А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва
Остановимся на развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. В настоящее время большое внимание уделяется развитию эмоционального интеллекта. У родителей возникает много вопросов, касающихся развития воли малыша. Вашему вниманию предлагаются две психотерапевтические сказки: одна в качестве образца знакомства с эмоциями, а вторая – как пример развития воли. Но сначала ответим на вопросы читателей.
Дочка (пять лет) расстраивается по любому поводу и часто плачет. У нее везде одна печаль: дома, в садике, в гостях. Но самое главное – мне не удается ее успокоить и тем более развеселить. Как ей помочь?
Многое зависит от того, какова причина. Это может быть сформировавшаяся привычка или черта характера, следствие состояния здоровья, недостатка внимания или, наоборот, вседозволенности со стороны взрослых, стресса, который привел к желанию вернуться в младенчество (например, появление младшего ребенка или развод родителей), неспособность ребенка найти себе занятие без помощи окружающих, тоска по близким, которые далеко, манипуляции для достижения желаемого. Выяснение причины позволит верно определить стратегию преодоления подобного поведения.
В любом случае значимым взрослым стоит воздержаться от полного игнорирования этого состояния малыша, вербального и физического насилия, исполнения желаемого (в случае манипуляций), запрета ему выражать эмоции.
Оптимальным, независимо от причины, будет принятие ребенка таким, какой он есть, а также спокойная реакция родителей на его поведение, их поддержка и искреннее сочувствие, переключение внимания.
Что касается развития эмоционального интеллекта – необходимо беседовать с ребенком о его чувствах. Дошкольник уже способен распознавать проявления печали. В силах родителей показать ему разницу между расстройством по поводу поломанной игрушки и ссоры с другом, гибели героя любимого мультфильма и ухода из жизни близкого человека. Важно обратить внимание ребенка не только на проявления печали как таковой, но и рассказать о способах управления своим настроением. Знакомство с эмоцией можно осуществлять на наглядных примерах или с помощью визуальных образов (через сюжетно-ролевые игры, мультфильмы и фильмы, сюжеты или сцены в которых вызывают сострадание), обсуждая это с ребенком. В качестве приемов преодоления можно выделить общение и подвижные игры со взрослыми или с другими детьми, совместное чтение веселых книг, просмотр юмористических мультфильмов или детских фильмов, головоломки и интересные развивающие игры, умеренные физические нагрузки и танцы, помощь другим. Следует хвалить малыша за достижения и дни без плача, можно вести календарь настроения, в котором он будет отмечать веселые и грустные дни смайликами разных цветов. Изменение привычки потребует времени, поэтому взрослым необходимо проявить выдержку и терпение. Важный нюанс – родители своим поведением должны демонстрировать ребенку способы преодоления печали. Возможно, он не начнет сразу же подражать, но во взрослом возрасте, скорее всего, будет их использовать. Отдельное внимание необходимо посвятить ритуалу по преодолению различных проявлений печали. Это могут быть веселая песня или считалочка, динамичный танец.
Общие приемы развития эмоционального интеллекта подробно рассмотрены в рамках рубрики «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2021. № 5).
Сыну шесть лет, а он совершенно не способен контролировать свои желания. Как правильно развивать волю ребенка?
Произвольность поведения регулируется лобными долями головного мозга. Однако в дошкольном возрасте нейронные связи в этих отделах только начинают формироваться. Поэтому вплоть до поступления в школу не следует ждать от малыша развитого самоконтроля. Первостепенное значение имеет тактичная помощь взрослых в управлении желаниями.
Тем не менее, предпосылки развития воли можно наблюдать с ранних лет. Большую роль здесь играет механизм подражания. А значит, особенно важным становится личный пример родителей.
Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать предпосылки успешного овладения ребенком волевой регуляцией поведения: до трех лет это – адекватное чувство привязанности к родителям, с трех до шести лет – представления о проявлениях эмоций и способах управления ими.
Развитие способности управлять своими действиями и контролировать желания начинается с поддержки взрослых. Именно они учат малыша, как лучше сформулировать цель, определить сроки и критерии ее достижения, как концентрировать на чем-либо внимание, а также вселяют в него уверенность в своих силах и разумное отношение к ошибкам как к препятствиям, которые необходимо преодолеть. Своим отношением они способны поддерживать стремление ребенка добиваться поставленных целей или, наоборот, подавлять свои желания. Необходимо поощрять самостоятельное выполнение им задач, которые под силу, хвалить за преодоление трудностей и инициативу. Предоставлять право выбора в разумных пределах. Требовать соблюдения правил семейного устава.
Развитию воли будут способствовать игры с правилами и коллективные игры, регулярность определенных занятий, например утренней зарядки, соблюдение режима дня и пример родителей, а также занятия спортом и подвижные игры. Найдите образцы для подражания в книгах, мультфильмах и фильмах, например героя, который контролирует собственные желания или демонстрирует целеустремленность.
К концу дошкольного возраста ребенок способен научиться контролировать свою позу, а также ставить элементарные цели, принимать решения, прилагать усилия к преодолению препятствий, оценивать результат собственных действий. Все это создает необходимые предпосылки для развития воли в начальной школе.
«Как инопланетянин Кео познакомился со злостью»/«Как инопланетянка Лия познакомилась со злостью»
Проблема. Неспособность контролировать проявления гнева, агрессивность ребенка. (В зависимости от пола малыша, меняется имя в названии сказки и корректируется содержание. – Авт.)
Однажды, когда ты был совсем маленьким, на нашу Землю с далекой-далекой планеты Локос прилетел инопланетянин Кео. С виду он ничем не отличался от обычного мальчика. Странными могли показаться только его оранжевые глаза и ярко-красные волосы. Но кого этим сейчас удивишь!
Ранним летним утром он приземлился в городском парке. Приятно пахли цветы, порхали бабочки и пели птицы. В парке было пустынно, и только мальчик Мирон катался на любимом скейтборде.(Если сказка предназначена девочке, то инопланетянку зовут Лия, и подружилась она с девочкой Миланьей. – Авт.) Они познакомились и стали неразлучными друзьями. Кео очень повезло, потому что Мирон подробно рассказывал ему о своей планете. Многому научил Кео и сам немало узнал о Локосе и его жителях. Например, локосянцы были умными, спокойными и вежливыми. А еще очень любили летать на космических кораблях и узнавать что-то новое. Поэтому Кео и отправился на Землю. Ему так хотелось познакомиться с далекой планетой и рассказать о ней родителям.
Для того чтобы обучение Кео проходило быстрее, они с Мироном дни напролет проводили вместе. Особенно нравилось инопланетянину ходить с мальчиком в детский сад, играть с ребятами, слушать рассказы воспитательницы Марии Сергеевны, рисовать и делать поделки. Каждый вечер Кео возвращался на свой корабль, спрятанный в парке, чтобы отдохнуть. А с рассветом он уже был у Мирона.
Наступила зима, и выпал первый снег. Ребята обрадовались – они знали, что скоро можно будет лепить снеговика, играть в снежки, но самое главное – кататься с ледяной горки. Кео очень удивился, ведь снег увидел впервые. Что такое холод, он тоже раньше не знал. На Локосе всегда было тепло. Но в особенный восторг привела его надувная ватрушка. (Можно поменять на то, что больше нравится ребенку, например, санки или ледянку. – Авт.)
«Похоже на полет на корабле, прямо дух захватывает», – подумал инопланетянин, скатившись с горки в первый раз. И поспешил обратно. Кео не составило труда быстрее всех взобраться на гору. Даже маленькие локосянцы были очень сильными, ловкими и быстрыми.
– Не пущу. Мы катаемся по очереди, – преградил ему путь мальчик Стёпа. (Если сказка предназначена девочке, то Света. – Авт.)
Кео почувствовал, как внутри все колотится, как будто сейчас закипит. Глаза его покраснели, лицо горело, а руки сами собой сжались в кулаки. Он резко оттолкнул Стёпу. Инопланетный гость не рассчитал силы, и мальчик упал на снег. Ребята замерли. Все с осуждением смотрели на Кео. В том числе и его лучший друг Мирон.
В тот день с ним никто не хотел играть и даже разговаривать.
По дороге домой он спросил у Мирона:
– Что случилось? Почему ребята не хотят даже говорить со мной?
– Ты обидел Стёпу, – грустно ответил Мирон. – Поэтому никто и не хочет играть с тобой. Не очень приятно играть с тем, кто может толкнуть или ударить. Особенно если он сильнее. Еще у нас принято просить прощения, если ты кого-нибудь обидел.
– Сам не пойму, как это получилось… Я почувствовал, как сильно бьется сердце, как сжимаются кулаки. Мне захотелось топать ногами и махать руками!
– Это злость, – закивал головой Мирон. – Ты разозлился и начал драться, а значит, разрешил злости победить тебя. Если ты и дальше будешь ей подчиняться, то в конце концов останешься один. Потому что люди станут сторониться тебя. Не захотят разговаривать и играть.
– Что же делать? – забеспокоился Кео.
– Учиться управлять своими чувствами. Победить злость. Когда-то мама с папой научили меня этому. Могу и тебя научить.
И Мирон рассказал Кео, что когда он злится, ему надо сразу же отойти в сторону от людей и«прогнать» злость. Можно высоко попрыгать, побегать или даже просто погулять одному. Потом вспомнить что-то приятное, например о своей планете или родителях. Если злость сильная, то понадобится еще вспомнить, как ты раньше играл или разговаривал с тем, на кого сейчас злишься. Если злость все равно не сдается, то можно попросить взрослых почитать интересную книгу или посмотреть веселый мультфильм. И секретное оружие, против которого злость точно не устоит: спеть и станцевать «Танец маленьких утят». (Можно поменять на любимую песню или танец малыша. Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Как еще помочь Кео?». Или даже предлагаем придумать ритуал избавления от злости самому.– Авт.)
Мирон предупредил Кео: чтобы победить злость, придется не раз использовать один или несколько таких приемов. С каждым разом злость будет слабеть и станет приходить все реже. Но даже если заглянет, с ней нетрудно справиться.
Кео было достаточно вспомнить о родителях, как ему стало приятно и хорошо. Он решил, что больше не будет никого толкать и завтра попросит прощения у Стёпы за свое поведение. И обязательно победит злость. От этой мысли ему захотелось петь и лицо расплылось в улыбке.
Он поделился своими чувствами с другом.
– А это уже радость, Кео, – ответил Мирон и улыбнулся.
Но это уже совсем другая история. Расскажу тебе ее в другой раз.
Ритуалы. Знакомим ребенка с приемами преодоления гнева и выбираем подходящие именно для него.
- Переключение внимания и физическая активность (бег, прыжки, прогулка).
- Прекращение на какое-то время общения с человеком, который вызывает злость.
- Воспоминание о приятном.
- Развлечение (книга, мультфильм, новые впечатления).
- Танец, стихотворение или песня.
Вопросы
- Кто такой Кео? Расскажи о нем и о его планете.
- А кто такой Мирон? В сказке про него мало сказано. Как думаешь, какой у него характер? Что он любит делать?
- Что случилось с Кео на ледяной горке?
- Как называется чувство, которое он испытывал? Опиши его. А ты испытывал такое чувство?
- Чему научил Кео Мирон? Что тебе понравилось больше всего?
- Что бы ты еще предложил Кео?
- Как ты думаешь, Кео победил злость?
Базовая сенсорика в развитии эмоций.
развитие эмоций такое…
Цвета, вкусы, запахи, звуки- базовая сенсорика. Какой у тебя любимый цвет? Обычно этот вопрос ни у кого не вызывает затруднения. Каждому нравится какой-то цвет больше других. Разумеется, речь идет не о том, какой цвет тебе подходит в одежде, а о том какой цвет тебе нравится. (Вообще, если ты собираешься заниматься развитием эмоций, то привыкай сразу ко всему формировать отношение). На какой цвет тебе приятнее смотреть. Какой оттенок вызывает у тебя состояние радости. Окружи себя этим цветом. Здесь конечно нужно следовать здравому смыслу, потому что не у каждого есть возможность покрасить например потолок в черный цвет без конфликтов с близкими, которые могут неправильно понять ваши усилия по развитию эмоций. Наглядный пример подают нам всякие эмо и готы, которые делают по сути то же самое только наоборот – культивируют в себе негативные эмоции. Но это естественно не то развитие эмоций, о котором мы говорим, а путь в обратную сторону. Когда смотришь на любимый цвет, ты различаешь именно это восприятие «нравится». Это искомая эмоция – старайся ее запомнить максимально точно. Аналогично пробуй делать со вкусами, запахами, звуками. Это все базовые составляющие наших сенсорных ощущений. Напиши себе список своих любимых ощущений и возвращайся к ним регулярно для подпитки ВС и тренировки эмоциональности. Восприятия тренируются так же, как и мышцы – чем более регулярно ты испытываешь приятную эмоцию, тем сильнее твоя способность ее испытывать и тем больше вещей тебе начинает нравиться вокруг. Если ты начнешь это делать регулярно, то увидишь, что твои симпатии расширились. Ведь тебе нравится не один единственный цвет. Наверняка есть и другие любимые цвета и оттенки. И ты можешь составить иерархию того то тебе нравится больше, а что — меньше. Аналогично можно поступать со вкусами и запахами. Это первый шаг в развитии эмоций.
Развитие эмоций, через отношение к объектам.
Когда ты четко составил список того что тебе нравится в жизни из базовых вещей. Переходи к объектам. Начни с привычки формировать отношение. Ты заходишь в новее помещение. И скорее всего тебе на большинство предметов вообще пофигу. Пробуй в каждом новом месте сразу делать эмоциональную окраску объектов. Например. Ты зашел в комнату. Сразу прикинь – вот этот стул мне нравится, а вот этот стол не очень. А вот в этом углу я категорически не хочу сидеть. Вот приятный диван, а это кресло тоже ничего, но нравится меньше. Когда ты сформируешь у себя привычку – ты заметишь, что мир начинает раскрашиваться в новые цвета и эмоций в твоей жизни постепенно становится все больше.
Развитие эмоций. Переживание ЧКР.
Не знаю, на каком этапе работы по развитию эмоций у тебя появится способность к переживанию чувства красоты. Может, оно у тебя уже было развито, а может появиться в процессе. Но для развития эмоций имхо наиболее важно регулярно переживать его, а также резонирующие с ним озаренные восприятия.
Как только у тебя выдастся свободная, минутка делай простое упражнение – смотри вокруг, отмечай, что ты видишь, и формируй отношение. Разумеется, стремиться надо к позитивным переживаниям, поэтому начни формировать свою жизнь и окружение таким образом, чтобы окружать себя вещами, людьми
Признаки
На протяжении всего своего бытия личность постоянно меняется вследствие естественного процесса развития либо деградации. У одних лиц данный процесс выражается более ярко, у иных – скрытно.
Путь к эмоциональной зрелости часто нелёгок, некоторые индивиды так и не достигают её, оставаясь инфантильными или эмоционально незрелыми личностями.
Несозревшие в эмоциональной сфере личности характеризуются неуверенностью, стремлением к самоутверждению за счёт сторонних людей, склонностью к грубости, зависти, осуждению. Они пристрастны к пагубным слабостям (алкоголю, наркотикам). Вследствие неудовлетворённости собственным бытием они стараются утешиться, погрузившись в окружающие легкодоступные соблазны.
Эмоциональная зрелость личности характеризуется нижеприведёнными признаками:
– гибкостью (способность адекватным образом приспосабливаться к уникальным обстоятельствам, событиям, ситуациям);
– ответственностью (зрелый индивид принимает ответственность за собственное бытие, он осознаёт, что сиюминутные обстоятельства являют собой следствие принятых им решений, он не обвиняет окружение, если произошла неудача);
– стремлением к саморазвитию (решение задач будущего вынуждает людей развиваться сегодня, зрелая личность испытывает потребность образовываться, получая новую информацию);
– поиском альтернативных мнений (ведь зрелый индивид осознает, что любую деятельность, умение, процесс можно совершенствовать, поэтому он охотно ищет иные мнения, рассматривает воззрения окружающих лиц и с радостью следует им, если понимает, что предложенный путь эффективнее либо менее затратный);
– непредвзятостью (несогласие с воззрениями окружения не является поводом к их критике, поскольку каждый вправе иметь собственные убеждения);
– устойчивостью (зрелый субъект осознаёт, что всегда будут разочарования, неуспехи, будут появляться проблемы и нерешённые задачи, поэтому неуспех сегодня не выбивает его на неделю из колеи, а позволяет наметить дальнейшие шаги, дабы нормализовать ситуацию);
– уравновешенным поведением (естественно, невозможно сохранять спокойствие и невозмутимость постоянно, но в 80% случаев вполне реально);
– реалистическим оптимизмом (зрелые индивиды не склонны к самообману, они осознают, что успешность обусловлена терпением и приложением усилий, и все это понимание подкреплено у них адекватным оптимизмом);
– открытостью (с такими индивидами легко взаимодействовать, люди в их присутствии ощущают себя комфортно);
– верой в собственную личность;
– юмором (зрелые индивиды не воспринимают собственную персону излишне серьёзно, они способны искренне над собой посмеяться вместе с товарищами или коллегами).
Каждый человек имеет различный уровень эмоциональной зрелости. Данный показатель является тем, над чем следует работать, постоянно совершенствуя его.
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми