ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.
Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.
Наука может успешно развиваться только в том случае, если она использует для накопления фактов научно обоснованные методы. Психология как наука реализует в исследованиях принципы научного познания, общие с другими науками, такие как отражение объективной истины и проверка изучаемых закономерностей на практике.
Вместе с тем особенности методов обусловливаются особенностями объекта научного познания. В отличие от других естественных наук, психология имеет дело с таким развитым объектом, как психика вообще и человеческая психика, в частности. Особенности психических явлений в сравнении с физическими, химическими или биологическими, прежде всего, связаны с исключительно высокой централизацией и интеграцией структуры управления психикой, особенно у человека. Это означает, что в отличие от физико-химических процессов, которые имеют довольно устойчивые эмпирические зависимости, психические процессы самым непосредственным образом зависят от высших уровней регуляции: объективно заданных потребностей, мотивов, сознательного контроля и т. п. Психические явления поэтому предстают как очень вариативные, не обладающие внешней повторяемостью, устойчивостью.
Другая специфическая особенность психических явлений состоит в их целостности. Возможности их материального и чисто функционального разделения резко ограничены. В биологии, например, можно изучать отдельные клетки, изолированные органы, функциональные системы. В физике тоже существует множество материальных объектов или процессов, которые в значительной степени самостоятельны, стабильны по своим свойствам, что предоставляет большие возможности их искусственной изоляции и тщательного экспериментального изучения. В психике же не существует ни одного процесса, который был бы изолирован от других процессов и организации личности и деятельности в целом. Так, процессы памяти включают в себя мыслительные и эмоциональные компоненты, мышление включает в себя все психические процессы. Психолог не может, например, полностью исключить мотивацию, он может только видоизменить ее. В соответствии с перечисленными особенностями объекта принципы психологического исследования имеют свою специфику.
Рубинштейн выдвинул принцип детерминизма в качестве важнейшего принципа изучения психических явлений. Этот принцип формулируется следующим образом: психическое возникает как результат внешних воздействий, внешних условий, но эти внешние воздействия опосредуются, преломляются внутренними условиями, особенностями субъекта. В последние десятилетия подчеркивается вероятностный характер психической деятельности, в соответствии с этим важную черту современной методологии психологического исследования составляет единство детерминистического и вероятностного подходов. Психика человека развивается и формируется в процессе деятельности, поэтому одним из принципов изучения психического является изучение психических явлений в процессе человеческой деятельности. Другим важнейшим принципом является принцип, введенный в психологию Блонским и заключающийся в необходимости изучения всех психических феноменов в развитии — филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом и индивидуальном.
Учитывая высокую степень интеграции, целостности психического весьма продуктивным является антропологический принцип, введенный Ананьевым. Суть антропологического принципа заключается в комплексном изучении человека с одновременным измерением большого числа разноуровневых характеристик (морфологических, физиологических, психологических, социальных) и диагностической ориентации психологического исследования.
Одной из главнейших особенностей современной психологии является применение системно-структурного подхода. Суть этого подхода заключается в том, что человек (индивид, личность, индивидуальность) рассматривается не как совокупность отдельных психических процессов, свойств, состояний, а как целостное образование, включающее в себя множество характеристик и элементов, объединенных определенными связями.
В психологии складывается система методов, охватывающих весь цикл научного исследования человека и включающая организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационные методы (Ананьев).
Организационные методы (к ним относятся сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный) действуют на протяжении всего исследования. Сравнительный метод видоизменяется в разных психологических дисциплинах и выступает как сравнение психических особенностей на разных ступенях эволюции (в зоопсихологии). Сравнительный метод, как общий метод организации исследования, широко применяется в общей психологии (сопоставление различных контингентов испытуемых); в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп, демографических, этнографических, социокультурных и других групп); в патопсихологии (сравнение больных со здоровыми, людей с дефектами — сенсорными, моторными, интеллектуальными, — с нормально видящими, слышащими и т. п.). В возрастной психологии сравнительный метод выступает в виде метода «возрастных» или «поперечных» срезов.
Метод поперечных срезов позволяет сравнивать психическое развитие индивидов разного возраста. Этот метод имеет значение при решении психодиагностических задач, задач установления возрастной нормы и возрастных синдромов. Недостатком метода поперечных срезов является уравнивание всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле не могут оказаться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем.
Отличительным признаком лонгитюдинального метода является проведение исследований на одних и тех же испытуемых или группах испытуемых в ходе их онтогенетического развития, то есть в многократном, регулярном и систематическом наблюдении и изучении. Лонгитюдинальный метод сложнее метода поперечных срезов, он более индивидуализирован и устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов, как уравнение всех индивидов данного возраста. Достоинством лонгитюдинального метода является возможность прогноза психического развития.
Комплексный метод предполагает изучение основных компонентов целостной структуры человека в их взаимосвязях и изучение связей отдельных показателей с целостной организацией человеческой индивидуальности.
Эмпирические способы добывания научных данных составляют самую обширную группу методов. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический), психодиагностические методы (тесты — стандартизированные и проективные), анкеты, социометрия, интервью, беседы; анализ процессов и продуктов деятельности (хронометраж, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий и выполненных работ, в том числе ученических), которые можно назвать праксиметрическими методами; моделирование (математическое, кибернетическое), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути, документов, свидетельств). Применение отдельных методов или их сочетание зависит от задач и объекта исследования, а также от того, каким организационным методом (сравнительным, лонгитюдинальным, комплексным) пользуется исследователь.
Наблюдение — целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков человека в естественных для него условиях. Для того, чтобы наблюдение было объективным, оно должно отвечать ряду требований:
1) естественность условий;
2) незаметность наблюдения для людей, за которыми оно ведется (для этого используется скрытое наблюдение при помощи специальной техники или исследователь сам становится членом группы и включается в процесс ее деятельности — включенное наблюдение);
3) целенаправленность, то есть должны быть четко определены цели и задачи, психические проявления, которые подлежат наблюдению.
В соответствии с целями и задачами, наблюдение может быть сплошным (фиксируются все проявления психики) или выборочным (фиксируются только отдельные проявления, например, только эмоциональные). В наблюдении важное значение имеет фиксация результатов, она может осуществляться при помощи специальных записей — протоколов, стенограмм, но в настоящее время наибольшее значение имеет специальная аппаратура: теле-аудиозапись, киносъемка скрытой камерой и т. п.
Наблюдение требует значительных затрат времени, исследователь находится в пассивной позиции, он вынужден ждать, когда наступит интересующее его явление. На результаты наблюдения могут повлиять установки, интересы исследователя.
Учитывая эти недостатки, наблюдение используется, в первую очередь, в тех случаях, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, когда необходимо получить целостную картину. Часто оно используется на начальных этапах исследования, а затем дополняется другими методами исследования.
Самонаблюдение как реальный процесс всегда присутствует в психологическом исследовании и может выступать в виде самоотчета испытуемого о своих мыслях, ходе решения задачи, переживаниях и т. п. Особое значение имеет самонаблюдение при изучении динамики сознания, при описании самочувствия в тех или иных состояниях деятельности, динамики представлений и переживаний, мотивов поведения. Большое значение имеют приемы и данные опосредованного самонаблюдения, представленные в виде дневников, автобиографических материалов, переписки. В медицинской практике всегда используется материал субъективного анамнеза, сопоставляемого с данными клинического и лабораторного исследования (объективного анамнеза). Необходимо отметить, что сама возможность самонаблюдения и его адекватность зависят от уровня самоанализа, являющегося показателем психического развития человека.
Экспериментальные методы являются ведущими в психологии, как и в любой науке, так как в эксперименте исследователь сам вызывает интересующее его явление и может активно воздействовать на него; может варьировать условия и выявлять на этой основе причины психических явлений. В эксперименте имеется возможность неоднократно повторять и воспроизводить условия и результаты, что позволяет накапливать количественные данные и делать выводы о типичности, закономерности или случайности изучаемых явлений. Основная задача эксперимента в психологии заключается в том, чтобы сделать доступными для наблюдения и изучения существенные особенности внутренних психических явлений.
Первой формой экспериментального метода в психологии явился лабораторный эксперимент. Классическими видами лабораторного эксперимента являются методы сенсомоторных реакций (простой двигательной, реакции выбора), психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности). В экспериментальной психологии накоплено большое количество психометрических методов исследования мнемических, перцептивных, аттенционных и других процессов.
Достоинством экспериментального метода является возможность управления экспериментом. При аппаратурном эксперименте используется оборудование, позволяющее строго фиксировать особенности внешних воздействий и соответствующие ответы испытуемых. Кроме того, возможно применение аппаратуры, регистрирующей психические, вегетативные и другие физиологические проявления (ЭЭГ, ЭКГ и пр.). К числу недостатков экспериментального метода можно отнести непривычные для человека, неестественные условия, что изменяет характер протекания психических процессов, может влиять на психическое состояние, вызывая тревогу, страх.
В естественном эксперименте, в отличие от лабораторного, сохраняется содержание обычной деятельности человека, но создаются условия, при которых обязательно вызывается изучаемое явление. Естественный эксперимент был впервые разработан Лазурским и применен для изучения личности школьника.
Благодаря электронной микроминиатюрной технике, возникла возможность выхода экспериментально-психологических исследований за пределы лаборатории. Экспериментально-психологический метод, использующий портативную аппаратуру, сокращенные циклы экспериментальных процедур и проведение исследования в естественных условиях, получил название полевого эксперимента.
Лабораторный и естественный эксперимент могут быть констатирующими и формирующими. Формирующий эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в изучаемое явление, проектирование, моделирование и формирование психических процессов, состояний и свойств личности. В настоящее время формирующий эксперимент чаще всего выступает как психолого-педагогический, как метод экспериментального развивающего обучения и воспитания детей.
Психодиагностические методы направлены на выявление различий между людьми или группами, объединенными по какому-либо принципу: возрасту, полу, образованию, психофизиологическим особенностям, состояниям и др. Результатом использования психодиагностических методов является постановка психологического диагноза. Одним из самых распространенных психодиагностических методов являются тесты. Тест — это проба или короткое испытание. Главным требованием к тесту является стандартизация условий предъявления (поэтому в каждом тесте всегда существует инструкция для пользователя и инструкция для испытуемого), стандартизация тестового материала (это могут быть вопросы, задачи, рисунки и пр.), стандартизация обработки результатов (при обработке используются специально разработанные для каждого теста системы оценок и шкальных показателей). Обязательным признаком стандартизованного теста является наличие системы нормативных показателей, что позволяет сравнивать индивидуальные результаты с нормативными и определять место каждого испытуемого в ряду нормированных показателей (в популяции). Стандартизация предъявления и обработки результатов обеспечивает независимость результатов тестирования от экспериментальной ситуации и от личности исследователя, позволяет сравнивать результаты, полученные разными исследователями, в конечном счете способствует объективности, достоверности психологического диагноза. Среди стандартизованных тестов имеются тесты успешности, психомоторные тесты, психовегетативные, тесты нейродинамических свойств, тесты интеллекта, тесты профпригодности, стандартизованные вопросники.
Для психодиагностики свойств личности, ее характерологических черт, мотивов деятельности, чаще всего применяют проективные тесты. Характерным признаком проективных тестов является неопределенность стимульного материала (это могут быть пятна различной конфигурации, картинки с неопределенным содержанием, неоконченные предложения или неоконченный рассказ). Эти тесты измеряют не отдельные функции, а модус личности. В реакциях на неопределенность стимульного материала проецируются (проявляются) внутренние, часто неосознаваемые личностью, побуждения, проблемы, скрытые мотивы. Работа с проективными тестами требует очень высокой квалификации исследователя как при проведении исследования, так и при интерпретации полученных данных. При использовании тестов необходимо учитывать предшествующие условия жизни и развития испытуемого, уровень образования, степень заинтересованности и мотивации для решения тестовых заданий.
Беседа — метод сбора данных о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседа представляет собой дополнительную к экспериментальным методам методику. В социальной психологии беседа выступает в качестве самостоятельного метода интервью со своей специальной техникой сбора информации, принципами градуирования ответов и шкалой оценок.
Анкетирование — заочный опрос, к нему прибегают в случае, если нужно опросить большое число людей в короткий срок. Анкетирование может носить анонимный характер в случае, если оно касается интимных или остро дискуссионных вопросов.
Изучение продуктов деятельности — сбор и анализ результатов деятельности человека: трудовой (изготовленные детали, проекты, картины); учебной (сочинение, учебные задачи, рефераты); игровой (различные постройки, поделки). Используется также хронометраж рабочих или спортивных движений, циклографический анализ трудовых действий.
Биографический метод — сбор и анализ данных о жизненном пути человека. В биографическом методе можно выделить 3 аспекта: биолого-биографический, заключающийся в изучении объективных условий жизни, событий среды и поведения человека в этой среде; историю переживаний, эволюцию внутреннего мира человека; историю творчества человека.
Особую группу методов составляют приемы обработки данных: количественный, то есть математико-статистический, и качественный, то есть индивидуально-типологический анализ.
Наименее разработанными и исключительно важными являются интерпретационные методы, которые включают в себя различные варианты генетического и структурного методов. Генетический метод может охватывать все уровни развития, от нейронного до поведенческого. Взаимосвязи между частями и целым, то есть функциями и индивидом, субъектом деятельности и личностью определяют структурными методами (психография, типологическая классификация, психологический профиль). При этом генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций и свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь материал в характеристиках систем и типов связей между ними. Специфическое выражение этого метода представляет собой психография, как целостное синтетическое описание индивидуальности. Психография является специфичным методом для изучения индивидуально-психологических различий между людьми. Она позволяет выявить связи между потенциальными возможностями, способностями и тенденциями, направленностью индивидуальности, выявить основные противоречия и сформулировать прогноз развития.
Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ
Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.
Детская психология ставит перед собой следующие задачи:
- выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
- установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
- изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
- определить стандарты зрелости личности;
- выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
- сделать прогноз психического развития.
Методы изучения психических явлений
Что называется методами научного познания.Так называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представляются достаточно точными и проверяемыми. Последнее означает, что правильность научных знаний можно повторно проверить в специальном исследовании, если оно организовано и проводится в соответствии с правилами науки. К таким правилам, в частности, относятся законы строгой логики мышления, следование которым позволяет получать достоверные знания.
В каждой науке существуют свои методы познания, соответствующие природе тех явлений, которые в данной науке изучаются. Вместе с тем, в разных науках используются одинаковые методы исследования. Это, например, наблюдение
и
эксперимент.
Каким образом можно изучать психические явления.Психические явления можно изучать, непосредственно наблюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях. Он не позволяет изучать те явления, которые человеком не полностью осознаются. Тем не менее, это единственный метод, с помощью которого психические явления можно наблюдать и оценивать непосредственно.
Косвенно о психических явлениях также можно судить по тем внешним признакам, в которых они проявляются. Это — двигательные и другие телесные реакции человека, непосредственно связанные с психическими явлениями, его речь и поступки. Подобный метод изучения психических явлений называют объективным,
имея в виду то, что о психических явлениях в данном случае судят по внешним, отчетливо наблюдаемым признакам. Данный метод также далеко не всегда позволяет получать абсолютно точные и вполне достоверные знания о психических явлениях, так как между психическими явлениями, телесными изменениями, словесными реакциями и поведением человека нет однозначной связи.
О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом
или
опросом.
Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этот метод исследования психических явлений получил название
эксперимента.
Он был заимствован психологами из других, более развитых, чем психология, наук и способствовал тому, что психология стала признанной, современной наукой.
Все остальные методы изучения психических явлений, о которых пойдет речь дальше, представляют собой разновидности этих четырех основных методов научного исследования. Вообще же в психологии используется довольно много разнообразных методов изучения психических явлений. Это связано с тем, что психические явления очень трудно исследовать и точно оценивать.
Каковы основные группы методов научного изучения и практического познания психических явлений.Всю совокупность методов изучения психических явлений можно разделить на группы. Таких групп выделяется шесть: методы наблюдения, методы опроса, физиологические методы, тесты, экспериментальные методы, естественнонаучные методы, технические методы.
Заметим, что это — одна из возможных классификаций методов психологических исследований. Существуют и другие способы разделения методов познания психологических явлений на группы.
Рассмотрим кратко каждую из выделенных выше групп методов исследования в психологии.
Методами наблюдения обычно называют такие методы познания психических явлений, в основе которых лежит прямое наблюдение человека за самими психическими явлениями или за теми признаками, в которых они отчетливо и однозначно проявляются.
В случае применения метода наблюдения о психических явлениях судят по результатам наблюдения, обрабатывают эти результаты, анализируют их и делают соответствующие выводы. Так, например, человек, запоминая или припоминая какой-нибудь материал, может наблюдать за тем, что и в какой последовательности запоминается или припоминается им. Если нас интересуют эмоциональные переживания человека, то мы можем о них судить, наблюдая за жестами, мимикой и пантомимикой человека.
Существуют следующие разновидности методов наблюдения: самонаблюдение, наблюдение со стороны, свободное наблюдение, стандартизированное наблюдение
и
включенное наблюдение.
Самонаблюдение — это наблюдение человека за самим собой, наблюдение со стороны — это наблюдение за другими людьми. Свободное наблюдение обычно проводится без заранее заданного плана или предварительно продуманной программы. При этом в ходе самого наблюдения наблюдателем принимаются решения о том, что наблюдать, как наблюдать, как записывать и обрабатывать результаты.
В так называемом стандартизированном наблюдении все это заранее продумано, и само такое наблюдение ведется по вполне определенному плану. Включенным называют наблюдение, при котором наблюдатель не только наблюдает, но и сам является участником того процесса, за которым он наблюдает и в который включены наблюдаемые им люди. К примеру, можно наблюдать за игрой детей, играя вместе с ними.
Методы опроса основываются на выводах о психологии человека, которые делаются на базе того, что он сам о себе говорит. Такие методы тоже имеют несколько вариантов: устный опрос, письменный опрос, свободный опрос, стандартизированный опрос.
Смысл разновидностей этих методов становится ясным уже из самих названий методов.
Физиологическими или объективными
называют такие методы исследования психических явлений, при использовании которых выводы о психических особенностях поведения человека делают на основе телесных, физиологических реакций и движений, связаных с изучаемыми явлениями. Поскольку эти реакции и соответствующие им внешние или внутренние движения можно наблюдать и записывать, например, с помощью физических приборов, такие методы называются объективными. В отличие от них методы наблюдения и опроса, описанные выше, можно условно назвать
субъективными,
так как они основаны на том, что чувствует и говорит сам человек.
Психологическими тестами называются методы, с помощью которых можно достаточно точно описывать и количественно оценивать изучаемые психологические явления. Психологические тесты являются стандартизированными в указанном выше смысле слова методами научного исследования, их нельзя произвольно изменять и необходимо применять точно так, как описано в соответствующей инструкции. Тесты составляют основную группу современных методов изучения психических явлений.
Естественнонаучными называют методы, которые психологами заимствованы из наук о природе и наук об устройстве и работе организма человека. К таким методам, в частности, относятся применяемые в психологии методы математической статистики
и
аппаратурные методы
изучения физиологии организма.
Техническими называют методы, связанные с использованием различных приборов и устройств, например, приборов, с помощью которых осуществляется представление и регистрация объективной информации о психических явлениях, компьютеров, средств передачи и обработки информации (радио, телефон, телевизор).
Глава 2
Психология человека и животных:
Сравнительный анализ
§ 1. Простейшие психические явления. Психические явления и жизнь. Что представляют собой простейшие психические явления. Когда и при каких условиях могла возникнуть психика. Есть ли психика у растений.
§ 2. Психика и поведение животных. Как установить, какие психические явления присущи животным. Каким образом взаимосвязаны психика и поведение животных. Какие основные психические явления и виды поведения свойственны животным, находящимся на разных ступенях эволюции. Что представляют собой высшие достижения психологичекого и поведенческого развития животных.
§ 3. Психология и поведение человека. Что называется высшей психической функцией. Чем отличаются высшие психические функции от элементарных психических функций. Что такое высшие психические состояния и высшие психологические, личностные свойства человека. Что называют сознанием, разумом и волей человека. Что такое совесть, ответственность, мораль, духовные потребности человека.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА
Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.
Выделяют 4 основных метода детской психологии.
- Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
- Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
- Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
- Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.
Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.
Психологическое исследование
Практически все психические расстройства воздействуют на личность человека, особенности его внутренней психической деятельности (высшие психические функции), черты характера, отношения в семье, на особенность реагирования в той или иной ситуации.
Именно поэтому, специализируясь на лечении, в первую очередь, различного рода психических расстройств, мы обязательно проводим психологическое обследование пациентов. Все разнообразие методов психологических исследований позволяет с высокой точностью определять индивидуальные особенности функционирования каждого человека, состояние его мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи.
Любая качественная диагностика должна быть построена на возможности применения разнообразных методологических инструментов. Для психологического обследования в психиатрии это правило так же важно. Дело в том, что процесс распада психики при развитии того или иного психического расстройства всегда носит многослойный характер и отличается огромным многообразием. Никогда нельзя видеть картину, при которой у одного пациента «… оказались бы нарушены процессы только синтеза и анализа, а у другого — страдала бы исключительно целенаправленность личности». (Зейгарник Б.В. Принципы построения патопсихологического исследования // Патопсихология: Хрестоматия. Сост. Н.Л. Белопольская. 2-е изд., испр. и доп. — М.: 2000 ).
Для исследования всего перечисленного выше в нашей клинике применяются такие методы нейропсихологического исследования, как:
- тест Векслера — инструмент для оценки уровня интеллекта (IQ), широко известная во всем мире методика;
- висконсинский тест сортировки карточек (ВТСК) — нейропсихологическая методика, которая в основном направлена на клиническую диагностику нарушения внимания при различных видах психических расстройств. Этот метод, будучи широко известным в практике западных специалистов, являясь надежным и точным, к сожалению, мало применяется в у нас в России.
- также нами применяется другая, более известная в отечественной практике, методика А.Р. Лурии, направленная на исследование трех блоков, необходимых для правильной работы мозга: энергетического блока, регулирующего тонус коры больших полушарий; второго блока, отвечающего за переработку и хранение получаемой человеком информации; третьего — блока, регулирующего деятельность. На основании полученной информации мы можем определить степень и характер поражения мозга, планировать стратегию реабилитации и направленность терапии.
Патопсихологическое исследование, проводимое нашими клиническими психологами, включает непосредственно сам процесс тестирования (эксперимент), беседу с пациентом, наблюдение за его состоянием в процессе обследования и анализ истории жизни (анамнеза), написанного врачом. Выбор метода, тех или иных патопсихологических шкал зависит от той задачи, которую перед психологом ставит врач.
Также важным является проведение исследования типа и структуры личности пациента. Для этой цели нами используются надежные методы, дающие достоверные результаты:
- MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник), широко применяемый в клинической практике клиник всего мира. Это опросник, применение которого возможно в различных вариантах — полном или более коротком, в зависимости от целей и задач исследования.
- тест Спилбергера — Ханина, как способ оценки уровня и качественных характеристик тревожности (определения, является ли она личностной чертой, или же обусловлена ситуативно);
- проективные методы (ТАТ/тематический апперцептивный тест), применяемый для исследования аффективной сферы пациента, его внутренних конфликтов, мотивации и проч.
Эти методы дополняют те, которые необходимы при исследовании семейных отношений, семейной системы. Дело в том, что зачастую семья является источником ресурсов для восстановления пациента после болезни, а в обратных случаях — источником дестабилизации человека. Исследование семейных отношений, установок — это источник информации для возможности проведения коррекции в дальнейшем. Как бы сильно ни старался психиатр и психотерапевт, как ни назначались бы тщательно препараты, пациент возвращается после перенесённого заболевания в привычную для него семейную среду, и именно ее отношение, компетентность родных, их собственные внутренние ресурсы и готовность к конструктивным действиям является дополнительным поддерживающим фактором в качественном излечении.
Таким образом, проведение клинических психологических исследований — это целый ряд методов, которые направлены на исследование психики человека, его мотивов, устремлений, особенностей высшей нервной деятельности, социальных взаимоотношений и черт личности.
Психологические исследования очень важны в психиатрической практике, поскольку они позволяют не только уточнить диагноз, констатировать здоровье или нарушение той или иной функции, но и дать возможность верного построения коррекционной работы. Это становится особенно важным при определении способов реабилитации пациента.
Поскольку как психиатрическая клиника мы нацелены на комплексное лечение различного рода расстройств, то именно многоплановость диагностики призвана помогать нам решать эту задачу.
Помимо фармакологического лечения мы применяем различные методы психотерапии, для которой очень важно именно исследование различных личностных характеристик: воли, целенаправленности поведения, особенностей мотивации, наличия или отсутствия тревожности и проч.
Наша реабилитационная работа (когнитивные и тренинги социальных навыков) также требуют достоверной информации о степени сохранности/ или уровня развития социальных умений, мышления, внимания, памяти, восприятия, речи.
Таким образом, психологические исследования, проводимые клиническими психологами нашей клиники, являются неотъемлемой и очень важной частью диагностики пациентов, а так же — оценки успешности проведенного лечения.
Обращайтесь!
ЭТАПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.
ОТ 0 ДО ГОДА (МЛАДЕНЧЕСТВО)
Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.
ОТ ГОДА ДО 3 ЛЕТ (РАННЕЕ ДЕТСТВО)
Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.
ОТ 3 ЛЕТ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ (ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.
ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ (РАННИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.
ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ (МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ)
Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.
ОТ 15 ДО 17ЛЕТ (СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ)
В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.
Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.
Психология
§ 2. Функции и методы практической психологии
Функция психодиагностики состоит прежде всего в оценке ситуации, при этом главной целью такой оценки является вычленение психологической сущности практической задачи, т. е. формулировка реальной проблемы в терминах психологических ситуаций, изученных или изучаемых в теоретической и экспериментальной психологии. В этом процессе происходит оценка психологических характеристик существа и условий самой задачи, особенностей субъекта, ее решающего; раскрытие возможных психологических механизмов и способов ее решения. Ситуация оценивается при помощи методов психодиагностики, при этом совершается психологическая классификация и анализ пространства жизненных ситуаций и задач, возникающих перед человеком на данном отрезке его жизненного пути. В результате психодиагностики происходит:
• идентификация реальных задач в пространстве и классах психологически решаемых задач;
• идентификация свойств и качеств людей и коллективов в системе соответствующих психологических категорий и типов. Здесь важнейшим требованием является практическая валидностъ психодиагностических методов.
Существуют важные следствия психологической оценки ситуации, в частности психодиагностики задач. В первую очередь на этом этапе можно оценить способность психологической науки решить возникшую задачу. Более того, если указанная практическая задача не решаема, то исходя из результатов психодиагностики можно поставить новые исследовательские задачи, в том числе выявить новые фундаментальные проблемы, которые необходимо поставить перед психологической наукой.
Вторая функция — психопрогностика, или составление психологического прогноза — заключается в оценке возможной динамики анализируемых задач в новых условиях. Здесь происходит оценка путей развития ситуации, методов решения указанной задачи, соотнесение и соответствие границ класса психологических и реальных задач. По существу после диагностики задачи мы переходим к оценке того, как можно расширить область применения психологических знаний: перенести полученные решения в новые, еще не исследованные условия.
Рис. 2.6.
Методы практической психологии
Эта функция реализуется при помощи системы методов прогноза, в том числе прогноза последствий принятых практических рекомендаций. Мы видели, что применение психодиагностики опирается прежде всего на имеющиеся знания психологии, а психодиагностические методы можно определить как эмпирические методы идентификации реального объекта. При прогнозе применяемые методы существенно шире, а теоретическая основа прогноза должна быть более основательна.
Реализация прогностической функции в практической психологии, конечно же, имеет основой как эмпирические, так и теоретические методы. При прогнозировании, во всяком случае, частично изменяется смысл идеальных объектов психологической теории. С одной стороны, применение теоретических методов позволяет оценить поведение идеальных объектов в новых условиях, а с другой (при применении эмпирических методов для прогноза) — сами экспериментальные процедуры могут выступать как идеальные объекты для некоторого класса практических задач. Понятно, это означает, что базой прогноза влюбом случае выступает теоретический результат — и требуется оценить его потенциальную практическую надежность.
В отличие от психодиагностики и психопрогностики (соотнесения реальной ситуации и научных психологических знаний), третья функция — психологическое воздействие и управление — заключается в практическом воплощении научного знания в действиях и рекомендациях психолога. Здесь происходит возвращение научного знания в жизнь и это вызывает резкую смену методов: от привычных эмпирических и теоретических процедур, похожих на исследовательские, специалист-психолог переходит к практическому воздействию на людей и коллективы. Поэтому третью функцию можно определить как управляющую, а систему методов, применяемых при ее реализации, следует обозначить как систему методов психологического воздействия и управления.
Реализация этой функции на практике требует представления теоретического знания в высшей конкретной и конструктивной форме. Это, конечно, предъявляет дополнительные требования к научной психологии, в частности требования реальности (по форме), конструктивности (по содержанию) и гуманности (по целям) системы методов психологического управления.
По способу применения психологического знания различаются три функции практической психологии: психодиагностика, когда главное — это идентификация реальных объектов, т. е. как бы проекция их в систему психологических категорий и определение их места (локализации) в системе идеальных объектов теории; психопрогностика, когда теоретическое знание и в первую очередь идеальные объекты теории применяются для получения нового знания о возможных изменениях свойств реальных объектов; происходит как бы проекция научного знания на новые условия или на другие задачи и объекты; психологическое воздействие и управление, когда знания и методы, имеющиеся в фундаментальных и прикладных разделах психологии, используются для выработки реальных управляющих воздействий.
Выделенные функции разделяются следующим образом. При психодиагностике реально заданы все объекты: известнылюди, практические задачи и условия, в которых эти задачи должны быть решены.
При прогнозе часть объектов задана реально, а часть — только потенциально, так как нет возможности создать и исследовать эмпирически все задачи и условия.
При психологическом воздействии и управлении некоторые объекты должны быть спроектированы, а затем — созданы на основании психологического знания: нужно сформировать некоторые новые психические качества людей, сформировать новые образцы поведения — либо спроектировать новые особенности задачи, изменить условия их решения и т. д.
Функции практической психологии реализуются как при анализе и решении целостной задачи, так и при рассмотрении отдельных ее компонентов: при работе с людьми, группами и коллективами; при оценке и изменении компонентов и условий их деятельности.
Эти функции сами образуют целостную систему практической психологии, которая, в свою очередь, может быть подвергнута специальному анализу. Они неразрывно связаны с системой методов их реализации, поэтому при обсуждении практических примеров и научных проблем целесообразно рассматривать их вместе.
Особенности методов практической психологии достаточно выпукло проявляются в распространенной области классической психодиагностики — при оценке психических качеств индивидов, особенно тех из них, которые являются наиболее важными для конкретного вида деятельности. Анализ покажет, что и в этом случае можно обнаружить серьезные проблемы методологического и теоретического порядка, решение которых может быть найдено лишь при обращении к фундаментальным психологическим исследованиям.
Смысл индивидуальной психодиагностики состоит в том, чтобы дать оценку основным психическим свойствам конкретного человека по отношению к общим закономерностям и свойствам, раскрытым в системе психологического знания, — в общей и дифференциальной психологии и психофизиологии. Какмы уже отмечали, эту оценку можно рассматривать как результат идентификации реального объекта в терминах и в системе психологического знания. Поэтому диагностические задачи требуют применения сложных комплексных процедур и последующей интерпретации диагностируемых свойств и качеств индивида в терминах категорий и идеальных объектов психологической науки.
Можно выделять разные варианты психодиагностических подходов, в русле которых формируются конкретные методы получения, обработки и интерпретации данных. Первый вариант (один из наиболее распространенных) предусматривает качественную классификацию особенных свойств человека по отношению к общей (генеральной) совокупности людей или достаточно большой (репрезентативной) выборке из нее.
Задача состоит в том, чтобы выявить принадлежность данного индивида к некоторому классу в определенном множестве психических качеств (например, типов индивидуальных особенностей организации интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы, типов темперамента и т.д.).
Наиболее распространенные методы и приемы такой классификационной диагностики — различные шкалы, профили, опросники, батареи тестов и другие неаппаратурные и аппаратурные методики, широко известные в дифференциальной психологии и психофизиологии. Одним из простейших, но важных примеров этого типа может служить дифференциальная диагностика свойств нервной системы, разработанная в отечественной школе дифференциальной психофизиологии [В. Д. Небылицын, 1966; В. М. Русалов, 1983, 2000]. Другой пример в данной области — это диагностика типов личности с использованием сложных структурных опросников или исследование типов интеллекта при помощи батареи тестов [см.,
например, А. Анастази, 1982; К. М. Гуревич, 1983].
Методы классификационной диагностики могут применяться как с исследовательской целью, так и для решения практических задач. Исследовательская цель состоит в том, чтобы на основании анализа некоторых характеристик популяции определить устойчивые типичные образования (классы, кластеры, таксоны и т.д.). При этом предполагается, что характер поведения и деятельности индивида прямо зависит от особенностей класса, к которому он отнесен.
Таким образом, неявно реализуется принцип эквивалентности, взаимозаменяемости представителей класса. Этот принцип и его применимость в психологии специально не исследовались, однако его широко используют и в научных, и в практических целях, когда на индивида переносят характеристики класса, к которому он принадлежит, а установленные для класса закономерности считаются истинными и для каждого конкретного его представителя.
Второй вариант диагностического подхода очень тесно связан с первым по исходным идеям, методам и интерпретации: он представляет собой следующий, более высокий уровень анализа и обобщения исходных эмпирических данных. Этот вариант подхода принято называть представлением реального объекта в многомерном пространстве. Само пространство включает ограниченный набор качественных признаков, которые считаются (хотя бы потенциально) интерпретируемыми в психологическом смысле, достаточными для описания реальных объектов. Исходная теоретическая посылка состоит в том, что принципиально можно найти не очень большое число слабо связанных признаков, при помощи которых можно описать обследуемый объект как точку в многомерном пространстве этих признаков.
Если в результате обследования удается описать некоторые свойства конкретного индивида в указанном виде, тогда, пользуясь специальными процедурами формального многомерного анализа, можно определить его локализацию в выбранной системе координат. В этом случае существует потенциальная возможность сравнения различающихся между собой индивидов, даже если они принадлежат к одному и тому же классу. Введение количественной меры признаков дает дополнительную возможность более точно идентифицировать реальный объект.
Конкретными основаниями выбора априорной системы координат в данном варианте диагностического подхода являются специальные идеальные объекты психологической теории: различные многопараметрические (комплексные, сложные, многоплановые и т. д.) модели психических образований. В качестве таковых могут выступать модели личности, начиная от простейших “плоских” и кончая иерархическими структурными моделями. Примеры реализации этого подхода — хорошо известные и весьма распространенные диагностические процедуры: факторные, корреляционные и регрессионные модели и методы; модели и методы семантических дифференциалов; методы многомерного шкалирования и т. д.
Эти методы применяются вместе с формальными приемами обработки данных; в некоторых полезных случаях они позволяют определять минимальный набор понятных признаков (“осей” выбранной системы координат), при помощи которых можно с достаточной полнотой описать диагностируемый объект или класс объектов.
С теоретической точки зрения важно, что второй вариант диагностического подхода имеет дело с отношениями неэквивалентности, т. е. такими, которые позволяют различать и упорядочивать обследуемые объекты. Возникает ряд проблем выбора меры для такого упорядочения, поскольку здесь, в отличие от третьего варианта, который будет рассмотрен далее, эта мера не всегда может быть определена естественным образом. Именно в данном смысле одной из наиболее острых проблем такого рода диагностики является стандартизация оценок различных шкал в батареях тестов.
Третий вариант диагностического подхода можно определить как диагностику по эталону, т. е. диагностику, которая осуществляется путем сравнения или отнесения исследуемого объекта к некоторому эталонному. Возможны два случая — эталон совпадает с реальным объектом или его нет среди реальных объектов.
В первом случае говорят об идентификации по эмпирическому эталону. Существует масса примеров такого рода: в качестве эмпирических эталонов могут выступать квалифицированные специалисты, эксперты, инструкторы и т. д. Они часто служат реальными ориентирами для решения многих задач отбора, подготовки и воспитания.
В том случае, когда самого эталона нет среди реальных объектов, целесообразно, на наш взгляд, говорить о диагностике по “идеальному эталону” или, что вероятно, лучше — о диагностике по идеальному объекту. Если идти от требований практики, т. е. рассматривать эту проблему с точки зрения обеспеченности практических задач фундаментальными исследованиями, тогда такой идеальный объект должен выступать как одна из основных категорий психологического анализа. Если же двигаться в другом направлении — от теории к практике, тогда идеальный объект выступает как действительная мера сравнения реальных объектов (поскольку он должен содержать важнейшие, с точки зрения решаемых задач, свойства и качества реального объекта).
В большинстве реальных задач диагностика по идеальному объекту является наиболее перспективным способом внедрения психологических знаний в практику.
Мы довольно подробно остановились на анализе основных методов диагностики в практической психологии не только потому, что они широко распространены, но и потому, что эти методы фактически лежат в основе любой исследовательской и практической работы. Совершенно очевидно, что, прежде чем каким-то образом использовать арсенал психологического знания в практических целях (будь то исследование или клиника, школа, производство или управление), необходимо точно определить объект, с которым мы имеем дело. В этом суть применения психодиагностических методов. Понятно, что анализ применения других практических методов (прогноза, воздействия и управления) также должен привести к постановке многих новых теоретических проблем.
Задача прогноза — вторая задача практической психологии после диагностики. Ее решение предусматривает, в частности, ответ на вопрос о том, что произойдет с реальным индивидом, которого мы обследуем в данный момент, при изменении условий его жизнедеятельности. Например, справится ли он с решением некоторой новой задачи; как будут развиваться его специальные способности; как будут функционировать навыки, можно ли сохранить привычные нормы поведения в необычных условиях деятельности (при повышенной психической напряженности, в условиях опасности и т. п.).
Главное отличие методов прогноза от методов диагностики состоит в том, что прямой контакт специалиста с реальным обследуемым объектом в данный момент фактически отсутствует. Задачи прогноза требуют обязательного обращения к теоретическим конструкциям. Таким образом, функция прогноза в практической психологии неизмеримо больше, чем функция диагноза, включает теоретические концепции и теоретические знания психологии. Более того, сама идея прогноза, даже если используются методы эмпирического прогнозирования, опирается на очень сильные теоретические допущения, не вполне доказанные в рамках самой психологической науки.
Речь идет о так называемом принципе непрерывности (Забродин, 1980, 2002) или постулате постепенности изменений, который весьма часто, хотя и неявно, применяется для обоснования прогноза при решении практических задач.
Поясним существо этого постулата. Рассмотрим для примера случай, когда психолог экспериментально моделирует некоторые возможные ситуации и задачи, возникающие в реальной деятельности; при этом эмпирические условия не слишком сильно отличаются от тех, для которых будет строиться прогноз. В этих экспериментальных модельных условиях психолог наблюдает некоторые психологические — личностные и поведенческие — эффекты. В этом случае в соответствии с постулатом постепенности изменений можно утверждать, что наблюдаемые в таком эксперименте эффекты будут мало отличаться от предполагаемой реальности, т. е. их можно использовать как достаточное основание для прогноза.
В диагностике теоретическое знание психологии выступает как некоторая исходная “система координат”, и работа ведется эмпирическими методами. Прогноз значительно больше опирается на глубокие методологические принципы, выбирает своим методическим орудием теоретические процедуры: при их помощи преобразуется эмпирическое знание о человеке, т. е. совершается переход от наличных, исходных ситуаций к тем ситуациям, для которых формируется прогноз.
Функция психологического воздействия и управления, так же как функции диагностики и прогноза, реализуется при помощи специальных методов и приемов воздействия на психические качества, поведение, деятельность реального человека. Именно в этой функции практической психологии острее всего выступают методологические проблемы, отчетливее всего проявляется ее социальная, гуманитарная и даже идеологическая роль: здесь, как в зеркале, отражаются действительные цели общества. В одних случаях — это усиление социального и расового неравенства, деперсонализация человека, стратификация правящей элиты, происходящая на фоне мощной пропаганды “конвергенции”, “социального партнерства” и др. В других случаях — в социально ориентированных обществах — это социальная помощь и ясная социальная политика, демократизацияи гуманизация сфер общественной жизни, поддержка и развитие личности каждого члена общества.
Принципиально важно, что методы психологического воздействия и управления предусматривают синтез психологического знания из разных областей психологической науки, и, естественно, возникает задача методологического и теоретического обоснования такого синтеза. Система методов управления, применяемых практической психологией, конечно, должна иметь иерархическое строение и включать такие разнообразные способы воздействия, как прямое и косвенное управление; воздействие словом, примером, отношениями и условиями жизни; включение личности в общественное и самоуправление; управление путем направленного отбора, подбора и обучения людей; применение различных способов организации технологии труда и режимов труда, включая объединение и разделение различных видов труда, освоение новых форм поведения, управление выбором доступных форм поведения и некоторые другие способы воздействия.
Система методов психологического управления как бы отражает систему исследовательских методов, направляя психологическое знание в сферы практической деятельности людей. Одна из главных ее особенностей состоит в том, что используемые в практике приемы и процедуры часто радикально отличаются от известных психологических процедур.
В этом смысле многие методы воздействия носят на первый взгляд “непсихологический” характер: например, ограничение доступных средств и приемов деятельности. (Однако следует вспомнить, что именно ограничение, в частности контроль, некоторых влияющих факторов и условий — это обязательное требование, даже атрибут психологического эксперимента.)
Вместе с тем именно в том и состоит сложнейшая задача психологической науки, что для реализации функции управления должны быть разработаны методы, имеющие глубинную психологическую основу. Эти методы нужно довести до такой формы, которая стала бы “работать” в реальной жизни, а значит — перестала бы быть “психологической” и превращаласьбы в реальные социальные, межличностные и другие отношения людей.
Таким образом, вполне естественно, что свои функции практическая психология выполняет с помощью специальных приемов и методов: к их числу относятся психодиагностика, психологический прогноз и психологическое управление.
В числе конкретных методов психодиагностики следует выделить, во-первых, интроскопические методы:
непосредственные — такие как самонаблюдение (в том числе включенное, один из вариантов которого широко известен под названием трудового метода), самоанализ и т. п.;
опосредованные методы: глубинные интервью, анамнестические опросники, анкеты-самооценки и т. п.
Другую группу методов психодиагностики Ю. М. Забродин назвал экстраскопическими: наблюдение, опрос, анкета — экспертная оценка, оценка других людей (например, МОИХ, ГОЛ и др.); ситуативные тесты специальных способностей и отдельных функций, тесты-модели деятельности и т. д.
Отдельную группу составляют комплексные методы: батареи тестов; многошкальные и многомерные опросники; проективные тесты, в основе которых лежат знание, усвоение и реализация социальных норм (идеалов, ценностей, образцов и правил поведения и т. п.). Цель всех методов психодиагностики: идентификация обследуемого объекта в терминах психологического знания, а результат — построение понятного “психологического портрета” этого объекта.
Методы психологического прогноза (расчета) базируются на знании психологических законов и включают в себя следующие формы:
прогноз существования (когда по комплексу известных качеств предполагается неизвестное);
прогноз успешности функционирования (в том числе функционирования в иных условиях);
прогноз устойчивости (существование в экстремальных условиях и определение границ этого существования, например в условиях стрессовых воздействий) и др.
Методы психологического воздействия и управления (в том числе коррекции) основаны на знании эффектов и механизмов действия тех или иных факторов, влияющих на свойства и состояния психики, на поведение и деятельность людей. Эти методы включают в себя управление с помощью действия внешних факторов, таких, например, как факторы социального влияния — приказание, принуждение, убеждение, внушение, заражение, перенос (подражание), поощрение, наказание и т. д.;
управление средой обитания, условиями труда и быта;
управление через отношения, через влияние на систему отношений, в которую включен субъект.
Возможно, в принципе, управление с помощью действия внутренних факторов саморегуляции: самовоспитание, самоуправление, аутотренинг, групповой тренинг и т. д.
Среди методов психологического управления целесообразно различать функциональное управление и управление эволюционное (развивающее).
Во всех случаях речь может идти о различных психологических механизмах и о различных “психологических адресах” действия управляющих факторов. Так, например, в психологической практике можно обнаружить “принуждающее” управление или “прессинг”, который осуществляется в пассивной форме — через установление или снятие ограничений на “степени свободы” движения субъекта; или в активной форме — через постановку задач и целей, принуждение и приказ.
Другой пример дают так называемые механизмы “когнитивного” управления: они работают путем убеждения (аргументации) и внушения (доверие, вера). Одним из вариантов когнитивного управления становится “информационное” управление в виртуальной реальности — через информационную базу принятия решений, формирование мнений и оценок, использование значимой информации и дезинформации и т. д. Понятно, что разработка и классификация различных форм психологического управления потребует специальных дополнительных усилий.
Разнообразие конкретных форм и технологий реализации рассмотренных выше функций и методов практической психологии делает особенно актуальной проблему научного обоснования, оценки надежности и определения границ действия этих методов.