Современные классификации методов психологического исследования

Психологическая диагностика (психодиагностика) – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Психологическая диагностика является прикладным разделом психологии, основное назначение которого заключается в целенаправленном и развернутом изучении личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования.

Психодиагностика основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым.

Стандартизированные и качественные методы

Первое разделение методов психодиагностики, о котором мы скажем, касается содержательной части. Исходя из неё, методы психодиагностики делятся на:

  • Стандартизированные методы
  • Клинические методы

Стандартизированные методы психодиагностики считаются наиболее эффективными, если требуется получить данные по группе людей в сжатые сроки, а также принять какое-либо конкретное решение, основанное на количественном обосновании надёжности. Стандартизированные методы защищены от различного рода ошибок, которые могут возникнуть по причине низкой квалификации реализующего методы специалиста.

Качественные методы психодиагностики являются более результативными, если их применяют опытные специалисты-психологи, например, специалисты по подбору персонала или профессиональному отбору и т.п. Посредством качественных методов можно с большей точностью и глубиной изучить личностные особенности людей, однако для своей реализации они требуют существенно большее количество времени. Поимо прочего, профессиональные психодиагностики сходятся во мнении, что качественные методы могут быть ещё эффективнее, если психолог проводит с человеком психологический тренинг, психотерапию или психологическую коррекцию, основываясь на результатах применения метода.

Малоформализованные и высокоформализованные методы

В психодиагностике выделяют также методы, исходя из того, насколько они формализованы. Таким образом, выделяют две группы методов:

  • Малоформализованные методы
  • Высокоформализованные методы

К группе малоформализованных методов относятся такие, которые реализуют потенциал общих методик психологической диагностики человека. Среди них выделяют анализ результатов деятельности, диагностическую беседу, наблюдение и т.п. Применение таких методов предполагает высокую квалификацию специалиста, т.к. в большинстве случаев у этих методов отсутствуют стандарты реализации и трактовки результатов.

Среди высокоформализованных методов выделяют всевозможные формы тестирований и опросов. Отличаются они множеством характеристик, например, строгим регламентом проведения, обработки результатов и их интерпретации, высокой степенью достоверности и т.п. По этой причине процедура диагностики выстраивается так, чтобы никто из испытуемых не обладал какими-либо преимуществами перед остальными.

Тестовые и опросные методы

Рассматриваемые нами далее два вида методов относятся к высокоформализованным методам. Наиболее популярным среди них считаются тестовые методы, основной которых является тестирование, подразумевающее решение стандартизированных заданий, целью чего является определение количественных (в некоторых случаях – качественных) характеристик, описывающих психологические особенности личности по заданным параметрам. Содержательно тестовые методы разделены на ряд групп:

  • Личностные тесты
  • Тесты достижений
  • Тесты способностей
  • Тесты интеллекта

При помощи таких тестов становится возможным дать объективную оценку уровню развития личностных особенностей человека, которые можно отнести к психическим процессам и образованиям.

Опросные методы применяются в психодиагностике для определения уровня развития психических свойств личности. Эти методики имеют форму опросов, направленных на изучение психологических особенностей личностной сферы испытуемых. Оценка же даётся после интерпретации ответов, которые дают испытуемые на поставленные вопросы (как правило, предлагается несколько вариантов ответов).

На практике среди специалистов по психодиагностике распространено применение методов, включающих в себя как тестовые, так и опросные задания. Такие методы называются тест-опросными.

Введение

Диагностика является теорией и практикой постановки диагноза. Данный термин имеет как минимум два значения:

— под диагнозом представляется возможным подразумевать определение сущности, причины какого-либо неблагополучия с целью ликвидировать его. При помощи диагноза происходит непосредственно принятие определенных решений.

— диагнозом может подразумеваться являющееся всесторонним, целостным обследованием объекта, имея своей целью провести оценку его общего состояния. Получение такой оценки может понадобиться для различных целей (к примеру, профилактических).

Обычно при помощи такой диагностики происходит выявление тех или иных слабых сторон, которыми испытывается необходимость в укреплении.

Необходимо отметить то, что у занимающегося постановкой диагноза (диагност), отсутствует стремление к проведению установления и описания общих закономерностей; его задачей является оказывать конкретную помощь в устранении имеющегося неблагополучия.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в процессе раскрытия понятия «диагноз»: это в любом случае является подведением конкретного случая под определенное явление, которое носит широкий характер. Главной целью диагноста является в частном разглядеть общее, типичное.

Необходимо отметить то, что психолого-педагогическая диагностика наделена своим кругом методов. Методами психолого-педагогической диагностики являются способы изучения личности.

Существенной особенностью диагностики является ориентация на норму. Норма является количественными границами, в которых находится наиболее типичная часть обследуемой группы. Статистическими нормами по отношению к личности определяются узкие специалисты (социологи, физиологи, психологи).

Статистикой усиливаются доказательства, которые получены при сравнении с нормой, показывается вероятность проявления признака. Задача педагога является значительно проще. Являясь практиком, им не определяются самостоятельно эти нормы посредством использования готовых данных. Достаточным является выявить признак, убедиться в его представленности и установить качественный уровень его развития.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория Викторовна (Родилась 12 апреля 1996г. в полной семье) – вдумчивая, разносторонне развитая девочка с хорошей успеваемостью. Быстро схватывает. Очень любит музыку, ходит в музыкальную школу. Хорошая пластика – занимается восточными танцами. Проявляет инициативу и первая идет …

Целью написания работы является рассмотрение теоретических аспектов понятия и специфики методов психолого-педагогической диагностики.

Методы по форме проведения

Методы психодиагностики могут различаться и по форме проведения – они могут быть индивидуальными, групповыми, бланковыми (письменными), устными, машинными (аппаратурными), компьютерными, а также вербальными и невербальными. Одновременно с этим, все они состоят из нескольких составных частей, а именно из:

  • Руководства по работе
  • Стимульного (тестового) материала
  • Листа регистрации ответов
  • Ключа для обработки ответов
  • Интерпретационного материала для трактовки результатов

В том случае, если процедуру психодиагностики проходит один человек, она называется индивидуальной, а если несколько людей, то групповой. И у индивидуального и у группового метода есть свои плюсы и минусы.

К примеру, групповые методы позволяют изучить особенности большого количества людей, отличаются более однообразными условиями реализации, а также упрощают работу специалиста и требуют меньше времени для получения результатов. Однако недостатками можно назвать сниженную возможность установления контакта и понимания с испытуемыми и формирование у них позитивной мотивации относительно диагностирования сферы их личности. В то же время, подобных недостатков нет у индивидуальных методов, но они позволяют работать лишь с отдельными людьми.

Практически все методы психодиагностики, которые используются в наше время, являются письменными (бланковыми), т.е. имеют форму письменных заданий, чтобы выполнить которые, достаточно снабдить исследуемых людей листами регистрации ответов и письменными принадлежностями. Но и устные методы сегодня продолжают применяться, пусть и несколько реже. В процессе проведения устного психодиагностирования исследователь задаёт вопросы, а испытуемый на них отвечает.

Машинные (аппаратурные) методы психодиагностики подразумевают использование для регистрации ответов и интерпретации данных специальных технических средств (особых машин и другой диагностической аппаратуры), которые функционируют на механическом принципе. Если же применяется компьютерный метод, например, компьютерный опрос или тестирование, то обработка полученной информации многократно упрощается, как и их интерпретация, т.к. все данные имеют форму таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.п.

Важно заметить также и то, что компьютерная психодиагностика позволяет в кротчайшие сроки проанализировать полученные данные, что было бы невозможным, если бы применялись другие методы, ведь они требуют немалых временных затрат. По этой причине специалисты имеют возможность на глубинном уровне продиагностировать индивидуальные особенности мышления людей, определить темповые и другие характеристики их деятельности.

В случае использования вербальных методов психодиагностики исследователь и испытуемый взаимодействуют в вербализованной (словесно-логической) форме. Когда же применяются невербальные методы, стимульный (тестовый) материал имеет форму графических изображений, чертежей, картинок и т.д.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика : учеб./ Л.Ф. Бурлачук. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Питер, 2009

2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -2-е изд., стер. . -М.: Академия, 2008

3. Психологическая диагностика: учеб.: рек. УМО/ под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. -3-е изд., перераб. и доп.. -СПб.: Питер, 2008

4. Психолого-педагогическая диагностика : учеб.-метод. комплекс для спец. 050711 -Социальная педагогика/ АмГУ, ФСН; сост. С. С. Степанова. -Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2009

5. Практическая психодиагностика : методики и тесты/ ред., сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: БАХРАХ — М, 2012

6. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей : учеб. — метод. пособие/ Т. А. Ратанова. -3-е изд., испр. . -М.: Моск. психол.- соц. ин-т, 2012

11 стр., 5175 слов

Психолого-педагогическая диагностика на основе средств информационно-коммуникационных …

… теоретически изучить проблему психолого педагогической диагностики на основе средств … психодиагностики нарушений развития очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального педагогического … и педагогической диагностики. .Рассмотреть классификацию компьютерных диагностических методик. В … в учебе; профессиональное консультирование и …

11

Примеры похожих учебных работ

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования …

… психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей … ученика базируется на личных наблюдениях, но не имеет развитой … позволяют по рисунку воссоздать процесс распо­ложения в рабочем поле …

ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО …

… процесс взаимодействия индивидов. Далее он подчеркивает, что общение необходимо для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности. … приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей»» города …

Психолого-педагогическая диагностика на основе средств информационно-коммуникационных …

… направленную на решение задач оптимизации учебного процесса, то и задачи перед ней стоят разноплановые. Основные задачи психолого-педагогической диагностики: -определить уровни развития ребенка; -обнаружить изменения основных характеристик и …

Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития …

… определить сущность понятия психолого — педагогическая диагностика, духовно — нравственного воспитания, духовно — нравственного развития. — выявить взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом; — найти исследования направленные …

Психолого-педагогическая диагностика 5

… диагностики позволяет составлять долговременные и кратковременные прогнозы развития, а значит позволяет совершенствовать процессы целеполагания и планирования деятельности … «на глазок» — в результате педагогического наблюдения. Но и ему, и тем более …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]