Клиент-центрированная терапия: описание техники, основные положения и приемы

  • 12 Сентября, 2018
  • Психотерапия
  • Валентина Буравлева

Изначально данный подход в терапии назывался недирективным. Через время он получил название клиент-центрированного. Лучшим образом данный вид терапии был описан в работах Карла Роджерса.

Становление подхода

Роджерс — автор многочисленных книг, профессор психологии, а также основоположник клиент-центрированной терапии — в определенный момент времени ощутил неудовлетворенность теми принципами, что использовались в терапии в его время. Он решил заняться разработкой собственного подхода. Традиционные методы, которые были ориентированы на диагностику, практически перестали себя оправдывать. Формирующиеся идеи клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, на удивление для него самого, не стали повторением предыдущих концепций в психологии. Они положили начало новой теории. Опыт преподавательской, научной и психотерапевтической работы позволил заложить прочный фундамент роджерианской концепции.

История

В опубликованной в 1951 году книге «Терапия, сфокусированная на клиенте» американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс (1902–1987) высказал идею, которая радикально изменила понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом для самого себя.

Книга была раскритикована психотерапевтами разных направлений, усмотревшими в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Но уже следующая его книга — «Становление человека» (1961) — стала бестселлером. За свою деятельность, основанную на, казалось бы, предельно простых идеях гуманизма, Карл Роджерс был номинирован на Нобелевскую премию мира.

Философия клиент-центрированной терапии Роджерса кратко

В психологии того времени было принято считать, что по внутренней природе человек отличается иррациональностью, низким уровнем социализации, а также стремлением к разрушению. С позиции теории Роджерса, люди, напротив, являются социализированными и оптимистичными.

Если же в каких-либо случаях и проявляются антисоциальные переживания, проявляющиеся в процессе терапии (злость, раздражение, враждебность), то в действительности они являются естественной реакцией на фрустрацию в удовлетворении потребностей в любви, защите, счастье и пр. Поэтому нет смысла пытаться контролировать негативные реакции; необходимо уделить внимание тому, чтобы человек имел возможность получить достаточно любви, внимания, позитивных переживаний, которые будут уравновешивать друг друга. Например, потребность в дружеском общении может уравновесить агрессивность.

Участие в проблеме с помощью вербальных и невербальных сигналов

Делается это при помощи специальных вопросов (вербальные методы), а также посредством тонального понижения голоса (невербальные методы). Например, терапевт произносит фразу: «Я чувствую, что вам несладко пришлось в данной ситуации (понижение тона голоса)». Тональные изменения словно приглашают клиента «упасть» вниз, начать рассказывать подробнее о проблеме. Одновременно реакция психотерапевта может быть и не так выражена. Психолог должен ощущать, есть ли у клиента желание поговорить о данной проблеме, и насколько долго он будет способным это делать.

Почему не нужно формулировать вопросы вместо клиента

Психотерапевт сопровождает человека не в его погружении в саму проблему, а в глубины его эмоциональных переживаний, которые являются на данный момент актуальными. Немало клиентов не могут сформулировать правильно собственную проблему, поэтому часто оказывается бессмысленным требовать от них этого. Формулирование вопроса может быть опасно еще и тем, что направляет ход разговора, а также снова вводит клиента в проблему. Если вместо обратившегося за помощью начать выстраивать предположения о его чувствах или же пытаться сформулировать проблему, то терапевт будет направлять его, что может негативно сказаться на открытости клиента. Последний может заблокироваться и перестать рассуждать о своих переживаниях.

Например, девочка-подросток жалуется на то, что у нее нет друзей в школе. Терапевт может сказать: «Вы ощущаете себя очень одинокой», «Как думаете, в чем заключается причина этого?», «Как часто это происходит?» Подобные вопросы заставляют задуматься над обстоятельствами в интеллектуальном ключе, и клиент прекращает разговор о своих чувствах.

Главный принцип клиент-центрированной терапии – находиться в ее процессе рядом с клиентом. И поэтому вопросы терапевт должен задавать не для себя, а для самого обратившегося. Они должны помогать ему отправляться все дальше вглубь своих чувств.

Основные черты

Сам К. Роджерс и его коллега Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты клиент-центрированной терапии:

  1. гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности;
  2. основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»);
  3. терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;
  4. внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуры;
  5. гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии можно применять ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены — к лицам, страдающих психозами, невротиков или к психически здоровых людей;
  6. интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

Взгляды психолога со временем несколько трансформировались, однако ключевые идеи остались неизменными. Основная идея личностного контакта клиента и психотерапевта со временем стала только сильнее подчеркиваться Роджерсом.

Понятие «клиент» (лицо, получает определенные услуги, в данном случае психологические) вместо более «медицинского» — «пациент», тоже предложил использовать Роджерс. Таким образом человек, обратилась к психологу за помощью, тоже несет ответственность за изменения, происходящие с ним, кроме этого, она не является объектом диагностирования и медицинского лечения. Акцент в данном случае делается на помощи клиенту. Она проявляется в корректировке и стимулировании саморазвития и самореализации.

Техника правильного «отзеркаливания»

Данный метод клиент-центрированной терапии позволяет в течение всей сессии оставаться «рядом» с обратившимся. Например, клиент, который пришел на прием, может сказать приблизительно следующее: «Сегодня ночью я увидел во сне мою мать. Пока я ехал к вам, постоянно думал только о ней. Как я устал от этого всего. У меня проблемы и дома, и на работе, и с детьми…»

Неопытный специалист, работающий в рамках клиент-центрированной психотерапии, может дать следующие ответы, однако они будут неверными:

  • «Я вижу, что у вас немало серьезных проблем». Такая реакция терапевта, по сути, является директивной, поскольку заставляет обратившегося вести разговор только о проблемах. Но клиент имеет право сам выбирать, о чем ему говорить.
  • «Вы многое рассказали, расскажите еще что-нибудь». Такой ответ имеет характер давления.
  • «Есть ли вещи, помимо этих, которые приносят вам радость?» В подобном ответе проявляется эмоциональная «глухота» по отношению к клиенту. Обратившийся как бы слышит: «Что вы все о плохом да о плохом. Давайте лучше о хорошем».
  • «У меня тоже был подобный опыт, я понимаю вас». Данный ответ не является сопровождением клиента в проблему.

Удачным будет следующий ответ терапевта, который проводит сеанс в русле клиент-центрированной психотерапии: «Да, с вами многое сейчас происходит…» После этого терапевт некоторое время ожидает в тишине. Сам обратившийся решает, о чем ему стоит говорить и требуется ли ему дальнейшая помощь.

Техники психотерапии

Клиент-центрированная терапия осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Терапевтическое интервью представляет собой индивидуальную форму, в рамках которой встречаются психотерапевт и клиент. Групповая форма представлена ​​группами встреч. Следует особо подчеркнуть, что техники клиент-центрованного подхода — это не способ действия (действия), а способ существования с клиентом, поэтому они не могут рассматриваться отдельно от необходимых и достаточных условий терапевтической изменения. Терапевт-роджерианець несет ответственность только за свою работу, а меняться или не изменяться — это выбор клиента.

Консультация в данной психотерапии имеет следующий вид: терапевт и клиент садятся напротив друг друга (часто под небольшим углом). Контакт с клиентом устанавливается в течение первых пяти минут. Если этого не происходит, то, как правило, клиент блокируется. Терапевт сопровождает клиента в его собственных переживаниях. Эта терапия является центрированной на клиента, а не на проблему. Поэтому нет никакой необходимости тянуть (подталкивать) клиента в его проблему. Клиент сам может выбирать предмет разговора. Подталкивание к обсуждению тайной проблемы может осуществляться и непосредственными вопросами, и невербальными средствами (например, тональными понижениями голоса: «Я чувствую, что вам трудно (понижение тона)». При этом содержание реакции терапевта может быть индифферентным к проблеме клиента. Терапевту важно показать клиенту свою готовность работать с ним. Терапевт должен чувствовать, хочет клиент говорить о своей проблеме и как долго он может это делать, и считаться с этим.

Некоторые клиенты не в состоянии сформулировать собственную проблему на психотерапевтическом сеансе. Формулировка проблемы или глубинных переживаний клиента за него, во-первых, направляет клиента, во-вторых, «затягивает» клиента в проблему, не учитывает готовности клиента войти в проблему самостоятельно. Формулировка проблемы или глубинных переживаний клиента за него приводит к тому, что терапевт идет впереди клиента, опережает его, задает процесс.

Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий:

  1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что позитивного изменения не произойдет в личности пациента, если нет отношений его с психотерапевтом.
  2. Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека его Я-концепцией в этом переживания.
  3. Психотерапевт гармоничный или интегрированный. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека.
  4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаний и чувств, хвалит тех конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Он относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают.
  5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен чувствовать эмпатию к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства.
  6. Должна состояться передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Это говорит о том, что клиент также должен относиться к психотерапевту, ведь именно он ответственен за свой личностный рост, а психотерапевт только способствует этому росту.

Сначала Роджерс сделал акцент на «рефлексивной технике» — психотерапевт отражает переживания клиента, что позволяет ему осознать свой внутренний опыт, несогласованность опыта с Я-концепцией, искажение Я-концепции. Это так называемый психосоматический резонанс. Психосоматический резонанс — психосоматический отзыв в теле терапевта на процессы и реакции, происходящие в телесной сфере клиента в процессе психотерапии. В последние годы в работе Роджерса выросла доля метафор и интуиции.

В клиент-центрированной терапии применяются такие техники:

  1. «Техника выбора» — психотерапевт дает возможность клиенту самому выбрать направление разговора для обсуждения проблемы, выбирая нейтральную реплику в ответ на первую фразу клиента. Таким образом клиент сам выбирает меняться ему решая свои проблемы или нет.
  2. «Техника повторов» — терапевт повторяя последнюю реплику клиента узагалюнюе сказанное. После повторенной реплики идет пауза, побуждает клиента продолжать рассказ. Таким образом клиент понимает, что психотерапевт его слушает и понимает.
  3. Достаточно интересной техникой является «метафора», что может использоваться как разовый терапевтический прием, так и постоянно использоваться на протяжении всей терапии. Она помогает клиенту погрузиться в свой собственный символический пласт собственного сознания, а также абстрагироваться от материального мира и выразить некоторые свои желания (например агрессивные) в иноязычной форме.
  4. Также важной техникой является «эмпатические ответы». Эмпатическое ответ — это вербализация терапевтом свето- и самоощущение клиента. Эмпатические ответы дают клиенту возможность почувствовать, что терапевт понимает его состояние и чувства.

Метод повторов

Еще одна техника, использующаяся в клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, – это повторы. В данном случае психолог просто повторяет сказанное клиентом: «Вам сегодня приснилась мать, и вы размышляли о ней все то время, пока добирались на прием…» Затем должна последовать пауза.

Но если в процессе сессии клиент говорит слишком много, то методика повторов может и не сработать. Она в таком случае попросту выведет самого клиента из процесса погружения в собственные чувства и переживания. В таком случае более уместной будет методика обобщения. Приведенный выше первый вариант и представляет собой классический пример обобщения.

Метод метафоры

Еще один эффективный прием, используемый в клиент-центрированной терапии. Метафору можно использовать и разово, и в качестве устойчивого образа, который сопровождает весь терапевтический процесс. В том случае, если она соответствует опыту клиента, этот прием помогает ему войти в тот пласт бессознательного, который наполнен символами, что позволяет уйти от предметного мира. Ведь в последнем случае могут иметься существенные ограничения по способу выражения чувств.

К примеру, мужчина, обратившийся за помощью к специалисту, стал ненавидеть свою жену. Причина заключается в том, что она набрала лишний вес, стала некрасивой. Внутренне он желает ей смерти, однако не может выразить этого желания вслух, поскольку оно вызывает сильное чувство вины. Техника клиент-центрированной терапии Роджерса под названием «Метафора» может использоваться психологом в этом случае. Терапевт выстраивает образ: «Как-то раз принц одного небольшого королевства посадил под своим окном нежное, красивое дерево с прекрасными цветами. Каждое утро и вечер он наслаждался его благоуханием и поливал его. Однако в какой-то момент времени дерево стало очень быстро расти и начало закрывать свет, который уже почти не проникал в окно. В спальне принца стало холодно и неуютно. Сложно поверить, но это было то самое деревце, которое он когда-то полюбил. Теперь оно стало ему ненавистно. И принц уже начал выстраивать планы, как уничтожить это дерево, спилить его…».

Такая метафора позволяет обсудить свои агрессивные чувства без ощущения вины. Это делает клиента более открытым.

Результаты психотерапии

Изменения клиента идут в направлении повышения дифференцировки реакций и непосредственности переживания чувств. В результате психотерапии происходят следующие изменения:

  • повышается открытость опыту;
  • усугубляются переживания;
  • повышается доверие к собственным проявлений, к самому себе;
  • формируется внутренний локус оценки;
  • усиливается готовность войти в «процесс жизни»;
  • углубляется знания о себе в процессе переживания.

С принятием своего опыта и переживаний всегда связан значительный риск.

Только небольшая часть личности эго-идентифицирована, или эго-синтонного, то есть принадлежит сфере Эго. Некоторые личные проявления (черты, переживания) не является эго-синтонного и образуют сферы «не-Я» и «симптоматика». Очень важное качество личности — это готовность быть в процессе развития. Сам Роджерс подчеркивал, что это означает способность отказаться от фиксированных целей и ожиданий, готовность отказаться от собственных определений жизни, могут ограничить саморазвитие. Структура личности согласно данной терапией выглядит так: в центре симптоматики находится «Я» и «не-Я», как две равнозначные части личности.

Результатом развития личности и максимально эффективной психотерапии становится «полностью функционирующая личность». Концептуально это понятие означает полную конгруэнтность, способность преодолевать препятствия и трудности жизни, творчески себя реализовать. В результате двадцатипятилетней исследовательской программы выявлено, что такая личность характеризуется положительной Я-концепцией, эффективным социальным функционированием и готовностью организма реагировать на любые внешние воздействия. Очевидно, что психотерапевтический процесс продвигает клиента к показателям «полностью функционирующей личности». Но клиент имеет право остановить терапию в любой момент и извлечь из нее ровно столько, сколько может. Поэтому одним из важнейших условий изменения клиента в терапии является его готовность к этому изменению.

Реальная психотерапевтическая практика связана с тем, что клиент-центрированные терапевты действуют по-разному и вносят в психотерапевтический процесс свои особенности и личностно значимые теоретические конструкты. Таким образом, в реальном психотерапевтическом процессе ряд психотерапевтов фасилитирует в клиенте «ребенка». Идея «полностью функционирующей личности» может трактоваться как идея «ребенка» в смысле натуральности, естественности чувств, жизни и проявлений. Это свободное выражение любви, грусти, страсти, печали, тревоги, гнева и т. Человек, «закрытая» к переживанию и экспрессии гнева, в значительной степени «закрыта» к переживанию и экспрессии любви. В этом смысле «полностью функционирующая личность» близка к «генитального характера» Вильгельма Райха. Но клиент может не принимать такое толкование «полностью функционирующей личности», как и психотерапевт.

Некоторые терапевты понимают «полностью функционирующую личность» как «духовную развитость», то есть делают акцент не на жизни, естественности, натуральности, а, наоборот, на разумности, всепрощении, покое и тому подобное. Одним словом, за реальным процессом психотерапевтического взаимодействия трудно говорить об абстрактных механизмы и нормативы психотерапевтической изменения клиента в рамках клиент-центрированного подхода.

Есть данные об использовании некоторыми психоаналитиками терапии Роджерса как паллиативного, симптоматического средства, к тому же назначается только при актуальных (а не инфантильных) и неглубоких неврозах и дает лишь кратковременный эффект. С этим трудно согласиться, так как терапия Роджерса ориентирована на личность, а не на симптом. В данной терапии клиент прогрессирует настолько, насколько он готов это сделать, поэтому эффект может быть перманентным, паллиативным или вообще отсутствовать, впрочем, как и при других видах терапии.

Этапы

В результате исследований многих интервью были сделаны заключения о том, как происходит весь процесс терапии. Выявлено, что при этом возникает движение от застоя к процессу. Ученые выделили семь этапов терапии:

  1. На первом этапе клиент ощущает нежелание выражать себя. Общение происходит лишь на общие темы. На данном этапе обычно люди не обращаются за помощью к психологу – их чаще всего приводят родственники.
  2. На втором этапе проявляются чувства, однако клиент не берет на себя ответственности за происходящее в его жизни. Не признаются жизненные противоречия. Практически отсутствует дифференциация личностных смыслов.
  3. Затем начинается ослабление, постепенное самовыражение. Человек выражает прошлые переживания – как правило, отрицательные.
  4. Принятие того, что было выражено на предыдущем этапе, позволяет перейти на следующую стадию. Человек начинает чувствовать ответственность за те проблемы, что имеются в его жизни.
  5. На пятой стадии чувства выражаются уже полностью свободно, однако нередко присутствует удивление, страх. Человек более точно определяет свои чувства.
  6. Шестая стадия наиболее драматична. Клиент переживает свои чувства во всей полноте. Проблема прекращает для него быть объектом.
  7. На этом этапе обратившийся за помощью продолжает самостоятельное движение вперед, уже без помощи психотерапевта. Однако этап может обсуждаться на приеме у психолога.

§ 3. клиент-центрированный подход к. роджерса

§ 3. клиент-центрированный подход к. роджерса

Американский психолог К. Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.
Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

«Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

Поле опыта— то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта — это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается, поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

«Самость» — центральное понятие в концепции К. Роджерса. «Самость» — это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости» и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Поведение становится более спонтанным, выражение отношений — менее охраняемым, так как «самость» принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, «самость» ~ это система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его «Я».

«Я»-реальное — система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное — представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

К «Я»-идеальному стремится приблизиться «Я»-реальное Степень различил между «Я»-реальным и «Я»-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности — признак душевного здоровья. Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.

По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих внешних переживаний, а с другой — пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его идеальное «Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное «Я» может так и не достичь соответствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я». Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между реальным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации — один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию.

Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать условные ценности, которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов «самости» ради получения награды для себя. Условные ценности часто формируются в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Таким образом, условные ценности — это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т.е. разрыв между «самостью» и представлением о «самости», отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт неконгруэнтности между «самостью» и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента (с устранением препятствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).

В центр своей деятельности К. Роджерс поставил личность клиента как таковую, отмежевавшись от медицинской терминологии типа «психотик», «невротик». Он отказался от традиционных тогда психотехник типа «интерпретация», «суггестия», «научения», утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога.

Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психологический климат».

Эмпатия — особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.

Забота — традиционный термин экзистенциализма — в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.

Конгруэнтность обижает следующие существенные признаки поведения психолога:

— соответствие между чувствами и содержанием высказываний;

— непосредственность поведения;

— неотгороженность;

— инструментальность концепций;

— искренность и пребывание таким, какой психолог есть.

Психологический климат — одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болезненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По словам К. Роджерса, психологический климат — не панацея и не все решает, но он «применим ко всем».

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, — это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача — создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безуспешное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь ©суждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволюций клиента, лежащую в основе этого метода.

4. И наконец, психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджерсу именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Когда созданы и соблюдаются указанные выше условия, возможно осуществление процесса психокоррекции, который протекает в следующем направлении:

— клиент все более свободен в выражении своих чувств, которое осуществляется как по вербальным, так и по моторным каналам;

— выраженные клиентом чувства имеют все большие отношения к «Я» и все реже остаются безликими;

— клиент все чаще дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятии (включая среду, окружающих лиц, собственное «Я», переживания и взаимоотношения между ними);

— выраженные чувства клиента все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его «Я-концепцией», и клиент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;

— клиент осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы или искажения;

— «Я-концепция» клиента реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать ранее искаженные и подавляемые переживания;

— по мере реорганизации «Я-концепции» ослабляются защиты и в нее включаются такие переживания, которые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться;

— клиент развивает способность переживать безусловное положительное отношение со стороны психолога без какого-либо чувства угрозы;

— клиент все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку;

— источником представления о себе все в большей степени являются собственные ощущения;

— клиент реже реагирует на опыт, исходя из оценок,

даваемых значимыми другими.

Для такого коррекционного процесса характерно следующее:

— основной акцент делается на эмоциональных аспектах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, мыслях, оценках;

— коррекционная работа ведется по принципу «здесь и теперь»;

— преимущество отдается инициативе клиента, который является главным во взаимодействии и стремится к саморазвитию, а психолог лишь направляет это стремление в нужное русло. Клиент сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуществляет.

Позиция психолога. Основное требование — отказаться от попыток играть какую-либо роль; быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога — создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное — быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

К. Роджерс указывает на необходимые условия успешного коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента — это так называемая «триада К. Роджерса»:

> конгруэнтность в отношениях с клиентом;

> безусловная положительная оценка по отношению к клиенту;

> эмпатическое восприятие клиента.

Конгруэнтность, или подлинность, означает необходимость правильной символизации психологом его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта. Открытость опыту означает, что каждый стимул (внутренний или из внешней среды) не искажается защитными механизмами. Форма, цвет, звук из окружающей среды или следы памяти из прошлого — все это вполне доступно для сознания. Осознание — это символическая репрезентация некоторой части опыта.

Когда «Я-переживание» (т.е. информация о воздействии сенсорных или иных событий в данный момент) символизируется правильно и включается в «Я-концепцию», тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. У открытой для опыта личности «Я-концепция» символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психолог переживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает только принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и коррекция не будет полноценной. Психолог не всегда должен быть конгруэнтной личностью, достаточно того, чтобы каждый раз при непосредственных отношениях с определенным клиентом он целиком и полностью был бы самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и интегрированными.

Положительная оценка клиента предполагает сердечность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д. Безусловно, положительно оценивать другого означает оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают его определенные поступки. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие и признание клиента не зависят от них. Психолог ценит личность клиента в целом, в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам клиент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

Эмпатическое восприятие клиента означает восприятие субъективного мира (охватывающего весь комплекс ощущений, восприятии и воспоминаний клиента, доступных сознанию в данный момент), восприятие с присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Это означает — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и так же, как он, относиться к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать, что это — «если бы» (когда это условие утрачивается, состояние эмпатии становится состоянием идентификации).

Требования и ожидания от клиента. В концепции Роджерса существуют определенные пропозициональные предпосылки, касающиеся клиента. Ожидается, что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закрытым. По мере установления отношений, в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми.

Техники

В работах К. Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода:

1. Заблокированность внутренней коммуникации (отсутствуют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3—4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения «Я» становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

7.Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я»-реальным и «Я»-идеальным.

Основные компоненты роджеровской психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.

Первый компонент мы обсудили выше. Остановимся на двух других.

1. Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования — выделение в высказывании клиента наиболее существенного, «острых углов». Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат.

2. Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Например:

Психолог: Правда ли, что когда вы рассказывали о своем детстве, вы испытывали грусть?

Клиент: Да, но еще и досаду.

Психолог: Правильно ли я вас понял, что, когда вы рассказывали о своей собаке, вы чувствовали умиление и гордость?

Клиент: Совершенно верно.

Процесс коррекции можно считать завершенным, когда у клиента появляются следующие относительно постоянные изменения:

— становится более конгруэнтным, открытым для опыта, меньше прибегает к защитам и вследствие этого более реалистичен, объективен, экстенционален в восприятии;

— эффективнее решает свои проблемы;

— улучшается психологическая приспосабливаемость. приближаясь к оптимальной, уменьшается ранимость;

— восприятие своего «Я»-идеального становится более доступным и реалистичным;

— вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается тревожность, а также физиологическое и психическое напряжение;

— повышается степень положительной самооценки;

— оценку и выбор воспринимает локализованными внутри себя, доверяет себе;

— становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;

— происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в «Я-структуру» и увеличивается доля поведения, которое может быть «присвоено» как принадлежащее «Я»;

— поведение становится более креативным, более адаптивным по отношению к каждой новой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и кроме этого представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.

Концепция К.Роджера нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционного эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.

Отношения с терапевтом

Основные положения клиент-центрированной терапии Роджерса, на которых строится общение с клиентом, таковы:

  • Принятие. Терапевт принимает обратившегося таким, какой он есть, вместе с его хорошими и плохими сторонами. Его установка по отношению к клиенту позитивна.
  • Конгруэнтность. Линия поведения терапевта последовательна. Сам он является целостной и интегрированной личностью. Он хорошо понимает и осознает собственный опыт.
  • Понимание. Означает, что терапевт испытывает точное видение мира клиента, переживает эмпатию.
  • Сообщение принятия и понимания. Нет смысла в принятии и понимании, если этого не воспринимает обратившийся за помощью. Поэтому все это должно быть сообщено клиенту.
  • Отношения, приносящие позитивный результат. Взаимоотношения с терапевтом не являются «подпоркой» для клиента. Но они обязательно должны быть безопасными, лишенными каких-либо угроз.

Клиент-центрированная терапия – хорошо зарекомендовавший себя метод, использующийся как среди людей с относительно простыми проблемами, так и среди пациентов психиатрических клиник. Эмпатия и теплота, сопровождающие терапевтические сессии, дают хороший эффект – и этот вывод за многие годы практики был сделан не одним психотерапевтом.

Эмпатия в работе Роджерса

Когда терапевт неточен, клиент отвечает: «Нет, это не так» (возможны другие более мягкие или более резкие аналогии). Опять же, если таких «нет» много, клиент не чувствует себя понятым. В то же время, даже если эмпатические ответы терапевта не очень точны, клиент может испытать удивительное чувство соприсутствия. Важна не столько точность понимания клиента сама по себе, сколько интерес терапевта к миру клиента. Эмпатия — это процесс, в котором терапевт становится все ближе и ближе к мыслям и чувствам клиента. Точная эмпатия — это идеал.

При обращении к клиенту неоднократно подчеркиваются определенные значимые переживания. Если терапевт конкретно отвечает на них (обращается к ним), то терапевтический контакт состоялся. Например, одна женщина рассказала психотерапевту, что ее 13-летняя дочь встретила мужчину, который на два года старше ее дочери и состоит на учете в полиции по делам несовершеннолетних. Женщина боится за свою дочь и не хочет, чтобы она училась на собственных ошибках в жизни (страх был выражен в этом моменте). Она также боится, что потеряет контакт с дочерью, если не разрешит ей дружить с мальчиком. В этом случае возможен следующий терапевтический ответ: «Да, очень трудно учиться на собственных ошибках». Когда эмпатическое реагирование терапевта оказывается успешным, клиент начинает говорить совсем не те вещи, которые он готовил заранее, и часто, к собственному удивлению, обнаруживает в терапевтической беседе свои самые глубокие чувства. Роджерс писал, что клиент-центрированная терапия рассматривает перцептивное поле клиента как основу для понимания клиента, что погружение во внутренний мир клиента дает значительные преимущества. Поведение клиента можно лучше понять как возникающее из его перцептивного мира. Мир, воспринимаемый клиентом, является его истинной реальностью. Эмпатия — это «вхождение в личный перцептивный мир другого и его глубокое переживание». Она подразумевает чувствительность к постоянно меняющимся сенсорным впечатлениям другого, которые плавно перетекают одно в другое — к страху, или гневу, или нежности, или смущению, или к тому, что он или она испытывает. Эмпатия означает временно жить в жизни другого, мягко перемещаясь в ней без осуждения; эмпатия означает чувствовать смыслы, о которых он или она едва осведомлены…». . В приведенном примере женщина начала говорить о себе, о своих недостатках в жизни, которые мешают ей быть с любимым человеком, как будто она забыла о первоначальной просьбе.

Эмпатия Роджерса имеет следующие характеристики: Во-первых, эмпатический процесс сохраняет собственную позицию эмпата, поддерживая психологическую дистанцию между ним и эмпатируемым, или, другими словами, отсутствие идентификации между переживаниями эмпатируемого и эмпата в эмпатии (что, собственно, и отличает этот процесс от фенотипически сходного процесса идентификации). Во-вторых, наличие в эмпатии сопереживания (каким бы ни был знак переживания эмпата), а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии) эмпата к сопереживаемому. В-третьих, это динамичный процесс, а не статичное состояние. Эмпатия означает переживание мира клиента так, как если бы это был мир самого терапевта, но обязательно без потери этого «как если бы».

В отношении каких характеристик клиента психотерапевт должен проявлять эмпатию? Очевидно, что некоторые мысли, эмоции и поведение напрямую вытекают из проблем человека, а некоторые — из здоровой части личности. Эмпатия к личности в целом является условием освобождения от защитных механизмов (искажения и отрицания опыта), а эмпатия к здоровым аспектам — механизмом поддержки конструктивных начал личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]