Каждый человек по-разному себя ведет, когда его критикуют, одни спокойно выслушивают, прислушиваются к замечаниям и стараются стать лучше, другие, наоборот, проявляют агрессию в сторону критикующего, обижаются, опускают руки и замыкаются в себе. В этой статье я расскажу про конструктивную и деструктивную критику, объясню, что это такое, и приведу несколько примеров. В жизни нас часто критикуют, в детстве – родители, в школе – учителя, в университете – преподаватели, на работе – начальник. Нередко даже самый незначительный упрек вызывает в нас злость, обиду или грусть.
Конструктивная критика: что она значит
Это высказывание своего личного мнения с целью помочь человеку. Собеседник оценивает вашу работу или действие и делает четкие замечания, которые направлены на усовершенствование вашей деятельности. Такое обсуждение может быть объективным, то есть представлять собой анализ или форму полезных рекомендаций или советов.
Главные признаки конструктивных замечаний.
- Объективность. Когда личность высказывает свое мнение, она не претендует на истинность, а подчеркивает то, что это только ее личная позиция.
- Точность. Критик уделяет внимание конкретным элементам работы, которые кажутся ему непонятными или сомнительными.
- Аргументированность. Личность, которая критикует, объясняет свою точку зрения и приводит при этом аргументы.
- Осведомленность. Критикующий должен хорошо разбираться в теме обсуждения. Он может иметь профессиональное образование или опыт.
- Уважительность. Человек, высказывающий замечание, не должен переходить на личности и навязывать свою точку зрения. Необходимо уважительно относиться к оппоненту.
- Искренность. Критик указывает не только на минусы, но и на достоинства вашей деятельности.
Такой вид обсуждения позволяет увидеть нам свои слабые стороны, чтобы оперативно их исправить и достичь идеального состояния работы.
Способы психологической защиты
Психологическая защита — эти механизмы психики, которые как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
В обычной жизни любого человека возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации. Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели.
Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.
Примерами защитных типов поведения могут быть:
— агрессия (или нападение на «фрустратора»);
— аутизм (самозамыкание, «уход от фрустратора»);
— репрессия (подавление желаний, «отказ от фрустратора»);
— рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, «оправдание фрустратора»);
— сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, «замещение фрустратора»)
— забывание;
— самопрощение («Да! А что?»);
— проекция собственной вины на всех других («Сами виноваты!») и др.
Схема «действия» личности с участием психологических защит
Как мы отметили выше, впервые термин «психологическая защита» был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом.
Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе «Психология Я и защитные механизмы», русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом.
А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:
Защита не есть «встроенная» от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.
Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Существует несколько проверенных на практике приемов психологической защиты.
Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши конкуренты, недоброжелатели или враги способны нанести вам не меньший вред, всего лишь использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. И чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.
«Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми», — уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.
Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации. Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.
Прием «Вентилятор». Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков. Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.
А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами? Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.
Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.
Прием «Аквариум». Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Диснейленд». Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?
Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся.
Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку… Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.
Прием «Океан спокойствия». Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».
Прием «Театр абсурда». Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.
Прием «Театр кукол». Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.
Кроме психологических способов снижения собственного психоэмоционального напряжения существуют способы защиты (правила поведения), способствующие созданию благоприятной социально-психологической обстановки в ходе дискуссии.
Выделим наиболее важные правила поведения:
Собеседник не всегда прав, но часто нам выгодно признать его правоту, особенно в мелочах.
Крупные шаги, как правило, выгодны. Они открывают новые возможности, за счет чего быстро восстанавливается потерянное на время преимущество.
До определенного предела замечания и возражения можно считать естественным явлением в любой беседе, но ни в коем случае не следует чувствовать себя обвиняемым, который должен, безусловно, защищаться.
Для того чтобы легче было понять положение нашего собеседника и его реакцию, нужно постараться посмотреть на замечания и на собеседника субъективно — с его точки зрения. Объективной причиной замечаний часто может быть какая-нибудь мелочь. В момент высказывания замечания собеседник редко остается спокойным; как правило, ожидая нашу реакцию, он становится чувствительным к любому знаку недоверия и вызывающего поведения. Вывод напрашивается сам собой: в таких ситуациях мы должны полностью продумать и контролировать свое поведение, чтобы не подливать масла в огонь.
Замечания, причиной которых является «комплекс неполноценности», переживаемый нашим собеседником, требуют особого внимания и большой осторожности, так как в случае оскорбления его как личности дело может дойти до скандала и беседа может опуститься до уровня обычной ссоры.
Следует иметь в виду, что замечания и наблюдения не всегда должны относиться к материалу в целом, являющемуся предметом беседы, они, скорее, могут относиться к его целесообразности, выбору и способу преподнесения.
Не нужно делать выводов о неискренности нашего собеседника до тех пор, пока действительно не будет доказано, что он говорит неправду. При этом лучше постараться оправдать собеседника, чем его сразу же осудить. В чем-то он может быть и неправ, но, несмотря на это, к нему можно отнестись с доверием, что, конечно же, существенно облегчит достижение взаимопонимания в деловой беседе.
Если мы пойдем навстречу сомнительным замечаниям и возражениям, это не будет, безусловно, означать, что мы берем на себя вину или что эти замечания нас к чему-то обязывают в будущем.
Можно привести собеседника в хорошее расположение духа, пойдя на некоторые уступки. Но нужно точно знать размеры уступок, прежде чем на них решаться. Часто уступка в сущности меньше, чем нам кажется на первый взгляд.
Любое несогласие с замечанием нужно исчерпывающе разъяснить собеседнику (оно также должно быть мотивировано с точки зрения психологии), так как корректное опровержение замечания часто может поднять наши шансы на успех в деловой беседе. Следует воздержаться от столкновений в беседе, так как этим на деле можно поставить под вопрос корректность наших отношений с собеседником.
При эмоциональной реакции собеседника следует вспомнить, что с возбужденным и взволнованным человеком вряд ли можно разговаривать по-деловому. Собеседник всегда должен чувствовать, что мы относимся к его замечанию с полной серьезностью и что мы его тщательно рассмотрели, прежде чем давать окончательный ответ. Кроме того, целесообразно изложить ему свои мысли о замечании и промежуточные оценки, увязка которых ведет к нейтрализации замечания.
При этом, конечно, не следует бросаться в другую крайность — чрезмерно затягивать объяснения. Следует облегчить собеседнику возможность высказывать замечания и возражения, попытаться обнаружить его невысказанное неудовольствие и волнение. Ответ на ясные и обоснованные замечания не требует особой тактики и специальной трактовки. В таких случаях по возможности мы должны как можно скорее и с чувством полной ответственности и внимания разобраться в ошибках, из-за которых собеседник нас избегает и оставляет без внимания.
Это вкратце «бон тон» — правила хорошего тона, которых следует придерживаться тогда, когда собеседник начинает нам делать замечания в ходе деловой беседы. Этих правил не следует придерживаться слишком строго, так как и они развиваются и приспосабливаются к практике и действующим нормам делового поведения и, конечно же, к нашей личности и личности собеседника.
Психологи также рекомендуют прибегнуть к различным способам этической защиты. Этическая защита — это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства.
А теперь приведем пример из реальной жизни. Молодая дама рассказывает: «На мне была меховая полосатая шуба. Мужчина сзади произнес: «Тигры выходят на следующей остановке?» Я ответила: «Нет, они пропускают ослов!» Мне раньше казалось, что я лихо справилась с защитой и поставила господина на место. А теперь я вижу, что опустилась на его уровень, никак не инициируя его субъектности, а следовательно, и не выполняя ни одной из названных функций. Я подавляла субъекта, никак его не изменяя». Мы представим здесь несколько способов этической защиты (некоторые проиллюстрируем примерами), дальнейшее использование которых полезно в любой сфере взаимоотношений.
Мягкие способы защиты:
1. Вопрос на воспроизведение — приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял…?», «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?». Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне.
2. Вопрос об адресате — инструментируется наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издевки, высокомерия).
3. Окультуренное воспроизведение — производится с целью корректирования поведения. Суть в демонстрации партнеру другой формы общения (культурной). Парадигма: «Если я вас правильно понял…», и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения).
4. Ссылка на личностные особенности — декларация, признание каких- либо личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне: «Я не привык к такому…», «Мне всегда неловко…», «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.
5. Оправдание поведения — способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. «Вероятно, ты хотел…», «Наверное, ты думал…». Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.
В нашем примере с «тиграми» и «ослами» этот способ мог быть наиболее действенным, хотя выглядел бы менее эффектно: «Вероятно, вы хотели спросить, пропущу ли я вас (выхожу ли я) на следующей остановке?» Зато вы подняли бы оппонента на другой уровень общения и при этом сохранили бы его и собственное достоинство.
6. Проявление доброжелательности — способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне…», «Если бы не вы, я бы забыл или не заметил…», «Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне…»
А теперь порепетируйте самостоятельно, выбирая оптимальный способ мягкой защиты в условных ситуациях.
Жесткие формы защиты
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со взрослыми. Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается.
1. Великодушное прощение — видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе. «Если вам так хочется…», «Если только так вы и умеете…», «Если это приносит вам чувство удовлетворения…». Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего общения или выяснения отношений.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением — скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять. Парадигма данного способа: «Вы такой…(умный, порядочный) а, …». Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.
3. Оставить наедине с собой — способ жесткий и лаконичный. Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, вы не способны понять, что вы сказали», «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло», «Вы не понимаете, что сделали».
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы не переходить на нравоучения и открытую оценку. Следует помнить, что психологи рекомендуют использовать методы этической защиты прежде всего в в предконфликтных ситуациях.
Деструктивная критика
Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека.
Основные причины таких необоснованных упреков.
- Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям.
- Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда.
- Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
- Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть.
Основные различия этих двух разновидностей
Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. Главная черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности.
Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает.
Действия, которые не относятся к объективному суждению:
- Запугивание. Не допускается: «Если ты не уберешься в комнате, то останешься голодным». Разрешается: «Приберись дома, а я пока приготовлю ужин».
- Оскорбления. Нельзя: «Ты выглядишь очень плохо, опять не помыла голову?» Вообще не следует оценивать внешние данные.
- Субъективность. Не критикуйте подругу за ее вкус, мечты и цели.
Необходимость
Здесь речь пойдет о профессиональных отношениях. Когда вы руководитель, учитель или воспитатель и критика является неотъемлемой частью ваших отношений. Для начала запомните, что начинать нужно всегда с похвалы, позитивной оценки и анализа того, чтобы было сделано правильно. Это позволит вашему собеседнику приобрести уверенность в себе и настроиться на позитивный тон дальнейшего разговора.
Далее, вы анализируете нарушения, ошибки и промахи. Никогда не приравнивайте ошибку человека к его личностным качествам. Вы не имеете права критиковать личность, ваша задача проанализировать его поступок.
И в конце разговора опять вернитесь к похвале и положительным моментам человека
Акцентируйте внимание на достоинствах. Подобная техника ведения разговора поможет вам не убить мотивацию человека и не понизит его самооценку
Внимательно слушайте человека. Чтобы дать справедливую оценку, вам обязательно нужно понять суть всего дела целиком. Часто мы пропускаем мимо ушей детали, который в итоге оказываются основополагающими. Вам поможет моя статья «Избирательное слушание».
Если вы видите и свой промах, то сразу признайте его. Давайте рассмотрим пример: начальник ставит задачу перед сотрудником. Он объясняет суть задачи и обозначает сроки. Сотрудник, будучи ответственным, выполняет все в срок, но, оказывается, что за это время цифры уже изменились и конечный результат получается неактуальным.
В этой ситуации начальник может поступить двумя способами. Первый — отругать сотрудника за невнимательность, несообразительность и так далее. Второй — признать свою ошибку в предоставлении недостоверных данных и помочь сотруднику понять, как избежать подобной ошибки в будущем.
Кроме того, следует помнить, что указывать на ошибки лучше с глазу на глаз, а не публично. Всегда стоит помнить про индивидуальные особенности критикуемого и никогда не стоит упоминать прошлые ошибки, ведь сейчас вы рассматриваете конкретную ситуацию.
Почему мы так болезненно относимся к критикованию
Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.
Польза объективных замечаний
Разумное оценивание – это важнейший инструмент, с помощью которого мы становимся лучше, также он позволяет нам работать на своих ошибках. В профессиональной деятельности должны преобладать конструктивные замечания, они важны для отношений с партнерами, коллегами, а также с друзьями и родственниками. Без способности говорить о том, что вам не нравится, вы не построите ни крепкую семейную, ни дружескую, ни коллективную связь.
Если мы спокойно относимся к суждениям, это помогает нам быть смелее принимать разумные решения, а также дает понять, что для всех ни мы, ни наша работа никогда не будут идеальными, всегда найдутся моменты, которые стоит исправить, пусть даже незначительные. Замечания со стороны определяют наши слабые места и дают возможность исправить свою работу, чтобы она стала еще лучше. Важно услышать оценку и определить недостатки, которые можно поправить, чем принять ложный вывод о том, что все идеально.
Такой тезис, как конструктивная критика – это один из важных инструментов формирования общества и развития человеческих отношений. Когда нас подвергают обсуждению, значит, мы что-то из себя представляем.
Часто задаваемые вопросы
Далее представлены ответы на вопросы, часто задаваемые людьми, интересующимися темой критики.
Кого критиковать нельзя?
Не следует критиковать людей, которые много работают. Также не стоит критиковать людей, которые добились успеха в чем-либо. Еще мы призываем читателей воздерживаться от критичных суждений в адрес ранимых и чувствительных людей. В первом случае в первую очередь стоит подумать, зачем человек посвящает себя работе. Вполне вероятно, что у него есть причины: нехватка денег, попытка забыться, искренняя увлеченность делом. Во втором случае критика будет лишь говорить о зависти. Вместо того чтобы критиковать успешных людей, стоит попробовать добиться чего-то самостоятельно, покорить какую-то высоту. В третьем речь о ситуации, когда человек больше нуждается в поддержке, в помощи, но не в оценках. Они могут загнать его глубже в себя, обострить восприимчивость.
Кому критиковать можно?
Яркий пример целесообразности суждений – это комментарии настоящих профессионалов. Если, скажем, на работе вам дает советы руководитель, делает это мягко и тактично отмечает, что их усвоение может дать, следует прислушаться. Другой пример для понимания – совет друга, второй половинки или другого человека, не основанный на чем-то негативном. Старайтесь отличать доброжелателей от недоброжелателей. Так будет проще «фильтровать» критику.
Чем опасна критика?
Опасность критики сводится к тому, что в ее результате становится достаточно высокой вероятность обиды человека, подвергшегося оценочным суждениям. Если речь касается крепкой дружбы или теплой связи, они могут портить отношения. Особенно если являются субъективными. Рекомендуем обратиться к разделу «Правила применения критики». Знание их позволит не только не обижать людей, но и отделять ценные советы от субъективных суждений со стороны окружающих.
Откуда берется привычка критиковать?
Психологи отмечают, что часто привычка критиковать – это психологическая защита. Данный инструмент вырабатывается у людей, ранее подвергавшихся необоснованным оценочным суждениям, страдавших от этого и даже переживавших депрессии. Для них критика – это инструмент предупреждения нападок и критичных высказываний со стороны других.
Как называются люди, которые все критикуют?
Это критиканы. Если критикан ко всему прочему еще и перфекционист, дело плохо. Часто такое сочетание приводит к тому, что люди становятся токсичными и начинают искать что-то плохое, недостатки, минусы во всем и во всех.
Когда уместно критикование
Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.
Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.
Учет психологических особенностей партнеров в оценочных высказываниях
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают.
Это правило можно свести к следующим установкам:
— Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.
— Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.
— Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.
— Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.
— Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
— Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.
— Центральный принцип конструктивного восприятия критики — «все, что я сделал, можно делать лучше».
— Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.
— Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум — как исправить положение.
— Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.
— Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление под углом зрения пользы для дела, третий — исправление недостатка, четвертый — создание условий, исключающих его повторение.
— Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
— Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.
— Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.
— Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.
— У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.
— Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, — искажать факты ради оправдания.
— Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний — показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.
— Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я — сильная личность.
— Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.
— Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.
— Признать критику — это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.
— Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.
Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.
Что делает суждение конструктивным
В первую очередь, это уважительный и верно подмеченный комментарий о работе оппонента или его действия. Такой отзыв не подразумевает скрытого смысла и дальнейшего перехода на личности, всплеска негатива для самоутверждения за счет другого индивида, также это высказывание не должно его обидеть и задеть самооценку. Все перечисленные составляющие не относятся к конструктивной критике.
При оценивании уделяется внимание не осуждению, демонстрированию своего превосходства и высмеиванию, а реальной помощи, которая впоследствии позволит человеку достичь совершенства.
Критиковать надо там, где это действие является уместным Если вы уверены, что собеседник адекватно отреагирует на ваши замечания, действуйте, но если вы заметили какой-либо барьер и почувствовали агрессию, направленную в вашу сторону – остановитесь, так как оппонент не поддержит с вами разговора.
Прежде чем высказывать свою точку зрения и указывать на недочеты, начните свой диалог с похвалы, опишите все преимущества работы, которые вас зацепили, задавайте открытые вопросы, дискутируйте. Также тщательно продумывайте свои аргументы, говорите четко и по теме, уважайте своего коллегу.
Важность осознанности
Чтобы было понятнее, что такое конструктивная критика, хочу привести жизненные примеры, которые укажут на разницу между обесцениванием и желанием продвинуть. Она ведь, по факту нужна нам для того, чтобы сделать кого-то лучше или решить какую-то проблему. Допустим, вы отлично плаваете разными стилями и решили научить сына. Так вот, указывая на его ошибки, вы ведь стремитесь к тому, чтобы он осознал, что делает не так, и исправился, став отличным пловцом?
При деструктивности вы бы просто поднимали себе самооценку за его счёт, каждый раз напоминая, что плаваете намного круче. Или бы жаловались, как долго обучались, как страшно, сложно и больно было, желая таким корявым способом получить признание. Выпускали бы пар, крича при каждой неудаче, что он бездарность и что даже маленькие дети лучше понимают, что надо делать. В общем, обязательно перед диалогом спросите себя, что именно вы хотите получить благодаря своим замечаниям? Зачем вам это?
Если действительно, просто хочется разрядки или получить «мнимое уважение» — не стоит затевать разговор, попробуйте поискать другие способы удовлетворения своих потребностей. Человек на подсознательном уровне чувствует искренность порывов, поэтому будьте аккуратны, чтобы не навредить и не спровоцировать конфликт.
На какие замечание не следует обращать внимания
Мы часто высказываем свое мнение, делаем это непроизвольно, не стремимся к тому, чтобы наша точка зрения была объективной. Порой мы вообще не желаем кому-то помочь, просто повествуем о своих мыслях, вкусах, опыте или увлечениях, также мы можем выплеснуть на коллегу шквал негативных эмоций.
В настоящее время мы сильно подвластны критике, мы сталкиваемся с ней повсюду.
- Интернет. В социальных сетях люди оставляют друг другу комментарий, одни носят позитивный характер, другие – агрессивный. Не стоит воспринимать их всерьез.
- Политика. На экранах наших телевизоров часто транслируются дебаты политических деятелей, которые несмотря на свой статус, впоследствии переходят на крик, а иногда и на личности.
- Наука. Сообщество ученых может разделиться из-за различных мнений на один конкретный вопрос.
Не обращайте внимание на суждения, которые направлены, чтобы вас задеть или обидеть. Они неправдивы и необоснованны. В любой группе людей вы найдете своего единомышленника, который поддержит вас и даст ценные советы и рекомендации.
Обратная сторона
Чем больше ответственности, тем больше обязательств и власти. Поэтому, если вам сделали замечание по работе – это значит, что она ценна. Допустим, к вам никогда не было бы претензий, никто бы не обращал внимания на ваши труды и знания, как бы вы себя ощущали? На каком уровне была бы ваша самооценка? Человек не может развиваться и совершенствоваться только на похвале, иначе его восприятие окружающего мира будет искажено.
Поэтому старайтесь придерживать амбиции, если вам хотят помочь, указывая на недочёты, воспринимайте каждую ошибку как зону ближайшего развития, над которой надо поработать, чтобы стать совершеннее и опытнее. Удержитесь от оправданий, они совсем не помогут, лучше как можно быстрее приступите к исправлению ситуации.
С чего стоит начать, если вы хотите конструктивно покритиковать оппонента
Прежде чем строить диалог, досчитайте до 10 и определите свои мотивы, если они направлены на пользу и помощь – высказывайте свою точку зрения и обязательно обосновывайте ее аргументами, если же они возникли ради вашего самоутверждения – то лучше промолчать.
Ваши замечания не должны выглядеть, как обвинение – вы не в суде, и ваш коллега – не обвиняемый. Рассуждайте, говорите о недостатках, но делайте это с уважением и дружелюбием. Существует «правило бутерброда», которое гласит – при обсуждении похвалите своего собеседника, затем укажите на недочеты, а после опять скажите несколько комплиментов.
Правила конструктивной критики
Для того чтобы ваши суждения выглядели объективными, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
- Тщательно подготовьтесь к разговору, продумайте все его детали наперед.
- Подберите подходящий момент. Вам необходимо создать все условия для комфортного общения, должна быть спокойная обстановка, чтобы никакие внешние раздражители вам не мешали, а также не присутствовали лишние люди.
- Определите, хочет ли собеседник с вами контактировать. Не навязывайтесь, спросите его, чем он занимается, есть ли у него свободная минутка, вдруг он сильно занят.
- Похвалите его в начале разговора. И оппонент не так болезненно воспримет замечания.
- Говорите искренне от сердца, будьте мягким. Например: «Мне неприятно, что ты вчера ушел, не попрощавшись, я волновался, не делай так больше».
- Если вас переполняют радостные или негативные эмоции, постарайтесь их сдержать. Высказывать суждения лучше ровным и спокойным голосом.
- Никогда не критикуйте человека. Вы должны оценивать не его, а его труд, действия.
- Мотивируйте, расскажите ему про свои ошибки, неудачный опыт в каком-либо деле.
- Больше конкретизируйте, четко формулируйте свои мысли: «Я хочу, чтобы ты прекратил плохо себя вести на уроке, это нарушение правил, ты мешаешь проводить занятия».
- Подготовьте себя, ведь собеседник может вспылить, возражать или агрессивно себя вести. В такой ситуации вам необходимо сохранить спокойствие, уйти от разговора, а затем продолжить, когда успокоится оппонент.
- Если общение удалось, закончите его на позитивной ноте. Скажите: «Вы проделали такой долгий путь, чтобы добиться своей цели, это нелегко, вам не стоит опускать руки, вы же такой умный и способный человек».
Вы должны понимать, что перед вами живая личность, у которой есть свои достоинства и недостатки, ваши необдуманные слова могут ее ранить и обидеть, поэтому, если вы ей желаете добра, старайтесь объективно излагать свою точку зрения.
Алгоритм конструктивной критики: основные шаги
Я перечислю пошаговую инструкцию, что следует сделать, чтобы ваше мнение адекватно воспринималось другой стороной. Если это диалог начальника и подчиненного, руководитель должен придерживаться следующего алгоритма.
- Сформулируйте конкретную задачу, которую вы поставили перед собеседником.
- Далее, обоснованно и подробно объясните ему, в чем он неправ и что сделал неверно.
- Скажите ему, что вы на его стороне, всячески дайте ему это понять.
- Поддержите коллегу, успокойте его, скажите несколько комплиментов и отправьте исправлять недочеты.
Необходимо с пониманием относится к своим подчиненным, ведь чем больше мотивация, тем выше продуктивность. Из-за криков и оскорблений ни один работник не станет работать усерднее и внимательнее.
Задайте вопрос
Уместность
Теперь давайте поговорим о тех случаях, когда ваша оценка или суждения не предполагаются по профессиональному статусу. Например, вы хотите высказать свое мнение любимому человеку, брату, родителям или подруге
Здесь очень важно понять, будет ли ваше замечание уместным, своевременным и полезным
Первый момент — все ли вы знаете о своих бревнах? Как гласит пословица: в чужом глазу и соринку заметит, а в своем… Для того чтобы давать уместные и конструктивные советы и оценки, вам необходимо понимать, что вы не имеете права критиковать человека за поступки, которыми сами грешите. Что это значит?
Например, ваша мама купила дорогую, но совершенно бесполезную вещь. Конечно, у вас сразу появляется желание высказать свое мнение, сказать, как бездумно она поступила и так далее. Остановитесь и задайте себе вопрос: делала ли я в жизни подобные покупки? Если ответ «да», то вы не имеете никакого морального права осуждать мать в ее поступке.
Второй момент — как вас лично касается поступок человека, по поводу которого вы хотите высказать замечание? Здесь крайне важно научиться отличать вещи, которые вам просто не нравятся и вы можете спокойно высказать это своему близкому человеку и поступки, которые заходят за ваши личные границы. Например, ваша сестра решила на деньги с наследства купить машину
Дорогую, красивую, но совершенно непрактичную. Вас конкретно эта ситуация не касается никоим образом, это ее личный выбор, ее решение и ее ответственность. Вы можете просто выразить свои сомнения, в очень мягкой и тактичной форме. Но критиковать в подобной ситуации вы не имеете права
Например, ваша сестра решила на деньги с наследства купить машину. Дорогую, красивую, но совершенно непрактичную. Вас конкретно эта ситуация не касается никоим образом, это ее личный выбор, ее решение и ее ответственность. Вы можете просто выразить свои сомнения, в очень мягкой и тактичной форме. Но критиковать в подобной ситуации вы не имеете права.
Третий момент — вы точно знаете, что по-другому будет лучше? Если вы не являетесь профессионалом в области, в которой собрались давать советы, то лучше вообще промолчать. Помните, что ваш опыт хорошо сработает для вас, но не всегда хорошо сработает для другого человека. У вас могут быть разные цели, мечты, желания и причины.
Если вы научитесь таким образом анализировать свои оценки окружающих перед тем, как высказывать их, то вы с легкостью сможете превратить деструктивное осуждение поступков в здоровую и полезную оценку, и помощь в совершенствовании.
Сделать это правильно. Если вы понимаете, что критика будет уместной, то вам необходимо придерживаться следующих правил: замечание должно быть уважительным и доброжелательным; целью вашей оценки должна быть помощь человеку; всегда нужно хвалить человека, прежде чем переходить непосредственно к разбору ошибок.
Как следует реагировать на замечания
Для начала осознайте, что они помогают развиваться, если мы будем к ним прислушиваться, спокойно выслушивать советы и извлекать из этого что-то полезное для себя.
Не стоит любое высказывание воспринимать в штыки, если работа над проектом заняла у вас большое количество времени и вы приложили массу усилий – это не значит, что результат вашего усиленного труда идеален. Отреагируйте на критикующие комментарии с достоинством, согласием и спокойствием.
Также не следует оправдываться перед критиками, лучше молча прислушивайтесь к советам и рекомендациям, при необходимости ответьте на вопросы, а затем поблагодарив всех участников диалога, удалитесь из помещения.
Учимся критиковать
Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.
А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?
Не стоит начинать сомневаться в себе
Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения. Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно? Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики. Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции
Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.
Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.
Советы для родителей
Я перечислю несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка правильному реагированию на объективные и необъективные суждения посторонних лиц.
- Донесите до малыша всю важность сохранения спокойствия. Он не должен перечить учителю, слезно оправдываться или агрессивно себя вести.
- Чаще контактируйте с ним, чтобы знать обо всех оскорблениях, которым он подвергается. Откровенничайте друг с другом.
- Научите его постоять за себя и правильно отвечать на деструктивные осуждения.
- Не воспитывайте перфекциониста и не говорите ему, что он в чем-то виноват. Приведите свой жизненный опыт, когда вы допустили массу ошибок, он должен понимать, что каждому человеку, существующему в этом мире, приходилось ошибаться.
Адекватное восприятие всех комментариев и оценок критикующих – залог стабильного карьерного роста и духовного. Без самосовершенствования вы не сможете вести трудовую и семейную жизнь.
Внешние оценки могут быть очень полезными
Часто мы не стремимся спросить мнения окружающих о себе самих, и очень зря. Ведь нередко именно внешняя оценка помогает нам увидеть те вещи, которые необходимо улучшить в деятельности или поведении. В восприятии самого себя у человека всегда существует определенное «слепое пятно». Многих вещей он может не осознавать при всем желании.
Например, если некто учится играть на гитаре, он может спросить своего репетитора или других людей, которые прослушивали его выступление: «Что я могу улучшить в своем исполнении?», «Было ли вступление гармоничным?» и так далее. Так что можно смело утверждать, что во многих случаях критика является действительно более полезной, нежели комплименты.