Психосинтез – сколько субличностей скрывается в тебе?

В начале 20 века Роберто Ассаджиоли решил объединить все имеющиеся знания в области психологии. Он хотел собрать воедино теорию Фрейда и все вышедшие из неё концепции. По принципу объединения и было дано название – психосинтез. Ассаджиоли хотел объединить все концепции для того, чтобы создать такой мощный научный конструкт, который мог бы объяснить совершенно разные явления и процессы, мог научить разным методам и техникам.

Даже структуру личности Ассаджиоли описал, синтезируя имеющиеся представления из разных психологических школ. Он выделил нижнее, среднее, высшее и коллективное бессознательное, поле сознания, сознательное и высшее «Я». Таким образом, согласно психосинтезу личность состоит из 7 психических частей. А так же Роберто Ассаджиоли описал разные техники и способы развития и самореализации человека.

В этой статье:

Из чего мы все состоимУправление субличностямиМетоды психосинтезаРастождествление

Из чего мы все состоим


Фото Rostyslav Savchyn on Unsplash
Любая серьёзная психологическая теория включает в себя описание структуры личности, то есть из чего состоит человек. Без этого ни одна идея не может стать научной концепцией. Роберто Ассаджиоли был учеником Фрейда и опирался больше на его психоаналитическую модель. Он описал семь отдельных структур психики.

  • Низшее бессознательное. Сюда входят самые глубинные процессы, влияющие на тело и поведение человека. Например, инстинкты, сны и кошмары, сильные ранние комплексы и фантазии.
  • Среднее бессознательное (или предсознательное). В этой области хранятся все навыки и знания человека, всё, что обрабатывает его ум. Эта сфера тесно связана с сознанием и они переходят друг в друга.
  • Высшее бессознательное (супербессознательное). Здесь рождаются высокие и прекрасные стремления, такие, как вдохновение, интуиция, героизм и альтруизм, а так же духовная энергия.
  • Сознание. Это именно то, что человек осознает в моменте здесь и сейчас, все его мысли, ощущения, чувства, переживания.
  • Сознательное Я, или Эго. Это внутреннее переживание человеком самого себя. Это центральная точка во всём поле сознания, то, куда направлено внимание человека.
  • Высшее Я. Самая глубокая часть самосознания. Сознательное Я отключается, когда человек спит или находится в коме. Высшее Я не исчезает, это истинная сущность человека. Именно оно помогает человеку вернуться в сознание после сна или наркоза.


Субличности у здорового человека

  • Коллективное бессознательное. Это всё то, что описывал ещё Юнг. Это область, хранящая знания предков человека, его рода, а так же его народа и культуры. Человек рождается в некое общее поле и впитывает всё, что было пережито его сородичами.

Основные задачи человека, по мнению Ассаджиоли, это достижение гармонии с собой и людьми, а так же постижение собственного высшего Я, самопознание. Психосинтез помогает бороться с тем, то нарушает внутренний или внешний баланс жизни человека.

Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия

Согласно данной психотерапии, лечение пациентов проводится в несколько этапов.

  1. Поведенческий анализ. Пожалуй, самый длинный этап. Психотерапевт на данном этапе тщательно подходит к созданию оптимальной схемы терапии, разрабатывает план лечения.
  2. Полный серьезный план лечения разрабатывается на втором этапе. Когда проблемы пациента выявлены, их коррекция становится важнейшей задачей психолога.
  3. На последнем этапе у пациента сформировываются поведенческие навыки.

Врач в результате поведенческой психотерапии постепенно учит пациента необходимым поведенческим навыкам, которые могут помочь ему существовать в обществе. Особое значение имеет желание пациента к развитию, его мотивация и нацеленность на результат.

Управление субличностями

Согласно психосинтезу, каждый человек имеет множество субличностей. Работая с ними, ты можешь приблизиться к познанию своего истинного, высшего я. Таких субличностей может быть очень много. Они появляются, когда ты ассоциируешь себя с каким-то состоянием. Например, говоришь: «я уставшая». В теле есть усталость, это твои ощущения, но ты как бы сливаешься с ними и появляется субличность тебя усталой. Она ведёт себя определённым образом, это как маска или роль.

Пока ты в субличности, она руководит твоим поведением и даже сценарием. Психосинтез предлагает бороться с субличностями и брать своё поведение под контроль сознательного я. Если ты почувствуешь, что есть ты, а есть ощущение усталости, что усталость – это не вся ты, а только одно из разных ощущений, ты выходишь из роли этой субличности. Есть ты, твоё Я, и отдельно ощущение усталости.

Или, например, ты испытываешь тревогу. Когда она захватывает тебя, с ней очень трудно справиться. Порой люди бояться самой тревоги, так она завладевает сознанием и управляет поведением. Или боятся боли, любой – эмоциональной или физической. Очень часто растождествление с субличностью помогает восстановить равновесие.

Помни, ты – не тревога. И ты – не боль. Ты – это ты. И у тебя есть немного тревоги, немного страха, радости, злости, голода, усталости и так далее. А так же, даже когда ты чувствуешь сильную боль и тебе кажется, что ты утонула в ней, на самом деле боль – не вся ты. Её может быть много, но кроме неё всегда есть что-то ещё. Есть ощущения в теле, есть чувства к другим людям, обязанности и желания, мысли и сны.


Image by Gerd Altmann from Pixabay

Очень часто человек попадает в трудные ситуации из-за конфликта между субличностями. Их становится много и каждая требует места. Желания разных субличностей создают противоречия и напряжение. Иногда человек не может даже сразу осознать их. Только заболев, например, может задуматься, что что-то не так в его жизни. Например, одна субличность злая и хочет отдохнуть, всё бросить. А другая субличность – ответственная мама или профессионал, он хочет быть хорошим, полезным и добиваться многого.

Такое противоречие раздирает человека изнутри. «Помирить» субличности можно, разделив себя, свои состояния и истинные желания и приоритеты. Ты можешь выбрать, какой личностью ты сама хочешь быть, к чему стремишься.

Контроль над различными элементами личности

После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом:

Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.

Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя растождествили.

В этом принципе заключен секрет нашей свободы и нашего порабощения. Каждый раз, когда мы отождествляем себя со слабостью, виной, страхом, любой другой своей эмоцией или побуждением, мы ограничиваем и сковываем себя. Каждый раз, когда мы говорим «я в унынии» или «я раздражен», мы все больше отдаем себя во власть депрессии или гнева. Мы сами налагаем на себя данное ограничение; мы сами заковываем себя в цепи. Но если мы при тех же обстоятельствах скажем, что «меня пытается захлестнуть волна уныния» или «мною пытается овладеть вспышка гнева», ситуация резко изменится. Теперь в ней будут участвовать две противостоящие силы: с одной стороны, наше бдительное «я», а с другой — уныние или гнев. И бдительное «я» не потерпит их вторжения: оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния или гнева: оно может увидеть их причины, предусмотреть их нежелательные последствия и осознать их необоснованность. Нередко этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление таких сил и выиграть битву.

Но даже если эти силы окажутся на какое-то время сильнее, если сознательная личность поначалу будет захвачена их натиском, бдительное «я» никогда не будет побеждено до конца. Оно может отойти во внутреннюю крепость и в ожидании благоприятного момента готовиться там к контрнаступлению. Оно может проиграть ряд сражений, но если оно само не поднимет руки и не сдастся, окончательный исход дела сомнений не вызывает: в конце концов оно одержит победу.

Далее, вместо того, чтобы раз за разом отражать идущие из бессознательного атаки, мы можем воспользоваться более основательным и решительным методом: мы можем обратиться к глубинным причинам этих атак и выкорчевать проблему с корнем. Эта процедура может быть разделена на две фазы:

a. Разложение вредных комплексов или мыслеобразов на элементы.

b. Управление высвобождаемыми энергиями и их использование.

Психоанализ показал, что сила этих комплексов и мыслеобразов состоит главным образом в том, что мы их не сознаем. Нередко после того, как они выявлены, поняты и разложены на составные элементы, они перестают нас тревожить. Во всяком случае, после этого мы можем защищаться от них гораздо более эффективно. Для разложения на элементы необходимо воспользоваться методами «опредмечивания», «критического анализа»

и«различения»

. Иными словами, нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать, откуда они взялись, какова их природа и — насколько они глупы. Это не значит, что энергию, присущую их проявлениям, следует подавлять или сдерживать; нужно лишь управлять ею, переводя ее в конструктивное русло.

Как известно, чересчур критичное и аналитическое отношение к своим чувствам и эмоциям способно сковывать и даже убивать их. Эту способность критического отношения, применяемую нередко во вред нашим высшим чувствам и творческим возможностям, следует использовать для освобождения от нежелательных импульсов и тенденций. Однако критический анализ иногда бывает недостаточным. Некоторые устойчивые тенденции, некоторые витальные элементы нашего существа упорно продолжают существовать, сколько бы мы их не осуждали и не отрицали. В особенности это касается сексуальных и агрессивных побуждений. Отсоединяясь от того или иного комплекса или отклоняясь от своего прежнего русла, они приводят нас в состояние возбуждения и, беспокойства и могут найти для себя новый, но столь же нежелательный выход.

Поэтому такие силы не следует пускать на самотек, их нужно направлять на какието безвредные или, еще лучше, конструктивные цели: разного рода творческую деятельность, перестройку личности, содействие психосинтезу. Но для того, чтобы это стало возможным, мы должны начинать с центра; мы должны утвердить и наделить силой объединяющий и руководящий Принцип нашей жизни

Методы психосинтеза

В психосинтезе работа начинается с низшего бессознательного и продолжается в иерархичной последовательности. Сначала «вскрываются» самые ранние, детские комплексы. Это травмы первого года жизни, самые сильные. То, что происходит с человеком в доречевой период, влияет на его судьбу очень сильно. Ведь трудно раскопать и изменить то, что усвоено на уровне ощущений, а не мыслей. У младенца ещё нет речи.

После работы с комплексами и глубинными инстинктами можно переходить к среднему и высшему бессознательному. Эта богатая область может открыть тебе твои ресурсы, способности и таланты, которые ты не знала. Можно узнать о своём предназначении, истинном призвании. Это большое творческое начало в человеке.


Фото автора Daisy Anderson: Pexels

Техники развития воли

Наряду с психосинтезом ученый практиковал так называемую позитивную психологию. Этому поспособствовала работа с солдатами, вернувшимися после окончания Первой Мировой Войны. Основным направлением этой работы было развитие воли к позитивным изменениям. На эту тему будет написана книга «Акт воли», но выйдет она уже после смерти Ассаджиоли в 1974 году. Надо сказать, что методики тренировки воли он испытал на себе. Имея еврейские корни ученый подвергся гонениям со стороны режима Муссолини и даже сидел в тюрьме. И в это непростое время он тренировал свою волю, чтобы не отчаяться и продолжать работу.

Прежде, чем приступить к упражнениям по развитию воли, необходимо простимулировать и эмоционально подкрепить свое желание. Для этого проделайте подготовительные упражнения:

  1. Представьте все неприятные моменты, которые случились с вами из-за отсутствия воли. Подумайте, что может произойти из-за этого в дальнейшем. Составьте список. Прочувствуйте негативные эмоции, связанные с этим.
  2. Теперь, наоборот. Что даст вам развитая воля, чего вы сможете добиться, какие чувства это вызывает? Запишите это.
  3. Представьте, как имея сильную волю, вы добиваетесь всех целей, как реализуете задуманное, как вы успешны.

Упражнения для развития воли

  1. Воли в обыденной жизни. Соблюдайте режим сон-бодрствование, работа-отдых, следите за эмоциями и не реагируйте негативно. Помните правило: я контролирую эмоции, а не наоборот.
  2. Физические упражнения. После пробуждения найдите 10 минут для элементарной Воспитание гимнастики, регулярно совершайте прогулки на свежем воздухе в любую погоду, не ищите оправданий. Не стоит нагружать себя интенсивными тренировками, особенно, если вы к ним не готовы. Упражнения должны развивать терпение, спокойствие, ловкость.

Комментарии к упражнениям

Чтобы энтузиазм не угас, и упражнения по развитию воли достигли цели, не надо доводить все до педантизма или делать все и сразу. Начните с малого и отмечайте ваш успех ежедневными записями. Относитесь к этому как к игре. Это не отразится на эффективности, а только уменьшит сопротивление бессознательного и приблизит вас к победе над собой.

Растождествление

Так же, как и с субличностями, отождествление работает со всем, что владеет сознанием человека. Это основной принцип психосинтеза – освободить человека от всего, что не даёт ему раскрыть своё высшее Я. Любой процесс, комплекс, мысли, чувства может захватывать сознание и управлять поведением. Человек всегда может отделить себя от процесса. Именно этот внутренний стержень – то, на что нужно опираться и делать выбор.

Человек может выбирать путь развития, выбирать, как реагировать и жить. И он может стать той личностью, которой захочет. Главное, не сворачивать с нужного пути. Человек теряет себя, если отождествляет себя только с телом, или только с интеллектом. Или выбирает только социальные роли. Личность – всегда шире.

Синтезируя себя, разделяя на разные части, ты можешь изучить все свои сильные и слабые стороны. Те субличности, которые дают мощность, энергию, ресурс, ты можешь возглавить, дать им больше пространства. Но главная всегда ты – твоё высшее я.

Психосинтез – это кропотливое изучение себя. Снимая роли, маски и установки, как шелуху, слой за слоем, ты доберёшься до глубин своего сознания. На этом пути ты раскроешь все свои лучшие качества и стратегии, справишься с минусами и прикроешь слабые стороны. Познавая себя, с помощью психосинтеза, человек обретает целостность и гармонию.

Книги

Книг у Ассаджиоли написано было немного: «Психосинтез», «Акт воли», «Типология психосинтеза», «Трансперсональное развитие», «О духовном кризисе»; но более сотни статей опубликовано в научных журналах. Он не любил тратить время академическую работу, а предпочитал консультации пациентов и преподавание.

Это был не только известный ученый, но и любознательный человек. До самой смерти он не останавливался в самообразовании и исследовательской деятельности. Ассаджиоли был скромен и не сыскал всемирной славы. Но его учения живут и сегодня и активно используются в психологии и психотерапии, все более пополняясь новыми исследованиями.

«Аутогенная тренировка – профилактика неврозов»

В последние годы аутогенная тренировка (АТ) с успехом применяется не только для терапии неврозов, но и при стенокардии, психофизиологической реабилитации постинфарктных больных, вегетососудистых дистониях, начальной стадии гипертонической болезни, нейродермитах и других заболеваний. АТ способствует снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных процессов в организме. При этом нормализуется сон, улучшается настроение, происходит активация всей личности человека.

Заниматься аутогенной тренировкой лучше всего сидя или лёжа в тихой и спокойной обстановке. Первая стадия АТ – включает в себя пять упражнений.

  • Вызывание ощущения тяжести.
  • Вызывание ощущение тепла.
  • Регуляция ритма сердечной деятельности.
  • Регуляция дыхания.
  • Влияние на органы брюшной полости.
  • Влияние на сосуды головы.

Все упражнения выполняются с закрытыми глазами, формулы самовнушения повторяются только на выдохе. После выполнения упражнений рекомендуется посидеть спокойно в течение одной минуты и лишь за тем выводить себя из состояния аутогенного погружения, произнося формулу: «Согнуть руки, глубоко вздохнуть, на выдохе открыть глаза». На освоение каждого упражнения отводится около 2 недель, а на весь курс – 3 – 4 месяца.

Когнитивная психотерапия

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Библиотерапия

Важный показатель оценки эффективности библиотерапии – интерес пациента к чтению. В случае его снижения можно судить об ухудшении состояния здоровья.

Существуют разные типологии эффектов и функций терапевтического метода:

  1. Информационные функции. Чтение дает информацию, повышает уровень знаний при одновременном снижении страха перед неизвестным. Эта функция присуща научной литературе.
  2. Образовательная функция. Чтение приносит взгляды и мнения, повышающие образование.
  3. «Зеркальная» функция». Читатель сравнивает взгляды автора со своими взглядами, на основании этого сравнения изменяя свое собственное мнение.
  4. Идентификационные функции. Читатель находит пример или идентифицирует себя с персонажем.
  5. Очищающая функция. При чтении книги может произойти психологическое очищение (катарсис). Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы произведение могло выполнять такое очищение, а читатель был готов испытать катарсис во время чтения.
  6. Эстетическая функция. Книга действует на читателя эстетически.
  7. Релаксационная функция. Обеспечение расслабления, релаксации.

Cхема личности

Все эти исследования и разработки дают такую массу материала, что вполне можно попытаться внутренне согласовать его и синтезировать. Если мы соберем твердо установленные факты, достоверные и хорошо проверенные сведения, а также достаточно аргументированные объяснения, не обращая внимания на перегибы и теоретические надстройки различных школ, то получим многомерную концепцию человеческой личности; будучи далекой от совершенства и завершенности, эта концепция представляется нам более содержательной и близкой к действительности, чем предшествующие.

Чтобы проиллюстрировать данную концепцию, мы воспользуемся приведенной ниже схемой. Разумеется, это схематическое и крайне упрощенное изображение, способное дать лишь структурное, статическое, едва ли не «анатомическое» представление о строении нашего внутреннего мира, тогда как более важен и существенен именно динамический его аспект. Однако здесь, как и во всякой науке, шаги должны быть последовательными, а уточнения постепенными

Имея дело с такой пластичной и неуловимой реальностью, как наша психическая жизнь, важно не терять из виду главные ее направления и существующие между ними коренные различия; в противном случае многочисленные детали могут заслонить от нас целостную картину и помешают осознать значение, назначение и ценность различных ее частей

С учетом этих оговорок и ограничений карта нашего внутреннего мира выглядит следующим образом:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]