Социальное поведение

Огромнейшее значение в современной социальной психологии имеет тема социального поведения. Социальное поведение подразумевает психологическое воздействие на людей и занятие среди них конкретного положения. Как правило, такой тип поведения рассматривается как противоположность поведению индивидуальному, которое, в свою очередь, не связано с положением человека, занимаемым им в социуме, и с отношениями, складывающимися между ним и окружающими его людьми, а также не рассчитано на оказание на отдельных людей или общество в целом какого-либо влияния.

Психологи выделяют несколько видов социального поведения. Мы же рассмотрим следующие:

  • Массовое поведение
  • Групповое поведение
  • Полоролевое поведение
  • Просоциальное поведение
  • Конкурентное поведение
  • Послушное поведение
  • Девиантное поведение
  • Противоправное поведение
  • Проблемное поведение
  • Поведение типа привязанности
  • Материнское поведение
  • Некоторые другие формы

Рассмотрим каждый из видов несколько подробнее.

Полоролевое поведение

Полоролевое поведение представляет собой поведение, которое свойственно людям конкретного пола и связано с основными социальными ролями, выполняемыми этим людьми в процессе жизнедеятельности какого-либо социума.

Массовое, групповое и полоролевое поведение характерны для групп и отдельных личностей и зависят от того, какие социальные функции они выполняют и какие цели преследуют. Нижеизложенные виды социального поведения описывают личность в процессе её взаимодействия с другими личностями.

Что такое девиантное поведение

Под девиантным поведением

принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.

Конкурентное поведение

Конкурентным называется поведение, когда окружающие люди воспринимаются человеком как потенциальные или реальные конкуренты, и он вступает с ними в борьбу или соревнование. Такое поведение рассчитано на достижение преимущества и победы. Функционально или содержательно с конкурентным поведением связано поведение типа A, согласно которому человек является нетерпеливым, раздражительным, враждебным и недоверчивым, и поведение типа B, согласно которому, человек не стремится ни с кем конкурировать, и выражает всем доброжелательное отношение.

Характеристика понятия

Ученые, занимающиеся различными общественными науками, считают, что социальное поведение личности – это характеристика взаимных процессов индивидов, при взаимных коммуникативных отношениях, проявляющихся в определенной среде и обстановке, и зависящих от условий сложившейся ситуации, и среды. При этом, при разных факторах поведение индивида может в корне различаться.

Например, внешне спокойный и флегматичный человек в условиях повышенной опасности способен в корне измениться, став собранным, активным и небезразличным. Или еще: работники пришли на трудовую смену, одни из них заинтересованы в качестве выпуска своей продукции, а другие без особого желания выполняют обязанности, потому что так надо, иначе не получишь зарплату. Первые хотят не только получать вознаграждение, но и приносить пользу обществу, вторым не интересна судьба производимого продукта, гораздо больше они желают получать деньги за поведенное рабочее время.

По-разному ведут себя люди и при массовых собраниях, митингах. Одни – спокойно шествуют, не нарушая колонну и порядок, другие – изо всех сил стремятся внести раздор, показать свои девиации и отрицательное мнение к происходящему. Каждый из людей в обществе является участником социально-политических событий, но ведет себя сугубо индивидуально, согласно своему мировоззрению, взглядам, интересам и потребностям.

Поведение социума особенно ярко проявляется при взаимодействии двух или нескольких индивидов, и зависит от экономических, политических и культурных факторов. Научное понятие поведения в социуме включает в себя сочетание процессов, связанных с удовлетворением физических, материальных и духовных потребностей индивида, выражающихся в виде реакции на окружающую среду. Поэтому субъектами (акторами) социального поведения всегда будет не только индивид, но и группа людей (малая или большая), с собственными установками, предпочтениями и действиями, зависящими от уровня социализации структуры общества.

Социальное поведение всегда характеризуется нормой – общеустановленным правилом, которому обязан следовать индивид. Норма полностью оправдывает статусные ожидания субъектов и помогает направлять действия людей в правильное (по меркам данного социума) русло. При помощи норм индивиды проходят социализацию и определяются с ролью, которую будут выполнять в обществе.

Статусные ожидания индивида помогают ему выработать определенную тактику действий во взаимоотношениях с другими людьми, что выразится в поведенческой модели. Сознательная интеллектуально развитая личность способна координировать собственное поведение, в зависимости от возрастной группы. В детском и юном возрасте на поведение людей влияют агенты (родители, воспитатели, педагоги, тренеры), в зрелом и пожилом периоде люди опираются на приобретенные знания, жизненную психологию, сложившиеся убеждения и мировоззрение.

Поэтому социальное поведение, состоящее из поступков, изменяющихся при различных условиях, рассчитывается на оказание определенного влияния одного индивида на другой. Старшее поколение способно показать пример собственного отношения к происходящим общественным процессам и направить подрастающее поколение к выбору социальной роли, на примере собственной модели, жизненного опыта и принятых норм.

Проблемное поведение

Под проблемным поведением понимается любое поведение, служащее причиной возникновения у человека психологических проблем. В большинстве случаев проблемное поведение состоит из непонятных и неприемлемых для других форм поведения, могущих быть дезадаптивными, деструктивными или антисоциальными.

Помимо прочих форм социального поведения, можно встретить и такие, которыми будут характеризоваться и близкие отношения между людьми. Такими видами являются поведение типа привязанности и материнское поведение.

Виды отклоняющегося поведения

Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.

Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.

  • Нестандартное поведение
    – при этом индивид нарушает какие-то правила, но в целом его деятельность имеет позитивный характер и полезна для общества.
  • Деструктивное поведение
    – имеет разрушительную направленность. При этом выделяются внешнедеструктивные и внутридеструктивные поступки. В первом случае человек либо использует некие средства, чтобы уйти от реальности и получить желаемые эмоции (алкоголизм, наркомания, азартные игры и др.), либо напрямую нарушает законы и наносит ущерб окружающим.

Во втором случае действия человека направлены на прямое саморазрушение – суицид, фанатизм, конформизм, нарциссизм и др.

Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.

Каждое общество формирует как цели своего существования, так и средства их достижения, и каждый индивид отвечает на это посредством одной из возможных реакций

:

  • Подчинение – полное подчинение и целям, и средствам их достижения;
  • Инновация – индивид подчиняется целям общества, но использует иные средства их достижения;
  • Ритуализм – цель отвергается как недостижимая, но остаётся «механическое» следование традициям;
  • Ретретизм – уход из общества вследствие несогласия с его целями и средствами;
  • Мятеж – попытка внести новый порядок в общество, изменить и цели, и средства.

Три из этих типов поведения являются откровенно девиантными

А вот ритуальное поведение в большинстве случаев не воспринимается как девиантное: общество, как правило, обращает внимание лишь на внешнюю сторону поведения отдельных людей. Есть мнение, что почти все члены общества исповедуют ритуальное поведение, не задумываясь о целях существования или даже прямо отрицая их

Материнское поведение

В общем и целом материнское поведение – это поведение, присущее матерям в отношении своих детей, а также поведение любого человека вообще, которое схоже с поведением матери по отношению к ребёнку.

Есть также и некоторые другие формы социального поведения, взаимосвязанные со складывающимися в обществе отношениями людей. Таким поведением можно назвать поведение, целью которого является избегание неудач и достижение успехов, получение власти или подчинения кому-либо; уверенное или беспомощное поведение, а также некоторые другие.

Признаки отклоняющегося поведения

Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно

:

  • Несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • Нарушение этих норм;
  • Негативная оценка окружающих, введение санкций;
  • Нанесение ущерба себе и окружающим;
  • Устойчивость – антиобщественный поступок повторяется много раз;
  • Социальная дезадаптация;
  • Общая направленность личности – разрушительная.

Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.

Другие формы социального поведения

Стремление к успеху – это особая форма социального поведения, оказывающая влияние на успехи человека и в определённой степени на его судьбу. Наибольшее развитие стремление к успеху получило в прошлом столетии, и сегодня характеризует огромное количество успешных людей.

Избегание неудач – это альтернативная форма стремления к успеху. Проявляется такой вид поведения в озабоченности тем, чтобы не оказаться последним среди остальных людей, не быть хуже их, не стать неудачником.

Также можно выделить такие виды социального поведение как стремление к коммуникации с другими людьми и его противоположность – избегание людей. Отдельной формой можно назвать стремление к власти и стремление к сохранению власти, если она уже есть у человека. Противоположностью последних двух является стремление к покорности.

Другой формой социального поведения, на которую обратили внимание учёные, является уверенное поведение, когда человек уверен в себе, стремится к новым достижениям, ставит перед собой новые задачи, решает их и достигает новых результатов.

Однако довольно часто можно видеть, как способные люди, желающие добиться успехов и имеющие способности к этому, терпят неудачи по причине неуверенности и излишней тревоги в тех случаях, когда проявлять их не следовало. Называется такое поведение беспомощным поведением, и определяется как поведение, при котором человек, имея всё, что нужно для достижения успехов, остаётся в бездействии, обрекая тем самым себя на неудачи.

Лекция по обществознанию на тему: «СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» (Проф.-техническое образование)

Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведение.

Этим термином обозначается
образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества.
Субъектами социального поведения выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).

Массой

называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, составляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, довольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы».

Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической нестабильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа

— это внешне неорганизованная общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.

Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу

составляют люди, собравшиеся, например, около места происшествия.
Экспрессивная толпа
представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под
конвенциональной толпой
понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте.
Действующая толпа
— это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую.
Агрессивную,
например, представляет толпа погромщиков.
Спасающаяся
толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники.
Стяжательская
— это мародеры, а
экстатическая
— доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика

— это большая группа людей, складывающаяся на основе их общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение личности.

Социальные движения — это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам. В зависимости от целей и характера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.

Политические движения

выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний.
Утопические движения
ставят целью создание идеальных общественных систем.
Движения реформ
выступают за проведение преобразований мирным путем.
Революционные движения
стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя.
Консервативные движения
противодействуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В среде движения формируется идеология,

выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необходим
лидер,
имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют
организацию.
В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных — часто.

Коллективное поведение


это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно.
Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально накаленную атмосферу.

Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые

по
ступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.
Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам, называется девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не является девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Конформизм

(подчинение) означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен.
Инновация
(нововведение) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения.
Ритуализм
(от слова «ритуал») выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей.
Ретритизм
(уход) проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя».
Мятеж
выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения

некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов.
Биологический подход
указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков,
психологический
— объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии,
социологический
— учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка способствует социальный контроль,

который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы (правила) и санкции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль

осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления н реабилитации.
Изоляция
имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление.
Обособление
— это также прекращение контактов индивида с другими людьми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест.
Реабилитация
— это подготовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей.

Неформальный контроль

характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм.
Социальные вознаграждения
выражаются в одобрении поведения человека.
Наказание
отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии.
Убеждение
— это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения.
Переоценка норм
происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт.

Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт — это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить
три стадии
— предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предконфликтная стадия

может быть довольно продолжительной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется
объект конфликта,
т.е. то явление, предмет, отношение и т.д., которое одинаково высоко ценится обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действии.

На второй стадии

стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта

связана с прекращением враждебных действий сторон в связи с устранением причин конфликта. Если причины не устранены, а участники конфликта прекратили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о
приостановлении конфликта.
Способы разрешения конфликта могут

быть различны. Конфликтующие стороны могут
сесть за стол переговоров и прийти к соглашению,
предусматривающему приемлемые для обеих сторон условия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о
компромиссе.
В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к
посредничеству,
т.е. участию в разрешении конфликта третьей, не заинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Наконец, более сильная сторона может
применить силу
к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

Существует множество видов конфликтов.

Так, в
зависимости от числа субъектов
выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты.
Внутриличностные конфликты
происходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека.
Межличностные конфликты
— это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта отличаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимодействуют друг с другом.
Соииальные конфликты
происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Примеры социальных конфликтов — восстания и революции.

В зависимости от сферы,

в которой протекает конфликт, различают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты.
Политические конфликты
возникают между властными субъектами. Это могут быть государства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны — это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др.
Экономические конфликты
возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта.
Социальные конфликты,
как отмечалось выше, возникают между различными социальными группами по поводу распределения материальных и духовных благ и участия в осуществлении власти.
Культурные конфликты
возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в музыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта).
Этнические конфликты
проявляются в противоборстве разных этнических групп. Они могут носить политическую, экономическую, социальную окраску, но в любом случае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям другой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересекаются с
религиозными,
представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает примеры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.

Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как война, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивилизованные способы разрешить его мирным путем.

Вопросы и задания

1. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?

2. Кто является субъектом социального поведения?

  1. Какие разновидности социального поведения существуют?
  2. Какое поведение получило название девиантное?
  3. Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.
  4. В чем состоят причины девиантного поведения?
  5. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?
  6. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?
  7. Приведите классификацию конфликтов.

Виды форм поведения

В обществе существуют поведенческие модели, основанные на поступках прошлых поколений, в связи с чем сложилось разнообразие форм социального поведения. К ним относят несколько различных видов.

Массовое

Такое поведение характеризуется эмоциональной составляющей, которая одновременно захватывает сознание большого количества людей. Примерами могут служить паника, истерия, следование моде, распространение слухов, митинги, праздничные шествия, челенджи в социальных сетях и т. д.

Групповое

Зависит от того, в какой форме реализуются цели индивидов – в команде, по интересам или неформально. Группы могут распределять роли для субъектов, ориентировать на задачи, предоставлять информацию, создавать материальные и духовные блага, организовывать действия, приносящие пользу обществу (волонтеры), или наоборот, наносящую вред (экстремисты, террористы).

Девиантное

Отклоняющееся от нормы поведение проявляется в неприятии социальных норм, сложившихся устоев, обычаев, процессов, взаимоотношений между людьми. Девиации могут проявляться в асоциальных поступках, нигилизме, психических расстройствах, вызывающих психических реакциях на общественные процессы. Такой вид всегда получает негативную оценку у остальных членов гражданского общества, так как он стремится отрицать нравственные принципы и правовые основы существования индивидов.

Конкурентное

Основано на стремлении к лидерству и наиболее выгодных условиях существования в социуме. Такой вид поведения применяется между оппонентами во власти или партийных организациях, производителями товаров и услуг, группами предпринимателей, и напоминает соревнование за наиболее выгодные условия. Поэтому данное поведение делится на подтипы: креативное, приспособленческое, гарантирующее.

Противоправное

Данный вид направлен на нарушение прав и свобод другого индивида, и относится к правонарушениям. Лицо умышленно или случайно наносит вред другому человеку. Действия (нанесение телесных повреждений) и бездействия субъектов (оставление человека в опасности) зависят от различных причин, побудивших человека вести себя негативно, нарушая установленные правила и законы, действующие в социуме. К противоправному поведению, в качестве примера, можно отнести создание аварийной ситуации на дороге, хулиганские действия, оскорбление другой личности.

Антисоциальное

Характеризуется резким отрицательным отношением к обществу, отрицанием всех существующих норм и стандартов правильного поведения, желание индивида всеми силами противодействовать принятым правилам. Такой вид может быть присущ как конкретному индивиду, так и группе субъектов. Проявляется антисоциальное поведение в грубых нарушениях норм закона, вандализме, попирании и непризнании общественных правил и принципов. Все поступки, которые совершает индивид или конкретная группа, направлены против общества.

Помогающее

Заключается в предоставлении содействия и помощи одного индивида другому. Это происходит, когда в социуме появляются небезразличные к проблемам другого человека, субъекты (волонтеры, спонсоры, благотворители). Социальная служба, существующая в государстве, тоже относится к помогающему виду. Данная форма может существовать на взаимности, когда люди не бросают в беде друг друга, а также на одностороннем воздействии, когда в решении проблем человека участвует только одна сторона.

Просоциальное

Относится к разряду помогающего, и полностью созвучно с ним, но при этом помощь осуществляется с большим размахом и затрагивает массовую часть общества. Может быть на односторонней или взаимной основе. В качестве примеров можно привести – помощь Совета Европы развивающимся странам, предоставление кредита МВФ, выделение средств на развитие культурных центров, материнский капитал (в РФ), помощь от мэров городов при рождении ребенка, создание благотворительных фондов. Такая помощь основана на добре, материальной помощи и психологической поддержке.

Любые формы социального поведения основаны на эмоциональном проявлении взаимного отношения индивидов друг к другу, и осуществляются в виде дружбы, любви, добра, зла, вражды, успеха, власти, сотрудничества. Также особое значение имеют нравы и устои, традиции и обычаи, которые содержат образцы поведения, не противоречащие общественным нормам.

Поэтому поведение индивидов может быть:

естественным;

ритуальным.

Естественное характеризуется достижением индивидуальных целей, норм и возможностей субъектов. Ритуальное основано на определенной последовательности действий, которые присущи конкретному социуму. Встречаются также другие формы поведения – родительское, кооперативное, агрессивное и т. д.

Примеров видов и форм социального поведения при одном и том же процессе существует множество. Например, во время проведения демонстрации или митинга одни люди ведут себя организованно и культурно, а другие – противоправно, стремясь организовать массовые беспорядки, дестабилизировать обстановку и спровоцировать толпу на совершение противоправных действий. Представленный пример действия или бездействия полностью характеризует сущность понятия социального поведения.

Факторы и уровни поведения

В социуме поведенческие цели индивида зависят от окружающей его природной, общественной среды и других факторов, к которым относят:

  • биологические и физические качества (здоровье, наличие определенных способностей, выносливость);
  • эмоциональную составляющую и психологический тип человека;
  • наличие целей и задач, которые определяют роль индивида и его стремление к лидерству и получению определенного статуса;
  • отношения к экономико-политическим процессам в государстве;
  • восприятии других индивидов, анализе их поведения при взаимодействии;
  • возможности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям;
  • способностью к прохождению уровней специализации;
  • выработки ситуативного поведения человека;
  • инстинкта самосохранения в стрессовых ситуациях и при различных катаклизмах.

Социальное поведение зависит от своей и сторонней оценки поступков, действий окружающих людей, возникшей мотивации, психологических аспектов, политического сознания. Часто поведение индивидов бывает неосознанным или спонтанным, возникающим под массовым навязыванием идей формальных и неформальных групп, стихийных действий толпы.

Уровни социального поведения субъектов характеризуются всегда несколькими составляющими.

Среди них:

  1. Реакция индивида. Здесь подразумевается отношение, эмоции и поступки, возникающие после стихийных массовых событий.
  2. Привычные действия. Они отражают выработанную годами модель взаимодействия с окружающими, а также установившиеся отношения.
  3. Целенаправленность поступков. Характеризуется взвешенностью решений, сознанием и достижением поставленной задачи.
  4. Реализация запланированных целей. Человек внедряет в жизнь проекты (материальные или духовные), которые определил для себя заранее.
  5. Поведение человека контролируется установленными государством и обществом методами, соответствующими реальным процессам и историческим событиям.

К используемым методам относят:

  • принятие и требование соблюдения социальных норм;
  • установление и повсеместная регламентация правовых норм;
  • требование выполнения нравственных и моральных принципов.

Все виды перечисленных методов считаются применимыми к каждому индивиду, в течение его жизни, но зависят от возрастной группы. Так, например, малыша нельзя заставить выполнять многие взрослые правила, но навыкам поведения в обществе, элементарной культуре и этике обучить можно. Поэтому у одной мамы ребенок ведет себя спокойно в присутствии посторонних людей, а у другой – капризничает и вызывающе истерит. Какая мама является лучшим агентом – ответ очевиден.

На государственном уровне одобрение правомерного социального поведения отражено в нормативных законодательных актах. Основанные на юридических нормах, документы отражают желания социума противостоять неправомерному поведению, защищать личность от негативных поступков других индивидов, служить профилактикой от противоправных поступков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]