Как развить память: от авторских методик до бытовых приёмов


В 21 веке на память жалуются совсем молодые люди. Это неудивительно, ведь мозгу каждый день приходится обрабатывать огромные потоки информации. В итоге, список покупок, номер телефона детской поликлиники, день рождения подруги буквально «вылетают из головы». Хуже всего, что производители высокотехнологичных гаджетов поощряют такой порядок вещей. Людям много чего можно не запоминать: номера телефонов и дни рождения записаны в смартфонах, для списков покупок и повседневных дел есть специальные приложения, а вспомнить, кем был, к примеру, Цицерон, в считанные минуты поможет интернет.

Ученые постоянно доказывают, что возможности человеческого мозга практически безграничны. И это касается не только всемирно известных гениев, но и обычных людей. Объем памяти у каждого человека индивидуален, но ежедневно используется не весь его потенциал. Развитие памяти важно не только для школьников и студентов, которым предстоит сдавать экзамены. Совершенствование процессов запоминания является своеобразной тренировкой для мозга, которая с большой долей вероятности поможет сохранить ясный ум даже в глубокой старости.

О видах памяти и методах ее развития пойдет речь в данной статье.

Классификация памяти по времени сохранения информации

По длительности сохранения информации различают мгновенную, кратковременную (и оперативную память, которую прежде отождествляли с кратковременной, а теперь чаще считают её оперативной составляющей), и долговременную память.

Мгновенная память сохраняется в течение очень короткого промежутка времени, до 3 секунд, и её задача – максимально полно воспринять информацию от органов чувств и, не обрабатывая, передать дальше, в кратковременную память.

Кратковременная память в течение непродолжительного времени (около 30 секунд) удерживает информацию в небольшом объёме (в среднем около 7 объектов). На этом этапе принимается решение о том, нужно ли её переводить в долговременную память. Важно то, что без повторения информация со временем забывается, «стирается». Кратковременная память «выбирает» из полученных данных самое важное, то, что может пригодиться, некий обобщённый образ.

Оперативная (рабочая) память – это активный процесс, позволяющий работать со сведениями, хранящимися в кратковременной памяти, и управлять ими, упорядочивать. Это своего рода промежуточная форма памяти (между кратковременной и долговременной), действующая в зависимости от определённого срока выполнения поставленной задачи по запоминанию (секунды или дни). После завершения задачи информация стирается. Благодаря этой памяти мы, например, сдаём экзамен по нелюбимому предмету, после чего иной раз напрочь забываем всё выученное. Оперативная память проявляется и тогда, когда мы, реагируя на неожиданный вопрос, не только отвечаем, но и, удерживая вопрос в голове, планируем, что скажем дальше, как разовьём свою мысль. Благодаря ей мы припоминаем покупки и примерно подсчитываем сумму, продвигаясь к кассе, и так далее.

Долговременная память может хранить информацию долго, иногда – в течение всей жизни. Правда, нужно ещё извлечь её из хранилища. Для долговременного запоминания нужна осмысленная, хорошо структурированная информация, связанная с уже «укоренившимися» знаниями.

Как правило, именно неумением быстро и эффективно выполнять работу по осмыслению нового материала, его структурированию и связыванию с имеющимися знаниями, вызваны трудности перевода материала из кратковременной памяти в долговременную и, соответственно, жалобы на слабую память. Сведения, помещённые в кратковременную память, для запоминания должны быть «раскодированы», то есть они должны стать понятны нашему мозгу.

Наша память состоит из четырех этапов

Этап 1. Запоминание поступающей информации

В нашей голове мозг работает как записывающее устройство, ему поступает информация он запоминает ее и хранит ее до нужного времени.

Этап 2. Хранение информации

Наш мозг хранит большой поток информации, которая поступает ему каждый день, он складывает ее и хранит до нужного момента времени.

Этап 3. Воспроизведение нужной информации

Когда вам нужна необходимая информация, мозг перерабатывает и воспроизводит нужную на данный момент информацию для вас.

Этап 4. Забывание

Забывание это последний этап памяти все, что не пригодилось, наш мозг забывает и выбрасывает из головы. Не нужную информацию лучше забыть и стереть, и освободить место для потока новой информации.

Как развить память и что для этого нужно?

Чтобы развить память, нужно:

  • Понимать процессы, происходящие в ней, и осознанно стремиться ими управлять.
  • Развивать внимательность, наблюдательность и, как следствие, улучшать навык поиска и нахождения всё лучших и всё более сложных ассоциаций.
  • Вовлекать в процесс запоминания разные органы чувств: используя несколько каналов, мы добиваемся системного действия на память.
  • Формировать позитивную мотивацию.
  • Понимать то, что, поскольку в процессе памяти задействован весь головной мозг, необходимо развивать все психические способности.
  • Использовать различные техники и приёмы запоминания, которыми располагает мнемоника.

Использование стресса

Негативные факты хорошо воспринимаются под умеренный стресс. Мозг эффективнее мобилизует ресурсы, информация воспринимается также, как угроза. Активная работа интеллекта при этом содействует обеспечению долговременной памяти. Информация, загруженная в сознание, как важная, легко может быть извлечена впоследствии.

Развитие интеллекта и памяти таким способом — тонкий инструмент, применить который может не каждый. Некоторые люди наоборот забывают все происходящее в подобных ситуациях. Поэтому совместное развитие интеллекта и памяти группой лиц данным способом не практикуется (к примеру, учителями в школе). В психологии известно, что доза стресса индивидуальна для каждого, как и способ погружения в такое состояние. Тренинг осуществляется по следующим правилам:

  • выбор способа вхождения в стресс;
  • определение его дозы (с короткой продолжительностью);
  • наблюдение за периодом эффективной работы мозга;
  • весь процесс контролируется.

Можно опустить руки в холодную воду или вспомнить плохую ситуацию, к которой затем привязывается информация для запоминания. Четверть или половину часа после полученных ощущений материал осваивается спокойно, после чего параметры памяти ухудшаются.

Что нужно знать, чтобы лучше запоминать?

Как же заставить поступающую к нам информацию «наслаиваться» на уже полученную, объединяясь с ней, чтобы пополнять и обогащать наши знания, «упаковываться» в долговременную память и извлекаться из неё по мере необходимости? Этот вопрос давно занимает психологов и педагогов, и в ходе исследований были выявлены некоторые общие принципы, помогающие процессу запоминания:

  • Мы лучше запоминаем то, что делаем самостоятельно: в процессе выполнения нам приходится задействовать внимание и мышление, то есть нам приходится продумывать, а затем осознанно закреплять на практике то, что нужно запомнить. В процессе этой работы выявляются не сразу осознанные в процессе восприятия «нестыковки», выяснение непонятых моментов восполняет пробелы в понимании и помогает осознанно закрепить материал в памяти.
  • Мы лучше запоминаем, если то, что нужно запомнить, отвечает нашим нуждам, интересно, важно и может пригодиться. В противном случае даже многократное повторение не принесёт качественного результата.
  • Мы лучше запоминаем, если понимаем. При этом понимание и осмысление должны быть едины, и запоминать нужно уже после понимания и осмысления, чтобы выстроить общую картину. В противном случае запомненные отдельные детали и формулировки могут искажать восприятие полноценной картины. Дело в том, что понимание и запоминание – две разные задачи, и внимание «раздваивается» между ними, что усложняет запоминание. Вместе с тем, осмысленный и понятый материал может недостаточно хорошо закрепиться в памяти, если к нему не возвращаться повторно. Причём повторное обращение должно быть активным. Например, можно пересказывать осмысленное и запомненное.
  • Пересказ – прекрасный способ определить, что запомнилось, а что – нет, акцентировать внимание на том, что было упущено во время пересказа. Результаты исследований свидетельствуют о том, что продуктивность запоминания намного выше, если, например, не три раза прочитать материал и воспроизвести, а прочитать, воспроизвести, снова прочитать с акцентом внимания на то, что было упущено при пересказе, и только после этого снова воспроизвести.
  • Как не забыть то, что выучил? Например, если нужно выучить наизусть? Лучший результат будет достигнут, если следовать такой схеме: первое повторение – через 15 минут после выучивания, второе – через 8 часов, третье – через сутки. Перед сном и утром – лучшее время для повторений.
  • Замечено, что при изучении материала лучше запоминается информация, поданная в начале и в конце (так называемый «эффект края»), поэтому информация, находящаяся в середине, нуждается в более внимательной и глубокой проработке. При подаче материала то, что наиболее важно, имеет смысл размещать в начале или в конце: так он воспримется лучше.
  • Гораздо эффективнее запоминается материал, если изучать его понемногу ежедневно, а не пытаться «штурмовать» длительным и утомительным занятием за один день.
  • Доказано, что для наилучшего запоминания информации необходимы перерывы между напряжённой умственной деятельностью. Причём нужно именно отдыхать, не переключаясь на восприятие другого материала, то есть постараться не «зависнуть» в Интернете, например, а пройтись, подвигаться, немного размяться. Таким образом, прежде чем перейти от изучения одного сложного задания к другому, необходимо дать себе 15 минут перерыва, в противном случае происходит ретроактивное торможение. За период отдыха действие торможения снимается, и вы снова становитесь способны активно запоминать.

Исходя из особенностей запоминания, можно сформулировать 9 практических советов, помогающих расширить возможности нашей памяти.

Применение эмоций в качестве метода улучшения памяти

Другие рекомендации по развитию памяти — приведение запоминаемой информации в соответствие с эмоциями. Так можно освоить довольно большие ее объемы. В веселом настроении легко воспринимается позитив. А грустные тексты лучше заучивать в меланхолическом состоянии, процесс усвоения проходит успешнее. Если необходимо освоить информацию в ближайшие сроки, нужно изменить свое настроение на совпадающее с ней. Музыка для развития подобных навыков может оказаться очень кстати, ведь ее можно выбрать по обстоятельствам.

Вспомогательные упражнения для развития памяти

Решая вопрос о том, как развить память, мы должны хорошо понимать: кратковременная память закладывает основы долговременной, составляющей и постепенно увеличивающей личный багаж знаний и опыта человека. Для тренировки долговременной памяти необходим навык концентрации внимания, очень важны его объём и устойчивость.

Упражнение на тренировку осознанности

Обучение концентрации внимания лучше начинать с тренировки осознанности, то есть сначала нужно научиться концентрироваться на текущем мгновении, на отвлекаясь на эмоции, посторонние мысли и чувства. Такие упражнения тренируют мозг и кратковременную память и, что особенно важно, помогают сохранить концентрацию внимания, не допуская его рассеивания даже при воздействии стресса.

Начните с малого – с ощущения себя «здесь и сейчас». Выпрямите спину, сядьте удобно, и сосредоточьтесь на своём дыхании. Ощутите, как воздух проникает в нос, прислушайтесь к движениям своего тела. Если появляются мысли о чём-то, кроме ваших ощущений в текущий момент времени – просто начните сначала, не огорчаясь и не отвлекаясь на них. Станьте хозяином текущего мгновения.

Упражнение на концентрацию внимания

Зафиксируйте внимание на объекте, например – на стрелке часов. В течение заданного времени (от 1 минуты до 5), не отвлекаясь ни на что, следите за стрелкой. Как только заметите, что в голове возникла отвлекающая мысль, и вы уже думаете о чём-то, вместо того чтобы следить за стрелкой, – начните заново.

Упражнение на самоконтроль

Более сложным может показаться пребывание в состоянии свободного наблюдения, в котором вы замечаете все эмоции, ощущения и мысли, но не даёте им овладеть вами, а просто отмечаете и отпускаете. Задача этой практики – научиться отслеживать момент, когда вы отвлекаетесь, и осознанно возвращать своё внимание.

Изучать скорочтение – абсолютно не мучение

Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.

Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.

Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:

  • Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
  • Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
  • Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают. Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
  • К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
  • Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.

Как развить кратковременную и оперативную память

Оперативная память – наша «рабочая лошадка», и недостаточное её развитие (а именно – трудности в удержании достаточного количества единиц информации, меньше 7-9) приносит массу неприятностей: нам трудно работать с материалом, так как мы сбиваемся с мысли, нам трудно удержать сведения в памяти без ошибок, нам трудно систематизировать материал и успевать в обучении так же быстро, как это происходит у тех, чья память развита лучше. Мы не доверяем своей памяти и попадаем в порочный круг: чем меньше мы ей доверяем и чем меньше используем, тем меньше шансов достичь цели – развития памяти.

Объём памяти, т.е. количество единиц информации, которое она в состоянии удерживать, можно и даже нужно увеличивать. Развитию кратковременной и оперативной памяти способствуют такие упражнения:

  • Выполнение задачи n-назад. Это отлично развивает объём рабочей памяти, особенно при соблюдении постепенно нарастающей нагрузки.
  • Выполнение устного счёта. Забудьте о калькуляторе хотя бы на время, потренируйтесь, считая в уме. В игровой форме это делать легче.
  • Занятия с таблицами Шульте – это поиск в специальных таблицах последовательности разбросанных в них чисел за специально отведённый отрезок времени.
  • Складывание пазлов также помогает улучшить память, развивает осмысленность и предметность восприятия, анализ и синтез. Если коробки с настоящими пазлами нет под рукой, можно использовать онлайн-игры.

Учёные из Университета Ратгерса (США), проводя эксперименты с большой группой мышей, обнаружили, что мыши, которые недавно проходили лабиринт, подобное испытание выдерживали успешнее, увереннее, быстрее, чем остальные. Эти и подобные испытания подтвердили, что умственные нагрузки, увеличивающие объём оперативной памяти (без участия долговременной), явно увеличивали когнитивные способности испытуемых.

Как развить долговременную память

Для развития долговременной памяти нужно следовать законам, которым она подчиняется, и о которых мы упоминали выше (осмысления, интереса, объёма знаний, готовности к запоминанию, одновременных впечатлений, усиления первого впечатления, торможения (забывания)).

Как развить память, читая книгу? Попробуйте после прочтения не отложить книгу в сторону, а поступить следующим образом: внимательно просмотрите её оглавление, припоминая события, связанные с каждой главой. Возможно, вы назвали бы книгу по-другому? Подумайте, какое название, какой образ соединили бы в себе ваше впечатление о ней? «Закодируйте» книгу таким образом. Уделяя ей внимание, вы лучше запомните и название, и содержание.

Советы:

  • Информацию, которую нужно запомнить к экзамену, советуют повторять за 3 дня до сдачи по такой схеме: 1-е повторение – после прочтения и осмысления, 2-е – спустя 20 минут после этого, 3-е – спустя 8 часов, 4-е – спустя сутки, и лучше на ночь.
  • Важную информацию или стихи, которые хотите запомнить навсегда, перескажите назавтра, затем – через 3 дня, затем – через 7 дней и, наконец, через месяц.
  • Боб Салливан и Хью Томпсон, американские исследователи памяти, предлагают с этой целью использовать такую схему повторения материала: через 5 секунд, затем – через 25 секунд, затем – через 2 минуты, далее – через 10 минут, затем – через час, ещё раз – через 5 часов, далее – через 1 день, через 5 дней, через 25 дней, через 4 месяца, через 2 года, и так далее.

Привычка запоминать нужное – навык, который необходимо развивать. Мы можем увеличить объём памяти, но это требует усилий: нужно научиться концентрировать внимание на задаче, выделять главное, активно воспроизводить нужную информацию, использовать мнемонику, дисциплинировать интеллект. Гораздо проще сдаться и ссылаться на «плохую память». Но гораздо интереснее – пробовать снова и снова и обнаруживать постепенное улучшение восприятия, внимания, памяти. Однако важно быть терпимым к себе, не опускать руки, встречая трудности.

Организация внимания

Внимательно сосредоточившись, человек способен запомнить большое количество информации с подробностями и деталями. Сознание действует избирательно, останавливаясь на наиболее важном. Для тренировки в спокойном состоянии нужно постараться вспомнить какой-либо предмет или рисунок на нем — развитие зрительной памяти. В следующий раз тренируемся на сложной технике: перечисляем функции мобильного телефона. Вырабатывая привычку делать описания, человек тренирует внимание, наблюдательность, улучшая способность запоминать.

Зачем нужно учитывать особенности своей памяти?

Все мы разные, и запоминаем информацию неодинаково. Кому-то легче воспринимать информацию на слух, кому-то нужно прочитать, то есть увидеть, а кому-то – прочитать, непременно подчёркивая, и произнести вслух. Иногда именно запах навевает память о давно забытых событиях. Как правило, какой-то вид образной памяти (так называют память на образы, сформированные в процессе восприятия и помогающие нам вспомнить, представить образ воспринятого) доминирует. Опираясь на него, нам легче запомнить материал. Ваша задача – понять, как это происходит именно у вас, и использовать на практике сильные стороны вашего восприятия и памяти. Но помните: при запоминании первый этап – это концентрация внимания.

Так, обладателям хорошей зрительной памяти помогают таблицы, схемы, наглядные пособия. Слушая лекцию, им желательно делать пометки и конспекты. Для них предпочтительнее не слушать чтение других, а читать самим, выделяя наиболее важные места.

Обладатели хорошей слуховой памяти при работе с материалом, который нужно запомнить, особенно должны избегать звуковых помех и раздражителей. Чтобы сосредоточиться и запомнить, они нуждаются в тишине. Они запоминают лекцию «с голоса» и усиливают запоминание, пересказывая вслух запомненное и рассуждая вслух. Конспекты им помогают, конечно, но скорее потому, что при этом задействуются ещё и зрительная (образная), и двигательная, и словесно-логическая, а возможно, и эмоциональная память, усиливая эффект друг друга.

Обладатели хорошей моторной (двигательной) памяти запоминают через движение, поэтому, рисуя схемы и графики, конспектируя, выполняя практические задания, они запоминают материал легче.

Как развить зрительную память

Для развития зрительной памяти нужно научиться подмечать мельчайшие детали. Выработка навыка такого запоминания потребует мыслительных усилий, но постепенно запоминание начнёт происходить как бы автоматически. Что же для этого нужно делать?

  • Культивировать привычку внимательно, детально рассматривать что-либо (например, картину, картинку, предметы на столе, содержимое ящика, интерьер, внешний вид кого-то или чего-то). Отведите на это упражнение определённое время, например 30 секунд. Ваша задача – запомнить как можно более полно и детально всё увиденное и описать, стараясь ничего не упустить. Старайтесь мысленно «увидеть» картину, которую должны были запомнить.
  • Перед сном попробуйте мысленно «увидеть» то, что произошло в течение дня, или в течение нескольких часов, стараясь ничего не упустить.
  • Постарайтесь мысленно «увидеть» только что прочитанную страницу или эпизод из просмотренного фильма.
  • Вспоминайте более удалённые события, постарайтесь вспомнить, что было немного раньше какого-то события, во время его и чуть позже: вспоминайте цепочку событий, восстанавливайте её в памяти как киноленту.
  • Попробуйте поиграть в игры по принципу матрицы памяти.

Отдельно стоит поговорить о некоторых из известных нам приёмов запоминания материала:

  • Механическое повторение. Следует помнить, что лишенная осмысления, механическая память не приносит желаемого результата, а сил и времени на запоминание тратится много. Тем не менее, целые поколения запоминали на всю жизнь стихи путём многократных повторений вслух.
  • Логический пересказ, предполагающий осмысление, систематизацию, выделение главного, построение смысловых связей. Этот приём гораздо эффективнее.
  • Использование образных приёмов запоминания с помощью схем, картинок, графиков.
  • Запоминание путём выделения (компоновки) по какому-то одному общему признаку.
  • Использование подчёркивания (выделения) важных мест в информации; написание планов изложения, шпаргалок. Таким образом происходит активное осмысление и задействуется ещё и двигательная память, что улучшает запоминание.
  • Мнемотехнические приёмы.

Практический совет. Если вы хотите запомнить имя при первом знакомстве – внимательно посмотрите на человека, отметьте про себя что-нибудь особенное, что его отличает, то, что обратит на себя ваше внимание. Отметьте это в мыслях каким-либо словом или образом. Когда вам назовут имя – также будьте внимательны и повторите его вслух, прежде чем назовёте своё. Если вы почувствуете запах парфюма – обратите на него внимание, связывая с именем и образом. Если будет рукопожатие – всё ещё будьте внимательны и свяжите с уже полученной информацией его силу, продолжительность, свои ощущения. Если имя нового знакомого совпадает с именем кого-то из близких, отметьте этот факт, можно это сделать и вслух, если знакомство происходит в неформальной обстановке. Чем больше внимания вы уделите и чем больше сенсоров подключите, тем лучше запомните.

Однако важно не только использовать доминирующие у вас виды памяти, но и обязательно развивать «отстающие».

Компоненты успеха

Изучение множества способов и даже всей методологии улучшения памяти не всегда приносит требуемый эффект, поскольку важно учитывать факторы, отрицательно влияющие на интеллект.

Условия развития идеальной памяти следующие:

  • Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода.
  • Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить.
  • Полноценный сон.
  • Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. Богатая белком и легко усвояемая пища – необходимое условие для плодотворных умственных усилий. При этом важно соблюдать равновесие между голодом и слишком переполненным желудком.

Как видим, методы развития памяти разнообразны, но все они подразумевают активное задействование мышления, причем результат можно получить при условии многократного повторения тренировочных упражнений и соблюдения правил здорового образа жизни.

Улучшайте работу мозга

Как улучшить память и работу мозга? Память тесно связана с другими психическими процессами. Для хорошего запоминания и быстрого извлечения информации из хранилищ памяти необходима отменная работа мозга, ведь воспоминание – это установление определённых связей между миллиардами нервных ячеек мозга. Это означает, что забота о мозге – это забота о его познавательных функциях, и о памяти в том числе. Это означает также и то, что развить память – значит улучшить внимание, восприятие, мышление, улучшить работу мозга. Чем тренированнее мозг, тем выше его способность анализировать поступающую информацию и запоминать. Чем интереснее, ярче, необычнее информация – тем вероятнее возникновение новых нейронных связей. Есть некоторые закономерности, обуславливающие эффективность тренировок мозга и развития памяти. Упражнения должны быть регулярными и обеспечивать интерес, постепенное повышение уровня сложности, необычность и новизну. Для хорошей работы памяти важно то же, что и для хорошей работы мозга. Это и сбалансированное полноценное питание, и физическая активность (так улучшается кровообращение и питание мозга), и достаточный сон (во время сна мозг продолжает обрабатывать информацию). Мозг должен быть активен, здоров, «заинтересован», и это станет залогом хорошей работы памяти. Существует много факторов, влияющих на состояние нашей памяти. Знакомство с ними подскажет, как можно улучшить память и работу мозга.

Существуют специальные упражнения для развития памяти и внимания, их можно выполнять онлайн. Регулярные занятия на развивающих тренажёрах способствуют также улучшению восприятия и мышления. Используя игровые тренажёры, вы сможете определить уровень развития своих познавательных способностей, постепенно увеличивать уровень сложности заданий, соревноваться с примерно равными по силе игроками, участвовать в игровых турнирах, получать титулы и награды и участвовать в мотивирующих игровых приключениях.

Желаем вам успехов в саморазвитии!

Начать прямо сейчас!

Метод Цицерона или римской комнаты

Специалисты зачастую применяют способ под названием «Римская комната», который использовал Цицерон. Он заключается в разучивании чего-либо в домашней обстановке. При воспроизведении человек вспоминает помещение с его элементами, а вместе с тем всплывают факты и события. Простой способ привязки информационных понятий к предметам комнаты состоит из ряда этапов.

  1. Создание матрицы, включающей основные образы. Для этого можно взять любое помещение: квартиру, офис, магазин, а также часть города. Важна последовательность прохождения через сознание тех предметов, к которым привязываются элементы информации.
  2. Закрепляем маршрут, чтобы исключить хаос из процесса, сделать запоминание логичным, имеющим смысл.
  3. Привязка к хорошо известным образам информации, из которой можно сделать связное повествование.
  4. Применяем правила запоминания.
  • Новые образы связываем со светлыми местами, делая их четкими.
  • Превращаем большое в маленькое и наоборот.
  • Придаем динамику, шевелим образ.

Рекомендации по развитию памяти с использованием метода Цицерона даются тренингами в первую очередь. Ведь это простое и эффективное средство, которого некоторым людям будет достаточно. Тренировку можно осуществить в любом месте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]