Процесс познания внешнего мира — одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность. На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий. Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.
Ощущение и восприятие: определения понятий
Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств. Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие — это и есть этот заключительный результат. В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.
Классификация ощущений
Поскольку ощущения порождает определенный физический раздражитель, то и подразделяются они в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на различные рецепторы:
- Органические – связаны с органическими потребностями: жажда и голод, дыхание и т. д. Ощущения этого рода, как правило, обладают относительно яркой эмоциональной насыщенностью и часто являются не осознаваемыми. Так, заболевания связаны не только с болью, но и с эмотивным состоянием: проблемы сердца с дефицитом радости, любви, страхами; проблемы печени – с раздражительностью и гневом.
- Статические – показания о состоянии тела в пространстве, активных и пассивных движениях, а также движениях отдельных частей тела относительно друг друга.
- Кинестетические – вызываются возбуждениями, исходящими от рецепторов, находящихся в суставах и мышцах. Кинестезия тесно связана со зрением: зрительно-двигательные координации играют важную роль в движениях, осуществляемых под контролем зрения.
- Кожные – боль, температура, прикосновение, давление.
- Осязательные – в отличие от прикосновения, активны по своей природе, поскольку имеет место намеренное ощупывание предмета, сопряженное с воздействием на него. При осязании познание мира происходит в процессе движения.
- Обонятельные и вкусовые – особое значение оказывают на формирование эмоциональной обстановки, вызывающей у человека приятные или неприятные ощущения.
- Слуховые – носят двойной характер, иными словами, человек воспринимает звук обоими ушами. Так, люди, имеющие глухоту на одно ухо, затрудняются определить источник и направление звука.
- Зрительные – любой цвет оказывает воздействие на человека, что обусловлено не только физиологическим влиянием на организм, но и ассоциациями самого человека. Некоторые цвета способны возбуждать нервную систему, другие способны ввести в транс и т. д. Например, голубой цвет, как правило, ассоциируется с голубым небом, оранжевый — с огнем и т. д.
Пример разницы восприятия и ощущений
Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус – сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока – тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами – одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.
Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение – тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.
Нарушение восприятия
Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.
При разного рода психических расстройствах происходит нарушение вышеописанных процессов ощущения и восприятия, и, соответственно, искажение в отражении реальности. Так, существует расстройство «схемы тела»: проблема в осознании формы, положения собственного тела, распад его на части, ощущение лишних конечностей и тому подобное.
Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.
Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.
Механизм ощущений
Восприятие — это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект – источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.
Рецепторы
Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.
Соответственно, располагаются они в органах чувств — глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека – голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.
↑ Понятие «познание».
Познание —
это деятельность людей, целью которой является получение новых достоверных знаний об окружающем мире, действительности, человеке и обществе, основанная на чувственном и рациональном его постижении. Изучением теории познания занимается
гносеология
— это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм
— философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).
Оптимизм —
философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).
Агностицизм
— философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).
Релятивизм
— философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).
Скептицизм
— направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).
Центр
Центр анализатора — это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие — за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.
Таковы особенности восприятия внешнего мира – на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.
Зрительные ощущения
Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие. В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, — это визуальный контакт. Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция – весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств – пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний. Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.
Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три – черный, белый и серый.
Слуховые ощущения
Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только. Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны. В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.
Кинестетические ощущения
Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность – ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию. Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно. Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.
Осязательные ощущения
Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком. Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия. Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.
Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.
В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.
Введение
Чувственное познание является первым доступным человеку, и именно оно формирует объемное представление о мире нас окружающем. В настоящей работе будет рассмотрен вопрос о ощущении и восприятии, первичных этапах человеческого познания.
Актуальность данного вопроса невозможно переоценить, поскольку все что мы знаем о том, что нас окружает приходит к нам именно через ощущение и дальнейшее восприятие. Важным моментом здесь является то, что осознанный нами окружающий мир не всегда соответствует миру реальному, что вызвано ошибками восприятия и ощущения. С целью разобрать в методике формирования образа предмета и мира в целом следует обратится к основным понятиям и свойствам рассматриваемых здесь предметов.
Целью работы является рассмотрение сущности понятий ощущение и восприятие, для ее раскрытия поставлены следующие задачи: установление классификации понятий, выявление их свойств, установление закономерностей их проявления, рассмотрение основных принципов действия.
Одним из заданий работы является тест, направленный на закрепление знаний полученных в процессе работы на контрольной, а также проверка на сколько хорошо был усвоен материал.
Вкусовые ощущения
Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.
Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.
Синестезия ощущений
Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия». Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками. К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.
Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, — это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.
Синестезия как особый способ восприятия мира
Синестезия – феномен восприятия, при котором впечатление, специфичное для одного органа чувств, сочетается с другим дополнительным ощущением или образом.
Так, например, фразы типа: «соленая шутка», «горький упрек», «жалящая речь», «сладкая ложь» и тому подобные — обретают вполне конкретное ощутимое значение. Наиболее распространенным видом синестезии считаются ассоциации буква-цвет и цифра-цвет, когда, например, «6» вызывает образ желтого оттенка или буква «В» воспринимается как фиолетовый цвет.
Версия происхождения данного явления гласит, что в младенчестве все люди являются синестетами: определенные нейронные связи изначально поддерживают контакт между органами чувств, и, таким образом, звуки и запахи переплетаются в сознании, окрашивая, например, буквы алфавита в разные тона. У некоторой группы людей подобная особенность ощущения и восприятия окружающего мира сохраняется всю жизнь.
Измерение ощущений
В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.
Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.
Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).
Адаптация органов чувств
Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.
Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая — к слуховым и к переживанию боли.
Характеристика ощущений
Чтобы лучше понять, что же является фундаментом восприятия как психического явления, необходимо обратиться к природе самих ощущений, которые являются зависимыми от внешних раздражителей и, отражая их отдельные черты, обладают рядом определенных свойств:
- Одна из основных характеристик – это качественный порог. Например, для зрительных ощущений — контрастность цвета, для слуховых – тембр голоса и т. д.
- Количественный порог, или интенсивность – обусловлен силой действия раздражителя и состояния самого рецептора.
- Пространственная локализация – соотнесение с определенной частью тела, которая подвергается воздействию раздражителя.
- Адаптация – приспособление органов чувств к воздействующему раздражителю. Например, адаптация к какому-либо запаху, который постоянно окружает.
Формирование восприятия
Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей – в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд. Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие — это не просто сумма собранных в пучок ощущений. Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.
Определение
Ощущение — это первичный этап сенсомоторной реакции. И оно крепкими нитями связано с восприятием. Оба явления выступают посредниками в передаче окружающей обстановки, существующей вне зависимости от сознания, на основе воздействия на органы чувств: это их объединяет.
Но в психологии восприятие – это не просто чувственный образ предмета или явления, но и его осознание. Оно характеризует разнообразный спектр отношений, результатом которых становятся осмысленные ситуации. Так, восприятие можно смело назвать формой познания действительности.
Типы и виды восприятия
В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.
Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.
Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.
Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.
Характеристики чувственного познания
В прошлом советские философы считали чувственное познание низшей ступенью человеческого мышления. А все потому, что человек в процессе этого вида познания руководится только инстинктами.
Но современные философы имеют совсем другую точку зрения: рациональное и чувственное осязание – это одно целое.
Без инстинктивного познавания этого мира не было бы понятийно-абстрактного мышления, поэтому присутствие этих двух способов мышления обязательно для нормального существования человека.
В процессе чувственного познания каждое живое существо (не только человек) использует присущие ему органы зрения, слуха, обоняния, вкуса ли осязания.
Например, в детстве мы не знали, что лимон на вкус кислый. Но попробовав, мы это обнаружили с помощью вкусовых рецепторов ротовой полости. И, основываясь на личном опыте, мы можем сказать, что лимон – кислый.
Предметность и константность восприятия
Предметность и константность — это свойства восприятия, различаемые современными психологами.
Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени. В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения. Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.
Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека. То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар. Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.
Рациональное и эмоциональное, чувственное восприятие. Сравнение. Pro.
Полностью разделить эти два элемента практически невозможно, т.к. в психике они работают, как правило, вместе.
Однако люди отличаются тем, что некоторые используют преимущественно рациональное мышление, а другие — эмоциональное, чувственное.
Здесь мы разберем, как эти два типа мышления влияют на нашу жизнь.
1. Рациональное — сюда мы относим все элементы психики, которые оперируют логической информацией. Мысли, идеи, умозаключения, суждения. Подразумевается логическое или рациональное мышление.
Рациональное мышление основано на логике вещей. Рациональное — оно без времени, описывает объекты (физические и духовные), использует их для мышления, но не обладает этими «объектами-образами», т.к. они не насыщены энергетической составляющей, эмоциями.
Логическое мышление может решать любые задачи в будущем или прошлом. Оно всегда мыслит о другом времени, не о настоящем, потому что, с точки зрения логики, нет смысла думать о настоящем моменте. Эмоциям это не нужно, эмоция всегда сосредоточена в «здесь и сейчас». Рациональность, в свою очередь, как бы вытаскивает нас из настоящего момента. И если человек предпочитает «рацио» эмоциям, то он редко находится в настоящем, не может почувствовать реальность жизни. А эмоция — это способ возврата в одно реально существующее время – настоящее.
Логическая информация всегда скользит по поверхности реальности и не может проникнуть в суть вещей. Именно чувства отображают истину вещей и явлений. Потому что чувства — это более серьезный и глубинный инструмент понимания, осознания и ориентации в этой реальности. Чем более человек чувственно развит, тем лучше он понимает реальность. Но также имеют значение и определенные, не «мусорные», чувства высокого иерархического уровня (присутствия в настоящем, меры, баланса, полноты жизни, мистичности жизни, бесконечности и др.).
Если алгоритмы логики, когда мы испытываем печаль, будут её задерживать или усиливать, то печаль у нас останется, превратится в депрессию или усилится до тоски. Если те же самые алгоритмы будут её уменьшать, она уменьшится. Но, если совсем не впутывать рациональное мышление в эмоциональный процесс, то эмоция через свое выражение уйдёт полностью.
Чем больше рациональное мышление лишено чувств, тем больше у него свободы мышления. Оно может идти в любую сторону, как за нас, так и против нас. Формальной логике без разницы, в какую сторону работать. Она не учитывает нашу уникальность, индивидуальность. Ей важны только определенные законы логики, четкость мыслительного процесса. Только когда мы подключаем чувства к мышлению, тогда появляется система мышления относительно нашей модели мира, нашей индивидуальности, субъективности. Интуитивные чувства помогают нам правильно обработать информацию относительно нас, наших возможностей, возможностей среды. А логика — это как программа, которая, в зависимости от ее предназначения, будет либо помогать, либо разрушать, либо останется нейтральной. Например, алгоритмы невротического восприятия будут ухудшать качество жизни. А алгоритмы восприятия, касающиеся гармонии, улучшать его.
Рациональное мышление обладает намного большей пластичностью, чем эмоции и чувства. Это свойство основано на независимости логики от нашей модели мира, субъективного восприятия, и ограничено лишь возможностями нашего мышления, памяти, знаний о природе. Один и тот же факт можно интерпретировать как в хорошую, так и в плохую сторону, как в свою защиту, так и в своё обвинение. Логика более свободна в своем перемещении, чем чувства. В этом есть определенные плюсы: возможность посмотреть объективно, со стороны , не ограничиваясь рамками своего восприятия и творческого мышления. Однако есть и минусы: легко можно уйти в сторону от главного направления мышления, запутаться, застрять на чем-то, навредить себе из-за отсутствия системы относительности нашего Я.
Рациональное мышление похоже на наёмника, ему без разницы, на кого работать. Кто ему даст больше чувств, на того оно и работает. Например, если мы заряжены тревогой, то рациональное будет усердно искать все новые образы тревоги, которые даже реально не существуют, погружая нас в тревожный мир. Если же мы будем вытеснять тревогу гневом, то логика будет работать на гнев и докажет нам, что нужно разрушать все образы тревоги, и что они на самом деле вовсе не страшны и т.п.
«Рацио» всегда работает на определённую цель, а не на качество. Что закажешь, то оно тебе и выдаст. Оно идёт узкой тропинкой, в отличие от чувств. «Рацио» не может захватить большой объем информации одновременно. Когда достигаешь результатов мышления, появляется убежденность в своей правоте из-за наличия логических доказательств сделанного умозаключения. Это как бы ловушка логики, которая не учитывает нашу внутреннюю субъективную реальность, чувственную часть нашей личности.
Одно из свойств рациональности — это страх потери, неизвестности, неопределенности, незавершенности, неподконтрольности. Эти типы страхов чаще встречаются у рациональных людей, нежели у интуитивных, т.к. в мире «рацио» все должно быть четким, понятным, логичным, контролируемым.
Практика: Если отпустить свой разум, то можно увидеть глубину того, что происходит сейчас и то, что произойдёт потом.
Бороться с рациональной составляющей — значит стараться обращать внимания на факторы чувственной сферы и эмоции, тормозить абстрактное мышление в виду его неполноценности.
2. Эмоции и чувства— это те элементы, которыми оперирует эмоциональное мышление и/или интуиция.
Мы себя определяем как людей разумных, но на самом деле это не совсем так. Эмоции и чувства, невидимо для нашего сознания, сильно вмешиваются в процессы восприятия и поведения. Они искажают восприятие в зависимости от той эмоции, которую мы испытываем в данный момент.
Эмоции и чувства основаны на неформальной и субъективной логике. Они принадлежат настоящему в большей степени, чем будущему или прошлому. Чувства позволяют нам стать полноценным обладателем объекта, образа, по поводу которого они возникают.
Иными словами, если объект не насыщен внутри моей психики чувствами, то он не имеет никакого значения для меня. Чем больше образ или объект в психике насыщен эмоциями и чувствами, тем большее значение он имеет для меня. К примеру, если правильные ценности и алгоритмы поведения у человека не подкреплены соответствующими эмоциями и чувствами, то они никогда не реализуются. Человек может о них говорить, учить других, но в своей жизни он не сможет их исполнить. Только эмоции и чувства выполняют сложную мотивационную роль в психике.
Некоторые эмоции, например тревоги, относят нас в будущее, заставляют мыслить о будущем; эмоции обиды, печали, стыда, вины, презрения заставляют нас думать о прошлом. Но их смысл заключается в том, чтобы сформировать наше отношение и поведение в настоящем к будущему или к прошлому.
Взаимодействие логики и чувств.
Все основные конфликты людей заключаются в неправильной работе чувств и логики. Отдельно взятая логика, даже если она противоречива, не будет создавать в психике значимого конфликта, если он лишен эмоционально-чувственного наполнения.
Страдания, как и радость, — это дело чувств и эмоций. Ни от каких мыслей мы не можем испытывать переживания, пока к ним не подключатся эмоции. Поэтому мысли сами по себе являются как бы неживым материалом в психике, лишенным жизненной энергии, без эмоций и чувств.
Совместную работу логики и эмоций можно явно увидеть на примере одного из механизмов психологических защит — рационализации. Человек сам не понимает, как автоматически видоизменяет факты в нужную ему сторону, оправдывает себя, используя при этом формальную логику, но с учетом своих собственных субъективных интересов на данный момент. Например, оправдаться перед другими из-за чувств вины, уйти от ответственности, проявить эгоизм. Рационализация лежит в основе двойных стандартов, когда мы считаем, что можем нарушать некий свод правил, а другие не могут.
Не существует уникального рецепта, каким нужно быть человеком — чувственным или рациональным. Оба эти вида восприятия реальности необходимы человеку в полноценной жизни и более объективном ее восприятии. Каждая ситуация требует своего собственного подхода. Поэтому пропорции чувства-логика могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. Нельзя полагаться только на интуицию, так как она может ошибаться, тем более, если вы специально не занимались развитием чувственного мышления.
Лучшее решение – это то, которое учитывает и рациональное и эмоциональное вместе, но помимо этого ещё и учитывает реальное положение дел.