Современный человек стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья – все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды – надежные межличностные связи.
Определение коммуникации
Разные способы передачи информации от одних людей к другим называют коммуникацией. Она включает в себя все разнообразие каналов передачи и расшифровки сигналов и бывает:
- вербальная;
- невербальная;
- письменная;
- пиктографическая;
- пространственно-символьная и т. д.
Считается, что коммуникация эффективная, когда отправитель информации общается на одной волне с получателем. Однако даже общение в единой знаковой системе не дает гарантий того, что послание будет верно расшифровано.
Эффективная коммуникация позволяет свести к минимуму потери смысла сообщения. Для успешного продвижения бизнеса, для поддержания дружеских связей, для яркой личной жизни любому человеку будет полезно улучшить свои навыки общения.
Навык 3: Держите себя в руках
Для эффективного общения необходимо осознавать свои эмоции и контролировать их. А это значит научиться справляться со стрессом. Когда вы разнервничались или не в состоянии справиться с эмоциями, вы, скорее всего, превратно воспринимаете других людей, посылаете невразумительные или отпугивающие невербальные сигналы и начинаете вести себя, как неуравновешенный, психически больной человек.
Сколько раз вы переживали во время разногласий с вашим супругом, детьми, начальником, друзьями или коллегами, а затем говорили или делали что-то, о чем позже сожалели? Если вы сможете быстро избавиться от стресса и успокоиться, вам не только не нужно будет позже сожалеть, но во многих случаях вы поможете остыть и другому человеку. Только тогда, когда вы в спокойном, расслабленном состоянии, вы сможете понимать, нужно ли отвечать в этой ситуации или лучше помолчать, о чем сигнализирует поведение другого человека.
В таких ситуациях, как собеседование, бизнес-презентация, напряженное совещание или знакомство любимого человека с семьей, например, очень важно управлять своими эмоциями, соображать на ходу и эффективно общаться в стрессовой ситуации. Эти советы могут помочь:
Основы эффективной коммуникации
Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.
Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:
- Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
- Содержание сообщения.
- Способ передачи информации (как она осуществляется).
- Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
- Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.
Принципы эффективной коммуникации
Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.
Прежде всего нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:
- Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен – возникает необходимый эффект.
- Реципиент должен прилагать максимальные усилия для правильного восприятия сообщения.
- Сообщение должно быть четким, структурированным и кратким.
- Реципиент должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.
- Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.
- Терпение и снисходительность к чужим недостаткам. Принятие людей такими, какие они есть, без попыток что-либо подкорректировать и исправить.
Ниже обсудим основные условия эффективной коммуникации.
А, какими правилами общения вы стараетесь пользоваться в своей жизни?
Психологи советуют следующий набор правил общения на каждый день:
- Проявляйте искренний интерес к другим людям.
- Улыбайтесь.
- Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.
- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
- Давайте людям почувствовать их значимость для вас и делайте это искренне. Это правило является самым важным!
А какие правила общения между людьми Вам известны, и, которыми Вы стараетесь пользоваться в своей жизни? Просим поделиться в комментариях.
Яброва Ксения · 16 мая, 2021
Как добиться положительного эффекта от общения?
Для того чтобы коммуникация считалась эффективной, должны соблюдаться определенные условия:
- Речь должна соответствовать изначальной цели разговора, быть адекватной. Не стоит говорить слишком много или затрагивать в беседе вопросы, никак не касающиеся обсуждаемой темы. Это улучшает навыки эффективной коммуникации.
- Используемые слова должны быть логичны и лексически точны, это очень важно для достижения цели общения. Достигается путем постоянного самообразования, чтения различной литературы и внимательного отношения к родному языку.
- Само повествование должно быть логичным и грамотным. Четкая структура изложения создает благоприятные условия для слушателей и повышает шансы на позитивный исход.
Приемы эффективной коммуникации
Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.
Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:
- Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
- Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
- Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
- Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
- Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
- Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.
Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.
«Сотрудничать нельзя соперничать!»
Знаки препинания автоматически расставляются при первом прочтении. Правда? А ведь это неспроста. Бывает так, что отношения между клиентом и исполнителем не партнерские, а сопернические. Недоверие, нежелание брать на себя риски и ответственность, страх «а вдруг обманут» и с той, и с другой стороны порождают непонимание. А значит, сотрудничество складывается неэффективно. Это патовая ситуация, далекая от идеала. В ней можно жить достаточно долго, но удовлетворения она не приносит, более того, блокирует возможность дальнейшего развития.
Партнерство в бизнесе подобно отношениям в браке. Параллелей можно провести множество. Единственное отличие – «браки по расчету» в бизнесе, как правило, счастливее «браков» по любви или симпатии, если угодно.
Перед вступлением в брак сотрудничество:
- Адекватно оцените, что вы можете дать партнеру и чем вы на данный момент ему интересны. Сможете ли вы быть интересным ему по прошествии N-ного количества времени?
- Определите, чего вы ждете от партнера?
- Донесите до него свои ожидания четко и ясно.
- Соотнесите выгоды: равноценно ли то, что я даю, и то, что получаю?
- Готовы ли вы договариваться и уважать своего партнера?
- Готовы ли вы работать сообща для дальнейшего развития отношений?
Правила для эффективной коммуникации
Любое межличностное общение должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.
Правила эффективной коммуникации:
- Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
- Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
- Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
- Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
- При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
- Перед звонком по телефону или «Скайпу» заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.
Примеры
- Эффективное общение в конфликте. Возвратившись из армии в родительский дом, сын провел день в окружении родственников, после чего к вечеру собрался навестить близких друзей. Осматриваясь у зеркала, он услышал требовательный голос отца: «В 10 вечера ты должен быть дома». Не прекращая своего занятия сын спокойно произнес: «Забудь, папа. Это уже в прошлом». Лаконичность, уверенность и спокойствие в данном случае были лучшим выходом назревавшей конфликтной ситуации, поскольку именно эти качества присущи зрелому, самостоятельному мужчине.
- Эффективное общение с детьми. Очень показательной является сценка из кинофильма «Джентльмены удачи», когда воспитатель обращается к детям, не желающим завтракать: «Дети, на сегодня завтрак отменяется, потому что мы летим на ракете на Марс, а потому возьмите в руки космические ложки и основательно подкрепитесь, потому как на Землю мы вернемся только к обеду».
Подстройка к желаниям детей и последующий отказ от уговоров, к которым дети относятся с предубеждением, позволили переключить их внимание и взглянуть на ситуацию с другой стороны.
Способы эффективного общения
Чтобы достигнуть взаимопонимания в процессе общения, необходимо создать условия и учесть возможные способы эффективной коммуникации. Всего их выделяют шесть:
- Стремитесь излагать мысли максимально убедительно. Всегда говорите кратко и по существу, избегайте излишних нагромождений слов, недомолвок и возможных двойных толкований.
- Употребляйте терминологию и профессионализмы только в тех случаях, кода они уместны.
- Даже в бытовом общении следует избегать жаргонных и сленговых выражений, особенно это касается межпоколенной коммуникации.
- Избегайте излишней эмоциональной нагрузки, как положительной, так и отрицательной.
- Старайтесь обращаться персонализированно, по имени, по научному или военному званию, либо объединяя группу собеседников общезначимым словом.
- Всегда соблюдайте правила вежливости и этикета.
Невербальные сигналы для улучшения коммуникации
Собеседники воспринимают друг друга не только на слух. Словесное воздействие может быть усилено или уменьшено с помощью различных невербальных сигналов. Наше тело посылает их в большом количестве, а другие люди считывают и интерпретируют их на подсознательном уровне.
Чтобы улучшить коммуникативные навыки, будет полезно овладеть приемами позитивного невербального подкрепления:
- Будьте всегда чисты и опрятны: даже если одежда не совсем соответствует дресс-коду, общее впечатление от беседы будет позитивным.
- Старайтесь контролировать мимику и эмоции. Выражение лица должно быть нейтрально-позитивным и реагировать изменениями в зависимости от течения беседы.
- Избегайте касаться лица во время коммуникативного акта – это подсознательно воспринимается как попытка прикрыть рот, соответственно, высказывание ваше – ложное.
- Научитесь «зеркалить» положение тела собеседника. Важно делать это деликатно, без излишнего рвения, чтобы не выглядеть карикатурно.
- Избегайте «закрытых» поз – скрещенных рук и ног. Такое положение тела говорит о неготовности к эффективной коммуникации. В то время как открытые ладони и доброжелательная улыбка – способны расположить любого собеседника.
Распознавайте эмоциональное наполнение слов, тренируя мышцы среднего уха
Повышая мышечный тонус крошечных мышц среднего уха (они самые маленькие в человеческом теле), вы сможете распознавать более высокие частоты человеческой речи, которые передают эмоции, и лучше понимать истинный смысл того, что говорят собеседники. Развивать эти крошечные мышцы можно не только полностью сосредотачиваясь на том, что кто-то говорит; тренировать их можно с помощью пения, игры на духовых инструментах и прослушивания определенных типов музыки (высокочастотных скрипичных концертов Моцарта и симфоний, например, вместо низкочастотного рока или рэпа).