Психологическое исследование: требования к организации и его этапы
Классификация методов исследования
Характеристика основных эмпирических методов психологии
Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности юриста. Юрист должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индиви-дуально-психологические особенности личности (свидетеля, подозре-ваемого, обвиняемого) цели их действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависит от целей, которые стоят перед ним, и от характера вопросов, требующих разрешения.
Эмпирическое и теоретическое мышление
В истории психологического знания произошло деление понятийного мышления на две категории.
Теоретическое и эмпирическое мышление различают как два противопоставленных друг другу понятия.
Первый тип мышления направлен на выявление, регистрацию и описание результатов чувственного опыта и называется эмпирическим.
Другой тип мышления работает с сущностью субъектов, скрытым и недоступным органам чувств законам развития. Этот тип называют теоретическим.
И эмпирическое и теоретическое мышление берут за основу особенный тип абстрагирования и обобщения. Для эмпирического уровня это сравнение отдельных качеств объектов и поиск различий между ними на основе выявленных качеств.
Т.е. сначала выявляются формально схожие признаки, которым можно присвоить статус «,общих»,. Затем их отделяют от других, фиксируя с помощью слова-понятия. Результатом является знание, опирающееся на внешние (наглядные) доказательства.
Отрасли науки
Развитие отрасли происходило параллельно в нескольких видах, отличавшихся, но не противоречащих друг другу. К этим направлениям относятся:
- Ассоциативное — раздел, рассматривающий психику как совокупность духовных явлений. Сложный психический процесс состоит из элементов, которые можно отделить: ощущения и представления и ассоциации. Личность представляет собой комплекс, соединяющий духовное и телесное, основанный на индивидуальных ассоциациях.
- Волюнтаристское — отрасль, рассматривающая волю как результат энергетического импульса, объединенного в комплексы эмоциональных переживаний.
- Функциональное — раздел, изучающее мышление. Исследователи анализировали функции сознания, их участие в мыслительном акте. Мышление рассматривалось как автономный процесс, не зависящий от окружающей действительности.
- Гештальт-психология — отрасль, основанная на идее о целостности психических процессов. Она сложная и многогранная, но изъять из нее отдельный элемент нельзя.
- Структурное — раздел, рассматривающий психические структуры через идеалистические представления. Идеалисты, придерживающиеся структурного состава психики, обуславливали поведенческие особенности не влиянием внешней среды, а внутренними процессами.
В современной эмпирике это направление занимает особую нишу из-за своей дуалистической природы.
Опытный подход к описанию природы психики накопил достаточную базу результатов исследований, но научного объяснения им дать не может.
Их применение в практике не запрещено, но исследователи могут отказать учитывать результаты подобных экспериментов.
Определение основных понятий
Эмпиризм , что это такое? Это направление в философии, отрицающее любые источники знания кроме чувственного (непосредственного) опыта.
Эмпиризм в психологии предполагает, что большую часть знаний люди получают посредством изучения и опыта, а не благодаря генетической предрасположенности.
Эмпирики (эмпиристы) , кто это такие? Это сторонники теоретико-познавательной позиции, при которой знание считается достоверным лишь тогда, когда оно опирается на опыт.
Эмпирики склонны к практической деятельности, пологая, что деятельность является прямой дорогой к получению результата.
Эмпирически , посредством опыта, эксперимента или личного наблюдения.
Эмпирический материал , любой материал, собранный опытным путем или путем личного наблюдения/сбора данных.
Эмпирическое мышление , мышление, продуктом которого является первичное обобщение полученного путем практики опыта. Эта простая ступень познания, не углубляющаяся в теоретически абстракции.
Эмпирическое мышление часто путают с практическим мышлением, но на самом деле это две разные категории.
Эмпирическое обобщение , создание определенных выводов или выделение свойств предметов по единому общему признаку, выраженному в словесной форме. Создание классификаций по свойствам позволяет работать с большим объемом единиц (предметов или фактов).
Эмпирическое наблюдение , один из методов эмпирического исследования, выражающийся в преднамеренном и направленном восприятии какого-либо предмета (объекта) познания, чтобы получить информацию о его качествах, свойствах и отношениях.
Эмпирический анализ , анализ объекта, базирующийся на чувственном восприятии и личном опыте.
Эмпирический способ , способ исследования посредством наблюдений и экспериментов с дальнейшим выявлением закономерности.
Эмпирические доказательства , информация, подтверждающая или опровергающая веру в правдивость каких-либо суждений. Все доказательства основаны в первую очередь на чувствах.
Эмпирическая проверка , метод, при котором объект исследования подвергается систематическому наблюдению с целью получения достоверной информации.
Эмпирические данные в психологии , данные, полученные через органы чувств, опытным путем.
В психологии это материал, собранный после непосредственного наблюдения или проведения экспериментов, без сопутствующего теоретического умозаключения.
Структура знания кратко
Структура эмпирического знания содержит 4 уровня:
- Начальный уровень. Единичные или протокольные высказывания, содержащие условие существования или нет. В подобных протоколах обязательно регистрируют время и место как условия наблюдения.
- Второй уровень. Основой уровня являются факты (утверждения общего порядка в статической или универсальной форме). В них регистрируется информация об отсутствии или наличии определенных событий, свойств, отношений и т.д. в исследуемой плоскости. Также регистрации подлежит количественные параметры зафиксированных данных.
- Третий уровень. Основой уровня являются эмпирические законы, которым присущи временное и/ или пространственное постоянство.
- Четвертый (высший) уровень. Феноменологические теории или совокупность связанных между собой законов и фактов.
Благодаря эмпирической школе психология отошла от умозрительного анализа психики и сделала шаг к экспериментальным методам ее изучения. Это породило множество открытий в области психологической жизни.
Эмпирические методы познания:
Реальное или выдуманное
Проведение эмпирического исследования — трудоёмкий процесс. Нужно подобрать психодиагностические методики, найти испытуемых (сформировать выборку), провести тестирование испытуемых и обработать данные по ключам, чтобы результаты занести в таблицу исходных данных. Не у всех студентов-психологов хватает на это времени и сил. В такой ситуации возникает соблазн придумать результаты. Рассмотрим плюсы и минусы такого решения.
В реальном эмпирическом исследовании мы тестируем испытуемых, обрабатываем результаты тестирования по ключам и заносим их в сводную таблицу результатов тестирования (таблицу исходных данных). Затем эту таблицу обрабатываем статистическими программами и получаем результаты корреляционного анализа либо результат анализа различий. На основании результатов статистических расчетов делаем выводы о взаимосвязи между показателями, или о различиях показателей в группах испытуемых.
Реально проводимое исследование – увлекательный процесс. Всегда любопытно, какой получится результат. Однако бывают ситуации, когда студент-психолог по каким-то причинам не может провести реальное эмпирическое исследование. В этом случае результаты эмпирического исследования придется придумать.
Придуманное исследование предполагает обратную последовательность действий. Мы сначала придумываем выводы, а затем под них формируем таблицу результатов тестирования (сводную таблицу результатов), которая при статистической обработке дает необходимые нам результаты и выводы (сформулированные заранее).
Формально, с точки зрения конечного результата, работы по реальным данным и придуманным практически не различаются – в обоих в приложениях есть таблица исходных данных, по которой рассчитаны все статистические критерии. Единственное, чего не будет, если исследование придумано – это протоколов, заполненных испытуемыми в ходе тестирования.
Придуманное исследование не всегда проще реального. Есть темы с очевидными результатами. Например, тема «Исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководителей среднего уровня в торговой сфере» позволяет легко придумать результат. Действительно, интуитивно будет понятно, какие личностные черты будут коррелировать, например, с авторитарным стилем руководства – уверенность в себе, жесткость, агрессивность и т.п. А с коллегиальным будут коррелировать общительность, дипломатичность и пр.
В то же время есть темы с неочевидным результатом. Например, «Исследование психологических особенностей IT-сотрудников с разным профессиональным стажем». «Из головы» ожидаемый и интуитивно понятный результат придумать трудно. Подобных исследований уже проведенных кем-то, скорее всего, нет. Так что в этом случае реальное исследование было бы удобнее.
Я всегда предлагаю клиентами, которые заказывают мне работы по психологии, провести реальное исследование. В этом случае я готовлю тесты и обрабатываю их по ключам, а клиент проводит собственно тестирование (рассылает тесты по почте или раздает лично испытуемым, потом заносит результат в Excel-таблицу и посылает ее мне).
Честно говоря, реальное исследование интереснее. При обработке данных всегда просыпается какое-то детское любопытство – что же там получится. В кандидатских диссертациях, которые пишу я, исследование всегда реальное.
Метод наблюдения
Одним из эмпирических методов является метод наблюдения. Данный метод требует тщательной подготовки и профессионализма исследователя, потому что наблюдение ведется за психическими проявлениями человека.
Этот древнейший метод познания в психологии выступает в двух формах – во-первых, как самонаблюдение или интроспекция, во-вторых – как внешнее или объективное наблюдение.
Процедура наблюдения, в общем, складывается из определенных процессов:
- постановки целей и задач наблюдения;
- выбора объекта, предмета и ситуации;
- выбора способа для наблюдения, обеспечивающего сбор нужной информации;
- выбора способа регистрации наблюдаемых явлений;
- обработка полученной информации и её интерпретация.
Методом научного познания наблюдение становится постольку, поскольку не ограничивается только регистрацией фактов, а формулирует гипотезы, чтобы проверить их на новых наблюдениях.
Виды наблюдения могут быть разными – кратковременное наблюдение (срез), длительное наблюдение, которое по времени может продолжаться несколько лет (лонгитюдное наблюдение).
Оно может быть лабораторным, проходящим в искусственных условиях и естественным, проходящим в условиях, привычных для человека.
Есть включенные и не включенные наблюдения. При включенном наблюдении и наблюдатель, и наблюдаемые включены в деятельность, но, наблюдаемые ничего не знают о производящемся наблюдении.
Не включенное наблюдение предполагает распределение ролей – одни становятся наблюдаемыми и знают об этом, другие – наблюдателями.
Метод наблюдения может быть структурированным, когда структура наблюдаемых фактов строго подразделяется и неструктурированным – в этом случае наблюдение происходит за всей совокупностью фактов.
Сплошное и выборочное наблюдение. Все поведенческие реакции фиксируются при сплошном наблюдении, в то время как при выборочном область наблюдения ограничена.
Наблюдение также бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное наблюдение проводится самим человеком, который по его результатам делает выводы.
Опосредованное наблюдение проводится другим человеком.
Любой метод имеет свои достоинства и свои недостатки. Не лишен недостатков и метод наблюдения, которые заключаются в следующем:
- на результаты наблюдения довольно сильно влияют установки, интересы, личностные особенности, психологическое состояние наблюдателя;
- ориентирование наблюдателя на подтверждение своей гипотезы приводит к большим искажениям восприятия событий;
- трудность в интерпретации полученных данных;
- наблюдение требует больших временных затрат.
Что касается самонаблюдения (интроспекция), то это первый метод психологии, позволяющий изучать душу и психику человека.
Интроспекция – это внутреннее наблюдение индивида за собственными психическими проявлениями. В психологии профессиональная интроспекция не только полезна, но, даже необходима, а чтобы личность могла отображать саму себя – этому необходимо учиться.