Теории, направления и содержание процесса воспитания

Обновлено 24 июля 2021 787 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый человек проходит через процесс воспитания, который начинается с самого первого дня его жизни.

Нам объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, обучают полезным навыкам, основным видам деятельности, общения и примерного поведения.

Сначала это делают родители, затем воспитателя детского сада, а после — школа и институт. В чем заключается воспитание, для чего оно нужно и каким бывает – тема сегодняшней статьи.

Основные понятия психологии воспитания

В психологии используются специальные понятия и термины.

Формирование , это процесс, когда происходит становление личности под воздействием всех влияющих на нее факторов. Это социальное понятие, так как воспитание неразрывно связано с воздействием на индивида общества.

Развитие , в личности происходят изменения, количественные и качественные, в процессе воздействия на нее.

Образование , результат, полученный в процессе обучения, объем полученных знаний и умений.

Обучение , процесс, который специально организуется и управляется. Он направлен на получение знаний, навыков, умений.

Социализация , усвоение культуры общества, самореализация, развитие на протяжении всех жизненных этапов.

Воспитуемость , что это такое?

Воспитуемость , способность, готовность личности откликаться на воздействия, усваивать нравственные и культурные нормы.

Сюда входит готовность к формированию новых поведенческих, познавательных навыков, способность обучаться контролировать свои эмоции и действия.

Некоторые дети хорошо отзываются на воспитательные воздействия, к ним не нужно применять особые меры принуждения , у них хорошая воспитуемость. Другие требуют сложного подхода, разработки индивидуальных методов.

Сущность и содержание процесса

Ребенок должен сам принимать участие в процессе воспитания, но при этом воздействие на него оказывают воспитатели на основе исторически сложившихся образцов поведения. Педагог должен помочь ученику пройти путь морально-нравственного развития.

Таким образом, надо настроить процесс, чтобы воспитатель руководил и при этом ребенок и сам стремился к самовоспитанию. Это не подгонка под стандарт, а создание независимой и развивающейся личности, формирование ценностей, самостоятельности в принятии решений.

Формирование социального поведения происходит только в социальной среде в процессе взаимодействия с другими людьми и культурой.

Воспитание , это активный процесс, в него вовлечены две стороны , воспитуемый и воспитатель. Кроме того, участие принимает общество, как среда, в которой ребенок развивается.

Это не только процессы, происходящие в детстве. Самовоспитание возможно до глубокой старости.

Классификация

Есть несколько классификаций воспитания. Они включают в себя разные виды.

Классификация воспитания:

  • По институциональному признаку. Сюда входят главные институты общества: семья, образовательная среда.
  • По содержанию. Воспитание может быть умственным, трудовым, эмоциональным, физическим.
  • По стилю отношений между воспитанником и воспитателем. Сюда входит демократический, авторитарный, свободный вид воспитания.
  • По объекту воспитания. Здесь включены такие виды, как нравственное, эмоциональное, гражданское, правовое воспитание.

Цели и задачи

Воспитание направлено на:

  1. Формирование отношения личности к окружающему миру.
  2. Формирование отношения индивида к себе.
  3. Всестороннее развитие личности.
  4. Развитие самосознания.
  5. Самоопределение личности, помощь в этом процессе.
  6. Нравственное развитие.
  7. Получение навыков взаимодействия с социумом.

Задачи:

  • духовного единство поколений,
  • воспитание духовной культуры отдельного индивида,
  • воспитание гармоничного отношения с природой,
  • физическое развитие.

Дошкольник не может сам освоить духовно-нравственные ценности, он пока не отличает хорошее от плохого. Ему требуется помощь со стороны взрослых в описании понятий и явлений окружающего мира.

У малыша пока отсутствуют волевые навыки, развить их также помогает взрослый.

Особенности воспитательного процесса

Как и любой процесс в образовании ребенка, воспитание имеет свои характерные особенности, которые и отличают этот процесс от других:

  • Целенаправленность. Обеспечивается единством целей. Наибольший эффект от воспитания достигается тогда, когда ребенок понимает, что от него хотят, и цель воспитания ему близка.
  • Многофакторность. Единство субъективных (потребности самой личности) и объективных (внешние условия развития) факторов.
  • Скрытые результаты. Достижения по мере воспитания не так очевидны, как от обучения. Воспитанные качества могут проявиться и во взрослой жизни. В то время, как результат обучения какому-либо навыку виден сразу.
  • Длительность. Воспитание ребенка — это дело не одного дня. Обычно этот процесс занимает всю жизнь человека. Сначала он подвержен воспитательному влиянию со стороны взрослых, а затем занимается самовоспитанием.
  • Непрерывность. Для достижения определенной цели необходима систематическая и постоянная работа. Периодическое воспитание (от случая к случаю) не приносит никаких плодов. Ведь личности необходимо каждый раз заново начинать вырабатывать какие-либо привычки. А поскольку они не подкрепляются постоянных использованием, то и их закрепления в сознании не происходит.
  • Комплексность. Весь процесс воспитательного воздействия должен быть подвержен одной цели. Должно осуществляться единство целей, задач, методов и приемов. Важно комплексное воздействие на личность (со всех сторон), поскольку качества личности формируются не поочередно, а все сразу: какие-то в большей степени, какие-то в меньшей.
  • Вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же внешних условиях воспитания полученные результаты у детей могут быть различны.
  • Двусторонность. Имеет место быть прямая связь воспитательного процесса (от воспитателя к воспитаннику) и обратная связь (от воспитанника к воспитателю). Для наиболее продуктивного воспитания важную роль играет именно обратная связь.
  • Диалектичность. Подразумевается непрерывное развитие, динамичность, подвижность и изменчивость процесса воспитания. Диалектика также указывает на наличие внутренних и внешних противоречий в воспитательном процессе. Одни могут служить толчком к развитию, другие напротив — тормозить его.

Зависимость развития личности от ее воспитания

Человек подвергается воздействию определенной среды и людей, которые находятся рядом. В итоге происходит духовное развитие, формирование моральных ценностей, эталонов поведения.

Дети, выросшие в неблагополучной среде, как правило, имеют негармоничную личность , им не хватало любви, внимания, обучения, что сказывается на развитии личности и ее дальнейшем взаимоотношении с миром.

Пример родителей или ближайших опекунов особенно важен в раннем возрасте. Имеет значение и стиль воздействия , тоталитарный, демократичный, попустительский.

Последовательность педагогических действий

К особенностям воспитательного процесса относят определенную последовательность действий педагога по формированию личности воспитанника. Эта последовательность представляется в таком виде:

  • знакомство с общими нормами и требованиями (сообщение детям общепринятых норм и правил поведения);
  • формирование отношений (формирование личного отношения ребенка к необходимости соблюдения тех или иных правил и норм);
  • развитие взглядов и убеждений (создание ситуаций, способствующих укреплению отношений и переходу их в убеждения);
  • создание общей направленности личности (выработка собственного устойчивого поведения и привычек, которые перейдут со временем в черты характера, формирующие личность в целом).

Психологические теории

Каждое направление в психологии выдвигало свои теории. Это позволяет с разных сторон оценить развитие личности.

Известные теории:

  1. Бихевиоризм. Основные методы воздействия , поощрение и наказание.
  2. Гуманистическая психология. Целостная личность стремится к самореализации , максимальной реализации своих возможностей. Она открыта для нового опыта, способна сама делать выбор.
    Задача воспитания , способствовать совершенствованию личности.
  3. Руссо считал, что необходимо следовать природе и дать личности развиваться естественным путем.
  4. Концепция воспитания Петровского , в качестве альтернативы авторитарному стилю предложен личностно-ориентированный подход.

Стили родительского воспитания

Выделяют несколько основных стилей воздействия родителями на детей:

  1. Авторитарный. Родители выдвигают жесткие требования, которые ребенок обязан беспрекословно выполнять. Между старшими и детьми нет доверительного общения и взаимодействия. У детей в таких семьях развивается замкнутость, боязливость, нервозность, раздражительность. Рано или поздно они могут восстать против родительского контроля. Теория авторитарного воспитания , это подавление инициативы и самостоятельности, слепое подчинение старшему.
  2. Либеральный. Детям предоставляется неограниченная свобода, родители лишь незначительно их контролируют. В итоге, предоставленная сама себе личность, развивается негармонично. Возможны проявления агрессии, девиантного поведения, уход из дома, полное непослушание, контролировать ребенка становится все сложнее , он предоставлен сам себе. Однако если обстоятельства складываются благоприятно, а среда комфортная, то в таких семьях вырастают интересные, творческие личности.
  3. Отвергающий. Родители испытывают неприязнь к ребенку, игнорируют его потребности. Отвергание может происходить, например, когда родился ребенок не того пола. В итоге он чувствует себя ненужным, ему кажется, что он мешает родителям. Следствием этого становится развитие неустойчивой психики, появление неврозов, депрессий, снижение самооценки, нерешительность, нарушение социальной адаптации.
  4. Эгоцентричный. Ребенку навязывается понимание, что он особенный, красивый, неповторимый. Он является смыслом жизни родителей, его опекают, берегут, исполняют все его желания.
  5. Гиперсоциальный. Цель родителей , создать идеального ребенка. В таких семьях важна беспрекословная дисциплина, выполнение всех требований взрослых. В итоге детям приходится сдерживать свои эмоции, подчиняться.
    В подобных семьях нет творчества, инициативы, возможности действовать независимо и самостоятельно.
  6. Авторитетный. Родители , помощники и советчики. Они дают основные направления развития, но при этом оставляют возможность для самостоятельного принятия детьми решения. Это наиболее благоприятный стиль.
  7. Индифферентный стиль воспитания , родители безразличны к ребенку, мало обращают на него внимания, проблемы, переживания потомства их не интересуют. В итоге дети не получают нужного количества тепла и любви.

Основные категории

Здесь рассмотрен каждый вид воспитания по отдельности.

Семейное

Данный вид воспитания подразумевает воздействие на ребенка со стороны его родителей или других членов семьи. В начальный период жизни ребенка, семья для него – главный воздействующий вид воспитания.

Как влияет семья на ребенка:

  • Обеспечивает его социализацию. Ребенок овладевает социальными навыками, правилами, которые помогут ему находиться в обществе.
  • Формирование нравственного стержня. В семье ребенок узнает, что такое любовь, уважение, терпение, честность. Но семья может формировать и отрицательные качества. В
  • Формирование распорядка дня, образа жизни.


Семейный стиль воспитания в психологии делится на разные виды
Какие есть методы семейного воспитания:

  • Убеждение. Сюда входят объяснения, советы, а иногда и внушение.
  • Личный пример. Родители своим примером неосознанно дают ребенку основу для становления личности.
  • Поощрение. Сюда входит похвала, подарки.
  • Наказание. Сюда можно отнести ограничение или полное лишение удовольствий, телесные наказания.

Основополагающим методом воспитания в семье является личный пример. Дети «впитывают» манеры, характер, действия взрослых. Частым явлением в психологии является «повторения сценария», когда дети в точности повторяют жизнь родителей.

Это касается взаимоотношений в парах, новых семьях. Сюда же можно отнести появление зависимости (алкоголь, наркотики) по родительскому сценарию. От повторений можно избавиться лишь в психотерапии.

Школьное

Ребенок большую часть времени проводит в учебном заведении, поэтому сады, школы, кружки играют важную роль в его воспитании. Дети младшего возраста постепенно входят в социум, за пределы своей семьи, которая до этого была единственным источником воспитания. Выстраиваются первые связи с воспитателем, другими детьми.

Чем старше становится ребенок, тем больше он выстраивает цепочек связей с обществом. Психологический выход из семьи играет большую роль в воспитании ребенка. Ускоряется процесс формирования его личности.

Трудовое

Такой вид воспитания входит и семейное воспитание и в воспитание школьное. Он подготавливает человека к трудовой деятельности. Развиваются такие качества, как усердие, терпение, творческое отношение, критическое мышление. Накапливается опыт, который пригодится в будущем. Такое воспитание применимо, как для детей, так и для взрослых.

Умственное

Вид воспитания ориентирован на развитие у человека интеллектуальных способностей. Для детей в воспитании важно привить интерес к изучению окружающего вида и себя.

Эмоциональное

Воспитание – это (в психологии данному виду воспитания еще недавно не уделялось большого внимания) прививание навыка понимать, принимать и проживать свои эмоции.

Эмоциональная незрелость усложняет жизнь ребенку в будущем. Ему сложно контролировать свои эмоции – он их не понимает и боится. Он не умеет злиться. Он либо подавляет свою агрессию, или наоборот выплескивает ее, нанося вред себе или другим людям.

Ребенку без эмоционального воспитания сложно принять себя и свои эмоции.

Методы «правильного» эмоционального воспитания:

  • Эмпатия. Родители стараются понять своего ребенка. Не запрещают ему проявлять эмоции, даже если они негативные.
  • Родители или учителя называют эмоции словами – злость, печаль, растерянность, радость. Маленькие дети часто испытывают дискомфорт от того, что чувствуют непонятное для них. Поэтому важно обозначить чувство словом, чтобы в дальнейшем ребенок мог его озвучить и лучше понять.
  • Родители своим примером показывают адекватное восприятие эмоций.

Методы «неправильного» эмоционального воспитания:

  • Подавление эмоций. Родители (учителя, воспитатели) не дают проявлять ребенку негативные или позитивные эмоции. За проявленную злость ребенок может получить наказание. Из-за чего он учится держать эмоцию в себе. Если ребенок веселится и радуется, то его презирают.
  • Проявление агрессии в ответ на негативные эмоции.
  • Психологическое насилие в ответ на негативное проявление эмоций. Ребенка заставляют чувствовать вину за свои эмоции.

Физическое

Данный вид воспитания направлен на развитие у человека физических способностей, которые повышают его выносливость, работоспособность. Формируются сила воли. Физическое воспитание необходимо начинать с раннего детства.

По стилю отношений

Данный вид воспитания делится на группы. Они основываются на требованиях, которые родитель или воспитатель предъявляет ребенку.

Авторитарный

Стиль воспитания отличается высокими требованиями со стороны родителя(воспитателя) и полным беспрекословным подчинением ребенка.

Отличительные черты авторитарного воспитания:

  • Высокие требования.
  • Строгие правила.
  • Отсутствие свободы у ребенка.
  • Жестокие наказания и запреты.
  • У ребенка нет права на ошибку.
  • Потребности ребенка не важны.

Последствиями такого воспитания становится то, что ребенок не умеет принимать собственные решения, он не может нести ответственность за поступки. Во взрослой жизни он боится ошибок, не уверен в собственных силах. Такие люди неосознанно выстраивают связи с людьми, которые могут стать для них «руководителями» — отдают приказы и устанавливают правила.

Частым последствием становится «синдром отличника», когда человек старается делать все идеально. Если это не выходит, то он ощущает злость, вину. Он не получает удовольствие от процесса, важен лишь результат, который должен быть идеально.

У детей возникают сложности с сепарацией от родителей. Они зависимы от их мнения, необходимо одобрение родителей даже в зрелом возрасте.

Демократическое

Воспитание – это (в психологии есть свои методы, они описаны ниже) разумный контроль, который ослабевает по мере взросления ребенка, если использовать демократический подход.

Отличительные черты демократического воспитания:

  • Потребности ребенка важны.
  • Адекватный контроль. Ребенок не предоставлен сам себе. Развивается самостоятельность, но постепенно.
  • Личные границы членов семьи и коллектива выстроены.
  • Наказания есть, но в качестве естественных последствий после действий ребенка, а не в качестве мести за плохое поведение.

Такое воспитание помогает выстраивать личность ребенка. Он растет уверенным в себе. Выстроены четкие личные границы. Также человек в дальнейшем чувствует и уважает чужие личные границы. Человек понимает свои эмоции, может их объяснить.

Родитель при таком стиле воспитания не является руководителем, он становится больше тренером. Он помогает ребенку развить свою самостоятельность постепенно, давая все больше возможностей по мере взросления.

Попустительское (свободное)

Данный стиль воспитания является противоположным авторитарному. Но он не является правильным.

Отличительные черты попустительского воспитания:

  • Отсутствие личных границ.
  • Ребенку дана полная свобода.
  • Ребенок постоянно чувствует тревогу и неуверенность.
  • Удовлетворение всех потребностей ребенка.

Если сравнивать свободное и авторитарное воспитание, то лучшим вариантом будет первый вариант. Так как полное отсутствие правил, защиты со стороны родителя, взваливает на плечи ребенка большую ответственность, которую он не может нести из-за своей незрелости.

Ребенок вынужден самостоятельно учиться выстраивает границы. Полная свобода без отсутствия помощи от взрослого вызывает хроническое чувство тревоги и страха.

Индифферентное

Воспитание подразумевает участие важного взрослого. Но данный тип характеризуется полным отсутствием участия взрослого в жизни ребенка и является в корне неверным. Никакие потребности (психологические и физические) не удовлетворяются, нет никаких требований. Взрослому абсолютно не интересна жизнь ребенка. Он предоставлен сам себе.

Ребенок раздражает взрослого, он любым способом ограждает себя от него. Это вызывает ощущение тревоги, беспомощности.

Типы неправильного воспитания

Неправильное воспитание приводит к нарушениям формирования психики.

В итоге ребенку становится все сложнее взаимодействовать с окружающим миром и социумом.

Применение авторитарных методов приводит к тому, что развивается боязливая, зависимая личность, неспособная сама принимать решения.

Попустительский стиль не задает направления в развитии, ребенок не понимает, на что ориентироваться, какие правила выполнять. В итоге действует так, как хочется ему, что нередко приводит к развитию маниакальной личности, появлению преступных наклонностей.

Цели воспитания — это нужно обществу или индивиду

Теперь мы поняли, что такое воспитание, но зачем нам воспитывать детей? Какой смысл сего мероприятия? В настоящий момент существует две концепции цели воспитания.

Прагматическая концепция (кстати, ее придерживается США) предполагает, что целью воспитания является выживание.

То есть общество должно воспитывать социально эффективных, наделенных ответственностью и законопослушных граждан, чтобы они успешно ладили между собой и вместе думали над тем, как жить дальше. Может поэтому американцы такие спокойные, улыбчивые и доброжелательные?

Вторая концепция – это гуманистическая, которая «видит» своей целью организацию таких условий, которые помогут индивиду развить таланты и проявить свое «Я».

Некоторые ученые мужи на полном серьезе говорили о том, что само по себе воспитание в том виде, который существует на данный момент, бессмысленно и его нужно отменить, чтобы дать человеку возможность развиваться естественно, не вмешиваться в его истинную природу.

Первая концепция ставит в приоритет интересы общества (в США — это интересы капиталистов, которые получают послушное стадо), вторая – индивида. Какая из них более эффективная и правильная, неизвестно. По крайней мере, этот вопрос в ученом пространстве до сих пор стоит ребром.

Направления

Воспитание предназначено для того, чтобы личность развивалась всесторонне. Выявлены основные направления процесса воздействия:

  1. Умственное , развитие познавательных процессов, обучение навыкам, повышение интеллекта, обучение в соответствие с основной программой.
  2. Нравственное , формирование высокодуховной личности. Большую роль в этом направлении играет пример ближайшего окружения, родителей и учителей.
  3. Эстетическое. В этом направлении большое значение имеет восприятие искусства, умение видеть красоту окружающего мира.
  4. Физическое. Сохранение здоровья, гармоничное развитие тела, повышение выносливости.
  5. Экологическое , понимание значения сохранения природы.

Методики

Есть различные подходы и методики воспитания, в зависимости от целей и индивидуальных особенностей воспитанников.

  1. Методика Монтессори. Организуется специальная среда, поделенная на зоны. Ребенок сам выбирает, где ему играть в определенный момент. Взрослый наблюдает за процессом и помогает по мере необходимости. В этой методике нет навязывания.
  2. Методика Береславского. Ребенок развивается каждую минуту, а взрослые должны предоставить ему такую возможность. Начинать заниматься с малышом рекомендуется с полутора лет, не упуская ни одной возможности для развития. Сначала внимание уделяется мелкой моторике, к 3 годам переходят к задачам на логику.
  3. Методика Ленлоффа. Основная мысль , естественное развитие, ребенку не надо мешать, контролировать, а дать ему возможность действовать самостоятельно.
  4. Методика Зайцева. В основе , специальные кубики, на них нарисованы слоги. По этой методике дети быстро обучаются речи.
  5. Методика Никитиных. Необходимо создать детям специальную среду для обучения , повесить таблицы, установить тренажеры, уделять время закаливанию.

Интересна японская система воспитания. Здесь разный подход к девочкам и мальчикам. С детства закладывается уважение к возрасту, статусу.

До 5 лет у ребенка нет никаких запретов, его могут только предостерегать от ненужных действий. С 6 лет на первое место становится дисциплина, ребенок идет в школу. После 15 лет к ребенку уже относятся, как ко взрослому.

Методы обучения

Что понимается под методами воспитания и обучения?

Метод , это способ воздействия, получения результата. Метод может делиться на различные приемы, которые помогают достигнуть определенной цели.

Основные методы , те, которые помогают формировать сознание. Их несколько:

  • внушение,
  • убеждение,
  • создание проблемных ситуаций.

Остальные относятся к вспомогательным, стимулирующим и корректирующим.

Современное воспитание строится с учетом потребностей детей, их личностных особенностей, приветствуется индивидуальный подход к развитию личности.

Используются методы:

  • направленные на формирование сознания,
  • направленные на формирование эмоциональной сферы,
  • формирующие поведение,
  • закрепляющие знания , упражнения,
  • направленные на формирование самоконтроля.

Наиболее часто используемые в современной педагогике , методики Монтессори, Домана, Береславского.

Методы и приемы воспитательного воздействия:

  1. Метод убеждения , это логическое обоснование, предполагает наличие информации. Ученики должны убедиться в истинности, правильности явления или действия.
  2. Заражение , процесс, при котором информация или действие передается от одного индивида к другому.
  3. Внушение , воздействие на психику при малой степени осознанности личности.
  4. Педагогическое требование , предъявление норм и правил, принятых в обществе.
  5. Приучение , регулярное выполнение определенных действий.
  6. Упражнение , многократное повторение, закрепление значимых действий.
  7. Стимулирующие методы , это поощрение и наказание. Важно применять их в разумных пределах и соответственно конкретной ситуации.

Для дошкольников

Первые годы жизни , наиболее важные в плане формирования личности.

В это время происходит воздействие на сознание ребенка.

Развитие сознания происходит путем применения басен, историй, доступных для понимания маленьким ребенком.

Применяется метод убеждения. Хорошо воздействуют на ребенка упражнения.

Стимуляция позволяет подогревать интерес к обучению.

Развитие творческих навыков происходит путем добавления чего-то нового.

Взрослые организуют специальную среду для развития. В дошкольном возрасте основная деятельность , игра , через нее дети наиболее эффективно усваивают навыки и получают знания.

К побудительно оценочным методам воспитания относятся: поощрения, педагогические требования, наказания и порицания. Реализация происходит в процессе деятельности, ребенок на практике усваивает желательные способы поведения.

Виды и принципы воспитания

Существует 6 типов воспитания, в совокупности направленные на всестороннее развитие:

  1. Умственным воспитанием занимаются школьные учреждения, ставящие своей целью развитие в ребенке его творческого потенциала, умственных, эмоциональных и физических возможностей, привитие морально-нравственных ценностей.
    Школа стремится передать ученику определенный объем знаний, выявить и развить его творческий потенциал, превратить природные задатки в способности, сформировать научный взгляд на мир и способствовать обретению потребности в постоянном повышении уровня знаний.
  2. Политехническое – «призвано» подготовить человекуа к выбору профессии путем ознакомления с принципами и процессами различного рода производств, а также развивает любовь к труду, самодисциплину и ответственность.
  3. Трудовое воспитание является ведущим фактором развития личности (не зря же говорят, что именно труд сделал из обезьяны человека). В данном процессе человек овладевает орудиями труда, изучает способы их применения, учится планировать действия и осуществлять трудовую деятельность.
  4. Нравственное – прививает морально-нравственную систему ценностей, нормы и правила, существующие в обществе и одобряемые им. В основе этого воспитания лежит передача подрастающему поколению сформированных понятий, привычек и убеждений.
  5. Эстетическое воспитание также называют эмоциональным. Оно направлено на привитие эстетических вкусов, а также формирует у подростка интерес к эстетической деятельности. Проще говоря, детям дают знания об эстетической культуре, развивают чувство прекрасного и взращивают желание быть прекрасным и душой, и телом.
  6. Физическое – вырабатывает качества, помогающие индивиду в труде и умственной деятельности. Сюда входит правильное и здоровое развитие тела, воли, силы, выносливости. Привитие здорового образа жизни (ЗОЖ) и потребности совершенствовать физические данные.

Воспитательный процесс основывается на принципах, представляющих собой положения, выражающие требования к методам и способам организации данного процесса. Современные принципы отражают:

  1. личностный подход к индивиду;
  2. гуманность;
  3. опора на позитивные феномены процесса;
  4. единство воспитательных мер;
  5. связь воспитания с трудовой деятельностью.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]