Восприятие. Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущение, но и через восприятие


Непосредственное и опосредованное восприятие

Восприятие — это способность живых организмов (видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запахи). Процесс овладения новыми знаниями, умениями и навыками всегда предполагает путь от непосредственного наблюдения (внешнего виденья) объекта к обобщению (осознанию, веданию) его структуры, а затем только к практике.

Начиная заниматься чем-либо, обучаясь чему-либо, человек обычно копирует, повторяет видимое (70 % информации человек получает через зрительный (визуальный) канал восприятия независимо от дальнейшей обработки полученной информации).

Художник копирует картину, танцор и боец — движения, певец — голос хорошего певца и т. д. Но все же у них не получается того, что мы видим в музеях и слышим в хороших концертных залах. Что же стоит за этим?

Во-первых, нужна школа (система приемов), позволяющая овладеть данным видом деятельности, а во-вторых, на первом этапе человек всегда отслеживает (воспринимает) только четко выраженные действия, улавливает грубые вибрации, которые никоим образом не сочетаются и не отвечают подлинным (внешне едва уловимым) вибрациям.

Хотя путь подражания внешним проявлениям объекта дает некоторый полезный опыт и результат, но здесь нужно опасаться полного внутреннего отождествления с примеряемой маской: иногда люди даже теряют самоидентичность за множеством личин.

Восприятие — это, как уже говорилось, свойство человека, его способность получать непосредственные впечатления. Но глядя на что-то новое, доселе не виданное, мы постепенно начинаем это узнавать. Мы набрасываем на это сетку узнавания

. После того, как сетка наброшена, начинается работа ума (опосредованное восприятие).

До тех пор, пока нечто не узнано, опосредовано не воспринято, мы можем узнавать в нем все, что угодно, воспринимать его свободно. Чем опасно опосредованное восприятие? Как только явление узнано, человек уже «знает», как с этим явлением обращаться. Он делает с него слепок и «ставит его на полку».

Образ мира является тем, что человек сумел воспринять от этого мира. В итоге для большинства людей мир становится двойным. Двойной макро- и микрокосм, которые друг в друга перетекают.

Как только мы начинаем непосредственно воспринимать мир, у нас потихонечку как бы разворачивается и рисуется его непосредственный образ. Автоматически он у нас существует как уже готовая, логическая модель мира. Непосредственная (основанная на непосредственном восприятии) и опосредованная (логическая) модели вселенной всегда связаны и всегда зеркальны.

Если разум человека отвергает то, что в мире бывают экстрасенсорные воздействия, то они им и не будут восприниматься.

У него этого «нет в голове». Он может об этом слышать, но если внутренне (опосредовано) сам в этом не убедился, то допуск на то, что оно есть, для него невозможен. И наоборот, если человек реально что-то такое сделал или попал под какое-то воздействие, то необычное уже им узнается. Его образ мира уже включает это явление. И в мире это для него присутствует.

Таким образом, образ мира не есть то, что человек заявляет как свои знания о мире. Наоборот, образ мира постоянно говорит человеку, что нужно делать.

Виденье и веданье

Старики видели этот мир не таким, каким видим мы его сегодня. В чем причина? Я сторонник той идеи, что старики видели мир настоящим. Мы же вместо мира видим иллюзию. По-русски это называется морок. Мы все, как правило, дети материализма, и свято верим, что если нечто можно потрогать, значит это нечто реально.

Тогда стоит вспомнить, сколько раз во сне каждый из нас «реально» трогал и ощущал что-либо? И при этом не осознавал, что это было только во сне. Для спящего все было реально. Еще более реальные ощущения возможны при галлюцинациях и обмороке! Все это, однако, не означает, что за иллюзией нет ничего материального. Оно есть.

За узнаванием своей собственной руки есть и сама рука. Другое дело, что человек видит? Руку или нечто, воспринимаемое им как рука? Очевидное глубоко обманчиво. Именно из-за нее мы лишены настоящего, сути явлений. Причина? Мы подменяем духовное видение мира, или, иначе говоря, ведание (знание) зрением.

Очевидное — это то, что ты зришь очами.

Мы делаем слепки своим внешним зрением, и эти слепки (образы) теперь на всю жизнь с нами, они подменяют наше знание о мире. Ты узнаешь не настоящий мир, а картинку: набор качеств.

Придя в этот мир как существо, способное лишь к внешнему восприятию, ты начинаешь впитывать его (мир) в виде закодированной информации (в виде образов) и творить из этих образов псевдоцелостную картину мира.

Почему мы не можем войти в настоящий мир без образов узнавания? Почему мы живем в мире иллюзий? Почему не позволяем себе видеть суть вещей? Потому что, если мы избавимся от стереотипов мышления, мы столкнемся с неведомым. Мы не можем себе позволить войти в истинный мир без шор, потому что тогда мир неведом и не известно, что он сейчас с тобой сделает.

Это и есть основное препятствие.

Глава 4. ВТОРОЙ ДУХОВНЫЙ ДВОЙНИК ЧЕЛОВЕКА

Согласно различным культурным традициям, физическое тело человека облачено, находится внутри своеобразного кокона — тела сновидений. Тело сновидений я рассматриваю как аналог биополя (энергетической капли человека). Это тело ощущается в расслабленном состоянии как давление, как сила, притягивающая руки к телу.

Энергией тела сновидений убивают, лечат и совершают другие действия в момент засыпания, при возникновении смертельной опасности и на пороге смерти. У южных славян второй духовный двойник человека назывался ведогон

.

Это незримый дух, сопутствующий людям от рождения до смерти. Считалось, что во время сна ведогон охраняет имущество человека от воров, а жизнь его от неприятностей или других ведогонов. Поэтому между собой эти духи нередко дерутся, и если в драке ведогон убит, то и человек, его хозяин, вскоре умрет.

При выходе дубля (ведогона), человек перестает мыслить, у него появляется ощущение, что он начинает видеть со стороны свое тело. Дубль-дух (ведогон) может при определенных условиях действовать как две разные личности одновременно.

Биополе человека представляет собой яйцеобразный кокон.

Его толщина у здорового человека составляет 40–60 см, 30 см — говорит о серьезном нарушении энергетического баланса, при истощении поля до 15–20 см человек теряет сознание. Полем в 1 м обладают очень здоровые люди, 3 м и более — феномены. Диагностика ведется лозой[48], рамкой либо руками — ладонями вдоль позвоночника, т. е. вдоль энергетических центров.

Кокон состоит из трех слоев: эфирного, астрального и ментального. Если они отделяются друг от друга, то человек умирает (рис. 8).

Рис. 8. Трехслойное строение энергетической капли человека:

1 — эфирное тело; 2 — астральное тело; 3 — ментальное тело

Эфирное тело является точной копией физического тела, но состоит из более тонкой материи (эфирный двойник). Главное назначение этого тела — сохранение форм физического тела. Основной фон его излучения — лиловато-серый.

Астральное тело (тело эмоций) состоит из еще более тонкой материи, основной фон его излучения голубовато-серый. Излучение этого тела меняется соответственно переживаниям человека по уровню смещения точки сбора восприятия. (Далее о ТСВ мы поговорим подробнее.) Тело эмоций может отделиться от физического в измененном состоянии сознания или во сне.

Ментальное тело имеет яйцевидную форму и состоит из самой тонкой материи, образующей светлый искрящийся пузырь. В зависимости от смещения ТСВ пузырь меняет цвет. Данные три тела существуют более чем в трех измерениях.

Внутри первого кокона находится второй вечный кокон, это тело причинности, в котором хранится опыт всех перерождений.

Биополе человека, таким образом, является самой основной его защитой, прежде всего, от вредного воздействия других людей.

Мы очень часто подвергаемся такому воздействию, и наше поле сильно деформируется к концу рабочего дня (мы ощущаем усталость). Для восстановления требуется отдых.

Из середины кокона у мужчины выходят быстро вращающиеся энергетические усики, или щупальца.

Поверхность кокона заострена к верху и образует острие духа, которое отвечает за интуитивное познание мира. Это острие связано с шишковидной железой[49] и выполняет роль связующего звена между человеком и высшим божественным сознанием (рис. 9).

Рис. 9. Второй духовный двойник (энергетическая капля) мужчины

Человек живет в информационно-энергетических потоках, которые способен воспринимать. Например, есть потоки страха, ужаса, насилия, есть религиозные потоки, есть потоки иных миров.

Каждый из этих потоков воздействует на человека с помощью тех или иных чувств, образов, мыслей.

Часто человек является рабом тех потоков, на которые он настроен. Это происходит потому, что он не способен перестроить свое восприятие, настроить себя на восприятие других потоков.

Только развив волю (намерение) и преодолев самолюбование, прекратив внутренний диалог, человек обретет свободу.

Человек — существо двойственное. Он соединяет в себе собственно человеческое (культурное) и стихийное (животное) начала.

Об этой двойственности говорит, например, функциональная асимметрия полушарий головного мозга, при которой правое полушарие человека ответственно за цельное, образное восприятие человеком действительности, а левое — за дискретное, последовательное (логическое).

Человек не всегда гармонично сопрягает свою логическую и стихийную сущность. Часто между умом и действием у человека возникает разлад.

В момент сильных эмоциональных переживаний логика отступает на второй план и стихийное начало выходит наружу. Любое парапсихологическое действие осуществляется за счет него. Поэтому необходимо научиться «снимать» порядок. Для этого необходим строгий самоконтроль, пристальное внимание к своим мыслям, чувствам, внутреннему диалогу, т. е. необходима острота восприятия.

Воздействием воли можно остановить внутренний диалог и вызвать стихийное наружу. Однако нужно войти в стихийное, не покалечив логическое. Иначе человек может умереть.

Выходя в информационно-энергетический поток, ноосферу Земли, каждый человек в меру своего интеллектуального и, прежде всего, духовного уровня развития обретает возможность тесного контакта с информационным полем своего уровня (божественной сущностью). Этот контакт во многом определяет его жизнь, или судьбу.

Человек таким образом соединяет в себе три плана: физический, энергетический и информационный. Все в мире информационно, в том числе и каждая частица, «слагающая» человека. Так, например, чтобы сигналы почек не смешивались с сигналами от других органов, они передаются по особым каналам тела.

Сеть таких каналов образует энергетический каркас — структуру так называемых биологически активных точек на коже. Раздражение точек определенных систем способно оказывать терапевтический эффект.

От ушных раковин, ступней и радужных оболочек глаз энергоканалы идут ко всем внутренним органам. Биологически активные точки и каналы ответственны за то, чтобы приток положительной энергии к ушным раковинам превышал или был равен притоку отрицательной энергии к ступням.

Общий энергетический приток положительной энергии организма на темени приблизительно равен притоку отрицательной энергии на подошвах. Общий принцип основан на спирали двух линий, каналов, нисходящей и восходящей в их перекрещивании (рис. 10).

Рис. 10. Обычная циркуляция энергии по телу

Особое значение для информационно-энергетического состояния человека имеют глаза. Глаза — информационный код индивида на физическом плане существования. Одновременно глаза служат туннелем в другой, тонкий мир: через зрачки тонкая энергия идет в обоих направлениях. Сила взгляда — категория астральная. (Сила взгляда равна силе мышления: при помощи мышления глазами можно сделать все.)

Роль минуса выполняет тень человека. Она энергетически связана с организмом. Тень — это впитывание на нижнем плане. Тень двумерна, она не имеет высоты (толщины).

С тенью в разных мистических и религиозных течениях связано очень много поверий. В частности то, что на тень человека можно воздействовать так же, как и на живого человека. Это можно отнести и к отражению, и просто изображению человека. Но изображение будет копией человека, а тень и отражение напрямую связаны с человеком, но по сути также являются двумерным проявлением в нашем мире.

Другими словами, это след, оставленный человеком, а след всегда ведет к его владельцу. Поэтому его используют в магических ритуалах. По этой причине в некоторых культурах рекомендуется отсекать от себя след или стирать личную историю, чтобы никто не мог подобраться к человеку. Но с другой стороны, полностью исключить свой след все равно не удастся.

Тень, как, впрочем, и отражение, в совокупности с человеком рассматривают в связи с потусторонним миром. Или как кромку перехода в потусторонний мир. Неслучайны все упоминания в мистических писаниях и литературе об умерших и призраках идет как описание теней и силуэтов.

Поэтому тень можно рассматривать как стабилизатор, уравновешиватель человека в этом трехмерном мире. Живой человек, так же как и тень в нашем мире, не имеет возможности действовать самостоятельно, проявляться в потустороннем мире в полной мерности. Поэтому для действия в том мире человеку требуется недостаточная мерность, которая позволит ему в том мире проявиться действующим. Отчасти о действиях в том мире, мире теней, говорится в описаниях, связанных со сновидениями и сказочно-былинных эпосах.

Входя во взаимодействие со своим биополем, человек способен улучшить его. Сделать это можно следующим образом.

Надо встать, развернуться к солнцу, руки согнуть в локтях, чтобы ладони пришлись на уровень плеч и обратить их к солнцу.

Пальцы держать не в напряжении, чуть-чуть раздвинуть. Над пальцами можно «увидеть», почувствовать колебания воздуха. Это и есть признак притока энергии. Энергия собирается в область солнечного сплетения и оттуда посылается к больному органу.

Во время расслабления интенсивно впитывается тонкая энергия. При вечернем расслаблении полезно сообразовать ритм энергетических центров (ЭЦ). Расслабление и ритмизация ЭЦ не должна превышать 15 минут. Ритмизация ЭЦ ведется последовательно в ритме пульса. На каждый этап, таким образом, должно приходиться не больше 2,5 минуты.

1 этап. Чело

— 15 ударов пульса.

2 этап. Горло

— 8 ударов пульса.

3 этап. Сердце

— 5 ударов пульса.

4 этап. Ярло

— 2 ударов пульса.

5 этап. Живот

— 7 ударов пульса.

6 этап. Зарод

— собственный ритм.

Вся вселенная увязана системой энергообменов. Биоритмы зависят от космоса.

Основной закон обмена энергиями имеет гармонический характер, синусоидальный (рис. 11).

Рис. 11. Обмен энергиями

В момент прохождения импульса через «0» в течение 10–15 минут наблюдаются информационные окна, и все открытия, озарения происходят в этот момент.

Можно привести энергию человека к «0» и тогда его можно прочитать, как книгу. Если у человека смена знака энергии происходит синхронно с Солнцем, такой человек очень гармоничен с жизнью. Когда процесс отдачи энергии затруднен, возникают аномалии.

Солнечные колебания сопровождаются колоссальной энергетической осцилляцией. Весь ближний космос (от планет до молекул) синхронизирован в своих осцилляциях с ритмом солнечного дыхания, но в противофазе с ним, т. е. в полпериода, когда Солнце излучает энергию, весь ближний космос ее поглощает, в другую половину периода все потребители должны отдать Солнцу свою долю энергии. В природе существует великий справедливый закон обмена энергиями.

Человек, обладающий рассинхронизацией с Солнцем, в минуты разрядки энергетической напряженности, приходит в состояние беспричинного раздражения.

Помимо всего сказанного, важным внешним фактором, воздействующим на состояние здоровья, являются геопатогенные зоны. Они образованы полосами отрицательной энергии, довольно густой сетью покрывающей поверхность Земли.

Точка сборки восприятия

В данном случае я обращаюсь к теории биоэнергетических полей и учению, согласно которому в мире существует 48 полос эманации (звучаний): 40 полос составляют диапазон неорганической жизни (камни, воды, неизвестные поля неодушевленной энергии), 7 — неорганических сущностей, состоящих из энергополей жизни (духи, которые являются чувствительным людям) и одна полоса — диапазон одушевленной энергии, которая проявляется в растениях, насекомых, животных и людях.

Человек в своем обычном состоянии реагирует только на два диапазона эманации: свой (органический) и один из 40 неорганических (минеральный), хотя способен воспринимать и другие диапазоны.

Энергетическая капля человека, которая, как уже было сказано, является вторым духовным двойником человека, содержит на своей поверхности так называемую точку сборки восприятия (ТСВ). Собственно ТСВ и воспринимает доступные человеку эманации (хранилища памяти и опыта). Второй духовный двойник человека состоит, таким образом, из накопленной информации и энергии. После смерти они распадаются и растворяются в мире.

В результате, рождаясь вновь, человек не помнит ничего из того, что с ним было в прошлых жизнях, но все же эта информация хранится в нем, образуя память рода, или импульсное кольцо.

Итак, кокон способен реагировать на все 48 полос эманации, присутствующих на Земле. Он разделен на несколько долей, подобно мандарину. Одна из них, делящая кокон на две половины, называется человеческой полосой. На правой половине кокона и находится ТСВ, которая фиксирует эманации людей, животных, растений.

Чтобы произвольно сдвигать ТСВ, человеку нужна огромная личная сила (сила духа). Незначительное перемещение ТСВ приводит к изменению внутреннего состояния человека. Все наши эмоции, чувства, переживания — результат смещения ТСВ. У человека ТСВ находится в верхней части правой половины кокона, у животных и у насекомых — в нижней.

Сдвиг ТСВ вправо вызывает отрицательные эмоции, побуждает к насилию, убийству, страданию. Сдвиг влево приводит к положительным эмоциям, проявлениям добра, любви, сдвиг ТСВ вверх вводит человека в космическое сознание, а сдвиг внутрь кокона — в возвышенное (особенно ценное).

Субъективно свою ТСВ мы ощущаем где-то в области головы.

Это центр, из которого выходит луч нашего внимания, воспринимающий внешние объекты, чувства, мысли. Благодаря ТСВ мы так или иначе воспринимаем себя и мир.

У ребенка ТСВ пространственно не закреплена, но со временем за счет воспитания ее закрепляют. А затем ее опять, людям знания, приходится учиться смещать.

Христос говорил: «Не войдете в царство Божие, покуда не уподобитесь детям». Это значит, пока у человека кокон сохраняет личную форму, ему трудно овладеть парапсихологическими способностями (телепатией, телекинезом, ясновидением). Потерявший личностную форму, кокон, наоборот, очень легко может позволить овладеть всем этим, ибо ТСВ его строго не фиксирована.

Импульсное кольцо

Импульсное кольцо я понимаю как аналог памяти рода, оно содержит информацию, накопленную индивидом во всех его рождениях. У импульсного кольца есть ядро (ядро разума), вокруг которого по разным орбитам, как электроны вокруг атомного ядра, циркулируют энергетические сгустки положительного и негативного опыта, приобретенные данным индивидом в том или ином воплощении в физическом мире.

Импульсное кольцо человека находится вне физического тела человека, т. е. над головой в теле сновидения, и сохраняется после его смерти. Вся биологическая часть (тело) человека обслуживает импульсное кольцо энергией.

Порождаемое физическим телом поле служит энергетическим мостом от грубой природы к тонким энергиям импульсного кольца. Можно сказать, что энергетическое кольцо — это своего рода энергетический план, создаваемый физическим телом индивида. Поэтому от физического состояния человека зависит много.

Только обработанная в импульсном кольце информация становится осознанной мыслью. Информация из структур головного мозга поступает в импульсное кольцо, откуда она возвращается в мозг уже оформившейся мыслью. Сгустки положительного опыта располагаются наиболее близко к ядру. Они в импульсном кольце «фигурируют» в сферическом (сферальном) виде. «Сферальные» мысли возвышеннее и сложнее плоскостных.

Накопленные плоскостные мысли попадают только на нижние орбиты импульсного кольца, из-за чего его потенциал ослабевает (рис. 12).

Рис. 12. Импульсное кольцо человека

Если индивид имеет только «низкоорбитные» мысли, его высококачественные сущие могут быть потеряны.

Человек способен использовать три вида тонкой энергии: генерированную извне (из космоса); наследственную, которую получает от предков при рождении, — это родовая сила, она влияет на продолжительность нашей жизни, полученную из пищи (еды, воды).

В нормальных условиях энергия у человека поднимается из зоны копчика (зарода) вверх вдоль позвоночного столба (антенны, которая связывает человека с космосом). На уровне шейных позвонков, горла, этот поток расщепляется на два, левый и правый, которые в свою очередь вдоль боков опускают энергию вниз в район промежности, чтобы затем снова подняться вверх (см. рис. 9).

Этот круговорот очень важен, и его повреждение ведет к серьезным нарушениям здоровья. Обычно эти нарушения заключаются в образовании преград на путях энергии. В результате там, где не хватает энергии, образуются энергетические дыры. Радикулит, остеохондроз, а затем мигреневая боль — следствия энергетической недостачи.

В области энергетических дыр лоза начинает ощущать кривизну поля на большом расстоянии. Ладони рук тоже ощущают эту аномалию, как холод и неприятное покалывание, вплоть до всасывания ладони (развитая стадия онкологических заболеваний).

Энергетический уровень биополя истощается в основном из-за вампиризма, чаще не сознательного. Вампиры — это люди эгоцентричного начала. Они не могут аккумулировать энергию из пространства, поэтому вынуждены подпитываться за счет энергии других людей.

Вампир получает энергию в процессе бесед или иных контактов с другим человеком. Забор энергии осуществляется, как правило, через глаза. Сенсоры могут видеть, как из энергетического центра в районе солнечного сплетения у вампира появляются длинные энергетические щупальца и присасываются к более слабому энергетическому центру жертвы.

Встречи с проявлением зла никогда для нас не проходят бесследно. Сглаз, заклятье, проклятье как целенаправленное зло создают сильные энергетические вибрации. Если человек концентрирует свою злобу на ком-либо, эта вибрация способна пробить или повредить тело сновидений. (С помощью лозы можно определить эту «дыру».) С обратной стороны тонкого тела будет энергетический выступ. Чем сильнее человек духовно, тем толще и крепче слой его полевой защиты. Тогда поле отражает зло.

В 1997 г. сотрудниками отдела теоретических проблем РАИ под руководством П. П. Гаряева были проведены исследования на предмет выявления воздействий слов проклятий на живой организм.

Исследователи взяли семена растения арабидопсис. Результаты ужаснули ученых: словесная «обработка» семян растения проклятьем была подобна облучению в 40 000 рентген. От такой ударной дозы порвались цепочки ДНК и хромосомы, рассыпались и перепутались гены. Большинство семян погибло, а у выживших генетический аппарат стал вырабатывать противоестественные программы — начались чудовищные мутации.

Результат эксперимента не зависел от громкости сказанных слов: его вызывала не сила звука, а сила самого слова.

Исследования показали, что слово сильно изменяет структуру воды, а взрослые люди состоят из нее приблизительно на 70 % от массы тела.

Оказалось, что молекулы воды под действием человеческой речи могут выстраиваться в сложные ансамбли, в результате чего сама вода способна обрести свойства яда. Выпив такую «проклятую воду» можно тяжело заболеть и даже умереть.

Вода хорошо передает информацию. Поэтому при застольях произносят тосты, как бы программируя, информируя напиток, а затем выпивают. Еще говорят, что в горячительных напитках живет дух-хмель, и если ты с ним в ладу, то голова на утро болеть не будет, поэтому перед тем, как выпить чарку, ее поднимают повыше уровня глаз. Так же перед употреблением пищи, особенно в незнакомом месте, на нее накладывают крестное знамение для нейтрализации даже случайных наговоров.

С другой стороны, группой П. П. Гаряева были проведены опыты и с добрыми словами. Потрясающий результат! Зерна пшеницы, получившие 10 000 рентген, взошли и стали нормально развиваться. Так велика оказалась целебная сила добрых слов. В свою очередь, равнодушное чтение текстов давало нулевой эффект.

А. Н. Афанасьев пишет, что заговоры «непригодны для забавы и, как памятники вещего, чародейного слова, вмещают в себе страшную силу, которую не следует пытать без крайней нужды; иначе наживешь беду. Заговоры поэтому вышли из общего употребления и составили предмет тайного ведения знахарей, колдунов, лекарок и ворожеек; к ним и обращается народ в тех случаях, когда необходимо прибегнуть к помощи старинных заклятий. Могучая сила заговоров заключается именно в известных эпических выражениях, в издревле узаконенных формулах; как скоро позабыты или изменены формулы — заклятие недействительно. Это убеждение заставило с особенною заботливостью оберегать самое слово заговора, хранить его, как святыню»[50].

Молитва как и заговор относится к сильным энергосиловым способам воздействия на человека. Она имеет определенную языковую структуру: организацию предложений, звуковое произношение, тембр речи, силу звука и ритм. На самом деле это большая тема, поэтому ограничусь уже сказанным.

Глава 5. ПОЛУЧЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКОМ

На основе новейших разработок в области практической психологии рассмотрим ведущие репрезентативные системы человека (у каждого из нас она своя), с помощью которых человек получает, обрабатывает и передает информацию.

Мы уже говорили о левом и правом полушариях головного мозга человека и об их функциональной асимметрии. Тем не менее повторюсь.

Левое полушарие принимает знаки-маркеры на предметы, действия и т. д. Правое полушарие — аналоги, образы. Итак, можно сказать, что левая половина тела более логична, отвечает за ум, а правая, более чувственная, представляет собой реализацию подсознания.

Если за 100 % мы примем всю поступающую в головной мозг человека информацию, то 5 % составит ее логическая обработка, 95 % — чувственная (выход на подсознательное, неведомое, бесконечное и запредельное). Но здесь стоит сказать, что если человек не использует свои логические способности, то запредельный мир (алогичный) для него остается непостижимым.

Правое полушарие связано с левой стороной тела: левым глазом, ухом, ноздрей и т. д., левое полушарие связано с правой стороной тела. Это разделение известно во многих мифологических, традиционных культурах (рис. 13).

Рис. 13. Функциональная асимметрия головного мозга:

— левое полушарие;

— правое полушарие

Упрощенно предлагаю представить это следующим образом.

В позвоночнике человека расположены два канала: сенсорный и моторный, с которыми связана работа всей нервной системы. Эти каналы начинаются в копчике и идут вверх: сенсорный (чувствительный — аналоговый) по левой стороне тела, моторный (логический-цифровой) — по правой. Далее они перекрещиваются, сенсорный идет в правое, а моторный в левое полушарие.

Каналы связаны с ноздрями (каждые два часа преобладает один из каналов, что отражается в том, что у человека одна ноздря наполовину прикрыта). Лишь равномерная работа полушарий создает гармоничную личность.

Коммуникация людей осуществляется одновременно на двух уровнях: вербальном (словесном) и невербальном (жесты, мимика и т. д.). Как правило, свое вербальное поведение (свою речь) человек контролирует хорошо. Невербальное же осуществляется на подсознательном уровне, поэтому человек, вступающий в коммуникацию, может даже не подозревать о своих характерных жестах, привычной мимике.

Если информация, передаваемая человеком на обоих уровнях, одинакова, то такой человек субъективно воспринимается окружающими как искренний (конгруэнтный). Если же вербальный уровень (допустим, похвала) противоречит невербальному (нахмуренные брови и т. д.), то такой человек будет казаться неискренним (неконгруэнтным).

Системы восприятия

Основоположники НЛП, Р. Бендлер и Д. Гриндср, выделяют три канала восприятия:

От преобладания того или иного канала восприятия зависит словарный состав речи, невербальные реакции, организация межличностного пространства общения.

Поскольку большинство людей, как правило, отдает предпочтение какой-либо одной репрезентативной системе и воспринимает мир фактически через ее призму, поэтому «присоединяясь» к человеку, входя с ним во взаимодействие, необходимо определить его ведущий канал восприятия и начать с ним взаимодействовать именно по этому каналу.

Таким образом, внешние проявления человека (какими он пользуется словами, жестами и т. д.) позволяют лучше понять его внутренний мир и сделать общение и взаимодействие более продуктивным.

В этой связи хочется обратиться к великому наследию народных примет:

«Примета всегда указывает на какое-нибудь соотношение, большею частью уже понятное для народа, между двумя явлениями мира физического и нравственного, из которых одно служит предвестием другого, непосредственно за ним следующего, долженствующего сбыться в скором времени. Главным образом приметы распадаются на два разряда:

а) во-первых, приметы, выведенные из действительных наблюдений <�…>;

б) но, сверх того, есть множество примет суеверных, в основании которых лежит не опыт, а мифическое представление, так как в глазах язычника под влиянием старинных метафорических выражений, все получало свой особенный сокровенный смысл»[51].

Приметы:

«Если чешутся глаза — придется плакать, если лоб — кланяться с приезжим, <�…> ладонь — считать деньги, ноги — отправляться в дорогу, нос — слышать о новорожденном или покойнике; понятия „слуха“ и „чутья“ отождествляются в языке: малороссийское чую — слышу, наоборот великорусы говорят: „Слышу запах“; у кого горят уши — того где-нибудь хулят или хвалят, т. е. придется ему услышать о себе худую или хорошую молву…»[52].

Особенности поведения, характеризующие ведущие каналы восприятия[53]

Визуал

Жесты в верхней части туловища, «рисуют» то, о чем идет речь. При рассказе взгляд чаще вверх, человек как бы видит то, о чем говорит. Часто сидит на краешке стула. Подбородок вверх, высокий тембр голоса, самый быстрый темп речи и обработки информации, наблюдательный, ориентирован на внешний вид.

Увиденное запоминает легко, словесную инструкцию — с трудом. Требует полной картины, видимой цели и детального рассмотрения; осторожен, пока не получит полной ясности.

Предпочитает читать сам, чем чтобы читали ему. Читает хорошо, быстро.

Аккуратно, хорошо и правильно пишет, но теряется, если пишет слова, никогда ранее не виденные.

При общении предпочитает самую далекую дистанцию.

Организован, аккуратен, все вещи «на своих местах», подбирает цвета, размеры.

Выбирает слова, обозначающие то, что можно увидеть (цвет, форму, величину, удаленность): красиво, ярко, красный, на переднем плане, не представляю себе, нарисуй и т. д., видеть, смотреть, туманный, замечать и т. д.

Аудиал

Жесты как бы создают ритм речи, когда человек слушает, голова наклоняется вбок — поза «телефонной трубки».

Метроном, хорошо может копировать, речь организованная, ритмичная.

Легко запоминает последовательность, повторяет услышанное, учится, слушая, могут быть трудности в письме и математике. Читая, шевелит губами (проговаривает слова).

С удовольствием читает вслух и слушает, любит говорить, когда пишет.

При разговоре предпочитает среднюю дистанцию. Любит дискуссии, любит брать на себя ведущую роль в дискуссии, склонен к хождению вокруг да около, подробному, последовательному описанию событий.

Выбирает слова, обозначающие звуки: гремит, шуршит, тишина, звучит, мелодичный, разговаривать и т. д.

Кинестетик

Жесты ниже средней линии туловища. Взгляд часто опускается, человек как бы прислушивается к своим ощущениям. Когда садится, устраивается поудобнее.

Очень много движений, жестов, подбородок вниз, тембр голоса низкий, самый медленный темп речи и обработки информации.

Любит прикасаться сам и когда прикасаются к нему, быстрое ранее физическое развитие.

Запоминает, двигаясь, действуя с материалом. Читая, водит пальцем, любит книги с динамичным сюжетом. Почерк хуже, чем у других.

Предпочитает самую близкую дистанцию в разговоре. Склонен бросать одно незаконченное дело ради другого. Сильно развита интуиция, вокруг него часто «рабочий» беспорядок.

Одевается удобно, по принципу «Я себя сам не вижу».

Выбирает слова, обозначающие вкус, запах, движение, ощущение температуры: тепло, прохладно, шероховато, схватить, чувствовать, держаться, контактировать и т. п. термины конкретного действия.

Якорь

Якорь можно назвать условным рефлексом, который может проявляться в каждой из трех систем восприятия.

Большинство людей постоянно прибегает к своей памяти, возвращается в свое прошлое. Иногда мы специально вспоминаем некоторые вещи или происшествия, а иногда вдруг всплывают события сами по себе, казалось бы вдруг и ниоткуда…

Рассматривая фотографии, мы возвращаемся к событиям прошлого и можем переживать их вновь. Услышав знакомую музыку, мы моментально сопрягаем ее с какими-либо событиями и вновь окунаемся в них. Некоторые люди чрезвычайно любят пребывать в прошлом, фактически живут там. Такие люди агрессивны к своему будущему и не способны жить в настоящем.

Способность людей «возвращаться», вспоминать свое прошлое можно использовать. Сядьте перед своим знакомым на стул.

Затем попросите его вспомнить что-нибудь хорошее, положительное. По мере того, как Ваш собеседник будет вспоминать событие или его фрагмент, Ваша задача внимательно наблюдать за ним.

Возможно, что он начнет улыбаться или даже засмеется. Важно, именно в этот момент своей рукой, находясь с левой стороны от него, коснуться его руки — поставить якорь. Можно это сделать несколько раз на подъеме его чувств (рис. 14).

Рис. 14. Постановка якоря

После попросите Вашего собеседника вспомнить какую-либо плохую, отрицательную ситуацию, и точно так же проследите, какие изменения будут происходить в нем. На вершине его чувствительных воспоминаний, находясь уже с правой стороны от него, коснитесь своей рукой его правой руки — поставьте второй я

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:

  • Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие слухового восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность. Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали.

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]