Проблема мотивации в психологии. Мотивация и деятельность


Введение

Делая свою контрольную работу не за долгое время до начала сессии, я задумалась, можно ли что-то успеть, откладывая дела на потом? Ведь откладывая одни дела, мы занимаемся другими, или же совсем ничего не делаем? Есть замечательная поговорка «не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», относиться ли эта поговорка к современному миру и в частности к современным людям? А может вся проблема в мотивации, ведь вся жизнь у нас связанна с мотивами к той или иной деятельности. С этими вопросами я решила обратиться к всемирной паутине, и рассмотреть их с точки зрения психологии.

Перебрав огромное количество сайтов, прочитав всевозможные статьи и афоризмы, я сделала вывод, что большинство современных людей, постоянно откладывают дела на потом, а в свободное время они просто ничего не делают, потому что мотивации нет, либо она совсем слабая.

Незнание своих желаний

«Чего вы хотите?» — простой вопрос, который одним из первых можно услышать в любой мотивационной речи. К сожалению, большинство людей не в состоянии дать чёткий ответ.

Попробуйте задать себе другие вопросы: «Какой результат мне нужен?», «Как должна сложиться моя жизнь, если всё пойдёт по плану и даже лучше?». Ответы помогут определить желания и шаги, которые надо сделать, чтобы их осуществить.

Сложно найти мотивацию, когда не знаешь, для чего она. Это правило действует и в обратную сторону. Когда мы понимаем, что нам нужно, и детально описываем наши цели и стремления, вдохновение появляется само собой.

Спросите футбольного фаната о его любимой команде. Скорее всего, в ответ услышите подробные рассказы обо всех игроках, наиболее значимых матчах и другие, даже самые мелкие детали. А если спросить человека о нём самом, вряд ли он сможет вспомнить, что ел вчера на завтрак. И дело не в интеллекте — дело во внимании.

Если мы не в силах сохранять мотивацию в определённой сфере жизни (например, в работе или личных отношениях), значит, мы не уделяем ей достаточно внимания и до сих пор не понимаем, какой хотим её видеть.

Как бороться

Поставьте чёткие цели для каждого аспекта: здоровья, финансов, саморазвития, работы, отношений. Лучше записать желания в дневник и составить план, как их исполнить. Вот увидите: мотивация не заставит себя ждать.

Мотив и мотивация

Что же такое мотивация, и почему она так много значит в современном мире?

Мотивация- ( от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр1.

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу 2это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов 3считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Как я поняла, из вышеперечисленного следует то, что, мотивация — это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым 4и С. Л. Рубинштейном5. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмечевая потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Это значит что, не одна деятельность не будет иметь успеха без хорошей мотивации, деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы — это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.). Но почему люди поступают так, а не иначе? Какие мотивы заставляют человека действовать?

Виды мотивации

1. Внешняя мотивация — обусловленная внешними обстоятельствами. Например, сосед купил новый автомобиль, у вас рождается мотивация заработать достаточно денег и тоже купить новый автомобиль.

2. Внутренняя мотивация — связанная не с внешними обстоятельствами, а возникшая внутри самого человека.

Например, вам захотелось уехать в отпуск на Кипр. Причем ваша внутренняя мотивация может служить чей-то внешней мотивации.

3. Положительная мотивация — основанная на положительных стимулах. Например, буду хорошо работать — получу премию.

4. Отрицательная — основанная на отрицательных стимулах.

Например, буду опаздывать на работу- получу выговор и штраф.

5. Устойчивая мотивация, — которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

6. Неустойчивая — которая постоянно требует дополнительное подкрепление.

Мотивация — одна из главных движущих сил человеческого поведения и достижения поставленных целей. Поэтому создание и поддержка мотивации — ценные качества успешного человека.

Для поддержки мотивации хорошо помогает метод визуализации (представления) целей. Для этого нужно четко описать цель — что именно вы хотите и что для этого нужно сделать. И как можно чаще читать составленный список, который и будет вас мотивировать.

Также различаются виды мотивов в психологии:

  1. Мотив самоутверждения

Данный мотив тесно переплетается с чувством собственного достоинства индивида, его самолюбием и честолюбием. Личность пытается доказать социуму, что он чего-то стоит, хочет, чтобы его ценили и уважали, стремится к определенному статусу в обществе. Мотив самоутверждения представляет собой достаточно эффективный побудительный фактор, который еще с самого маленького возраста с личности пытаются активизировать воспитатели, учителя, тренеры и руководители.

  1. Мотив идентификации.

Данный мотив основывается на желании быть похожим на кумира, героя, определенную авторитетную личность. Мотив побуждает к развитию и работе над собой. Мотив идентификации особенно распространен среди молодежи и детей, пытающихся быть похожими на других людей в своих определенных действиях.

  1. Мотив власти

Основывается на стремлении субъекта заполучить власть и возможность влиять на окружающих людей. Потребности во власти во все времена была одной из основных, движущих человеческими действиями, сил. Данный мотив достаточно сильный. Он позволяет индивиду преодолевать значительные трудности и прикладывать к достижению цели огромные усилия.

  1. Процессуально-содержательные мотивы

Представляют собой побуждение к активности человека посредством содержания и процесса деятельности. Человек любит выполнять именно эту деятельность, он проявляет инициативу и свою физическую или интеллектуальную активность. Процессуально-содержательные мотивы – это то, когда человеку нравится содержание и процесс выполняемой работы.

  1. Мотив саморазвития

Это один из главных мотивов, который заставляет личность к работе над собой и развитию. Движение вперед и саморазвитие часто достаточно тесно связаны с внутри личностными конфликтами, но не являются насилием над самим собой.

  1. Мотив достижения

Стремление к достижению отличных результатов и высокого мастерства в своей деятельности. Такое стремление обычно проявляется в том, что индивид выбирает достаточно сложные задания и пытается их выполнить. Человек, который наделен высоким уровнем мотивации достижения, настойчиво работает над собой ради достижения поставленной цели.

  1. Просоциальные мотивы

Это мотивы, связанные с собственным осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед обществом. Когда действуют такие мотивы, происходит идентификация группы с индивидом.

  1. Мотив аффилиации

Представляет собой стремление к поддерживанию взаимоотношений с другими людьми, к общению и контакту с ними. Смысл аффилиации заключается в самоценности общения.

  1. Негативная мотивация является побуждением, которое вызвано осознанием возможных неприятностей, наказаний, неудобств, которые имеют место в случае невыполнения деятельности.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  • Вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  • Материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
  • Социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
  • Лишение свободы;
  • Физическое наказание.

Потребности и мотивы психологии напрямую зависят от окружающего человека общества. Потребности всегда выступают лишь источниками побудительной силы мотивов. Мотив и мотивация в психологии определяются выбором направленности деятельности, которая определяется актуальными потребностями, ограничениями и возможностями, которые заложены в определенной ситуации. Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Сферы применения

Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:

  1. Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
  2. Учеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
  3. Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
  4. Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
  5. Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью. Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.

Проблемы мотивации

В отечественной психологии предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Однако вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Изучение мотивационных процессов у человека есть, по сути дела, изучение личности в ее деятельности. Специфика человеческой деятельности заключается в том, что она всегда целенаправленна. Способность к целеполаганию – одна из принципиальных особенностей человека как разумного существа. Выражая активную сторону сознания и нередко определяя способ и характер действий человека, цель, которую человек ставит перед собой, интегрирует в единое целое сложную структуру регулятивных процессов поведения, определяет то, что человек совершает данный поступок, а не иной. Большое внимание взаимосвязи мотивов и целей деятельности уделяет С.Л. Рубинштейн. Именно это обстоятельство, по его мнению, определяет сознательную психическую жизнь индивида, проводит через нее единую жизненную линию. И именно поэтому при изучении мотивации следует должное внимание уделить психологическому анализу деятельности.

Обусловленность психики человека исторически сложившимися формами деятельности предполагает необходимость рассмотрения проблемы мотивации также со стороны связи и взаимообусловленности деятельности и сознания. Активность человеческой деятельности определяется не только жизненной потребностью организма, но также обусловлена осознанием зависимости удовлетворения индивидуальных запросов от выполнения определенных действий, направленных на удовлетворение как нужд самого человека, так и нужд общества.. Этим подчеркивается важнейшая роль сознания в деятельности человека как существа общественного по своей природе.

В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархия, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие изменения происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Историческая сводка

Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.

Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.

Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.

Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.

На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:

  1. Мотивация — социально обусловленное образование. В течение жизни она может изменяться.
  2. Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
  3. Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
  4. Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.

Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]