Сущность социализации
Социализация – важнейший вид социального взаимодействия, в результате которого происходит формирование индивида как полноценного и полноправного члена общества.
Термин «социализация» ввели в кон. XIX века социолог Ф. Гиддингс и психолог Г. Тард, этим понятием они обозначили процесс формирования личности и развития социальной природы человека под воздействием социальной среды.
Замечание 1
Социализация в широком смысле – это определение происхождения и развития родовой природы человека, т.е. филогенез – исторический процесс развития человечества.
Социализация в узком смысле – это процесс освоения культурных норм и социальных ролей, протекающий на протяжении всей жизни человека. Это процесс внедрения человека в общество, усвоение ценностей и норм этого общества, овладение им навыками общественного поведения.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
С одной стороны, в процессе социализации реализуются природные задатки, заложенные в человеке, а с другой стороны — при участии социума происходит трансформация этих задатков через образование, воспитание, приобщение индивида к культуре в социально значимые качества личности.
Становление личности в процессе социализации протекает под воздействием институтов и агентов социализации. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, индивидуального и социального контроля. На них воздействуют национальные, социальные, моральные, профессиональные, расовые различия людей.
Агентами социализации являются люди, которые обучают культурным нормам и способствуют усвоению социальных ролей (родители, родственники, воспитатели, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок и т.д.). Институты социализации – это учреждения, направляющие процесс социализации и воздействующие на него (школа, вузы, государство, предприятия, армия, партии, церковь, суды, телевидение и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сущность и признаки социализации 430 ₽ Реферат Сущность и признаки социализации 240 ₽ Контрольная работа Сущность и признаки социализации 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Роль социальных институтов в процессе социализации:
- обеспечение гармоничного вхождения человека в социальную среду;
- освоение социальных ролей;
- выработка собственных ценностей и ориентаций.
Социализацию можно рассматривать как интернализацию социальных норм. Эти нормы становятся обязательными для человека потому, что он сам их для себя устанавливает, они становятся частью собственной индивидуальности Благодаря этому человек ощущает внутреннюю потребность в адаптации к социальной среде.
В ходе социализации на основе освоения социальных ролей осуществляется взаимодействие между людьми. Благодаря усвоению новыми членами общества сложившихся норм, ценностей и моделей поведения сохраняется общество.
Формы социализации
Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.
Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).
Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.
Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.
Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.
Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.
Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.
Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.
Этапы социализации
Процесс социализации начинается с первого года жизни.
В процессе социализации выделяют следующие виды социализации:
- Первичная, или ранняя социализация, охватывающая период детства (от рождения до формирования зрелой личности). Характеризуется приобретением общекультурных знаний, усвоением начальных представлений о характере взаимоотношений между людьми и о мире в целом. Особый этап первичной социализации – подростковый возраст, во время которого способности и возможности ребенка в значительной степени превышают предписанные рамки поведения и правила.
- Вторичная социализация, или ресоциализацию, включающая период перестройки к новым социальным условиям уже зрелой личности. Включает профессиональную социализацию, связанную с овладением специальными знаниями, приобщением к определенной субкультуре, расширение диапазона социальных ролей и социальных контактов личности. Пенсионный возраст или потеря работоспособности характеризуются изменениями образа жизни вследствие исключения из среды производства.
Замечание 2
Долгое время считалось, что индивид проходит только первичную социализацию, в раннем и юношеском возрасте. Однако вторичная социализация неизбежна, что обусловлено следующими обстоятельствами.
Изменения в социальной структуре общества, способствующие ориентации на определенный достигаемый статус личности. Успешный в профессиональной деятельности человек продвигаясь по служебной лестнице вверх переходит на новую социальную ступень. Это требует овладения новыми знаниями, навыками, т.е. в структуре личности происходят определенные изменения.
Развитие общества при экстремальных условиях, в периоды резких политических и социально-экономических потрясений, социальная структура в корне меняется. Вторичная социализация становится не просто способом овладения новой профессией. Это усвоение новой идеологии, переход на новую социальную ступень, принятие новых политических установок, правил экономической игры.
Процессы социализации касаются всего образа жизни человека. На протяжении жизни изменяются вида деятельности социализации: игра, учеба в школе, обучение в высших учебных заведениях, армия, выбор жизненного пути, общественная работа, трудовая деятельность, передача опыта молодым и т.д. Возможности выбора поведения с возрастом расширяются.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе
Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.
Социализация и воспитание
Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.
Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.
На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.
Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.
Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.
Известный психолог С
Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план
Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:
— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;
— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.
Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.
Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.
Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.