Память сенсорная — это… Определение понятия, виды памяти

Память — один из психических процессов в организме человека, благодаря которому скапливается, изучается и запоминается информация. Благодаря этому понятию можно говорить о развитии опыта и возможности мозга в нужное время воссоздавать запомнившиеся элементы.

Память влияет на эмоции и чувства, развивая в человеке реакции на окружающую среду, формируя ценности и жизненную позицию. Можно поделить процесс на два компонента:

  • Жизненный опыт, который отражает, как повлиял мир на формирование человека.
  • Личные наблюдения и переживания.

Храниться информация может в нескольких «буферах» в зависимости от того, каким образом она была получена, какие эмоции и воспоминания сопровождали человека в тот момент.

Виды памяти

Психологи выделяют несколько подтипов, каждый из которых не может существовать отдельно, а непосредственно связан с другими.

Это сложные функции мозга, изучением которых занимались ученые и медики на протяжении долгих эпох. Сейчас в психической системе выделяется:

Тип запоминанияКраткая характеристика
СенсорныйМгновенный отпечаток сведений и фактов на периферических частях анализаторов. Можно поделить на иконическую и эхоическую память.
КратковременныйРабочий процесс, на протяжении которого усваивается только незначительная часть от всего смыслового потока. Для того чтобы объем был большим, надо проводить тренировки органов восприятия.
ВторичныйПамять основывается на личном опыте и пережитых эмоциях. Запоминаются моменты, связанные с определенными ощущениями. Делится на декларативный и процедурный процессы.
Память на отдаленные событияВозможность запоминать на подсознательном уровне некоторые факты и события. Вызвать воспоминания в будущем помогут те же эмоции, что и в момент запоминания. Процесс спонтанный и не контролируется человеком полностью. Может быть как кратковременной, так и длительной.

Хранение информации возможно благодаря задействованию разных типов запоминания. Благодаря анализаторам на височных долях коры головного мозга происходят процессы возобновления и повторения уже увиденного или услышанного.

Тесная связь с нейронами позволяет не только воспроизвести информацию, но и передать эмоциональный фон. Существует несколько механизмов для извлечения информации из памяти.

Эксплицитная, имплицитная, рабочая — все это тоже про память

Исследования взаимоотношений между типами памяти привели к появлению более сложных классификаций и моделей. Так, например, долговременную память стали подразделять на эксплицитную (ее также называют осознанной) и имплицитную (неосознанную или скрытую).
Эксплицитная память

— то, что мы обычно имеем в виду, когда говорим о запоминании. Она в свою очередь подразделяется на эпизодическую (воспоминания о жизни самого человека) и семантическую (память о фактах, понятиях и явлениях) — такое разделение впервые предложил в 1972 году канадский психолог эстонского происхождения Эндель Тульвинг.


Фото studio tdes — Flickr CC BY

Имплицитную

память обычно подразделяют на прайминг и процедурную память. Прайминг или фиксирование установки возникает, когда определенный стимул влияет на то, как мы воспринимаем стимул, следующий за ним. Например из-за прайминга особенно смешным может казаться явление misheard lyrics (когда в песнях слышится что-то не то) — узнав новый, нелепый вариант строчки из песни, мы тоже начинаем его слышать. И наоборот — ранее неразборчивая запись становится понятной, если увидеть расшифровку текста.
Что касается процедурной памяти, то ее яркий пример — моторная память. Ваше тело «само знает», как кататься на велосипеде, водить машину или играть в теннис, точно так же музыкант играет знакомое произведение, не заглядывая в ноты и не раздумывая о том, каким должен быть следующий такт. Это — далеко не единственные модели памяти.
Оригинальные варианты предлагали как современники Миллера, Аткинсона и Шиффрина, так и следующие поколения исследователей. Классификаций видов памяти также много больше: например, в отдельный класс выделяют автобиографическую память (что-то среднее между эпизодической и семантической), а помимо кратковременной памяти иногда говорят о памяти рабочей (хотя некоторые ученые, например тот же Коуэн, считают, что рабочая память — это скорее небольшой раздел долговременной памяти, которым человек оперирует в моменте).

Сенсорный тип

Вид запоминания, что основан на влиянии стимулов на органы чувств. Может быть долговременной, если раздражители были сильными. Процесс не воспринимается отдельно от других видов, ведь сочетает в себе комплексную работу не только коры головного мозга, но также и нервной системы, и организма в целом.

Особенностью вида является возможность сохранения воспоминания после прекращения стимуляции. Сенсорная память — это комплексный процесс, способствующий быстрому усвоению фактов.

Между этим и кратковременным видом описываемого процесса выделяется промежуточный элемент — оперативная память. Она позволяет выполнить действие или процедуру на механическом уровне, не задумываясь о деталях выполнения. Этот сенсорный тип памяти связан с физическими процессами. По мере выполнения работы некоторые элементы могут забываться. Если информация затрагивает кору головного мозга, то части оперативного запоминания переходят в кратковременный тип.

В структуре сенсорного вида выделяется несколько уровней:

  • Непосредственный. Сюда относится сенсорная память, какая состоит из двух дополнительных элементов.
  • Кратковременный.
  • Долговременный.

Независимо от того, какой тип памяти преобладает в плане восприятия и переработки информации, его можно тренировать и увеличивать запасы фактов. А составление правильной классификации материала позволяет быстрее найти нужное.

Особенности внимания, восприятия, памяти, речи и мышления у детей с ЗПР

Статья основана, на опыте, которым обладают детские психологи, она поможет вам выработать правильную тактику при работе с такими детьми.

О внимании

Следует понимать, что подобные дети на занятиях довольно рассеяны, они не способны работать больше десяти – пятнадцати минут. Дети с ЗПР отличаются ослабленным вниманием к словесной (вербальной) информации, даже когда повествование очень захватывающее и интересное. Ребенок может потерять нить вопроса или рассказа даже при малейших раздражителях, к примеру, при стуке в дверь.

Спецификой в формировании внимания у ребенка с ЗПР является то, что с учетом структуры дефекта, дефицит внимания разделить можно на два направления.

  • Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – нарушение регуляции.

Дети из данной группы страдают от импульсивности, неустойчивого внимания, истощаемости, которые сочетаются с достаточно высокими процессами в познавательной деятельности (наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти).

При коррекции в данной группе требуется дозировать задания во времени, а также применять приемы, которые способствуют развитию самоконтроля, формированию произвольного внимания и т.д.

  • Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – недоразвитие процессов познавательных, которые сочетаются с медленными темпами деятельности, кратковременной памятью и более узким объемом внимания при выполнении различных заданий. В данной группе детей формирование произвольного внимания осуществляться должно во взаимосвязи с развитием речи и мышления.

Память

Дети с ЗПР обладают памятью, которая отличается качественным своеобразием. У подобных деток, в первую очередь, снижена прочность запоминания и ограничен объем памяти. Им характерны быстрая утеря информации и неточность воспроизведения. Вербальная память страдает в наибольшей степени. Выраженность указанного дефекта может зависеть от происхождения ЗПР. При грамотном подходе к обучению дети способны усваивать некоторые мнемотехнические приемы, а также овладевать логическими способами запоминания. В единицу времени, дети с ЗПР воспринимают меньшую долю информации.

Особенности восприятия:

— Ограниченность, недостаточность, фрагментарность познаний об окружающем мире;

— Страдает целостность восприятия. Нарушение касается не только отдельных свойств восприятия, но также восприятие как деятельность;

— Нарушены структурность и предметность ( отмечается затруднение в узнавании предметов в непривычном ракурсе, ребенок узнает и смешивает сходные по начертанию элементы букв и буквы);

— Затруднена деятельность ориентировочно-исследовательская, которая направлена на исследование качеств и свойств предметов;

— Подобным детям свойственна пассивность восприятия (более сложная задача подменяется простой), затруднения в ориентировке в пространстве.

— Необходимо большее число примериваний и практических проб при решении наглядно-практических задач, дети испытывают затруднения в обследовании предмета.

— Дети могут практически соотносить предметы по величине, форме, цвету, однако их сенсорный опыт длительно не обобщается и не находит закрепления в слове. Присутствуют ошибки при назывании величины, цвета или формы. Из-за перечисленного, своевременно не формируются эталонные представления.

— Называя основные цвета, ребенок затрудняется в названиях цветовых промежуточных оттенков. Не применяет слова, которые обозначают величины («широкий-узкий», «короткий-длинный», «низкий-высокий» и т.п.), а применяет слова «маленький-большой».

— недостатки сенсорного и речевого развития оказывают влияние на формирование области образов-представлений.

— из-за ослабленного анализирующего восприятия ребенок имеет затруднения в выделении главных составных частей предметов, определении их взаимного расположения в пространстве.

— Отмечается замедленный темп в формировании способности воспринимать целостные образы предметов.

— дефицит тактильно-двигательного восприятия, выражающийся в неудовлетворительной дифференцированности тактильных и кинестетических ощущений (фактуры материала, температуры, величины, формы, свойства поверхности), у ребенка затруднения в процессе узнавания предметов на ощупь.

— замедление процесса формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видах деятельности. Недостатки слухо-зрительно-моторной и зрительно моторной координации.

Мышление

Отставание на уровне наглядных форм мышления:

— Проявляются сложности в формировании сферы образов-представлений;

— Несформированность способности к творческому созданию новых образов;

— Замечен подражательный характер деятельности деток с ЗПР;

— Замедления в процессе формирования мыслительных операций.

По достижении старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР не формируется уровень словесно-логического мышления, соответствующий возрастным возможностям:

Ребенок не выделяет существенных признаков при обощении, а обощает по функциональным или ситуативным признакам.

— Дети затрудняются при сравнении предметов, выполняя их сравнение по случайным признакам, также при этом затрудняются даже при поиске признаков различия. Но дошкольники с ЗПР, после полученной помощи, предложенные задания выполняют на более высоком уровне, который близок к норме.

У большинства детей с ЗПР в норме уровень развития наглядно-действенного мышления. Они верно выполняют задание, однако некоторым необходимо задание стимулирующее. Наглядно-образное мышление: большинству подобных детей необходимо многократное повторение задания, а также оказание определенных видов помощи, но имеются и такие детки, которым и помощь не помогает справиться с заданием. Мышление словесно-логическое у большинства не развито.

В зависимости от развития мышления и особенности детей с ЗПР можно разделить на три группы:

  • Дети имеют нормальное развитие мыслительных операций, но у них снижена познавательная активность.
  • Дети, имеющие неравномерное проявление познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
  • У ребенка сочетается отсутствие познавательной активности и низкий уровень продуктивности.

Речь (нарушена вторично)

Нарушения речи имеют системный характер и включены в структуру дефекта.

— Импрессивная сторона речи отличается недостаточной дифференциацией восприятия оттенков речи и речевых звуков.

— Экспрессивная сторона речи характеризуется бедным словарным запасом (речь составляют глаголы и существительные).

— Наблюдается нарушение в звукопроизношении, лексико-грамматическая сторона речи сформирована небогато ( цветы вместо клумба, стакан – кружка, ребенок смешивает слова разного значения, но близкие по звуковому составу: поезд-пояс; не улавливает разницу: шьет – вышивает, употребляет слова в неточном, приблизительном значении: дерево-сад, шапка-шляпа, заменяет наименование действием или описанием предмета), дефекты артикуляционного аппарата, наличие аграмматизмов.

Иконическое запоминание

Виды сенсорной памяти состоят из зрительного и слухового запоминания. Первый тип — целостное портретное запоминание и фиксация информации. Относится к долговременной памяти, поскольку в будущем образы могут служить дополнительными указателями для воссоздания той или иной ситуации. Влияет на иконический тип эмоциональный фон.

Для того чтобы была возможность накапливать новые образы и запоминать детали, необходимо проводить очистку от старых эмоций. Психологи советуют выбрать для себя рад воспоминаний, что вызывают неприятные эмоции или жалость, и обдумать причины их появления, сделать выводы и отпустить ситуацию. Вместе с эмоциями уйдут и образы, освободив тем самым место для новых.

В случае высокого уровня развития зрительной сенсорной памяти можно говорить об эффекте обратной маскировки. Суть заключается в том, что коды образа доходят к коре мозга за считанные миллисекунды, и потом уже в других образах человек видит черты предыдущего.

Это дает возможность увеличивать объем запоминающейся информации и постоянно расширять границы зрительного поля, ведь на подсознательном уровне мозг будет «додумывать» ситуацию.

Особенности

Сенсорная память является первичным этапом запоминания. Она действует на уровне рецепторов, которые воспринимают любые раздражения из внешнего мира или внутренней среды и преобразуют их в нервные сигналы. Информация оставляет моментальные отпечатки на периферических участках анализаторов. Время сохранения информационных следов незначительно. Переработка материала осуществляется в течение 0,25-0,5 с. Если за это время данные не продвинулись дальше, то они забываются, а сенсорный регистр пополняется новыми сигналами. Идёт отсев информации.

Этот вид памяти не создаёт никаких препятствий для запоминания больших информативных блоков. Отличительной чертой служит безграничная ёмкость для сохранённых фактов. Процесс запечатления всех сведений происходит непрерывно. Скорость поступления информации настолько велика, что информация не успевает обрабатываться на этом этапе. В мыслях создаются иллюзии. Например, на экране телевизора отсутствует движение, но картинки настолько быстро сменяют друг друга, что появляется иллюзия движения.

Таким образом, сенсорная память характеризуется очень краткосрочным хранением поступающего материала, который сразу переходит в другую подсистему или бесследно теряется. На этом этапе сведения сохраняются в неизменном виде. Их нельзя задержать, усилить чёткость или воспроизвести. Невозможно сознательно управлять процессами, возникающими на сенсорном уровне восприятия. Такая память функционирует в моменты движения глаз и в минуты моргания, обеспечивает привычное восприятие мира.

Эхоический тип

Основой запоминания является слуховое восприятие информации. Действенная техника, особенно если нет дополнительных отвлекающих элементов. В отличие от зрительного типа, здесь нет возможности сопоставить факты с образами или эмоциями. Для запоминания важен тембр голоса, ритм и сила. От скорости переработки информации зависит возможность воспроизвести ранее услышанное.

Ученые рекомендуют для усиления эффекта запоминания сопровождать слуховой тип тактильными ощущениями, чтобы произошла связь информации с ощущениями. Регистрация данных в этом случае будет проходить через соматосенсорную систему.

Как не забыть

Сенсорная память — это возможность запомнить большой объем информации через привязку к органам чувств. Но в процессе изучения и переработки большая часть фактов забывается.

Чтобы этого не произошло, психологи советуют придерживаться простых, но эффективных методов:

  • Повторение. Рекомендуется повторять новые факты три-четыре раза на протяжении нескольких часов. Важно в процессе переключаться на другие моменты и потом снова возвращаться к нужному источнику.
  • Забывание в первые несколько дней происходит быстрее, нежели в другие периоды. Если связать факты с образами или эмоциями и вспоминать о них через неделю, то информация усвоится быстрее.
  • Повторять перед началом забывания. Удержать информацию в голове намного легче, если сконцентрироваться на запоминании в первые недели.
  • Ассоциации. Составление мысленного потока для нужного факта позволяет запоминать его на долгое время. Какая сенсорная память возможна без визуализации придуманных образов?

Выполнение простых действий даст возможность не только запомнить больше, но и научиться систематизировать полученные знания. Развитие кратковременной сенсорной памяти является прекрасной возможностью укрепить процессы запоминания.

Кратковременная память

Кратковременная память, называемая также непосредственной или первичной, служит для запоминания в течение очень короткого времени. Ее задача — повторение некой информации (например, телефонного номера, диктуемого в настоящий момент) и ее анализ в целях дальнейшего хранения в долговременной памяти.

Регистрирующие возможности ее очень малы. Без волевого усилия, направленного на сохранение информации, она теряется. Эта практическая память предназначена для того, чтобы мгновенно вызывать воспоминания.

Соответственно, у нее ограниченный объем (максимум семь-восемь единиц) и ограниченное время хранения (самое большее — две-три минуты). Новая информация тут же вытесняет и заменяет старую.

Основные факторы

Иногда запомнить нужное не получается, человек думает о другом и не может сосредоточиться на работе мозга. Психологи выделяют несколько элементов, влияющих на скорость и качество запоминания. Сенсорная память — это тесная взаимосвязь между органами чувств и действующими факторами:

  • Механическое и осознанное запоминание. Первый вариант дает меньше пользы, нежели второй. Необходимо думать о том, что надо запомнить, акцентировать внимание на деталях.
  • Сравнение. Процесс помогает сосредоточиться на конкретном образе и выделить особенности.
  • Систематизация. Когда информация относится к структуре или виду, то намного проще освоить объем через нужную категорию.

Тренировка памяти, использование различных приемов и акцентирование внимания на деталях помогут со временем не только увеличить возможность запоминания, но и улучшить качество воспроизведения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]