Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма


Что такое самоповреждающее поведение

Так что же такое самоповреждение? Есть несколько определений, вот некоторые из них:

Самоповреждение — это умышленное нанесение телесных повреждений по внутренним причинам без суицидальных намерений. Это поведение, сочетающее в себе акты насилия, направленные против своего тела, и скрытые способы причинения себе вреда, регулируемые бессознательными процессами и связанные с недостаточной заботой о себе и своем теле. Самоповреждение включает действия, косвенно направленные на самоуничтожение (включая скрытые формы, связанные с отказом от опасности, повышением риска, поиском экстремальных переживаний или избеганием депрессии) (Н. Фарбероу).

Самоповреждающее поведение встречается в разных возрастных и социальных группах. Это могут быть как дети, так и взрослые, мужчины и женщины, одинокие и люди из обеспеченных семей, безработные и успешные в бизнесе, эмоциональные и внешне спокойные. Возможно, их всех объединяет только одно: неспособность рассказать о своих чувствах и переживаниях или нежелание говорить об этом из-за страха быть неправильно понятым.

Армадо Фавазза в своей работе пишет о причинах членовредительства: «Потому что это приносит временное облегчение при различных симптомах, таких как тревога, деперсонализация и отчаяние .. свидетельство выздоровления». Самый высокий уровень аутоагрессивного поведения наблюдается в подростковом возрасте от 10 до 24 лет. Пик приходится на девочек 13-16 лет, мальчиков 12-18 лет. Эксперты объясняют рост проявлений данного типа поведения у подростков спецификой роста современных подростков, обусловленной интенсивным развитием и влиянием информационно-коммуникационных технологий, повышением общественного интереса к формам культурно санкционированного рискованного поведения.

Причины патомимии

Основными чертами характера, предрасполагающими к возникновению этого заболевания, являются:

  • инфантилизм;
  • высокая эмоциональная чувствительность;
  • дисбаланс;
  • низкая самооценка;
  • беспокойство;
  • духовная пустота и отсутствие радости;
  • склонность к агрессии и самоагрессии.

Лечение патомимии требует обязательного выявления причины ее возникновения. А эффективность терапии в клинике доктора Исаева достигается за счет комплексного использования всех возможных методик.

Болезни

Патомимия часто наблюдается со следующими отклонениями:

  • Психогенные расстройства. Причина — посттравматическое расстройство, глубокая депрессия, некоторые виды неврозов, в том числе обсессивно-компульсивное расстройство. Нанося себе вред, пациент пытается таким образом переключить внимание с внутренних переживаний на внешние ощущения.
  • Расстройство личности. Любая форма психопатии сопровождается отсутствием самоконтроля и самокритики. Патомимия при этой форме недуга отмечается выраженной импульсивностью, постоянным сильным беспокойством.
  • Истерия. Человек с таким отклонением явно или бессознательно хочет привлечь к себе внимание или снять внутреннее напряжение. И один из этих способов — членовредительство. В результате, когда возникает боль, она получает скрытую пользу в виде повышенного внимания и других состояний.
  • Органические заболевания с поражением центральной нервной системы. Патомимия сопровождает нейроинфекцию. Также это может быть проявлением осложнений после инсульта или травмы головы. В этом случае агрессия по отношению к себе принимает очень жестокие и грубые формы, временно купируется с помощью лекарств и полностью исчезает только после устранения первопричины.
  • Шизофрения. Он может проявляться в различных формах патомимии, иногда больному наносят значительные и обезображивающие повреждения. Искусственный дерматоз может быть вызван бредом и возникающими в результате галлюцинациями. Например, человек думает, что у него под кожей ползают черви, и пытается их оттуда удалить.
  • Алкогольная и наркотическая зависимость.
  • Эндокринные нарушения и генетическая предрасположенность.
  • Аутизм, умственная отсталость, другие виды умственной отсталости.

Некоторые описывают членовредительство как способ:

  • выразить то, что сложно выразить словами,
  • воплотить некоторые чувства и мысли в реальность,
  • сделать эмоциональную боль физической,
  • избавиться от невыносимых переживаний и мыслей,
  • восстановить чувство контроля,
  • уход от травмирующих воспоминаний,
  • есть в жизни что-то, на что можно положиться,
  • наказать себя — за ненадлежащее поведение, чувства или мысли,
  • перестать чувствовать оцепенение, отстраненность и оторванность от реальности,
  • создать повод заботиться о себе и своем теле,
  • выражать суицидальные мысли и намерения, не совершая их.

Хотя есть веские причины для членовредительства, важно знать, что это довольно рискованно и опасно. Когда человек становится зависимым от него, ему требуется много времени и энергии, чтобы остановиться.

Что такое парасуицидальное поведение

Давайте разбираться, что такое парасуицидальное поведение. Каковы его причины и какой подход в работе психолог может выбрать, чтобы помочь такому клиенту.

В 1977 году появился термин «парасуицид» (Kreitman, 1977) обозначающий:

  • поведение связанное с нанесением намеренных, не смертельных увечий, в результате чего возникают травмы, болезни или риск смерти;
  • любое применение медикаментозных или других химических средств, которые не предписаны для употребления или употребляются в повышенных дозах с выраженным намерением членовредительства или самоубийства.

Эмоциональная картина людей с парасуицидальным чертами характеризуется хронической эмоциональной нестабильностью и негативным отношением к себе. Их поведение отличается враждебностью и раздражительностью, от этого не редки случаи депрессии с завершенным суицидом. В отношениях с окружающими такие люди часто требовательны и конфликтны, от этого чувствуют себя ещё более одинокими, так как поддержки не находят. Практически каждый такой человек скажет, что основная его проблема, это трудности в общении с людьми. Часто их мышление носит черно-белый характер, поэтому любые трудности приобретают негативный и трагический оттенок. Такие люди не умеют управлять своим эмоциональным состоянием и регулируют его с помощью порезов, повреждений или употребления химических веществ.

Самоповреждения и суицидальное поведение у детей

По словам медицинского психолога Центра. Г.Е. Сухарева Михаил Александров, важно обратить внимание на то, что членовредительство может проявляться не только у детей или подростков, но и у человека любого возраста, пола, положения в обществе, социальной принадлежности. Ущерб может быть нанесен как с самоубийством, так и без него. В некоторых случаях членовредительство является симптомом психического расстройства, которое важно лечить и контролировать с помощью психиатра.

К сожалению, дети и подростки не всегда могут справиться с тяжелыми эмоциональными переживаниями, особенно если в их детской жизни происходит что-то болезненное (развод родителей, смерть близких, издевательства, большие ссоры с друзьями и т.д.). Затем некоторые из них пытаются заменить душевную боль физической болью.

Родителям важно помнить, что самоповреждающее поведение ребенка никогда не является нормой. Он требует внимания, немедленного реагирования и коррекции, так как существует реальная угроза жизни и здоровью.

Существуют различные современные теории, которые пытаются объяснить причины членовредительства и суицидального поведения. Одна из этих теорий — биопсихосоциальная модель, согласно которой на появление симптомов всегда влияет сочетание факторов — биологических, психологических и социальных одновременно. Поэтому в лечении такой проблемы должно быть сочетание специалистов, работающих с биологией человека, его психикой и психологическим состоянием, а также с окружающей средой.

Суицидальное поведение детей и подростков

Некоторое время назад в подростковой среде появился специальный термин «побег», который можно перевести на русский язык как «красиво уйти из жизни». Я нажал кнопку и вышел из программы, как на компьютере. Появление подобных сленговых выражений, как правило, свидетельствует об особой актуальности темы жизни и смерти у современных подростков.

По словам Анастасии Ильиной, медицинского и семейного психолога VIGE Сухарева, в 80% случаев суицидная попытка осуществляется дома и, как правило, днем ​​или вечером. В большинстве случаев самоубийство — это крик о помощи близким. Удивительно, но подростки решают покончить жизнь самоубийством, но в то же время они отчаянно хотят любой ценой связаться с семьей и друзьями, чтобы получить поддержку, помощь или выразить свое несогласие с чем-то.

Суицидальное поведение, как правило, редко возникает сразу и импульсивно. Для того, чтобы человек пришел к суицидальным мыслям, а тем более переключился на активные действия, требуется время, а также ухудшение внутреннего состояния или внешней ситуации. Каждый из этих этапов может длиться от нескольких минут до нескольких месяцев, а иногда и лет.

Выделяют следующие этапы развития суицидального поведения:

  1. Антивитальный опыт. То есть подросток может думать или произносить вслух фразы, например «моя жизнь потеряла смысл», «все плохо», «я никому не нужен», «я никому не интересен», «ля жизнь как существование. «, так далее.
  2. Пассивные суицидальные мысли. У подростка возникают мысли: «Я хочу заснуть и никогда не просыпаться», «Я хочу, чтобы меня сбила машина», «Если бы меня там не было…» и т.д.
  3. Активные суицидальные мысли. Подросток начинает интересоваться и искать информацию о способах самоубийства, процессе, недостатках и преимуществах того или иного метода и т.д.
  4. Планы самоубийства, формирование намерений. Подросток разрабатывает план действий: определяет место, время и метод. Ищет и готовит средства для его реализации, и решение о действии принимается.
  5. Суицидальная попытка. Подросток пытается покончить жизнь самоубийством. Оно может быть полным и неполным, и в этом случае подросток может продолжать попытки изменить направление.
  6. Пост-суицид.

К основным причинам суицидального поведения можно отнести:

  • протест,
  • призыв,
  • избегание,
  • самонаказание,
  • отказ от жизни.

«Призыв» и «протест» среди подростков — самые «популярные.

Андрей Личко, известный и уважаемый советский психиатр, профессор, называет следующие самые частые причины самоубийств среди подростков:

  • потеря любимого человека,
  • хроническое переутомление и переутомление,
  • повредить самооценку,
  • употребление психоактивных веществ.

Самоповреждающее поведение среди подростков

Подростковый возраст является одним из сложных этапов в жизни человека, не каждому под силу пройти его благополучно. В современном обществе сложилась достаточно неблагоприятная тенденция суицидальной активности, а также самоповреждающего поведения среди подростков. Зачастую профилактическая работа малоэффективна без участия родителей и других специалистов медицинских учреждений. Что же такое самоповреждающее поведение? Иначе его называют селфхарм (self-harm) – это патология, в следствие которой человек умышленно наносит вред своему здоровью, не преследуя цели самоубийства. Согласно медицинской классификации селфхарм не является самостоятельным заболеванием, а является симптомом различных психических расстройств. Часто дебют происходит еще в раннем подростковом возрасте. Следует отметить, что в основе селфхарма лежит эндорфиновая зависимость — механизм, близкий к наркотической зависимости, поэтому визит к психиатру обязателен! Подросток наносит себе различные повреждения, пытаясь заглушить душевную боль. Чаще всего это порезы на руках, бедрах, ожоги. Реже используются такие виды, как: — отравление медицинскими препаратами;

— вырывание волос, ресниц, бровей;

— намеренные действия по ухудшению состояния в период болезни и затягивание периода выздоровления;

— абсолютное голодание и обезвоживание организма.

Следует обратить внимание на то, что подростки тщательно прячут следы повреждений и сами повреждения. Каковы причины и что толкает подростков на такие поступки?

Внешние факторы:

  • это может быть депрессия и другие патологические расстройства психики;
  • кризисные события в жизни (смерть близких, акт насилия, развод родителей, трудности в школе);
  • детские травмы.

Внутренние причины:

  • при помощи реальной боли пытаются заглушить душевную боль;
  • пытаются себя за что-то наказать;
  • пытаются таким образом выразить какие-то сложные скрытые эмоции и чувства;
  • привлечь к себе внимание или сообщить о том, что им нужна помощь.

Следует помнить, что селфхарм всегда растет! Если родители или близкие заметили случаи самоповреждающего поведения, следует обратится к специалисту. Цели самоубийства подросток не преследует, но случится все-таки это может.
Какие действия предпринять родителям, если они заметили самоповреждающее поведение?

1.Сконцентрировать внимание на себе — подумайте, что вы чувствуете, как вы объясняете себе происходящее с вашим сыном или дочерью. Страх, разочарование, злость – эти переживания могут оказаться достаточно тяжелыми. И если Вам нужна помощь — запишитесь к психологу. Без ребенка, самостоятельно постарайтесь разобраться с вашим собственным отношением к тому, что происходит в семье. Только когда ваше моральное состояние будет достаточно устойчивым – вы сможете быть надежной опорой собственному ребенку. Попытайтесь сдержать свою агрессию из-за самоповреждающего поведения, постарайтесь понять причины действий подростка.

2. Важно понимать, что селфхарм сразу не пройдет, требуется время. Если мы спрячем все предметы самоповреждения — это проблему не решит.

3. Будьте рядом, попробуйте услышать своего ребенка. Научитесь проявлять заботу и внимание. Обсуждайте какие-то семейные вопросы на равных, просите о помощи. Не нападайте и не упрекайте, не проверяйте личные вещи в поисках предметов, которыми они могут нанести себе вред.

4. Запишите подростка к специалисту. Подростки хотят, чтобы родители черпали информацию по их проблеме. Первоначально можно обратиться к психологу, но визит к психиатру обязателен! Только в команде можно победить эту проблему.

Действия, которые могут навредить и даже ухудшить состояние:

  1. Помощь силой;
  2. Тотальный контроль над подростком;
  3. Игнорировать или слишком акцентировать внимание на повреждениях;
  4. Относится к «селфхарму» только как к случаю привлечения внимания.

Фразы, которые помогут поддержать подростка, говорите их своим детям:

  1. Ты не одинок;
  2. Я рядом с тобой;
  3. Ты для меня много значишь;
  4. Я волнуюсь за тебя;
  5. Если ты захочешь – я всегда готов/а тебя выслушать.

Список источников:

1. https://www.pravmir.ru/ 2. https://www.b17.ru/ 3. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением (Текст) О.О. Андронникова // Вестник Томского университета. – 2010.- №332.- С.145-155.

Паршакова Елена Петровна, педагог-психолог,
ГБУПК «ЦППМСП» Ординский филиал

Симптомы патомимии

Клиническая картина этого патологического проявления разнообразна. На коже пациента обнаруживаются царапины, волдыри, гнойнички, кровоизлияния, язвы. Также наблюдается нарушение структуры волос и ногтей. При первичном осмотре неопытный специалист может принять проявления патомимии за дерматоз. Поэтому следует обратить внимание на особенности поражения:

  • однородность;
  • преобладание второстепенных элементов;
  • правильная линейная локализация;
  • повреждение в тех местах, доступных пациенту.

Когда врач рекомендует использовать местные и общие дерматологические методы лечения, эффективность невысока. Расстройство поведения человека сохраняется, и это приводит к новым кожным повреждениям. Если в присутствии пациента специалист высказывает гипотезу о психогенном происхождении патологии, он часто получает в ответ отчетливо отрицательную реакцию.

Если лечение патомимии проводится неправильно, то в этом случае часто наблюдаются различные осложнения:

  • образование гнойных очагов;
  • образование рубцовой ткани;
  • необратимая деформация ногтей;
  • стойкая алопеция (облысение).

Самоагрессия не сможет передать себя, она будет усиливаться. Человек начинает пытаться причинить себе еще более сильную физическую боль, а это заканчивается членовредительством и даже попытками самоубийства. Часто самоистязание идет рука об руку с паранойей, когда человек настаивает на том, чтобы вылечить его от проблемы, но при этом категорически отрицает свое участие в ней.

Какова причина подобного поведения?

Исследователи полагают (Thomas and Chess 1977, 1986), что ключевым источником является инвалидизирующее окружение в детстве. Это такое окружение, в котором чувства маленького человека не признаются, игнорируются или воспринимаются остро негативно со стороны близких, часто за этим следует наказание. Тогда ребенок все свои эмоции и поведение воспринимает «неправильными».

При этом есть две существенные особенности, которые формируют аутоагрессию: ребенку дают понять, что он ошибается в описании, причинах и анализе своих собственных переживаний («Нет, ты разгневана, просто не хочешь в этом признаваться», «Тебе действительно должно быть стыдно за то, что ты обижаешься на маму (братика, сестричку)». Во-вторых, все бурные эмоциональные реакции ребенка расцениваются как «плохое» поведение. Родители в таких семьях не умеют ни утешать, ни поддерживать, ни успокаивать ребенка. Такая позиция напоминает ситуацию, когда утопающий должен сам себя вытащить за волосы — нужно только постараться, и он все сможет. Не смог — значит не старался. При этом высоко ценятся индивидуальное мастерство и личные достижения. Неспособность соответствовать этим ожиданиям ведёт к порицанию, критике и попыткам изменить «неадекватное» поведение ребенка.

Последствия развития ребенка в инвалидизирующем окружении проявляются в следующем:

  • Не признавая и игнорируя чувства ребенка, окружение не учит относиться к своим переживаниям, как к естественному процессу, свойственному всем людям. Поскольку проблемы эмоционально уязвимого ребенка не признаются, взрослые не предпринимают попыток помочь ему справиться с ними;
  • Преуменьшая жизненные проблемы взрослые не учат переносить сложности и ставить реалистичные цели и ожидания;
  • В семье зачастую необходимы крайние эмоциональные переживания и проявления для того, что бы вызвать желаемую реакцию. Ребенок постоянно колеблется на грани сдерживания эмоций и проявления чрезвычайно ярких эмоциональных состояний, для привлечения внимания.
  • Ребенка не учат доверять своим чувствам, он всегда ищет ориентиры, которые подскажут, как следует мыслить, чувствовать и действовать.

Для того, что бы помочь человеку с парасуицидальным поведением нужно одновременно развивать несколько сфер. В первую очередь помочь приобрести навык вхождения в контакт со своими чувствами, а так же развить умение ими управлять. Активное внимание уделяется развитию межличностной эффективности, самоконтролю и навыкам перенесения дисстресса.

Виды патомимии

Для этого симптома характерно несколько вариантов своего проявления. Наиболее распространенные формы:

  • трихотилломания (выдергивание, закручивание волос на теле);
  • онихотилломания (повреждение ногтевой пластины с помощью подручных средств);
  • онихофагия (прикусывание ногтей);
  • хейлофагия (постоянное прикусывание губ);
  • экскориация прыщей (повреждение на фоне воспаления кожи);
  • дерматотлазия (провокация раздражения кожи);
  • дерматозойный делирий (соскоб, частое мытье, обработка продуктами для устранения мнимого заболевания дермы).

Как помочь себе преодолеть патомимию

Как я могу помочь себе сейчас?

Когда есть сильное желание навредить себе, вам трудно представить, что вы можете сделать что-то еще прямо сейчас.

Но есть несколько способов изменить или отсрочить самоповреждение:

  • понимнть закономерности и закономерности причинения себе вреда,
  • отвлекаться от желания навредить себе,
  • отложить членовредительство.

Этот раздел поможет вам узнать, как возникает желание причинить себе вред, и научиться замечать, когда это желание только начинает проявляться. Хотя на этот раз вы не можете сопротивляться самоповреждению, полезно подумать о том, что произошло. В следующий раз вы лучше поймете свой опыт.

Попробуйте разделить свой опыт на следующие категории:

  1. Научитесь распознавать триггеры. Триггеры — это то, что вызывает желание нанести себе вред. Триггером могут быть люди, ситуации, чувства, определенные мысли и эмоции.
  2. Попробуйте написать, что произошло непосредственно перед эпизодом Self Harma: какие мысли у вас возникли? Вызывает ли ваше окружение, люди или предметы неприятные или трудные воспоминания?
  3. Осознайте желание навредить себе. Оно может проявляться через физические ощущения:
  • Учащенное сердцебиение или чувство тяжести
  • Сильные эмоции, такие как грусть или гнев
  • Чувство потери связи с собой и онемения
  • Повторяющиеся мысли, например «Я хочу вырезать»
  • Нездоровые решения, например, с головой уйти на работу, чтобы ничего не чувствовать.

Если вы считаете эти признаки спусковым крючком для себя, выследите их и запишите — это поможет вам преодолеть самоповреждение, когда оно появится снова.

Отвлечься от желания причинить себе вред — хороший способ дать себе больше пространства для маневра и выбора и уменьшить желание причинить себе вред.

Вы можете отвлекаться как тогда, когда желание навредить себе только появилось, так и когда вы уже находитесь в процессе.

«Я научился отвлекаться. Мой любимый способ — позитивная книга, это альбом для скрапбукинга, в который я записал все, что делает меня счастливее»

Чтобы понять закономерности членовредительства, полезно вести дневник и записывать, что происходило до, во время и после каждого эпизода членовредительства. Чтобы заметить закономерности, вам нужно будет вести такие записи в течение некоторого времени, в среднем, около месяца.

Но ведение дневника может расстраивать. Если вы чувствуете, что готовы попробовать эту технику самостоятельно, не забудьте после записи сделать что-нибудь приятное и расслабляющее.

Если этот метод причиняет вам боль, попробуйте попросить поддержки у кого-то, кому вы доверяете.

Отвлеките себя от членовредительства. Это основная техника самопомощи при членовредительстве. Разные люди по-разному отвлекаются, и каждый метод может не работать каждый раз. Например, отвлечение от гнева — это не то же самое, что отвлечение от страха, поэтому лучше использовать разные стратегии, чтобы иметь возможность выбрать правильную в данный момент.

Другой способ противодействия членовредительству — прокрастинация: подождите 5 минут. Это не всегда легко, поэтому, если желание причинить себе вред остается, позвольте этому случиться. Если возможно, увеличьте время передышки и постепенно создавайте перерывы между каждым актом самоповреждения, например, между порезами.

Некоторым может показаться, что отвлечься и отложить членовредительство слишком легко, чтобы решить сложную и серьезную проблему. В данном случае раздел «Чем я могу помочь себе в будущем?» это может быть более полезно для вас.

Как я могу помочь себе в будущем?

В конечном итоге вы можете помочь себе, исследуя причины членовредительства. Это поможет вам найти другое поведение, которое заменит самоповреждающее поведение.

Примите свои эмоции. Если вам было стыдно за свои чувства или вы научились подавлять их по другим причинам, то для того, чтобы снова связаться с ними, потребуется мужество. Трудные переживания могут быть очень пугающими, поэтому важно делать это очень медленно и постепенно. Возможно, стоит использовать такие техники, как внимательность или ведение дневника, чтобы поддержать себя и снизить вероятность эмоциональной перегрузки.

  • Попробуйте приложения для смартфонов, онлайн-инструменты, книги и рабочие тетради, чтобы решить свои эмоции
  • Попробуйте поработать с психологом или психотерапевтом, которому вы доверяете. У вас будет положительный опыт принятия и уважения своего опыта.
  • Попробуйте техники осознанности: обратите внимание на свои чувства и назовите их, как только вы их почувствуете.

Работайте с чувством собственного достоинства. Признание себя и позитивный взгляд на себя могут иметь большое значение в вашей жизни.

  • Говорите и думайте о себе более доброжелательно, как если бы вы говорили о своем любимом человеке.
  • Замените желание причинить себе боль, которое возникает в вашей голове, словами, которые придадут вам силы. Например: «Даже если я хочу порезаться, я найду другой способ выразить, насколько мне грустно».
  • Регулярно записывайте три вещи, которые вы цените в себе. Неважно, насколько они вам кажутся маленькими или незначительными.
  • Научитесь спокойно и уверенно говорить о своих пределах, говорить «нет» тому, что, по вашему мнению, неуместно для вас.
  • Возьмите под контроль свои решения. Напомните себе, что вы несете ответственность за свой выбор, и выберите то, что соответствует вашим представлениям о поддержке и заботе о себе.

Позаботьтесь о своем благополучии и здоровье в целом​.

  • Следите за своим здоровьем во всех аспектах, это поможет вам почувствовать себя лучше
  • Регулярные упражнения могут улучшить настроение и снизить стресс.
  • Регулярная диета, богатая свежими фруктами и овощами, также влияет на наше самочувствие
  • Убедитесь, что вы высыпаетесь, это не только улучшит ваше самочувствие, но и сделает вас более устойчивым к стрессу
  • Креативность помогает выражать свои чувства: писать песни, писать рассказы, вести блог, рисовать и т.д.
  • Раз в неделю делайте то, что вам нравится: встречайтесь с друзьями или гуляйте. Постарайтесь найти время для себя, даже если ваша жизнь занята.

Постарайтесь более точно понять свое поведение. Избавление от членовредительства может быть сложным и трудоемким. Может быть полезно глубже понять ваши отношения с ним, чтобы подготовить вас к важному шагу. Чем больше вы понимаете, почему причиняете себе вред, тем лучше будете подготовлены к изменениям, сможете найти хорошие альтернативы и узнаете, что может поддержать вас в этом процессе.​

Эти вопросы помогут вам понять истоки членовредительства:

  • Как вы себя чувствуете до и после травмы?
  • Как и почему вы сделали это впервые?
  • Что теперь дает самоповреждение?
  • В каких ситуациях происходит членовредительство?
  • Что страшного в будущем без членовредительства?
  • Какие эффекты вы могли пропустить?
  • Что еще может помочь в понимании причинения себе вреда?

Просите помощи. Обращение за помощью может быть очень трудным, особенно если вы опасаетесь, что другие осудят или откажутся помочь. Напомните себе, что иногда всем нужна поддержка, и просить о помощи — это нормально.

Когда будете готовы, выберите человека, которому доверяете, и расскажите ему о своих чувствах. Это может быть друг, член семьи, психолог или врач (см. Раздел «Какая помощь и какое лечение вы можете получить»). Помните, что только вы решаете, что сказать, и вы можете не говорить то, чем еще не готовы поделиться.

Может быть полезно составить список людей, организаций и сайтов, которые помогут найти помощь в трудных ситуациях. Это напомнит вам, что вы не одиноки и что помощь доступна. (см раздел «Полезные контакты»)

К сожалению, не существует волшебного или быстрого способа избавиться от членовредительства, а изменения требуют времени и также включают откаты. Это нормально, когда после движения вперед и прогресса временно преобладает старое поведение. Если это произойдет с вами, напомните себе, что это не неудача, а часть процесса избавления от причинения себе вреда.

Какую помощь я могу получить?

Иногда требуется внешняя поддержка. Возможно, вам придется попробовать несколько раз, чтобы найти то, что работает для вас, и совместить методы самопомощи и профессиональную поддержку:

  • терапевт / психотерапевт,
  • фармакологическое лечение,
  • группы поддержки,
  • сообщество онлайн-поддержки,
  • лечение рубцов.

Чтобы попросить о помощи, нужны мужество и смелость. Вы можете подумать, что вас не поймут или что от вас потребуют быстрых изменений, даже если вы не готовы к ним. Такие сомнения нормальны. Но вы имеете право на поддержку, которая придаст вам сил.

Любой медицинский работник, ваш терапевт или психиатр, психотерапевт, психолог обязан обсудить с вами все возможные методы лечения, ваше мнение и пожелания должны быть приняты во внимание.

Как друзья и семья могут помочь?

Вы можете многое сделать для человека, страдающего от членовредительства. Ваше отношение — одна из главных вещей, которые помогут человеку почувствовать поддержку.

Вот что следует помнить:

  • Старайтесь не судить.
  • Сообщите ему, что вы близки.
  • Помните, что человек — это больше, чем его проблема.
  • Постарайтесь проявить сочувствие и понимание причин этих действий.
  • Позвольте человеку принимать собственные решения.
  • Предлагайте помощь и поддержку.
  • Напомните человеку об его сильных сторонах и о том, что у него хорошо получается.
  • Постарайтесь высказаться и взять на себя ответственность за свои страхи.

Что не работает?

Иногда, когда мы хотим изо всех сил, но получается как раз наоборот.

Вот несколько опасных моментов, которых следует избегать:

  • Попытка помочь силой.
  • Говорите или ведите себя так, как будто пытаетесь контролировать.
  • Игнорирование или слишком большое внимание уделяется ущербу.
  • Определение самоповреждения как «привлечение внимания».

Хотя в большинстве случаев членовредительство — это не так, иногда это может быть способом привлечь внимание. Если да, помните, что желание внимания — это совершенно нормально, и что сильный стресс может повлиять на способность человека прямо говорить о том, что ему нужно.

Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Оригинал: https://www.autism.org.uk/living-with-autism/understanding-behaviour/challenging-behaviour/self-injurious-behaviour.aspx Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Самоповреждающее поведение — одна из сложнейших проблем, с которой сталкиваются люди с расстройствами аутистического спектра и их близкие. Чаще всего подобное поведение, несущее прямую угрозу здоровью и благополучию человека, бывает вызвано целым комплексом разнообразных причин. Обычные поведенческие стратегии в такой ситуации часто оказываются недостаточно эффективными и требуется вмешательство специалистов.

Что такое самоповреждающее поведение?

Самоповреждающее поведение ( иногда его называют самоагрессией или аутоагрессией) — это любое действие, в результате которого человек наносит себе физический вред: • бьется головой ( об пол, стены или другие твердые поверхности) • кусает себе руки • выдирает себе волосы • надавливает на глазные яблоки • наносит себе удары по голове или по лицу • щипает или царапает себя • сильно раскачивает головой

Люди с расстройствами аутистического спектра, учитывая особенности их восприятия и интеллектуальные нарушения, чаще чем прочие проявляют самоповреждающее поведение (Howlin, 1998). Подобная проблема может возникнуть в любом возрасте. Если поведение уже возникало, то человек в любой момент может к нему вернуться в ситуации когда испытывает стресс, физический дискомфорт, или переживает серьезные перемены.

Причины по которым может возникать самоповреждающее поведение очень разнообразны. Как правило это целый комплекс различных обстоятельств, так или иначе влияющих друг на друга. Удары головой, вызванные желанием получить дополнительную сенсорную стимуляцию, могут трансформироваться в способ избегания требований. Удары по уху, причиной которых стал острый отит, затем могут быть использованы для того, чтобы добиться желаемого от окружающих. Ниже мы рассмотрим еще несколько причин, которые могут вызвать самоповреждающее поведение.

Зубная боль и другие проблемы медицинского характера

Когда вы сталкиваетесь с проявлением самоповреждающего поведения, первое и основное что следует сделать — исключить возможные проблемы со здоровьем и зубную боль. Людям с расстройствами аутистического спектра зачастую очень трудно дать понять что у них что-то болит. Специфические виды самоповреждающего поведения, такие как удары по голове или по ушам, могут быть их способом справиться с физическим дискомфортом, в отсутствие возможности обратиться за помощью.

Самоповреждающее поведение может быть вызвано следующими проблемами: • Инфекционными заболеваниями ( например простудой, гриппом, ушными инфекциями, расстройством желудка) • Физической болью ( зубной, ушной, менструальными болями) • Судорожной активностью ( при разных формах эпилепсии) • Общим ощущением дискомфорта ( при нарушениях пищеварения, кожных заболеваниях) • Исследователи так же рассматривают возможную связь между самоповреждающим поведением и различными тикам и компульсиями. Считается что высокий уровень стресса увеличивает их частоту (Clements and Zarkowska, 2000).

Нейро-химические теории Исследователи также предположили возможную связь между самоповреждающим поведением и ососбенностями нейрохимических систем мозга:

Эндогенной опиоидной системы Исследования показывают, что у некоторых людей с расстройствами аутистического спектра в организме повышен уровень бета-эндорфинов, вследствие чего их болевой порог сильно завышен, что в свою очередь может быть связано с самоповреждающим поведением. Также предполагают, что причиной самоповреждения может быть процесс высвобождения в организме опиатов , вызывающих чувство, схожее с эйфорией, которое подкрепляет самоповреждающее поведение.

Серотонин Исследователи предположили, что повышенный уровень сертонина в крови который наблюдается у некоторых людей с аутизмом, может вызывать различные проблемы в поведении, в том числе самоповреждение (Gillberg and Cole, 1992).

Допамин Изучение синдрома Леша-Нихена (наследственного состояния, связанного в том числе с самоповреждающим поведением, таким как кусание губ и пальцев) показало наличие у больных дисбаланса допаминергических систем мозга, что, как предположили исследователи, может играть роль в развитии самоповреждающего поведения.

Сенсорная стимуляция ( усиление или ослабление стимула)

По аналогии с опиоидными теоариями, о которых мы говорили выше, самоповреждающее поведение может быть попыткой добиться сенсорной стимуляции ( в особенности если у человека высокий болевой порог вследствие повышенного уровня бета-эндорфинов) или наоборот справиться с сенсорной перегрузкой ( то есть, например, удары головой могут быть способом заблокировать неприятный или беспокоящий аудиторный стимул такой как лай собаки или жужжание газонокосилки).

Стадии развития Некоторые виды самоповреждающего поведения могут быть остаточным проявлением двигательных стереотипий свойственных более раннему возрасту ( например взмахи руками которые могут остаться с раннего детского возраста).

Коммуникация и обученное поведение Многие виды самоповредлающего поведения появляются у людей, когда у них нет другого способа сообщить о своих нуждах, желаниях и чувствах. Человек который бъется головой об стену скорее получит то , что он хочет, будь то внимание, желаемый объект или занятие, или снижение предъявленных требований. Для другого человека махи головой могут быть способом сообщить о том, что он расстроен, кто-то еще может посчитать что кусание рук поможет справиться с расстройством или возбуждением. Для некоторых людей щипание кожи или надавливание на глазные яблоки могжет быть реакцией на недостаточную сенсорную стимуляцию или скуку.

Анализируя реакцию окружающих, человек скорее всего быстро поймет, что самоповреждение — прекрасный способ контролировать окружающую обстановку.

Таким орбразом самоповреждающее поведение (например удары по голове), которое изначально было реакцией на физическую боль или дискомфорт, постепенно становится способом избежать неприятной ситуации ( например, заставить других выключить телевизор).

Повторяющееся поведение

Люди с расстройствами аутистического спектра склонны к ритуалом и повторяющемуся поведению. Некоторые виды самоповреждающего поведения могут быть спровоцированы этой склонностью.

Ментальное здоровье Некоторые виды самоповреждающего поведния могут сигнализировать о срытых ментальных проблемах, таких как депрессия или тревожное расстройство, особенно у людей с высоко функциональными видами аутизма или синдромом Аспергера.

Стратегии Ниже вы найдете несколько основных идей, которые помогут предотвратить и правильно отреагировать на самоповреждающее поведение. Если самоповреждение принимает серьезный и пугающий характер, необходимо обратиться к специалисту.

Проактивные меры

Что можно сделать в повседневных условиях, чтобы предотвратить самоповреждающее поведение.

Исключите проблемы с зубами и возможные заболевания

Обсудите возникшую проблему с вашим лечащим врачом и договоритесь о консультациях с другими специалистами (если это необходимо). Возьмите с собой записи о том, когда, в какое время дня и в какой ситуации проявляется самоповреждающее поведение и как долго оно обычно продолжается. Записи помогут врачу разобраться, имеет ли место физический дискомфорт или боль. Вероятнее всего вам также стоит какое-то время перед визитом вести учет эпизодов самоповреждающего поведения. Эти записи также захватите с собой.

Определите функцию поведения

Постарайтесь понять, какую функцию выполняет самоповреждающее поведение. Поведение может возникать как способ получить сенсорную стимуляцию, справиться с сенсорной перегрузкой, или как реакция на физический дискомфорт. Часто самоповреждающее поведение бывает вызвано комплексом разных причин, чтобы разобраться в этом следует обратиться к специалисту.

Посчпоспопоповывваааа

Развивайте навыки коммуникации

Если человек не владеет речью, научите его альтернативным, более приемлемым способам сообщать о своих желаниях и нуждах, или об испытываемом дискомофрте. Вам очень помогут различные средства визуальной поддержки.

Структурируйте среду и соблюдайте режим дня

Чтобы ежедневные события были более предсказуемыми, а ваш подопечный меньше страдал от чувства тревоги, структурируйте окружающую среду и соблюдайте режим дня. Постарайтесь равномерно распределить занятия вашего подопечного, чтобы у него не было возможности заскучать и начать вредить себе.ё Для Дл врлалврао

Для тех моментов, когда вашему подопечному приходится особенно нелегко, подготовьте пошаговое расписание. Возможно для таких событий следует организовать дополнительную супервизию у специалиста и продумать другие способы поддержки.

Обогощайте сенсорную среду

Если причиной самоповреждения является поиск сенсорной стимуляции, попробуйте подобрать альтернативные занятия которые помогут вашему подопечному получить аналогичный сенсорный опыт. Прыжки на батуте или катание на карусели могут быть прекрасной альтернативой раскачиванию и ударам по голове, т.к. тоже воздействуют на вестибулярный аппарат. Для того, кто кусает руки и пальцы, можно подобрать целый мешок съедобных или просто безопасных объектов, которые можно жевать, например жвачку, морковку, сухие макароны, нугу.

Физкультура

Исследователи предполагают, что регулярные аэробные нагрузки не только улучшают физическое и эмоциональное состояние человека, но также могут снижать частоту самоповреждающего и агрессивного поведени (Rosenthal-Malek & Mitchell, 1997). Под аэробными нагрузками подразумевается бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки на батуте, танцы и аэробика, в идеале не меньше трех раз в неделю. Проанализируйте склонности вашего подопечного и попробуйте выбрать занятия, которые можно встроить в его недельное расписание. Иногда, прежде чем назначать, тренировки следует проконсультироваться с профессиональным инструктором или врачом.

Подкрепляйте желаемое поведение Возьмите в привычку вознаграждать желаемое поведение и периоды, когда ваш подопечный не проявляет самоповреждаюшего поведения. Это поможет ему понять, что альтернативное поведение приводит к приятным последствиям, и, таким образом, поможет увеличить частоту появления этого поведения, и уменьшить самоповреждение. В качестве награды может выступать вербальная похвала и внимание, желаемые занятия, игрушки, жетоны, или небольшое количество любимого лакомства. Убедитесь, что вы точно обозначили, за что именно ребенок получает награду (“ты хорошо ждешь”), и убедитесь, что награда дается сразу же после поведения которое вы хотите подкрепить ( “теперь можно 10 минут поиграть на компьютере»). Следует отметить, что не всем людям с аутизмом нравится социальное внимание. В этих обстоятельствах вербальная похвала может вызвать беспокойство и снизить вероятность того что человек будет проявлять желаемое поведение в будущем.

Лекарства Есть основания предполагать, что определенные лекарства в ряде случаев могут помочь снизить частоту проявления самоповреждающего поведения. Как и физическое удержание, лекарства используют как крайнюю меру и ,естественно, строго под присмотром специалиста.

Реактивные стратегии

Что делать, когда поведение происходит

Если самоповреждающее поведение все таки происходит, очень важно правильно на него среагировать и вовремя выработать программу вмешательства. Даже если функцией поведения является привлечение внимания, игнорировать серьезные случаи самоповреждения недопустимо. Реакция зависит от формы поведения, с которой вы столкнулись, но в каждой стратегии существует ряд общих черт. Важно помнить, что независимо от выбранной линии поведения, вашему подопечному нужно предоставить возможность научиться сообщать о своих нуждах более приемлемым способом, а также самостоятельно регулировать уровень стресса и тревожности.

Старайтесь спокойно реагировать на случаи самоповреждения, по возможности не комментируйте и не проявляйте лишних эмоций в мимике, т.к. это может невольно подкрепить поведение. Старайтесь говорить спокойно и четко, ровным и твердым голосом.

Снизьте требования, так вы избавитесь от «спускового крючка» для самоповреждающего поведения в ситуации, когда задание оказалось для вашего подопечного слишком трудным, или он не успевает справиться с ним в отведенное время. В такой ситуации правильно будет снизить планку, или вообще прекратить выполнение задания. Вы вернетесь к нему позже, когда вас подопечный успокоится.

Попробуйте привлечь внимание вашего подопечного, назвав его по имени, и дайте ему простую инструкцию, которая поможет ему отвлечься от самоповреждающего поведения. Пример: «Дэвид, положи руки на колени».

Уберите или снизьте воздействие неприятного сенсорного стимула ( звука, запаха, света). Помогите справиться с физическим дискомфортом ( например, дайте обезболивающее).

Используйте визуальные средства поддержки, например, сопровождайте подачу инструкции пиктограммами. Сразу же перенаправьте внимание на другое задание, которое не дает возможности заниматься самоповреждением ( например, требует выполнения действий обеими руками) и обязательно похвалите и подркепите первое проявление желаемого повуедения( “Дэвид, как ты отлично играешь с паровозиком”).

Физическое удержание в очень облегченной форме может быть приемлемо, если самому человеку трудно прекратить нежелаемое поведение, например он не может перестать бить себя по голове. Но старайтесь как можно реже использовать силу. Сразу же попытайтесь перенаправить вашего подопечного на другое занятие, и будьте готовы вновь ограничить его движения, если он опять попытается нанести себе вред. Такое подход нужно применять очень острожно, т.к. таким образом можно невольно усилить поведение или перенаправить агрессию на окружающих

Установите преграду между человеком и объектом который вызывает вред. Например: Между головой или рукой и твердой поверхностью можно подложить подушку, по которой человек сможет ударить. Можно подобрать специальные маты, покрытие для стен, или “безопасную мебель” Чтобы не кусали себе руки — предложите другой объект для кусания.

Позовите на помощь В экстренных случаях обратитесь в службу спасения

Физическое удержание

В некоторых случаях самоповреждение принимает настолько серьезную форму, что человек рискует нанести себе серьезные травмы. В этой ситуации допустимо использование таких средств удержания как ремни, шлемы и т.д. Clements and Zarkowska (2001) предположили что использование средств физического удержания позволяют быстрее снизить нежелательное поведение, чем физическое удержание при помощи другого человека, и таким образом оно считается более приемлемым. Однако ремни и веревки до сих пор рекомендуется применять только в самом крайнем случае, и конечно за процедурой каждый раз должен наблюдать специалист, который поможет удостовериться что эти средства применяются осторожно, и никто в результате не пострадает.

Есд

Если оставить за скобками вопросы этики и безопасности, при неправильном применении, средства физического удержания могут существенно усилить проявление самоповреждающего поведения (Howlin, 1998). Также следует учесть, что физическое удержание по сути ничего не делает с причиной поведения, поэтому применять его без параллельной работы над формированием альтернативного поведения и обучения новым навыкам, недопустимо.

Резюме

  • Проверьте, возможно самоповреждающее поведение вызвано зубной болью или другими проблемами со здоровьем.
  • Определите функцию поведения.
  • Помогите вашему подопечному научиться сообщать о своих нуждах более приемлемым способом.
  • Структурируйте ваши ежедневные занятия и соблюдайте режим, а также убедитесь что в течение дня у вашего подопечного есть достаточно возможностей получить необходимую сенсорную стимуляцию.
  • Почаще поощряйте вашего подопечного за проявление желаемого поведения и в те моменты, когда он не занимается самоповреждением.
  • В случаях, когда самоповреждающее поведение все таки происходит, реагируйте спокойно и последовательно, прекращайте поведение ( мягко удерживайте, или поставьте преграду) и перенаправьте человека на другое занятие.
  • В экстренных случаях обратитесь в службу спасения.
  • Если самоповреждающее поведение с трудом поддается корректировке, ваш подопечный рискует серьезно себе навредить, и вы не знаете что делать — обязательно обратитесь к специалисту.

Что нужно учесть при обращении к специалисту

Обратитесь за помощью к вашему лечащему врачу и попросите организовать консультацию с участием специалиста, который разбирается не только в особенностях расстройств аутистического спектра, но и в работе с поведением ( клинического психолога, психиатра или поведенческого аналитика, если у вас есть такая возможность). Можно попросить вашего врача посвятить отдельную встречу обсуждению поведенческих проблем вашего подопечного. На эту встречу следует принести все записи, собранные при наблюдении за самоповреждающим поведением. Важно правильно донести до врача ваши опасения относительно самоповреждающего поведения у вашего подопечного, чтобы убедиться что вы идете в правильном направлении.

Источник: specialtranslations.ru

Наши гарантии

Записаться на консультацию можно по телефону, указанному в шапке сайта.

Обращаясь за помощью к нашим специалистам, вы можете быть уверены, что это:

  • Анонимно: при регистрации необязательно указывать свое настоящее имя, паспортные данные или другую личную информацию о себе. Все, что вам нужно сделать, это указать имя, под которым сотрудники отрасли свяжутся с вами в будущем.
  • Конфиденциально: любая информация, которую вы предоставляете своему консультанту или другим отраслевым сотрудникам, останется в пределах нашей клиники. Мы не передаем информацию о пациентах третьим лицам. Обратившись к нам, вы можете быть уверены в полной безопасности данных, которые вы предоставляете о себе.
  • Добровольно — понимая необходимость оказания помощи каждому поступающему пациенту, мы, тем не менее, оставляем за собой право прекратить работу для вас. Вы всегда можете отменить встречу или перенести ее на другой день или время.

Профессиональное лечение патомимии

Лечение патомимии проводится комплексно, для этого используются только консервативные меры. При этом потребуется симптоматическая терапия, направленная на купирование вторичной инфекции. Но основанием для оказания помощи при таком отклонении является устранение причины заболевания, а именно отклонение психики, которое приводит к аутоагрессии.

Обычно в этом случае используют:

  • психотерапия;
  • прием лекарств;
  • местные препараты;
  • физиотерапия.

При наличии самоуничтожения на фоне депрессии, невроза или психоза может применяться амбулаторное лечение. Тяжелые расстройства, связанные с шизофренией или параноидальным бредом, требуют первоначального пребывания в больнице. Это позволяет постоянно следить за состоянием пациента и его реакцией на применяемые препараты.

Психотерапия при патомимии

Поскольку агрессия по отношению к себе проявляется из-за психогенного расстройства, первое место по оказанию помощи отводится работе психолога. В этом случае его цель — восстановить внутреннее равновесие человека и восстановить любовь по отношению к себе и своему телу. Наиболее эффективными для этого считаются следующие методы психотерапии:

  • аналитический;
  • когнитивно-поведенческий.

Анализируя проблему, человек имеет возможность идентифицировать моменты членовредительства, когда он сознательно не регистрирует их. Врач помогает выявить и устранить первопричины внутреннего конфликта и заменить опасные для здоровья действия безопасными. В то же время пациент приобретает навыки самоконтроля и расслабления.

Если его нанесение надрезов сопровождается повышенным напряжением, а навязчивое действие позволяет на время успокоиться, то в этом случае лучше использовать когнитивно-поведенческую терапию. С пациентом проводят разъяснительную беседу о происхождении его болезни, деструктивности такого поведения и обучают нормальной реакции на раздражающие факторы и события.

Использование лекарств и мазей

При тяжелых формах психических расстройств подбирать медикаментозную терапию рекомендуется после госпитализации пациента. В случае невменяемости или неспособности ухаживать за собой терапию можно назначить без его согласия, но только после консультации с врачом. Для облегчения состояний, вызывающих аутоагрессию, рекомендуется использовать следующие группы препаратов:

  • анксиолитики;
  • седативные средства;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты.

Назначение каждого препарата и продолжительность его применения контролирует врач. В то же время местные средства используются для ускорения заживления тканей и предотвращения инфекции. Прежде всего, эту задачу решают:

  • красители анилиновые;
  • растворы с антисептическими свойствами;
  • антибактериальные мази и кремы;
  • лекарства для ускорения ремонта;
  • во время образования рубцов используются смягчающие эмульсии и ретиноиды.

Другие техники

Хорошо действует при данной патологии физиотерапия. Дерматит такого происхождения быстро исчезает в результате воздействия:

  • парафинотерапия;
  • лазер;
  • электрофорез;
  • УЗИ;
  • ультрафиолетовая радиация.

Благодаря лекарствам и физиотерапии ускоряются процессы заживления, предотвращается образование рубцовой ткани и участка с гиперпигментацией. Процедуры помогают не только местно, но и благотворно влияют на психику человека и весь организм в целом.

Лазерное лечение патомимии помогает снизить воспалительную реакцию в пораженной области, стимулировать обменные и регенерационные процессы, повысить местный иммунитет и предотвратить занесение вторичной инфекции. Использование парафина помогает при поверхностных нарушениях целостности кожи, когда нет глубоких ран и воспалений. Кожа становится менее сухой, ее водный баланс восстанавливается, а процесс заживления протекает во много раз быстрее.

Ультразвук помогает снять покраснение, отек и другие признаки воспалительной реакции в очаге поражения. Электрофорез снимает боль, успокаивает, активизирует местный обмен веществ в тканях. Ультрафиолетовое излучение в виде радиации позволяет справиться со всевозможными травмами, но при отсутствии глубокого нарушения повышается местный иммунитет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]