

Все рецепторы отвечают за восприятие конкретных раздражителей, реагируя на каждый импульс по-своему. Затем вся информация от органов чувств поступает в промежуточные участки анализаторов, которые сформированы за счет нервных волокон, расположенных в спинном мозге, а также в стволовой области мозга.

Из данной области, сигнал переходит в центральный участок анализаторов, то есть в конечный мозг. Именно тут начинается оценка и целостность нервного возбуждения, образующегося в следствии восприятия импульса органами чувств. Если обобщить, раздражитель проходит через 3 группы отделов:

  • поверхностная;
  • промежуточная;
  • центральная.

Они, в свою очередь прочно связаны между собой и являются целостной системой. Давайте обсудим очень важный вопрос, как беречь органы чувств.

Что такое восприятие

Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.

Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.

Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.

Принцип гештальта

Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», а гештальт-психологи полагают, что целое больше, чем сумма его частей. Согласно теории, чтобы интерпретировать то, что мы получаем при помощи наших чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет интерпретировать информацию в будущем без ненужного повторения.

Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность.

Сохранение постоянства восприятия

Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.

К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.

Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.

Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.

Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях. Эта темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно «становится» черной, когда вы заходите в темное помещение. Без постоянства цвета мы будем постоянно переинтерпретировать цвет и будем поражены чудесным преобразованием, которое постоянно «происходит» с нашей одеждой.

Как их беречь

Гигиена органов чувств очень сильно влияет на их развитие и здоровье. Существует перечень основных правил, которые необходимо соблюдать, чтобы беречь свои рецепторы и анализаторы. Давайте рассмотрим их для каждого органа.

Зрение

Для того, чтобы поддерживать нормальное состояние своих глаз, вам следует:

  • использовать хорошее освещение для чтения;
  • не курить;
  • правильно питаться;
  • посещать окулиста минимум раз в год;
  • если врач порекомендовал вам носить очки или линзы, не игнорируйте данные рекомендации;
  • линзам или очкам требуется соответствующий уход и своевременная замена;
  • умеренная коммуникация с гаджетами — не больше 5 часов в сутки;
  • ежедневная гимнастика для глаз.

Если вы будете следовать данной не сложной инструкции, вы сможете сохранять свое хорошее зрение или даже улучшить его. Также следует учитывать, что зрение может ухудшиться за счет естественной травмы. Следовательно, не игнорируйте защитные приспособления, такие как, очки или маску, если вы работаете на заводе со сварочным или станочным аппаратом и так далее, а также старайтесь избегать контактов с ярким светом.

Вкус

Язык является очень эластичной мышцей и одной из самых сильных в организме. Оболочка языка очень шершавая, по причине того, что на нем расположено множество маленьких сосочков, которые служат в роли рецепторов, распознающих вкус еды. Данные рецепторы разделены на несколько типов, каждый из которых выполняет свою функцию:

  • грибовидные;
  • нитевидные;
  • желобовидные;
  • конические;
  • листовидные.

Вот перечень правил, как беречь каждый из них:

  • мыть руки перед приемом пищи;
  • запрещено употребление горячей пищи или жидкости;
  • не разговаривать во время приема пищи, чтобы случайно не повредить рецепторы;
  • перед употреблением пищи удостоверится, что в ней не содержится опасных составляющих, например, мелких косточек.

Обоняние

С помощью носа мы можем не только ощущать приятные запахи. Данный орган также предупреждает нас о различных угрозах, таких как, утечка газа или пожар. Поэтому не следует пренебрегать уходом за данным органом. Вот перечень рекомендаций:

  • курение или пассивное восприятие подобного раздражителя способствует ухудшению обоняния;
  • для носа очень вредна пыль, поэтому следует проводить влажную уборку и проветривание помещений, в которых вы ежедневно находитесь;
  • избегайте контактов с резкими запахами, особенно из маленьких емкостей (чем емкость меньше, тем больше частиц в ней скапливается).

Слух

Для того, чтобы беречь орган слуха, вам необходимо соблюдать 3 правила:

  • не следует слушать громкую музыку;
  • старайтесь ежедневно чистить уши, используя ватные палочки, а также промывать их водой;
  • не используйте острые предметы для чистки ушей, в противном случае есть риск порвать перепонку.

Осязание

Кожа несет в себе главную функцию — защита большинства внутренних органов от внешних раздражителей. Благодаря коже мы различаем тепло и холод, а также чувствуем боль. Как же ее беречь?

  • старайтесь мыться каждый день;
  • следите за тем, чтобы ваша одежда была чистой;
  • также не следует покупать одежду низкого качества;
  • запрещено прикасаться к незнакомым растениям и уличным животным.

Соблюдая данные правила, вы сможете поддерживать все ваши органы чувств в хорошем состоянии.

Тренировка восприятия

Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:

  • Насколько адекватно мое восприятие?
  • Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
  • Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
  • Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
  • Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
  • Мое восприятие целостное?
  • Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?

Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.

Прикладное значение исследований восприятия

Зна­ние за­ко­но­мер­но­стей В. иг­ра­ет ре­шаю­щую роль для та­ких об­лас­тей че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как ис­кус­ст­во, ар­хи­тек­ту­ра, ди­зайн, рек­ла­ма, пи­ще­вая и пар­фю­мер­ная пром-сть, ки­но и ин­ду­ст­рия зву­ко­за­пи­си и др. Важ­ное зна­че­ние име­ет ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния эс­те­тич. В. де­тей и под­ро­ст­ков. Де­таль­ное изу­че­ние ме­ха­низ­мов на­ру­ше­ний В. в ре­зуль­та­те за­бо­ле­ва­ний и ло­каль­ных по­ра­же­ний моз­га, ве­ду­щих к аг­но­зии, афа­зии, глу­хо­те, сле­по­те, по­мо­га­ет в раз­ра­бот­ке ме­то­дов кор­рек­ции, уси­ле­ния и про­те­зи­ро­ва­ния сен­сор­ных и пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. К боль­шо­му клас­су при­клад­ных ис­сле­до­ва­ний В. от­но­сят­ся ра­бо­ты по мо­де­ли­ро­ва­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей В., рас­по­зна­ва­нию лиц и эмо­ций. Боль­шое прак­тич. зна­че­ние име­ет соз­да­ние муль­ти­ме­дий­ных ин­фор­мац. сис­тем (напр., для ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний) и сис­тем вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти (напр., раз­ра­бот­ка тре­на­жё­ров, ими­ти­рую­щих ус­ло­вия В. и дей­ст­вия в спец. ви­дах проф. дея­тель­но­сти).

Разница между ощущением и восприятием

Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.

У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.

Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.

У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.

В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Почему люди верят в магию
  • Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
  • Ощущения: что это такое и какими они бывают
  • Теория когнитивной нагрузки
  • Опыт обучения: модель Гиббса
  • Управление эмоциями с помощью цвета
  • Психическое отражение
  • Что такое сознание?
  • Познавательные процессы
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика

Ключевые слова:_D1027, 1Когнитивистика, 4Психорегуляция

Чувства и желания

В контексте восприятия, очень важно понимать что именно в процессе восприятия рождаются как страхи и желания, так и умонастроения и состояние человека в целом. Это очень похоже на жидкость в сосуде. Если вливать в сосуд грязь – то и сам сосуд останется грязным, даже после того, как оттуда убрали жидкость. Если вливать в сосуд чистую воду, то и сам сосуд очиститься, даже после того, как воду вылили. Различные раздражители очень опасны для восприятия, так как не только не несут никакого смысла, но и загрязняют сознание человека. Такими раздражителями являются бессмысленные и неумеренные развлечения, пустые разговоры или споры, новости, которые часто передают по СМИ. Особенно новости негативно влияют на ум человека, так как плохие новости вызывают сильный стресс, но сам человек ничего не может сделать в ответ, он вынужден лишь наблюдать, что приводит к накоплению стресса и, как итог, эмоциональной подавленности, депрессии или хронического стресса.

В то же время, восприятие информации, которая позволяет измениться человеку в лучшую сторону позволяет более полноценно раскрыть жизнь, потенциал, таланты, а также очиститься от различного рода вредных привычек и отрицательных качеств, что в свою очередь приводит к увеличению счастья и уровня жизни. Как внешней, так и внутренней. Культивирование положительных качеств с помощью такого рода информации – путь к разумной жизни и эволюции сознания.

Мир один, но все ощущают его по–разному


Фото Jon Tyson on Unsplash
Молодой человек взял свою девушку за руку и подошел с ней к берегу моря. Они оба сели и посмотрели на небо, пока солнце медленно садилось за горизонт. Ночь теперь была ясной, сияли звезды. Не обменявшись ни словом, они оба знали, что каждый из них ощущает невероятные размеры Вселенной.

После нескольких минут молчания молодой мужчина спросил свою девушку:

– Что ты видишь сейчас?

На мгновение стало очень тихо. Затем девушка ответила:

– Я вижу то же небо и то же море, что и ты. Но я вижу их другими глазами.

Когда молодой человек погрузился в ясное отражение звездного неба в ее прекрасных глазах, он позволил себе понять ответ. То, что она сказала, было для него новым. Он никогда раньше не видел такого мира. Прошла ночь, но осознание этого осталось и навсегда изменило его жизнь.

Эта небольшая история предназначена для того, чтобы сосредоточить внимание на личном восприятии мира. Все люди по-разному смотрят на жизнь. У всех есть собственная реальность. У всех в голове разная картина.

Сведения на заметку

Мы рассмотрели количество органов чувств у человека, их названия и функции, а также целостное отражение предметов, воздействующих на них. В завершение мы бы хотели ответить на вопросы, которые чаще всего задают по данной теме.

Самый большой орган восприятия у человека

Самым большим органом чувств является кожа. Если рассмотреть частицы кожи под микроскопом, то она выглядит совершенно иначе. При приближении обзора в 500 раз можно увидеть, что наша кожная ткань является слоем неживых клеток, поверх которого образованно множество бугорков и отверстий.

Если бы человек мог скинуть с себя кожу как змея или паук, а затем растянуть ее вдоль всего периметра, то ее диаметр составил бы примерно 5 000 – 5 500 квадратных метров. Однако ее толщина достигает не более пары миллиметров, в следствии ее средний вес около 3 килограммов.

Также кожная ткань постоянно растет, то есть появляются новые клетки, что говорит о том, что все клетки не могут быть мертвыми. Если вернуться к эксперименту с микроскопом и приблизить обзор еще на 15 – 20%, то можно заметить, что мертвые клетки безостановочно разделяются на несколько частей, из которых воспроизводится новые.

Какие органы чувств развиты у человека лучше всего

По большому счету здесь все зависит от множества факторов, поддержания здоровья, работы, сна и так далее. У каждого человека данные процессы происходят по-разному. Также данный вопрос можно рассматривать от обратного, какие органы развиты наиболее худшим образом. Например, лично у меня, в связи с профессией: SEO-копирайтинг, зрение явно «отстает» от других органов.

К сожалению, точных сведений на счет самого развитого органа у человека, практически нет. Однако по мнению некоторых врачей и профессоров, самый важный орган должен быть самым развитым. У людей, в большинстве, превалирует кожа, то есть орган осязания. В принципе если задуматься, то это вполне логично. Представьте, что вас закрыли в темной комнате, в которой совсем ничего не видно. Без, слуха, зрения, обоняния и вкуса можно было бы обойтись в подобной ситуации, однако без осязания — нет.

Но, многие ученые утверждают, что зрение играет более важную роль, чем осязание в повседневной жизни, рассуждая от обратного на тему того, без какого органа человеку трудней всего обходиться в повседневной жизни.

Мы постарались дать максимально подробную и развернутую информацию о том, что такое органы чувств и какие функции они выполняют. Если вы не нашли ответа на свой вопрос или у вас возникли сложности с пониманием каких-либо терминов — напишите нам в комментарии, и мы непременно ответим вам. Так же нам будет очень интересно — какой орган чувств по вашему мнению является самым главным для человека.

Осязание

Довольно долго считалось, что осязание — чувство неделимое. Но в настоящее время принято считать, что оно разделяется на три основных ощущения: давление, температура и боль. Надо ли говорить, насколько они важны?

Мы не ощущаем давления воздуха, оно постоянно действует на все тело, но вот изменение давления еще как почувствуют нос, губы и щеки! А самой невосприимчивой частью нашего тела является… большой палец ноги, и только поэтому он выдерживает давление всего тела балетных танцовщиков и танцовщиц при фуэте и пируэтах.

Ощущение температуры спасает нас от обмораживания и ожогов, а ощущение боли — самый сильный раздражитель, который практически невозможно игнорировать. И как ни странно, в этом наше счастье. Боль быстро учит ребенка не трогать горячие предметы или не жевать язык. Люди, рождающиеся с редким генетическим отклонением — нечувствительностью к боли, как правило, умирают молодыми, так как наносят сами себе непоправимые повреждения, которых не ощущают.

Искусственные органы: фантастика в реальности

Ни для кого не секрет, что современная медицина достигла высот в создании таких искусственных органов, как рука или нога. Уже есть прототипы механических кистей рук, управляемые сигналами непосредственно из мозга, и экзоскелетов, которые позволят ходить людям, ранее никогда не встававшим на ноги. Врачи имплантируют больным искусственное сердце. Полным ходом идет разработка искусственной кожи, которая не будет отторгаться и позволит лечить людей после самых страшных ожогов. Однако затруднения по-прежнему вызывает создание искусственного уха, а еще более — искусственного глаза.

Поделиться ссылкой

Слух

Слух — второй поставщик информации после зрения. Наш вид господствует на Земле, мы давно уже не боремся за выживание в первобытном лесу, где в ночной темноте только слух мог предупредить об опасности и спасти нам жизнь. Так почему же слух занимает второе по значимости место среди органов чувств?


Сверчки и кузнечики слушают передними лапками. Голландские физики сумели воспроизвести этот орган слуха, который оказался одним из самых чувствительных акустических инструментов

Ответ прост: потому что это самый доступный канал обмена информацией между людьми. Нет слуха — нет речи, или она очень затруднена. Глухого человека, применяя специальную методику, можно научить говорить, но речь будет не очень внятной, а зачастую чрезмерно громкой. А ведь речь — важнейший компонент мышления, помогающий его организации, а мышление — это снова мозг.


Ультразвук (очень высокие тона) и инфразвук (очень низкие тона) мы не слышим, хотя они тоже влияют на нас. Уши играют еще и роль органа равновесия. Без них мы постоянно испытывали бы головокружение и передвигались шаткой походкой

Обоняние

Да, со зрением и слухом конкурировать трудно, но и остальные органы чувств жизненно важны. Пожалуй, самым примитивным чувством можно считать обоняние. Ведь запах воспринимается мозгом непосредственно от рецепторов, расположенных в носу, нет длинной цепочки усиления, преобразования и кодирования, как это происходит с изображением и звуком. Но в то же время ощущение запаха играет в нашей жизни огромную роль.


Опытный парфюмер в состоянии различать до 2000 ароматов, хотя в ежедневной работе использует всего от 300 до 800 запахов

Обоняние однозначно уберегает нашу жизнь от многих опасностей, благодаря ему мы не едим протухшую пищу и можем вовремя распознать запах газа или дыма. Оно — надежный помощник природы в деле размножения. Маленькая бабочка способна привлечь запахом самца для спаривания за несколько километров! А умирающий муравей испускает специфический запах, почуяв который его сородичи спешат вынести тело собрата из муравейника.

Кроме того, обоняние — один из самых надежных и прочных «якорей» для нашей памяти и эмоций. Запах теплого молока — бабушка, запах полевых цветов — лето и каникулы на даче, мамины духи — чувство покоя.

Ассоциации, сложившиеся еще в детстве, сопровождают нас всю жизнь. Можно забыть лицо своей первой возлюбленной и даже ее имя, но ее аромат вы не забудете никогда.

«А роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет» (У. Шекспир)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]