БИЛЕТ 2 Методы психологического познания. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

Для того чтобы иметь возможность применять на практике полученные знания в области психологии необходимо знать и уметь пользоваться специальным комплексом психологических методов. Правильное применение этих методов психологии, при соблюдении определенных норм и правил, позволит получить достоверную информацию. При этом выбор метода при проведении исследования не может быть случаен, он полностью зависит от особенностей исследуемого психического явления.

Методы современной психологии заставляют человека, проводящего психологическое исследование вернуться к объекту исследования, тем самым углубляясь в его понимание. Если рассматривать суть метода, то это есть способ проведения исследования в действительности, т. е. в реальном мире.

Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить. Джон Голсуорси

Методы современной психологии

Каждая такая методика включает в себя несколько действий и способов их осуществления исследователем во время изучения объекта. Но любому методу отвечает лишь один характерный вид этих действий и способов осуществления, который соответствует задачам и целям исследования.
В основе одной такой методики может лежать несколько метод. А также следует отметить и тот факт, что у психологической науки отсутствует какой-нибудь комплекс, методов не имеющий другого варианта исследования.

Рассмотрим некоторые из этих методик, их классификацию и характеристики. Для этого разделим их на две группы: методы базовой (общей) психологии и методы прикладной психологии.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

  1. Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.
    Познание через чувства включает в себя:
  2. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
  3. восприятие – эторождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);

  4. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
  • Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:
      понятие– мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
  • суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
  • умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.
  • В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.

    Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

    Методы базовой (общей) психологии

    Базовая (общая) психология проводит исследование при помощи общих понятий о человеческом сознании, его взглядов на мир, образа жизни и нрава, а также включает все то, что может оказать воздействие на проведение данного психологического исследования.
    Методы базовой (общей) психологии – это такие способы, при помощи которых человек проводящий исследование имеет возможность получить достоверную информацию для выдвижения им в дальнейшем научной теории и возможностью дать практические рекомендации.

    Наблюдение

    Целенаправленное и организованное восприятие и фиксация поведения объекта исследования. Данная методика считается одной из наиболее древних и должна осуществляться в привычных условиях для человека, который является объектом этого исследования. Наблюдение принято проводить тогда, когда нельзя вмешаться в процесс происходящего или же не рекомендуется нарушение процесса взаимосвязи человека с его окружением.
    Такой способ исследования нужен тогда, когда необходимо получить полную картину ситуации и наиболее полно отметить все происходящие изменения в поведении одного человека или группы людей.

    Существенными особенностями метода наблюдения считают:

    • невыполнимость или затруднительность вторичного наблюдения;
    • наблюдение, сопровождаемое чрезмерной эмоциональностью;
    • объект наблюдения связан с наблюдателем.

    При проведении наблюдения необходимо регистрировать полученные данные в протокол и соблюдать следующие правила:

    • процесс наблюдения никоим образом не должен оказывать влияние на происходящий ход событий;
    • наблюдать лучше не за одним человеком, а группой людей, тогда у наблюдателя появляется возможность сравнивать;
    • наблюдение необходимо проводить повторно и регулярно, учитывая при этом ранее полученные данные.

    Этапы наблюдения:

    1. Определение объекта, предмета или ситуации, за которыми будет производиться наблюдение.
    2. Определиться с приемом, используемым в процессе наблюдения и способом регистрации полученной информации.
    3. Разработать план наблюдения.
    4. Определиться с методом, при помощи которого будут обрабатываться зафиксированные данные.
    5. Само наблюдение.
    6. Обработка и толкование полученной информации.

    К средствам наблюдения можно отнести приборы, при помощи которых можно производить аудиозапись, фото и видеосъемку, а также наблюдение может проводиться непосредственно тем человеком, который проводит исследование.
    Зачастую метод наблюдения относят к такому виду исследования, как эксперимент, но это не так, ввиду того, что:

    • человек, проводящий наблюдение никоим образом, не вмешивается в происходящее;
    • наблюдатель регистрирует только то, что наблюдает.

    Этическая сторона вопроса заключается в следующем, по правилам Американской психологической ассоциации (АРА) — наблюдение должно проводиться по строго определенным правилам:

    • Обязательное получение согласия на участие в эксперименте у ее участников. Исключение составляет лишь проведение наблюдения в общественном месте.
    • Исключить возможность причинения вреда участникам эксперимента в процессе его проведения.
    • Избегать или снизить до минимального придела вторжение исследователя в личную жизнь.
    • Все полученные данные об участниках эксперимента строго конфиденциальны.

    Даже не являясь психологом можно воспользовавшись данной методикой получить нужную информацию о человеке, в случае такой необходимости.

    Психологический эксперимент

    Опыт, проводимый исследователем в специально созданных для этого условиях, для того, чтобы получить необходимую информацию об испытуемом путем вмешательства в его жизнедеятельность. При этом экспериментатор постоянно изменяет условия проводимого эксперимента и оценивает полученный результат.
    Кроме того, психологический эксперимент может присоединять к себе такие методы, как: тестирование, опрос, наблюдение. Но может быть и независимым от других метод.

    По способу проведения эксперименты бывают:

    • лабораторный способ (возможность изменения условий и оказывать влияние на определенные факты);
    • естественный способ (проводится при заурядных обстоятельствах, не ставя в известность испытуемого о проведении эксперимента);
    • психолого-педагогический способ (получение навыков и конкретных качеств при обучении чему-либо);
    • пилотажный способ (применяется в качестве пробного исследования, перед началом самого эксперимента).

    По уровню осознанности психологический эксперимент подразделяют на следующие типы:

    • Явный
      – человек, участвующий в эксперименте, знает об этом и знаком со всеми деталями его проведения;
    • Скрытый
      – человек, не в курсе проведения эксперимента.
    • Комбинированный
      – участник эксперимента располагает только некоторой частью эксперимента и специально введен в заблуждение.

    Для организации эксперимента, необходимо знать с какой целью проводится исследование, с кем и при каких обстоятельствах. Между экспериментатором и участником исследования устанавливается связь в виде инструктажа или же его отсутствие. После чего приступают непосредственно к проведению самого исследования, в заключение которого производится обработка полученной информации и озвучивается результат.
    Как научная метода, эксперимент обязан соответствовать следующим критериям:

    • Беспристрастность при получении данных.
    • Достоверность полученной информации.
    • Обоснованность и пригодность полученной информации.

    Тем не менее, несмотря на то, что эксперимент один из наиболее уважаемых методов, используемых для получения данных он, имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.
    Достоинства метода:

    • Имеется право на выбор начальной отметки при проведении исследования.
    • Имеется право повтора эксперимента.
    • Имеется возможность изменения условий проведения эксперимента с возможностью оказания влияния на результат.

    Недостатки метода:

    • Сложность психики для эксперимента.
    • Неустойчивость и уникальность психики.
    • Психика владеет свойством внезапности.

    Именно по вине этих причин при выполнении эксперимента человек, проводящий исследование, не может руководствоваться данными исключительно этого метода психологического исследования, ему необходимо прибегать к другим методам, сочетая их между собой и учитывать множество разнообразных данных.
    Так же как и в случае с наблюдением психологический эксперимент должен проводиться в соответствии с кодексом этики АРА.

    Обычный человек, может, вполне самостоятельно без помощи специалиста в области психологии проводить независимые эксперименты в повседневной жизни. Конечно же, полученные им данные в ходе такого эксперимента будут далеки от истины, но все же определенную информацию получить возможно.

    Помните, при проведении эксперимента в области психологии самостоятельно необходимо быть внимательным к окружающим и следить за тем, чтобы не причинить никому вреда.

    Психология – это правильно подобранные слова на неправильно сформированное убеждение. Айшек Норам

    Самонаблюдение

    Слежение за самим собой и индивидуальными чертами своего поведения и нрава. Такой метод используется в виде самообладания и представляет огромное значение в психологии и жизнедеятельности человека.
    Тем не менее следует отметить то, что самонаблюдение в большинстве случаев может только установить факт чего-либо, но не основание (где то оставил, а где и почему одному богу известно). В связи с этим самонаблюдение не может считаться автономной и основной методикой в процессе постижения сущности проявлений психики.

    Работа данного метода напрямую зависит от самооценки личности. К такому способу чаще всего прибегают люди с заниженной самооценкой и как следствие при выборе такого способа человек начинает заниматься самобичеванием, а именно копаться в себе, испытывать чувство вины, искать оправдание своим поступкам и т. д.

    Для того чтобы данное исследование было точным и имело результат, необходимо:

    • вести дневник;
    • сравнивать наблюдения за собой с наблюдениями за окружающими;
    • увеличить самооценку;
    • участвовать в тренингах, способствующих росту и развитию личности.

    В жизни наблюдение является, весьма рабочим, способом в том случае, если человек хочет разобраться в себе, понять, почему человек поступает именно так, а не иначе, избавиться от комплексов и вредных привычек, а также решить некоторые жизненные проблемы.

    Тестирование

    Имеет отношение к области психодиагностики и занимается исследованием психологических качеств и свойств человека, путем использования психологических тестов. Данная методика наиболее распространена в психотерапии, при консультировании, а также на собеседовании у работодателя.
    Такой способ необходим тогда, когда наиболее конкретная осведомленность о личности человека, чего нельзя добиться, применяя другие методы.


    К главным особенностям психологических тестов можно отнести:

    • Валидность
      — обоснованность и пригодность полученной информации полученной в результате проведенного тестирования той особенности, в отношении которой проводился тест;
    • Надежность
      — подтверждение полученных результатов ранее, дублированием теста;
    • Достоверность
      — даже при заведомо ложных ответах тест выдает подлинный результат;
    • Репрезентативность
      — соответствие характеристикам норм.

    Для того чтобы тест был эффективным, его создают при помощи проб и ошибок (меняя число вопросов, их редакцию, текст и мысль).
    Тест проходит многоуровневый процесс испытаний и адаптацию. Результативный психологический тест – это стандартный контроль, в конце которого при получении результатов становится доступна возможность оценки психофизиологического и личного развития, навыков, знаний и умений участника тестирования на основании подведенного итога.

    Психологические тесты бывают следующих видов:

    1. Тест на профориентацию – устанавливает склонность человека к тому или иному роду деятельности или же указывают на целесообразность и гармоничность занимаемой должности;
    2. Тесты личности – помогают исследовать нрав, нужды, чувства, способности и прочие личные качества человека;
    3. Тесты на умственные способности человека – исследуют уровень формирования интеллекта;
    4. Вербальные тесты – исследуют возможность обрисовать и передать совершаемые человеком поступки при помощи слов.
    5. Тесты достижений — оценивают степень усвоения тех или иных знаний и умений.

    Помимо, перечисленных методов тестирования существуют и иные варианты тестов, способствующие изучению личности и ее особенностей.
    Кроме того, такой метод исследования можно без проблем применить к себе любой человек, тем самым узнать о своих потенциально скрытых возможностях.

    [media=
    https://youtu.be/mn9pO5wAk14
    ]

    Биографический метод

    Это исследование, диагностирование, регулирование и планирование прохождения человеком дороги длиною в жизнь. Различные вариации данного способа стали формироваться и зарождаться в начале ХХ века.
    В нынешних методах биографического исследования, человека изучают, руководствуясь историческими связями и возможностями личностного роста.

    В данном случае сведения о личности получают из следующих источников:

    • автобиография,
    • опросный лист,
    • интервьюирование,
    • показания свидетелей,
    • разбор заметок, посланий, писем, дневников и др.

    Такой метод применяется довольно часто людьми, стоящими во главе предприятия, ведущими биографию при исследовании, чьей-либо жизни, при разговоре с малознакомыми личностями. Метод несложно использовать при общении с человеком для получения, каких-либо сведений относительно его жизни.

    Опрос

    Метод, основанный на совместном контакте исследователя и объекта изучения, в процессе которого респонденту задаются вопросы, на которые тот, в свою очередь, дает ответы.
    Такой метод наиболее популярен в психологической науке. Причем вопрос психолога зависит от того, какие данные необходимо выяснить в процессе исследования. Такая методика обычно используется для выяснения необходимой информации и данных не об одном конкретном человеке, а о целой группе людей.

    Опросы, как правило, подразделяют на следующие виды:

    1. Стандартизированные (классические опросы способные дать тотальный взгляд на интересующий вопрос);
    2. Не стандартизированные (в меньшей степени имеющие отношение к классической форме опроса, позволяют овладеть конкретными нюансами проблемы).

    При формировании опросов вначале создаются вопросы, относящиеся к программе, которые способен понять лишь специалист. После чего их перефразируют в вопросы анкетной формы, ясные рядовому обывателю.
    Опросы бывают:

    • Письменные
      – для получения неглубоких сведений о проблеме.
    • Устные
      – позволяют пробиться в более глубокие слои психологии человека.
    • Анкетирование
      – ответы на вопросы непосредственно перед самим разговором.
    • Тесты личностного характера
      – проводятся с целью выяснения особенностей психики личности.
    • Интервью
      – личный разговор.

    При формировании вопросов необходимо учитывать следующие правила:

    1. Немногословность и отдельность.
    2. Отсутствие характерных слов, являющихся понятиями чего-либо в психологии.
    3. Сжатость и скупость.
    4. Четкость.
    5. Отсутствие подсказок.
    6. Вопросы составлены таким образом, чтобы избежать нешаблонных ответов.
    7. Отсутствие у вопросов эффекта отталкивания.
    8. Отсутствие у вопросов способности внушать что-либо.

    Вопросы подразделяют на несколько типов относительно поставленной задачи:

    • Открытые (конфигурация ответов в данном случае беспрепятственна);
    • Закрытые (ответы подготовлены заранее);
    • Субъективные (личного характера касающиеся взглядов человека к кому-либо или чему-либо);
    • Проективные (о третьем лице, без упоминания какой-либо информации об опрашиваемом).

    Такой метод помогает определить нужды большинства или узнать их пожелания касаемо определенного вопроса.
    Методика является весьма актуальной и значимой для получения важной информации на интересующие и волнующие темы большинства людей.

    Беседа

    Одна из разновидностей наблюдения. Относится к самостоятельному способу исследования личности, целью которого является определить круг, тех вопросов, которые невозможно выявить при обычном наблюдении.


    Беседа — это диалог, эффективность которого зависит от следующих условий:

    1. Необходимо загодя обдумать содержание беседы;
    2. Наладить контакт с собеседником;
    3. Ликвидировать все возможные неблагоприятные условия, способные доставить неудобства исследуемой личности (напряженность, настороженность, страх и т. п.)
    4. Понятность вопросов для исследуемого человека;
    5. Вопросы, некоим образом не должны указывать на верный ответ;
    6. Во время беседы психолог наблюдает за поведением участника диалога и сравнивает его реакцию с полученным ответом на вопрос;
    7. Содержание беседы необходимо держать в памяти или вести скрытые аудио или видеозаписи разговора, чтобы в дальнейшем иметь возможность более подробно разобраться в проблеме и анализировать ее;
    8. Не следует записывать разговор в открытую, такие действия могут создать дискомфорт для участника исследования и вызвать недоверие;
    9. Следует следить за ответами, имеющими недосказанность, оговорки и т.д.

    Беседа содействует в получении необходимых данных из первых уст и нахождению общего языка между людьми. Если правильно подойти к организации данного метода можно не только получить необходимую информацию, но и лучше узнать человека, разобраться в нем и его поступках.

    Принципы проведения психологических исследований.

    Кроме рассмотренных принципов психологической науки, для повышения качества результатов исследования, необходимо руководствоваться и специальными принципами, относящихся к процессу применения методов в психологическом исследовании.

    1. Принцип объективности

    . Методы психологического исследования воспроизводят объективный процесс научного познания предмета психологии и должны обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования. Результаты психологического исследования не могут изменить сущность и закономерности предмета, который изучается. Объективность существования его не зависит от научных манипуляций с ним.

    Субъективный компонент тоже имеет место в построении психологического исследования.

    Он может проявится в инициации исследования как такового, в свободе выбора организационных элементов исследования, в профессиональной компетентности исследователя… Однако эта субъективность должна основываться на стремлении получить истинные результаты исследования.

    Важно выбирать такие методы исследования, которые содержат высокую степень получения объективных данных.

    Принцип объективности проявляется также в отказе исследователя от коньюктурного отношения к результатам исследования, интерпретация которых не должна подгоняться к подтверждению гипотез и целей исследования.

    2. Принцип системности

    предусматривает изучение психического явления как своеобразной системы, которая имеет свои специфические закономерности. Одной из форм реализации системного подхода в психологическом исследовании является личностный подход, который предусматривает изучение конкретной ситуации.

    3. Принцип индивидуализации

    заключается в раскрытии своеобразия каждой личности, присущей индивидуального стиля деятельности и поведения, в определении психологических проблем конкретной личности и способов их решения.

    Основные понятия и ключевые слова:

    метод, методика, методология, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип развития, принцип объективности, принцип системности, принцип индивидуализации.

    Рекомендованная литература:

    1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994.

    2. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

    3. Макарова Л.Л., Синельніков В.М. Загальна психологія: навчальний посібник – К., 2005.

    4. Максименко С.Д. Проблема метода в науке – К., 1982.

    5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К., 2005.

    12 стр., 5595 слов

    1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

    … науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого научного исследования … возникают в конечном счете из опыта, все же недостаточно для познания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта. Теоретическое знание – это …

    Вопросы для самоконтроля:

    1. В чем заключается отличие между понятиями «метод», «методика», «методология»?

    2. какая разница между общенаучной и конкретно-научной методологией?

    3. Как можно определить понятие «принцип»?

    4. В чем заключается сущность принципа детерминизма?

    5. Как происходило развитие понятия принципа детерминизма?

    6. В чем заключается сущность принципа единства психики и деятельности и кто является его втором?

    7. Дайте характеристику принципу развития и генетическому принципу.

    8. какой вклад в разработку принципа развития сделали С.Л.Рубинштейн и Р.С.Костюк?

    9. В чем заключается отличие между понятиями «филогенез психики», «историогенез психики», «онтогенез психики»?

    10. Какова сущность принципа объективности?

    11. Какова сущность принципа системности?

    12. Какова сущность принципа индивидуализации?

    Тестовые задания:

    1. Что относится к определению метода научных исследований?

    А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

    Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;

    В) способ познания или практического выполнения чего-либо;

    Г) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

    Д) разрабатывает универсальные принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.

    2. Какое высказывание относится к методике?

    А) способ познания или практического выполнения чего-либо;

    Б) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;

    В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

    Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

    Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

    3. Какое утверждение относится к общему определению методологии?

    А) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;

    Б) способ познания или практического выполнения чего-либо;

    В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

    Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

    Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

    4. Что относится к общенаучной методологии?

    А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

    Б) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

    В) способ познания или практического выполнения чего-либо;

    Г) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;

    29 стр., 14037 слов

    Психологические закономерности управленческой деятельности.: …

    … достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности. 4. Психологические закономерности управленческой деятельности Закон неадекватности самооценки. Закон самосохранения. Принцип развития Как известно, управление … разрабатываются научные принципы подхода к человеку как к объекту познания. Среди таких принципов можно отметить, в частности, такие, как принцип универсальной талантливости …

    Д) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.

    5. Какое высказывание относится к конкретно-научной методологии?

    А) разрабатывает принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

    Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;

    В) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;

    Г) способ познания или практического выполнения чего-либо;

    Д) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем.

    6. Какое определение относится к принципу детерминизма?

    А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

    Б) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

    В) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

    Г) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности.

    7. Какое утверждение относится к принципу единства сознания и деятельности?

    А) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности;

    Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

    В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

    Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.

    8. Что относится к принципу развития или генетическому принципу?

    А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

    Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

    В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

    Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.

    9. Какое утверждение относится к принципу объективности?

    А) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;

    Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

    В) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

    Г) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания.

    7 стр., 3488 слов

    Предмет и задачи психологии. Методологические, теоретические …

    … психологии: Изучение объективных закономерностей функционирования психических процессов и явлений, … житейская психология» и «научная психология» Житейская (или обыденная) психология … физические тела. Познание мира происходит … истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие,- стала символом души, ищущей свой идеал. Впервые термин «психология» …

    10. Какое высказывание относится к принципу системности?

    А) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

    Б) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

    В) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;

    Г) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;

    Д) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений.

    11. Что относится к принципу индивидуализации?

    А) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;

    Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

    В) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;

    Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.

    Примеры похожих учебных работ

    1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как …

    … деятельности; поэтому исследования в области психологии … найти закономерность в … в психике … явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Однако между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество переходов. История развития …

    Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников

    … деятельности на развитие личности старшеклассников. Объект исследования — внешкольная деятельность старшеклассников. Предмет исследования — влияние внешкольной деятельности на развитие … в процессе познания и создания … состояний психики субъекта в …

    Основные этапы развития взгядов на предмет психологии

    … истории психологии как особой отрасли знания 1. Изучить закономерности развития знаний о психике. 2. Раскрыть взаимосвязь психологии … пунктом в истории представлений о психологической деятельности. Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм …

    Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха …

    … речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. I. Теоретические основы исследования использования театрализовано-игровой деятельности в развитии речи и фонематического слуха 1.1 Психолого-педагогические основы использования театрализованной …

    Развитие основных психологических подходов к исследованию и созданию рекламы

    … Элементы геометрической фигуры ●Формы линий 2) психология света: ●Сила – слабость источника света … скрытые. 4. Гештальт – подход Базовые принципы: простые схемы фигура и фон … Суггестия – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением …

    Методы и исследования прикладной психологии

    Прикладная психология направлена на проведение исследований с определенной группой людей, методы которой позволяют переменить психическое состояние и поведение человека.

    Внушение

    Процесс, вклинивания в подсознание человека указаний, взглядов, принципов, убеждений и определенных формул без осознанного им контроля. Внушение бывает косвенное и прямое.
    Цель метода состоит в том, чтобы достичь нужного состояния или мнения. Способ которым данная цель будет достигнута значения не имеет. Важно лишь достижение необходимого эффекта.

    Собственно по этой причине при внушении свободно используют эмоциональные закрепления в памяти признаков объектов при коррекции поведения, сбивание с толку, отвлечение интереса, интонации, замечания и даже отключения сознания (гипноз, наркотические вещества, содержащие алкоголь напитки).

    Существуют следующие виды внушений:

    • прямое (влияние на человека при помощи слов — распоряжение, приказания, инструкция),
    • косвенное (скрытое, промежуточное влияние),
    • умышленное,
    • неумышленное,
    • позитивное,
    • негативное.

    Приемы внушения также различны:

    • Приемы прямого внушения – рекомендация, приказ, инструкция, команда.
    • Приемы косвенного внушения – неодобрение, похвала, намек.
    • Приемы скрытого внушения – позволение применять различные варианты, обман выбора, общеизвестная истина, банальность.

    Вначале внушение неосознанно применялось людьми, чьи навыки и умения общаться сформировались в значительной степени. На сегодняшний день данная метода широко используется и играет немалую роль в психотерапии и гипнотерапии.
    Зачастую метод применяют во время гипноза или же при нахождении человека в состоянии транса. Внушение неотъемлемая часть жизни человека начиная с раннего возраста, такой метод применим в период воспитания, становления политических убеждений, просмотре рекламных роликов, во взаимоотношениях, религиозных взглядах и т. д.

    Подкрепление

    Это моментальная реакция, как правило, положительная или отрицательная, человека, проводящего исследование или окружающих условий на действия исследуемого. Реакция должна быть действительно молниеносной, только в этом случае участник эксперимента сможет связать ее со своим действием.
    В том случае, если реакция положительна, то впоследствии поступки и действия должны быть схожи с предыдущими. В случае отрицательного эффекта действовать необходимо наоборот.

    Виды подкрепления в психологии:

    • позитивное (фиксирует верное поведение/поступок),
    • отрицательное (предупреждает неверное поведение/поступок),
    • сознательное,
    • бессознательное,
    • стихийное (выходит ненароком: ожог, удар током и т. п.)
    • сознательное (дисциплина, воспитание, дрессировка)
    • одноразовое,
    • регулярное,
    • прямое,
    • косвенное,
    • базовое,
    • целое (полное),
    • частичное.

    Подкрепление – немалая доля для жизненного пути человека. Так же как и внушение, оно с нами, с самого раннего возраста в период воспитания и приобретения жизненного опыта.

    Психологическая консультация


    Беседа психолога с пациентом, помогающая последнему решить сложные вопросы, сложившиеся в его жизни. В этом случае специалисту требуется начать работу тут же безотлагательно, так как какие-либо подготовительные мероприятия в данном случае не требуются и клиенту они не нужны. Во время такой беседы психолог может понять проблему и наметить этапы на пути к успеху в решении проблемы.
    Обычно люди обращаются к специалисту со следующими проблемами:

    • Отношения – измена, ревностное отношение к супругу или супруге, трудности, возникающие при общении с людьми, воспитание детей.
    • Проблемы частного характера – неудача, невезение, проблемы со здоровьем, самоорганизация.
    • Трудовая деятельность – сокращения и увольнения, отсутствие терпимости к критике, невысокий уровень доходов.

    Консультация психолога включает в себя следующие этапы:

    • договор,
    • запрос,
    • план действий,
    • настрой на работу,
    • исполнение заказа,
    • задание на дом,
    • окончание работы.

    Психологическая консультация так же как и другие методики психологических исследований включает в себя как теорию, так и практику.
    В настоящий момент имеется большое количество вариантов и видов консультирования. Встреча и беседа с психологом зачастую помогает решить не только жизненные проблемы, но и помогает выйти из сложившихся сложных обстоятельств.

    Познание — это…

    Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

    Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

    Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

    Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

    1. субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;
    2. объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
    3. мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы. Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    4. Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);
  • цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;
  • результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано. Например, если ребенок будет играть со стеклянным предметом и разобьет его, в ту же минуту он узнает, что стекло очень хрупкое и обращаться с ним нужно бережно, хотя изначально такой цели не было.
  • Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]