Психология конфликта — виды, причины, способы разрешения

Определение конфликта, причины возникновения, для чего он нужен, как развивается и что делать, чтобы его разрешить — эти явления исследует психология конфликта. Изучение её основ помогает не только выходить из противоборства с минимальными психоэмоциональными потерями, но и учит избегать или предупреждать разногласия.

Понятие конфликта в психологии

Под конфликтом понимают противостояние двух и более оппонентов, имеющих разные точки зрения на какую-то ситуацию. Конфликт (conflictus) с латыни — столкновение. Понятие конфликта в психологии подразумевает столкновение интересов, разногласие во мнениях, противостояние в достижении целей. Вся жизнь человека проходит в решении этих споров. Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» с долей сарказма подметил: если в вашей жизни нет конфликта, проверьте пульс. Психология конфликта подтверждает, что разногласия между людьми происходят постоянно и являются неотъемлемой частью их существования. Так ли это плохо, попробуем разобраться. Конфликт — это противопоставление желаний, успешное разрешение напряжённой ситуации принесёт пользу конфликтующим сторонам, в психологии спора нужно чувствовать грань, на которой выяснение отношений происходит в созидательном ключе. Нарушение этой границы негативно отражается на обеих сторонах конфронтации.

Структура конфликта в психологии включает в себя:

  • объект (то из-за чего произошёл спор);
  • субъекты (те, между кем возникли разногласия — отдельные лица, группы или организации);
  • условия протекания;
  • масштаб;
  • стратегию и тактику поведения субъектов ситуации;
  • заключительный этап конфликта (разрешён, не разрешён).

Как управлять конфликтом

Если вы хотите стать третьим лицом, посредником в решении конфликта, то вот вам 16 простых шагов для управления конфликтом:

  1. Исходя из имеющейся у вас информации, представьте общую картину конфликта и определите суть, оцените потребности и интересы обеих сторон.
  2. Проведите беседу с тем участником, чья позиция вам кажется более оправданной. Узнайте его видение причин, опасения и желания. Составьте с его слов его видение интересов, желаний и опасений оппонента.
  3. Побеседуйте так же со вторым оппонентом.
  4. Проведите беседу с друзьями первого оппонента. Они помогут составить более точную картину интересов, страхов и стремлений.
  5. То же проведите с друзьями второго оппонента.
  6. Обсудите видение конфликта (причины, способы регулирования и возможные последствия) с неформальными лидерами группы.
  7. Обсудите с формальными лидерами.
  8. Выявите истинную причину и абстрагируйтесь от участников.
  9. Определите их подсознательные мотивы.
  10. Обозначьте, в чем каждый оппонент прав, а в чем нет.
  11. Опишите возможный наилучший и наихудший исход ситуации при каждой позиции. Выясните, возможен ли компромисс.
  12. Оцените все возможные, в том числе скрытые последствия вашего вмешательства.
  13. Подготовьте и предложите примерно четыре варианта совместных усилий оппонентов для решения проблемы. Притом программу-максимум и программу-минимум.
  14. Обсудите программы с друзьями и лидерами, внесите изменения при необходимости.
  15. Придерживайтесь выбранного плана, старайтесь задействовать друзей оппонентов.
  16. Оцените положительные и отрицательные стороны вашего опыта.

Как вы могли заметить, это общий план решения конфликта, универсальный для разных видов. Конечно, нужно его корректировать с учетом конкретной ситуации и типа конфликта. В чистом виде он больше пригоден для решения организационных конфликтов.

Причины конфликтных ситуаций

Самые распространенные предпосылки к развитию конфликта:

  1. Первопричиной возникновения разлада, может послужить банальное недовольство чем-нибудь или кем-нибудь. Усугубляется ситуация, когда неприязнь имеет накопительный характер. Человек трамбует неудовольствие в себе, затем срывается и выплёскивает весь негатив. Обычно в такой ситуации эмоции берут верх над разумом.
  2. Неуверенность в себе является ещё одной причиной психологии конфликта. Это зерно внутренних разногласий, не позволяющее человеку проявить себя самодостаточной личностью. Иногда такое состояние приводит к депрессии.
  3. Ещё одной причиной возникновения непримиримых разногласий, является затрагивание чужих интересов, усугубляют ситуацию публичные столкновения. Такие споры распространены в обществе, особенно в небольших коллективах.

Информационно-психологическое противоборство, понятие информационной и психологической войны

Информационно-психологическое противоборство имеет давнюю историю. Оно возникло одновременно с появлением вооруженного противоборства как составная часть вооруженной борьбы в виде психологического средства ослабления боевой мощи противника и поднятия боевого духа своих войск. В настоящее время информационно-психологическое противоборство выделилось в самостоятельную форму борьбы, которая может вестись как без непосредственного применения военного насилия, так и в сочетании с военной силой. Для многих государств информационно-психологическое противоборство, особенно проявляющееся в таких острых и агрессивных формах, как «цветные революции», стало крайне опасным явлением [388].

Научно-технический прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, стирающих национальные границы, и успехи социальной психологии в сфере изучения поведения масс вынуждают руководство ведущих мировых держав пересматривать свои военные концепции. Распространяется практика целенаправленного информационно-психологического давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам противоборствующих государств [388].

В настоящее время руководством США проведение мероприятий по информационно-психологическому воздействию на военно-политическое руководство и общественное мнение различных стран, на мировое сообщество в целом возводится в статус основного содержания подготовки к военным действиям [388].

Информационно-психологическое противоборство — процесс, отражающий различные уровни противодействия конфликтующих сторон, осуществляемого информационными и психологическими средствами для достижения политических и военных целей. Такая широкая трактовка рассматриваемого феномена позволяет охватить информационно-психологические акции, осуществляемые [400]:

  • на разных уровнях (стратегическом, оперативном и тактическом);
  • как в мирное, так и в военное время;
  • как в информационной, так и в духовной сфере;
  • как среди своих военнослужащих, так и среди войск противника.

В системе информационно-психологического противоборства, осуществляемого в военных целях, можно выделить [400]:

  • информационную войну;
  • психологическую войну.

Информационная война — борьба сторон за достижение информационного превосходства над противником в своевременности, достоверности, полноте получения информации, скорости и качестве ее переработки и доведения до исполнителей [400].

При этом в качестве сторон могут выступать как государства, так и неформальные объединения, например, террористические, религиозные или преступные группировки.

Такая война включает следующие направления деятельности [400]:

  • добывание необходимой информации;
  • переработка полученной информации;
  • защита информационных каналов от проникновения противника;
  • своевременное и качественное доведение информации до потребителей;
  • дезинформация противника;
  • вывод из строя или нарушение функционирования систем добывания, переработки и распространения информации противника;
  • уничтожение, искажение, хищение информации у противника;
  • разработка более эффективных, чем у противника, средств работы с информацией.

Средствами ведения информационной войны могут быть [400]:

  • средства информационно-технического оружия;
  • средства подавления информационных систем противника, вхождения в них в целях воздействия на циркулирующую информацию;
  • средства пропагандистского вмешательства.

Более подробно анализ понятия «информационная война» представлен в подразделе 3.3 «Основные термины и определения информационного противоборства».

Психологическая война — борьба между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в психологической и духовной сферах, а также превращение полученного преимущества в решающий фактор достижения победы над противником. При таком подходе информационные возможности наряду с чисто психологическими акциями выступают средством решения психологических задач.

В рамках психологической войны следует выделить следующие направления [400]:

  • мобилизация и оптимизация моральных и психологических сил нации и вооруженных сил в интересах решения военных задач;
  • защита населения своей страны и ее вооруженных сил от разлагающего информационно-психологического влияния противника (психологическое противодействие; психологическое прикрытие; контрпропаганда; психологическая защита);
  • психологическое воздействие на войска и население противника в целях их дезориентации, деморализации и дезорганизации (психологическая борьба);
  • влияние на взгляды, настроения, поведение дружественных и нейтральных аудиторий (стран, социальных групп, вооруженных формирований) в направлении, благоприятном для достижения победы над противником.

Задачи психологической войны [400]:

  • противодействие и защита своих войск от психологических операций противника;
  • психологическая борьба (воздействие на войска противника и население враждебных, дружественных и нейтральных государств, т. е. то, что зарубежными специалистами квалифицируется как психологические операции).

Рассматривая атакующие аспекты информационно-психологического противоборства, можно сформировать следующую цель воздействия.

Цель информационно-психологического противоборства

Цель — установление контроля над стратегически важными ресурсами страны-противника за счет управления людьми, заставив население страны-жертвы поддерживать агрессора, действуя вопреки своим интересам, не задействуя имеющиеся социально-психологические защитные механизмы [388].

Задачи информационно-психологического противоборства в мирное время и угрожаемый период, решение которых обеспечивает достижение ее цели [388]:

  • подмена у граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, создание атмосферы бездуховности, разрушение национальных духовно-нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурному наследию противника;
  • манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны по осуществлению так называемых «демократических преобразований» в интересах создания обстановки политической напряженности и хаоса;
  • дезорганизация системы государственного и военного управления, создание препятствий функционированию государственных институтов и органов управления вооруженными силами;
  • дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями в целях провокации конфликтов, нагнетания атмосферы недоверия органам государственного управления;
  • обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции — сети неправительственных организаций (так называемых «демократических сил») и отдельных «независимых» активистов;
  • снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления в целях затруднения принятия важных решений;
  • дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
  • провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;
  • мобилизация протестных настроений и инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;
  • подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
  • нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

При информационно-психологическом противоборстве в военное время решаются аналогичные задачи, однако объектами воздействия и защиты являются население и личный состав вооруженных сил противостоящих сторон, а также системы формирования общественного мнения и принятия решений, к которым относятся политическое и военное руководство [388].

Области ведения информационно-психологического противоборства государств [392]:

  • географическое — установление контроля над территорией посредством поощрения сепаратистских движений и террористической активности в различных формах на территории противника, вовлечение противника в конфликты малой интенсивности, а также организация смен власти, волнений народных масс и «цветных» революций;
  • экономическое — навязывание противнику кабальных кредитов, введение эмбарго, организация экономических санкций и провокаций;
  • идеологическое — формирование у людей заданного мировоззрения — обобщенной системы взглядов на окружающий мир, место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу, а также соответствующих этому идеалов и убеждений, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций;
  • информационное — использование клеветы, искажения информации, подмена понятий, внесение ментальных вирусов и мифологем в сознание населения противника, а также организация других информационно-психологических операций через СМИ или сеть Интернет.

© Макаренко С.И., 2021 г. © Публикуется с любезного разрешения автора

Источник

Виды конфликтов в психологии

Для более глубокого изучения сути противостояния, принято разделять его по категориям. Виды конфликтов в психологии выделяют, ссылаясь на следующие факторы:

  • что предшествовало разладу;
  • какой масштаб противоборства;
  • тактика, выбранная конфликтующими;
  • имеются ли социальные последствия;
  • в какой форме происходит противостояние.

Различают внутренний, при котором возникает противостояние желаний отдельной личности, и внешний — противоречие между человеком и окружающими факторами. Внешнее столкновение тоже имеет свою структуру и состоит из:

  • межличностных разногласий;
  • межгрупповых коллизий;
  • происходящий между группой и личностью.

Межличностные разногласия наиболее распространённый вид выяснения отношений, когда затрагиваются различные интересы субъектов. Межгрупповые коллизии встречаются в сферах, где подразумевается скопление группы людей, занятых общим делом (работа, институт, школа). Конфронтация личности и группы, характерна для деловой сферы, при которой потребности организации противостоят интересам отдельно взятого человека.

Психология конфликта различает семейные, подростковые конфликты. Отдельной строкой идёт столкновение поколений — противостояние отцов и детей.

Для повышения уверенности в себе рекомендуем прослушать аудиотранс от психолога Никиты Валерьевича Батурина:

Конфликт — результат неудовлетворенной потребности

Если понять механизм возникновения конфликтов, все встанет на свои места. А суть на самом деле проста.

Каждый человек ежедневно удовлетворяет множество своих потребностей. Мы устроены так, что эти потребности неотъемлемы, поэтому мы сознательно (а еще чаще — бессознательно) ищем способы их удовлетворить. И если найти способ не удается, мы чувствуем себя плохо и ищем возможность восполнить нужду за счет кого- или чего-либо.

Естественно, мир не подписывался удовлетворять все наши запросы, а самим решить эту проблему не так-то просто. Вот тут-то и возникают конфликты.

При этом причины конфликтов бывают как здоровыми, так и невротическими.

Функции конфликта в психологии

Отсутствие навыка предупреждения конфронтации или правильного её разрешения, приводит к ситуации, когда столкновение носит разрушительный характер и может затянуться надолго. Если ситуация находится под контролем, то противостояние приводит к развитию отношений между конфликтующими сторонами или полностью решает проблему.

Противоборство может быть созидательным, когда конфликтный процесс предполагает сохранение взаимодействия в рамках сотрудничества или соревнования. Когда противостояние выходит за рамки цивилизованных отношений, такой конфликт имеет разрушительный эффект. Исходя из этого, функции конфликта в психологии разделяют на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные функции:

  • появление понимания между конфликтующими сторонами;
  • налаживание коммуникативно-информационных связей;
  • желание социальных изменений;
  • участие в поддержании гармонии;
  • переоценка ценностей и устоявшихся норм;
  • проявление лояльности к членам коллизии.

Деструктивные функции:

  • недовольство и раздраженность;
  • нарушение коммуникационных связей;
  • снижение уровня сотрудничества;
  • бессмысленное соперничество;
  • виденье противостоящей стороны в качестве врага;
  • восприятие своих целей, как единственно возможных;
  • отказ от взаимодействия;
  • враждебный настрой, перерастающий во взаимную неприязнь;
  • неправильная расстановка акцентов: победа в противоборстве важнее разрешения спора;
  • насильственные методы разрешения проблемных ситуаций.

Не всегда есть возможность провести чёткую границу между конструктивными и деструктивными функциями, так как основная масса противостояний характеризуется присутствием позитивных и негативных функций одновременно.

Конфликтогены

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникают без воли участвующих сторон. Это связано с особенностями нашей психики и тем, что большинство людей либо не знают их, либо не придают им значения.

Основную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтные токсины. Это слово означает «способствующий конфликту».

Мы называем слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту, причиной конфликта.

Коварный характер агентов конфликта можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к тому, что говорят другие, чем к тому, что говорим мы. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают значения тому, что говорят, но придают большое значение тому, что слышат сами». Действительно, в этом виноваты все, а не только представительницы прекрасного пола. Эта особая чувствительность к обращенным к нам словам происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможных нападок. Но мы не так бдительны, когда речь идет о достоинстве других людей, и поэтому не обращаем такого строгого внимания на их слова и поступки.

Личностная психологическая защита возникает бессознательно как система стабилизации личности, защищающая сферу сознания индивида от негативных психологических воздействий. В результате конфликта эта система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает, когда мысли и чувства, угрожающие самооценке, сформированному «эго-образу» личности, системе ценностных ориентаций, снижают самооценку личности.

В некоторых случаях восприятие человека может быть далеко от реальной ситуации, но реакция человека на ситуацию формируется на основе его восприятия, на том, какой она ему представляется, и это обстоятельство существенно осложняет разрешение конфликта. Негативные эмоции, порожденные конфликтом, могут быть довольно быстро перенесены с проблемы на личность оппонента, который дополнит конфликт личной контрреакцией. Чем больше обостряется конфликт, тем более неприглядным становится образ оппонента, что еще больше осложняет его разрешение. Это создает порочный круг, который очень трудно разорвать. Желательно сделать это на ранних стадиях события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Управление конфликтами: психология

Конфликтующие стороны могут длительный срок находиться в конфронтации и даже привыкают к этой ситуации. Как показывает практика, в таких отношениях срабатывает детонатор, который провоцирует открытое противостояние сторон.

Или же наоборот, выяснение отношений происходит цивилизованным путём, но из-за непрофессионализма участников столкновения, выход из ситуации происходит некорректно и приводит к негативным последствиям.

Регулирование отношений сводится к способности им управлять. Причём не всегда управление конфликтом является его решением. Иногда важнее сохранить добропорядочные отношения между конфликтующими, чем разрешить противоборство.

Основы информационно-психологического противоборства

В настоящее время теория информационного противоборства в психологической сфере достаточно широко и глубоко исследована. Ведущие отечественные ученые, такие как С.Г. Кара-Мурза [20], Г.В. Грачёв [26, 33], В.М. Щекотихин [32], С.Н. Бухарин, В.В. Цыганов [34, 35], С.А. Модестов [37], И.Н. Панарин [52, 53], В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин [54], А.В. Манойло [71, 72, 318], Г.Г. Почепцов [73, 74, 272], С.П. Расторгуев [75, 76, 79, 277], Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили [77, 78], Д.А. Губанов [77], А.Г. Караяни [80, 400], Д.А. Волкогонов [81], Н.Л. Волковский [83], В.А. Минаев, А.С. Овчинский, С.В. Скрыль, С.Н. Тростянский [85], В.Ф. Прокофьев [303], В.П. Шейнов [315], В.А. Баришполец [390], Л.В. Воронцова, Д.Б. Фролов [402], В.Г. Крысько [405], а также другие специалисты подробно исследовали различные аспекты информационного противоборства в психологической сфере.

Ниже обзорно рассмотрены основные аспекты разработки и использования в современных военных конфликтах психологического и информационно-психологического оружия. При этом более подробно отдельные аспекты этой тематики представлены в вышеуказанных работах.

Способы разрешения

Психологический конфликт имеет несколько способов разрешения.

  1. Избегание столкновения или уход от него. В этой ситуации одна сторона не реагирует или делает вид, что ей безразличен возникший разлад.
  2. Смягчение разногласий. Один из конфликтующих соглашается с претензиями либо ищет себе оправдание.
  3. Договорённость. Обе стороны находят компромисс, с целью уладить создавшуюся ситуацию.
  4. Применение силы. В такой ситуации одну сторону конфликтующих принуждают к принятию условий, способствующих разрешению разногласий.
  5. Лучший способ решения конфликта в психологии, его предупредить. Для этого нужно учиться строить диалог, слушать оппонента, научиться проговаривать свои желания, не рассчитывая на то, что партнёр сам догадается, чего вы хотите.
  6. Не вступайте в ссору в возбуждённом состоянии. В состоянии аффекта можно причинить оппоненту непоправимую психологическую травму, а иногда и физическую, о которой в дальнейшем будете жалеть.
  7. Проанализируйте ситуацию, найдите причину столкновения, поведайте о своём открытии собеседнику. Сделайте это, сохраняя спокойствие.
  8. Совместно обсудите выход из сложившегося противостояния.

Чаще всего избежать противоборства мешает лишняя эмоциональность. Если цель – предупреждение столкновения интересов, придётся научиться контролировать свои внутренние порывы. Благодаря этим качествам, человек способен адекватно оценить ситуацию, в которую попал. А умение держать свои эмоции под контролем, помогает донести доводы до оппонента с максимальной эффективностью. Ещё одним хорошим качеством становится осознание права каждого индивидуума на самостоятельное решение некоторых ситуаций.

Сложнее ситуация состоит, когда речь идёт о внутриличностном разладе. Человек один на один сталкивается со своими проблемами, иногда не понимая их сути. Для успешного разрешения ситуации нужно найти первопричину внутренней конфронтации. Только потом можно искать пути её решения. Зачастую человеку приходится принять как должное своё состояние и тогда разлад сведётся к минимуму. Не всегда получается решить этот вопрос самостоятельно, так как докопаться до истины довольно сложно.

Какими бы ни были предпосылки противоборства, в которое вы оказались вовлечены, старайтесь вести себя достойно. Ведите разговор, не повышая голоса. Не позволяйте эмоциям перечеркнуть ваши отношения. Как говорят, худой мир лучше доброй ссоры. Если столкновения не удаётся избежать, приложите максимум усилий, чтобы ситуация не задела ваших глубинных переживаний. Когда речь идёт о семейном разладе, не пытайтесь замалчивать разногласия, проговаривайте вслух, что именно вас беспокоит, учитесь находить компромисс и любой конфликт поможет выйти вашим отношениям на новый созидательный уровень.

Мера психологического напряжения испытуемого

Недовольство — это чувство неудовлетворенности и выражение недовольства чем-то или кем-то, проявляющееся гримасой, интонацией, пластикой, иногда — лексикой. С одной стороны, неудовлетворенность еще не является конфликтом, поскольку субъект едва ли осознает причину этого состояния; объект нереализованного интереса все еще находится на периферии сознания, но не в его центре. С другой стороны, недовольство уже является конфликтом, поскольку обстоятельства приводят к столкновению интересов, хотя это столкновение интересов еще четко не очерчено.

Некий человек просит, чтобы его представляли на работе во время визита к стоматологу. Коллега выполняет просьбу, тихо бормоча про себя: «На мне всегда ездят». Кажется, здесь нет никакого конфликта. Но опять же, не похоже, что это связано с недостатком.

Недовольство — это тонкая вуаль, свидетельствующая о том, что, подобно едва уловимому призраку, между субъектами витает противоречие. Непризнанная и, следовательно, неразрешенная, она сгущается, становится более очевидной и превращается в спор.

Несогласие — это расхождение мнений и взглядов, которые имеют личный смысл для субъектов, так что они не могут поступиться своими мнениями и взглядами.

Следующим этапом в развитии напряженности разногласий является противодействие, которое представляет собой действие, препятствующее другому действию.

Между недовольством и разногласиями может пройти длительный период времени. Время между противоречием и противостоянием невелико: наконец, осознание противоречия произошло, и каждый субъект знает, чего он хочет, его желание добиться своего стремительно растет. Таким образом, если субъекты не приходят в себя здесь и сейчас, не используют свое активное воображение, не рисуют картину будущих отношений, не направляют свои усилия на поиск способа разрешения противоречия, они не заметят, как окажутся на уровне конфронтации, где уровень напряжения чрезмерен.

Парадигма противостояния — «Я не хочу!». Такую позицию занимает каждый субъект. (Его вариант — «Я все равно хочу!»). Интересы субъекта затмили весь мир, ситуацию, в которой находится он и другой субъект, отношения, дело, обстоятельства и, самое главное, будущее. Все сосредоточено на конкретном интересе. Из противостояния трудно выйти, потому что субъекты конфликта загоняют себя в жесткую позицию.

Конфликт достигает наивысшего уровня напряжения в противостоянии, в борьбе с кем-то или чем-то, что, по мнению субъекта, мешает достижению цели, реализации интересов. Поскольку в момент высокого психологического напряжения именно другой человек обычно воспринимается как препятствие, все силы направляются на уничтожение этого человека. Методы разрушения или подавления трудно контролировать, поэтому не исключено применение физической силы, а также унижение, оскорбление и оскорбление противника конфликта. Если на первой стадии (недовольство) хорошие отношения и связи еще не нарушены и конфликта еще нет, но в то же время он уже присутствует, то на последней стадии (конфронтация) все связи нарушены и конфликт по сути исчез, но он все еще присутствует.

От того, какой вид разрешения мы выберем, зависит то, как разрешится конфликт и как будут развиваться отношения между субъектами конфликта. Это третья стадия конфликта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]