Словесно-логическая память. Развитие словесно-логической памяти

Классификация видов памяти представляет собой сложную систему со множеством связей. На сегодняшний день самым распространенным подходом к типизации памяти является выявление зависимости ее характеристик от специфики деятельности, направленной на запоминание и последующее воспроизведение.

Память различают:

  • по длительности сохранения данных – долговременная или кратковременная;
  • по целевой активности – непроизвольная или произвольная;
  • по особенностям психической активности – образная, эмоциональная, моторная (двигательная) и словесно-логическая память.

Самую большую группу представляют виды памяти по особенностям психической активности. Все они не могут полноценно существовать и функционировать отдельно друг от друга, так как очень тесно взаимодействуют и развитие одной невозможно без прогресса другой. Однако ведущую роль играет словесно-логическая ветвь, которая из всех живых организмов присуща только человеку. Двигательная, образная и эмоциональная память в примитивной форме есть у многих животных, а вот словесная память только у человека, и развивать ее необходимо усиленно и систематически, начиная с достаточно раннего детского возраста.

Игры для развития словесно-логической памяти

Игра №1. Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.

Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту), называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).

Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.

Игра №2.Попробуйте «обратное» упражнение: «Логические цепочки». Для этого подготовьте слова, которые можно как-то сгруппировать парами по смыслу. Например: яблоко – море, чашка – банан, якорь – карандаш, мел – блюдце. Скажите, что «пары» перепутались, и теперь их нужно найти и правильно расставить. Например, яблоко и банан можно съесть, якорь можно погрузить в море, мелом и карандашом можно рисовать, чашка и блюдце – посуда для чаепития.

Конечно, такие упражнения требуют небольшой подготовки, но в результате Вы и пообщаетесь с ребёнком, и поиграете, и сделаете ещё один шаг в развитии словесно-логической памяти. Занимайтесь с ребёнком так, чтобы ему хотелось пообщаться с Вами ещё.

Игра№3 «Кто тут лишний?»

Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать»

Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например:

  • Ручка, карандаш, собака.
  • Стул, цветок, кровать.
  • Берёза, ромашка, роза.
  • Бабочка, гриб, муха.
  • Жираф, бегемот, лебедь.

Таким образом можно играть и с картинками.

Игра №4 «Я начну, а ты продолжи!»

Попросите ребёнка закончить предложения:

  • Саша не съел кашу, потому что …
  • Мама заплела Наташе косички, и …
  • У Серёжи закончились краски, …
  • В лесу нам встретились …

Заранее придумывайте несколько подобных заготовок и занимайтесь с ребёнком с удовольствием!

Индивидуальные различия памяти у людей

Различия памяти можно объяснить тем, какой ее вид используется чаще всего. Также на них влияет характер выполняемой работы, особенности повседневной деятельности.

Яркий пример – исследователи. У них развиты смысловой и логический виды памяти, при этом страдает уровень развития механической.

На все процессы, связанные с памятью, в частности, на скорость запоминания, а также на скорость воспроизведения, что важно понимать, влияют личностные характеристики, настрой, интересы и желания. Совокупностью этих и других факторов и определяются индивидуальные различия. Объяснить их можно и тем, насколько эмоционально значимо для конкретного субъекта то или иное событие, каково его состояние в момент получения опыта.

Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти

Для малышей:

  • Разучивание стихов и песен.
  • Составление рассказа по картинке.
  • То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.
  • Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
  • Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.

Стоит обратить внимание на то, что взрослым, общаясь с малышом, не следует искажать или упрощать слова, «сюсюкать». Правильное произношение родителями всех слов тоже помогает ребенку овладевать словесно-логической памятью.

Для тех, кто постарше, независимо от того, насколько:

  • Написание конспектов в процессе изучения учебного (да и просто нового, важного) материала.
  • Подчеркивание в конспектах и книгах (разумеется, только в личных) основных, ключевых мыслей.
  • Пересказ содержания учебного параграфа, или познавательной статьи, или фильма, или книги.
  • Обсуждение прочитанного или просмотренного.
  • Максимально точный пересказ новостных сообщений.

Кроме того в нашей статье Упражнения для улучшения памяти можно прочитать о полезных для развития памяти упражнениях и о подготовке к продуктивному запоминанию. Также на нашем сайте есть комплекс упражнений для развития памяти.

Словесно-логическая память связана с левым полушарием головного мозга, которое отвечает за способности к речи, анализ, логику, детализацию, абстракцию. Левое полушарие обеспечивает построение логических цепочек, построение рассуждений, алгоритмов решений, логику мышления. Правое полушарие, с которым связывают интуицию, творческие возможности, адаптацию, обеспечивает целостное восприятие сложного и многообразного мира, т.е. является необходимым дополнением к левому.

Для развития таких важных функций мозга как память, внимание, мышление и восприятие, очень удобно использовать тренировку ума на игровых тренажёрах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Основные теории памяти

Человек и его мозг устроены таким образом, что одни события оставляют нестираемый след, а другие быстро забываются. Некоторые из них обретают форму устойчивых конструктов и в случае необходимости воспроизводятся.

С. Л. Рубинштейн неоднократно отмечал в своих трудах, что без памяти существование отдельного человека и общества в целом было бы невозможным. Как и без понимания ее сути и механизмов.

Основные психологические теории памяти следующие:

  1. Ассоциативная теория.

Она основана на ассоциациях. Суть сводится к тому, что если в сознании человека возникают и формируются определенные образования, между ними обязательно выстраиваются ассоциативные связи. Повторное проявление какой-либо связи приводит к возникновению общего представления обо всех образованиях.

  1. Гештальтизм.

Сторонники данной теории полагают, что основой образования памяти выступает организация знаний и представлений по принципу изоморфизма, то есть подобия по форме. Реализация функций памяти при этом привязывается к характерным для личности манерам, особенностям поведения.

  1. Деятельностная теория.

В рамках данной теории память рассматривается как результат деятельности. Все операции, происходящие в мозгу, сторонники концепции рассматривают в контексте значимости определенного вида деятельности для личности.

Что бы что – то запомнить или выучить, как Вы обычно это делаете?

Повторение — мать учения! Стараюсь чаще повторять и проговаривать вслух или про себя

40%

Делаю разные пометки, пишу то, что нужно запомнить

0%

У меня отличная память и мне не нужно особых усилий чтобы что – то запомнить

0%

Что бы я ни делал(-а), ничего не помогает. Мне с трудом даётся что – то выучить

60%

Нет правильного ответа

0%

Проголосовало: 5

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Методы развития:

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Вербальная и невербальная память

Однако прежде чем речь пойдет о том, как именно можно улучшить этот вид памяти, необходимо до конца понять, что он собой представляет. И проще всего это сделать с помощью сравнения – так вы сможете понять, чем вербальная память отличается от невербальной.

Как уже было сказано ранее, в первом случае вы запоминаете информацию, которая поступает к вам извне в форме текста, слов, речи. Соответственно, невербальная память является прямой противоположностью. А информация, которую вы получаете и запоминаете таким образом, не представляет собой ни текст, ни речь, ни что-либо еще подобное. Чаще всего это образы, лица, изображения, ароматы, звуки и пр.

Таким образом, вербальная память отвечает за словесные данные, в то время как невербальная – за образные. И при этом исследования показывают, что один из видов памяти у всех людей развит лучше, чем другой. За счет чего это происходит?

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

Семантическая память

Есть еще одно понятие, о котором стоит упомянуть, прежде чем переходить непосредственно к методикам развития и улучшения вербальной памяти. Это семантическая память. Данное понятие можно реже встретить в обиходе, но гораздо чаще оно употребляется в психологии. Что это такое?

Собственно говоря, это своего рода система, в которой человек хранит свое обобщенное представление об окружающем мире в вербальной форме. Таким образом, это подвид вербальной памяти, так как семантическая память не подразумевает хранения каких-либо эмоций или переживаний, сопряженных с информацией об окружающем мире. А эти эмоции могут храниться исключительно в вербальном формате.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]