Восприятие в психологии — его виды, свойства, ошибки (иллюзии) и особенности восприятия человека человеком

Обновлено 24 июля 2021 967 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

Что такое восприятие

В рамках разных наук формулировки данного термина отличаются. Так, например, в философии под восприятием понимают психическое действие, в результате которого в сознании человека образуются четкие образы предметов окружающего мира. В то же время восприятие по определению – это результат получения человеком информации об окружающей действительности, то есть это законченный образ предмета или явления.

Важно! Синонимами восприятия являются такие понятия, как «чувственное познание», «перцепция».

Содержание

  • Физиологический механизм восприятия
  • Свойства восприятия
  • Принципы восприятия
  • Факторы восприятия
  • Эффекты восприятия
  • Классификация видов восприятия
  • Нарушения восприятия Иллюзии восприятия
  • Галлюцинации Эйдетизм как вид галлюцинаций

Если сравнить определения двух психических процессов, т.е. восприятия и ощущения, то можно заметить некоторые особенности. Так, например, восприятие является более сложным процессом. Если ощущения отражают отдельные свойства объектов, то восприятие — это целостное отражение. Таким образом, результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не отдельное его свойство.

Признаки восприятия

Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.

Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться. Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой.

Целостность

Полное представление об объекте формируется на базе суммирования получаемых в виде всевозможных ощущений сведений о некоторых свойствах и характеристиках такого объекта.

Собирательные ощущения имеют столь прочную взаимосвязь, что цельный сложный образ явления возникает даже при непрямом воздействии на человека лишь единичных свойств либо отдельных элементов объекта. Такой образ появляется относительно рефлекторно из-за связи между разнообразными ощущениями.

Целостность перцепции заключается в мысленном доведении полученных сведений до полного представления определённого явления даже при частичном отражении некоторых свойств познаваемого явления.

Для получения целостного восприятия ключевым фактором является опыт предшествующих наблюдений. Так, например, взирая на мужчину, стоящего боком, то есть, видя лишь его половину, человек в собственном восприятии получает целостную картинку: мужчину, имеющего две верхние конечности, две нижние, два уха. Поэтому когда этот мужчина повернется лицом, наблюдатель увидит то, что ранее ожидал.

Отсюда перцепция конкретного индивида обусловлена его субъективной картиной мироздания и образом отдельных объектов текущего бытия. Если папа малыша имеет высокий рост и надевает очки, то в детском прототипе мира отражается взаимосвязь, заключающаяся в обусловленности ношения очков высоким ростом. Встречая в дальнейшем незнакомых дядей в очках, малыш будет думать, что их рост несколько выше, нежели в действительности.

Уровни восприятия

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:

  1. Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
  2. Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
  3. Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.


Формирование образа предмета

Литература[ | ]

  • Гусев А. Н.
    Общая психология: в 7 т.: учебник для студентов высш. учеб. заведений. / Т.2: Ощущение и восприятие. — Издательский центр Академия Москва, 2009. — 415 с.
  • Любимов В.В.
    Психология восприятия: учебник – Москва: Эксмо : ЧеРо : МПСИ, 2007. – 472 с. – ISBN 978-5-699-24619-9 . – ISBN 978-5-88711-278-7
  • Шиффман Х.
    Ощущение и восприятие. — СПб.: Питер, 2003.- 928 с. – ISBN 5-318-00373-7
  • Организационное поведение / Громова О. Н., Латфуллин Г. Р.. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с. — ISBN 978-5-91180-873-0.
  • К. Прибрам.
    Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А. Р. Лурия.. — М.: Прогресс, 1975. — 464 с.

Виды восприятия у людей

В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.

По модальности

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

По модальности выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
  • Слуховое – способность воспринимать звуки;
  • Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
  • Обонятельное – способность различать запахи;
  • Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.

В зависимости от ведущего анализатора

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).

Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.

Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.


Как она ко мне относится?

По способу актуализации

В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.

Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.

Константность

Данное свойство предполагает относительную устойчивость образа явления при изменении конъюнктуры восприятия. Например, вне зависимости от расстояния до автомобиля он будет казаться человеку большим. Максимально константность проявляется при зрительном познании формы, масштаба, цвета явлений.

Константность, обнаруживающаяся в способности системы восприятия компенсировать изменения конъюнктуры восприятия, обеспечивает познание вещей, окружающих индивида, как условно неизменных.

Люди неоднократно воспринимают определённые явления, причём такие явления воспринимаются при абсолютно различных условиях. Без константности перцепции индивиды ориентироваться в окружающем мироздании были бы не в состоянии.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.


Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Ссылки[ | ]

  • Восприятие / Зинченко В. П. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • [1]
  • — сборник различных зрительных иллюзий
  • Психические процессы >> Восприятие
Словари и энциклопедии
  • Большая каталанская
  • Большая каталанская
  • Большая каталанская
  • Большая норвежская
  • Большая норвежская
  • Britannica (онлайн)
  • Universalis
  • Universalis
В библиографических каталогах
  • BNE: XX526218
  • GND: 4064317-7
  • LCCN: sh85099708
  • Microsoft: 26760741, 2911099574
  • NDL: 00573001

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.


Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Обоняние и вкус

Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения. Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии. Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:

  • сладкий,
  • соленый,
  • кислый,
  • горький,
  • пряный.

Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.

Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.


Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Примечания[ | ]

  1. Soltani, A. A., Huang, H., Wu, J., Kulkarni, T. D., & Tenenbaum, J. B. Synthesizing 3D Shapes via Modeling Multi-View Depth Maps and Silhouettes With Deep Generative Networks. In Proceedings of the IEEE Conference on Computer Vision and Pattern Recognition (pp. 1511-1519). (неопр.)
    . Архивировано 9 мая 2021 года.
  2. 123
    Восприятие / Лекторский В. А. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  3. 12
    Ощущение // Большой психологический словарь. — ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
  4. Зинченко В.
    Восприятие // Большой психологический словарь. — ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
  5. Головин С.Ю.
    Словарь практического психолога. — Минск: Харвест, 1998. — С. 206. — 301 с. — ISBN 985-433-167-9.
  6. Gillam, B. (2000). Perceptual constancies. In A. E. Kazdin (Ed.), Encyclopedia of psychology (Vol. 6, pp. 89-93). Washington, DC: American Psychological Association.
  7. Sedgwick. H. A. (1986). Space perception. In K. Boff, L. Kaufman, & J. Thomas (Eds.). Handbook of perception and human performance (Vol. I. chap. 21). New York: Wiley.
  8. Брунер и Постман
  9. Бэрон Р., Брин Д., Джонсон Б.
    — Социальная психология: ключевые идеи. 4-у изд. — СПб., 2003.
  10. Программа — минимум кандидатского экзамена по специальности «Психологические науки» по направленности «Психофизиология»/Утверждена деканом факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, академиком РАО, профессором Ю.П. Зинченко, 2017 г.
  11. 12
    A. Dijksterhuis.«Think Different: The Merits of Unconscious Thought in Preference Development and Decision Making», Journal of Personality and Social Psychology 87, no. 5 (ноябрь 2004 года): 586–598
  12. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /Пер. с нем. — М.: Канон, 1994. — 320 с. — (История психологической мысли в памятниках). ISBN 5-88373-002-7
  13. Rita L. Atkinson, Richard C. Atkinson, Edward E. Smith, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. «Hilgard’s Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications», 13th ed., 2000)
  14. Rita L. Atkinson, Richard C. Atkinson, Edward E. Smith, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. «Hilgard’s Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications», 13th ed., 2000
  15. 123
    Амодт С. Тайны мозга вашего ребёнка /Сандра Амодт, Сэм Вонг; [пер. с англ. К. Савельева].—М.:Экспо, 2013.—480 с.:ил.—(Психология.Мозговой штурм). ISBN 978-5-699-56654-9
  16. Часть III. Общая и специальная сенсорная физиология // Физиология человека: в 3-х томах = Human Physiology. Ed. by R.F. Schmidt, G. Thews. 2nd, completely revised edition (translated from German by M.A. Biederman-Thorson) / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. — изд-е 2-е, перераб. и дополн.. — М.: Мир, 1996. — Т. 1. Пер. с англ.. — С. 178-321. — 323 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-03-002545-6.
  17. Королькова О. А., Печенкова Е. В., Синицын В. Е. ФМРТ-исследование функциональных связей головного мозга в задаче категоризации эмоциональных и нейтральных лиц/Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 15 июня 2021 г. Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. 2021 г. – 596 стр. Электронная версия. С.174-179. ISBN 978-5-4465-1509-7
  18. Pitcher D., Walsh V., Duchaine B.
    The role of the occipital face area in the cortical face perception network. (англ.) // Experimental Brain Research. — 2011. — April (vol. 209, no. 4). — P. 481—493. — doi:10.1007/s00221-011-2579-1. — PMID 21318346. []
  19. Kanwisher N., McDermott J., Chun M. M.
    The fusiform face area: a module in human extrastriate cortex specialized for face perception. (англ.) // The Journal Of Neuroscience : The Official Journal Of The Society For Neuroscience. — 1997. — 1 June (vol. 17, no. 11). — P. 4302—4311. — doi:10.1523/JNEUROSCI.17-11-04302.1997. — PMID 9151747. []
  20. Haxby J. V., Hoffman E. A., Gobbini M. I.
    The distributed human neural system for face perception. (англ.) // Trends In Cognitive Sciences. — 2000. — June (vol. 4, no. 6). — P. 223—233. — doi:10.1016/S1364-6613(00)01482-0. — PMID 10827445. []
  21. Ishai A.
    Let’s face it: it’s a cortical network. (англ.) // NeuroImage. — 2008. — 1 April (vol. 40, no. 2). — P. 415—419. — doi:10.1016/j.neuroimage.2007.10.040. — PMID 18063389. []
  22. Williams, Leanne M.; Belinda J. Liddell; Andrew H. Kemp; Richard A. Bryant; Russell A. Meares; Anthony S. Peduto; Evian Gordon.
    Amygdala-prefrontal dissociation of subliminal and supraliminal fear (англ.) // Human Brain Mapping (англ.) (рус. : journal. — 2006. — Vol. 27, no. 8. — P. 652—661. — doi:10.1002/hbm.20208. — PMID 16281289.
  23. Brain Activity Reflects Complexity Of Responses To Other-race Faces, Science Daily
    , 14 December 2004

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».


Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому. Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях.

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину. Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству. Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу. При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.


Краткое восприятие реальности

Апперцепция

Приобретённый опыт перцепции занимает ключевую позицию в ходе восприятия. Специфики восприятия обуславливаются всем предыдущим практическим и житейским опытом индивида. Апперцепцией именуют обусловленность восприятия прошлым опытом и личностными особенностями воспринимающего.

Человек для классификации в ходе восприятия предметов, которые он познает, выдвигает и проверяет различные умозаключения о принадлежности предмета тому либо иному классу объектов.

Именно таким манером при восприятии задействуется прошлый опыт, знания, поэтому разными индивидами одно явление может восприниматься неодинаково. Содержание перцепции обуславливается поставленной задачей, основаниями деятельности, потребностями. Значимая роль в апперцепции отводится установкам и эмоциональному реагированию, которые с лёгкостью могут модифицировать содержание восприятия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]